ВЕРУЮЩИЙ. Это точно так и случилось: Первосвященники, почти прежде всех жителей Иерусалима узнали от стражи, хранившей гроб Господень, что Христос воскрес. Но, вместо того, чтобы им раскаяться в бесчеловечном поступке своем и уверовать в Воскресшего; они еще и запретили самой страже рассказывать об этом, и просили ее разнести слух, будто ученики украли Его, за что и дали много денег. Вот как об этом пишет Священная История; Се нецыи от кустодии (т. е., от воинов) пришедше во град, возвестиша Архереом вся бывшая. И собравшеся со старцы, совет сотвориша, сребреники довольны дата воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его ( Мф. 28, 11–13 ). НЕВЕРУЮЩИЙ. Мне кажется это невероятным, и более потому, что у нас все-таки рассуждают иначе об этом, как известно и тебе: именно, что ученики точно украли тело Иисуса. ВЕРУЮЩИЙ. Знаю все; но, прежде нежели развяжу узел сего неведения для тебя, приведу слова Шоуль, Савля, ученика знаменитого по своей учености раввина Гамлеила, бывшего ревнителем веры иудейской, потом, по призванию Святого Духа, сделавшегося верховным Апостолом веры Христовой. Он говорит о воскресении Спасителя так: Аще же Христос не восста суетна вера ваша ( 1Кор. 15, 17 ). Итак, если воскресение Иисусово, по выражению Савла, т. е., святого Апостола Павла, есть главнейший догмат нашей веры; то обратим особенное внимание на это. Скажи, для чего распинатели требовали от Пилата стражу ко гробу Господню? НЕВЕРУЮЩИЙ. Разумеется для того, чтобы ученики не похитили Его. ВЕРУЮЩИЙ. Так знай, что стража, приставленная ко гробу Господню, по особенному приказанию Наместника иудейской страны, не для того была поставлена, чтобы она во время караула своего спала, а для того, чтобы хранила пост, ей вверенный (иудеи же научали ее говорить: украдоша Его, нам спящым). Потом, если она уже спала; то как же свидетельствовала, что Его украли? Из этого выходит, что воины спали и вместе с тем видели, как ученики похитили Его. А между-тем молчали; и за это не сделал с них Пилат никакого взыскания! Одно это дает разуметь, что иудеи несправедливо защищали стражу, – дает понятие и веру каждому из нас, что воскрес Христос, а не похищен учениками, как лжесвидетельствовала стража, подкупленная иудеями. Воста от мертвых возвестил Ангел, несть аде, – воста бо, якоже рече. И се, варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите ( Мф. 28, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

И тамо обрет сотник корабль Александрийский пловущь во Италию, всади ны в онь. Во многи же дни косно плавающе и едва бывше противу Книда, не оставляющу нас ветру, приплыхом под Крит при Салмоне. Едва же избирающе край, приидохом на место некое, нарицаемое Доброе Пристанище, емуже близ бе град Ласей. Многу же времени минувшу и сущу уже небезбедну плаванию, занеже и пост уже бе прешел, советоваше Павел, глаголя им: мужие, вижду, яко с досаждением и многою тщетою не токмо бремене и корабля, но и душ наших хощет быти плавание. Сотник же кормчия и навклира послушаше паче, нежели Павлом глаголемых. Не добру же пристанищу сущу ко озимению, мнози совет даяху отвезтися оттуду, аще како возмогут, достигше Финикии, озимети в пристанищи Критстем, зрящем к ливу и к хору. Дхнувшу же югу, мневше волю свою улучити, воздвигше ветрила, плыху вскрай Крита. Не по мнозе же возвея противен ему ветр бурен, нарицаемый