Господь ясно свидетельствует Иову, что праведник ложно понял смысл попущенных ему от Бога страданий. Творец, по выражению Златоуста, отвечает Иову, «как сказавшему неправильно», но, однако, как поступившему так «вместе и по незлобию, и по неведению» 1215 . Вот это-то неведение Иова теперь и исправляет Господь. Вместе с тем Бог «исправляет» Иова именно «как друга»: с любовью и снисхождением. Он отнюдь не стремится унизить Иова. Бог здесь «не говорит [Иову]: «Ты мал», но: «Я велик, и [потому] ты не можешь того, что Я " » 1216 . Итак, Бог наконец ясно открывает Иову причину постигших страдальца несчастий. Это объяснение присутствует в версии текста Септуагинты, а также и в прямо зависящем от нее славянском переводе (однако отсутствует в Вульгате): Не искажай (μ ποποιο), определения (κρμα) Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с [какой-либо] иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным? ( Иов. 40:8 ; Септуагинта). Тем самым, с одной стороны, по свидетельству Самого Господа, Иов в своих прежних речах именно исказил, неверно интерпретировал смысл Божией воли о страдальце и посредством этого – пусть и по неведению – несправедливо осудил спасительный Промысл Творца. С другой стороны, смысл страданий Иова заключался отнюдь не в том, чтобы наказать Иова за какие-то грехи, но в том, чтобы реализовать его праведность в совершенной мере, возводя его через страдание к еще большему духовному совершенству. Как замечает святитель Григорий Великий , «блаженный Иов счел страдания свои наказанием за вину, а не ради благодати; счел, что умеряются его грехи, а не увеличиваются заслуги. Теперь же слышит [от Бога] упрек за то, что полагал смысл страданий иным...» 1217 Кроме того, Господь здесь как бы говорит Иову: «хотя в тебе и нет того, что надлежало бы исправить, но в тебе все еще есть то, что следует возрастить» 1218 , возвести к совершенству. Кроме того, по свидетельству Самого Господа, все случившееся с Иовом произошло с ним еще и ради того, чтобы явить эту его праведность окружающим: чтобы ты был явлен праведным ( Иов. 40:8 ; Септуагинта). Такая его праведность обнаруживается для ветхозаветных читателей Библии в том, что Иов, сподобляясь на исходе своих страданий – благодаря величию своей святости – опыта личной встречи со Христом, ясно о ней здесь свидетельствует и тем самым призывает к грядущей новозаветной встрече с Ним и весь человеческий род. Иов наставляет других в Истине самим образом своих безвинных страданий, лично являя в себе всей вселенной тип Христовых страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Увлекающийся страстию и необдуманностию при выговоре или наказании, во-первых, унижает и попирает человечество в самом себе, и потом в лице, подвергшемся взысканию, смешивая порок с человеком, между тем как существенная цель всякого исправления и состоит в том, чтоб отделить порок от человека. Замечено, что выговор имеет самое спасительное действие, когда делающий его энергически выставляет черную сторону порока и его пагубные последствия пред впадшим в порок, выражая вместе с этим искреннее чувство сожаления и благожелания к впавшему в порок. Столько же спасительно действие наказания, когда при назначении и исполнении его действие проистекает из вышепредложенного взгляда и ощущения. Действующего так можно уподобить вытаскивающему погрязшего в болото, очищающему его от грязи и тины, в которые он попал. Но тот, кто при выговорах и наказаниях смешивает порок с человеком и принадлежащее пороку приписывает лицу, по всей справедливости может быть уподоблен нашедшему своего ближнего погрязшем в болото, пришедшему за это в негодование на ближнего и затем втоптавшему его еще глубже в зловредную