В Крыму к 650-летию армянского монастыря Сурб-Хач проводится его масштабная реставрация 10 июля 2008 г. 10:28 В этом году на реставрацию армянского монастыря Сурб-Хач и создание сопутствующей инфраструктуры из бюджета республики выделено более 7 миллиона гривен (свыше 35 миллионов рублей). Об этом 8 июля сообщил председатель Верховной рады Автономной республики Крым (АРК) Анатолий Гриценко на выездном совещании по подготовке торжественных мероприятий, приуроченных к 650-летию комплекса Сурб-Хач, сообщает крымское информационное агентство «КИА». По словам спикера крымского парламента, на проведение реставрационных работ из республиканского бюджета в этом году направлено порядка 3 млн грн (в прошлом году эта цифра составляла 1,2 млн грн), на строительство дороги — 4 млн грн, а на проведение линии электропередач – 800 тыс грн. Как отметил Анатолий Гриценко, подъездная дорога к монастырю будет сдана 22 июля, линия электропередач — к 15 июля, работы в трапезной завершатся к 29 июля, а в келье — к концу текущего года. По мнению Анатолия Гриценко, восстановление армянского монастыря сделает Крым еще более привлекательным. «Наша задача восстановить этот объект, что сделает Крым еще более привлекательным, так как монастырь Сурб-Хач — значимая достопримечательность Крыма», — отметил Анатолий Гриценко. В свою очередь председатель Совета министров АРК Виктор Плакида отметил высокое качество проводимых восстановитеьных работ. «Реставрационные работы — очень хорошего качества. Все делается очень хорошо, потому что есть некое святое отношение к святому объекту», — подчеркнул Виктор Плакида. Крымские власти пригласили президентов Украины Виктора Ющенко и Армении Сержа Саркисяна на празднование 650-летия монастырского комплекса Сурб-Хач. Об этом корреспонденту Крымского информационного агентства сообщил председатель Совета министров АРК Виктор Плакида. «Я надеюсь, что высокие лица примут наше приглашение и будут присутствовать 29 июля на торжественном праздновании, приуроченном к 650-летию монастырского комплекса Сурб-Хач», — сообщил Виктор Плакида. При этом он отметил, что окончательно пока неизвестно, смогут ли высокопоставленные лица посетить торжественные мероприятия в Крыму. Церковь монастыря Сурб-Хач (в переводе с армянского «Святой Крест») построена в 1358 году в период армянской колонизации в Крыму. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 — братский корпус с кельями для монахов. Сурб-Хач расположен в 3-х км от города Старый Крым. РИСУ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433992.htm...

