То есть, в докладе вычленить что-то одно, особенно главное, трудно. Все вопросы важные, значительные. — Лично Вам что в докладе больше всего показалось значимым? — Мне, имеющему какое-то отношение к информационной деятельности Церкви, было важным, что Патриарх предложил создавать дискуссионные площадки с участием СМИ, на которых был бы представлен православный взгляд на различные аспекты общественной жизни. Мне было интересно также то, о чем я ничего не знал. Я вовлечен в церковную жизнь, но, тем не менее, есть некоторые проблемы, о которых я не имел четкого представления. Я не знал, что существуют определенные сложности, связанные с взаимоотношениями Поместных Православных Церквей, возникшие в процессе подготовки к совещанию всех православных Церквей. Оказывается, проблемы существуют, они были отражены в Постановлении. Несмотря на то, что в докладе Патриарха ничего об этом не было сказано, в сообщении митрополита Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, и в комментариях многих других архиереев, я, например, узнал о том, что проблемы будущего всеправославного совещания не очень актуальны для жизни нашей церкви. Оказывается, есть такие Поместные Церкви, которые предлагают, чтобы на этом совещании присутствовали только небольшие делегации Поместных Церквей, а не все архиереи православного мира, как это было на вселенских соборах. Оказывается, действительно существует огромная диспропорция: например, у нас есть почти 300 архиереев, а во всем остальном православном мире примерно такое же количество, какое в Русской Церкви. Поэтому некоторые Поместные Православные Церкви не хотят, чтобы их делегация была в меньшинстве. Я этой проблемы не понимал и не знал, поскольку я не занимался международными связями. Поэтому я с огромным интересом слушал эту дискуссию. Некоторые отголоски этой дискуссии затронуты в Постановлении. Существует, оказывается, общий православный диалог с римокатоликами. И выясняется, что есть среди православных участников этого диалога люди, которые не хотели бы обнародовать ни те вопросы, которые там решаются, ни те дискуссии, которые там ведутся, ибо они имеют некий закрытый характер. Позиция Русской Православной Церкви заключается в том, чтобы она была максимально открыта для всего мира. То есть, православные люди не понимают, что за диалог такой происходит и какие темы в нем обсуждаются. И этого я тоже не понимал и не знал, это мне было очень интересно: почему так, каковы причины и последствия того, что ведется некое скрытое от всех других собеседование.

http://pravmir.ru/prot-vladimir-vigilyan...

На следующее утро в гостинице «Россия», где мы тогда помещались, мне удалось встретиться с ним и ближе познакомиться. Он поражал своим внешним видом. Сгорбленный, без единого волоса на голове и на лице, точно кто-то обрил ему начисто голову, усы и бороду. Первое впечатление какого-то скопца или латинского патера. А между тем несколько лет тому назад, судя по фотографиям и отзывам лиц, его знавших, у него были и усы, и длинная борода. С тех пор они совершенно вылезли. Все это последствия лишений на советской каторге. А то, что не сразу, так это тоже характерно. У нас есть другой пример такого «замедленного действия» лагерных испытаний. Архиепископ Андрей (Сухенко), приговоренный при Хрущеве к восьми годам, вышел из мест заключения как будто бы психически нормальным, так что мог даже быть назначен на новую кафедру, но через несколько лет у него обнаружились признаки острого душевного расстройства. Так, на Соборе он все время блаженно улыбался, смотрел куда-то перед собой, никого не замечал и ни с кем не разговаривал. Его пришлось вскоре уволить на покой. Я спросил архиепископа Вениамина, что он думает о постановлениях 1961 года и о моих выступлениях против них на вчерашнем Архиерейском совещании. Испуганно озираясь по сторонам, архиепископ Вениамин полушепотом стал мне говорить, что свое мнение он уже высказал в нескольких своих записках в Предсоборную комиссию, где он их критиковал, указывал на их отрицательные последствия и вместе с тем отмечал, какие в них нужно ввести изменения, сравнительно небольшие: в сущности — только ввести настоятеля в исполнительный орган двадцатки, чтобы сделать эти постановления приемлемыми для Церкви и не противоречащими советским законам. Мои выступления он одобряет и считает, что я говорил правильно. «Почему же Вы, — спросил я архиепископа Вениамина, — не выступили тогда на Совещании и не сказали всего этого?» «Меня обманули, — буквально ответил он, — вызывали в Предсоборную комиссию и долго внушали, что постановления 1961 года, как вытекающие из государственных законов, не являются дискуссионным вопросом, что никакой дискуссии о них не будет и не должно быть.

