Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец (+ 1515) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 сент. в день преставления, 18 окт. 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых. Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них. Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф. Как ни были родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали его матери утешительное письмо. А отца его прп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам прп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом. Мать же его, Марина, стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре. За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева; Дионисий создал фрески Ферапонтовского Белозерского монастыря. Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

II. Записи голоса чистого В конце 20-х годов в Белой Церкви, я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий в городе Станиславове, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений. Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно. Белецкие не понимали, откуда идут эти слова и не есть ли это явление какой-либо неправильности. Они тревожились этим и ряд записанных Бесед неизвестного Пастыря (говорившего через Наталию) прислали мне в этом письме. Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры. Более того, благоговение, мирность, мудрость слов, духа, и смирение самих этих супругов Белецких (они начали со мной переписываться), говорили мне с несомненностью о чистом источнике этих поучений. Они были ценными и для меня. Свидетельством того, что вещание это шло от верного и чистого духа, для меня был и следующий факт: некоторые слова Поучений были личным ответом мне на мои тайные сердечные молитвенные вопрошания, никому неизвестные, кроме Единого Бога Такое прямое обращение ко мне, как к «пастырю Иоанну», и ценные указания моему юному пастырству, в ответ на тайные мысли мои, убедили меня в том, что это явление идет от светлых духов. Это было укреплением и моего пастырства Особенно нужна была мне духовная помощь после отъезда еп. Вениамина Я остался без старца-руководителя. И этот кроткий, простой, но глубоко духовный голос невидимого мира, зазвучавший около меня, – укрепил дух мой; он помог мне в моем служении. С Наталией и ее мужем у меня осталось доброе общение и после того, как этот духовный феномен прекратился. В 30-е годы они переехали из Польши в Южную Бразилию, в Рио дель Сол. Своими руками они там построили деревянный православный храм. В начале 50-х годов я там навестил их. После кончины мужа, Наталия приняла монашеский постриг и жила при храме, как хранительница его. Я получал от нее вести. Тихо, молитвенно она там скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Молитвенник, старец… Митрополиту Вениамину (Пушкарю) – 85 лет! Анатолий Степанов   12:10 08.11.2023 386 Время на чтение 4 минуты 8 ноября исполняется 85 лет одному из старейших и самых уважаемых архиереев Русской Православной Церкви – митрополиту Вениамину (Пушкарю). Владыка долгое время возглавлял Владивостокскую и Приморскую епархию. Приморье – Родина митрополита Вениамина. Здесь в селе Хороль он родился, здесь возрастал, отсюда поехал поступать в Московскую духовную семинарию. Затем, окончив Духовную Академию, с 1967 года преподавал в ней сначала как штатский преподаватель, затем принял сан и стал профессором-священником. В 1991 году была восстановлена после долгого перерыва Владивостокская епархия, однако первый архиерей не смог прижиться на Приморской земле, местный климат оказался для него тяжёлым и через год по состоянию здоровья его перевели в Ижевск. И тут Святейший патриарх Алексий Второй вспомнил, что в Московской духовной академии преподаёт уроженец Приморья скромный профессор-протоиерей Борис Пушкарь, давно ведущий монашеский образ жизни, не ищущий никаких наград и отличий. И Святейший предложил отцу Борису принять постриг и потрудиться на ниве духовного возрождения родных пределов. И вот с 1992 года по конец 2018 года, когда Владыка к огорчению всех его духовных чад и почитателей был почислен на покой, митрополит Вениамин возглавлял Владивостокскую епархию (затем митрополию). Редкий случай для нынешних церковных реалий… По моим наблюдениям, в Русской Православной Церкви есть три типа архиереев (хотя, конечно, всякое деление условно). Первый тип: архипастыри строители и устроители. Они удачно занимаются привлечением средств для строительства и благоукрашения, активно возводят и восстанавливают храмы, соборы и монастыри, наводят жёсткой рукой порядок в подведомственной им организации (епархии).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/mo...

V. ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПАСТЫРСТВА Пастырство епископа Игнатия (Брянчанинова) Епископ Игнатий (Брянчанинов) является одним из представителей знаменитых подвижников-богословов XIX века, которые не столько мыслили и философствовали о христианстве, сколько жили им. Епископ Игнатий (родился 6 февраля 1807 г.) происходил из дворянской семьи, в которой получил и строгую религиозную настроенность, и прекрасное образование. Еще с детства он имел стремление и желание принять монашество. Сразу же после окончания главного инженерного училища, куда он поступил по настоянию отца на 16-м году жизни и которое окончил первым, он подает прошение об отставке 437 . В 1831 году он принял монашеский постриг и вскоре был назначен настоятелем одного из вологодских монастырей. В 1833 году он вызывается в Петербург и поставляется настоятелем Сергиевой пустыни, в которой пробыл архимандритом около 24 лет, т. е. до отъезда в Ставрополь по посвящении в сан епископа Кавказского и Черноморского. На кафедре Владыка пробыл 4 года и в 1861 году удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь (на Волге близ Костромы), где и преставился 30 апреля 1867 года. Всю свою жизнь епископ Игнатий непрестанно изучал творения святых отцов, никто из современников не мог сравниться с ним в знании отеческих писаний. «Это была живая библиотека отцов», – писал о нем игумен Антоний (Бочков) 438 . «Чтение отцов, – писал о себе богомудрый архипастырь, – с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Православной Церкви несомненно. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека; почему необходим Искупитель и в чем заключается спасение». Основным психологическим импульсом духовной настроенности епископа Игнатия было чувство лично живого и непосредственного отношения к Искупителю Христу и сильная жажда спасения и искупления. Живое, опытное познание Бога-Спасителя – эта идея проникает все писания Владыки. Будучи настоятелем Сергиевой пустыни, Владыка часто посещал петербургское общество. Многие тогда удивлялись, как он, подвижник и молитвенник, не чуждался вместе с тем общества, бывал приятным собеседником людям светским, умел возбуждать в них к себе доверие и действовать на них ко благу душевному. Видя в нем не столько лицо духовное, сколько доброго знакомого, равного по уму и образованию, многие, весьма нерасположенные к иночеству лица любили бывать у него в обители и видеть его в своих домах, что незаметно склоняло их к благочестию. Благочестие было целью и основою всех бесед о. Игнатия, и самый светский разговор он всегда старался свести к душеназидаиию своих слушателей; нередко заставлял задумываться самых беззаботных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

XVIII век Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский «Дай, Боже, совершити труд сей во славу Твою», – просил в горячей молитве молодой иеромонах одного из черниговских монастырей Дмитрий, принимая послушание описать жития всех святых, почитаемых Православной Церковью. Более чем через 20 лет, завершая этот огромный труд, он – уже митрополит Ростовский – произнес молитву Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!..» Дмитрий Ростовский – самый плодовитый и самый популярный из всех авторов, писавших на церковно-славянском языке. До революции его сочинения переиздавались каждые пять лет. И сегодня его «Жития святых» являются наиболее читаемой книгой православного христианина. Дмитрий Ростовский довел до совершенства стиль церковно-славянского языка. По словам академика Лихачева, он был «последним писателем Древней Руси, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». В его уникальном языке сочетались старославянский, украинский, латынь и польский. Он сумел соединить воедино три традиции: византийскую, латинскую и русскую. Полное собрание сочинений Дмитрия Ростовского содержит более полусотни томов, куда, кроме богословских и церковно-исторических произведений, входят духовные драмы, стихи, дневники и письма святителя. Будущий святитель Дмитрий родился в декабре 1651 года недалеко от Киева. При крещении мальчика нарекли Даниилом. Его отец, сотник казацкого полка Савва Туптало, был активным сторонником присоединения Украины к Московскому царству. Даниил, будучи от рождения спокойным и тихим мальчиком, всем сердцем стремился к монашеской жизни. Уже в 17 лет он принимает постриг в одном из киевских монастырей. Но тихой монашеской жизни не получилось. Лишь первые шесть лет молодой инок провел в родном монастыре. Монашеская кротость и смирение Дмитрия, а также всесторонняя образованность и блестящий дар проповедника сделали его востребованным. Каждый архиерей желал иметь его в своей епархии, и о нем постоянно спорили Киев и Чернигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Αρχεο Новая историческая эпоха, новые вызовы, новые задачи 23 Μαρτου 2023 τος 11:25 В эти весенние месяцы у  владыки Евфимия (Моисеева)  две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в  Храме Христа Спасителя  он  был хиротонисан  во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником  Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря  в Москве, председателем  Синодального миссионерского отдела  и  Православного миссионерского общества , деканом миссионерского факультета  Российского православного университета святого Иоанна Богослова . В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного — его прихода к вере. «Благую весть я воспринял из неповрежденного источника» — Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране? — Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда все это уже было возможно — шла Перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще, в университет приходили самые разные религиозные деятели — даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек — академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» — «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/6012980...

