Вопрос: Есть притча о сеятеле. Там сказано: " Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. " " Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры. " Я не знаю почему, но у меня постоянно происходят колебания относительно веры. Может быть, это происходит из-за моего скверного характера, темперамента или еще по какой-то причине. Но это мне не только не нравится, но даже немного настораживает. Появляются сомнения... Нет никакой опоры ни в душе, ни в мире, а в моей вере больше вопросов. Я не могу сказать, что я отрицаю Христа и его учение, но в чем его учение я также понять не могу. Я пришла к такому выводу, что Бог - это жизнь, а где церковь в этой жизни я не знаю! Выходит она вторична? То есть в человеке вера должна быть изначальна, а все остальное лишь укрепляет ее. К сожалению, вы не ответили мне на вопрос о богослужении, а сама я не могу в этом разобраться без помощи. Христос сказал ученикам: " вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет " . Может быть, мне действительно не дано. Но от сознания этого не легче. Скажите что же мне с собой делать? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Не дано было знать тайны Царствия Небесного фарисеям, которые считали себя праведниками. Грех гордости ослепил их духовно. Они не только не признали Иисуса Христом, Сыном Божиим, но злостно клеветали на Него. Людям же, принимающим Христа, открыты благодатные источники веры. Начинается она с маленького, едва заметного, росточка: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24). Обратим внимание на то, кто это произнес: отец тяжко болящего сына. Этот молитвенный вопль со слезами вырвался в ответ на вопрос Спасителя «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (9:23). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Христос и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод. Мы не можем найти Христа и получить от него спасительную помощь, минуя Церковь. Только в ее благодатном молитвенном опыте, в ее святых таинствах мы рождаемся духовно и соединяемся с Христом, Которого св. апостол Павел называет Начальником и Совершителем веры (Евр.12:2). Церковь там, где Христос, потому что Он ее Глава, а она – Его Тело (Кол.1:24). А что может быть первичным в нашей жизни, кроме Бога?

http://pravoslavie.ru/6212.html

И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, и, взошедши, засохло, ибо не имело влаги. Иное упало в терние, и заглушило его терние. Иное упало на добрую землю и принесло плод сторицею» (Мф.13:3–8). Итак, если я найду в твоем сердце землю плодоносную и добрую, я не поленюсь сеять в тебе божественное семя и открыть тебе великое таинство. Если же земля эта будет каменистая и полная терния, или — придорожная, попираемая мимоидущими, то лучше совсем не бросать в нее спасительного семени и не отдавать его на расхищение птицам и зверям, метать пред коими бисер строго запрещено. Но я надеюсь найти в тебе наилучшую землю, для того, чтобы тебе принять словесное семя, и увидеть бесценный камень, и просветиться зарею света, и принести плод сторичный; ибо ради тебя я принял много труда и прошел далекий путь, чтобы показать тебе то, чего ты не видал и научить тому, чего ты никогда не слыхал. Иоасаф отвечал ему: — Я, старче честный, одержим невыразимым желанием слышать новые и добрые слова, и внутри сердца моего горит огонь, разжигающий меня к познанию некоторых важных и необходимых вещей, и до сего дня не нашел я человека, могущего разъяснить мне то, что у меня в уме, и наставить меня на правый путь. Если же я нашел бы такого человека, то услышанные от него слова я не отдал бы на съедение птицам и зверям, не оказался бы каменным и полным терния, как ты сказал, но с благодарностью принял бы и сохранил их в сердце своем. И ты, если знаешь что-либо, не скрывай от меня, а поведай мне, ибо, как только услыхал я, что ты пришел из далекой земли, тотчас возрадовалась душа моя и я вознадеялся чрез тебя получить желаемое: потому-то и допустил я тебя немедленно к себе и с радостью принял, как кого-либо из знаемых или сверстников моих. Тогда Варлаам, отверзши уста свои, полные благодати Святого Духа, начал говорить ему о Едином Боге, всё сотворившем, и о всем, что совершилось от начала мира: о грехопадении Адама и об изгнании из рая, о праотцах и пророках; затем — о воплощении Сына Божия, о вольной Его страсти и о воскресении; о Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Иди в мире». Глава 8 И было после того, что ходил Он по городам и укреплениям, проповедуя и благовествуя Царство Божье, и двенадцать с Ним, и некоторые женщины, исцеленные от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из коей вышли семь демонов, и Иоанна, жена Хузы, прокуратора Ирода, и Сузанна, и многие другие, прислуживавшие Ему по возможностям своим. Когда же собралась большая толпа, спеша к Нему из городов, сказал Он в притче: «Вышел сеятель сеять семя свое. И пока сеял, иное упало возле дороги, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. Иное же упало на