грязь и тину, в которых можно даже утонуть [ 1218 ]. И топят ближних своих, не подозревая этого свойства в своих действиях, многие, думающие исправлять их. При тщательном, долговременном практическом изучении наказаний для молодых людей должно сознаться, что только два наказания должны быть допущены как существенно нужные и полезные: выговор и арест. Арест непременно должен сопровождаться диетою и удалением от всякого самократчайшего по времени общения с товарищами и со всяким лицом, могущим повредить безрассудным соболезнованием и советом тот образ мыслей, который должен сформироваться у арестованного во время его ареста. Диета необходима по той причине, что при ней только ум виновного может возобладать над своим душевным волнением и ожесточением. Удаление от общения с товарищами и со всеми посторонними лицами необходимо потому, что разумно наказанному чрезвычайно вредно, когда он услышит, что он наказан слишком строго, что он страдает невинно, что подвергнувшие его наказанию — такие и такие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Князь муромский, Давыд, ходил постоянно в воле великого Всеволода, помогал ему в покорении рязанских князей; во время Липецкой битвы муромские князья с своими полками находились в войске младших Всеволодовичей. Рязанские князья были отпущены Юрием из плена в свои волости, но недолго жили здесь в мире: тот самый Глеб Владимирович, который прежде с братом Олегом обносил остальную братью пред Всеволодом III, теперь с другим братом, Константином, вздумал истребить всех родичей и княжить вдвоем во всей земле Рязанской. Мы видели причины сильной вражды между Ярославичами рязанскими в крайнем размельчении волостей; причину же братоубийственного намерения Владимировичей, почти единственного примера между русскими князьями после Ярослава, можно объяснить из большой грубости и одичалости нравов в Рязани, этой оторванной, отдаленной славяно-русской колонии на финском востоке. Как бы то ни было, в 1217 году, во время съезда рязанских князей для родственного совещания, Владимировичи позвали остальную братью, шестерых князей, на пир к себе в шатер; те, ничего не подозревая, отправились к ним с своими боярами и слугами, но когда начали пить и веселиться, то Глеб с братом, вынувши мечи, бросились на них с своими слугами и половцами, скрывавшимися подле шатра: все гости были перебиты. Остался в живых не бывший на съезде Ингварь Игоревич, который и удержал за собою Рязань; Глеб в 1219 году пришел на него с половцами, но был побежден и едва успел уйти. Мстислав, возвратившись с победою в Новгород, недолго оставался в нем: в следующем же 1217 году он ушел в Киев, оставив в Новгороде жену и сына Василия и взявши с собою троих бояр, в том числе старого посадника Юрия Иванковича; как видно, он взял их в заложники за безопасность жены и сына: так сильна была вражда сторон и возможность торжества стороны суздальской! На существование этой вражды, на существование в Новгороде людей, неприязненных Мстиславу, указывает известие, что Мстислав по возвращении в Новгород в том же году должен был схватить Станимира Дерновича с сыном Нездилою, заточить их в оковах, взявши себе богатое имение их, а в 1218 году он пошел в Торжок и схватил там Борислава Некуришинича, причем так же овладел большим имением; после, однако, все эти люди были выпущены на свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Münster, 1952; Saltman A., ed. Commentary on the Book of Chronicles. Ramat-Gan, 1978; Roberts P. B., ed. Selected Sermons of Stephen Langton. Toronto, 1980; eadem. Master Stephen Langton preaches to the People and Clergy: Sermon Texts from 12th-Cent. Paris//Traditio. N. Y., 1980. Vol. 36. P. 237-268; Ebbesen S., Mortensen L. B. A Partial Edition of Stephen Langton " s Summa and Quaestiones with parallels from Andrew Sunesen " s Hexaemeron//CIMAGL. 