Настоящая статья представляет собою главу из предпринятого автором о преподобном Максиме Греке особого исследования под заглавием: «Преподобный Максим Грек как отец русской публицистики», которое, в свое время, и будет печататься в нашем журнале. Ред. Преп. Максим Грек сам был монах, монах настоящий, истинный и притом афонит. Понятно, что русское монашество, когда он окончательно поселился в России 1 , привлекло к себе его особенное внимание, что он тщательно и всесторонне изучил его, и потому говорит о нем особенно много и часто, говорит всегда горячо, убежденно, от сердца, с глубоким знанием и пониманием предмета. В его рассуждениях о монашестве с особою ясностию и рельефностию сказались его широкие истинно христианские взгляды на дело спасения человека, взгляды во многом несогласные с тогдашними воззрениями русских на этот предмет. Русские были убеждены, что одни монашеские обеты сами по себе спасительны, что человеку стоит только произнести монашеские обеты и надеть на себя черное монашеское одеяние, как он уже этим самым сразу выделяется из ряда обыкновенных мирских христиан, и сразу становится на единственно верный путь к получению спасения. Русские, в деле спасения человека, делили всех православно верующих людей как бы на две совершенно различные породы: одна порода – низшая, презираемая, – это мирские люди, которые только и знают, что грешат, только и думают о греховном да порочном, и неизбежная участь которых – вечные адские муки; другая порода – высшая, совершеннейшая, предмет почитания и преклонения, – это монахи, которые только и делают, что усердно бегают от мирского греха и порока, только и занимаются в монастырях тем, что спасают свою душу, – их участь райское блаженство. Между этими двумя, совершенно различными породами людей, существует такая громадная бездна, что для тех, которые желают спасти свою душу, есть только один возможный выход: им необходимо надеть на себя черное монашеское одеяние. Этим, конечно, объясняется, почему в древней Руси даже князья на смертном одре старались принять монашество. Они были искренно убеждены, что одно принятие ими монашества, хотя бы только за час до смерти, будет для них спасительно, зачтется им в деле спасения в особую заслугу. Так же смотрел на пострижение в монашество и весь русский народ. Понятно само собою, что и сами монахи, безотносительно к своим делам и жизни, тоже смотрели на себя как на особых избранников Божиих, как на занимающих в деле спасения, сравнительно с мирянами, особое исключительное и прямо привилегированное положение, ради только того, что они дали монашеские обеты и надели условные черные одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Отдел II. О духовенстве. Монашествующее духовенство. О принятии в монастыри и надзор за монашествующими. Монашеские власти. Права монашествующих. О сложении сана. О монастырском имуществе. Благотворительный заведения при монастырях 45. О принятии в монастыри и о пострижение в монашество. Г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский, 8-го сего июня, Свят. Синоду объявил, что Государь Император, объемля прозорливою попечительностью нынешнее состояние православных монастырей в России, и побуждаем будучи благочестивым желанием даровать твердейшее основание благоустройству оных такими средствами, которые могли бы не только предупреждать несоразмерное с нуждами церкви умаление в числе монашества, но и надежнее способствовать их приобретению достойнейших членов сего звания, соизволил, в 29-й день минувшего мая, Высочайше повелеть, в отношении к принятию в монастыри и к пострижению в монашество, руководствоваться впредь прилагаемыми при сем правилами. Июня 20 дня 1832 года. Правила о принятии в монастыри и пострижении в монашество, Высочайше утвержденные в 29-й день мая 1832 года. 1. В каких летах возраста желающие поступить в монашество могут быть приняты в послушники и послушницы, сие как древними церковными уставами и духовным регламентом предоставлено было, так и впредь по прежнему предоставляется рассуждению епархиальных Архиереев с подтверждением, чтоб строго наблюдаемы были все предосторожности, в прежних правилах предписанные и никто бы не был определяем в монастыри без надлежащего увольнения от общества, к какому кто принадлежит. 