Католикос Гарегин II поблагодарил эмира Шарджи за содействие в реставрации монастыря Агарцин и строительстве армянского храма в ОАЭ 28 ноября 2008 г. 12:39 Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II, в ходе состоявшегося в понедельник визита в Объединенные Арабские Эмираты, встретился с членом Высшего Совета ОАЭ, принцем эмирата Шарджа шейхом Султаном бин Мохаммедом аль Касими. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина. Приветствуя Патриарха, эмир Шарджи с особой теплотой отозвался о своей поездке в Армению три года назад. Именно тогда шейх посетил монастырь Агарцин и был настолько впечатлен его красотой, что принял решение предоставить необходимые для реставрации и благоустройства монастыря более 1,7 млн. долларов. В свою очередь, Гарегин II высоко оценил отношение властей ОАЭ к представителям местной армянской диаспоры. В частности, Католикос поблагодарил шейха за содействие в строительстве армянской церкви в Шардже и за финансирование реставрационных работ монастырского комплекса IX века Агарцин в Тавушской области Армении . Эмир высоко оценил потенциал армян, проживающих на Ближнем Востоке. «Армяне благочестивы, склонны повышать свою образованность и привержены к наукам, что особо ценится в армянских семьях», — сказал принц. Он также отметил, что последовательно осведомляется о ходе реставрационных работ монастыря Агарцин. В ходе встречи собеседники коснулись важности межрелигиозного диалога, толерантности к иным религиям и культурам в ОАЭ. Во встрече принимали участие глава епархии Армянской Апостольской Церкви в Дамаске епископ Армаш Налбандян и главный банкир эмирата Шарджа Варужан Нергизян. Название монастыря Агарцин, расположенного в окрестностях курортного Дилижана, в переводе означает «игра орлов». Его первые скромные строения датируются IX веком. Основные памятники монастыря сохранились до нашего времени. Самая древняя постройка комплекса — церковь Сурб Григор (XI в.), которая снаружи имеет прямоугольную, а изнутри — крестообразную форму. В -XIII вв. перед входом в церковь был построен притвор, именуемый по-армянски гавит. Он был возведен над усыпальницей, расположенной перед входом в церковь. Четыре мощные колонны и восемь полуколонн поддерживают сводчатый купол здания. На куполе находится световое отверстие — ердик, которое играло роль дымохода в древнеармянских зданиях. Наружные стены выложены из гладких сероватых камней; внутри здание имеет богатое убранство. Одинаковые архитектурные элементы выглядят совершенно по-разному, будь то колонны, оконные проемы или своды. Все вокруг украшено барельефными узорами, изображениями людей и птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/495080.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План монастыря [арм. ], монастырский комплекс, расположенный к юго-востоку от г. Ван (обл. Рштуник, пров. Васпуракан, ныне на территории Турции). Состоит из Верхнего В. (на высоком юж. склоне горы Вараг) и Нижнего В. (у ее зап. подножия). основан в 653 г. отшельниками, жившими на горе Вараг, после обретения части Св. Креста, к-рую, согласно преданию, прмц. Рипсимия спрятала в пещере горы. Обретение сопровождалось появлением 12 световых колонн, к месту чуда поспешили наряду с др. паломниками католикос Нерсес III (Строитель) (641-661/62) и воевода Вард Рштуни, на месте явления они возвели ц. Сурб Ншан (Св. Знамения). Св. Кресту посвятили праздник Варага Сурб Хач (Явление (или Обретение) Св. Креста на горе Вараг), отмечаемый Армянской Апостольской Церковью между 25 сент. и 1 окт.; в его честь Нерсес III сочинил шаракан (церковное песнопение). После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим Арцруни перевез Св. Крест из В. в Севастию (совр. Сивас), где его сын Атом основал мон-рь Сурб Ншан. После смерти в 1025 г. царя Сенекерима его тело было перенесено и погребено в В., туда же была возвращена и святыня. 2-й раз, опасаясь набега султана Хорасана Джалаледдина Мангуберти в 1231 г., Св. Крест перевезли в царство Кюрикидов (сев. часть совр. Армении), где возник мон-рь Нов. В. Развитие В., почитавшегося в Васпуракане больше Ахтамара , было связано с царским покровительством, об этом свидетельствует т. н. Евангелие Млке (IX в.), подаренное мон-рю царицей Млке, женой Гагика Арцруни, о чем сказано в колофоне рукописи 922 г. В 946 г. игумен В. был избран католикосом армян (Анания I Мокаци). Мон-рь процветал в XIII в. После монг. нашествия был восстановлен в 20-50-х гг. XIV в. В XVII в. В. перестраивался после землетрясения 1648 г. и к главной церкви был пристроен 4-столпный гавит (притвор) с 2 церквами по сторонам и 3-арочным портиком. В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (католикос Мкртич I Ванеци в 1892-1907), он добился прямого подчинения В. К-польскому арм. патриарху и развернул активную культурно-просветительскую деятельность. Им была основана школа с европ. нормами обучения, где преподавал и арм. писатель-романист Раффи (1835-1888); в 1880 г. на базе школы открылось сельскохозяйственное училище, куда были приглашены преподаватели из Европы, мон-рь приобрел новые угодья для учебной практики. В. неоднократно подвергался разбойным нападениям, особенно в 1896 г., в 1915 г. был покинут. Ныне пребывает в руинах.

