Также и приходская реальность оказалась другой. Если в Парагвае основа прихода — это потомки эмигрантов в третьем-четвертом поколении, люди укоренившиеся, являющиеся в большинстве членами единой Ассоциации русских и детей потомков АРИДЕП, то в Лиме пришлось столкнуться с раздробленностью диаспоры из постсоветского пространства. Это коснулось и православной Общины, благородные порывы и действия по организации православной Общины части людей, недостаточно воцерковленных и объединенных личными отношениями, вошли в трения с правилами канонического устройства приходской жизни. Процесс, в общем-то, естественный для живого организма, которым является Церковь, и постепенно все приходит в норму.      — Как вы отнеслись к назначению на приход, отделяющий вас от России Тихим океаном? — Опыт и закалка, приобретенные во время служения в течение четырех лет в командировке в Магаданской епархии, помогли безбоязненно отправиться сначала в Парагвай, а потом в Перу. Тем более что г. Магадан тоже, как и Лима, находится на берегу Тихого океана, так что хотя берегов и не видно, но, выходя на набережную в Лиме, я теперь знаю, что там, за горизонтом, находится Дальний Восток России. — Как проходит молитвенная и повседневная жизнь вашего прихода? На каком языке проводятся богослужения? Существуют ли какие-то храмовые традиции, особенности, то чего не увидишь у нас на приходах? Есть что-то такое, что привносит Перуанская культура в православное богослужение? — Молитвенная жизнь налажена и вошла в русло. В течение года приобретя место для богослужений, мы организовали богослужения по субботним и воскресным дням. Большая часть прихожан приходит в воскресные дни, после литургии — встреча прихожан и гостей Общины за чаем. Радует, что эти встречи посещают и туристы, приехавшие в Перу, узнают о нас из интернета. Богослужения проводятся на церковнославянском языке, так как основной причиной выделения Общины из греческого прихода, в котором службы проходят на испанском, и было желание проводить богослужения на церковнославянском.

http://pravoslavie.ru/99742.html

Стоит упомянуть, что ряд наиболее выдающихся церковных учителей этого периода: Ерма , Иустин Мученик , Афинагор, Климент Александрийский , Ориген , Тертуллиан , Арнобий и Лактанций – были либо мирянами, либо не более чем пресвитерами. Ерма , написавший одну из наиболее популярных и авторитетных книг ранней церкви, вероятно, был мирянином; должно быть, мирянином был и автор гомилии, известной как Второе послание Климента Римского , полный греческий текст и сирийский перевод которого был недавно обнаружен; представляется, что он отделяет себя и своих адресатов от пресвитеров 171 . §43. Новые церковные должности Распространение церкви, развитие ее культа и тенденция к иерархической помпезности привели к увеличению количества церковных должностей, низших по отношению к диаконам, которые составляли ordines minores. Около середины Ш века, судя по упоминаниям, уже существовали следующие новые должности. 1 . Помощники диаконов, или иподиаконы 172 ; заместители и ассистенты диаконов; единственная из подчиненных должностей, для которой требовалось формальное рукоположение. По поводу их значимости есть разные мнения. 2 . Чтецы 173 , которые читали Писание на собрании и отвечали за хранение церковных книг. 3 . Аколуфы 174 , помощники епископов в исполнении их официальных обязанностей и во время процессий. 4 . Экзорцисты 175 , которые молитвой и возложением рук изгоняли злых духов из одержимых 176 и из новообращенных и часто присутствовали при крещении. Их сила издавна считалась безвозмездным даром Святого Духа. 5 . Регенты хора 177 , отвечавшие за музыкальную часть литургии, псалмы, благословения, ответы и т.п. 6 . Привратники, или церковные сторожа 178 , которые заботились о сохранности молитвенных помещений, а позже о церковной территории. 7 . Помимо них, в более крупных церквях были также катехисты (учителя), а там, где не понимали языка, на котором шло богослужение, переводчики; но обычно перевод делался пресвитерами, диаконами или чтецами. Епископ Корнелий Римский (умер в 252) в послании о расколе новатиан 179 упоминает следующие должности своей церкви: сорок шесть пресвитеров, что, вероятно, соответствует количеству молитвенных домов христиан в городе; семь диаконов, по образцу Иерусалимской церкви ( Деян. 6 ); семь иподиаконов; сорок два аколуфа и пятьдесят два экзорциста, чтеца и привратника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Важным наблюдением С. Паренти является названная им «молитвенная атрофия» – замирание творческого процесса в создании молитв и неспособность порождать новые тексты. Написание молитв было активным процессом до IX в., многие видные деятели христианской Церкви – прп. Ефрем Сирин , патриарх Герман I – составляли молитвы и циклы молитв. C IX в. начинают активно сочиняться гимнографические произведения, а молитвотворчество отходит на периферию литературной деятельности. Молитвенная атрофия проявляется