Наступило время, полное нравственных томлений и исканий веры и Бога. Обрисовалась мощная фигура гр. Л. Толстого. Раздалась громкая проповедь в защиту нравственного смысла жизни людей и эта проповедь, в связи с литера­турной деятельностью великого проницателя душ Ф. Достоевского, до корней пошатнула господствовавшее материалистически позитивное воззрение на человека, по которому нравственное чувство в нем признавалось лишь обяза­тельным и непосредственным результатом его умственного развития и не имело собственной цели. Но нравствен­ная проповедь гр. Толстого оказалась лишенной живительной влаги, так как отрешена была от религии–от ее догматов о Личном Боге, о личном бессмертии человека и загробной жизни, и построена была не на Божественном или небесном идеале чистоты и совершенства («будьте совершены, как совершен Отец ваш небесный» –Ев. Мф. 5:48 ), а на внутреннем сознании человека, на началах психологических и метафизических. Высший смысл жизни каждого человека был найден гр. Толстым только в земном счастьи или благе всего человечества: земля признана раем и «Царством Божиим» –братское единение всех людей (идеал материально-эвдемонистический и социально-коммунистический). Личность-же отдельного человека получала чисто торговую ценность вещи, за которую целым человечеством покупалось себе некоторое благо жизни. А сам человек на веки погружался в холодный мрак могилы с печальной улыбкой на устах: «зачем онявлялся в свет? зачем онвоспитан был землею? Разве для того только, чтобы кому-то, для него посторон­нему, доставить некоторое счастье жизни?!. Но и это общее благо жизни всего человечества не есть-ли «нас возвышающийобман?!.» Да и конец каждого человека не есть-ли удел и всего человечества?!. Тогда небытие не лучше ли бытия?!.» Изнывала душа под давлением жгучих вопросов... а смерть жестоко смеялась над ней!.. Так Толстов­ское «царство Божие» с его землистою моралью, переоце­нивая всю культурную жизнь человека, бросало его в объятия той глубокой древности, когда библейский мудрец на могильном памятнике начертал: «блаженнее живых и мертвых тот, кто еще не существовал...», ибо здесь «все–суета и томление духа»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Что именно видно на месте лица, нет ли ссохшегося носового хряща? 6. Есть ли связь головы с телом или голова отделена? 7. Есть ли хрящевые части ребер, и почему ребра упали, то есть не от удара ли или давления на них? 8. Отчего спинной хребет вообще, крестец и, в частности, копчик не разделились на позвонки? Не сдерживает ли их ссохшийся хрящ, а может быть, и таковая же кожа? 9. Отчего происходит темная, местами бурыми пятнами окраска костей? Не от сохранившейся ли кожи? 10. Что такое те темные частички, которые виднеются на дне раки? Полагаю, что это засохшее тело, бывшее еще недавно натянутым между ребер и других костей и опавшее от толчка, удара или давления. Нужно при этом считаться со следующим: в течение 500 лет пребывания в сухом соборе постоянно проветриваемое и подвергавшееся нескольким пожарам тело Преподобного, конечно, необычайно ссохлось и сделалось хрупким. Понятно, что, лишенное влаги, оно имело объем весьма малый. Когда при двойном, а может быть, и многократном покушении на него, оно подвергалось сильным ударам, то оно рассыпалось на мелкие частицы, которые, думается, и лежат на дне раки. 11. Есть ли признаки гниения, да и могут ли быть таковые у мощей столь давних, буде они и в самом деле гнили? 12. Отчего происходит благоухание мощей, в частности, скуфьи, и как определить это благоухание? 13. Отчего происходит характерное впечатление живого тела при прикосновении губами к голове? 14. Акт о состоянии мощей, когда он будет составлен, опубликованию до времени не подлежит. [добавления карандашом] 15. Поднялась ли пыль при вскрытии? 16. Была ли моль? 17. Была ли схима Великой Княг ? 18. Когда вскрывал мощи Товия, не клал ли туда ароматов? 19. Не имеется ли поломов? 20. Древность волос. 21. Что можно сказать о духовных свойствах пр Сергия по его черепу и костям лица, и вообще, как характеризовать череп?» По воспоминаниям Е. П. Васильчиковой и архиепископа Сергия, отец Павел и Ю. А. Олсуфьев для замены главы преподобного Сергия избрали череп князя Трубецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