2. О летах пострижения в монахи остается главным правилом содержащееся в духовном регламенте постановление, коим разрешается оно не прежде, как по достижении тридцатилетнего возраста; но из сего общего правила допускаются ныне следующие изъятия: а) Пострижение окончивших курс богословских наук и готовящихся к учительским должностям может быть разрешено в 25 лет возраста. б) Пострижение вдовых священно служителей разрешается без особого разбирательства лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. От пострига – до удаления в дальнюю пустыню Время послушнического искуса Прохора. – Его возмужалость. – Описание наружного его вида. – Его душевные дары. – Посвящение всего себя Богу. – Вступление в монашество. – Ревностнейшее прохождение подвигов. – Посвящение во иеродиакона. – Служение в этом сане. – Любовь к нему настоятеля и старцев. – Его всегдашнее воздержание. – Видение в храме во время литургии в великий четверток. – Пустыннические подвиги о. Серафима. – Посвящение во иеромонаха. – Служение в этом сане. – Духовная зрелость о. Серафима для высших монашеских подвигов С поступления в Саровскую пустынь Прохор восемь лет провел в звании послушника. На языке иноков время это называется искусом, т. е. испытанием: способен ли желающий иночества вступить на путь совершеннейшей жизни. Предварительный искус поставляется необходимым условием для всякого переходящего от мира к исключительному служению Богу, как приготовление для сего служения. Прохор теперь возмужал: ему было лет 25-ть с лишком. Наружный вид его в это время имел заметные особенности. Он был роста высокого, около двух аршин и восьми вершков; не смотря на строгое воздержание и подвиги, лицо у него было полное, покрытое приятной белизной, нос прямой и острый, глаза светло-голубые, выразительные и проницательные, брови густые; волосы на голове светло-русые и также густые. Лицо его окаймлялось густою окладистою бородою, с которою на оконечностях уст, или рта, соединялись длинные, густые же усы. Сложение имел мужественное и обладал большими физическими силами. Из душевных способностей у него была счастливая память, светлое, бойкое, отчетливое воображение и, в связи с ними, увлекательный дар слова. Прохор, посвящая Господу все свои способности и силы, таким образом прошел уже все степени монастырского искуса и в самой жизни выразил совершенную готовность и способность к принятию монашеских обетов. В тяжких телесных и душевных испытаниях, которые посылал ему Сам Господь, душа его очистилась и сердце окрепло в благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Один из вас предаст Меня»,- говорит Господь на Тайной Вечере Своим ученикам. Как происходит предательство? Предательство происходит, когда надо совершить переход от дела, которое нам поручено, к страданиям, связанным с ним. И на вопрос: «Что мне делать?» Господь отвечает каждому из нас, как Анании об апостоле Павле в Дамаске: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 16). Сколько пострадать, а не что сделать. Что это может означать для нас, если мы не в больнице и не в темнице, а погружены в обычную жизнь с ее каждодневными заботами и трудами? Как понять нам, что главное достоинство и глубина нашей жизни — страдания, заключенные в ней? Страдания неизбежны, если наша жизнь хоть сколько-нибудь глубока. Надо быть очень поверхностным человеком, чтобы не страдать. Вхождение в любовь, даже в простую человеческую любовь, — всегда страдание. Всегда. Страх потерять того, кого любишь. Трудности, возрастающие в нашей жизни с каждым днем. Не бывает ничего великого без страдания – надо, чтобы мы убедились в этом до конца. Искушение предательства приходит всегда в момент, когда речь заходит о страдании, которое сокрыто в глубине всякого серьезного дела. Люди легкомысленно мечтают о том, как они будут заниматься важной деятельностью, не страдая. Здесь камень преткновения, для иудеев соблазн, как говорит апостол Павел, для эллинов — безумие (1 Кор. 1, 23). Иначе говоря, христианская жизнь не может быть идиллией, это невозможно. Оттого что сутью Воплощения Божия являются Его страшные Страсти и смерть на Кресте, невозможно помыслить, чтобы моей жизни не коснулось страдание. Нескольких дней достаточно будет, чтобы убедить нас в этом, хотя это и будет трудно, поскольку мы инстинктивно отталкиваем от себя страдание и смерть. И это естественно. Когда мы рискуем стать предателями? Мы рискуем стать предателями, отказываясь идти в глубину жизни. Мы рискуем стать предателями, когда ухитряемся ловко вывернуться из любой опасной ситуации и воображаем, что следуем за Христом, но, разумеется, только не в восхождении на Голгофу. При этом не исключено, что при ураганном огне мы можем быть слегка оцарапаны. Мы можем не знать, кто предатели. Они не обязательно из тех, кто в годы гонений, когда открывалась слава Церкви, отказывался от своего священства или монашеских обетов. Мир всегда полон предательства. Христос предается с утра до вечера — в том числе теми, кто искренне решился вверить Ему свою жизнь. Как наступает это предательство, когда переход от действия к страданию становится как будто непереносимым, вернее, когда человек больше не хочет переносить его? Именно это произошло с Иудой.