евроклидон. Восхищену же бывшу кораблю и не могущу сопротивитися ветру, вдавшеся волнам носими бехом. Остров же некий мимотекше, нарицающься Клавдий, едва возмогохом удержати ладию, юже востягше, всяким образом помогаху, подтверждающе корабль, боящеся же, да не в сирть впадут, низпустивше парус, сице носими беху. Вельми же обуреваемым нам, на утрие изметание творяху, и в третий день своими руками ядрило корабленое извергохом. Ни солнцу же, ни звездам явльшымся на многи дни, и зиме не мале належащей, прочее отимашеся надежда вся, еже спастися нам. Многу же неядению сущу, тогда став Павел посреде их, рече: подобаше убо, о, мужие, послушавше мене, не отвезтися от Крита и избыти досаждения сего и тщеты. И се ныне молю вы благодушствовати, погибель бо ни единей души от вас будет, разве корабля. Предста бо ми в сию нощь Ангел Бога, Егоже аз есмь, Емуже и служу, глаголя: не бойся, Павле, кесарю ти подобает предстати, и се, дарова тебе Бог вся плавающыя с тобою. Темже дерзайте, мужие, верую бо Богови, яко тако будет, имже образом речено ми бысть: во остров же некий подобает нам пристати.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Синопсис . Святые евангелисты ничего не сказали о времени воскресения Господа, но указали только на разновременные прибытия приходивших ко гробу. « Позде в субботу » (что означает: глубокою ночью), говорит Матфей; « заутра, еще сущей тме » – Иоанн; « зело рано » – Лука; и « зело заутра, возсиявшу солнцу » – Марк. И все сказали, что Господь воскрес уже прежде. Итак, на вопрос: в какой час должно начинать радость о восстании Господа? Отвечай, что оставляющих (пост) до наступления ночи мы обвиняем, как малодушных и невоздержанных; тех, кто выдерживает до четвертой стражи, похваляем; а разрешающих пост среди этого времени укоряем. Славянская кормчая . Святые евангелисты о времени убо воскресения Господа, нашего Исуса Христа. Не реша ничтоже: различно же пришедших на гроб жен пришествие возвестиша. Матфей убо рече позде в субботу, еже являет глубокое нощи. Иоанн же рано и еще сущи тме рече. Лука же рече, зело рано. Марко же рече, зело рано, возсиявшу солнцу. И вси прежде пришествия жен воскресша Господа реша. Вопрошающим же нас, в который час начати подобает о, воскресении Господни радость; рекше в кий час вечеряти в великую субботу; отвещаем им, якоже и засвета и прежде ночи вечеряют, якоже малодушнии и невоздержливии, повинуем: до 4я же стражи нощи претерпивающия похваляем. Среди же сего времени вечерявшим не стужаем. Далее в греческом Синопсисе и славянской Кормчей прибавлено следующее правило, заимствованное из другого канонического послания св. Дионисия Александрийского (к Конону) и не находящееся ни в древних греческих сборниках, в которых содержится полный (а не сокращенный) текст канонов, ни в нашей Книге Правил: Тогоже о сущих без общения, страха же ради смертного приобщающихся, и потом устрабляющихся . Иже связан быв, и отлучен общения, разболевжеся, страха ради смертного разрешен будет, и причастится. И аще устрабится, не подобает его паки связати, ничтоже среди того времени не согреша. Аще же устрабится и здрав быв, явится больши требуя обращения: и наказуему смирятися и озлоблятися пощением и соблюдати себе. Аще же не послушает, и вопреки глаголет, се ему согрешение на второе отлучение будет.

http://azbyka.ru/pravo/dionisiya-aleksan...