607 С этого неба, как после узнаем, – Будды являются на землю в качестве божеств, и здесь же пребывает Майтрея, будущий Будда – мессия буддистов. 609 К не-составному, и, следовательно, субстанциальному Вайбашики причисляют небо и два вида Саманатти. Васильев. Буддизм. 272. Впрочем, учение о материи, как самобытном начале, никогда не имело среди буддистов распространенности и всеобщности. 611 Неизвестно в точности, как далеко простирается метемпсихозис у буддистов, т. е. переходит-ли одушевленное существо в форму неодушевленного, в растение, в камень. Более всего говорится о перерождениях под формой живых существ, – животных, людей и воображаемых существ иных областей мира. Встречаются, впрочем, легендарные сказания о перерождении в формы растений; но это говорится о жителях ада, лишенных сознания, и только но временам возвращающихся к нему. По-видимому, буддизм знает только перерождения под формой живых существ. Koeppen. 292. 613 Ламаисты признают вещественные и невещественные души. Первые зарождаются вместе с телом, под влиянием влаги и теплоты. Таковы души насекомых. Души духовные, человеческие, не имеют ничего общего с материей, вселяются в тела из внешнего мира и начинают совершать круговорот перерождений. Существует даже особый обряд призыва души, в случае болезни тела, предполагающий, что больное тело оставлено душой. Есть верование даже в мытарства по смерти и суд на небе. Архиеп. Нила. Буддизм 210 – 213. Васильев, 102. 614 В ламайском буддизме, который есть смесь буддизма с шаманством, – бесчисленное множество богов, богинь и духов служат предметом почитания и поклонения. 615 У всех северных буддистов, особенно же в ламайстве, есть представление о рае, как месте блаженного успокоения и небесных радостей, точно так же, как есть и учение о мытарствах, занимающих средину между адом и миром перерождений. Арх. Нила. Буддизм. 210. 617 Обыкновенно насчитывают 550 воплощений или перерождений Будды. 88 раз он рождался пустынником, 58 царем, 43 богом растений, 26 религиозным законодателем, 24 чиновником двора, 24 брамином, 24 князем, 23 дворянином, 22 ученым, 20 богом Индрой, 18 обезьяной, 13 купцом, 12 судьей, 10 пастухом, 10 львом, 10 богом Ганга, 6 словом, 5 птицей, 5 рабом, 5 золотым орлом, по 4 лошадью и волом, 4 брамой, 4 павлином, 4 змеей, 4 раза куликом, 3 раза горшечником, 3 раза разрушителем каст, 3 раза легуаном, 2 раза рыбой, 2 раза слоновым вожаком, дятлом, крысой, каменьщиком, резчиком, танцовщиком, школьным учителем, серебрянником, водяной птицей, коршуном, лягушкой, гусем, наконец-вором и плутом.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Зимой его деятельность немного пригасала, да зима в Хуррамабаде короткая — не успеешь отдышаться. Семь лет… Первым делом он набросал проект. Приятель-архитектор удивленно похвалил смелость и выдумку, но в конце концов не оставил от его замыслов камня на камне. Тут главное было вот что: не существует бетонных плит таких типоразмеров и конфигураций, что насочинял Ямнинов, — придется подстроиться под то, что есть. Выходило, что ни комнат такой длины и ширины, ни галерей на уровне второго этажа, ни фигурных солнцезащитных карнизов, ни много чего другого сделать было нельзя. Однако Ямнинов заупрямился: времени потратил месяцев восемь, сил — немеряно, а все же добился чего хотел — ему отлили плиты нужной формы… И так год за годом, год за годом… …Открутив последний, шестой болт, он бросил решетку вниз, на кусты георгин, и поморщился, когда она ухнула, безжалостно придавив и поломав стебли. Впрочем, это уже не имело никакого значения. Лоджия превратилась в нависающий козырек. Он принес несколько кирпичей и положил их на край. Потом неторопливо спустился вниз, вымыл руки. Насвистывая, прошел в большую спальню, раскрыл бельевой шкаф, наугад взял какую-то накрахмаленную тряпку. Оказалось — наволочка. Урок прапорщика Петровича отпечатался в памяти чередой контрастных фотографий: раз-два — снять патронную коробку… теперь затвор до упора… два щелчка фиксаторами… отнять приклад… сошки… еще два движения — отделяется ствол… Он разложил все это хозяйство на одеяле и взялся за тряпку. Когда сталь стала блестящей и сухой, принялся собирать: поначалу с запинками, а во второй и третий раз уже по-свойски. В сущности, этот тяжелый механизм, тупо глядящий единственным черным глазом туда, куда направляли его человеческие руки, был устроен проще швейной машинки. Расстелил одеяло, лег, поерзал, щурясь. Умостился. Поводил стволом. Оставалось лишь потянуть затвор. А палец и так уже лежал на курке… Машины покажутся издалека — вон там, где дорога бежит вдоль пшеничного поля. Потом спрячутся за тесно посаженными у канала тутовыми деревцами. Снова появятся — уже в крупном масштабе. Проедут мимо ограды Водоканала, замедлят ход, потому что там разбит асфальт, минуют дикие заросли возле старых колодцев, вокруг которых земля заболочена и полна драгоценной влаги.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/?ful...