http://moral.ru/евангелие-от-матфея/

03.09.2020 #духовность #монашество #традиции #церковный брак Подпишитесь на наш Телеграм      × Монашеский постриг студентов Московской духовной академии Дискуссии о том, как относиться к снятию обетов, раз за разом возникают в православном рунете. Снятие сана известным проповедником, развод в образцовой православной семье вызывают множество недоумений. В этой заметке я хочу показать, что соблюдение обетов не всегда хорошая идея. Пустая формальность или способ выжить? В Российской империи обеты были повсюду. Их приносили чиновники, офицеры, епископы, солдаты, крестьяне. Вся структура общества подкреплялась Божественным авторитетом. Его именем клялись служить императору до последней капли крови. Он же должен был покарать отступников. Но начавшаяся индустриализация постепенно изменяла общество. Города росли, и правила в обществе становились другими. Русская революция убрала имя Бога из государственных клятв и воинской присяги. Да и сами клятвы стали в основном пустой формальностью. Наверняка вы не знаете текста присяги гражданина России, хотя такую приносит каждый получающий гражданство во взрослом возрасте. Ее даже не требуют учить наизусть, достаточно прочитать по бумажке и забыть. Присяга есть клятва, которую солдат дает перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою …, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем. (Свод военных постановлений за 1869 г.) Виктор Франкл (1905–1997) — австрийский психиатр, невролог, психолог, создатель экзистенциального психоанализа Сами по себе обеты очень важны. Они могут наполнить жизнь человека смыслом там, где без них виден лишь хаос, боль и бессмыслица. Пройдя через ужас концлагеря, психолог Виктор Франкл вспоминал, насколько по-разному люди переживали происходившее с ними. Люди хрупкого телосложения могли лучше противостоять лагерной действительности, чем внешне сильные и крепкие. Они добивались этого, поскольку видели в происходящем высший смысл. В книге «Сказать жизни «да» Франкл рассказывает про своего товарища:

http://blog.predanie.ru/article/vsegda-l...

05.07.2016 Схимонахиня Феодосия, Скопинская старица Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое. Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое – Отец Константин, расскажите, что вы помните о матушке Феодосии? – Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути. – Как вы узнали о матушке? – О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались. – Какую помощь она оказала вам лично? – Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

http://new.izdatsovet.ru/news/skhimonakh...

14/27 февраля – день памяти равноапостольного Кирилла († 869), просветителя славян. От времени жизни святого Кирилла нас отделяет больше 1100 лет. Сквозь слой веков, как сквозь толстое мутное стекло, трудно, кажется, что-то разглядеть. О многих знаменитых людях той эпохи мы подчас не знаем ничего, кроме имени. Создатель славянской азбуки в этом отношении оказался в положении исключительном. Можно сказать, что нам повезло. Уже вскоре после кончины Кирилла и Мефодия были созданы их жизнеописания. Причем созданы их ближайшими учениками и «по горячим следам», когда обстоятельства жизни славянских первоучителей не успели забыться. В написании жития святого Кирилла , вероятно, принимал непосредственное участие Мефодий, передавший подробные сведения о детских годах своего брата. Когда листаешь «Пространные жития» Кирилла и Мефодия, этот замечательный исторический источник, одно из первых произведений славянской литературы, перед глазами разворачивается увлекательная история, в которой соседствуют описания спокойных лет учебы и полных приключений миссионерских путешествий в отдаленные страны Востока, свидетельство о напряженной научной работе и картины жизни столичного царского двора, рассказ о монашеском уединении и полное драматизма повествование о просветительских трудах Кирилла и Мефодия у славян. Отдельное внимание привлекает рассказ о детстве святого Кирилла, в котором замечательны два эпизода – повествование об унесенном ветром ястребе и о чудесном сне, увиденном однажды Кириллом. Представьте себе подростка по имени Константин (так звали святого Кирилла до монашеского пострига), который воспитывается пусть в не очень богатой, но и в совсем не бедной семье. Его отец занимает немаловажную государственную должность в Фессалониках – втором по величине городе Византийской империи . Любимое развлечение этого мальчика, как, впрочем, и других молодых людей его круга, – ястребиная охота. Отец подарил ему обученного ястреба – довольно дорогой, как известно, подарок. Однажды Константин отправился с друзьями на охоту. И вот, когда его птица взмыла в небо, чтобы обнаружить добычу, поднялся внезапный порыв ветра, подхватил ястреба и унес. Сказать, что Константин расстроился, – значит не сказать ничего. Горю его не было предела. Два дня от огорчения он не ел хлеба. «Реакция ребенка, потерявшего игрушку», – скажете вы. Но выводы из этого случая Константин сделал совсем не детские. «Подумав в душе о суетности жизни этой, – рассказывает его жизнеописатель, – покаялся, говоря: “Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу”». Таким путем для Константина стало учение.