в том, что старые и вышедшие из употребления молитвы начинают использоваться в другой функции, при этом они подвергаются редактуре (иногда незначительной), но новых молитв не создается [Паренти 2009: 3–26]. Исследования перечисленных выше ученых были положены в основу типологического изучения славянского перевода литургии. Опираясь на историю греческого чинопоследования, на основные этапы его исправления, мы выстраивали типологическую классификацию славянских литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого . В отечественной науке исследование состава Евхология, его региональных вариантов и типов, началось в середине – второй половине XIX в., когда стали организовываться путешествия и экспедиции ученых в древние монастыри Византийской империи с целью собирания и изучения литургических рукописей. Одним из первых таких исследователей и собирателей богослужебных рукописей был епископ Порфирий Успенский (1804–1885). В результате его путешествий по Востоку им была собрана внушительная коллекция греческих и славянских кодексов, среди которых имеются евхологии – греческий евхологий рубежа IX–X вв. (РНБ, Греч. 226) и листки из Синайского глаголического евхология (РНБ, Глаг. 2), содержащие самый древний фрагмент славянских литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого . В дальнейшем поездки на Восток, на Афон и на Балканы с целью приобретения рукописей осуществлялись П. И. Севастьяновым, который привез евхологий X в. (РГБ, Sev. gr. 474), архимандритом А. Капустиным, А. Ф. Гильфердингом, В. И. Григоровичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все подобного рода письма побуждали христиан к стойкости, но вместе с тем в них высказывались и мнения по вопросам дисциплины, в частности, о покаянии тех, кто проявил недостаточную твердость в вере, особенно в периоды гонений 756 . Послание Дионисия Коринфского афинянам, община которых потерпела большой ущерб в ходе недавних гонений на христиан, побуждало их к вере и жизни по Евангелию 757 Евсевий сохранил для нас целую подборку таких посланий, видимо, найденных в архиве Коринфской Церкви, которые он называет «вселенскими», то есть адресованными всем христианам 758 . К концу II века отношения между отдельными церквами уже не были делом частной инициативы: общины начали устанавливать постоянные связи друг с другом, собираться на синодах или съездах епископов для решения актуальных задач, например, проблемы монтанизма 759 или спора по поводу празднования Пасхи 760 . Синод епископов Азии отлучил еретиков от церковного причастия. Решение синода было сообщено другим церквам, поскольку оно касалось всей Церкви, имело вселенское значение 761 . Однако единство и вселенский характер Церкви не предполагали ее единообразия. Христианизация проводилась с учетом особенностей народов, принимавших крещение, их языка и культурных различий. Вероучение, чтобы стать понятным каждому, должно излагаться на его родном языке. Так, письменный сирийский язык начался тогда, когда на разговорный язык народа перевели Священное Писание и когда этот язык стал языком молитвенных собраний верующих. Однако это многообразие не было простым сложением особенностей разных народов – оно скорее служило апелляцией к творческим потенциям всех, взаимным обогащением при сохранении верности единству веры, единому Господу. Церковь времен Игнатия и Пофина, Поликарпа и Иринея по своей сущности была одной и той же, но вместе с тем и разной. Какие контрасты наблюдались внутри нее! Стремительность распространения христианства в Малой Азии лишь оттеняла, как мы уже видели, замедленность этого процесса на Западе, в землях латинского языка. Восток христианизировал Запад, Смирна дала христианство Лиону. Хотя все христианские общины приняли в качестве языка общения греческий, многие ли по-настоящему понимали его? На каких только языках не говорили в гаванях Карфагена и Антиохии! Африка поначалу колебалась, но вскоре сделала выбор в пользу латыни. В Лионе Иринею приходилось переводить Евангелие «на варварские диалекты», дабы сделать его понятным галлам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Меры церковного правительства в отношении к культу могут быть весьма разнообразны: устроение достаточного, удовлетворяющего потребностям населения, числа храмов, наблюдение за их архитектурой, а также за обрядовой стороной богослужения и за пением, наблюдение за иконописанием, допущение разноместных обрядов, канонизация святых, признание мощей и чудотворных икон без допущения при этом недобросовестной эксплуатации религиозного чувства обманщиками, установление праздников и постов, принятие мер к обеспечению воскресного покоя трудовому люду, устроение религиозных процессий, паломничеств и крестных ходов, воспрещение в известные дни общественных увеселений и проч. Средоточие и важнейший акт христианского богослужения есть литургия, обедня, в католической церкви месса, так как во время этого богослужения совершается Евхаристия, которая обеими