     Эти слова о монашестве наместника Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрита Ипполита (Халина) стали точкой отсчета новой жизни молодого режиссера Натальи Багаевой, работавшей на ГТРК «Алания». Ей, целеустремленному творческому человеку, надо было приехать за 1600 километров от родного дома в разруху возрождающейся на Курской земле древней обители, чтобы услышать их. И подумать: такое может случиться, но лет через шестьдесят, наверное. А случилось всё поразительно быстро: монашеский постриг, затем настоятельство в Аланском Богоявленском женском монастыре в Республике Северная Осетия-Алания, который только предстояло созидать, начиная с нуля. И – игуменство. Игумения Нонна (Багаева) участвовала в работе регионального круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих», недавно проходившем в Свято-Георгиевском женском монастыре г. Ессентуки Пятигорской и Черкесской епархии. По окончании работы форума матушка ответила на вопросы портала «Монастырский вестник». Пришли к Богу через человека Матушка, уже будучи игуменией, Вы к годовщине кончины архимандрита Ипполита (Халина) сняли фильм «Старец». Конечно, ценны (точнее – бесценны) документальные кадры с батюшкой. Но с не меньшим интересом слушаешь воспоминания насельников обители, духовных чад отца Ипполита и других людей, хорошо с ним знакомых. Ваш рассказ тоже волнует и запоминается. Можете вкратце его повторить, чтобы те наши читатели, кто не смотрел фильм и не читал интервью с Вами в разных изданиях, представили себе, как всё было?      Если вкратце, у меня тогда был свой телевизионный проект – «Портрет на фоне гор». На региональном телевидении я рассказывала о людях, повлиявших на судьбу родной Алании. И вот мне показалось очень странным, что большое число осетин из числа моих знакомых юристов, историков, археологов ездит в какой-то уездный город Рыльск, в какой-то там монастырь, к непонятному старику, а приезжают оттуда – все улыбаются, все счастливые. Стало интересно, и мы отправились туда со съемочной группой «снимать кино».

http://pravoslavie.ru/129931.html

— Как Вы оказались в Свято-Троицкой Сергиевой лавре? — В Лавру меня таинственным образом привел преподобный Сергий. Так сразу и не расскажешь. Монашеский постриг у меня был в городе Владимире. Но 27 марта 1984 года, в день памяти святителя Феогноста, моего духовного отца архимандрита Алексия , нынешнего митрополита Тульского, назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Я тогда сразу понял, что преподобный Сергий заберет меня к себе. Так и случилось. Через полтора месяца я оказался в Лавре и вот уже 29 лет нахожусь в этой святая святых. С каждым годом все больше и больше осознаю, с одной стороны свое недостоинство, а с другой стороны — милость Божию и тайну преподобного Сергия. — Чем сейчас живет Сергиева обитель? Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников, и как обычно приходят в монастырь? — Матушка Рафаила, игумения Корецкого монастыря, дала мне посмотреть замечательный фильм. В нем рассказывается об истории обители. Вспоминаю слова, сказанные в этом фильме: «В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел». На сегодняшний день, милостью Божией, братия Лавры насчитывает 300 человек. 200 из них живет в самой Лавре, а 100 — в скитах и подворьях. — Владыка, Вы возглавляете Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Как Вы оцениваете состояние современного монашества? — До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже четыре года я несу послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше становится явных и тайных рабов Божиих. А то, что сегодня выхватывают какие-то негативы, так есть крылатое выражение «в семье не без урода», бывают и проблемы. Если на 100 человек 1-2 неудавшихся, то я не считаю, что это проблема. Хотя стремиться надо к лучшему.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3085628...

