Постановления А. С. вступают в силу сразу после их принятия (III 15). Причем в отличие от предусматривавшегося прежним Уставом последующего утверждения всех постановлений А. С. Поместным Собором (Устав, 1988. II 7) новый Устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II 5г). В соответствии с новым Уставом изменился статус Архиерейского совещания, действующего в рамках Поместного Собора. Если ранее оно могло отменить постановление, принятое на заседании Поместного Собора только квалифицированным большинством в 2/3 голосов (данное положение Устава 1988 не давало епископату полноты контроля за ходом соборных деяний, т. к. отменить решение, принятое Собором в полном составе, можно было только 2/3 голосов присутствующих архиереев, даже если принятое решение прошло на пленарном заседании Поместного Собора простым большинством хотя бы и в один голос), то ныне для этого достаточно простого большинства. Архиерейское совещание может быть созвано Председателем Собора, Советом Собора или по предложению 1/3 архиереев. В его задачу, как это было предусмотрено и прежним Уставом, входит обсуждение тех постановлений, к-рые особенно важны либо вызывают сомнение с догматической и канонической т. зр. Если решение Собора отвергается большинством присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство архиереев его отвергнет, оно теряет силу. Через этот механизм окончательная редакция решений Поместного Собора в соответствии с основополагающими каноническими принципами поставлена под контроль епископата. А. С. является органом высшего управления Украинской Православной Церкви, обладающей широкой автономией в составе РПЦ, а также Белорусского экзархата. Во всех автокефальных правосл. Церквах А. С. является органом высшей власти и управления, при этом он имеет в разных Церквах разные офиц. наименования: в Сербской Церкви он именуется Святым Архиерейским Собором, в Румынской - Свящ. Синодом, в Болгарской - Святейшим Синодом в полном составе (в отличие от Синода в малом составе - органа, аналогичного Свящ. Синоду РПЦ), в Элладской Церкви - Святейшим Архиерейским Синодом.

http://pravenc.ru/text/76498.html

Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт. … Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить ее единый народ (из молитвы о Святой Руси)». Как видим. Патриарх однозначно свидетельствует, что война идет на нашу жизнь или смерть, в буквальном смысле этого слова. Но наше дело правое – победа будет за нами. Очень советую прочесть доклад Святейшего Патриарха целиком. Равно как Постановление Архиерейского Совещания, где значительная часть посвящена проблемам, связанным с СВО и окормлением воинов, сражающихся с мировым злом. «Vox pópuli − vox Déi»? Очень много верного и укрепляющего в вере и надежде православный народ содержится в докладах и постановлениях Совещания. Но не менее важно и то, что не прозвучало на Совещании, и что так тревожило многих православных уже за много месяцев до его начала. Этим « не прозвучавшим» − стало « оглушительное молчание» Совещания по поводу пресловутых «екатеринбургских останков». Признания этих останков за «истинные» боялся православный люд в абсолютном своем большинстве. Об этом писали практически все патриотические сайты. Некоторую лепту довелось внести и мне . Отрадно, что голос православного большинства был, на сей раз, услышан Священноначалием. Об этом и свидетельствует помянутое « молчание». Несомненно, что наряду с другими очень важными и прозвучавшими там моментами, это внимание к чувствам простых верующих, верных прихожан нашей Патриархии, еще более укрепляет столь необходимое в наши тревожные дни единство православных, которое « нам следует всеми силами оберегать», как сказал Святейший Патриарх. Может быть, все же действительно «Vox pópuli − vox Déi»? О Цареубийстве и «царских останках». РНЛ 14.07.23 и др.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/31/...

