Адам в раю был более совершенным, чем мы, но вообразив что он может обойтись без поста, – погиб. «Как телесная пища утучняет тело, учит св. Златоуст, так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни... Постись, потому что согрешил, постись, чтобы не грешить; постись, чтобы получить все доброе, постись, чтобы не потерять того, что имеешь!» «Основа страстей в плоти, говорит другой святитель, и без поста одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгореть». «Да и что такое пост, учит св. Варсонофий, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: я благоденствую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ). Если порицатели поста и без него добродетельны, то пусть покажут силу и твердость в обуздании чувственных пожеланий! Если они и без поста – истинные христиане, то пусть докажут это покорностью распоряжениям церкви Христовой! Если же вы, возлюбленные, желаете исполнять уставы церкви, но отказываетесь поститься по немощи, то старайтесь вникнуть в намерения Св. Церкви, ибо она не накладывает постом на кого – либо новой тяжести, а слагает со всех прежний, невыносимый гнет. Не можете поститься, сколько желали бы, поститесь – сколько можете и таким образом, сами увидите, что вы можете гораздо больше, нежели думаете. Если же кто испытал достоинства поста, то следуйте примеру блудного сына, о котором нам читали ныне в Евангелии: В себе же пришед, рече: востав иду ко отцу моему и реку ему, отче, согреших на небо и пред тобою и уже несмь достоин нарещися сын твой ( Лк.15:17–19 ). Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Уважающие Св. Писание уже ли не видят в нем Моисея и Илию, после сорокадневного поста достигших, еще в Ветхом Завете, до созерцания Божия? А в Новом Завете, вся жизнь Иоанна Крестителя не есть ли один непрерывный пост, образец и начало иноческой жизни, безбрачной и подвижнической, которой также чуждаются протестанты? Однако, Предтеча был назван от самого Спасителя, величайшим из рожденных женами ( Мф.11:11 ); а его примеру подражали первые святые пустынники и отшельники Востока, передавшие нам свои строгие правила, в основание наших иноческих обителей. Не постился ли сам Господь в пустыне, в дни искушения? И апостолы, предпринимая важнейшие подвиги веры или проповеди , приготовляли себя прежде постом и молитвою, как это ясно видно из книги их Деяний. «Служащим же им Господеви и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их» ( Деян.13:2–3 ). И сколько свидетельств о посте можно извлечь из посланий одного великого Павла, к римлянам и к коринфянам: хотя некоторые, усеченными из них текстами, и покушаются изменить обличительную силу его слов о необходимости соблюдения постов. Достаточно и сей его заповеди о любви, которая столь часто нарушается: «аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего» ( 1Кор.8:13 ). По сему, и мы приготовляем себя таким же образом, чрез пост и молитвы, к великим торжествам нашего спасения: Пасхе и Рождеству Христову, заимствуя даже и сорокодневное продолжение постов сих, из примера Господа и его пророков: мы памятует также постом, начатую пощением проповедь апостолов и блаженное Успение Пречистой Девы, начавшей и окончившей, земные дни свои в посте и молитве. Отложив посты, протестанты оставили вместе с ними как бесполезные, и церковные молитвословия утренние и вечерние, установленные Церковью от самого ее начала, и даже Божественную литургию, учрежденную по образу Вечери тайныя, по заповеди Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И сего ради имамы его отлучена от Отца, и Сына, и Святого Духа, и проклята. И за извещение истины подписах своей рукой». 135 Катехизис Малый, девятый член веры, л. 25: «Имать церковь и сие достоинство от Христа, яко не токмо простых людей наказует, но и клириков, епископов же и архиепископов больших на соборе вселенском по винам их под запрещение влагать и отлучать, яже сама едина сущи столпом и утверждением истины (1Тим. зач. 284). Имать же и Писание святое толковать и учители похвалять и прославлять». 