1985. Vol. 49. P. 25-244; Bataillon L.-J. Il commento di Stefano Langton al libro di Giona//Medioevo: Riv. di Storia della Filosofia Medievale. Padova, 2003. Vol. 28. P. 251-272; Bejczy I. P. Two questions of Stephen Lanton on the cardinal virtues//Ibid. 2006. Vol. 31. P. 299-335; Bieniak M. A Critical Edition of Stephen Langton " s († 1228) theological question «De persona»//CIMAGL. 2006. Vol. 77. P. 85-109; Quinto R., Bieniak M., eds. Stephen Langton Quaestiones theologiae: Liber I. Oxf., 2014. Библиогр.: Sch ö ngerger R., Hrsg. Repertorium edierter Texte des Mittelalters aus dem Bereich der Philosophie und angrenzender Gebiete. B., 20112. S. 3614-3619. Ист.: Roger de Wendover. Chronica, sive Flores Historiarum/Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.; Matthaeus Parisiensis. Chronica Majora/Ed. H. R. Luard. L., 1874-1883. 7 vol.; Liebermann F. Ungedruckte anglo-normannische Geschichtsquellen. Strassburg, 1879; Acta Stephani Langton Cantuariensis Archiepiscopi, A. D. 1207-1228/Ed. K. Major. Oxf., 1950; Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church/Ed. F. M. Powicke, C. R. Cheney. Oxf., 1964. Vol. 2. Pt. 1; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) Concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; The Letters and Charters of Cardinal Guala Bicchieri, Papal Legate in England, 1216-1218/Ed. N. Vincent. Woodbridge, 1996. Лит.: Maurice C. E. Stephen Langton. L., 1872; Powicke F. M. Stephen Langton. Oxf., 1928; Dulong M. Etienne Langton, versificateur//Mélanges Mandonnet. P., 1930.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Противники с трудом помирились, сохранив то, что имели. Однако баланс сил был нарушен в следующем году изгнанным из Новгорода Ярославом, поднявшим против себя новгородцев и собственного тестя Мстислава Мстиславича Удатного. Юрий Всеволодович поддержал Ярослава. На стороне Мстислава выступил его брат Владимир Псковский. Противников Мстислава, естественно, поддержал Константин с ростовцами и ярославцами. На зов владимирского князя пришли младшие братья, муромские вассалы, наемные отряды бродников, полки опольских и поволжских городов, а когда война подступила к центральным районам Суздальщины, то в ополчение призвали и смердов. Усилившись подмогой из Смоленска, антивладимирская коалиция встретилась с войсками младших Всеволодовичей на Липицах - под Юрьевом Польским. Юрий и Ярослав, не рискуя напасть первыми, укрепились на Авдовой горе, но Мстислав Мстиславич сумел обратить сильные стороны их позиции в ловушку для неопытных военачальников. Грандиозная битва была проиграна. Только убитыми Всеволодовичи потеряли более 9 ысяч человек. Братья бежали в разные стороны. Ярослав - к Переяславлю, Юрий - к Владимиру. Горожане встретили побежденного князя неласково. Его впустили в город, но защищать не стали. Едва неприятели окружили Владимир, как в нем начались пожары. В первую очередь загорелся княжеский двор. В результате Юрию пришлось сдаться и уступить столицу, отправившись в Городец. Победивший Константин остался во Владимире, однако власть его была слаба и уже через год, он был вынужден вызвать брата из ссылки и дать ему Суздаль с обещанием, что после его смерти тот унаследует великий стол. Это обещание исполнилось неожиданно скоро, князь Константин Всеволодович умер 2 февраля 1218 г., успев закрепить за своими сыновьями Васильком и Всеволодом Ростов и Ярославль. К 1220 г. относится первая крупная военная акция нового великого князя. Юрий Всеволодович послал в поход на болгар войско в лодьях, под командованием брата Святослава. Высадившись под городом Ошелем, 14 июня, владимирсцы вступили в битву с болгарами и загнали неприятелей в крепость, которая вскоре была взята. Других целей, кроме как подвигнуть болгар на переговоры, видимо и не преследовали.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

