Взвесив все данные политического положения, наши дипломаты выработали и старались осуществить следующий план: Московское государство заключает союз с Турцией, который сулит при своем осуществлении блестящие перспективы. Турецкий Султан, как союзник, удерживает своего вассала, крымского хана от набегов на украины «своего брата» московского, Великого Князя. А так как хан крымский не мог существовать с своей ордой без набегов на чужие земли, то московские дипломаты, предвидя это, предусмотрительно указывали ему на Литву, которую и отдавали ему «на поток и разграбление», при чем не прочь были в этом деле помочь туркам и крымцам. Вот какие выгоды давал союз с турками Москве. Понятно теперь, почему в глазах московских людей всякий, кто осмеливался становиться на пути осуществления этих чаяний и надежд, становился злейшим их врагом, как то и случилось со всеми греческими патриотами на Руси. В посольской «памяти», данной Ивану Морозову, они так говорили о союзе с турецким Султаном. «И ныне похочет Салтан со Государем нашим быти в дружбе и в братстве, и Салтан бы ныне послал к Государю нашему со мною вместе своег(о) доброго человека, такова, которому бы то дело л(ь)зе было делати, и о том бы с ним Салтан наказал, как быти Салтану со Государем нашим в дружбе и в братстве и на недругов заодин быти, и каком грамотам пригож межи их быти о дружбе и о братстве. И Государь наш, по тому приговорив, велит грамоты написати, каким грамотам пригож меж их быти о дружбе и о братстве, да к Салтану с его послом пошлет своего посла». Да говорити о том по Велпког(о) Князя наказу. A нечто взмолвят: «Послал Салтан к Великому Князю свою грамоту с своим послом с Скиндером и с ег(о) человеком с Трет(ь)яком послал же грамоту, – ино иным какым грамотам быти меж Государя вашего и вашег(о) Государя?» И Ивану говорити: «Прислал Салтан с Скиндером грамоту ко Государю нашему, да и со Государя пашег(о) человеком с Трет(ь)яком прислал грамоту. А писал Салтан в тех грамотах, что со Государем нашим хочет быти в дружбе и в братстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Протоиерей И. Восторгов. Искренняя благодарность земцам Лаишевская земская управа сообщила Братству свят. Гурия, что Лаишевское уездное земское собрание ассигновало Братстким школам в помощь вместо просимых 160 рублей, как было ранее, – 320 руб., т, е. вдвое более. Это благодеяние земцев вызывает у членов Братства глубокую благодарность. Но, кроме этого, непосредственного и естественного чувства, всякий испытает и чувство глубокой радости, глубокого нравственного удовлетворения: Лаишевское земство оценило по достоинству бедные Братские школы и несмотря на их нищету, – а следовательно и недостатки, – признало, что они делают своё дело. Пособие же земства даст возможность их улучшить. Между тем, если бы Лаишевское земство отнеслось к своему уезду и своим русским культурным задачам, или поверхностно, или формально, то ответ на ходатайство Братства был бы иной. Приблизительно он был бы таким; „так как в ближайшем будущем осуществится в уезде школьная сеть, в которую школы Братства не вошли и, следовательно, субсидировать их земству нет необходимости, то“... отказать Братству отношение от 6-го ноября с. г. Таков мог быть ответ и из Лаишева. К великой радости всех, преданных русскому просвещению края, из Лаишева последовал ответ другой. Постараемся примерами доказать причину, почему Братские школы могут рассчитывать на помощь русских земцев; постараемся, так сказать, подвести фундамент под все Братские ходатайства к земцам о помощи. Берём Отчёт братства за 1907 год. – И видим, что почти ни одна Братская школа не может по количеству учащихся быть внесена в школьную сеть. Представьте, что Братство не будет в состоянии содержать таких школ, не вошедших в школьную сеть. Что же, это безразлично для русской культуры, для русского дела, – ну если хотите, для русского сердца? А между тем именно такой вывод и следует из вышеприведённых слов в кавычках. „Не вошли вы в сеть“, глупые детки, ну и оставайтесь безграмотными при своей трахоме или чесотке ... Ещё приходится слышать такое мнение: „или пусть будет хорошая школа, или никакой не нужно“... Прекрасно. Берём примеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 В суммы квартирных вспомоществований, приведенных выше, включены и эти вычеты из ежемесячных посо6ий студентам на оплату нанятой для них квартиры. 42 Единовременные пособия в 1893, 1894 и 1895 годах были выданы с специальною целью доплаты в экономию Академии. 