136 Шестого вселенского собора правило 16: «Да разумеет глаголяй семь диаконов быть по реченному в Деяниях, яко не о служащих святым тайнам слово, но о служащих трапезам. Толкование: Четвертое (пятое надесять) правило Новокесарийского собора от книги Деяний Апостольских, и мняся им семь диаконов в коемдо граде, аще и зело велик есть, поставлять повеле святым тайнам служащих. Се же правило глаголет, не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах даяний Апостольских о семи диаконах лежащего словесе. Не о служащих бо, рече, божественным тайнам мужах бяше попечение тогда святым Апостолом, но о служащих в трапезах, ниже бе поручено строение общей потребы тогда собравшихся. Сего ради убо церкви не истязаны будут по оному правилу, по семи диаконов иметь в службе божественных таин; но каяждо церковь , против имению, сходящемуся к ней, да имать колико может пресвитер, или диакон и прочих причетник». Того же Шестого собора правило 29: «Нецие от отцов в день божественной вечери, по вечери приношаху бескровную жертву; изволися убо собору сему невозможно бывать, ни в великий пост последней недели четвертка разрешать, и всего поста бесчествовать. Толкование: Карфагенский убо собор повеле в 41-м правиле от не ядших человек совершаться божественной службе разве единого две в лето, воньже Господская вечеря сотворяется. В великий бо четверток по вечери творяху святую службу. Се же правило хранить повелевает твердо, ни того дне не оставляет, но повелевает и в той день, рекше в великий четверток, святителем не ядшим тоя причащаться, да не преступления ради единого две, весь пост бесчествуем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он неспособен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо — мертв душой. Горе вам, насыщенный ныне: яко взалчете! [ 183 ] Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим Хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане Ненасытно насыщайся Словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезой, уготованной сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною [ 184 ]. С чего начать нам, — говорит святой Макарий Великий [ 185 ], — никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвой и постом, как и Господь повелел: Толцыте, и отверзется вам [ 186 ]. Этот подвиг, который предлагает нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых Апостолов. Из среды его они сподоблялись слышать вещания Духа. Служащим им Господеви, говорит писатель их деяний, и постящимся, рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их [ 187 ]. Из среды подвига, в котором совокуплены были пост и молитва, услышалось повеление Духа о призвании язычников в христианство. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва [ 188 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Беседа в неделю блудного Сказана в Донском кафедральном соборе в 1845 году Востав иду ко отцу моему и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою. Лк.15:18 Вот сии-то самые расположения души иметь надобно нам, братия, особенно ныне, когда предстоит святой Великий пост , призыв к очищению грехов! Изложение таких расположений духа заимствую в евангельской притче, которая в нынешний недельный день предлагается в церкви особенному вниманию нашему. Притча изображает милосердие Отца Небесного к кающимся в таком трогательном виде, что толкователи Евангелия называют ее чтением самым утешительным для грешников. В ней, как в зеркале, видно и то, с чего начинается у нас упорное закоснение во грехах, от чего происходит даже удаление от Бога, до чего оно доходит, до какой крайности доводит, и как опять, несмотря ни на что, может начинаться обращение наше к Богу, раскаяние, полное очищение от грехов. А такое-то именно зерцало истины и нужно нам иметь на виду ныне по сближению дней всеобщего покаяния, чтобы видеть там себя, себя – и путь, которым надобно обратиться в покаянии к Отцу Небесному. Рассмотрим же евангельскую притчу с некоторой подробностью. «Человек некий име два сына», – говорит Господь в притче. По связи с окружающими ее иными притчами, как-то: с притчей о пастыре и одной заблуждшей овце, при девятидесяти и девяти незаблуждших, – с притчей о жене и погибшей у ней одной драхме, при девяти, – очевидно, что два сына суть два