А.Г. Воробьева Сестры после закрытия монастыря Аресты 30-х годов Из упоминавшихся в послужных списках послушниц успела принять полный постриг до закрытия монастыря Анна Иванова, ставшая монахиней Анатолией. Она поселилась вместе с Вассой Громовой в селе Новом (Свердлове) на Волге, в Тверской области, в доме Вассы. Многие монахини стали жить в окрестных селах и деревнях – на квартирах, у родственников или в своих домах, кто имел. Сестры не теряли связи друг с другом, со своими духовными отцами. Мы мало знаем об их наставниках, известно лишь, что, когда еще монастырь не был закрыт, там бывали иеромонахи Пешношского монастыря, находившегося в Дмитровском уезде. Фотографии игумена Ксенофонта (Чернышова, впоследствии схиархимандрита Онуфрия), иеродиакона Никандра (впоследствии иеромонаха) хранились у игумении Олимпиады. Первая «безбожная» пятилетка (так ее и называли в газетах) сопровождалась новой волной репрессий. По следам дела 1929 года о поджоге, по которому была осуждена игумения Олимпиада, весной 1931 года были арестованы по обвинению в антисоветской агитации: Анастасия Павловна Шишкова, Ксения Илларионовна Дьячкова, Наталья Алексеевна Мамонтова. Предполагался также арест Прасковьи Поликарповны Сафоновой и ее тетки, Евдокии Тимофеевны Сафоновой (монахини Евпраксии), но они уехали и были арестованы позднее. Очевидно, на них было заведено отдельное дело. Следственные дела не найдены. Копия обвинительного заключения по обвинению Шишковой, Дьячковой и Мамонтовой содержится в деле Шишковой и сестер Сафоновых 1937 года. Из обвинительного заключения: Из-за антисоветской агитации монахинь «в прошлом имело место массовое выступление женщин против представителей местной власти и поджог 1929 г. с целью классовой мести у председателя сельсовета сенного сарая. Из этих же данных усматривалось, что означенную агитацию ведут проживающие по деревням после ликвидации Акатовского монастыря и лжеартели монашки... Допрошенные в качестве обвиняемых Шишкова А.П., Дьячкова К.И., Мамонтова Н.А. виновными себя в антисоветской деятельности и агитации не признали и показали, что они действительно состояли членами монашеской лжеартели».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) 1185 1873, 17 (29) апреля – в семье священника Нименского прихода Олонецкой епархии Павла Ивановича Казанского и его жены Марии Александровны (урожденной Смирновой) родился старший сын, Василий. 22 апреля – крещение Василия Казанского в церкви Нименского погоста. 1883–1887 – учеба в Каргопольском духовном училище. 1887–1893 – учеба в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. 1893, август – поступление в С.-Петербургскую духовную академию. 1894, 17 марта – первая религиозно-нравственная беседа студента Василия Казанского. 1895, 14 октября – монашеский постриг Василия Казанского с именем Вениамин. 21 ноября – рукоположение монаха Вениамина во иеродиакона. 1896, 19 мая – рукоположение иеродиакона Вениамина во иеромонаха. 3 октября – избрание наблюдателем за беседами в церкви Задне-Никифоровского подворья. 1897, 12 июня – окончание С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 3 октября – назначение преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. 1898, 13 августа – определение инспектором Холмской духовной семинарии. 1899, 6 октября – назначение инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 1902, 18 февраля – возведение в сан архимандрита. 2 апреля – назначение ректором Самарской духовной семинарии. 10 апреля – приезд в Самару. 15 сентября – открытие воскресных чтений для народа в образцовой школе при семинарии под руководством архимандрита Вениамина. 24 ноября – начало служения в семинарской церкви воскресных вечерен, с внебогослужебными беседами после них. 1903, 16 марта – избрание товарищем председателя Самарского епархиального братства Святителя Алексия. 9–10 апреля – экскурсия семинаристов под руководством архимандрита Вениамина в г. Симбирск. 14–15 мая – руководство «миссионерской экскурсией» семинаристов в с. Преполовенское. 10 июня-10 июля – руководство экскурсией 48 семинаристов по северной России, с посещением Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010