Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония. Память преподобного отца нашего Дионисия, игумена Глушицкого, нового чудотворца Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно — самое большое. Поприще — мера расстояние в 690 саженей. Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета (Жития святых, июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. Эта церковь построена была в 1403 году. Кубенский князь Димитрий, желая оказать помощь преподобному Дионисию, прислал для ее построения своих мастеров, плотников. Эта вторая церковь построена была чрез 9 лет после первой, в 1412 году. Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла — тоже его работы и др. Так назван здесь Покровский монастырь, из которого удалился преподобный. Этот храм был построен в 1420 году. Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1-го июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его. Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, — одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, — обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови — полукруглые, лицо — продолговатое, щеки — впалые, глаза — кроткие, бороду — до груди, густую, волосы — светлорусые и полуседые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней. Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет . Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий. 14 июня 2013 г. Его «Житие» было написано Иринархом, автором «Жития св.Григория Пельшемского». Св. Дионисий был по рождению грек. Перед тем как приехать в Россию, он жил на горе Афон. Затем он провел некоторое время в Богоявленском монастыре в Москве и снискал уважение и восхищение великого князя Дмитрия Донского. Святой стал игуменом Спасского монастыря на озере Кубенское, где ввел афонские обычаи. Именно этим примером руководствовался прп. Дионисий Глушицкий в своих начинаниях. В 1418 г. Дионисий Грек был поставлен архиепископом Ростовским и явился вдохновителем монашеских начинаний святых того времени. Он почил в мире 18 октября 1425 г. Этот святой не канонизирован, но его имя фигурирует в разных агиографических сборниках. Он воспоминается 23 мая, в день празднования Собора РостовоЯрославских святых. Несколько из написанных им икон сохранилось до наших дней. Его почитание было признано Московским Собором 1547 г. До революции мощи святого и его преемника св.Амфилохия почитались в Сосновецком монастыре. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 3 февраля 2022, 21:36 Преподобный Дионисий, моли Бога о нас. Монастырь, в который монахи принесли икону, называется не Семихолмский, а Семигородний

http://pravoslavie.ru/62129.html

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

бывш. Авнежского мон-ря, прп. Агапита - в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского мон-ря, прав. Прокопия Устьянского - в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона - в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии - в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна - в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана - в Михаило-Архангельском мон-ре Вел. Устюга, прп. Филиппа - в Янковском Знаменском мон-ре близ Вел. Устюга, прп. Симона - в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского мон-ря Великоустюжского у., прп. Леонида Усть-Недумского - в приходской Богородицкой ц. бывш. Усть-Недумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского - в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского - при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина - в Коряжемском Никольском мон-ре, прп. Симона - в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского - в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского - в Воскресенской ц. Тотьмы. Святые источники Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского мон-ря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого мон-ря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского мон-ря берегу р. Нурмы - 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием. Другие святыни В Павловом Обнорском мон-ре почитается камень-следовик, возле к-рого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского р-на почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в дер. Чирково Усть-Кубинского р-на - вериги прп. Александра Куштского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Размер: 448x699, 0.31 MPix, 147 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (627) , (36) . Описание: Информация об этой иконе противоречива: --- Икона «Покров Пресвятой Бoropoдuцы»XVI век. Из иконостаса Покровского собора.Вологда. --- Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Середина - вторая половина XVI века. Происходит из церкви Покрова Богоматери в Ростове, где была храмовым образом. Дерево, темпера. 100х74. --- Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Первая четверть XVI в.Происходит из церкви Рождества Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. Файл 11781.jpg:   Размер: 493x699, 0.34 MPix, 214 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (597) , (26) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из храма св.Софии в Новгороде. Конец XV века. Псковская школа. Если на новгородских иконах в среднем регистре изображены ангелы и святители, то иконографический извод псковской иконы имеет индивидуальное отличие: вместо ангелов на ней изображен Иоанн Предтеча и два апостола - св. Иоанн Богослов и апостол Петр, внизу св. Никола и апостол Павел, из прихожан Влахернского храма остались только св Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Надпись на фоне воспроизводи[...] Файл 11784.jpg:   Размер: 484x698, 0.34 MPix, 146 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (586) , (37) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Третья четверть XVI в. Россия. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. На ней присутствует редкий сюжет - прп.Роман держит свиток над головами, как бы повторяя тематику Покрова. Нужно сказать, что и в руках Пречистой плат белого цвета, или епископский малый омофор с крестами (возможно, именно отсюда идет соотнесение омофора со снежным покровом). Сновидение Романа так же помещено в центре иконы, под сводами и завесами, что говорит нам об этом событи[...] Файл 11786.jpg:   Размер: 550x675, 0.37 MPix, 144 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (553) , 1 (28) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Средняя Русь. Конец XVI века В икону включена редкая для данной иконографии сцена - " Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне " .

http://pravicon.com/icon-257

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63, Вологда - 1.06.1437, Глушицкий Покровский мон-рь), прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, основатель и 1-й игум. Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря и Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря , основатель Глушицкого жен. мон-ря во имя свт. Леонтия Ростовского. Источники Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Основными источниками сведений о Д. являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное Паисием (Ярославовым) в посл. четв. XV в., в «Сказании...» Д. посвящены главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене». Повествование Жития начинается с поселения Д. на Кубенском оз.; автор Жития не был знаком с произведением Паисия (Ярославова), в к-ром сообщаются сведения о происхождении преподобного и его жизни до основания им покровского мон-ря. Отдельные текстуальные совпадения между Житием и «Сказанием...» В. О. Ключевский объяснял тем, что игум. Паисий располагал источниками, к-рые легли в основу Жития Д. ( Ключевский. С. 194). Кроме того, о Д. говорится в Житиях преподобных Амфилохия Глушицкого (XVI в., извлечение из Жития Д.) и Григория Пельшемского (XVI в.; фрагмент, относящийся к Д., извлечен из Жития Д.). Богатое фактическим материалом Житие Д. было написано в 1495 г. диак. Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов учеников святого (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила), автор был свидетелем мн. чудотворений от гробницы преподобного. Житие известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 - XVI в. Ни один из списков не передает в точности текст диак. Иринарха. В них читаются 4 полные древнерус. редакции Жития (Основная, представленная наибольшим числом списков, Минейная и Краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращенная, известная в 1 списке), 2 редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского (1)//АиО. 1997. 2(13). С. 139). Празднование Д. 1 июня отмечено в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634; РИБ. Т. 3. Стб. 79), в «Палинодии» архим. Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского) 1621-1622 гг. (РИБ. Т. 4. Стб. 853), в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 199-199 об.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 50-е гг. XVII в.; дата кончины ошибочна - 1411/12 (6920)). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) 1645-1647 гг. Д. называется «кратким, досяжущем же небеса» ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия (Шелонина)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 584). Имя Д. включено в «Описание о российских святых» кон. XVII-XVIII в. (С. 125; указана неверная дата кончины - 1406/07 (6915)). Согласно 4-й уставной записи кремлевского Успенского собора, между 1666 и 1743 гг. торжественное празднование в соборе памяти Д. было прекращено («в соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют» - Голубинский. Канонизация святых. С. 421). Создание службы Д., по-видимому, связано с его канонизацией. Архиеп. Филарет (Гумилевский) и еп. Сергий (Спасский) датируют службу 1548 г. Ф. Г. Спасский, отметив наличие в службе Д. общих песнопений со службой прп. Григорию Пельшемскому, предположил зависимость службы Д. от службы прп. Григорию, однако эта гипотеза неубедительна, поскольку зависимость Житий святых - обратная. Спасский полагал, что Житие Д. и служба ему написаны разными авторами ( Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: (По совр. Минеям). П., 1951. С. 196-197). Служба Д. неоднократно издавалась с XVII в. (1-е изд.: Минея Служебная: Июнь. М., 1625. Л. 7-18), опубликована в совр. Минее (Минея (МП). Июнь. С. 13-27). В кон. XVII в. была составлена общая служба преподобным Д. и Амфилохию Глушицким (ГИМ. Син. 610. Л. 80, нач. XVIII в.; Минея (МП). Окт. С. 325-336). Местное предание связывало с Д. колодец в Сосновецком мон-ре, над которым была устроена часовня, в 1883 г.- колокольня. К 10-м гг. XX в. в обители хранились резная икона Божией Матери «Одигитрия», создание к-рой предание приписывало Д., и часть его трости. В Покровском мон-ре в 1661 г. во имя преподобных Д. и Амфилохия Глушицких был построен деревянный шатровый храм (разобран в 1840). В 1900 г. во имя этих святых был переосвящен построенный в 1841 г. деревянный храм в честь Рождества Христова. Храм был закрыт в 1937 г., в 1992 г. возобновлен как приходский, в 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рю .