рода людей, – людей потерянных или заблуждших, и людей в добром состоянии находящихся. А из связи сказаний еще далее предыдущих и из прямого указания Господа, – что тако радость будет на небеси о едином грешнице киющемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния, под именем человека некоего разуметь надобно Самого Бога, Создателя человеков, или ближе, – Бога, нас ради вочеловечившегося. «Человек некий име два сына; и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения; и раздели им имение». Имение, какое имеет Отец Небесный для нас, чад Его, – весьма богатое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

О сем же пишу вам: приходящие все святые посты честно и чисто наказуйте препровожать, с радостью и с благодарением, без скорби и без преслушания; понеже, весте, великий первоначальный пост есть: за преслушание первой пищи Адамовой сам Господь постися 40 дней, и Моисей убо постився, такоже закон взят, и яко десятину Божью всего лета, святую четверодесятницу показа; таже Илия постився и Даниил от четвородесятницы составления, против четырем летам временем; и божественные же Апостолы тую четверодесятницу православным узаконоположиша, вяще почетше, Христовых еже о нас страстей ради и воскресения, и якоже некую жатву гобзовательну верным сию предаша. По сем божественные же Апостолы и ко Успению Божьей Матери предаша пост. И таже до сих богоносные Отцы, иже постной благодатью просиявшие, и предаша святого поста и к Христову Рождеству; и по семь же и к святым Апостолам предаша святого поста. И омежду же тех времен 2490 спасительных всяк христиан [да покается] о безместных и сдеянных грехопадениях, и теми временами поставленными очистительными, яко банями, измовение от скверн предлежит омовением очищения духовного, в слезах и в пощениях смирить и сокрушать себе, и опаснейше же хранить себя; и в спасительных тех временах всяк христианин да припадает к Богу, и покаянием чистым пририщущи к вам, духовным отцам, паче же к могущим вам, к искусным врачам, язву всякую обнажающих врачевать; глаголюще же всей своей порученной 2491 пастве, и на сия их возводящи, никакоже стыдящеся свои согрешения открывать им к вам, к своим духовным отцам, иже ныне зазор иметь единого человека, а тамо опозорствовану быть не пред единым или двумя человеками, но пред тьмой тем ангелов и человеков, идеже всей вселенной зрящи, и тамо все дела наши яко в образе откровенна станут пред лицом нашим, внегда: будет тамо время суду, а не очищению, ниже исповеданию, ни покаянию часа, якоже и превыше пророка Давида глаголющего рех, еже «тамо покаяния и исповедания несть». И сего ради приводите я исправлять себя пред Богом о всем в маловременной сей жизни, и всегда о всем готовым будуще, ибо не вемы дня и часа разлучения нашего: страшный бо той день со воздаянием ждет нас; и сего ради без всякого сомнения и стыдения приводите я ко духовной врачбе, с теплыми слезами очищающе единородную и бессмертную душу, и с таковыми всяческими исправлениями духовными истрезвлять себя всегда на чистоту, с покаянием и милостыней и слезами, и любовь нелицемерную между собой имуще, юже великий проповедник Павел верх добродетелям именует, и по превышьшему Христову евангельскому слову: «о сем, рече, разумеют все, яко мои ученики есте, аще любовь имате между собою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Множество подобных легенд в северопоморских сказаниях о тамошних чудотворцах. Извлечения наши из ркп. солов. библ. Приведем еще одно сказание из жития Макария унженского: возвращаясь из плену татарского, с толпой народа, говорит жизнеописатель его, совещался преподобный с сущими с ним христианами, яко до пересилиться ему на реку на Уньжу: бе бо тогда мало от живущих ту по весем, но мал град един, и сотвори тако; Бог же помогал ему к путному шествию, а народ за ним шел, ако присная чада отца своего: шествия же пути с ним продолжашеся, занеже место то Уньжа отстояние имать от темных вод глаголют не мало яко двести четыредесят или множае поприщь, идеху же внутреннею пустынею и непроходными блаты. Бысть же им оскудение хлебом и не обретаху что ясти, тающе голодом. Господь же прослави угодника