Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ВОСПИТЫВАЕМ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ЦЕРКВИ Источник Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж» Отчасти, можно сказать, что «Радонеж» вырос из банного братства. Ещё при советской власти мы, чада разных духовников, регулярно ходили в баню. Это хороший русский православный обычай. А после бани все вместе шли в какой-то ресторан или кафе и там продолжали наше общение за столом. Ну, чем не повод потом продолжить совместную деятельность? В баню просто так люди друг с другом не ходят. Очевидно, это отражает какую-то их общность, духовную близость. Кто-то вышел «из кухни», а мы вышли «из бани», в этом наше отличие от иной московской интеллигенции. В первое время существования братства одним из интеллектуальных центров его был главный редактор радио «Радонеж» Рогожин Алексей Владимирович. Почему назвали наше братство «Радонеж», каждому более или менее понятно. Очевидно, это связано с фигурой Сергия Радонежского, духовного просветителя, собирателя земли русской. Так вот, у Алексея Владимировича есть дача, куда он ездил со своей семьёй из года в год. Она находится по Ярославской дороге на платформе, которая называлась «53 км». А теперь представьте: открыли радио «Радонеж», Алексей Владимирович стал главным редактором «Радонежа». Однажды, они с семейством приезжают к себе на дачу, выходят из электрички и видят, что вместо прежнего названия «53км» крупными буквами написано - «РАДОНЕЖ». То-то они удивились! Какая-то есть во всём этом провиденциальность. Ведь у них находится дача фактически в тех местах, где проходило духовное становление будущего святого. И отсюда, похоронив родителей, преподобный Сергий пошёл на гору, где образовал монастырь. Так что связи глубинные, и даже не проследишь, откуда, из какого подсознания вдруг это выплыло. Кто-то очень хорошо это предложил в своё время. Название на редкость удачное.  Наша гимназия образовалась в 1990 году. Тогда еще и не было каких-либо государственных нормативных документов, которые регламентировали бы возникновение негосударственных образовательных учреждений. И получилось всё это как бы случайно. Сначала она возникла, как классы православной направленности в общеобразовательной школе. Потом нашли незанятое помещение детского сада в районе Ясенево, было получено согласие на уровне местной власти. А дальше всё произошло просто явочным порядком. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/108...

Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Духовному деланию преподобный Паисий Величковский учился на Афоне, родине русского монашества, колыбели аскетического просвещения, которого недоставало старцу в русских монастырях и молдавских скитах. Но и Афон в то время переживал период упадка. Обходя иноков, преподобный искал себе духовного отца-руководителя, но не нашел и пребывал в уединении, проводя жизнь в большой строгости. Двери кельи его никогда не замыкались, и ничего у него там не было, кроме икон и книг, которые он нашел с большим трудом и которые брал у болгарских иноков; их-то он изучал и читал с крепким вниманием. С них-то и начал дело обновления иноческой жизни. Постепенно вокруг преподобного Паисия стали собираться монахи, желавшие строгой аскетической жизни. Преподобный Паисий, по совету со своей братией, купил у Пантократорского монастыря ветхую келью святого пророка Илии и заново создал Ильинский скит. Иноки устроили здесь церковь , трапезную, пекарню, странноприимницу и шестнадцать келий. Старец имел намерение братство более чем до пятидесяти человек не увеличивать, почему и устроил шестнадцать келий, каждую на троих. Славя Бога, с радостью перебрались иноки в новое свое убежище. Стройно потекла жизнь их. И увеличились еще более труды старца. Многие из святогорской братии и новоприходящие, когда видели такую богоугодную жизнь Паисиевского братства, усердно просили старца принять и их в свое стадо. Старец