43 По годичным отчетам Братства, за Тихона Оболенского уплачено было Братством, не считая 80 р., израсходованных на него в бытность его студентом Академии в 1888 году, в Преображенскую больницу: В 1890 году ................................... 39 р. 60 к. „ 1891 году .................................... 85 „ 80 „ „ 1892 году ................................... 85 „ 80 „ „ 1894 году ................................... 132 „ – „ „ 1895 году ................................... 59 „ 40 „ „ 1896 году ................................... 92 „ 70 „ „ 1897 году ................................... 105 „ 60 „ „ 1898 году ................................... 28 „ 20 „ а всего свыше ..... 600 „ – „ 45 В то время ректором Академии был нынешний Епископ Волынский Антоний, много доставлявший пожертвований в кассу Братства и, вместе, настаивавший в заседаниях Совета Братства, затруднявшегося выдавать значительные суммы на лечение студентов, что невозможно экономить, когда идет дело о лечении больных, может быть угрожаемых, при отсутствии специального лечения, смертью . 46 В отчетах Братства за 1898–1900 годы цифры пособий на лечение студентов не выделены из суммы единовременных и заимообразных пособий вообще, почему не приводятся особо. 47 Совету, когда он назначал больным студентам на лечение суммы в общей сложности до 1000 р. и выше, было известно постановление Общего Собрания 10 мая 1887 года, дополненное постановлением Общего Собрания 4 мая 1888 года, по которому разрешается Совету расходовать только 500 р. на лечение больных студентов и на пособие отправляющимся на родину по окончании курса. Но он имел в виду, что нужды студентов, которым он назначал пособие, действительно, велики и неотложны. 48 Должно заметить, что из числа получивших заимообразное пособие от Братства многие возвращали долги Братству при первой возможности

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Н. Неплюева , я не нашел в них ни одной строки, ни одного слова по следующим двум пунктам. Во-первых, личная благотворительность почему-то представляется у него преимущественно легкомысленной. Ведь против благотворительных вечеров с танцами и выставкой не одних нарядов можно возставать не с точки зрения лишь организованного братства, и, стало быть, что же говорить о таких искажениях. Это прием дурной полемики, дурной апологетики. От слабости противника еще далеко до нашей собственной силы. Ведь субъективно, по расходуемой энергии, по внутренней полноте духа, личная благотворительность не есть непременно малая степень любви по сравнению с организацией братства, – вспомним доктора Гааза. Напротив, и в условиях организации труда все же вместилищем любви может быть лишь личность, т. е. и самая организация может быть рассматриваема как личная благотворительность, иначе это будет лишь форма без внутреннего духа, в нее вложенного и её освящающего. В том и состоит богословский вопрос значительной важности, выражается ли и в организации братства та же христианская абсолютность, которая несомненно может выражаться в личной благотворительности. Конечно, с точки зрения трудового братства остается возможность ответить указанием на недостаточность личной благотворительности, в самых высших её представителях, для борьбы с неисчислимыми плодами зла. Но ведь нужно же считаться с тем, что и братство недостаточно для ограждения миллионов людей от возможности безвинных страданий. Братство есть только оазис, оно решает вопрос общежития, но не решает вопроса общественного устройства. Если личная благотворительность не может обнять всех несчастных, то ведь братство принципиально не хочет знать всех тех страдальцев, которые находятся вне его границ. И здесь мы переходим к другому пункту. Мы видели те рассуждения, силой которых читатель возводится от личной благотворительности к признанию более высокого значения братской организации. Примем силу этих рассуждений, но при этом переходе можем ли остановиться на ступени братства и не должны ли мы дойти до деятельности, направленной на устроение всего общества, а не одного только братского оазиса? Ведь только эта деятельность направляется именно к тому, чтобы не было совсем безвинно голодных–во всем обществе, во всем человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Просматривая отчёт далее, мы останавливаемся на заявлении, что „сверхштатными членами Совета, с правом голоса во всех заседаниях его по делам миссии, состояли местные епархиальные миссионеры“, и, с одной стороны, удивляемся, почему местная епархиальная миссия в течение девяти лет своего существования в Тамбове стояла вне течения миссионерских дел в Тамбовском же Совете