своего, и абие божиим мановением обретоша народи дивое животно, глаголемое лось, и яша его жива молитвами преподобного. Бяше тогда пост Петра и Павла, оставалось еще 3 дня. Святый же возбраняше им глаголя: чадца моя, потерпите Господа ради, и не разрешайте святого поста дней: Господь же препитает вас в пустыне сей. И повелел им отрешити ухо лосю и отпустити его, и яко же хощет Бог, в день той животное и будет вам. Людие отрешиша ухо лосю и отпустиша его, и отойдя в пустыню. Преподобный же, видя их томимых гладом, и зело печашеся о них; народ же моляху святого, да молитву сотворит о них, да незле гладом погибнуть в пустыни. Святый же утешая их глаголя: «не скорбите чада мое, но паче уповайте на благость Божию, яко прекормивый Бог израильтян четыредесять лет в пустыни манной, той может и нас препитати в пустыни сей. Когда приспел день святых апостол верховных, преподобный же уклонися мало в пустыню и воздев на небо руце свои и рече: хвалю тя Господи Иисусе Христе, благословенный Боже, призри с высоты святые твоея, всяко дыхание благословит тя, всяка тварь славит тя, милостивый Боже царю! Призри на люди своя в пустыни сей. И абия молитвами святого внезапу во утрии праздника св. апостол урани животное то дивий лось, обретеся в народе, и познася его яко той же бе лось, ухо имея отрешенно, и ведоша его к блаженному, святый же благослови его и повел заклати народу на пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

113 Епископы латинские, вопреки своему сану, ходят на войну и сражаются как солдаты. 114 8 Еще же и ино странно некое учение проповедают по-римски глаголемо, пургаторию (чистилище), по-русски же огнь чистилищный, а взяв сие от Оригена , ересям начальника. И на улицах народов учить повеле, якоже рече грешным душам очищаться огнем чистительным, и от муки в рай преходить и праведных лику сподобляться. А забыв Господень глас, еже о нищем Лазаре и о богатом; Авраамов глагол свидетельствующ, яко пропасть вечну являет между праведных и грешных и николи же преходиму. 115 Это обвинение встречается только в конце рассматриваемого нами древнейшего периода, в описании действий Флорентийского собора, на котором, как известно, латинские богословы усиливались доказать, что в будущей жизни есть огонь и временный чистилищный, и вечный; а греки утверждали, что, по их мнению, временное наказание душ грешных состоит в том, что они на время отходят в место скорби и мрака и наказываются лишением света Божественного и освобождаются от сего мрака и скорби молитвами, приношением Церковью бескровной жертвы и милостыней, но не огнем; что до пришествия Иисуса Христа и воскресения мертвых, как души нераскаянных грешников терпят мучение еще неполное, так и души святых не наслаждаются еще полным блаженством. 116 По поводу латинского учения о чистилище наш безымянный писатель замечает: – о усопших сице есть писано: иже в истинной вере и исповедания Божьего с смирением конец прияша, и покаяния плод не доспеша принести о согрешениях своих, о них же им духовные отцы заповедаша, и таковые очищением мук очистятся по смерти. 117 9 «Постятся в субботы праздника Рождества Христова, праздника ради. В великий пост от среды первый или Федоровы начинают поститься. Во время сырной недели мяса не оставляют. В великий четверток яйца, млеко и сыр едят, детям же своим во все недели святого поста млеко и сыр и яйца прощают». 118 В рассуждении поста полемисты указывали на то, что чернецы их сало едят, – не чисто есть чернецам их есть сало свиное, иже при коже, – повелевают бо им епископы их есть и ина мяса, еже есть отречено. В опровержение латинян, укорявших греческих монахов за употребление молока и яиц, наши полемисты старались доказать, что сало несравненно скоромнее молока и яиц. Полемисты наши доказывали, что яйца чисты, получаются от птиц и не имеют крови, молоко тоже не имеет крови, тогда как мясо всегда с кровью, пропитано жиром и возбуждает страсть, содействует утучнению, чего молоко и яйца не производят. Главное же доказательство основывается на том, что есть монахам мясо запрещено св. Отцами. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