http://bogoslov.ru/article/2579719

Наиболее важной неразрешенной проблемой церковно-государственных отношений является вопрос о возвращении несправедливо отнятого церковного имущества. Сегодня на завершающей стадии находится разработка законопроекта о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Данный законопроект расширяет перечень объектов недвижимости, относящихся к имуществу религиозного назначения. К таким объектам законопроектом отнесены не только здания, построенные для совершения и обеспечения богослужений, но также и объекты, предназначенные для обучения религии, монастырской жизнедеятельности, религиозного почитания и паломничества. Впервые предусматривается возможность безвозмездной передачи религиозным организациям тех объектов, которые, хотя формально и не имеют религиозного назначения, однако входят в состав монастырских и иных культовых комплексов. На сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 490 урегулирован порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данное постановление носит рекомендательный характер. Поэтому во многих регионах данное постановление не применяется. Таким образом, имущество религиозного назначения, находящееся в городской собственности, в собственность религиозных организаций, как правило, не передается. Новый закон установит единый порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения независимо от формы публичной собственности. Кроме того, в нем будет закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления передавать религиозным организациям имущество религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. К настоящему времени практически завершена работа еще над одним важным для Церкви законопроектом — о государственном и муниципальном финансировании ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Данный законопроект предусматривает право Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований осуществлять бюджетное финансирование работ по сохранению памятников истории и культуры, находящихся в собственности централизованных религиозных организаций. Будем надеяться, что этот законопроект станет законом в ближайшем обозримом будущем.

http://pravoslavie.ru/33868.html

Наиболее важной неразрешенной проблемой церковно-государственных отношений  является вопрос о возвращении несправедливо  отнятого церковного имущества. Сегодня на завершающей стадии находится разработка законопроекта о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Данный законопроект расширяет перечень объектов недвижимости, относящихся к имуществу религиозного назначения. К таким объектам законопроектом отнесены не только здания, построенные для совершения и обеспечения богослужений, но также и объекты, предназначенные для обучения религии, монастырской жизнедеятельности, религиозного почитания и паломничества. Впервые предусматривается возможность безвозмездной передачи религиозным организациям тех объектов, которые, хотя формально и не имеют религиозного назначения, однако входят в состав монастырских и иных культовых комплексов. На сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 490 урегулирован порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данное постановление носит рекомендательный характер. Поэтому во многих регионах данное постановление не применяется. Таким образом, имущество религиозного назначения, находящееся в городской собственности, в собственность религиозных организаций, как правило, не передается. Новый закон установит единый порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения независимо от формы публичной собственности. Кроме того, в нем будет закреплена обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления передавать религиозным организациям имущество религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. К настоящему времени практически  завершена работа еще над одним  важным для Церкви законопроектом — о государственном и муниципальном финансировании ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Данный законопроект предусматривает право Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований осуществлять бюджетное финансирование работ по сохранению памятников истории и культуры, находящихся в собственности централизованных религиозных организаций. Будем надеяться, что этот законопроект станет законом в ближайшем обозримом будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

В частности, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Постановление Архиерейского Совещания и документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Как известно, 19 июля 2023 года в Актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло Архиерейское Совещание в составе епархиальных и викарных архиереев епархий, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники совещания выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода. И вот 24 августа Священный Синод утвердил этот важный для Церкви документ. Комментируя данное решение тлг-канал «Правблог» отмечает , что «шаг вперед к осуждению ересей Фанара сделан, но нужен еще один». «Утверждение документа “Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей” является важной вехой на пути осуждения еретических концепций Фанара. Отметим, что в самом тексте документа отсутствует квалификация богословских заблуждений Фанара как ереси. Возможно, это продиктовано определенными дипломатическими соображениями и нежеланием обострять межправославные отношения на данном этапе», – говорится в сообщении. С коллегами из «Правблога» согласны и авторы тлг-канала «Хризма»: «Это ещё одна веха на пути к преодолению этих самых экклезиологических искажений и важный прецедент для других поместных Церквей. Складывается ощущение, что многие из них “втихомолку” не в восторге от царьградского папизма, но остерегаются (разве что кроме Сербской Православной Церкви) открыто эту позицию выражать».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