Итак, в евангельских словах Господь наш Иисус Христос представил пост, как дело угодное Богу; представил силу поста, как мощнейшего оружия против демонов; явил Свой собственный пример, совершив сорокадневный пост, и явил будущей Церкви, когда сказал, что после Его смерти и вознесения христиане будут совершать пост. И, однако, над всем господствует желание Господа, чтобы всякий христианский подвиг совершался христианами не по принуждению, не в силу строгости предписаний, а по любви к Нему, потому что Он говорит: «Милости хощу, а не жертвы» ( Матф.9:13 ); и чтобы самый подвиг христиане имели не целью, а средством для своего духовного преуспеяния, потому что Он возвещает: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Марк.2:27 ). В апостольские времена мы имеем несколько свидетельств о посте: «Служащим же им Господеви и постящимся, рече Дух Святый...» ( Деян.13:2–3 ) « Апостоли Варнава и Павел рукоположше им пресвитеры на вся церкви, и помолившись с постом, предаша их Господеви... ( Деян.14:23 )» Т. е. пост был частью служения Богу и совершался вместе с усиленной молитвой. Апостол Павел свидетельствует о себе, что он был «в пощениях многащи» ( 2Кор.6:5,11:27 ). По толкованию протестантских богословов, это понимается не как пост по духовному побуждению, а как просто голодание, вынужденное его положением и путешествиями 33 . Но православные богословы понимают это как свидетельство великого апостола о его священном посте, который он совершал при своих бесчисленных трудах ради Церкви. Св. Иоанн Златоуст , толкуя ( 2Кор.6:5 ), говорит: «Апостол при этом не упустил и пост, хотя все вышереченное в тысячу раз довлело бы для него вместо поста» 34 . Апостол Иаков, брат Господень, был известен как строгий аскет и как таковой пользовался большим уважением у иудеев. В древнем памятнике «Учение 12-ти Апостолов» (Дидахи) читаем следующее: «Ваш пост не должен быть в тот же день с лицемерами, потому что они (фарисеи) постятся в понедельник и четверг, а вы должны поститься в среду и в пятницу» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Ст. 13. Милости хощу, а не жертвы.... Господь приводит эти слова пророка Осии (6, 6) не с тою мыслию, что излишни жертвы, и нужна только милость. Принесение жертв, соблюдение постов (жертва названа здесь, как часть обрядового закона, вместо своего целого), словом – обрядовая праведность – прекрасны, когда сопровождаются милостию, т. е. любовию и состраданием к людям. Но если эта праведность сопровождается высокомерным и презрительным отношением к ближнему, то она не угодна Богу. Лучше милость, хотя бы и без жертв, чем жертвы без милости. Не приидох призвати праведники, т. е. считающих себя праведниками, но грешники, т. е. чувствующих свою греховность, на покаяние. Господь призывает к покаянию всех людей, ибо Он восхотел даровать спасение всему роду человеческому. Но хотя цели, пришествия Его обнимает всех, однако призыв к покаянию имеет свои спасительные последствия не у всех, а только у тех, кто чувствует свою греховность. И здесь в словах Господа следствие выражено, как цель: кажется, будто он не имеет цели всех призвать, между тем как только последствием Его призыва бывает обращение не всех, а некоторых. Можно употребить здесь такой перифраз: „Я пришел с призывом к покаянию, и только чувствующие греховность последуют Моему призыву». Ст. 14. Тогда приступиша к нему ученицы Иоанновы а по ев. Луке (5, 33), те же фарисеи, – может быть, те и другие вместе, – всего же вероятнее, ученики Иоанновы, настроенные фарисеями, – глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся? Нельзя думать, чтобы ученики Христовы не постились совсем: Спаситель указывал нужду поста, давал и наставления, как поститься (6, 16–18, 17, 21). Но пост их не сопровождался мрачным или унылым видом (6, 16) и не был так част, как у фарисеев (установивших, напр., кроме общепринятых постов, двукратный пост в каждую неделю), может быть, не был и так суров, как пост учеников Иоанновых, подражавших