Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План монастыря [арм. ], монастырский комплекс, расположенный к юго-востоку от г. Ван (обл. Рштуник, пров. Васпуракан, ныне на территории Турции). Состоит из Верхнего В. (на высоком юж. склоне горы Вараг) и Нижнего В. (у ее зап. подножия). основан в 653 г. отшельниками, жившими на горе Вараг, после обретения части Св. Креста, к-рую, согласно преданию, прмц. Рипсимия спрятала в пещере горы. Обретение сопровождалось появлением 12 световых колонн, к месту чуда поспешили наряду с др. паломниками католикос Нерсес III (Строитель) (641-661/62) и воевода Вард Рштуни, на месте явления они возвели ц. Сурб Ншан (Св. Знамения). Св. Кресту посвятили праздник Варага Сурб Хач (Явление (или Обретение) Св. Креста на горе Вараг), отмечаемый Армянской Апостольской Церковью между 25 сент. и 1 окт.; в его честь Нерсес III сочинил шаракан (церковное песнопение). После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим Арцруни перевез Св. Крест из В. в Севастию (совр. Сивас), где его сын Атом основал мон-рь Сурб Ншан. После смерти в 1025 г. царя Сенекерима его тело было перенесено и погребено в В., туда же была возвращена и святыня. 2-й раз, опасаясь набега султана Хорасана Джалаледдина Мангуберти в 1231 г., Св. Крест перевезли в царство Кюрикидов (сев. часть совр. Армении), где возник мон-рь Нов. В. Развитие В., почитавшегося в Васпуракане больше Ахтамара , было связано с царским покровительством, об этом свидетельствует т. н. Евангелие Млке (IX в.), подаренное мон-рю царицей Млке, женой Гагика Арцруни, о чем сказано в колофоне рукописи 922 г. В 946 г. игумен В. был избран католикосом армян (Анания I Мокаци). Мон-рь процветал в XIII в. После монг. нашествия был восстановлен в 20-50-х гг. XIV в. В XVII в. В. перестраивался после землетрясения 1648 г. и к главной церкви был пристроен 4-столпный гавит (притвор) с 2 церквами по сторонам и 3-арочным портиком. В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (католикос Мкртич I Ванеци в 1892-1907), он добился прямого подчинения В. К-польскому арм. патриарху и развернул активную культурно-просветительскую деятельность. Им была основана школа с европ. нормами обучения, где преподавал и арм. писатель-романист Раффи (1835-1888); в 1880 г. на базе школы открылось сельскохозяйственное училище, куда были приглашены преподаватели из Европы, мон-рь приобрел новые угодья для учебной практики. В. неоднократно подвергался разбойным нападениям, особенно в 1896 г., в 1915 г. был покинут. Ныне пребывает в руинах.