К продольным и задней сторонам была приделана ещё пристройка (jatzuah), в три яруса, с комнатами для храмовой утвари и запасов. Пристройка была сделана так, что балки кровли отдельных ярусов лежали на уступах, которые были, соответственно каждому ярусу, на внешней стороне храмовых стен, не будучи заметными на внутренней стене храма ( 3Цар.6:5 ). Вследствие этих уступов, уменьшавших толстоту стены храма на один локоть при каждом ярусе, боковые комнаты имели внутри неодинаковую ширину, именно, в нижнем этаже только пять локтей, в среднем – шесть, а в верхнем – семь. 191 Высота каждого яруса была в пять локтей ( 3Цар.6:10 ), поэтому вся пристройка, включая и кровли, имела около 18 локтей вышины, так что дом храма еще значительно возвышался над нею, и на обеих продольных сторонах оставалось пространство для окон ( 3Цар.6:4 ), которые впрочем, были только в святом, 192 между тем как во святом святых храма была совершенная темнота, как и во святом святых скинии. Вход в боковые этажи был совне; его составляла дверь с правой или южной стороны, откуда можно было проходить в средний и верхний этажи по витой лестнице ( 3Цар.6:8 ). II. О дворах кратко упоминается в 3Цар.6:36 и 2Пар.4:9 . Около самого дома храма простирался внутренний двор для священников. Его составляла обходящая кругом стена из трех рядов плит, лежащих один на другом, и одного ряда кедровых балок, не представлявших впрочем, какой-нибудь решетки или перил, но просто лежавших горизонтально на плитах, скашиваясь для стока влаги по обеим сторонам. К этому внутреннему двору примыкал наружный или великий двор, который, как можно заключать по самому названию, окружал внутренний со всех четырех сторон; он имел ворота с медными створами, следовательно, во всяком случае, окружен был прочною стеною. Из Иер.36:10 , где внутренний двор называется верхним, очевидно, что он лежал выше внешнего; вероятно, самый дом храма лежал в свою очередь еще выше, чем двор священников, так что все пространство храма имело форму террасы. По позднейшим случайным показаниям ( 4Цар.23:11 ; Иер.35:4, 36:10 ) видно, что внешний двор имел кельи и портик или галереи у ворот ( 1Пар.28:12 ), по всем четырем сторонам, вероятно на углах ограды и по обеим сторонам ворот, о чем также свидетельствует храм виденный Иезекиилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но не говоря о том, что такое объяснение бессилия добра – без борьбы уничтожить зло – несостоятельно, потому что апеллирует к неизвестной инстанции будущего, общечеловеческое наблюдение над ежедневными фактами действительности заставляет утверждать противное толстовству, а именно, действительное добро не уничтожает зла, а разделяет, т. е., в добром человеке увеличивает добро и в злом увеличивает зло. От одной и той же влаги живительного дождя растут и благотворные силы в целебных травах, и яд – в ядовитых: можно ли похвалить родителей, усердно поливающих из доброй лейки ядовитые травы в саду, где гуляют их дети? Так и относительно зла в мире: можно ли без разбору давать волю своим добрым чувствам там, где добро только усиливает силу зла?.. Установление вечного международного мира, наконец, не только заключает в самом себе смешение того, что внутренне враждует между собою, но и не есть благо само по себе, – то абсолютное благо, которое само по себе было вожделенно и имело оправдание. Вместе с развитием культуры атрофированием многих дурных сторон жизни и развитием хороших, разовьется, только в другой форме, и зло. Напр., в области народного здоровья с развитием санитарных условий жизни, гигиены, антисептики, органотерапии развиваются, с другой стороны, невропатические и психопатические явления вырождения и т. п. Растет плюс, растет и минус. А против смерти, главного зла, последнего врага, по Писанию, ничего и нет в культурном прогрессе. Между тем при возможности смерти, как прекращении личного существования, культурный прогресс не может быть ценим высоко. Смертью все обезразличивается: и пред нею вся культура, как и всякие эгоистические или альтруистические чувства не имеют смысла. Если еще можно иметь любовь и заботы о ближних на почве самоудовлетворения, то уже никак нельзя иметь такой живой, деятельной любви к несуществующему еще человечеству будущего, и «тут вступает во все свои права вопрос разума об окончательном смысле или цели наших забот, и если этот вопрос в высшей инстанции решается смертью, если последний результат прогресса и культуры есть все-таки смерть каждого и всех, то ясно, что всякая прогрессивная культурная деятельность – ни к чему, что она бесцельна и бессмысленна».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

