Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг. художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в. Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

http://pravenc.ru/text/153851.html

Одзунский монумент. VI–VII вв. Фрагмент Одзунский монумент. VI–VII вв. Фрагмент В мон-рях с X в. начали формироваться композиции притворов - гавитов , имеющих церковный, мемориальный и светский (школы, залы собраний) характер и реализующих в камне архитектурные особенности жилого дома (четырехколонный гавит Оромоса, 1038, и др.). В монастырских комплексах возводились школы (галерея Магистроса в Санаине, 2-я пол. XI в.), книгохранилища (Санаин, 1063), залы-реликварии (Оромос, 1229, 1277) и др. сооружения. Новое развитие получило мемориальное зодчество, на смену рельефным стелам пришли хачкары - плоские вертикально устанавливаемые памятники на пьедесталах, лицевая сторона к-рых имела рельефное изображение «процветшего» креста. Мемориальные постройки этой эпохи отличаются типологическим разнообразием: качающийся столб в Татеве, нач. X в.; двухъярусная церковь-мавзолей в Цахац-каре, 1041 г.; триумфальная арка у мон-ря Оромос, до XI в. фланкированная 2 башнями, верхние ярусы к-рых - центральнокупольные часовни. Хачкар. IX в. Макенис (Эчмиадзинский мон-рь) Хачкар. IX в. Макенис (Эчмиадзинский мон-рь) Однако основным достижением IX-XI вв. следует считать стилистическое совершенствование архитектурных форм. Интерьеры церквей приобрели большую компактность и устремленность вверх; сечение внутренних опор уменьшилось, арки сузились и приобрели стрельчатую форму. Полукружия апсид в отдельных случаях оформляли «хорами» - стройной аркатурой с нишами, фасадные стенки резко повысившихся алтарных возвышений украшали орнаментальными плитами с тонкой резьбой. Храмам, связанным со столичной традицией зодчества, свойственны изящество и элегантность оформления фасадов аркатурой. Более декоративную роль стали играть фасадные ниши, иногда вписываемые в аркатуры. Характерные для багратидской эпохи пучковые столпы и пилястры, стрельчатые арки, перспективные порталы, по мнению исследователей (Й. Стржиговский, Ю. Балтрушайтис), предвосхитили позднероманский и готический стиль в Европе. В убранстве и структуре порталов с горизонтальным орнаментированным сандриком сказывается влияние эллинистических мотивов.

http://pravenc.ru/text/76104.html

К северу и югу от Католике стоят 2 однотипные более поздние (вероятно, ок. сер. XI в.) постройки меньших размеров. Северная, наполовину разрушившаяся при землетрясении 1883 г. композиционно и по внешнему оформлению аркатурой считается уменьшенной копией Католике. В неск. десятках метров к западу от них раскопками 1954-1956 гг. выявлены остатки профилированного цоколя и внутренних стен круглого храма, изнутри представлявшего собой тетраконх с 4 комнатами между рукавами. В 1924 г. Т. А. Тораманян высказал предположение о существовании этой церкви ( Егиазарян. 1957. С. 37); ближайшая аналогия - ц. Сурб-Саркис (св. Сергия) мон-ря Хцконк (1024). Поэтому не исключено строительство круглой церкви М. ранее Католике и даже церкви Хцконка. Не ранее нач. XIII в. перед Католике был построен большой 4-столпный жаматун (гавит), сохранились основания стен и отпечаток перекрытия на зап. стене церкви. Между гавитом и круглой церковью обнаружена часовня-усыпальница. В М. был водопровод, его фрагмент обнаружен к западу от гавита. Т. н. верхний мон-рь расположен на холме, к северу от нижней группы построек. От него сохранились остатки крестообразной купольной церкви XI в. На территории монастырского кладбища к востоку от нижней группы построек в 1954 г. обнаружена капитель, напоминающая образцы из Двина VI-VII вв., что свидетельствует о существовании здесь сооружений задолго до основания М. Ист.: Собрание ист. хроник Самуэла Анеци. Вагаршапат, 1893. С. 108 (на арм. яз.). Лит.: Brosset M.-F. Les ruines d " Ani, Capitale de l " Arménie sous les rois Bagratides, aux Xe et XIe s.: Histoire et description: Atlas général. St.-Pb., 1861. Pl. XXXII; Мхитарянц А. Описание мон-ря Мармашен в Шираке. Вагаршапат, 1870 (на арм. яз.); Алишан. Ширак. Венеция, 1881. С. 147-154 (на арм. яз.); Егиазарян О. Мармашенский мон-рь и его эпиграфика//Эчмиадзин. Ереван, 1957. 5. С. 35-43 (на арм. яз.); Таманян Ю. А. Реставрация мон-ря Мармашен//Эчмиадзин. 1971. 5. С. 50-56 (на арм. яз.); он же. Памятникам новую жизнь. Ереван, 1988. С. 58-60. Ил. 18а, б; Cuneo P. L " architettura della scuola regionale di Ani nell " Armenia medievale. R., 1977. P. 18; idem. Marmasen// Cuneo P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. P. 260-264; idem. Le couvent de Marmasen et l " école architectural d " Ani//REArm. 1992. Vol. 23. P. 419-471; Мармашен - 1000//Ушардзан (Памятник). Ереван, 1993. Вып. 2. С. 160-161 (на арм. яз.); Сагумян С. Мармашенский монастырь. Вагаршапат, 1998 (на арм. яз.); Асратян М. Мармашенский мон-рь//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 709-710 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562376.html