http://pravenc.ru/text/154069.html

Католикос Гарегин II поблагодарил эмира Шарджи за содействие в реставрации монастыря Агарцин и строительстве армянского храма в ОАЭ 28 ноября 2008 г. 12:39 Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II, в ходе состоявшегося в понедельник визита в Объединенные Арабские Эмираты, встретился с членом Высшего Совета ОАЭ, принцем эмирата Шарджа шейхом Султаном бин Мохаммедом аль Касими. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина. Приветствуя Патриарха, эмир Шарджи с особой теплотой отозвался о своей поездке в Армению три года назад. Именно тогда шейх посетил монастырь Агарцин и был настолько впечатлен его красотой, что принял решение предоставить необходимые для реставрации и благоустройства монастыря более 1,7 млн. долларов. В свою очередь, Гарегин II высоко оценил отношение властей ОАЭ к представителям местной армянской диаспоры. В частности, Католикос поблагодарил шейха за содействие в строительстве армянской церкви в Шардже и за финансирование реставрационных работ монастырского комплекса IX века Агарцин в Тавушской области Армении . Эмир высоко оценил потенциал армян, проживающих на Ближнем Востоке. «Армяне благочестивы, склонны повышать свою образованность и привержены к наукам, что особо ценится в армянских семьях», — сказал принц. Он также отметил, что последовательно осведомляется о ходе реставрационных работ монастыря Агарцин. В ходе встречи собеседники коснулись важности межрелигиозного диалога, толерантности к иным религиям и культурам в ОАЭ. Во встрече принимали участие глава епархии Армянской Апостольской Церкви в Дамаске епископ Армаш Налбандян и главный банкир эмирата Шарджа Варужан Нергизян. Название монастыря Агарцин, расположенного в окрестностях курортного Дилижана, в переводе означает «игра орлов». Его первые скромные строения датируются IX веком. Основные памятники монастыря сохранились до нашего времени. Самая древняя постройка комплекса — церковь Сурб Григор (XI в.), которая снаружи имеет прямоугольную, а изнутри — крестообразную форму. В -XIII вв. перед входом в церковь был построен притвор, именуемый по-армянски гавит. Он был возведен над усыпальницей, расположенной перед входом в церковь. Четыре мощные колонны и восемь полуколонн поддерживают сводчатый купол здания. На куполе находится световое отверстие — ердик, которое играло роль дымохода в древнеармянских зданиях. Наружные стены выложены из гладких сероватых камней; внутри здание имеет богатое убранство. Одинаковые архитектурные элементы выглядят совершенно по-разному, будь то колонны, оконные проемы или своды. Все вокруг украшено барельефными узорами, изображениями людей и птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/495080.htm...

В Крыму к 650-летию армянского монастыря Сурб-Хач проводится его масштабная реставрация 10 июля 2008 г. 10:28 В этом году на реставрацию армянского монастыря Сурб-Хач и создание сопутствующей инфраструктуры из бюджета республики выделено более 7 миллиона гривен (свыше 35 миллионов рублей). Об этом 8 июля сообщил председатель Верховной рады Автономной республики Крым (АРК) Анатолий Гриценко на выездном совещании по подготовке торжественных мероприятий, приуроченных к 650-летию комплекса Сурб-Хач, сообщает крымское информационное агентство «КИА». По словам спикера крымского парламента, на проведение реставрационных работ из республиканского бюджета в этом году направлено порядка 3 млн грн (в прошлом году эта цифра составляла 1,2 млн грн), на строительство дороги — 4 млн грн, а на проведение линии электропередач – 800 тыс грн. Как отметил Анатолий Гриценко, подъездная дорога к монастырю будет сдана 22 июля, линия электропередач — к 15 июля, работы в трапезной завершатся к 29 июля, а в келье — к концу текущего года. По мнению Анатолия Гриценко, восстановление армянского монастыря сделает Крым еще более привлекательным. «Наша задача восстановить этот объект, что сделает Крым еще более привлекательным, так как монастырь Сурб-Хач — значимая достопримечательность Крыма», — отметил Анатолий Гриценко. В свою очередь председатель Совета министров АРК Виктор Плакида отметил высокое качество проводимых восстановитеьных работ. «Реставрационные работы — очень хорошего качества. Все делается очень хорошо, потому что есть некое святое отношение к святому объекту», — подчеркнул Виктор Плакида. Крымские власти пригласили президентов Украины Виктора Ющенко и Армении Сержа Саркисяна на празднование 650-летия монастырского комплекса Сурб-Хач. Об этом корреспонденту Крымского информационного агентства сообщил председатель Совета министров АРК Виктор Плакида. «Я надеюсь, что высокие лица примут наше приглашение и будут присутствовать 29 июля на торжественном праздновании, приуроченном к 650-летию монастырского комплекса Сурб-Хач», — сообщил Виктор Плакида. При этом он отметил, что окончательно пока неизвестно, смогут ли высокопоставленные лица посетить торжественные мероприятия в Крыму. Церковь монастыря Сурб-Хач (в переводе с армянского «Святой Крест») построена в 1358 году в период армянской колонизации в Крыму. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 — братский корпус с кельями для монахов. Сурб-Хач расположен в 3-х км от города Старый Крым. РИСУ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433992.htm...