http://pravenc.ru/text/154069.html

Над пучковыми подкупольными пилонами высятся уходящие в перспективу стрельчатые арки, верхние украшены рельефными ячейками, вост.- рядом арочек с символическими геометрическими мотивами. От парусов выступают протомы - символы евангелистов. Выше орнаментального кольцевого карниза - цилиндрический барабан с аркатурой на сдвоенных колонках, повторяющей внешнее убранство арм. церквей. Фронтальная стенка алтарного возвышения набрана ромбовидными и треугольными блоками с изящной резьбой. Снаружи храм выглядит еще богаче. Основной объем огибает традиц. аркатура, включающая в свой ритм фасадные ниши. Нек-рые арки 3-лопастные, а над повышенными центральными арками возносятся рельефные кресты. В середине зап. из них - оригинальное по иконографии и стилю изображение Распятия: на боковых ветвях креста - крупные птицы. Члененный пучковыми колоннами барабан увенчан зонтичным шатром. В гранях барабана - орнаментированные розетки, рипиды, библейские образы и сюжеты. В нишах 2 граней зап. стороны - князья-ктиторы, возносящие над головами модели церкви, между ними - композиция «Грехопадение», над к-рой под щипцом грани - образ Христа. На юж. гранях - коленопреклоненные молящиеся фигуры, обращенные к Богоматери, под щипцом центральной грани. Тонкое плетение растительного орнамента треугольных фронтонов, обрамлений окон, рипид сочетается с обобщенно-стилизованными изображениями фигур. Гавит перекрыт структурой сводов на скрещивающихся арках, его центральная ячейка - сталактитовым сводом со световым проемом, над к-рым снаружи возвышается 6-колонная ротонда. Богатой резьбой и полихромной кладкой оформлены порталы. По оценке А. Л. Якобсона, «этот уникальный памятник… следует считать энциклопедией армянской архитектуры XIII века». Лит.: Якобсон А. Л. Из истории арм. средневек. зодчества: Гандзасарский мон-рь//Исслед. по истории культуры народов Востока: Сб. в честь И. А. Орбели. М.; Л., 1960. С. 145-158; он же. Гандзасар. Ереван, 1987; Карапетян Б. Рельефы Гандзасара//ИФЖ. 1974. 3. С. 258-262 (на арм. яз.); Hasrat " yan M. , Thierry M. Le couvent de Ganjasar//REArm. P., 1981. T. 15. P. 289-316; Улубабян Б. А. Гандзасар. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Ulubabian B. , Hasratian M. Gandzasar. Mil., 1987. P. 91-123; Cuneo P. Architettura агтепа: dal IV al XI sec. R., 1988. Vol. 1. P. 443; Manukian S. Gharabagh. Mil., 1988. P. 31, 104-105. Ill. 45-48; Акопян Г. Искусство средневек. Арцаха. Ереван, 1991. С. 44-46 (на арм., рус. и англ. яз.). А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана

http://pravenc.ru/text/161643.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНДЗАСАР [арм. букв.- гора сокровищ(а)], мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. Церковь Сурб-Ованнес Мкртич и гавит мон-ря Гандзасар. Вид с северо-востока Церковь Сурб-Ованнес Мкртич и гавит мон-ря Гандзасар. Вид с северо-востока Церковь Сурб-Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя) возведена в 1216-1238 гг. кн. Арцах-Хачена Хасаном Джалалом. Строительство гавита Г. начато в 1261 г. супругой Хасана Мамкан и завершено их сыном Атабак-Иване в 1266 г. В 1271-1301 гг. Г. приобрел значительные вклады. Ок. 1400 г. Г. стал центром Албанского Католикосата (составная часть Армянской Церкви). В 1462 г. Бегум-хатун, супруга султана племенного объединения Кара-Коюнлу Джахан-шаха, утвердила права Г. и освободила его от податей; в 1487 г. Якуб-падишах, султан Ак-Коюнлу, также освободил мон-рь от податей. С сер. XV по сер. XVI в. владения Г. расширились. Восстановительные работы проводились в 1551, 1628-1633, 1653, 1781 гг., в 1689 г. была построена трапезная. В XVIII в. Г., являвшийся очагом арм. культуры, стал центром национально-освободительного движения. В 1783 г. собравшиеся тут князья и духовенство составили письмо рус. ген. кн. Г. А. Потёмкину с обещанием помощи при освобождении Карабаха от персид. ига. После утверждения рус. владычества (1813) в 1815 г. Гандзасарский (Албанский) католикосат был переименован в митрополию, центр к-рой в 1836 г. переместился в Шушу. В 1898 г. в Г. построено 2-этажное здание школы. В 1923 г. Г. был закрыт, служба в ц. Сурб-Ованнес Мкртич возобновлена в 1988 г. Церковь и гавит, пристроенный к ней с запада, составляют ядро архитектурного ансамбля. Церковь крестообразная, с помещениями, расположенными в 2 ярусах в углах постройки, славится резным убранством. Композиционными особенностями и мотивами близка к арм. церквам в мон-рях Арич (1201) и Ованаванк (между 1216 и 1221).