Следует сразу сказать, что волнения эти оказались, по меньшей мере, преждевременными, а решения Совещания были с радостью восприняты церковным народом, и всеми патриотическими кругами России. На совещании прозвучали два замечательных доклада – Святейшего Патриарха Кирилла об общем положении в Церкви и в мире, − так сказать «Urbi et orbi», − и митрополита Будапештского Илариона об антиправославных, антицерковных и антиканонических «шуточках» бывшего офицера турецкой армии и выученика папских университетов Варфоломея. «Законные основания для претензий на вселенский статус отсутствуют» Чтобы яснее была запредельная низость поведения этого человека, имеющего наглость не только именовать себя «Вселенским патриархом», но отменять и произвольно толковать решения Вселенских соборов, приведем краткие выдержки из его биографической справки. Заметим, что собственное варфоломеево турецкое правительство, по законам которого он проживает и исправляет свою должность, титула «вселенского» за ним никоим образом не признает, поскольку « патриархат, которому было позволено пребывать на территории Турции, является объектом турецкого права. Законные основания для претензий патриархата на вселенский статус отсутствуют». Так сказано в постановлении стамбульского суда, в ответ на попытку Варфоломея повысить свой статус внутри квартала Фанар, на который распространяются его реальные полномочия. По сути, статут «вселенского» Константинопольский патриархат потерял еще в 1453 году, когда перешел из-под покрова ромейских кесарей, под руку турецкого султана. Примечательно, что офицером турецкой армии этнический грек Варфоломей стал по получении сана диакона в Халкинской богословской школе в 1961 году и служил до 1963 года. Стоит упомянуть, что за шесть лет до этого до того, как Варфоломей надел офицерские погоны турецкой армии, в сентябре 1955 года, когда Варфоломею было 15 лет, произошел стамбульский погром, направленный против греческого меньшинства. Число убитых греков неизвестно до сих пор, а среди жертв были и священники. Многие были ранены, десятки греческих девушек изнасилованы. Тысячи греческих домов, школ, церквей, гостиниц сожжены. 100 млн. фунтов стерлингов – минимальная оценка материального ущерба.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/31/...

В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчеркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» 2 . Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жен и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями. Знаю, что во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