Как совершать пасхальный крестный ход? По окончании полунощницы, храм наполняется благоуханием, возжигаются все свечи, священослужители облачаются в полное светлое облачение, совершают троекратное каждение вокруг престола и начинают петь стихиру Воскресения: Воскресение Твое, Христе Спасе. Начальные слова этой песни возглашаются священнослужителями в затворенном алтаре, а не в открытых царских дверях; последние же слова той же песни: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе словити продолжают петь клирики или певчие, при чем отверзаются царские двери, и священнослужители выходят из алтаря царскими дверьми, неся крест с трикирием, Евангелие, икону воскресения Христова, кадило и становятся лицом на запад. В это время затворяются церковныя западные врата. По заключении западных церковных врат, священнослужители, в предшествии двух клириков, со свечами и, обыкновенно, с хоругвями, выходят северными дверьми в притвор. Устав велит сперва затворить западныя двери, т. е. ведущие из храма в притвор, а потом выйти в притвор северными дверьми. Чтобы понять такое предписание устава, нужно вспомнить, что в древних храмах устроялись три двери из притвора в церковь, из которых средние назывались «церковными», «великими», «красными», «царскими», а боковые — меньших размеров — северными и южными. Самый притвор имел вид крытой ходовой галлереи, примыкавшей к храму с трех сторон — северной, западной и южной. Выход из храма должен бы быть с полукруговым ходом, от северных дверей храма до западных (Истор. о раск. в Церкви Рос. преосв. Игратия. Спб. 1863 г., с. 63). Но так как на настоящем устройстве храмов, особенно теплых, единственный путь для входа в храм и выхода из него возможен чрез западные двери или притвор, примыкающий к храму с одной только западной стороны, то для обхождения храма обыкновенно выходят чрез западные двери в притвор и оттуда идут вокруг церкви к югу, востоку и северу и приходят опять в притвор. В некоторых местах кругом церкви обходят однажды, в других, как, напр., в древнейших обителях, трижды. После обхождения кругом церкви все останавливаются пред заключенными западными дверьми храма. Здесь, по обыкновенном каждении, начинается пасхальная утреня славословием Св. Троице; здесь же впервые и неоднократно раздается песнь: Христос воскресе; с этою же песнию настоятель с крестом и кадилом отверзает двери храма. И все выходят из притвора в церковь, залитую светом и наполненную благоуханием. По входе в храм, отверзаются все двери в алтаре и остаются не заключенными до конца пасхальной недели даже при совершении литургии (Р.д.С.П., 1880 г., Ср. 1894 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Первая от входа часть храма называется притвором (другие его названия – прихрамье и дом оглашенных). В древней церкви притвор предназначался для молитвы кающихся, обучения оглашенных и для совершения в нем некоторых служб (литии, часов, повечерия, полунощницы). Таким образом по своему первоначальному замыслу притвор является часовней, предваряющей сам храм. Притвор-часовня, церковно-убранный, необходим и в наши дни. В большие праздники из-за многолюдства молящихся трудно бывает найти место в храме, и сколько людей довольствуются скромным местом в притворе. Вот для них-то притвор и должен быть частью храма, украшенный иконами с горящими лампадами, с праздничной иконой, если не на аналое (из-за недостатка места), то вывешиваемой на стене. К сожалению, в большинстве храмов притвор находится как бы на положении бедного пасынка при богатом, сияющем храме. Почему-то считается, что притвор можно обращать в склад («рухлядную») различных вещей: лестниц, ведер, метел, катафалка для усопших, и т.