в подвижничестве своему учителю. Ст. 15. И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? Иисус Христос защищает Своих учеников от фарисейских нареканий с любовию отца, защищающего своих детей от чрезмерных требований и суровых приказаний со стороны лиц неродственных и нелюбящих. Можно ли ученикам Христовым предписывать суровый и продолжительной пост на это краткое время, которое уделено им для того, чтобы порадоваться при свете ( Иоан. 5, 35 ) видимым образом пребывающего с ними Господа? Они теперь подобны сынам брачного чертога, друзьям жениха, которые радостию радуются (как говорил Предтеча Иоанн, Иоан. 3, 29 ), слыша голос жениха. С этой радостию не сообразен был бы суровый пост, для которого наступит время тогда, когда наступит разлука с Божественным Учителем, когда ученики Христовы останутся одни средь ненавидящего их мира; ибо пост есть выражение борьбы и скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

По днях же неких вопросиша старицы особь 404 великую, благоверную Евфросинию, рещи им слово спасения 405 . Она же паки сущего ради в ней Святого Духа отвещав рече: святые матери и госпожи, послушайте моего к вам ответа, и не посмейтеся моему неразумию, понеже убо госпожи ваше есть мое неразумие наказати, но обаче повелено ми вами да глаголю: Похвала черноризицам, паче же и нам немощней чади пост, дотоле поститися, дóндеже дыханию в мертвенней нашей плоти, да сим воздержанием, госпожи мои, утолятся сласти телесные, слышите любицы 406 мои, что рече великий отец Иоанн, списавый святую лествицу: скорбящи утробе, смиряется сердце, преодолеваемой же той, величается помысл, и апостол глаголет: аще внешний человек истлевает, но внутренний обновляется, в плоть постом не разжизается 407 , пост возгоревшиеся погашает 408 сласти. Похвала нам черноризицам, часто пети, и молитву деяти 409 неослабно, и любовь имети нелицемерну, Бог бо любы есть. Похвала черноризицам, благое послушание со смирением. И сами госпожи мои ведите, Бог бо наш иже во плоти быв послушлив до смерти смерть, иже распятию 410 ; похвала инокиням 411 , еже плакатися горькими слезами в молитве, и милости просити, и поведающеся Господеви, и бити яко мытарь в перси и лице, да простит прещедрый Владыка Христос наши прегрешения. Похвала черноризицам, еже кротким и молчаливым быти, юным при старейших молчати, простейшим премудрых послушати, глас же умерен, и слово доброчинно имети, и не посрамити никого же, не возноситися, но последи всех себе имети, ниже ризного украшения искати, и поминати смерть выну 412 , да не Божий Дух хулится, гонити же мир и святыню, без неё же никто же узрит Бога, и Господь поможет нам и победит диавола. И сия изглаголав Евфросиния и 413 подобная сим прирече сия суть похвалы и венцы черноризицам, аще сохранят се 414 , сих ради услышат от Христа Бога нашего: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, приидете наследуйте, их же око не виде, и ухо не слыша, ина сердце человеку не взыде, яже уготовах любящим мя, имеяй бо уши слышати да слышит, рече Господь, ему же слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Сим же врачевате есть, мерное и разсудное употребление снедных, якоже рече великий Василий: ничимже возразнствует постящогося приемляй пищу в меру; не точно же сие, но и всегдашнее неядение исправил есть таковый, благоразсмотрительным прилежанием о теле. И да не зазриши о сем, всякого зазора исполненный ревнителю, рече Святый Кассиан: яко безмерный пост, или разрешение аще побоя суть от диавола, обаче безмерное и неразсудное воздержание больший вред приносит, нежели до сытости ядение. Не в яму бо нас Святии Отцы наши поревающе, но паче от ямы удаляюще, повелевают нам средний путь гонити, а не на высокий безвременно тещи. И самии бо тии, прошедше вышеестественное житие, разнии и нам всяко недоведомии разумы стяжаша, имиже подвизаеми быша на высокое пощение и труды: нецыи бо от них удручаху свою плоть злостраданием, за едину любовь Христову, подражающе вольному его нас ради