http://pravoslavie.ru/59783.html

21 сентября 2013 г. Вопрос о рясофорном иночестве волнует очень многих, поскольку напрямую касается не только канонического статуса рясофорных иноков, но так же их внутреннего самосознания и понимания своей идентичности. О том, какое место занимает степень рясофора в монашеской традиции, об акривии и икономии применительно к монашескому  и рясофорному постригам доклад иеромонаха Диодора (Ларионова), подготовленный к предстоящей  богословской научно-практической конференции " Монастыри и монашество: традиции и современность " . Не имея возможности в настоящий момент составить полноценное исследование по проблеме рясофорного иночества и его канонического статуса, предлагаю некоторые замечания о духовной и канонической ответственности рясофорных иноков. На мой взгляд, данные замечания уместны в рамках начавшегося обсуждения духовных и канонических проблем, связанных с монашеским статусом, поэтому и вопрос о рясофоре заслуживает внимания как частный случай, поскольку речь, по сути дела, сводится к рассмотрению пункта IV.b проекта «Положения о монастырях и монашестве», в котором сказано: «Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена». В дискуссии по этому вопросу были предложены различные точки зрения: с одной стороны, многократно высказывалось пожелание различать «рясофорное послушничество» и «рясофорное иночество», со ссылкой на традицию, согласно которой рясофорное иночество есть первая ступень «единого монашеского пострига» (и здесь под рясофорным иночеством понимается приобретение канонического монашеского статуса), с другой стороны, отмечалось, что рясофорное иночество, то есть постриг по «Последованию одеяния рясы и камилавки», в который вкладывается смысл первой ступени монашества, — явление довольно новое, которое не предусматривалось канонами, а потому облачение в рясофор и не влечёт никакой канонической ответственности. В связи с тем, что вопрос о рясофорном иночестве волнует очень многих, поскольку напрямую касается не только канонического статуса рясофорных иноков, но и в определённой мере их внутреннего самосознания, понимания своей идентичности, существует настоятельная необходимость проанализировать имеющиеся канонические и святоотеческие свидетельства, а также свидетельства, содержащиеся в литургических памятниках, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, какое место занимает степень рясофора в монашеской традиции. Дополнительно, на мой взгляд, важно определить, в каком смысле говорится об акривии и икономии применительно к монашескому постригу и рясофорному постригу.