п. В сельских храмах в притворе можно увидеть делянку дров, бидоны с маслом, мешки с огарками и прочее. Вполне понятно, что притвору нужно вернуть его первоначальное назначение как молитвенного помещения и вид церковной часовни (В кафедральном соборе г. Иваново в 1958 году притвор был заново окрашен, кроме стенной росписи, были развешаны по стенам наиболее чтимые иконы, перед которыми молящиеся зажигали свечи). Свечной ящик Не должен священник своим вниманием обойти так называемый свечной ящик храма. В некоторых церквах этот уголок Дома Молитвы становится вопиющим злом: местом шумных разговоров, громким звоном медяков, бесконечной суетливости. Корзины и мешки с просфорами, надписи о ценах на свечи или «таксы» за требы, витрины с иконами и крестиками, украшенные лубочными бумажными цветами – все это вносит в святой храм дух торгашества и противо-духовной атмосферы. Нельзя забывать, что Христос изгнал из храма торгующих и осудил делающих Божий храм домом торговли ( Ин.2:14–16 ). Свечной ящик в храме можно терпеть, как некую печальную необходимость, как дань земной плоти, но его следует возможно «облагородить» и направить на путь правильного служения. (В Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, во Владимирской церкви г. Н. притворы настолько обширны, что в нем находится свечной ящик, это очень содействует благоговейной обстановке в самом храме),

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней , на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой и малой формы куполами и крестами. У нас, в России, православные храмы строились лучшими зодчими, они являются украшениями населенных мест, святыней и гордостью народа и живыми памятниками русской истории. Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные по повелению Самого Бога ( Исх. 25:40 ), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и христианский православный храм разделяется на три части: алтарь («высокий жертвенник»), собственно церковь или храм, и притвор. 4.1. Притвор Первая от входа часть храма называется притвором , или предхрамием . Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или паперть . Внутренний притвор называется трапезной , такое название происходит от того, что в некоторых церквах, и особенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки. В древности притвор (внешний и внутренний) предназначался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму. Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христианского благочестия. Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию . Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря. Оглашенные разделялись на три степени: Все они могли стоять во внутреннем притворе. Кающиеся разделялись на 4 степени: а) Плачущие – это те, кто во время совершения Богослужения стоял на открытом месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению верующих молиться за них. б) Слушающие – это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Священного Писания и поучения, удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа: «Елицы оглашении изыдите».

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

храма, от Арх. твор., изд. 1832 г., Москва, л. 28 и Больш. Требн., гл. 107, нослед. на освящ. храма), потому что кроме них, в древних храмах, устроились из притвора в церковь другия двери, меньшия их размером, которыя назывались «северными» и «южными дверями». Устав Православной Церкви в день Пасхи пред началом утрени предписывает выходить из церкви в притвор северными дверьми (Тип., поел, дня Пасхи, утреня). Здесь разумеются не те северные двери, которыя ведут из алтаря в церковь, а двери из церкви в притвор 68 . Притвор (νρθηξ), иначе предхрамие (Нов. Скр., ч. I, гл. X, § 4) 69 , разделяется на две части: на внутренний притвор Pρναος предхрамие), на который всегда указывает Типикон, когда говорит о притворе, и на внешний притвор (ξωνρθης προπλαιον), или паперть. Внутренний притвор называется трапезою 70 . Эта часть храма в некоторых церквах, и особенно обителях, называется «трапезою» потому, что в ней или подле нее иноки обедают (Тип., послед. дня Пасхи. Чин об артосе, и Нов. Скр., ч. I, гл. 10, § 5). И притвор и паперть в древности назначались для оглашенных и кающихся. Здесь они молились, здесь, особенно во внутреннем притворе, часто слушали поучения 71 . Ныне хотя крещение совершается большею частью над младенцами, однако крещаются и возрастные. Оглашение над ними, по уставу, совершается