Никакого убийства на Литургии не происходит: Тело и Кровь Христа являются в Чаше «по преложении» или «через преложение» (κατ μεταβολν ) 1041 , а не иным способом. Как известно, каннибализм – потребление мяса себе подобных. Но по церковным канонам никакое мясо вообще нельзя вносить не только в алтарь, но даже в храм и притвор. Ведь оно тленно, а в храме мы призваны приобщаться к нетлению, вкушая животворящие Тело и Кровь Христовы. Причащаясь Христа, мы не умерщвляем Его, да и не можем повредить Его ныне бесстрастному Человечеству. Мы соединяемся с Его живыми и животворящими Плотью и Кровью. Мы причащаемся Живого Христа, то есть не просто Его Тела, но Тела, соединённого с Его пречистой Душой. Как известно, в мёртвом теле застывает кровь, а мы пьём «горячую» Кровь живого Богочеловека, не причиняя страдания Ему 1042 . Мы это делаем не самочинно, но согласно Его воле. Посредством вкушения Его Плоти и Крови мы вступаем в теснейшее общение с Его Божеством. Нет ничего более сокровенного в христианском учении, чем догмат реального присутствия Христа в Евхаристии. Но, вместе с этим, нет ничего более утешительного. Ибо этот догмат говорит о том, что мы не одни ( Ин. 14:18 ), что Христос к нам ближе всего, что Он снизошёл к нам до самого «срастворения» с нами. Обычный хлеб и обычное вино за евхаристическим богослужением становятся Плотью и Кровью Христовой. Как? Мы не знаем. Но мы точно знаем, что происходит с веществом евхаристических хлеба и вина: они «прелагаются, пресуществляются, претворяются, преобразуются в самое истинное Тело... и самую Истинную Кровь Господа» 1043 . Следовательно, в наших литургических собраниях никого не убивают, ничью кровь не проливают, «мясо», в смысле мёртвой плоти, не едят. Следовательно, всякие упрёки в каннибализме в наш адрес есть просто вздор, клевета врага рода человеческого на уникальное средство нашего спасения, хула на величайшую во всём мире Святыню. В период постов православные христиане не вкушают не только мяса, но и вообще скоромной пищи, но именно в период постов каждый верующий старается чаще причащаться Святых Тайн Христовых. Ведь для нас Святые Дары – не мясо, но животворящие Тело и Плоть Господа нашего Иисуса Христа, которые мы вкушаем под видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

«Спасайтесь же, чада мои милые, ибо дни краткие, и Господь стоит при дверях... Аминь» (из книги размышлений). Так ли теперь наставляют духовные отцы своих духовных детей? Не ведут ли они их «иным путем» – широким и гладким? И не приходится ли теперь, наоборот, духовным детям воспитывать и наставлять своих духовных отцов? И хотя дитя не может учить своего отца (это противоестественно), однако же теперь вопрос стоит именно так: отцов духовных, наставников (если не всех, то, по крайней мере, большинство) надо духовно воспитывать, вразумлять, укреплять, утверждать. В каких особенно немощах страдает наше духовенство? 1) Слабые в вере, слабые надеждой, нелюбовны. 2) Бога не боятся, а пред мирскими начальниками дрожат, как осиновый лист на ветру. 3) Ленивые к Богослужению, службу в храме ставят на последний план, а практические мирские связи и пресмыкание пред людьми, особенно сильными мира сего – на первый план. 4) Симония – корысть, деньги, расчет с благовидным оправданием, мол, семью надо кормить, налог платить, ближним помочь и проч. 5) Карьеризм – занять лучший приход, где лучше прожить, больше заработать, удобнее воспитать детей, обставиться богатой обстановкой – квартирной и бытовой, выслужиться и получить митру. 6) «Забронировать» себя у гражданского и церковного начальства, чтобы известными им уступками или подарками обеспечить себе «мирное и благоденственное» житие на многие лета. 7) Недружелюбие духовенства друг с другом, конкуренция, зависть, клевета, предательство даже близких своих. 8) Пьянство под благовидными мотивами: гости, иностранцы, престольные праздники, именины, дни рождения. А то и мнимые немощи: усталость, сырая погода, морозный день, продуло, грипп и проч. 9) Обжорство, где систематическое нарушение постов, постных дней, среды и пятка, сознательное пренебрежение к церковному уставу – монахи едят мясо, колбасу, курочку, мирское духовенство тяготится вообще воздержанием – зачем такие длинные посты, говорят они, и почему так много в году этих постов, строгий пост в уставе и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Протоиерей Димитрий Карпенко: Практические советы тем, кто давно в Церкви Если церковная жизнь превращается в рутину, нужно обратить внимание на несколько ключевых вещей 9 июня, 2015 Если церковная жизнь превращается в рутину, нужно обратить внимание на несколько ключевых вещей Жизнь человека, не первый год находящегося в церковной ограде, иногда превращается в