http://e-vestnik.ru/church/otvetstvennos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Плигузов А.И. Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе: от «Предания» Нила Сорского до амортизационных мер правительства Ивана IV. Итак, мы теперь можем утверждать, что письменная полемика Вассиана Патрикеева с Иосифом Саниным началась по инициативе опального князя в июне 1511 - июне 1512 гг. и была подготовлена широкой церковно-светской полемикой о монашеском «обещании». Полемика эта отразилась в послании Иосифа И. А. Челяднину (июнь 1512 г.) (1) и послужила побудительным мотивом к написанию Иосифова 11 слова «Книги на еретиков» (1508-1513/14 гг.) (2). Сигналом к началу письменных прений волоколамских постриженников с опальным потомком Гедимина стало «челобитие» Иосифа Санина Василию III на новоявленных ки-рилло-белозерских еретиков (июль - август 1511 г.) (3). Этот демонстративный шаг волоцкого игумена наносил урон авторитету кирилло-белозерской корпорации, в защиту которой выступил ученик и духовный сын Нила Сорского (Нил умер 7 мая 1508 г.) Вассиан Патрикеев. Первый документ полемики - это вассианово Слово на «Списание Иосифа» (июль 1511 - июнь 1512 гг.) (4). В последующие годы, уже после смерти Иосифа Санина (9 сентября 1515 г.), Вассиан начинает работу по осмыслению исторических судеб православного монашества, как бы переписывая заново 11 слово «Книги на еретиков». Так появляются на свет 1 и 2 редакции «Собрания некоего старца», своеобразного указателя (Синтагмы) текстов священного писания и предания, обосновывающих необходимость строгого соблюдения монашеского обета как рядовыми иноками, так и церковными иерархами. Наиболее острые формы приобрело столкновение Вассиана с учениками Иосифа Санина, прежде всего с митрополитом Даниилом Рязанцем. «Стужение» Вассиана о церковных «винах» в полемической форме выразилось в «Слове ответном» (1523-1524 гг.). Спор с главой русской церкви заставил симоновского чернеца Вассиана ускорить работу по составлению собственного компендиума «нестяжательской» кормчей (3 последующие редакции 20-х гг. XVI в.). Внутри этого второго этапа полемики и сформировалось учение Вассиана о нестяжательности монашеских корпораций, причем Вассиан начал свои размышления о монашеском «обещании» с менее радикальной постановки вопроса, предусматривая сохранение монастырских сел и передачу управления ими в руки святительских кафедр. Постепенно наметилась эволюция учения Вассиана в более радикальную программу, не останавливающуюся перед изъятием монастырских населенных земель.

http://sedmitza.ru/text/1162527.html

XXIII. Мнишек и Замойский Обратный путь из Кракова в Самбор был для самозванца и Мнишка торжественным шествием. Из Самбора выехал с Мнишком человек сомнительного прошлого, а в Самбор возвращался Димитрий, царевич московский, всеми признанный, всеми так величаемый, или, как называл его Мнишек: „славнейший и непобедимый Димитрий Иванович, император всея России, князь углицкий, дмитровский и городецкий, самодержец и наследник всех земель, подвластных Московскому царству». С этого момента начинается новая эпоха в жизни Отрепьева. Перед ним ясно обрисовалась цель его жизни, московский престол. За ним было признание короля польского Сигизмунда III. Его поддерживало доверие к нему и к его будущему всех окружавших его русских и поляков. На его стороне был папский нунций Рангони, а стало быть, он в праве был рассчитывать и на поддержку папы, а за папою, кто знает? быть может и всей католической Европы!.. Среди своих сторонников и покровителей он считал именитых сенаторов польских, знатных вельмож, славных полководцев, которые во всякое время готовы были нести к ногам его свои услуги. Из России его уже звали на отцовский престол, обещали помощь всякого рода и даже уже собирали полки, готовые каждую минуту сложить свои буйные головы в борьбе за успех мнимого царевича... В Самборе его ожидала пленительная Марина, обладание коей переходило теперь из области мечты в область близкой действительности, вследствие признания короля. И честолюбие, и сердечная привязанность самозванца питались теперь радужными надеждами на близкую, блестящую будущность... Трудно было не вскружиться монашеской голове диакона Григория Отрепьева!.. Но он имел спокойного и испытанного в интригах руководителя, воеводу Юрия Мнишка, и потому ход дела не мог пострадать от молодости и впечатлительности самого самозванца. Вскоре после приезда в Самбор Мнишек писал королю: „Всенижайше прошу ваше величество быть уверенным в том, что я выполняю свои планы с такой осторожностью, что меня никогда никоим образом нельзя заподозрить в нарушении долга». Намёк был ясен. Король не мог открыто выступить на борьбу с царём Борисом и на отнятие у него престола для мнимого царевича Димитрия. Надо было пользоваться только его благосклонностью и разрешением Мшинку за свой риск и страх стать во главе предприятия. Но Мнишек не должен был отнюдь выдавать своего короля и в случае неудачи на одного себя принять всю ответственность. Конечно, король знал, кого выбирал в руководители самозванцу: на Мнишка можно было положиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010