страданию: Яков же бе старец великого Пахомия, иже не вкуси когда варения, ни мяса, ни вина, глаголя: Христос мене ради распятся и вкуси желчи: то аз ли хощу прияти масло и вино во уста моя? Инии же грехов ради своих пост и труды безмерныя понесоша: якоже Мария Египетская, и Пафнутия, и подобнии им. Множайшии же целомудрия ради и безстрастия постишася. Нецыи же, по обетованию родившиися, и от чрева матери освящшися Богови, вышеестественныя труды и пост понесоша: якоже великий чудотворец Николай, Феодор Сикеот, и инии таковии. Овых же небесный огнь коснувшися, воспали их души на неизреченные труды и пощение, яко не ощущати сих: яков же бе Симеон Дивногорец, и вси святии мученицы. Во иных же едино чувство, коснувшееся сердца памятию геенны или страшного судища Христова, толико действова, яко не точию болезни и трудов не ощущати им, но и самих себе забыти: яков бе старец он, иже от чувства памяти смертныя оцепеневаше, падая аки мертв, и ини мнози. Сии вси в разуме и добром предложении, благодатию Христовою, высокия добродетели и пощения совершиша, не познавающе себе, аще кую добродетель проходят: но единым разумом кождо их чувство духовное нося, созади себе всякое делание доброе обеси: не пост бо, ниже иныя труды добродетель быти вмениша, но едино тое, еже по естеству поставити себе Христови, якоже и создахомся, предпочтоша.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Нецыи же, подобострастии и неразсуднии, и не точию не имущии в себе ни едино поне чувство паче же рещи дарование от предреченных, но ниже познавающии когда таковая, поревноваша пост и труды святых не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес к ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения, от негоже заченшися воспитуется внутренний фарисей, и тако день от дне устрабляющися 45 предает таковых совершенной гордыни, ея же ради попускаются от Бога области сатанинской. Ибо хотя святииш и удивительнии мужи суть Павел и Петр, и прочии им подобные; обаче суть люди; тамже и сами Святии требуют великой предосторожности, во еже не имети поползновения к высокомерию. Ничто бо столь удобно к гордости не побуждает яко сведущая о своих многих заслугах совесть, и душа живущая во уповании на оныя. Неразсуднии же предпочтоша вещь брашен и пития, и отвергоша разум ошающихся или приемлющих сия добре или зле. Добре убо воистинну и благоразсудне предающе нам Святии путь царский, нарекоша сей быти непадателен: кто бо когда, сожительствуя с братом в безмолвии, таков бе, еже бы молитися к Богу открыти ему, коея еще добродетели не исправил? Не вси ли таковии, взирающе на высоту и совершение заповедей Христовых, недостаточных себе видяху, аще и святи и совершении быша? Аще бо, рече Богослов, речем, яко не согрешаем, прельщаем себе; и паки великий Павел: благоволю, рече, в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. Уединений же пустынницы мнози и в лепоту сотвориша сие, овии простотою и не лукавым разумом и нравом, овии же с явным мнением: и сего ради и Господь, овых возводя ко смирению, посылаше к мужем добродетельным, сущим во градех: якоже оного пасущогося с буйволы дивиими посла ко Игумену, повелев тому приставити его свинии пасти, и другого предатися общежительному послушанию, яже он немогий стерпети, позна свою немощь и помолися отпущенному быти паки в пустыню; овых же, аки неисцельно недугующих, попущаше области сатанине. Прочее добре рече Лествичннк, яко уединенное безмолвие неискусных уловляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Крещение Иоанново было настолько несовершенно, что, как известно, крещенные им, были после крещены крещением Христовым. Ибо история говорит так: «Бысть же внегда Аполлосу быти в Коринфе, и Павел прошед высшия страны» Азии, «прииде во Ефес, и обрет некия ученики, рече к ним: аще убо Дух Святый прияли есте веровавше? Они же реши к нему: но ниже аще Дух Святый есть слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиреч во Иисуса, в отпущение грехов. Слышавше крестишася во