церквами – и восточной, и западнокатолической – рассматривается не только как таинство, совершающееся при наличности причащающихся (как в евангелич. церкви), но и как жертва, благодарственная и умилостивительная, приносимая священником за живых и умерших. Литургия, по общему правилу, совершается в храме, но в случае необходимости может быть совершена на антиминсе в часовне, молитвенном доме и даже в простых домах. С большей частью таинств связывается целый ряд постановлений юридического характера. Крещение, которое, с богословской точки зрения, есть благодатное возрождение человека очищением его от следовательно способ приобретения церковной правоспособности. В первые времена христианства оно совершалось только над взрослыми и приурочивалось к большим праздникам (пасхе и пятьдесятнице). В настоящее время дети христианских родителей крестятся вскоре после рождения – в православной церкви чрез троекратное погружение, на западе чрез обливание или окропление. Из обличительных посланий митрополитов Киприана и Фотия (конца XIV и начала XV в.) видно, что в Новгороде и Пскове сильно развита была практика крещения чрез обливание. По общему правилу, крещение совершается приходским священником, но по нужде и мирянином, даже женщиной, напр. повивальной бабкой. В этом отношении русская практика сближается с западной, так как на греческом востоке женщинам безусловно не дозволяется совершать крещение. Из католической церкви, через требник Петра Могилы , проникло к нам условное крещение в случае сомнений в том, совершено ли было крещение над младенцем, напр. подкинутым,– собственно говоря, плод латинской казуистики (древняя Русь, как видно из ответов на вопросы Кирика, не знала его, как не знала его и древняя церковь вообще, см. пр. 83 карфаг., повторенное в 84 трул.). При крещении принимают на себя обязанность попечения о религиозном воспитании крещенных особые поручители или восприемники, которых по обычаю бывает не менее двух разного пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Беседа старца Паисия с паломниками. 1992 г. С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения.По молитвам старца Паисия, по его благословению все произошло, как он и предсказывал. Сейчас это небольшой монастырь в центре Москвы с афонским уставом, где живут братия. На месте деревянного забора стоит огромная монастырская стена, за ней здания подворья, и никто даже представить сегодня не может, что там была территория со множеством гаражей. Со старцем Паисием я встречался неоднократно и в дальнейшем, и все вопросы, с которыми к нему обращался, я успешно разрешал, пользуясь его благодатными наставлениями. После беседы с ним и его молитвы я сразу же получал утешение и духовное удовлетворение от беседы — чувствовалось вдохновение и желание трудиться. Я много раз убеждался, что все его предсказания очень быстро исполнялись, если строго следовать его наставлениям. Когда старец говорил, что нужно делать, это звучало не как относящееся к какому-то конкретному случаю, хотя это были ответы на конкретный вопрос, но они имели отношение к жизни в целом. Его наставления касались принципов и основ всей твоей жизни — на перспективу: на чем ты должен строить свою деятельность, свое отношение к людям, к миру; как ты должен вести себя в дальнейшем, — словом, определение жизненной программы. Поэтому встречи со старцем Паисием были встречами с Божественным Промыслом. Я его слова никогда не забываю и очень благодарен Богу за то, что удостоил меня не только видеться со старцем, но и пользоваться его наставлениями. К слову сказать, однажды я стал свидетелем такой картины: наша беседа уже подходила к концу и вдруг к нему в архондарик приходит целая группа генералов греческой армии — человек 12 солидных мужчин, военных. Преподобный Паисий Святогорец Так, наверное, и должно быть в православной стране, когда высокие руководители, высший комсостав армии советуются с благодатным афонским старцем, садятся на эти пенечки и говорят с ним о своих проблемах. Меня это очень впечатлило, я вспомнил слова преподобного Силуана Афонского, говорившего, что все нестроения в стране происходят из-за того, что перестают слушать старцев. Не просто старших, опытных, а тех, кто имеет богопросвещенный, благодатный ум, дарования свыше, которые имел старец Паисий, чьи советы были истинными, благодатными.Весь мир, вся вселенная стоят на молитвах святых. Старец Силуан Афонский говорил, что мир будет стоять до тех пор, пока земля будет рождать святых. Один из таких великих святых старцев и есть старец Паисий. Я говорю «есть», потому что и сейчас его почитатели имеют с ним непосредственную молитвенную связь. Я знаю молодых людей, которые очень верят в эту связь и действенную помощь старца Паисия, хотя они знают его только по наставлениям, по книгам, которые сейчас издаются. Надо сказать, что старец с очень большим вниманием относился к молодым людям, очень любил с ними беседовать, так что не удивительно, что и нынешним он помогает.