http://pravenc.ru/text/161643.html

Н.- единственный арм. мон-рь, строительство к-рого связано с именами средневек. зодчих - Сиранеса и Момика ; их имена упоминаются в надписях с определением «вардпет» (архитектор). Сиранес известен также строительной деятельностью в мон-ре Аратес, он отмечен в надписи на стеле у Алидзора. Момик, который славился также как писец и миниатюрист, в 1321 г. возвел церковь в Арени (в 10 км от Н.), его считают архитектором ряда др. построек. Возведенную мастерами 3-ярусную церковь Буртелашен отличает необычное архитектурное решение: квадратный зал гавита первоначально построен 4-колонным, но затем колонны были ликвидированы и гавит приобрел целостное перекрытие в виде сомкнутого свода со сталактитовым шатром с окулусом. В результате этой перестройки над входом было создано сдвоенное окно с рельефом на внешней стороне тимпана. Церковь Буртелашен - один из последних шедевров средневек. арм. архитектуры, ее отличают не только своеобразное ярусное решение, оригинальные перекрытия (складчатое, готического типа в нижнем ярусе), но и на редкость гармоничные пропорции, а также единство архитектурной, скульптурной и орнаментальной пластики (типологические аналогии см. в ст. Момик ). Огромную ценность для истории армянского искусства составляют высокохудожественные произведения скульптурной пластики на стенах храмов Н.- свидетельство мастерства Сиранеса и Момика как скульпторов. Особо выделяются приписываемые Момику рельефные композиции в тимпанах окна и портала по оси зап. фасада гавита Буртелашена. Рельефы сопровождают пояснительные надписи. Верхний из них - с изображением Бога Отца, благословляющего десницей и придерживающего голову Адама. Слева - Распятие и образ прор. Даниила. На нижнем тимпане - Пресв. Богородица с Младенцем и прор. Исаия, держащий свиток с текстом (Ис 7. 14). Не менее выразительны рельефы на тимпанах (см. в ст. Момик ). Как и на гавите, верхний рельеф решен в ракурсе и объемно, что рассчитано на восприятие с дальнего расстояния. С рельефами в 4 тимпанах гармонично сочетаются широкие, скульптурно оформленные арки порталов с характерными для той эпохи мотивами сталактитов и зигзага.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в. Разрез. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в. [арм. ], сооружение церковно-гражданского назначения перед входом в арм. храм, служившее местом для погребений (после запрета хоронить в церкви, согласно канону католикоса Саака Партева (387 или 388-425)), залами для монастырских и светских собраний, обучения и, возможно, проведения особых служб, т. к. в нек-рых были апсиды у вост. стены, а также алтарные возвышения (мон-ри Гегард , Кечарис). Г. приписывается в т. ч. функция помещения для оглашенных, однако в отличие от нартекса визант. церквей наличие Г. при арм. храмах не являлось обязательным и его нередко пристраивали позднее. Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г. Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г. Наиболее ранние из известных Г. являлись простыми сводчатыми залами перед церквами в мон-рях X в. (Ваанаванк, Гндеванк). Ок. 1038 г. был возведен 4-столпный Г. в мон-ре Оромос (см. ст. Армения ); такой тип стал основополагающим для архитектурных композиций XII-XIII вв., когда Г. строили почти во всех мон-рях. Обычно Г. имел площадь большую, чем церковь, но уступал ей по высоте. Пространство 4-столпного Г. было разделено приземистыми круглыми или гранеными столбами и системой арок на 9 почти равновеликих ячеек, перекрытия к-рых отличались разнообразием решений и богатством декора. Центральные (реже др. ячейки) были перекрыты шатрами в виде усеченной пирамиды или сомкнутого 8-гранного свода со световым фонарем. Грани шатра украшали рельефными изображениями крестов, рипид (Сагмосаванк), иногда сюжетными композициями (сцена прославления Бога и Церкви в Г. мон-ря Оромос). В нач. XIII в. распространение получили каменные «сталактитовые» шатры, набранные из ступенчато нависающих рядов скульптурных элементов. Угловые и боковые секции перекрытий Г. были плоскими или сводчатыми. Нек-рые части перекрытий раскрашивали белым и красным цветом. Снаружи объем Г. был решен посредством крупных плоскостей, не отражающих внутреннего деления. Гладкие стены включали редкие окна, но имели богато оформленные порталы, иногда высотой во всю стену ( Гандзасар , Нораванк). Над световым проемом в центре кровли помещалась ротонда на колонках. Иногда эти проемы и соответствующие им ротонды были широкими и служили звонницами (Ованаванк). В XIII-XIV вв. распространение получили 2-колонные и бесстолпные Г. со сводами на перекрещивающихся арках, сооружались отдельные образцы с сомкнутым сводом (Нораванк) и 3-нефные Г. ( Санаин ).