Тимпан портала ц. Катогике Тимпан портала ц. Катогике С запада к главной церкви до 1225 г. был пристроен просторный 4-столпный гавит , сев. стороной примыкающий к массиву скалы. Его центральная секция завершается сталактитовым шатром со световым проемом на вершине. 1-я пещерная церковь - Авазан (в пер. с арм.- бассейн) - высечена в 40-х гг. XIII в. к северо-западу от гавита зодчим Галдзагом на месте, где с античных времен бил родник. Скульптурный сталактитовый шатер высится над стрельчатыми перекрещивающимися арками, опирающимися на 8 полуколонн квадратного зала. Усыпальница княжеской фамилии Прошан и 2-я пещерная церковь высечены в 1283 г. к востоку от 1-й. Основной зал пространства усыпальницы, служащий притвором церкви, отделен от малого помещения, места захоронений, 2 арочными проемами. Световой поток из проема в своде освещает рельефы на стенах большого зала и монументальный горельеф над аркадой, представляющий, вероятно, герб Прошанов. В его центре - голова быка с цепью во рту, концами к-рой охвачены шеи 2 львов. Ниже по оси композиции - орел с раскрытыми крыльями и ягненком в когтях. Стена, обращенная к церкви, оформлена композицией из высокого креста и 2 порталов по сторонам от него: левый обрамляет глубокую алтарную нишу и украшен изображениями 2 сиринов с коронованными жен. головами; правый, ведущий в храм, содержит по сторонам арки фигуры с нимбами. Крестообразное пространство церкви 1283 г. обильно декорировано рельефами. Изящные пилястры, аркатура апсиды, сталактитовый пояс и рельефная паутина в ее конхе, сталактитовые паруса, аркатура барабана с имитацией широких окон, 12 растительных побегов на куполе, устремленных к единственному источнику света в его вершине и завершенных крупными гранатами, создают впечатление нерукотворности интерьера. Севернее усыпальницы и ярусом выше в той же скале сыном кн. Проша Папаком и его супругой Рузукан в 1288 г. сооружен жаматун (здание, структурно и функционально близкое к гавиту). Его пространственные формы детально имитируют характерный для этого типа сооружений (см. ст. Ахпат ) 4-колонный зал с купольным сводом в центральной секции. Г. является наиболее сложным скальным комплексом Армении, а по богатству и виртуозности исполнения резного декора не имеет равных среди восточнохрист. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/161842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИЧ [Аричаванк; арм. (?)(?), (?)(?)], арм. мон-рь, расположенный на высоком плато на склоне горы Арагац, в с. Арич (обл. Ширак, Республика Армения). Центр монастырского комплекса составляют 2 церкви и гавит (притвор), к северу от к-рых находятся жилые и хозяйственные постройки. На кладбище сохранились руины однонефной церкви V в. и стелы с раннехрист. сюжетными рельефами (ныне в ЕГИМА). Древнейшая из сохранившихся построек мон-ря - ц. Сурб Григор (2-я пол. VII в.) - тетраконх с широким купольным квадратом, миниатюрная копия храма в Мастаре (с 4-го ряда кладки перестроена в X в., купол XIX в.). Благодаря опеке князей Захаре и Иване Закаридов (Захаридов) положение мон-ря в кон. XII - нач. XIII в. во многом улучшилось. В 1201 г. была построена ц. Аствацацин (Богородицы), крестово-купольный храм с 4 двухэтажными приделами. Стройные пропорции интерьера подчеркнуты пучковыми подкупольными пилястрами. Верхние зап. помещения открываются в наос трехарочными проемами. Фасады декорированы стилизованными большими крестами из профилированных тяг, что характерно для архитектуры груз. храмов, но выполнено с большей строгостью, на вост. фасаде скульптурная группа из князей, ктиторов храма, поддерживает орнаментированную раму с ониксовой иконой Богородицы (XIX в.), вставленной на то место, где была установлена древняя модель храма. Двадцатигранный барабан храма с тройными колонками на гранях и розетками в простенках напоминает рипиды (развито в храме Гандзасара, 1216-1230). Храм венчает зонтичный шатер, восстановленный в 80-х гг. XX в., на зап. щипце помещен каменный макет храма. Четырехколонный притвор, отличающийся оригинальными сводами и порталом, богато украшенным резьбой, построен до 1224 г. В А. со 2-й пол. XIX в. неоднократно производились реставрационные и строительные работы. С 1850 г. А.- летняя резиденция Эчмиадзинского католикоса. Лит.: Мхитареанц А. История монастыря Арич. Тифлис, 1856; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 263-315; Джалалян А. Архитектурный комплекс Арича//ИФЖ. 1986. 2. С. 81-93; Cuneo P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Vol. 1. P. 248-253. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Нораванк [Новый монастырь], средневек. арм. мон-рь в обл. Вайоц-Дзор (Армения). Расположен в живописном ущелье одного из притоков р. Арпа, в исторической области Вайоц-Дзор пров. Сюник. Основанный в X в. вблизи древней ц. св. Фоки, приобрел известность в XII в. С нач. XIII до 1-й пол. XIV в. являлся резиденцией Сюникского митрополита, а также был некрополем княжеского рода Орбелянов, чем обусловлена застройка Н. репрезентативными сооружениями, 3 из к-рых являются усыпальницами. Основными источниками по истории Н. являются соч. «История области Сисакан» Степаноса Орбеляна, 230 надписей на стенах церквей, хачкарах, надгробных плитах, а также колофоны рукописей. Ансамбль мон-ря занимает относительно ровную площадку и состоит из сгруппированных воедино 4 построек и отдельно стоящей вертикальной доминанты - 2-ярусной церкви-усыпальницы. Древнейшая, зальная церковь Н.- Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) сооружена в 1105 г. из грубо тесанного камня сыном сюникского кн. Хасана еп. Ованнесом X Капанеци, при к-ром мон-рь приобрел поместья и вступил в пору расцвета. После того как церковь раскрыта раскопками 1982-1983 гг., прояснился вопрос об идентификации не только этой, первой, церкви мон-ря, но и примыкающей к ней с севера ц. Сурб-Степанос-Нахавка (первомч. архидиак. Стефана), к-рая была возведена в 1216-1221 гг. еп. Саргисом I и кн. Липаритом Орбеляном. Церковь Сурб-Степанос-Нахавка принадлежит к распространенному в то время типу купольной постройки, внутри - крестообразная, по углам в 2 яруса расположены приделы. Большой гавит перед ней, созданный в 1261 г. кн. Смбатом II Орбеляном, служил притвором и усыпальницей. В 1275 г. кн. Тарсаич Орбелян с севера от церкви Сурб-Степанос-Нахавка возвел церковь-мавзолей Сурб-Григор-Лусаворич (свт. Григория Просветителя; архит. Сиранес), где были похоронены Смбат II Орбелян, а позже Тарсаич и др. представители рода. В 1339 г. к юго-востоку от этой группы построек кн. Буртел Орбелян возвел 2-ярусную церковь-усыпальницу Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы), известную также под названием Буртелашен (т. е. построенная Буртелом; архит. Момик). Все постройки мон-ря возведены из белого известняка, который, как окружающие скалы, приобрел красноватый оттенок в результате окисления породы.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