(131,1) Трагик Эсхил, говоря о божественном могуществе, не колеблясь, называет его Всевышним 1216 : (2) Отличай богов от смертных и не думай, Что Бог подобен тебе и телесен, Ты не знаешь его. Вот он огонь В его яростной силе, вот – вода или мрак. Он может быть видом дикому зверю подобным, Ветром и облаком, молнией, громом и ливнем. (3) Море и скалы подвластны ему, И источники вод, и потоки. И содрогаются горы, земля и морские глубины, Если на них взирает жуткое око владыки: Всемогуща всевышнего слава. (4) Не кажется ли вам, что это просто перефразированное: «Перед лицом Господа трепещет земля» ( Пс. 113:7 )? (132,1) Знаток будущего Аполлон, провозглашая славу Бога, поведал об Афине, которая, придя к Зевсу, просила его помочь Аттике в дни, когда Мидийцы напали на Элладу. (2) Оракул был таков 1217 : Не в силах смягчить Олимпийца Афина-Паллада, С мольбами к нему подступая иль хитрым советом... Множество храмов бессмертных богов пламя погубит, в страхе и трепете пот они источают, и т.д. (133,1) Феарид в своей книге «О природе» пишет: «Первоначало всего, истинное начало всему, едино; ведь именно оно находится в начале, единое и единственное». (2) Истинно, нет ничего, кроме великого царя,– говорит Орфей. 1218 (3) А комический поэт Дифил произнес такой гном 1219 : Всего сущего отца одного почитай, сейчас и вовеки, Изобретателя и создателя всех благ. (4) Платон же совершенно справедливо говорит, что «надлежит лучшие натуры заставлять овладевать тем знанием, которое мы ранее назвали наивысшим, то есть, умению видеть благо и совершать восхождение к нему», (5) ведь [вывести к свету] – это не то же ли, что перевернуть черепок? Точно так же, душу необходимо повернуть от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия. И такое восхождение мы по праву назовем стремлением к мудрости». 1220 (6) Вступивших на этот путь он причисляет к роду «золотых» людей: «Все вы братья» 1221 , но только принадлежащие к этому роду обладают способностью к правильному суждению. Врожденное знание Бога и естественная теология

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

    1216 Об Аспиете см. прим. 465.     1217 Е. Рей (Rey, Histoire des princes..., p. 336) относит этот поход Танкреда к началу 1105 г., однако большинство современных исследователей (Nicholson, Tancred, р. 165, n. 1; Runciman, Α history..., II, рр. 53—55) датируют его 1107 или 1108 г. На первый взгляд действительно может показаться странным, что в середине рассказа о событиях 1105 г. Анна вдруг забегает вперед на два-три года. Но дело в том, что рассказ об Аспиете носит характер отступления; упомянув об Аспиете, Анна считает своим долгом сообщить, почему молва о больших достоинствах этого человека не имеет оснований. Такого рода отступления нередко встречаются в «Алексиаде».     1218 Анна имеет в виду Мопсуэстию (Мамистру), которую она ошибочно помещает на р. Сарос и считает двумя городами. На самом деле это один город, разделенный р. Пирам так, «что казалось, будто это два города» (Skyl., р. 362).     