21 . Греки всегда превосходили варваров и в манерах, и в образе жизни за счет мягкого климата в котором они живут. Скифам причиняет неприятности холод, а эфиопам жара, которые неистово отбирают внутренние тепло и влагу, что делает варваров жестокими и храбрыми. Аналогично, те кто живет в умеренной зоне и рядом с горами, наслаждаются мягкостью страны обитания. 600 Именно поэтому, как говорит Платон, греки, а в особенности афиняне, совершенствовали те науки, которые пришли от варваров. 601 22 . [От них пришли] военная наука, живопись, механика, полемика, красноречие и атлетика. Но эти науки были разработаны афинянами вследствие благоприятных условий освещения и чистоты воздуха, что имело двойной эффект не только в осушении земли, как это бывает в Аттике, но также делает восприимчивым разум людей. Так разреженная атмосфера неблагоприятна для плодородия почвы, но благоприятно для умственного развития. 23 . 602 Этесии дуют когда устанавливается сильная жара. Солнце проходит зенит с юга на север, разлагая влагу в Медведице и как только влага рассосется, поднимаются ветры. Среди них есть этесии, рожденные дыханием, вызванным разложением влаги на севере. Они выходят из областей, противоположных полуденным, и, следовательно, влага выпадает в горах Эфиопии, а собираясь и становясь мощнее, она выпадает дождем. Эти летние дожди вызывают подъем Нила и разлив, приходящий с южных засушливых областей. Именно благодаря своим исследованиям Аристотель нашел это решение. Таково было превосходство его ума, чтобы представить эту теорию. Он счел нужным направить Александра Македонского в эти места, и получил из первых рук причины разлива Нила. Вот почему он говорит, что это больше не загадка. Очевидно, что Нил разливается от дождей. И это конечно удивительно, что за самыми засушливыми местами Эфиопии, где не бывает ни зимы, ни дождей, есть место, где выпадает много дождей. 602 Этого параграфа нет в английском тексте который во всем прочем почти дословно совпадает с французским. Но как мы видим, он не посвящен Пифагору.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Наступило время, полное нравственных томлений и исканий веры и Бога. Обрисовалась мощная фигура гр. Л. Толстого. Раздалась громкая проповедь в защиту нравственного смысла жизни людей и эта проповедь, в связи с литературною деятельностью великого проницателя душ Ф. Достоевского, до корней пошатнула господствовавшее в то время материалистически позитивное воззрение на человека, по которому нравственное чувство в нем признавалось лишь обязательным и непосредственным результатом его умственного развития и не имело собственной цены. Но нравственная проповедь гр. Толстого оказалась лишенной живительной влаги, так как отрешена была от религии – от ее догматов о Личном Боге, о личном бессмертии человека и загробной жизни и построена была не на Божественном или небесном идеале чистоты и совершенства («будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» – Мф. 5:48 ), а на внутреннем сознании человека, на началах психологических и метафизических. Высший смысл каждого человека был найден гр. Толстым только в земном счастье или благе всего человечества: земля признана раем и «Царством Божиим» – братское единение всех людей (идеал материально-эвдемонистический и социально-коммунистический). Личность-же отделенного человека получила чисто торговую ценность вещи, за которую целым человечеством покупалось себе некоторое благо жизни. 6 А сам человек навеки погружался в холодный мрак могилы с печальной улыбкой на устах: зачем он являлся на свет? зачем он воспитан был землею? Разве для того только, чтобы кому-то для него постороннему, доставить некоторое счастье жизни? Но и это общее благо жизни всего человечества не есть ли «на возвышающий обман?..» Да и конец каждого человека не есть ли удел и всего человечества?.. Тогда небытие не лучше ли бытия?.. Изнывала душа под давлением жгучих вопросов… а смерть жестоко смеялась над ней!.. Так Толстовское «царство Божие» с его землистою моралью, переоценивая всю культурную жизнь человека, бросало его в объятия той глубокой древности, когда библейский мудрец на могильном памятнике начертал: «блаженные живых и мертвых тот, кто еще не существовал…» ибо здесь «все – суета и томление духа!..».