К главному храму с севера и юга примыкают однонефные часовни. С юга расположен небольшой притвор; еще один притвор-гавит проходит вдоль зап. фасада. Высота и размеры пристроек соразмерны главной церкви, их силуэты органично вписываются в общую композицию ансамбля (возможно, временной разрыв между возведением этих частей постройки был небольшой). Трапезная находится в зап. части монастырского двора, у выступа скалы. Она выстроена из песчаника и булыжника, имеет сводчатое перекрытие. Некогда была украшена фресками, к наст. времени они почти полностью утрачены. Главный храм К. был полностью расписан. Значительная часть его фресок также осыпалась, под воздействием температуры изменились и некоторые красочные пигменты. Тем не менее иконографическая программа росписи читается и представляет собой цикл композиций. В конхе апсиды представлена Пресв. Богородица с Младенцем на троне и 2 архангелами (сохр. нижняя часть). В среднем регистре апсиды помещена сцена причащения апостолов Христом, указывающая на визант. традицию, к-рая была обязательной для армяно-халкидонитских росписей XIII в. (мон-ри Ахтала , Кобайр, ц. Тиграна Оненца). Все апостолы представлены в движении, с покрытыми ладонями (лучше сохр. правая часть композиции). В нижнем регистре с каждой стороны по 5 святителей (среди них Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский), которые держат раскрытые свитки с текстами на груз. языке. Узкое окно в центре апсиды делит композицию регистров на 2 части. На откосах окна изображены архангелы с рипидами; под окном - «Спас Нерукотворный». Ряд иконографических особенностей, а также 2-язычные (грузинские и греческие) надписи фресок К. подтверждают халкидонитское происхождение памятника. Сохранность фресок купола и барабана хуже. Эта часть разделена на 5 регистров. Л. А. Дурново (исследование 1943-1952) считала, что в центральной части купола была представлена композиция «Вознесение Христа». Н. Тьерри (исследование 80-х гг. XX в.) предполагал, что это было «Воздвижение Креста Господня» (аналогичные фрески находятся в Ишхани ). Здесь присутствуют 4 летящих ангела, солнце и луна. Ниже расположен регистр с 12 апостолами, Богородицей Орантой и 2 архангелами; далее - регистр с 16 пророками. Апостолы и пророки, во фронтальных позах, представлены попарно между окнами барабана. Замыкает композицию регистр с 10 сценами из жизни пророков, среди которых «Иов на гноище», «Борьба Иакова с Богом», «Вознесение прор. Илии», «Очищение уст пророка Исаии», «Неопалимая Купина» и др. На парусах изображены сидящие евангелисты.