1219 Арсакиды (Аршакиды) — название парфянской, а затем и армянской династии, власть которой в Армении пала еще в 428 г. Однако в византийских источниках гораздо более позднего времени арсакидами неоднократно именуются армяне, находившиеся на службе империи (см. Der Nersessian, Armenia..., р. 19 sq.). По данным Генесия и Константина Багрянородного, из рода Арсакидов происходил и император Василий I (867— 886). Эта версия, по-видимому, — плод фантазии опального патриарха Фотия, сочинившего блестящую генеалогию Василия с целью вернуть расположение этого императора. В Византии V-VI вв. действительно жили и занимали высокие посты потомки Арсакидов. Весьма сомнительно, однако, чтобы этот род сохранился до IX и тем более XI-XII вв. (см. Adontz, age et origine..., р. 232 sq.).    Скорее всего наименование «Арсакиды» для Анны — традиционное название для представителей армянской династии.     1220 Видимо, Аспиет был доместиком Востока (см. Leib, Alexiade, I, р. LIII).     1221 Сентябрь 1105 г. На самом деле это 24-й год царствования Алексея.     1222 Так мы переводим греч. καταλλλοις δας.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Кнуду VI наследовал его брат, кор. Вальдемар II Победитель (1202-1241), к-рому удалось подавить сепаратизм южнодат. знати, поддерживаемой епископами Шлезвига, и в результате ряда военных походов присоединить к Д. северогерм. территории почти до р. Эльбы, добившись в 1214 г. офиц. признания прав на эти земли от герм. имп. Фридриха II Штауфена . Король создал постоянный военный флот, поддерживал союз с католич. Церковью. Внутренняя консолидация страны, внешнеполитические успехи и усиление королевской власти стали основой для экспансионистских устремлений дат. короля. Он желал установления контроля Д. над Прибалтикой и ее торговыми путями. Поводом для вторжения датчан в Прибалтику стало обращение к Вальдемару II еп. Рижского Альберта I с просьбой поддержать крестовый поход против эстов (1218). Дат. король привлек к походу своего вассала Витслава, кн. Рюгена, и архиеп. Лундского Андерса Сунессона. Датчане высадились в Эстляндии, где на их лагерь напали эсты, но король, поддержанный вендами, одержал победу у Линданисе (Ревель, ныне Таллин) (1219). Согласно легенде, во время этой битвы с небес спустилось красное с белым крестом знамя - Dannebrog, ставшее впосл. гос. флагом Д. Датчане захватили территорию Эстляндии почти до Финского зал. При Вальдемаре II Д. вступила в конфликт с Новгородом Великим. Первые известия о торговых сношениях Д. с Новгородом относятся к XII в.: в 1130 и 1134 гг. новгородские купцы ездили в Д., в 1157 г. рус. корабли с товарами находились в гавани Шлезвига. В кон. XII - 1-й пол. XIII в., после завоевания крестоносцами Вост. Прибалтики и Зап. Финляндии, Новгородское гос-во было оттеснено к вост. оконечности Финского зал., новгородское мореходство сократилось. В 1-й пол. XIII в. Королевство Д. стало соседом рус. земель. В 1219-1346 гг., когда Д. владела Сев. Эстляндией, граница дат. и рус. владений была установлена по р. Нарве. Однако в 1223-1238 гг. Сев. Эстляндию захватили нем. рыцари, после восстановления в 1238 г. власти Д. дат. купцы уже не играли заметной роли в торговле городов Ревеля и Нарвы с русскими землями. В 1238 г. в Стенбю при участии представителя Папской курии был заключен договор между кор. Вальдемаром II и магистром рыцарского Тевтонского (Немецкого) ордена , одним из условий к-рого стало обязательство о подготовке совместного наступления на соседние с Ливонией рус. земли. Дат. рыцари из Сев. Эстляндии приняли участие в походах 1240-1242 гг. против Руси на Изборск и Псков. В 1268 г. обострились отношения Новгорода с нем. и дат. владениями, и большое рус. войско отправилось в поход на дат. Эстляндию. При Раковоре (совр. Раквере, Эстония) произошло одно из крупнейших сражений в истории Новгорода, закончившееся победой новгородцев. И дат. вассал в Сев. Эстляндии, Дитрих фон Кивель, в 1256 г., и его сын в 1294 г. пытались закрепиться на берегах р. Нарвы, но потерпели неудачу; в 1302 г. новгородские послы заключили мирный договор с Д.