камни и, взойдя, засохло, ибо не имело влаги. Иное же упало меж терниев, и взошедшие вместе с ним тернии задушили его. Иное же упало на добрую почву и, взойдя, принесло плод стократ». Говоря это, Он возгласил: «Имеющий уши, чтобы слышать, да слышит». И спрашивали Его ученики Его, что то была за притча. Он сказал им: «Вам дано знать тайну Царства Божьего, остальным же – в притчах, ибо, видя, не видят и, слыша, не понимают. Вот же притча сия: семя – слово Божие. То, что возле дороги, – это те, кто слышат, а затем приходит дьявол и забирает слово из сердца у них, чтобы они, веруя, не были спасены. А то, что на камне, – это те, кто слышат, с радостью принимают слово и не имеют корня: до времени верят, а во время искушения отрекаются. То же, что упало в терния – это те, кто слышат, но, будучи задушены заботами, богатством, удовольствиями сей жизни, не приносят плода. То же, что на доброй земле – это те, кто, слушая, в лучшем и добром сердце сохраняют слово и приносят плод в терпении. Ибо никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом и не ставит под кровать, но ставит её на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не выявится, и нет ничего скрытого, что не будет открыто и узнано. Потому смотрите, как слышите. Ибо кто имеет, тому дастся, а кто не имеет, отнимется у того и то, что он думает, будто имеет». И пришли к Нему Мать и братья Его, и не могли подойти к Нему из-за толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Однажды Иисус Христос сказал такую притчу. Вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; иное упало в терние, и терние заглушило его; иное же упало в хорошую землю и принесло обильный плод. Потом Иисус Христос так объяснил притчу Своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель – тот, кто проповедует это слово, а земля – сердце человеческое. Семя, упавшее при дороге, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко похищает посеянное. Каменистая земля – это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Терние означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброю же землею в притче разумеются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его. Притчею называется такой рассказ, в котором учение излагается не прямо, а при помощи примера, сравнения. Укрощение бури Однажды Иисус Христос вместе со Своими учениками отправился на лодке чрез Галилейское озеро и во время пути уснул. Вдруг на озере поднялась сильная буря; волны заливали лодку, так что она наполнялась водою. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Господи! Спаси нас, погибаем!» Но Он сказал им: «Что вы так испугались, маловерные?» Потом Он запретил буре и волнению, и тотчас ветер затих, и волнение прекратилось. Ученики же в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветры, и вода повинуются Ему?» Воскрешение дочери Иаира Один начальник синагоги, по имени Иаир, подошел к Иисусу Христу, упал к ногам Его и просил: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела». Иисус Христос пошел с ним. На пути их встречается посланный и говорит Иаиру: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Когда они подошли к дому, увидели там большое смятение: все плакали и рыдали. Господь сказал им: «Не плачьте; девица не умерла, но спит». Некоторые смеялись над Ним, так как знали, что она умерла. Иисус же Христос выслал всех из дома, кроме родителей умершей и трех учеников своих – Петра, Иакова и Иоанна; вошел в комнату, где лежала умершая, и, взяв ее за руки, возгласил: «Девица, встань!» И возвратилась душа ее, и девица тотчас встала. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 1-8; от Марка, гл. 2, 1-12; от Луки, гл. 5, 17-26. Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная женщина шла и горько плакала, и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над тяжелым горем бедной матери, и сказал ей: " Не плачь " . Потом подошел и прикоснулся к одру, на котором лежал умерший (у иудеев умерших завертывали в полотно и несли на одре или носилках для погребения в пещерах). Несшие остановились. Тогда Господь сказал умершему: " Юноша! тебе говорю, встань! " Мертвый поднялся, сел и стал говорить. И отдал Иисус Христос воскресшего юношу матери его. Видя это чудо, все объяты были страхом. Все славили Бога и говорили: " Великий Пророк восстал между нами! Бог посетил народ Свой! " ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Луки, гл. 7, 11-17. Притча о сеятеле Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами. Иисус Христос сказал: " Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод. Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: " Что значит эта притча? " - Он им объяснил: Семя есть слово Божие (Евангелие). Сеятель - тот кто сеет (проповедует) слово Божие. Земля - сердце человеческое. Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Притча о Сеятеле    Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления. Эта притча так записана Евангелистом Матфеем:     “Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!” (Мф.13:1—23).    