50 Не так строго судил об этом Нифонт. «А наин деля, рекше лихвы, тако веляше оучить: аже попа, то рци еноу: не достоить ти слоужити, аще того не останеши» (4-й ответ Кирику). 54 Здесь в основном списке недостает одного листа. Пропуск этот отчасти восполняется лаврским списком, откуда взят весь дальнейший отрывок текста, поставленный в скобки. 57 Если эти слова – не позднейшая вставка, то перед ними нужно подразумевать: «Писано бо есть» или: «Глаголет бо». 61 Далее в лаврском списке идет следующая (5-я) статья, начинаясь словами: «видех бо дроугых попов обычай». В основном списке перед словами: «така честь попомъ», вероятно, стояли слова; «нигдеже есть». 71 Из этого наставления видно, что первоначально говение продолжилось у нас, как и в первенствующей церкви, через весь великий пост, и говеющие допускались к причащению только на пасхальпой литургии. Но кто подвергался епитимьи, хотя бы и в первый раз, для тех четыредесятница не полагалась в срок епитимьи, которая на Пасху только смягчалась допущением отлученного в церковь , но не прекращалась, так чтобы он, вместе с другими, мог приступить к причащению. 78 Это писано в покаянном номоканоне Иоанна Постника , на который не раз ссылался и предшественник Ильи епископ Нифонт в своих ответах Кирику (см. цитов. изд. стр. 42, § 71; стр. 45, § 78; стр. 46, § 83; стр. 50, § 95) 79 Если архиепископ Илья, автор настоящего поучения, есть одно лицо со священником Ильею, когда-то обращавшимся с разными вопросами к своему владыке Нифонту, то теперь, сам владыка, он повторил только наставления, полученные им от своего предшественника. Последний на вопрос Ильи: «аще в работе соуть душегоубци» (то – подразумевается – какую давать им епитимью?) «повеле наполы дати, и льжае: неволни бо, рече, соуть». Затем, отвечая на вопрос того же Ильи: «и еже человек покаеться, а боудоуть оу него греси мнози?» – Нифонт «не повеле тогда же опитемьи дати, н что любо мало, да оли томоу обоучиться; тоже придавати помалоу, а не велми отягчати емоу» (цит. изд. стр. 58, § 2 и стр. 59, §10). Все это основано на правилах Иоанна Постника .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   Блюдитесь, братие мои, сего ложного света, который в наши времена особенно начал ослеплять собою очи у многих. Памятуйте твердо, что един Христос есть истинный Свет наш, просвещающий всякого человека, грядущего в мир и исходящего из мира; и если встретите какого-либо наставника, то первее всего старайтесь узнать, какого он света есть. Если не Христова, то, кто бы он ни был, заграждайте от него слух и сердце ваше. Ибо, как в мире чувственном солнце одно, и нет другого света, кроме его, так и в мире духовном едино истинное и животворное светило — Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, Ему же слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 25. Слово в неделю Крестопоклонную     «И призвав народы со ученики Своими, рече им: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю: кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8:34—36).    Возвещая вам, братие мои, слово Божие, мы всегда находили в вас благоговейное внимание к нему, так что, к утешению нашему, и нам можно сказать со апостолом, что вы принимали возвещаемое вам не «аки слово человеческо, но, якоже есть воистинну, слово Божие» (1 Фес. 2:13). При всем том мы почитаем за долг нынешнее собеседование наше начать приглашением усугубить ваше внимание, очистить и воскрылить мысль, отверсть и расширить уста сердца. Так поступаем мы не потому, чтобы предполагали сказать вам от себя самих что-либо особенно важное и дорожили собственными словами нашими, а потому, что в нынешнем Евангелии, которое мы будем излагать, содержится поучение чрезвычайно нужное и важное для каждого.    В самом деле, братие, хотя слова Господа и Спасителя нашего «все дух суть и живот суть» (Ин. 6:63), все суть «ей и... аминь» (2 Кор. 1:20); но и Он Сам не о всем говорил одинаково: когда хотел внушить что-либо особенно важное, то возвышал голос, говоря: «аминь, аминь, глаголю вам» (Ин. 10:1), или присовокуплял в заключение сказанного: «имеяй уши слышати да слышит»! (Мф. 13:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010