§ 16. По просьбам и жалобам, подаваемым в Правление или Викарию на причетников и диаконов и требующим следствия и суда, производятся такие следствия и суд по распоряжению Викария, и из таких дел окончательно решаются Викарием те, которые влекут за собою наказание виновного, заключающееся не более как а) в замечании, б) выговоре, в) денежном взыскании до 10 р., г) усугублении надзора и д) временном испытании в архиерейском доме, без внесения всех сих мер взыскания и исправления в формулярный список. Об остальных делах представляется от Правления Консистории, или от Викария Епархиальному Архиерею с заключениями. Все дела по жалобам на священников, после производства дознания или следствия, по распоряжению Викария, представляются, с заключением Викария, на рассмотрение Епархиального Архиерея. § 17. Дела об обращении в христианство не христиан и о присоединении к православию иноверцев, но просьбам от них Викарию, он решает окончательно, и по истечении года доводит о них до сведения Епархиального Архиерея, или поручает Духовному Правлению доносить Консистории. § 18. Особенному вниманию и заботливости Викария подлежат дела о возвращении в православие уклонившихся из унии в католичество, или другие иноверные исповедания; о таких делах Викарий своевременно входит в совещание с Епархиальным Архиереем. § 19. Существующие в г. Холме православные духовно-учебные заведения – Семинария и училище состоят в непосредственном заведывании Холмского Викарного Епископа и управляются согласно с существующими уставами этих заведений. Примечание. На основании этого § Семинарское и училищное Правления все свои заключения и определения по делам Холмских духовно-учебных заведений обязываются представлять на утверждение Преосвященного Холмско-Варшавского, по предварительном просмотре их Викарием епархии, Преосвященным Люблинским. При этом, от усмотрения Епархиального Архиерея зависит предоставить некоторые, менее важные дела Холмских Семинарии и училища, утверждению своего Викария, под ответственностью Преосвященного Холмско-Варшавского, как главного начальника духовно-учебных заведений его епархии. (Определение Св. Синода за 2712.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Его помощники арестовываются, ссылаются, пастыри изгоняются. Игра их с «живою церковью» кончилась. Выдвинутая большевиками как орудие борьбы с церковной организацией и православием , она не оправдала их надежд. Те немногие храмы, которые остались в Москве в распоряжении «живой церкви», пустуют, на богослужениях не присутствует почти никто; неверующие ушли к коммунистам, а верующие хотят истинной Церкви, а не фальсификации... По сообщению «Красной газеты», Петроградским губ. отделом труда было выработано постановление о праздновании пасхальных дней. Днями праздника св. Пасхи были объявлены страстная суббота – 26, воскресенье – 27 и понедельник – 28 апр. (по нов. ст). Во всех учреждениях и предприятиях работа в эти дни не производилась. Народ взял верх... Кроме того, советской властью издана брошюра «Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек и к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы», в которой по отделу религии сказано так: «отдел религии должен содержать только антирелигиозную литературу». А комсомольцы Петрограда постановили о необходимости уничтожить все экземпляры Библии, находящиеся в библиотеках, кроме ограниченного количества экземпляров, необходимых для ученых работ... По сведениям советской печати, обновленческий «Синод» решил осуществить давнишнее намерение – отправить за границу делегацию, в состав которой входят «епископ» Введенский и Управляющий делами «Синода» Новиков – он же Айзенштейн, с целью ознакомления Православной Церкви заграницей и общественного мнения с деятельностью Синода. Делегация хочет посетить Францию, Германию и Англию. Большое оживление проявляют обновленцы и в деле созыва Вселенского Собора, а предварительно – Всероссийского предсоборного Совещания. Далее помещена перепечатка из советской газеты «Правда», касающаяся предполагаемого созыва в 1925 году Вселенского Собора Православной Церкви: 11 мая в Москве состоится Всероссийское предсоборное Совещание из архипастырей, пастырей и мирян. Место созыва Вселенского Собора пока не определено, но, по всей вероятности, им будет Москва или Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единоличный голос архиерея теперь выше коллективного голоса правления. Все журналы последнего по-прежнему представляются на утверждение архиерея, но теперь архиерей по своему усмотрению может изменить и прямо отменить постановление правления, дать делу совсем иное решение вопреки общему мнению правления. И правление волей-неволей должно подчиниться резолюции архиерея, не имея никакого права апелляции к высшему начальству. Устав предоставляет архиерею власть, даже независимо от предварительного обсуждения в правлении, предлагать последнему прямо к исполнению письменные предложения о мерах к благоустройству семинарии (§17 ср. § 17 уст. 1867 г.). Благодаря такому возвышению архиерейской власти, семинария стала подчинённым архиерею учреждением, наравне с другими епархиальными учреждениями. Отсюда последовали и другие изменения в строе семинарий, – По уставу 1867 г. состав педагогических собраний семинарского правления был довольно многолюдный: сюда входили кроме ректора и инспектора семь преподавателей и три члена из епархиального духовенства (§ 94). Члены от духовенства притом обладали правом беспрепятственно посещать классы и, как близко знакомые благодаря этому с ходом учебно-воспитательного дела в семинарии, могли прини- —314— мать вполне активное участие в педагогических заседаниях. Все прочие преподаватели, не состоящие членами правления, могли быть приглашаемы в заседания для совещания, с правом требовать внесения в журнал особого мнения, заявленного каждым из приглашённых (§ 95). При таком составе педагогических собраний можно было с большим доверием относиться к их постановлениям, как выражению общего мнения большинства преподавателей. Поэтому устав придавал постановлениям правления такое значение, что их не могла поколебать даже власть архиерея и они могли быть кассированы лишь Святейшим Синодом. Нынешний устав, предоставив архиерею высшее наблюдение за всей деятельностью правления и наделив его широкими полномочиями, тем самым умалил значение правления. Многолюдство последнего несомненно вызывало разнообразие мнений и некоторую горячность в защите их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Почему Вы считаете, что клирики не должны занимать эти должности? — Жизнь современного городского прихода очень обширна и многогранна. Если священник, кроме совершения богослужений, треб и представительских функций, начнет сам заниматься той работой, которая предусмотрена для новых приходских работников, то можно с полной уверенностью сказать, что это будет профанация, такая работа примет чисто формальный характер. Знакомясь с должностными обязанностями новых работников прихода, можно с определенностью утверждать, что она требует от исполнителей полноценного рабочего дня. Священник же должен, прежде всего, создать все необходимые условия для этой работы, а затем умело руководить подобранными на новые должности людьми и духовно их окормлять. Именно по этой причине было решено привлекать к данной работе активных мирян. — Эти миряне получают зарплату или являются добровольцами? — Безусловно, эти люди должны получать на приходах зарплату. Этот принцип был изначально заложен как в постановлениях епархиального собрания города Москвы, принятых по предложениям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, так и в решениях Архиерейского совещания. Уже в рамках вышеупомянутого собрания благочинных и настоятелей городских храмов было четко определено, что новые должностные лица должны быть включены в штатное расписание приходов, с ними необходимо заключать трудовые соглашения и выплачивать им заработную плату. Вокруг новых приходских работников могут и должны собираться волонтеры, но сами они не могут лишь эпизодически помогать приходу. Более того, наши сотрудники должны иметь возможность постоянно совершенствоваться, а это, как известно, возможно только в том случае, если для человека его работа является основной. — Очевидно, что на новые должности будут назначены люди, которые, как правило, этим ранее не занимались. Как Вы предполагаете готовить новые кадры? — Это один из ключевых вопросов. Известно, что высоких результатов добиваются люди, которым их работа интересна. А интерес появляется на стадии, когда человек в чем-то начал хорошо разбираться. Совершенно очевидно, что сотрудников необходимо обучить. Современная жизнь заставляет многих людей осваивать новые специальности, проходить курсы переподготовки для того, чтобы быть результативными работниками. По этому пути решили идти и мы. Летом этого года на базе одного из приходов, расположенного на живописном берегу Волги, были организованы сборы для новых должностных лиц. Сюда были приглашены специалисты синодальных отделов, занимающиеся православной молодежной работой, привлечены священнослужители епархии, имеющие опыт деятельности в данных направлениях. Эти занятия уже очень много дали новым работникам, в первую очередь — осознание того, что они не одиноки. Они увидели друг друга, поняли, что их окружают активные, желающие послужить Церкви люди. Появилось пространство для общения и взаимопомощи.