В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств. Каменистой почве уподобляются люди непостоянные в своем настроении, у которых добрые порывы так же неглубоки, как тонкий слой земли, покрывающий поверхность скалы. Такие люди, если и заинтересуются в какой-то момент своей жизни Евангельской истиной, как интересной новинкой, то они все равно не способны ради нее жертвовать своими интересами, изменить привычный образ жизни, начать неуклонную борьбу со своими дурными наклонностями. При первых же испытаниях такие люди падают духом и соблазняются. Говоря о тернистой почве, Христос имеет в виду людей, обремененных житейскими заботами, людей, стремящихся к наживе, любящих удовольствия. Житейская суета, погоня за призрачными благами, как сорная трава, заглушает в них все доброе и святое. И наконец, люди с чутким к добру сердцем, готовые изменить свою жизнь согласно учению Христову уподоблены плодородной земле . Они, услышав слово Божье, твердо решают следовать ему и приносят плод добрых дел, кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат, каждый — в зависимости от своих сил и усердия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Притчей этой была известная притча о сеятеле – иначе говоря, о сеянии, проповеди слова Божия. Спаситель обратился тогда ко всем собравшимся послушать Его с увещеванием как раз о том, как нужно слушать слово Его и как воспринимать это спасительное слово, чтобы оно не осталось для них втуне, но принесло бы в них духовный плод, направив их к вечной жизни. Христос сказал им: вышел сеятель сеять семя свое ( Лк 8,5 ), то есть вышел Сам Он, Господь, сеять слово Божие, сеять Свою проповедь, Свое спасительное благовествование, ту Евангельскую весть, которая и преобразуется в притче как «семя». Сам Господь и поясняет это в конце притчи: Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие ( Лк 8,11 ). ...И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его ( Лк 8,5 ). Здесь Господь говорит нам о духовном состоянии тех людей, которые, хотя и слушают слово Божие, но – невнимательно: оно проходит мимо ушей их и не ложится в сердца их действительно глубоко. И потому враг приходит к ним и уносит это доброе семя, это спасительное научение истинам Божиим, явленным в Его слове, и души их остаются пусты и бесплодны. Как говорит об этом Господь, разъясняя затем смысл Своей притчи: приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись ( Лк 8,12 ). Но разве и среди нас, имеющих ныне возможность слышать здесь слово Божие, разве нет таких, которые слушают и воспринимают его порой столь же бесплодно и чьей сущности эти увещания Божии, эти семена правды Его, ничуть не изменяют к лучшему? Не для таковых ли даже и Божие слово оказывается пока, по сути, напрасным? В притче о сеятеле Господь говорит далее и о Своих слушателях иного рода: а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги ( Лк 8,6 ). Это те, кто, слыша слово Божие, поначалу с радостью принимают его, но не дают глубоко укорениться ему в себе из-за каменистой почвы своей души. Хотя такие некоторое время и вполне искренне веруют всему сказанному в слове Господнем, но отпадают от этой веры, чуть только подступят к ним житейские искушения и испытания. И в них это слово паки остается без всякого спасительного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Расточительный Бог 4 мин., 18.01.2018 Продолжаем знакомить читателей с размышлениями православных священников и мирян из США. На этот раз представляем Вашему вниманию колонку отца Иоанна Мозеса. Отец Иоанн служит в церкви Святых жен-мироносиц в городе Харрисонберге, в штате Вирджиния, США (Русская Православная Церковь Заграницей). С 2008 года он ведёт блог «Рассуждения неотёсанного батюшки» , где простым и доступным языком разбирает евангельские сюжеты и христианские понятия.  Расточительство - как же мы не любим это слово и то, что оно обозначает! Ведь все, что у нас есть, мы зарабатываем в поте лица своего, и потому им дорожим. Мы учим детей съедать все, что лежит у них в тарелках, просим жену выключать свет, когда она выходит из комнаты, и возмущаемся теми издержками, без которых не обходится ни одна власть – от муниципальной до федеральной. Но еще больше нас огорчает, когда нам кажется, что кто-то впустую тратит дарованную ему жизнь, и нам не дает покоя мысль: а вдруг и мы делаем то же самое? Конечно, я не призываю пускать свое добро на ветер, но хочу поделиться одной простой, но, на мой взгляд, глубокой догадкой: наш Бог – сам расточитель. Казалось бы, какая недопустимая дерзость! Но разве не об этом идет речь в притче о сеятеле в восьмой главе Евангелия от Луки? Часть семян падает на обочину и оказывается затоптанной, другая попадает на каменистую почву и гибнет без влаги, третья не может прорасти, оказавшись в терниях, и только четвертая часть семян, упав в плодородную почву, приживается и дает плоды. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Евангелие от Луки, гл. 8, стихи 4-8).