братства?!! С другой стороны, отдаём должную дань уважения благим заботам о нуждах внутренней миссии бывшего преосвященного Георгия, который личной инициативой признал полезным членство миссионеров в Совете братства. Невольно обращаем внимание и на то, что в числе членов Тамбовского братства, а, следовательно, в числе лиц, сочувствующих его деятельности, мы в отчётном году не видим таких видных официальных и общественных светских деятелей, как, напр., начальник губернии, председатели городских, земских и судебных учреждений... да и вообще светское общество блещет почти полным отсутствием!.. Между тем как братство, по идее своего исторического существования, представляет свой союз духовенства и мирян... Причины указанной аномалии кроются, по нашему мнению, отчасти в недостатке популяризации братством своего дела в среде светского общества, склонного смотреть на братство, как на духовно-чиновное учреждение. Просматривая „миссионерскую деятельность братства“ (3–6 стр.), мы останавливаемся на заявлении, что „братство из своих средств отпускало содержание двум епархиальным миссионерам“, и недоумеваем, почему „из своих средств“?! Ведь по свидетельству того же отчёта, как и отчётов за прежние годы, на содержание двух епархиальных миссионеров в Тамбовской епархии расходуются не братские, а епархиальные суммы, поступающие на сей предмет с духовенства и монастырей епархии подобно тому, как на содержание второго противо-сектантского миссионера расходуются суммы хозяйственного при св. Синоде управления! И, судя по братским отчётам, от означенных сумм даже остаётся ежегодно значительный избыток, который должен образовать собой достаточно крупный миссионерский фонд, так что для открытия последнего и не требуется со стороны братства материальной жертвы! Не понимаем также и того, почему в Тамбовской епархии ещё в начале 90-х годов прошлого столетия упразднили должность самостоятельного епархиального противо-раскольничьего миссионера и отправление обязанностей такового возложили на штатного при кафедральном соборе священника, обременённого сверх сего и уроками Закона Божия в различных школах?!! Ведь количество раскольников в епархии до 8500 человек... Притом и поступающих с духовенства и монастырей епархии сумм на содержание епархиальной миссии, казалось бы, вполне достаточно для содержания 2-х самостоятельных епархиальных миссионеров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Братство» — метафора, взятая из семейной сферы. Но гражданская война есть «братоубийство», а политический порядок есть прекращение братоубийства и установление мирных отношений между братьями. То есть точка пересечения семейного братства и политического братства — гражданская, братоубийственная война. Каин убивает своего брата Авеля; Каин — основатель первого города, основатель цивилизации. Ромул убивает Рема, он — основатель Рима. Эти и многие другие мифологические сюжеты братоубийства как основания социального порядка (братства) — любимые сюжеты Жирара, подмечавшего, что во всех мифах братство символизирует взаимность насилия, соперничество, вражду. Символ братства символизирует не что иное, как братоубийство. Формально «Театр зависти» Жирара — въедливое, кропотливое, внимательное толкование творчества Шекспира. Но толкование в свете миметической теории Жирара, и де-факто «Театр зависти» — скорее изложение миметической теории, а шекспировское творчество — лишь ее (теории) иллюстрация. «Театр зависти» — книга о (комических, трагических, смешных, темных, кровавых) приключениях человеческих желаний, книга прежде всего о сексе, любви, влечениях, браках, изменах, семье i . То есть Жирар пишет о ойкосе прежде всего. И вот и у него тоже, как и у Агамбена, тема ойкоса перепадает в тему полиса, и тоже через гражданскую войну. Предельно кратко и грубо наметим основные пункты миметической теории. Человек есть существо желающее. Но почему он желает тот или иной объект? Потому что этот объект уже желает кто-то другой. Человек копирует объект желания у другого. Культура задает образцы желаний (через воспитание, СМИ, рекламу и пр.): желать надо того или этого. Или, проще говоря, человеческое желание прежде всего есть феномен зависти: я хочу того, чего хочет другой, что есть у другого. Тот или иной объект валоризируется тем, что «заряжен» желанием другого. У соседа есть что-то — я этого хочу; в рекламе показали счастливых людей, обладающих чем-то — я этого хочу; в книге описаны какие-то люди — я хочу быть как они и т. д. и т. д. Модель желаний задается другими, то есть желание миметично (подражательно).