http://patriarchia.ru/db/text/1379329.ht...

Когда обсуждалась проблема экуменизма, участники дискутировали о личности митрополита Никодима (Ротова), рассказал далее протоиерей Максим. Он обратил внимание своих собеседников из Русской Православной Церкви Заграницей, что их оценки этой фигуры как «тайного католического кардинала» или «агента КГБ» плохо совместимы, и напомнил, что митрополит ежедневно совершал литургию. Участники переговоров по инициативе Русской Православной Церкви вместе подробно проанализировали постановление Архиерейского Собора 2000 года «Об отношении к инославию», и клирики Русской Православной Церкви Заграницей «не нашли там ничего, что противоречило бы их позиции». Протоиерей Максим полагает, что церковные последствия вероятного объединения Церквей будут весьма плодотворными: с одной стороны, это создаст «твердое и здоровое консервативное крыло, что выведет наших псевдо-правых на маргинальный уровень». С другой стороны, воссоединение «сдержит крайне-либеральные воззрения в Церкви: придется сто раз подумать, прежде чем посылать представителей на общую молитву в Ассизи». Участник переговоров особо остановился на проблеме определения будущего канонического статуса воссоединенных епархий: в отношении западных приходов, которые, в основном, находятся в юрисдикции митрополита Лавра: это может быть или вариант «широчайшей автономии по типу украинской», или создание одного или двух митрополичьих округов. С епархиями Русской Православной Церкви Заграницей в России все обстоит гораздо сложнее: после объединения они не смогут образовать отдельных структур, но и под омофор воссоединенной Церкви им тоже будет вернуться непросто. Причины этого состоят, во-первых, в том, что большая часть приходов Русской Православной Церкви Заграницей на территории России подчиняется противнику воссоединения митрополиту Виталию. Во-вторых, в этих приходах много «перебежчиков» из Русской Православной Церкви Московского Патриархата, что тоже осложняет решение вопроса о статусе этих церковных образований. В связи с этим докладчик упомянул о проблеме статуса автокефальной Православной Церкви в Америке, приходы которой могут перейти в будущий митрополичий округ. Весьма положительно он оценивает присутствие клириков этой Церкви на богослужении во время Всезарубежного совещания.

http://pravoslavie.ru/8798.html

В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчёркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» .  Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объёма служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьёй. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жён и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями. Знаю, что во многих епархиях ведётся активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий.

http://mospat.ru/ru/news/90538/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010