рутину. Привычный круг правила, постов, служб, праздников, давно знакомые тексты служб и Евангелий. О том, как вырваться из круга «церковной повседневности», рассказывает протоиерей Димитрий Карпенко. Лекарство от рутины – внимание к человеку Протоиерей Димитрий Карпенко Нужно постараться сбросить с себя оковы рутины. Конечно, это непросто. И нужно стараться каждый день жить по Евангелию, именно так, как ты читал об этом, слушал в течение всего церковного года. Не только когда наступают дни церковных праздников или постов, или когда мы открываем молитвослов, чтобы прочитать утреннее или вечернее правило, готовимся к причастию. Но в нашей повседневности, во взаимоотношениях с членами семьи, с коллегами по работе. С нашими соседями, друзьями, может быть, даже с нашими неприятелями – со всем этим миром, в котором мы живём. Как раз здесь мы показываем, насколько мы христиане, насколько мы это усвоили, и готовы ли мы действительно быть таковыми. К сожалению, часто для нас христианство – это какое-то такое красивое обрамление жизни, орнамент. Люди украшают квартиры, делают ремонты, кто-то собирает картины, любит музыку. И в качестве некоего довеска может быть религия – православие, так как мы живём в России. Почему бы не сходить в храм, не принять участие в богослужении, может быть, даже иногда в таинстве. Но когда дело касается повседневности, ежедневных наших будней, взаимоотношений – вот здесь действительно начинается наше христианство. Если мы хотим чего-то достичь, вырастать, необходимо усилие в повседневности. Всё то, что мы слышим в церкви, должно помогать нам быть христианами в повседневной жизни. Это касается и богослужения, и обрядов, и молитвы, правила – всё должно помогать нам оставаться верными Христу ежедневно, когда мы находимся в ситуации выбора.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-ka...

По 1-й песни – малая ектения. По возгласе: «Ты бо еси Царь мира...» – кондак дня: «Иаков рыдаше...» Пред 9-й песнью – каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды) 34 . После ексапостилария чтец – хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...» Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...» Чтец: «Благо есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами. 1-й час , без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «Отче наш» – кондак: «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «Отче наш...» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...» Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благословен Бог наш...» После «Приидите, поклонимся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма. Вынесенное Евангелие остается на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа). Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия 35 . На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. соображения) за сим и были положены в основу дальнейших предприятий светской администрации по отношению к штунде. Записка была забыта. Вместо того, чтобы, в виду тех сведений о штунде, имеющих важное государственное значение, которые заключаются в ней, возбудить к себе интерес духовной и светской администрации, сделаться предметом самых оживлённых толков, основательных исследований, подвинуть администрацию к основательной проверке этих сведений, путём изучения штунды на месте, записка г. Значко-Яворского, проскользнув по глади канцелярского формализма, канула в лету забвения. По крайней мере в дальнейшей переписке административных учреждений о штунде мы не встречаем упоминания о ней, а епархиальная власть долго не знала даже о существовании её. Обратимся к прерванной нами официальной переписке о секте штундистов. Руководствуясь данными, доставленными одесским и ананьевским исправниками и не озаботившись проверкой сведений, заключавшихся в записке г. Значко-Яворского, губернатор, естественно, представил министерству Вн. Дел штунду в том свете, в каком она представлялась ему по отзывам исправников. На основании ответа губернатора Министерство Вн. Дел могло составить понятие о секте штундистов, как такой, которая не внушает серьёзных опасностей церкви, а тем более государству. Что в самом деле опасного в том, что незначительное число малороссов, как доносил губернатор, под руководством какого-то Ратушного собираются в отдельный дом для чтения славянского евангелия, что эти малороссы сбрили усы и бороды и носят немецкие пиджаки? Правда, они не посещают православного богослужения, не говеют и не соблюдают постов. Но мало ли и в среде самих православных лиц, которые не говеют и не соблюдают постов? Неужели из-за одних только этих отступлений следует привлекать штундистов к ответственности пред законом? 93 Па этих сведениях о штунде Министерство Вн. Дел на долго успокоилось, ограничившись требованием от губернатора своевременно доставлять сведения о дальнейшей судьбе этой секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