9. Констатируя в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии, Архиерейский Собор призывает архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий. Священному Синоду поручается изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые. 10. Процесс введения в благочиниях и крупных приходах должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии, по религиозному образованию, по работе с молодежью, по благотворительности, а также создание системы обучения профильных сотрудников в целом развивается успешно, и соответствующие должности в большинстве своем замещены. При этом Собор обращает внимание на то, что работа помощников благочинных не должна рассматриваться как нечто второстепенное, даже при ее совмещении с исполнением других обязанностей. Помощникам благочинных следует иметь соответствующее образование — очное или заочное, которое может быть, в частности, получено в центрах подготовки церковных специалистов, открывающихся ныне во многих епархиях. Учебному комитету совместно с профильными учреждениями надлежит продолжить работу по становлению этой системы образования. Синодальным учреждениям поручается озаботиться обучением руководителей епархиальных отделов как профильным знаниям, так и организационным навыкам, в том числе для координации работы помощников благочинных. Такое обучение должно носить кратковременный практический характер и осуществляться преимущественно дистанционно, с учетом занятости упомянутых руководителей. Кроме того, признается полезным проведение председателями синодальных учреждений регулярных онлайн-совещаний с руководителями соответствующих епархиальных учреждений. 11. Освященный Собор считает необходимыми дальнейшие усилия епархиальных архиереев по осуществлению в епархиях Русской Православной Церкви мер, предусмотренных Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, утвержденным Архиерейским Собором 2013 года, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Кроме того, при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/5076149.ht...

Действующие подходы к формированию рейтинга были вновь доведены руководством Учебного комитета на встрече с представителями администраций духовных школ в рамках Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2023 года. Традиционно рейтинг имеет деление на четыре рейтинговые группы. В первую группу (от 65 баллов и выше) включены лучшие на сегодняшний день высшие духовные учебные заведения, которые, как правило, имеют государственную аккредитацию и достигли уровня магистратуры или потенциально способны к ее открытию. Во вторую группу (от 60 до 65 баллов) вошли духовные семинарии, стабильно функционирующие, но имеющие те или иные недостатки. К третьей группе (от 55 до 60 баллов) относятся духовные школы, удовлетворительно функционирующие на ступени бакалавриата и при этом имеющие значимые недостатки в обеспечении образовательного процесса. В четвертую группу (ниже 55 баллов) должны входить семинарии, не отвечающие большинству требований, предъявляемых к высшим духовным учебным заведениям. Однако в 2023 году в данную группу рейтинга не вошла ни одна из семинарий. Архиерейское Совещание 19 июля 2023 года постановило просить Священный Синод «рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей». Во исполнение постановления Совещания в декабре 2023 года Курская и Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская духовные семинарии были преобразованы в Межъепархиальные центры подготовки церковных специалистов. По завершении государственной реформы в области аккредитации и аккредитационного мониторинга высших учебных заведений Учебный комитет планирует дополнительно расширить параметры рейтинга. По итогам обновления формата оценки академий и семинарий будут проведены консультационные семинары с представителями администраций духовных школ. Учебный комитет /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6089527.ht...

Согласно принятому закону, заявления приходов, монастырей, подворий и других канонических подразделений епархий должны согласовываться епархиальными архиереями. Заявления самих епархий о передаче имущества не требуют согласования. Постановлением Правительства России установлен перечень документов, прилагаемых к заявлениям о передаче имущества. Поэтому государственные органы не вправе требовать от религиозных организаций документацию, не предусмотренную данным перечнем. Правительством определен также порядок формирования планов передачи федеральных зданий и комплексов, закрепленных за федеральными учреждениями и предприятиями. В отношении каждого такого здания и комплекса будет составляться план, определяющий перечень и сроки мероприятий по их высвобождению, источники финансирования таких мероприятий. Епархиальным Преосвященным следует озаботиться разработкой и утверждением в регионах нормативных актов, определяющих порядок формирования планов передачи регионального и муниципального имущества, закрепленного за региональными или муниципальными учреждениями (предприятиями). Общий срок передачи имущества составляет два года со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации о передаче имущества. Этот срок удлиняется до шести лет в случае, если запрошенный к передаче объект закреплен за государственным или муниципальным учреждением (предприятием). Отказ в передаче имущества возможен лишь по предусмотренным законом основаниям. Немотивированные отказы, равно как и отказы по основаниям, не предусмотренным законом, недопустимы и должны обжаловаться в судебном порядке. Все разногласия по вопросам передачи имущества будут рассматриваться комиссиями, формируемыми на федеральном и региональном уровнях. Министерством экономического развития России определен порядок формирования и состав комиссии по разрешению разногласий, возникающих в связи с передачей федерального имущества. В свою очередь порядок формирования региональных комиссий должен определяться нормативными актами субъектов Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/1987928.ht...