http://foma.ru/rastochitelnyiy-bog.html

«А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги» (ст. 6). Спаситель, предлагая эту притчу, рассчитывает на здравый смысл слушателей, которые, конечно, прекрасно понимают, что для того чтобы растению вырасти и укрепиться, ему необходима влага, а камень не пропускает ее сквозь себя. В человеке же с окаменевшим сердцем, может быть, какие-то ростки добродетелей и есть, но поскольку влага не питает их постоянно, то от солнца и непогоды они быстро усыхают. Для сердца влагой является внимание и усердие: внимание — если говорить о молитве, усердие — если говорить о добродетели вообще: Семя, слово Божие, не может вырасти в сердце человека, если он не проявляет усердия. Некоторые святые отцы называют сердечное окаменение самой страшной страстью, потому что человек, одержимый ею, почти не способен к покаянию. Когда нас одолевает сердечное окаменение, то нам все становится безразлично и всякое усердие к добрым делам пропадает. Тогда, даже если мы прекрасно знаем Евангелие, учение Церкви о нравственной и духовной жизни, даже если в свое время интересовались писаниями святых отцов, мы остаемся совершенно безуспешными, и именно потому, что в нас нет этой влаги — усердия. «А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» (ст. 7). Мы понимаем, что если семя упадет даже на добрую, но не очищенную от сорных трав почву, то эта почва не принесет никакой пользы, потому что сорные травы — терние — заглушат семя. Оно может прорасти и даже вырасти, но будет совершенно бесплодным. Как пшеницу или любые другие злаки сеют не для того, чтобы только любоваться их красотой, а для того, чтобы они принесли плод, так и в делании добродетелей нужно всегда взирать на конечный результат, а не на само дело. Когда человек совершает какие-то телесные подвиги, допустим постится, кладет поклоны, исполняет большое правило, то он делает все это не ради самих подвигов, а ради стяжания благодати и приобретения добродетелей. Если семя выросло, а плода нет, то есть если человек ничего не приобрел от своих дел, то можно сделать вывод о том, что семя — слово Божие — оказалось для него бесплодным, потому что, как говорится в притче, «выросло терние и заглушило его». Ведь кроме слова Божия в нашем сердце, можно сказать, посеяны и другие семена. Посеяны не Богом, а миром и диаволом: это всевозможные заботы о земном, об удовлетворении своих страстей, о поиске наслаждений — все это терние. Почти все люди считают, что добро — это наслаждение, это нечто приятное, а зло — это какие-то скорби и неприятности. Иногда мы, даже осознавая, что на самом деле это зло, как бы против воли принимаем наслаждения за добро и в поисках наслаждений заглушаем в себе семя слова Божия. Вот что означает терние.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

С воплощением Сына Божия явилась полнота истины. «И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (ст. 5). Слушатели Спасителя в основном были людьми, занимающимися земледелием, поэтому они прекрасно понимали Его слова и принимали их без всякого сопротивления, не подозревая, что за ними кроется и духовный смысл. Действительно, если семя упадет на дорогу или рядом с ней, то оно, конечно же, будет либо потоптано прохожими, либо поклевано птицами, поскольку лежит на поверхности земли. И это всякому понятно, но что же подразумевается под дорогой? Конечно, на самом деле Спаситель говорит об истинах духовных, а не о занятии земледелием. Дорога — это такое состояние человеческой души, когда она уже как бы вытоптана и доступна для того, чтобы всевозможные помыслы, греховные желания, страсти и, можно сказать, диавол и демоны ходили по ней. И когда наши сердце и душа совершенно открыты для вхождения и исхождения всех злых, лукавых, греховных помыслов — а если мы посмотрим на себя трезво, то увидим, что так оно и есть у любого из нас, — тогда семя, то есть Слово Божие, попирается и уничтожается в нас. Птицы — это многочисленные помыслы, суетные или греховные. Что не вытаптывается грубыми страстями, которые господствуют в нас и заставляют совершать тяжкие грехи даже против воли, то уничтожают «птицы небесные» — эти суетные, мелкие греховные помыслы, которым нет числа. Вот что бывает с сердцем человека, которое подобно дороге. «А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги» (ст. 6). Каменистая почва — это также образное выражение, но уже иного состояния души человека. Мы часто употребляем такое избитое выражение, как «каменное сердце», имея в виду сердце, мертвое для всех духовных чувств, в котором нет глубины и искренности. Если такое сердце и принимает слово Божие, то остается совершенно холодным и безразличным к нему, потому Спаситель и говорит, что семя засохло, не имея влаги, ведь пробиться через камень к почве, из которой корни растения черпают животворящую влагу, невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010