http://pravenc.ru/text/161231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННАВАНК [арм. (?)(?)], средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения). Согласно «Хронографии» Закарии Канакерци, бывшего послушником в монастыре в XVII в., 1-я церковь на территории обители была построена при ап. Фаддее. По его же сообщению, св. Григорий и царь Трдат III Великий вложили в древний храм Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) частицу мощей этого святого. Местность в IX-XI вв. принадлежала князьям Пахлавуни, а после изгнания сельджуков - Захаридам (роду Закарянов), к-рые в нач. XIII в. пожаловали часть земель княжескому роду Вачутянов, оказывавшему покровительство мон-рю. В XVII в. обитель была культурным и образовательным центром со скрипторием и школой. Рукописи, происходящие из О., хранятся в Матенадаране. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. постройки мон-ря были возрождены как действующие храмы выходцами из Муша. В 1919 г. при землетрясении обрушились значительная часть юж. стены и вся верхняя часть главного храма. В нач. XX в. гавит (притвор) лишился сев. части зап. фасада, на что указывает новая кладка с фрагментом аркатуры. В 70-90-х гг. XX в. главный храм был восстановлен. Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г. Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г. Монастырский архитектурный ансамбль представляет собой компактный комплекс из 4 сооружений, сложенных из блоков красного и темного туфа, обнесен крепостной стеной с башнями (XIII-XVII вв.) с севера, запада и юга. Его вост. сторона с апсидами 2 церквей выходит к уступу ущелья р. Касах подобно постройкам мон-рей Сагмосаванк и Аствацнкал, расположенных выше по течению реки на той же стороне ущелья. Ансамбль состоит из однонефной базилики (IV-V вв., верх перестроен в 553 и после землетрясения 1679) с углубленной вост. апсидой, внешне имеющей прямоугольные очертания, и главного крестово-купольного храма Сурб-Карапет (1216-1221), к зап. фасадам которых пристроен 4-столпный обширный гавит (1250-1251). С северо-запада к фасаду базилики и сев. стене гавита примыкают 2 асимметричные в плане пристройки, датировка и назначение к-рых неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2578121.html