http://pravenc.ru/text/178323.html

пришел к прп. Дионисию в 1412 (6920) г., покинул Сосновецкую пуст. в 1422 (6930) г. уже 100-летним старцем. В обеих редакциях содержится рассказ о чудесных знамениях, предшествовавших основанию Пельшемского мон-ря. По-видимому, главным источником повествования в Минейной редакции и Редакции сборников о пребывании Г. в Ростове и в Сосновецкой пуст. было Житие прп. Дионисия Глушицкого. В нем сообщается о том, что Г. «от града Галича, бывый архимандрит во граде Ростове» пришел к прп. Дионисию и «пребываше в послушании святаго» (Жития. С. 117). Через нек-рое время Г. испросил у прп. Дионисия благословение на уход из пустыни ради совершенного отшельничества. Прп. Дионисий благословил это желание, и Г. основал на Пельшме общежительный мон-рь, в к-ром в 1426 г. трудами преподобного был построен храм в честь Собора Пресв. Богородицы. Вологодские святые. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " Иконописец мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ТСЛ) Вологодские святые. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " Иконописец мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ТСЛ) В Первоначальной редакции Жития Г. сообщается, что на устройство Пельшемского мон-ря святому предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие благонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В Минейной редакции благотворителем святого назван «благонарочитый муж» Мартын (ВМЧ. Стб. 2274). Святой установил на месте буд. обители крест, построил келью. Преподобный сочетал неустанные труды по устройству мон-ря и возделыванию земли с молитвой и постом. Подвизаясь, он неоднократно испытывал бесовские нахождения: бесы в виде змей и зверей пытались прогнать преподобного с этого места, но он побеждал их крестным знамением и молитвой. Вскоре в обители были возведены храм в честь Собора Пресв. Богородицы, трапезная и кельи. Минейная редакция и Редакция сборников сообщают о приходе на Пельшму свящ. Алексия (он принял постриг с именем Александр и впосл. стал 2-м игуменом мон-ря) и других, стремившихся к монашеству. Согласно указанным редакциям, в 1426 (6934) г. святой получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского архиеп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, освятивший монастырскую церковь. С собой прп. Дионисий принес иконы Господских праздников (возможно, написанные им самим) и Пролог, бережно сохранявшиеся с того времени в Пельшемском мон-ре (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития Г., было Житие прп. Дионисия Глушицкого - Жития. С. 118).

http://pravenc.ru/text/166551.html

В Спасо-Каменном мон-ре Д. Г. ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть к-рых, возможно, была получена из К-поля или из южнослав. земель. О контактах обители с Балканами в кон. XIV в. свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в к-рой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный мон-рь, где «держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352, список 1435-1447 гг.). В годы настоятельства Д. Г. в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский . 12 июля 1418 г. Д. Г. был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского вместо умершего 5 мая 1416 г. свт. Григория (точная дата хиротонии приведена в Типографской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180), часть летописи, в к-рой читается данное известие, восходит к московскому своду, летопись не называет святителя греком). В Софийской II и Львовской летописях известие о поставлении Д. Г. в 1418 г. сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич «поставиша его себе нужею» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 46-47; Т. 20. Ч. 1. С. 232). (По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», хиротония Д. Г. во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного мон-ря Д. Г. назначил «ученика своего Илариона». В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Д. Г. в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону «Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем» и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также «вся потребнаа на устроение пустынное». Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова , Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 117, 154). В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Д. Г. на освящение ц. во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (Там же. С. 110, 112-113). Согласно 1-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Д. Г. упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178453.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010