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А на слушание или чтение Слова Божия совсем не достает времени. Другое препятствие, не допускающее Слову Божию укореняться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: «иное (семя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каким способом человек становится похожим на камень? Через долговременное пребывание в грехе. Премудрый говорит: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, не радит» ( Притч.18:3 ), т. е. когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников. Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: « а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его». Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя Слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то Иисус Христос говорил: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф.6:24 ). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют Слову Божию созреть в человеческом сердце. Вот главнейшие препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительного семени – Слова Божия. Глава III. Как часто нужно читать Библию? Чтение Св. Писания – есть долг христианина Чтение Библии составляет священную обязанность христианина, потому что заповедано Самим Богом. В Ветхом Завете, Господь, внушая иудеям важность закона откровенного и желая приблизить их к его познанию, повелел навязать и носить слова закона постоянно на челе и у сердца: «да навяжеши я», т. е. прикрепишь и повесишь, «на руку твою» ( Втор.6:8 ). Псалмопевец говорит: «слова Господни суть слова чистыя, серебро очищенное, седмикратно переплавленное» ( Псал.11:7 ). В Новом Завете Господь заповедует: «испытайте Писания» ( Ин.5:39 ). Ап. Павел пишет христианам: «слово Христово да вселяется в вас богатно» ( Кол.3:16 ); своему ученику Тимофею внушает: «занимайся чтением» ( 1Тим.4:13 ), и хвалит его за то, что он «с детства знает Священные Писания» ( 2Тим.3:15 ). Богатство и неисчерпаемость Слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Как Отец чадолюбивый, Он оградил нас наперед от пагубного увлечения и неминуемого затем бедствия. Яко Царь Благочестивейший, Он прежде всего, возложив упование свое на Бога, указал и нам путь к истинному счастью в Православной вере нашей, завещанной нам от предков, в твердом уповании на благость Божию, в прилежной молитве о благословении Божием, в непреложном исполнении обязанностей наших. Яко Царь мудрый и прозорливый, Он, испросив помощь Божию, предуготовил благовременно и все средства, чтобы возраставшие не далеко от наших пределов бедствия не имели для нас вредных последствий. Яко Царь крепкий упованием на Бога, Он не отрекся, наконец, по призыву Августейшего Союзника своего, прямо действовать к искоренению зла, угрожавшего потрясти спокойствие и наших пределов, и попрать чад ехидниных в их собственном гнезде. С нами Бог; Россия исполнит свое святое призвание, сказал Он, посылая Христолюбивое свое воинство для погашения возгоревшегося в грозных размерах мятежа. И сбылось Его Царственное слово. Ряд побед увенчал новыми лаврами Христолюбивых вождей и воинов; мятежные толпы, грозные многочисленностью, отчаянным упорством и непримиримой ненавистью к защитникам правды и порядка законного, рассеялись, можно сказать, при одном приближении войск наших. Так непреложно исполняется Божественное слово о Помазаннике Божием: Положил помощь на сильного, вознес избранного от людей моих; елеем Святым моим помазал Его. Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобить Его; ибо рука моя заступит Его и мышца моя укрепит Его. Молю убо, увещевает Апостол, прежде всех творить молитвы, моления, прошения и благодарения за Царя и за всех иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом. ( 1Тим. 2:1–3 ) Аминь. Беседа в Неделю 21-ю по Пятидесятнице Изыде сеятель сеять семя свое: и когда сеял, одно пало при пути, и попрано было и птицы небесные поклевали его. А другое пало на камень, и выросло усше, так как не имело влаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010