вынужден был принимать. Кельи для этих пришельцев не было, но они пристраивали келейки при каменной стене под первыми кельями, на двоих-троих. Трудились же все вместе, и сам старец днем делал ложки, а ночью, – он спал не более трех часов, – занимался переводом отеческих книг с греческого на славянский язык и исправлением древних славянских текстов. От одного из своих братий – Макария, он научился не только разговорному новогреческому языку, но и древнему книжному. Кроме скитского братства, многие святогорские иноки других обителей были духовными чадами преподобного. Даже Святейший патриарх Серафим, живший в Пантократорском монастыре, нередко навещал старца для духовной беседы, – то приходя пешком, то приезжал на ослике. Не раз патриарх и старейшие в обители Пантократорской иноки приглашали старца для служения Божественной литургии и, когда он служил, утешались духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел Недосекин Переписка Русского Пантелеимоновского монастыря со Священным Кинотом, Вселенским Патриархом и другими лицами и организациями Документ 3. Письмо игумена архимандрита Мисаила антипросопу иеромонаху Пимену. 12.09.1922 Возлюбленный о Господе отец Пимен, мир Вам и спасение от Господа! Из письма Вашего от 2-го сего сентября мы осведомились касательно сделанного Вам от Священного Кинота словесного поручения о представлении от нашего монастыря сведений по нижезначащимся вопросам, в ответ на которое уведомляем Вас и отечески благословляем почтительнейше довести до сведения Священного Кинота следующее: Вопросы Священного Кинота Объяснение монастыря Почему: 1) Монастырь не принимает монахов-греков и не рукополагает из своих отцов греков для совершения греческого богослужения? Монастырём нашим за последнее время, даже в текущем 1922 году, были приняты в число братии греки: монах Симеон из Симонопетрского монастыря, монах Филарет и послушники: Христо, Симеон и Ираклий; также принимались и в прежние годы. Что же касается рукоположения, то этот вопрос чисто духовный, а потому только духовно и может быть объяснён кому следует. По поводу сего здесь могу сказать только то, что церковное богослужение у нас не страдает для греческого братства и их спасение не умаляется. Не назначает их на монастырские послушания, считая их как не имеющих прав и сторонних? Всем братиям нашим грекам определено послушание клиросное, а некоторым екклесиаршеское и трапезное; на другие же послушания они не назначаются потому, чтобы имели возможность и без обременения исполнять церковное чтение и пение на всех богослужениях. Вовсе не заботится отечески о них, лишая их настоящего (правильного) монастырского содержания и одежды? Наше возможное попечение распростирается безразлично как на русских, так равно и на греков. В продовольствии же и в снабжении одеждой, правда, имеется в братии некоторая разница. Так как по случаю крайней нужды часть русского братства, даже и священнослужители, несут трудные послушания, как то рубку леса, дров, обработку виноградников и полей, перевозку тяжестей на мулах и быках и всякие чёрные хозяйственные трудные работы с разрешением вина и елея тогда, когда в обительской трапезе бывает пост. Они снабжаются и одеждой вне очереди, дабы покрыть их крайнюю наготу. Братья греки от этих работ совершенно освобождены, а потому они равно вместе с прочими русскими всегда находятся в монастыре и довольствуются общей обительской трапезой; также по отношению довольства одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Сотрудник Братства св. Гурия. 