http://pravenc.ru/text/1840151.html

Аменапркич. Хачкар. 1273 г. Аменапркич. Хачкар. 1273 г. Ц. Сурб Ншан (Св. Знамения, 972-991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка мон-ря, основана царицей Хосровануйш, женой царя Ашота III Багратуни. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи нач. XIII в. в алтаре (содержат арм. и груз. надписи) и 1313 г., от к-рой на юж. стене уцелело изображение ктитора кн. Хутлубуги. На вост. фасаде помещено скульптурное изображение сыновей ктитора, держащих в руках модель храма. В 1223 г. монастырский комплекс А. по приказу Иване Захаряна был обнесен крепостными стенами с башнями. В него вошли церкви Св. Григория и Богородицы, т. н. гавит Амазаспа (1257) - просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении, усыпальница рода Укананц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди к-рых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273), книгохранилище XI-XIII вв., трапезная (сер. XIII в.). Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, напр. в Карсе . В XI-XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в А. в X в. первым настоятелем мон-ря - известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели арм. науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованнес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В мон-ре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. А. славился своей школой миниатюристов. В XI в. при мон-ре возле ц. Сурб Ншан была построена б-ка, ставшая богатейшим собранием арм. средневек. рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В А. хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в наст. время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания мон-ря А.), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из А. в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, проч. считаются утраченными.