http://blog.predanie.ru/article/grazhdan...

Западный человек толкует о братстве как о великой движущей силе человечества и не догадывается, что негде взять братства, коли его нет в действительности. Что делать? Надо сделать братство во что бы ни стало. Но оказывается, что сделать братства нельзя, потому что оно само делается, дается, в природе находится. А в природе французской, да и вообще западной, его в наличности не оказалось, а оказалось начало личное, начало особняка, усиленного самосохранения, самопромышления, самоопределения в своем собственном Я, сопоставления этого Я всей природе и всем остальным людям, как самоправного отдельного начала, совершенно равного и равноценного всему тому, что есть кроме него. Ну, а из такого самопоставления не могло произойти братства. Почему? Потому что в братстве, в настоящем братстве, не отдельная личность, не Я должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным, а все-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я, и само, без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, то есть всему остальному, что есть на свете Мало того, сама-то эта бунтующая и требующая личность прежде всего должна бы была всё свое Я, всего себя пожертвовать обществу и не только не требовать своего права, но, напротив, отдать его обществу без всяких условий. Но западная личность не привыкла к такому ходу дела: она требует с бою, она требует права, она хочет делиться — ну и не выходит братства. Конечно, можно переродиться? Но перерождение это совершается тысячелетиями, ибо подобные идеи должны сначала в кровь и плоть войти, чтобы стать действительностью. Что ж, скажете вы мне, надо быть безличностью, чтоб быть счастливым? Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

2503 В первый том вошло общее введение в философию и сочинения по гносеологии и онтологии; во второй том, изданный ранее остальных, вошли сочинения по естественному богословию или философии религии; в третьем томе помещены сочинения по космологии, сочинения по рациональной психологии и некоторые другие сочинения философского содержания. В 1898 году второй том „Сочинений» был напечатан вторым изданием, а в настоящем году напечатан вторым изданием первый выпуск первого тома. 2504 Нужно иметь в виду, что в 1895–1899 годах выручка от продажи изданий Виктора Димитриевича, согласно постановлению Общего Собрания членов Братства, поступала в фонд стипендии его имени в Московской Духовной Академии, каковая стипендия и была учреждена в 1899 году. Вот почему в эти годы поступления по этой статье были так незначительны. 2505 В 1882–1884 годах по 25 рублей жертвовало Братству и Саввинское подворье в Москве. Но, с перемещением Преосвященного Алексия в 1885 году на Виленскую кафедру, вспомоществование Братству подворьем было прекращено. 2507 В суммы квартирных вспомоществований, приведённых выше, включены и эти вычеты из ежемесячных пособий студентам на оплату нанятой для них квартиры. 2508 Единовременные пособия в 1893, 1891 и 1895 годах были выданы с специальной целью доплаты в экономию Академии. 2509 По годичным отчётам Братства, за Тихона Оболенского уплачено было Братством, не считая 80 р„ израсходованных на него в бытность его студентом Академии в 1888 году, в Преображенскую Больницу: в 1890 году – 39 р. 60 к.; в 1891 году – 85 р. 80 к.; в 1892 году – 85 р. 80 к.; в 1894 году – 132 р. 00 к.; в 1895 году – 59 р. 40 к.; в 1896 году – 92 р. 70 к.; в 1897 году – 105 р. 60 к.; в 1898 году – 28 р. 20 к., а всего: свыше 600 р. 2511 В то время ректором Академии был нынешний Епископ Волынский Антоний, много доставлявший пожертвований в кассу Братства и, вместе, настаивавший в заседаниях Совета Братства, затруднявшегося выдавать значительные суммы на лечение студентов, что невозможно экономить, когда идёт дело о лечении больных, может быть угрожаемых, при отсутствии специального лечения, смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот действительно всякий честный русский интеллигент становится революционером, дорогою ценою покупая право послужить истине. В области теоретической от него требуют такого миропонимания, которое не соответствует всему его складу и которое, если его провести с