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatyimi/

В случае с Серафимом Саровским было все иначе. — Действительно, такой порядок существовал. И процесс причисления к лику святых зависел от Священноначалия: обретение мощей, сбор чудотворений и прославление. В отношении старца Серафима все происходило по-другому. Как мы уже говорили, по благословению епископа Виталия (Иосифова) началось восстановление мемориальных мест, связанных с именем преподобного, сбор свидетельств «благодатных даров и чудес иеро­монаха Серафима». Как писал протоиерей Петр Смирнов: «Обилие чудес по молитвенному предстательству преподобного Серафима было так велико и так ясно указывало волю Господню об его прославлении, что уверенность в святости великого саровского подвижника была общим убеждением православного народа, утвержденным по рассмотрении во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельств этого важного дела и высшею церковною властию, и уже после сего удостоверения в святости подвижника Святейший Синод положил открыть и всечестные останки приснопамятного старца Серафима» . В престольный праздник Саровской пустыни, 15 августа 1902 года, в монастырь прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Димитрий (Ковальницкий) с предписанием от Святейшего Синода провести «доверительное» освидетельствование захоронения отца Серафима. В гробу были обнаружены скелетированные останки старца в истлевших монашеских одеяниях, с медным крестом на груди. Нетленных мощей не оказалось, что вызвало некоторое брожение в умах в российском обществе, рождение различных толкований результатов обследования: от версии, что мощи не были обнаружены и гроб оказался пустым, до — мощи обнаружены, но не отца Серафима. Сомнений в правильности определения места захоронения преподобного у владыки Димитрия не было, и в докладе о результатах своей поездки в Саров он на основании документов из истории Греческой Церкви убедил Святейший Синод, что освидетельствование мощей — кощунство, тленность мощей не является помехой к прославлению. Несмотря на то что к единому мнению члены Синода не пришли, возобладало решение причислить отца Серафима к лику святых Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/152598.html

Своды храма оглашаются громким пением воскресных тропарей (поют то по-гречески, то по-арабски). Православные арабы ведут себя весьма своеобразно и крайне непривычно с точки зрения русского христианина, пляшут, прыгают, сидят друг у друга на плечах. Бьют в барабаны, беспрерывно кричат на своем языке: «Наша вера правая, наша вера православная!» Таким бурным способом выражают ликование, восторг и своего рода молитвенное призывание Благодатного Огня. Крестный ход трижды обходит вокруг Кувуклии, и вот процессия останавливается перед запечатанными дверьми Кувуклии. Патриарший даргоман снимает со Святых Врат восковую печать. Она тут же разделяется на множество мелких частиц и разбирается верующими. Два архимандрита с иеродиаконом снимают с Патриарха атрибуты Патриаршего достоинства, а также верхнее облачение. Без митры и всех пастырских отличий (в одном подризнике) Патриарх кланяется народу. Его осматривают — нет ли чего-нибудь воспламеняющегося. Он берет в руки пучки свеч. В храме наступает полнейшая тишина (до самого схождения Благодатного Огня). Под пение «Свете Тихий…» открываются двери и он входит в Кувуклию примерно в час дня по местному времени. За ним входят армянский Патриарх и коптский Епископ. Но вовнутрь пещеры Гроба Господня входит один Иерусалимский Патриарх. Они же остаются в Пределе Ангела в качестве наблюдателей за происходящим. С ними несколько священнослужителей, которые должны будут после свершившегося чуда вынести из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, а также потушить Благодатный Огонь и вынести все приготовленное для его схождения со Гроба. В глубочайшем волнении и благоговении Патриарх склоняется над Гробом Господним и в полнейшей тишине читает от лица всех православных христиан особые молитвы о снисхождении Благодатного Огня, Святого Света. Следуют волнующие минуты — целый век трепетного ожидания. Гробовое молчание многотысячной толпы. Вопрос в душе каждого христианина: неужели из-за меня, моих грехов не сойдет Свет Божий, Огонь Благословенный.… Только человек, сам переживший эти минуты, может понять состояние ожидающих Небесного Чуда.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