в притворе (Чинопосл. соед. из иновер.). Кроме оглашения, устав церковный назначает во внутреннем и внешнем притворе, или паперти, совершать некоторые священнодействия и молитвословия, именно – службы более покаянные, при которых верные, смиряясь пред Богом, раскаиваются в своих грехах, выражают, что они по своим неправдам уподобляются оглашенным, и достойны стоять вместе с ними на паперти. В притворе внутреннем совершаются: часы (Тип., гл. 2, 9 и др.), лития на вечерне (Тип., гл. 2), повечерие (Тип., гл. 7), полунощница (Тип., гл. 9). И на паперти устав назначает, или, так сказать, позволяет совершать: литию 72 , чин отпевания мирских человек 73 , чин отпевания Священников 74 . О колоколах и звоне Одну из принадлежностей православных храмов составляют колокола. Они обыкновенно помещаются: или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь , в звонницах, которые устраивались и в арках крыльца, и в самой церкви у западной стороны (Записки отдел. Импер. Археол. Общ., т. I, 1851 г., стр. 33), или близь храма, в особом здании для них устроенном и называемом колокольнею 75 . Колокола в церкви назначены для того, чтобы: а) созывать к Богослужению или, по выражению Церкви, «знаменать», т. е., давать знать о службах (σημανειn); б) выражать торжество Церкви и ее Богослужения, и в) возвещать не присутствующих в храме о известных молитвословиях и чтениях Богослужения, совершаемого в храме, и таким образом возбуждать с молитвами находящихся в храме соединить свои молитвы к Господу 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Традиционно православный храм разделяется на три части: притвор, средняя часть и алтарная часть. Это разделение имеет древнее происхождение. Например, храм в Иерусалиме разделялся на Святое Святых, святилище и двор. Существует предположение, что древние христианские базилики, некоторые из которых дошли до наших дней, испытали на себе влияние устройства древнего римского дома, поскольку богослужение начиналось совершаться именно в таких домах. Перед входом в древние храмы находился атриум – внутренний дворик с бассейном с водой, который использовался для омовений. Такие атриумы были традиционной частью римских домов. Притвор (ναρθηξ, предхрамие) имеет две части – внутреннюю и внешнюю. Внешний притвор называют папертью. Это наименование, возможно, происходит от латинского слова pauper, бедный и возможно связано с тем, что во внешнем притворе собираются просящие подаяния. На паперти положено совершать литию (Постная Триодь, вечерня субботы Ваий), а также отпевание мирских и священников (Требник). Внутренний притвор называется трапезой, поскольку по уставу в этой части храма могут обедать иноки (чин об артосе, последование Пасхи). В монастырях существуют так называемые трапезные храмы, в которых внутренний притвор занимает большую часть внутреннего храмового пространства. В древности во время богослужения во внутреннем притворе находились оглашенные и кающиеся (плачущие и слушающие; припадающие и стоящие с верными находились в средней части). Согласно Типикону, тут совершаются часы в навечерие Рождества Христова и Богоявления, лития на вечерне, повечерие и полунощница. Во внутреннем притворе происходили покаянные богослужения. От средней части храма притвор отделяется вратами. Типикон называет их красными (22 гл.). Они называются также царскими, церковными (пасхальная утреня), церковными великими вратами (чин освящения храма). В прошлом существовали северные и южные входные храмовые врата. Перед началом пасхальной утрени из храма предписывается выходить северными вратами. Средняя часть храма

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