V.3. Для приведения жизни и деятельности казачества в соответствие с его многовековыми православными устоями считать необходимым упорядочение пастырского окормления казачества во всех странах канонического пространства нашей Церкви, включая назначение в епархиях, в которых присутствует казачество, ответственных за работу с ним. VI. Религиозное образование и катехизация VI.1. Выразить удовлетворение возрождением православного образования на канонической территории Московского Патриархата. Считать важными усилия по созданию системы непрерывного православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. VI.2. Наладить системное и постоянное взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с соответствующим Синодальным отделом. Признать полезным регулярное проведение совещаний председателей епархиальных отделов с представителями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. VI.3. Считать целесообразным создание при епархиальных отделах религиозного образования методических кабинетов для улучшения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах и работы православных учебных заведений, а также подготовки в епархиях реестра учителей православной культуры, имеющих необходимую квалификацию и рекомендацию от епархии. VI.4. Считать важным развитие взаимодействия духовенства с православной педагогической общественностью с целью систематизации и обобщения передового педагогического опыта в Русской Православной Церкви. VI.5. Положительно оценить работу Отдела религиозного образования и катехизации по взаимодействию с Министерством образования и науки Российской Федерации в области реализации экспериментального проекта по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры». Для успешного проведения эксперимента необходимо улучшить взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с региональными образовательными структурами в деле сохранения и развития положительного опыта преподавания православной культуры. Необходимо стремиться к распространению подобного опыта и на другие государства канонической территории Московского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/33869.html

В храмах Иваново-Вознесенской епархии вводятся должности катехизатора, социального работника и организатора молодежной работы 16 февраля 2010 г. 14:38 11 февраля под председательством епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в епархиальном управлении в Иваново прошло собрание благочинных благочиннических округов, настоятелей, наместников и настоятельниц монастырей, руководителей епархиальных отделов и комиссий. Как сообщает служба коммуникации Иваново-Вознесенской епархии , епископ Иосиф ознакомил собравшихся с докладом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании , прошедшем 2 февраля 2010 года, а также с постановлениями данного совещания. Затем состоялся подробный разговор о путях дальнейшего развития епархиальной жизни в свете этих ключевых общецерковных документов. В частности, епархиальным архиереем было доведено до участников собрания его решение о введении в штат храмов города Иваново и районных центров Ивановской области должностей катехизатора, социального работника и организатора молодежной работы, которые должны получать зарплату на уровне священнослужителей. Владыка поручил представить на его утверждение кандидатуры на эти должности. В ближайшем будущем подготовка катехизаторов и социальных работников будет осуществляться на базе действующего в городе Иваново Православного богословского института. Институт в этом вопросе призван тесно взаимодействовать с Иваново-Вознесенской духовной семинарией. Организаторы молодежного служения получат базовую подготовку в Епархиальной школе православных молодежных лидеров, открывающейся в ближайшем будущем. Предполагается, что такая подготовка будет носить очно-заочную форму. Епископ Иосиф также поручил собравшимся озаботиться повсеместным открытием при храмах в городах и районных центрах, а также при монастырях библиотек, которые призваны стать важным пространством духовно-просветительской работы. Деятельность библиотек епархии координируется в настоящий момент специальным Библиотечно-библиографическим центром. О необходимости введения в штат приходов ответственных за просветительскую деятельность, социальное служение и работу с молодежью говорилось в постановлении Епархиального собрания города Москвы, состоявшемся 23 декабря 2009 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (пп. 3, 13, 14). Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1091805.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010