—293— что он устраивал ночные собрания из мужчин и женщин, на которых все молились совершенно обнаженными, т. е. значит, его обвиняли в том, что он всенощные бдения превратил в афинские вечера. Но Герцог склоняется к мнению, что все эти обвинения неосновательны. Личность Прискиллиана пользовалась высоким почетом у лиц, знавших его, его останки были бережно погребены его почитателями, его именем клялись, как и именем Божиим. Современные и близкие по времени писатели не подтверждают обвинений, возводимых на Прискиллиана. Факт же молитвенных ночных собраний, если он и был, несомненно имел не только безгрешную, но и богоугодную форму. Прискиллиан был правоверующим, его погубили фанатизм и суеверие других. Он, по мнению Герцога, так же мало был склонен не подчиняться законам церковным, как не склонен был не подчиняться государственной власти. Когда он был подвергнут обвинению, он в письме к Дамасу просил только беспристрастного собора, на котором он своему обвинителю и вместе товарищу епископу Гидатию мог бы дать ответ и представить возражения. Когда он увидел, что он будет бесполезной жертвой фанатизма, он апеллировал к государю, ставя тем себя и своих искреннейших друзей на императорский суд, хотя он и мог чувствовать, что там он не найдет никакой правды. Он был законнейшим епископом Авилы, и его церковь держалась его и после того, как его враги покрыли его таким позором и привели к смерти. Вторая статья, «Школа Иерофея» принадлежит профессору Лангену. Начало ее было напечатано в журнале за прошлый год. В настоящей статье, представляющей собой окончание, автор прежде всего говорит о характере и цели дионисиевых произведений. Несомненно, что школа Иерофея усвоила себе язык греческих мистерий и язык неоплатоников, но несомненно также что язык произведений Дионисия не отличается существенно от языка церковного предания. В дионисиевых произведениях христианское учение облечено в неоплатоническую форму. Дионисиевы произведения, по мнению Лангена, представляют собою попытку противопоставить языческому неоплатонизму

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Церковь предлагает нам молиться, в частности, по молитвослову, это не мертвый канон, не формула успеха. Это предложение размышлять, приглашение к диалогу. Чтобы мы, увидев, постарались принять. Чтобы мы, увидев, прочитав этот текст, постарались соразмерить его слова, его идеи с собой, соотнести с собой, своим внутренним состоянием и потребностями. Как музыкант учит гаммы: он не играет гаммы публике, не выражает свои чувства гаммами, он, даже став композитором, не пишет гаммы. Он пишет музыку. Но чтобы его сердце могло родить мелодию, он должен настроить его на ноты, перевести в ноты настроение, научиться складывать из нот музыкальную пьесу. Молитвы – это тексты, которым уже очень-очень много лет. Они существуют в церковной практике: по-латыни, по-гречески, по-церковнославянски. Есть в русских переводах. Другое дело, что сейчас не существует некоего утвержденного общепринятого русского перевода. Но это не значит, что, по-русски прочтенная, та или иная молитва будет Богом не услышана. Конечно, нет. Более того. Наверное, неправильно говорить о том, что вообще какая-то молитва может быть не услышана Богом. Бог слышит любую молитву. Вопрос в том, слышим ли мы Его ответ и готовы ли этот ответ принять. Вопрос в том, собственно говоря, а будет ли от Бога ответ – ответом нам будет молчание. Ведь в молчании тоже может заключаться ответ. Мы это знаем по общению с другими людьми, по взаимоотношениям в семье. Не существует людей, не способных к духовной жизни. Просто зачастую мы об этом не задумываемся. Но в процессе, иногда многолетнем, обращения к Богу человек меняется. Вынужденно меняется. Он постепенно становится другим, начинает понимать, чего он просит, зачем просит. А иногда начинает понимать, что, вообще-то, не того просит в течение многих лет. Как известно, в православии одним из основных текстов молитвенных является так называемся Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя, грешного». Коротко, предельно коротко, хотя это полноценная молитва и существует достаточно большое количество ее объяснений, толкований, объяснений всех значений. В том числе каким образом нужно ее совершать: с земными поклонами и т.д. Но самое главное в этой молитве – чувство постоянного присутствия Бога, постоянное предстояние Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/kak-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010