5 декабря 1909 года Да просветится свет Ваш (несколько слов от редактора) Многие читатели нашего „Сотрудника» будут недоумевать, почему в журнале, который должен был бы быть исключительно миссионерским, появляются статьи общего характера. Это потому, что миссия, как распространение света Христова учения, не мыслима без того, чтобы этот свет Христов ярко горел в сердцах, православно исповедующих все догматы святейшего Православия. А если свет Христова учения – не освещает ни жизненного пути, ни душевных настроений современных христиан, то что и как они могут сказать о св. Церкви, о Спасителе, о собственном спасении и т. п., как они могут говорить о свете, если знают его настолько, что смешивают со тьмой? Между тем люди легкомысленные, праздно проводящие время во всяких нелепых развлечениях, не знают даже, как нужно молиться и где ... Очень часто можно слышать: „Зачем я пойду в церковь ? – Молиться можно везде!..“ Это буквальное повторение слов язычников черемис, которые и уходят молиться в свои – керемети 1 . Могут ли этим кереметникам-черемисам сказать что-нибудь светлое и святое наши кереметники-интеллигенты о душевном возрождении? – Разумеется нет! – Наши духовно-невежественные люди, с университетскими и другими дипломами, почти всегда считают себя полными адогматистами. Они настолько „веротерпимы“ в своём ничего-неведении, что уважают одинаково (очень мило!) все религии... И не подозревают они, что цивильские язычники-чуваши говорят совершенно тоже самое и остаются при своём жалком миросозерцании, в своей „Адамовой“ вере, не дающей им ни потребности знания, ни любви, ни жажды просвещения, одним словом ничего такого, чем украшается жизнь истинных христиан. Вот в восполнение знания о христианстве у самих христиан, в разъяснение их недоумений во всех областях духовной жизни, – „Сотрудник Братства свят. Гурия“ и даёт, кроме миссионерских, и общие сведения из нравственно-догматического учения св. Церкви. „Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела“. Вот заповедь нам Спасителя нашего! И чтобы исполнить её, мы должны иметь знания, силу воли чтобы их провести в жизнь, и дела любви христианской. Вот этой миссии делами любви – так мало сейчас, а как она нужна!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь индивидуалистов? Почему православные так разобщены РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113917.html 24 октября 2017 Андрей Рогозянский Церковь индивидуалистов? Почему православные так разобщены Источник:  http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/30810/ Приходы Возможность христианам жить на более сплоченных началах – один из наболевших вопросов церковной жизни. В начале прошлого века, когда началась подготовка к Поместному Собору, началось широкое обсуждение множества вопросов, и один из них – переустройство общинной и приходской жизни. Свой особый вклад в эту дискуссию внес Николай Неплюев, известный в то время религиозный деятель, основавший в собственном имении Вознесенское трудовое братство. Прямодушными размышлениями над работами Н.Н. Неплюева делится Андрей Рогозянский, по мысли которого, немалая часть идей этого человека имеет значение и в наше время. Среди материалов церковной полемики начала ХХ века внимание документ под названием " Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора " . Напомню, что необходимость реформ представлялась в то время само собой разумеющейся. С изданием 17 апреля Манифеста о веротерпимости и Манифеста 6 августа об учреждении Государственной Думы подходила к окончанию эпоха, известная под названием синодального периода. Менялись условия существования Российской Церкви, будущее тревожило своей неизвестностью. В начале 1906 года была официально начата подготовка к Поместному Собору, а еще раньше Священный Синод предложил епархиальным архиереям выразить отношение к грядущей реформе. Отзывы Преосвященных публиковались открыто, и обсуждение шло бурно на разных уровнях. Состояние церковных дел в " Голосе верующего мирянина " оценивается неблагоприятным образом. Многое здесь сближается с теми остро критическими замечаниями, которые звучат в адрес церковного управления и повседневной церковной практики сегодня. О приходе: " Приходы распылены, лишены всякой духовной жизни, ни в каком смысле не могут быть названы достоянием Божиим и здоровой живой клеткой организма церкви поместной...