 «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9, 28). Вера ничего не навязывает Богу и готова принять все, что посылает Бог.  Вера разумна и не противоречит знанию. Чтобы поверить, важно знать, во что веришь. Настоящая вера не слепа, и чем больше мы узнаем, тем больше мы верим, и чем больше мы верим, тем больше мы узнаем. Вера всегда есть личностный акт, исходящий от человека. Недаром молитва «Символ Веры», которую мы слышим за Литургией, начинается словом «Верую…».  Суеверные обычаи допустимы лишь как игра, как шутка, как наивная привычка. Но они становятся вредны, когда влияют на качество нашей веры. Вера исключает суеверия.   О значении поста в жизни детей  В наше время вопрос о соблюдении постов чуть ли не на самом последнем месте в наших заботах о духовном развитии детей: дети наши и о вере ничего не знают, и христианской нравственности не понимают, часто не имеют возможности посещать богослужения, не умеют молиться… О каком тут посте говорить! Как ни странно, но часто и дети и подростки сами придают немалое значение посту. Я слышала о случаях в России, когда дети убежденных атеистов придумывают какие–то желудочные заболевания, чтобы воздержаться от мяса. Знаю я, как и здесь, за границей, знакомые подростки и дети, учащиеся в американских закрытых школах, по своей собственной инициативе в течение Великого поста не ели мяса. А для некоторых мальчиков в соблюдении поста заключался даже спортивный элемент — ничего не есть до первой звезды в Сочельник, ничего не есть в Страстную Пятницу. Это совсем не означало, что эти дети были особенно духовно развить или особенно религиозно настроены. Просто пост — воздержание от пищи — был самой простой формой, в которой они сами, по своей инициативе, могли активно заявить о своей вере. Это приносило им чувство удовлетворения.  Соблюдение постов было прочной частью старинного русского быта, особенно в деревнях, где вся трудовая жизнь крестьян строилась по церковному календарю: от праздника к празднику, от поста к посту. Не знаю, что сохранилось от этих обычаев, но по тому, как в рассказах современных писателей описываются поминки по покойникам, по–видимому многое обычаи еще не забыты. Может быть, где–то сохраняется память о постах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

16) Между антифонами («Славами») кафизм бывают ектеньи на вечернях более торжественных, напр., на вечерне пред Преждеосвященной литургией; на вседневной вечерне в период пения Октоиха и на вечерне в Великий пост , совершаемой отдельно от литургии, не положено ектений между антифонами кафизм, а только после всей кафизмы (9 гл. Уст. и см. «Служ. 1-я седм.»). 17) Если один антифон, то и одна малая ектенья; если же 3 антифона, то после каждого – малая ектенья и особый возглас: после 1-й – «Яко Твоя держава», после 2-й – «Яко благ и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу возсылаем», после 3-й – «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем» («Последов. у.в.п.», «Служ. 1-я седм.»), или: «Яко ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати» (Служебник, Лит. преждеосв. Дар.; Уст., 2 гл.; сн. выше, 16 прим.). 18) «Господи воззвах» поётся на глас стихир, непосредственно следующих за этим, а потому, если стихиры двум святым или праздникам, то на глас тех стихир, которые поются первыми. – После «Господи воззвах» и «Да исправится» в Часослове сказано: «и по чину стихи». В приходских церквах эти стихи обыкновенно не поются, а читаются, до того стиха, пред которым напечатано: «на 10-ть», или пред которым – «на 8-мь» и т.д., смотря по количеству положенных стихир. 19) При обозначении в Уставе общего числа стихир: «на 6», или «6», «на 8», или «8», стихиры, поемые на «Слава» и на «И ныне», в обозначаемое Уставом число не входят. – В 9 гл. Устава говорится: «Господи воззвах поем во глас Минеи, стихиры Богородицы: и оставим стихов 6: и поем Богородицы стихиры, подобны 3: и святаго подобны 3». В данном случае говорится о той вечерне постов Рождественского, Петрова и Успенского, которая отправляемся в те дни этих постов, когда поётся «аллилуиа» (см. 455, 190–191, 293 стр. печатного оригинала; сн. ниже, прим. к табл. утр.). Относительно вечерни Рождественского поста этих дней в Уставе определённо предписывается: «во вся дни, в нихже поем Аллилуиа, прежде стихиры пети Богородицы, таже святаго» (см. Уст. 15 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII века (библиографический обзор). Одной из главнейших особенностей древнего русского благочестия по справедливости считается его внешнеобрядовое направление, проявившееся в особенном уважении и привязанности к внешней стороне религии и в частности к богослужебной обрядности. Религиозность проявлялась в древней Руси особенно часто в тщательном только исполнении церковных обрядов; приверженность к обрядам иногда доходила до крайности; обрядам придавалась догматическая важность. Книжные люди особенно охотно занимались обрядовыми вопросами касательно, например, соблюдения постов, образа совершения тех или иных обрядовых действий и т.