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада Из повествования т. н. продолжателя Товмы Арцруни (после X в.) известно, что на А. имелось не менее 5 церквей и часовен. Храм Сурб Хач (Св. Креста, 915-921; длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м, зодчий Мануэл) - архитектурный тип тетраконха с угловыми нишами, композиционно восходит к ц. св. Эчмиадзин в Зорадире (пров. Васпуракан). Сохранилось 2 слоя фресок. В росписи барабана представлена история Адама и Евы, в куполе, вероятно, было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста»; внизу, в 3 ярусах, представлен обширный цикл, иллюстрирующий земную жизнь Иисуса Христа. Последовательность расположения фресок отличается как от визант., так и от зап. программ росписи: композиция «Второе пришествие Иисуса Христа» над входом юж. экседры является прототипом визант. редакции «Страшного Суда». Необычно присутствие в храме царской ложи в виде богато оформленной антресоли в юж. апсиде, куда вели внешние лестницы. Наружные объемы юж. и сев. апсид и диагональных ниш имеют многогранное членение. Фасады украшены объемными рельефами в 4 регистра, к-рые по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке» (С. 203). На фасадах представлены образы из Свящ. Писания, персонажи, связанные с распространением христианства в Армении, представители рода Арцруни, а также изображение виноградной лозы, опоясывающей храм, сцены сбора винограда, охоты, пира, бегущих диких животных. Посвящение храма отражено в композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном зап. фасада, по сторонам от к-рого представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. В 1316 г. к северо-востоку от храма возведена часовня, в 1763 г. с юга пристроена высокая колокольня, с запада четырехколонный гавит . К юго-востоку от храма расположено кладбище с многочисленными хачкарами XIII-XVII вв. Среди сооружений выделяются также порт с высокой плотиной и крепостной стеной над ней, тачар (шумер. букв.- большой дом, храм, дворец) - несохранившаяся купольная постройка с дворцом Гагика.

http://pravenc.ru/text/77218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШАВАНК мон-рь в с. Гош обл. Тавуш Республики Армении, в исторической пров. Арцах. Его основатель — политический деятель, ученый, писатель Мхитар Гош (при содействии кн. И. Закаряна (Мхаргрдзели)) отстроил в 1188 г. на месте разрушенного землетрясением мон-ря Гетик новый мон-рь — Нор-Гетик, к-рый после смерти Гоша (1213) стал называться Г. В XIII в. Г. являлся крупным духовным и культурным центром Армении, имел скрипторий. При мон-ре существовало высшее учебное заведение (в источниках называется школой, ун-том, семинарией), из стен к-рого вышли выдающиеся деятели Церкви, учителя, в их числе — Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении». В этот период мон-рь получил в дар земельные угодья, деньги, книги. В 1242–1250 гг. князья Закаряны продали Г. за 40 тыс. дукатов выходцу из г. Карина парону Умеку, в собственности его потомков мон-рь пребывал ок. 100 лет. За упадком, постигшим Г. с XIV в., последовало временное оживление в XVII в.; в кон. XIX в. мон-рь прекратил существование. Первая деревянная церковь Г. не сохранилась. Архитектурный ансамбль мон-ря сформировался в кон. XII — 1-й пол. XIII в. В 1191–1196 гг. была возведена главная ц. Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы; архит. Мхитар Плотник) — купольный зал с примыкающим к апсиде купольным квадратом и с приделами в 2 ярусах по сторонам апсиды. На освящение церкви супруга ктитора кн. Вахтанга Атеркеци, Арзухатун, подарила вышитую ею с дочерьми завесу с образами Спасителя и святых, к-рая, по свидетельству Гандзакеци, поразила очевидцев. Перед храмом в 1197–1203 гг. тем же зодчим был построен большой 4-колонный гавит. Гош основал еще неск. церквей, в т. ч. на холме к югу от мон-ря часовню-мавзолей Сурб-Амбардзман (Воскресения), где он и был похоронен. В 1254 г. рядом с усыпальницей возвели купольную церковь с кубовидным основным объемом. В 1231 г. к югу от ц. Сурб-Аствацацин была сооружена типологически схожая с ней ц. Сурб-Григор. В 1237–1241 гг. кн. Григор Тга вплотную к юж. стене гавита главной церкви возвел маленькую сводчатую ц. Сурб-Григор Лусаворич (св. Григория Просветителя), украшенную насыщенным резным декором. Снаружи здание огибает аркатура, завершающаяся на углах фасадов полуарками. Ее архивольты, как и элементы портала, покрыты ажурной резьбой. В интерьере выделяется изящная аркатура апсиды, завершенная геометрической плетенкой, и пилястры, украшенные мелкими витыми каннелюрами и валиками. В кон. XIII в. по сторонам от входа в церковь были установлены 2 больших каменных креста-хачкара (мастер Погос; юж. крест, отличающийся особой филигранностью резьбы, в 1935 перенесен в Гос. музей истории Армении, Ереван).

http://pravenc.ru/text/546363.html

  001     002