http://pravenc.ru/text/77212.html

Вертикальные оси восточного, южного и западного, ныне скрытого гавитом, фасадов акцентированы рельефными композициями - тяги полукруглого сечения, продолжающиеся от основания постройки до щипцов фасадов, образуют геометрическое симметричное оформление оконных проемов, завершенное вверху орнаментальными крестами. Подобный декор в Армении впервые встречается в ц. Аствацацин мон-ря Аричаванк (1201) и А. Л. Якобсон считает, что он соотносится с груз. традицией (соборы в Самтависи, XI в., в Икорте, 1271; вост. фасад храма Ахталы, нач. XIII в.). Декор 12-гранного барабана храма Сурб-Карапет восходит к декору памятников в окрестностях Ани времени Багратидов (ц. Сурб-Саркис в Хцконке, 1024; собор мон-ря Мармашен, 1029). Нижние углы основания зонтичного купола как бы опираются на пучки полуколонн, отмечающие ребра мощного барабана. Рельефные рипиды декорируют его глухие грани. Подобный мотив встречается в декоре барабанов ц. Аствацацин мон-ря Аричаванк и ц. св. Иоанна Крестителя мон-ря Гандзасар (1216-1230). Тимпан входного портала храма Сурб-Карапет украшен рельефом с редкой для арм. монументальной скульптуры композицией на сюжет евангельской притчи о разумных и неразумных девах. Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г. Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г. В 1250 г. к храму Сурб-Карапет с запада был пристроен гавит, сообщающийся и с древней базиликой. Надпись на его сев. стене сообщает, что заказчиком был Курда Вачутян, сын кн. Ваче. Это квадратное в плане сооружение с отверстием-окулусом в центре перекрытия, поддерживаемого 4 опорами, принадлежит к наиболее распространенному в XIII в. типу гавитов, восходящему к гавиту в мон-ре Оромос (1038). Он увенчан 12-колонной ротондой-звонницей, расположенной над световым окулусом. Предположение о том, что ее возвели в 1274 г., опровергнуто К. Г. Кафадаряном, изучавшим историю строительства мон-ря по надписям и выяснившим, что ремонт, произведенный в 1274 г., затронул лишь полы помещения. В плоские перекрытия компартиментов гавита вписаны декоративные рельефы (4-лучевая звезда, композиция из миниатюрных тромпов, кресты разных очертаний и профилей, сталактиты). В нижней части юж. стены гавита прорезано большое 2-частное окно, связывающее интерьер с живописным природным окружением мон-ря. В вост. стену гавита в интерьере врезаны, а также установлены вдоль стены хачкары XIII-XIV вв. с богатой орнаментикой.

http://pravenc.ru/text/2578121.html

Экспансия Византии, сопровождавшаяся переселением царских родов и значительного числа населения А., а также сельджукское нашествие в сер. XI в. прервали развитие монументального искусства. Его новый подъем приходится на рубеж XII-XIII вв. и связан с победоносной борьбой армян и грузин против тюрок-сельджуков. Монументальное строительство XIII-XIV вв. было предпринято в основном правителями А., высокопоставленными лицами Грузинского гос-ва братьями Закаре и Иване Закарянами (Захаридами, Мхаргрдзели), их вассалами и наследниками. Активное строительство церквей велось в крупнейшем городе страны - Ани. Но особое развитие получила архитектура мон-рей. Принципы планировки монастырских комплексов были весьма разнообразны - от следования прямоугольной структуре (Санаин, Кечарис, Гошаванк) до веерообразного (Ахпат) или живописного расположения зданий, учитывавших особенности местного рельефа. Мон-ри устраивались внутри (Ахтала, Татев) и вблизи (Гтчаванк) крепостей, на открытых пространствах (Кечарис), на лесистых склонах гор (Макараванк) и у отрогов скал (Гегард). В состав крупных комплексов входили неск. церквей и часовен, находившиеся перед ними гавиты (часто 1 гавит обслуживал 2 церкви), трапезная, книгохранилище и б-ка, колокольня, родовые мавзолеи и мемориальные памятники над княжескими надгробиями, жилые и различные хозяйственные постройки. Типология храмов сохранилась, но изменились их пропорции: значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер. Прекрасными образцами крестово-купольного храма с 4 угловыми приделами являются большие храмы нач. XIII в. в Ариче, Ованнаванке, Гандзасаре с просторным, светлым интерьером, рельефными украшениями фасадов. Сооружают и однонефные сводчатые церкви ( Дадиванк ), а также двухэтажные церкви-усыпальницы, завершаемые ротондой на колоннах (Амагу-Нораванк, Егвард, церковь-б-ка Гошаванка). Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Уникальной постройкой является ц. Зорац (Войсковая), имеющая лишь алтарную часть, открытую в сторону плато, служившего местом собраний.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001   002