п. Вообще интерес к обрядности в древней Руси был очень велик. Но зато понимание внутреннего значения и смысла этой обрядности, по-видимому, стояло не на высокой степени. Сочинения, посвященные объяснению богослужебных обрядов, в древнерусской литературе были и составляли даже довольно распространённое чтение, но они не отличались высокими достоинствами. Это были почти исключительно переводы, правда самых лучших древнегреческих толкований, но переводы краткие, отрывочные, не всегда вразумительные и часто искаженные произвольными вставками, заимствованными из разных, иногда довольно мутных источников. Так было, по крайней мере, до половины XVII века, когда начали у нас являться толкования более полные и исправные. Но как ни скудна литература древнерусского толкования богослужения, она может дать довольно ценный материал для истории богослужения в России. В настоящее время эти толкования и переводные, и оригинальные находятся почти в совершенном забвении и неизвестности. Они раскиданы по рукописям разных библиотек и почти никем не читаются. В описаниях рукописей их обыкновенно только поименовывают, не предполагая в них ничего интересного. Поэтому более подробные сведения об этих толкованиях кажется не будут излишни. Самым древним и лучшим источником, из которого предки наши могли заимствовать понятия о смысле богослужебных обрядов, были сочинения древнегреческих отцов, начиная с Кирилла Иерусалимского и Дионисия Ареопагита , и особенно такие сочинения, которые специально писаны были для объяснения богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

О постовом богослужении седмичных дней понедельника, вторника, среды, четверга и пятка Отдел III. О богослужении субботних дней периода времени пения Октоиха Глава 21. О богослужении субботних дней при святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком Главы 22 и 23. а) о богослужении субботних дней, если случатся два святых, б) если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника Главы 24 и 25 Главы 26 и 27 Главы 28 и 29 Главы 30 и 31 Перечень праздников периода времени пения Октоиха, не относящихся к разряду двунадесятых господских и богородичных и святых с знаками (черными и красными чернилами) , , и замечания о богослужебном уставе сих праздников О храмовых праздниках в честь святых и о так называемых храмовых главах Типикона Отдел IV дополнительный Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах Глава 33. О канонах малого повечерия в период времени пения Октоиха Глава 34. О тропарях и кондаках малого повечерия периода времени пения Октоиха Глава 35. О чтении кафизм на вечерни, утрени и часах в течение целого года Глава 36. О назидательных чтениях на утрени и других службах О величаниях в течение всего года Глава 37. Об утренних канонах в течение всего года Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.) Глава 39. Об утренних хвалитных стихирах Глава 40. О тропарях и кондаках на часах периода времени пения Октоиха Глава 41. О литургийных антифонах и блаженнах всего года Глава 42. О литургийных тропарях и кондаках периода времени пения Октоиха Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка Глава 44. О литургийных чтениях из Апостола и Евангелия в течение всего года Глава 45. О литургийных прокимнах пред апостолом, аллилуиариах после апостола и причастнах в период времени пения Октоиха Глава 46 (дополнительная).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Протоиерей Александр Шмеман: На пути в Вифанию и Иерусалим На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. 15 апреля, 2010 На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть… С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть… В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. В понедельник мы слышим: Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря… Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева… Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен… В среду: Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы… Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники… В четверг: Дводенствует днесь Лазарь умерый… Сегодня уже два дня, как Лазарь умер… И, наконец, в пятницу: Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)…

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010