имя Господа нашего Иисуса Христа. И возложшу Павлу на ня руце, тотчас прииде Дух Святый на ня» ( Деян.19:1–6 ). Итак, если они были крещены истинным и законным крещением церковным, и вследствие этого получили после Духа Святого: то и ты подражай примеру апостолов, крести тех, которые не имеют крещения Христова, и можешь призывать на них Духа Святого. Л. Чувствующие во сне жажду, с жадностью припадают к реке устами. Но чем более пьют, тем более жаждут. Таким представляешься мне и ты, когда собираешь отовсюду опровержения против предложенного мною возраженьица, а вопрос, тем не менее, остается нерешенным. Неужели ты не знаешь даже того обычая церквей, по которому на крещенных возлагаются после крещения руки, и таким образом призывается на них Дух Святой? Спросишь, где о нем писано? – В Деяниях Апостольских. Впрочем, если бы и не сохранилось свидетельства Писания, согласие по этому предмету всего мира имеет силу положительной заповеди. Ибо и многое другое, соблюдаемое в церкви по преданию, имеет силу писаного закона; таков обычай троекратно погружать голову в купели, а по выходе вкушать соединенные вместе молоко и мед в знак детства (духовного), равно – в день воскресный и во всю пятидесятницу молиться, не преклоняя колен и разрешать пост. Есть и многое другое, что соблюдается разумно без Писания. Из этого ты видишь, что мы следуем обычаю церкви, хотя перед призыванием Духа Святого и известно, что кто-либо крещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– Значит, ты все-таки согласен с тем, что в ветхом завете был закон о постах, и народ соблюдал его? – Пусть так, но то, что было тогда, теперь для нас не обязательно. – Вот ты, Абрам Титыч, и спутался. Да разве Иисус Христос приходил на землю за тем, чтобы уничтожить закон? – Не мните, – говорит Он, – яко приидох разорити, но исполнити ( Мф.5:17 ). Поэтому-то Иисус Христос не уничтожил и пост, установленный еще в ветхом завете; напротив, Он часто беседовал о постах, указал их значение, пользу и даже дал наставление, как поститься; читай об этом у евангелиста Матфея в 6 главе 16–18 ст., в 17 главе – 21 ст., у евангелиста Марка во второй главе 18–20 ст. Сам Иисус Христос, исполняя закон, освятил пост своим примером, когда, по сказанию евангелиста, Он был возведен духом в пустыню и постився дний четыредесять и нощий четыредесять, последи взалка ( Мф.4:2 ). Постились также и св. апостолы, как сами – одни, так и вместе со всей церковью. Служащим же им (т. е. антиохийским христианам с апостолами) Господеви и постящимся рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, возложите руки на ня, отпустиша их ( Деян.13:2–3 ), а из 27 главы 9 стиха той же книги видно, что еще при апостолах для постов было установлено определенное время. Много же времени минувшу, и сущу уже небезбедну плаванию, занеже и пост уже бе прешел, советоваше Павел… Значит из Библии видно, что пост был узаконен самим Богом, что постился Сам Иисус Христос, постились апостолы и первенствующие христиане, как же ты говоришь, что посты не нужны?.. Ничего не мог сказать на это Абрам Титыч, он, видимо, сильно смутился. Водворилось молчание… Вдруг раздался удар колокола, призывающего к вечернему богослужению. Игнат Петрович при этом перекрестился. – Эка я как долго ныне засиделся у тебя, Андрей Игнатыч, – сказал пресвитер, – теперь меня давно ждут домой; до свиданья! – И с этими словами вышел. – А я, сынок, зашел к тебе, чтобы исполнить христианский обычай. Ты, ведь, знаешь, что сегодня прощальное воскресенье; ныне православные христиане, верные призыву своей матери-церкви и памятуя слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный ( Мф.6:14 ) испрашивают друг у друга прощение в нанесенных обидах и оскорблениях. Для тебя, как отделившегося от православной церкви, этот обычай может быть и не обязателен, но мне иначе нельзя. Прости же меня, Андрюша, и ты невестка, чем я когда-либо обидел вас, – и при этом поклонился до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010