http://pravenc.ru/text/171341.html

6 Там же, с. 282. 7 C.E. Carlston. The Interpreter’s Dictionary of the Bible. Abingdon Press, Nashville, v.S., pp. 345–348. 8  Григорий Богослов, св. Т.1, СПб., б.г., с. 676–677. 9 Kuhli H. Exegetisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Stuttgart; Berlin; Köln, 1992, B.ll, S. 1218–1222. 10 Григорий Богослов, св. Т.1, СПб., б.г., с. 676–677. 11  Кук Блэр и авторский коллектив Международной школьной программы. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. “Международная школьная программа”, М., 1994. 12  Там же, с. 33. 13  Там же, с. 31. 14  Там же, с. 55. 15  Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. СПб., 1905, Т.1, с. 507; Т.2, с. 332. 16  Кук Блэр. Там же. с. 317. 17 Там же. с. 111. 18 Там же. с. 73. 19  Там же. с. 56. 20  Сильвестр, архимандрит. Опыт православного догматического богословия. — Киев, 1885, т. 3, с. 451. 21 Кук Блэр и авторский коллектив Международной школьной программы. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. “Международная школьная программа”, М., 1994, с. 309. 22 Там же, с. 306–307. 23  Там же, с. 85. 24  Там же, с. 217. 25  Там же, с. 113. 26 Там же, с. 181–190. 27 Там же, с. 285–294. 28  Там же, с. 111. 29  Там же, с. 107. 30  Там же, с. 103. 31 Феодор, архиеп. (Поздеевский). Смысл христианского подвига. Из чтений по пастырскому богословию. ТСЛ, 1995 (репринт изд. 1911 г.), с. 154–155. 32 Кук Блэр и авторский коллектив Международной школьной программы. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. “Международная школьная программа”, М., 1994. 33 Там же, с. 33. 34 Там же, с. 31. 35 Там же, с. 55. 36 Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. СПб., 1905, Т.1, с. 507; Т.2, с. 332. 37 Кук Блэр. Там же. с. 33, 39. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/protrstanskaia-etika

1200 По свидетельству Созомена (Церк. ист. 5,2), Юлиан и Галл предприняли строительство храма в честь св. мученика Маманта. 1208 Констанций, как известно, покровительствовал арианству, однако Григорий склонен считать виновным в этом царских вельмож, которые, «уловив душу простую и нетвердую в благочестии.., влекли ее, куда хотели»: Сл. 5, 16, 16–20; SC 309, 324 ­­ 1.131. 1212 Сл. 4, 61, 1–66, 12; 168–174 ­­ 1.87–89. Созомен (Церк. ист. 5, 17) уточняет, что Юлиан поместил на армейском штандарте изображения Зевса, Арея и Гермеса. 1218 См. Сл. 4, 99, 1–110, 22; 246–266 ­­ 1.108–114. Мы уже разбирали эти тексты в разделе «Ученость и философия» главы II нашей книги. Об Эдикте Юлиана против учителей см. главу I. 1225 Сл. 5, 3, 10–7, 16; 298–306 ­­ 1.123–126. Сведения, приводимые Григорием, подтверждаются другими писателями и историками. Ср. Сократ. Церк. ист. 3,20; Созомен. Церк. ист. 5,22; Феодорит. Церк. ист. 3,20. О явлении Креста на небе 7 мая 351 г. говорит св. Кирилл Иерусалимский в Письме императору Констанцию (PG 33, 1165–1176). 1228 По свидетельству Аммиана Марцеллина (Книги 25, 3), 26 июня 363 г., потерпев поражение в ходе кровопролитного боя, Юлиан, чтобы подбодрить свое войско, возглавил атаку на персов и обратил их в бегство. Когда сражение окончилось и пыль рассеялась, Юлиан был найден пронзенный стрелой. 1229 Сл. 5, 13, 1–21; 316–318 ­­ 1.129. Сарацины – кочевые арабские племена, воевавшие то на стороне римлян, то на стороне персов. Ливаний поначалу предполагал, что Юлиан был убит одним из воинов-христиан (Слово 18, 274), однако впоследствии (Слово 24, 6) утверждал, что его умертвил taienos, что в переводе с сирийского означает «сарацин». Созомен (Церк. ист. 6, 2) считал, что Юлиан умер от руки воина-христианина. См. Bowersock. Julian, 117. 1245 Сл. 43, 11, 1–31; 136–140 ­­ 1.609. Этот текст приведен нами полностью в разделе «Ученость» главы II. 1247 О смысле этого понятия у Григория см. раздел «Христианское любомудрие» в гл. II нашей работе. 1251 Типичное «общее место» агиографической литературы: святой овладевает науками, однако лишь в той степени, в какой это не препятствует «благочестию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010