http://religare.ru/2_113917_1_21.html

106. Речь на молебне по поводу открытия в г. Петрозаводске Отдела «Союза русского народа» в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 252 Собрались мы сюда, братие, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа». Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов. Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской, – ведь не по причине только вражды и борьбы образуются союзы и братства, но и ради достижения задач положительных. Даже в Церкви есть общества и братства (как, например, ревнителей духовного просвещения, трезвости и т. д.), хотя, конечно, это не значит, что входящие в состав союзов или братств объявляют вражду прочим верующим. Почему же враги «Союза русского народа» хотят непременно так представить дело, что причиной возникновения Союза является исключительно слепая вражда и ни на чем не основанная ненависть? Почему не может Союз возникнуть для возвращения к родным заветам русской истории, для более прочного хранения их русскими людьми, искренно эти заветы любящими? Ведь не «партией» даже называет себя «Союз русского народа», а самим русским народом, вспомнившим и желающим неизменно хранить заветы отцов. Не должен ли был бы подобный Союз сделаться общерусской партией и объединить в себе все партии, на знамени своем выставляющие прежде всего благо того же русского народа? Если же люди иных партий не одинаково с Союзом понимают заветы истории русской, то пусть предоставят членам Союза хотя бы свободу убеждения, которой доселе они в столь многих местах еще лишены. Не клеймите позором Союз, прежде чем он явился! «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» ( Ин. 7, 51 ) сказал некогда один из достойных представителей еврейского народа, столь враждебного везде Союзу.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1. «Представите уды ваша», по слову Апостола, «рабы правде во святыню» ( Рим. 6, 19 ). Воспримите божественное мудрование еще преизобильнее, познайте истинно Ангельское достоинство честного вашего образа жизни. Впрочем вы уже и познали то и предали себя Богу совершенно со смирением, и благодушно несете каждодневно чувствительные труды в духовных и телесных деланиях ваших: ибо оба они равно благоприятны и одни другими восполняются. Один занимается чтением, другой молится, тот дома сидя рукодельствует, этот работает где-нибудь на открытом воздухе, иной виноградник раскапывает, другой гряды проводит, тот по делам хлопочет, этот плотничает; и никто – без дела, никто не сидит сложивши руки, но все привносят труд по силе своей. По моему ни привратника, смотрящего за входящими, ни огородного сторожа, спугивающего птиц не должно презирать: ибо и из них каждый содействует целому телу, занимая незначительное место ноги или пальца. – Все мы – одна душа, одна воля. Так и проявлять себя будем всегда; и никто не отсекай себя от сотрудничества и спострадания вместе с братством. Руки ваши освящаются, жертва Богу и приношение приносится трудом вашим. И разве неправ я, говоря сие? He питаете ли вы престарелых? Не довольствуете ли странных хлебом, овощами, чашей «студены воды» или и вина, и всем другим, что имеется в монастыре? Не угощаете ли приходящих друзей? Не содержите ли себя самих? Не питаете ли и нас? – Что все сие, если не приношение Богу? Ибо написано: «милости хощу,а не жертвы» ( Мф. 9, 13 ). Это вы милостивыми являетесь, когда дается что от монастыря. Ибо когда делается это, не я один податель, но все мы подаем, деньги ли, одежду ли, или другое что. Вы – чада мои и соучастники во всем моем, и душевном и телесном. И сердце мое горит к вам, и не «тесно вмещаетесь вы в утробах моих» ( 2Кор. 6, 12 ). Каждого из вас объемлю я духовной любовью, каждому состражду, каждого стараюсь согреть и упокоить. Почему знайте, что если кто против кого-либо, то и против меня; ибо он – я. Почему мир да будет между вами и любовь духовная, и друг друга почитание, и друг другу помогание. Последние почитайте набольших и первейших, как меня самого, и слушайтесь их во всем со страхом и любовью; кто же не послушается, тот не чадо мое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Письмо 1 Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий! Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители. Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник архимандрит Игнатий. 23 декабря 1841 года Письмо 2 Достопочтеннейший отец Макарий! Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил. Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца. Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам арх. Игнатий. 6 апреля 1842 года О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв. Письмо 3 Христос Воскресе! Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею! Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую. Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Теперь у многих совсем другие авторитеты, противоположные даже. В самом деле, где вы найдете теперь в " передовой " прессе ссылки на Бога и на Церковь? Согласие с Божиими законами да с Церковью Христовой не почитается ли теперь признаком дурного тона, отсталости, а противоречие им не считается ли за доброе предзнаменование? Мне вспоминается один студент (увы, академии), который, увидев совершенно незнакомого ему человека за постной едой, сказал: " Вероятно, из погромщиков! " Другой студент, когда я хвалил ему духовную академию, перечисляя ее добрые качества, совершенно серьезно прервал меня: " Нет, ты скажи мне, что сделала ваша академия для революции? " От перечисления таких сомнительных заслуг я отказался, но ведь такое заявление весьма характерно для нашего времени. Теперь не то хорошо, что Богу угодно, что церковно, а то, что " прогрессивно " , " либерально " , " революционно " . " Левый " - следовательно, добрый, нравственный; " правый " - следовательно, собрание всяких зол. " Согласно с Марксом! " - вот лучшая похвала для всякого учения, для всякого мнения. Даже святое христианское учение ценится по этим новым меркам. В христианстве отбрасывается поэтому все его основное учение о личном подвиге покаяния и смирения, а берется и обсуждается только какое-то " социальное учение " , одобряется же в нем только то, что можно перетолковать на либерально-революционный лад. Церковные писатели и деятели, даже и великие святые отцы, ценятся тою же мелкой и низкопробной монетой. Мы сами были свидетелями тому, как один " оратор " в похвалу святителю Иоанну Златоусту 13 ноября 1907 года заявил, будто великий святитель в чем-то мыслил, как Маркс, только немного похуже. Такое - смело говорим! - богохульство теперь мало уже кого смущает. В жизни настойчиво заявляет о себе какое-то новое миросозерцание, воздвигаются новые боги, новые идолы. Конечно, Церковь Христова свята и непорочна. Церковные люди живут по прежним Божественным законам, не преклоняя колен пред Ваалом; для них нет бога, кроме Бога и Христа Его, нет авторитета, кроме авторитета церковного. Однако есть немало людей, уже усвоивших новое миросозерцание, уже преклонившихся пред новыми идолами, но все еще почему-то не покидающих Церкви совсем. Такие постоянно судят о христианстве, о Церкви, судят не как учимые Церковью, а как ее учители; желают " исправить " церковное понимание христианства, заменив его своим, по которому Христово учение оказывается замечательно согласным со всеми новейшими безбожными учениями и делами до революций, экспроприации и бомб включительно. На почве таких толкований христианства, в отрешении от авторитета церковного, появляются то " христианское братство (?!) борьбы " , то " христианский социализм " , а кто знает, не появится ли когда и " христианского " разбоя и т.д.?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/245/...

Е. О. Костецкая Промыслительным для меня событием явился мой приход на Маросейку к отцу Сергию Мечёву , совершившийся ровно тридцать лет назад. С человеческой точки зрения это событие совершенно непонятно: почему я, коренная ленинградка, не могла найти себе духовного руководителя в Ленинграде и должна была найти его в абсолютно чужом мне городе. Необъяснимым также является то, что мой приход на Маросейку был не только одним важным этапом моей жизни, но обусловил и до сих пор как-то обуславливает различные ее моменты. В 1922 году я пережила очень большое горе. Я принуждена была уйти от моего духовного руководителя, ставшего главою обновленчества, и покинуть основанное им братство. Братство это было для меня дорогою семьей. В течение двух лет я вся ушла в работу в нем, и другой жизни, чем в братстве, для меня не существовало. Осиротев духовно, я решила никогда больше ни в какие церковные организации не вступать и не искать никакого духовного руководства. Я оказалась совершенно одинокой, нужно было буквально начинать жизнь заново, черпать силы из каких-то новых духовных источников. Интересуясь всегда изобразительным искусством, в 1923 году я поступила в Институт истории искусств и решила заниматься византийской и древнерусской живописью. Я сразу почувствовала связь иконографии с литургикой и одновременно с изучением ее принялась изучать православное богослужение, правда, главных образом, насколько оно отражалось в изучаемых мною памятниках. Результатом этих занятий стало то, что у меня появилась какая-то потребность простого уставного богослужения, которое прежде казалось мне скучным и утомительным; я начала вдумываться в слова различных песнопений, и их глубокий смысл постепенно стал открываться для меня. Занятиям иконографией я посвящала все свободное от педагогической работы время – в них черпала необходимые жизненные силы. Я ходила в церковь , раз в год говела по обязанности, но от жизни в церкви я себя совершенно сознательно удаляла. Однако в тайне души я искала духовного руководства и завидовала тем, кто имел возможность открывать свою душу определенному духовнику. Некоторые близкие люди имели руководителей и советовали мне обратиться к тому или иному, но я, если можно так выразиться, обжегшись раз, не хотела и пробовать, продолжая мучительно вариться в собственном соку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010