308 Прибавление это употребляется у армян в великий пяток и по другим пяткам, также в праздники крестопоклонные. Впрочем, прибавление сие – не единственное; но бывают и другие прибавления, соответственно времени, когда песнь та поется в церкви. Так, в праздник рождества Христова и обрезания армяне поют: «Святый Боже, Святый и крепкий, Святый и безсмертный, явивыйся нам, помилуй нас»; в великую субботу: «погребшийся за ны»; в день воскресения и в праздники Господские: «воскресый из мертвых».., в день вознесения Господня: «…вознесыйся со славою ко Отцу»..; в день преображения: «явивыйся на горе Фаворе»; в праздник успения Богородицы: «..пришедый ко преставлению Матери Твоея и Девы»..; и проч. Есть даже прибавление, относящееся к Святому Духу. Таково именно прибавление, поемое в день Пятидесятницы:.. «пришедый на Апостолы»... Аргут.-Долгорук. Чин свящ. и бож. литург. армянск. церк. стр. 31–32. Спб. 1799 г. 309 Пред св. Четыредесятницею у армян, подобно как у коптов и яковитов, бывает пятидневный пост, известный у них под именем арачаворка (что значит предшествующий: он предшествует великому посту и есть первый, установленный св. Григорием просветителем) и сергиевского поста (потому что в сие время приходится память св. мученика Сергия, пострадавшего от персидского царя Шабуха). Рождество и крещение Господа празднуются у них в один день, 6 января, а благовещение – 7 апреля. Крестное знамение изображают они одинаково с латинами, сперва на левое плечо, потом уже на правое; а хождение во время литургии совершается у них противоположно православному, то есть по солнцу. Худобашев. Истор. памятн. вероуч. армянс. церк. стр. 133. 150–152. 207–209. Спб. 1847 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 85. Спб. 1848 г. 310 Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49 на обор. Москва, 1794 г. Снес. Иоан. Мосх. Луг. духовн. стр. 176. Москва, 1853 г. 311 Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. кн. 2, гл. 25, стр. 523. Спб. 1854 г. Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49. на обор. Москва 1794 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Нораванк [Новый монастырь], средневек. арм. мон-рь в обл. Вайоц-Дзор (Армения). Расположен в живописном ущелье одного из притоков р. Арпа, в исторической области Вайоц-Дзор пров. Сюник. Основанный в X в. вблизи древней ц. св. Фоки, приобрел известность в XII в. С нач. XIII до 1-й пол. XIV в. являлся резиденцией Сюникского митрополита, а также был некрополем княжеского рода Орбелянов, чем обусловлена застройка Н. репрезентативными сооружениями, 3 из к-рых являются усыпальницами. Основными источниками по истории Н. являются соч. «История области Сисакан» Степаноса Орбеляна, 230 надписей на стенах церквей, хачкарах, надгробных плитах, а также колофоны рукописей. Ансамбль мон-ря занимает относительно ровную площадку и состоит из сгруппированных воедино 4 построек и отдельно стоящей вертикальной доминанты - 2-ярусной церкви-усыпальницы. Древнейшая, зальная церковь Н.- Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) сооружена в 1105 г. из грубо тесанного камня сыном сюникского кн. Хасана еп. Ованнесом X Капанеци, при к-ром мон-рь приобрел поместья и вступил в пору расцвета. После того как церковь раскрыта раскопками 1982-1983 гг., прояснился вопрос об идентификации не только этой, первой, церкви мон-ря, но и примыкающей к ней с севера ц. Сурб-Степанос-Нахавка (первомч. архидиак. Стефана), к-рая была возведена в 1216-1221 гг. еп. Саргисом I и кн. Липаритом Орбеляном. Церковь Сурб-Степанос-Нахавка принадлежит к распространенному в то время типу купольной постройки, внутри - крестообразная, по углам в 2 яруса расположены приделы. Большой гавит перед ней, созданный в 1261 г. кн. Смбатом II Орбеляном, служил притвором и усыпальницей. В 1275 г. кн. Тарсаич Орбелян с севера от церкви Сурб-Степанос-Нахавка возвел церковь-мавзолей Сурб-Григор-Лусаворич (свт. Григория Просветителя; архит. Сиранес), где были похоронены Смбат II Орбелян, а позже Тарсаич и др. представители рода. В 1339 г. к юго-востоку от этой группы построек кн. Буртел Орбелян возвел 2-ярусную церковь-усыпальницу Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы), известную также под названием Буртелашен (т. е. построенная Буртелом; архит. Момик). Все постройки мон-ря возведены из белого известняка, который, как окружающие скалы, приобрел красноватый оттенок в результате окисления породы.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010