беспощадной логикой до конца, — в сущности, должно уничтожить всякий смысл той работы, во имя которой совершается эта сделка. Чувствуется это всеми инстинктивно, и потому большинство русских революционеров стараются не углубляться в теоретические дебри, чувствуя, что нет там их правды, а если она и есть, то только в практической программе. Те же, которые не в силах побороть своих теоретических сомнений, остаются с душевным разладом на всю жизнь, т. к. работают по непосредственному требованию совести, а сознание не подкрепляет, а скорее разлагает его. Весь трагизм такого положения поймут особенно те немногие, которые стоят на вполне определённой христианской точке зрения и потому не колеблются, а категорически отрицают теоретическую основу революционных партий, — и несмотря на это должны присоединяться к ним, за полной психологической невозможностью не работать в этом направлении вовсе, и тем, безусловно, идя на некоторый компромисс. Отсюда понятно, почему Братство в своей краткой программе, которая приводится ниже, нашло нужным подчеркнуть именно свои  общественные задачи. В дальнейших обращениях " К обществу " будет раскрыта возможно полная картина того, каким образом Братство думает осуществлять свои цели и какой идеал оно полагает в основу своих стремлений. Покуда же было важно установить, что Братство возникло из глубокой и неудовлетворённой потребности верующих, религиозных людей раскрыть " правду о земле " , протестовать против пренебрежительного отношения Церкви к процессу жизни, в основе чего лежит неверие в жизнь и в её Божеское назначение; не словом, но делом осуществить те конкретные формы, в которые должно вылиться истинное христианство и Царствие Божие, внутри вас заключённое, — Царство небесное с небес свести на землю… 3  И Братство убеждено, что во многих, скрыто и тайно любящих Христа, не знающих, как послужить Ему в сфере общественной, найдёт оно горячий отклик, и призыв его не останется без ответа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Здесь, очевидно, причина почему и эта придуманная Императором Петром решительная мера не нашла для себя должного применения, почему и доныне милостыня остается одним из главных способов благотворения. Вот как отзывался о ней, по свидетельству Посошкова, крестьянин русский: «Нынешний указ о нищих, – говорит он, – учинен не весьма здраво, потому велено штрафовать тех, кто милостыню подает. И тем никогда не унять, да и невозможно унять, и то положение и Богу не без противности. Бог положил предел, т.е. закон, что давать милостыни, а судьи наши за то штрафуют» 28 . Te же самые меры, какие практиковались императором Петром I, практиковались и во все последующее до 1775 года время, когда с учреждением приказа общественного призрения бедных порвана была последняя связь благотворительности с церковию и она стала совершенно правительственною. Наряду с этими, практиковавшимися со стороны церковной и государственной власти, мерами, были в рассматриваемом периоде и другие, практиковавшиеся, к сожалению, только в юго-западной церкви. Такими мерами были там братства, получавшие начало для себя в той же, как и госпитали, второй половине XVI ст. Они вызваны были теми преследованиями, которым подвергались там православные со стороны католиков, и которые требовали поэтому самого тесного в среде православных единения. Самым замечательным среди них было братство Львовское, которое, хотя и существовало там издавна, но только с 1586 г., когда дан ему был патриархом Иоакимом новый устав, начало предпринимать самую широкую благотворительную деятельность. Таковы же были три виленских братства, особенно Свято-Троицкое, братство Могилевское и многие другие. Сопоставляя эти братства с существовавшими на западе римско-католическими и лютеранскими братствами, нельзя не видеть, что все они носят свой особый самобытный характер. В них не было, во-первых, и помина о какой-либо замкнутости. Всякий, желавший вписаться в духовное братство, ни к чему иному не обязывался, как только к взносу в братскую кружку (скрынку), сколько хотел и сколько мог, и затем к посильному каждогодно пожертвованию на поддержание братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010