У врага спасения всегда находятся предлоги к нашему самооправданию. То он указывает на других, небрегущих спасением, что не от этого наши грехи умаляются перед Богом; то советует теперь пожить в свое удовольствие, а спасаться после; то ложно толкует, что мы не святые, чтобы ни в чем не сделать себе послабления, и т.д. Этим очень и очень многие уловляются, забывая, что повелевает нам Писание. Не только инокам, ищущим совершенства и святости, но всем верующим апостол Петр говорит: «Бодрствуйте (умом), уповайте на благодать Божию и, как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, но, по примеру призвавшего вас Святого (Бога), сами будьте святы во всех поступках или во всем житии. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И, если вы называете Отцом того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, но драгоценною Кровию Христа» (1Петр.1:13—19). Тихий, кроткий и смиренный не оправдывается, а и чужие вины принимает на себя; не имеющий смирения и при важной вине себя оправдывает и обвиняет других.    5-е поучение аввы Дорофея.    В 4-м слове св. Иоанна Лествичник говорит: «Обманулись все те, которые, предавая себя Богу, подумали, что не имеют они нужды ни в каком руководстве. Ибо, кто без помощи наставника вступает в борьбу с духами злобы, тот бывает ими умерщвлен».    Итак, самоволие — причина нашего охлаждения и нашей погибели. Душа самовольника мятется, скорбит и не знает куда идет. Скорбит от сознания тщетности своего труда без послушания там, где должно быть полное повиновение и отсечение своей воли. Мятется от укоров совести, ожидая будущей ответственности за всякое слово и дело. И хорошо еще, если сознает, может быть, исправится; несознание при живом теле есть смерть души.    5-е поучение аввы Дорофея.    Под преуспевшими следует прежде всего понимать старца-руководителя или духовника и настоятеля.    Рассеянность, невнимание к себе, пустословие и праздность уничтожают все наши добрые начинания в духовной жизни, а осуждение других еще ввергает нас в осуждаемые или другие пороки. В 10-м слове св. Лествичник говорит: «Если бы человек без покрывала самолюбия увидел свои злые дела, то ни о чем другом не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание самого себя недостанет ему времени».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

§ 451. Видим, что в теле вещественном все члены ради чрева работают, все ему служат, пищу и питие промышляют ему, чтобы укреплялось, поскольку оно ради общей пользы членов работает и варит пищу. Ибо если чрево, не приемля пищи, ослабевает, то и все члены ослабеют, и так весь человек слабым сделается, что примечаем на немощных, которые пищи не приемлют, и от глада истаивающих, и всякий на себе во время голода и жажды узнает. Так и в духовном теле, то есть христианстве, должно быть. Поскольку пастыри и учителя ради общей пользы трудятся, то всем христианам сообща питать их должно. Должно, говорю, питать их, дабы имели время ради общей христианской пользы трудиться, в чтении и размышлении Божия слова упражняться, и так как бы сваренную пищу слова Божия на пользу слушателей своих разделять. Ибо трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:18). Если пастыри сеют духовное, велико ли то, если у слушателей пожинают телесное? (1 Кор. 9:11). Если они души слушателей питают словом Божиим и так о вечном их спасении промышляют, велико ли есть, когда от них телесную пищу к содержанию временной жизни получают? Насколько душа от тела и вечная жизнь от временной отличается, настолько пища Божия слова, которою питают души слушателей пастыри, дороже пищи телесной, которую от слушателей своих приемлют. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6:6). Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9:7). § 452. Из вышеописанного видим, христианин: 1) Сколь велико соединение верных со Христом, Сыном Божиим, – а именно таково, как у всего тела и членов с главою, – в чем состоит превеликая честь, слава и радость их. 2) Как должны христиане Христу, Главе своей, повиноваться и ничего против воли Его не творить. Видим, что естественного тела члены все повинуются главе своей и ничего против нее не творят. Руки ничего не делают, ноги не ходят, чрево не принимает пищи, язык не говорит, и все тело не движется, если голова не помыслит и не захочет, а когда захочет голова, и что задумает и захочет, то и делают члены ее, и всякий член свое дело исполняет: очи смотрят, и куда хочет она, обращаются; язык говорит то и столько, что хочет и сколько хочет она; ноги идут, куда хочет; руки делают то, что хочет. Так и прочие члены воле главы своей повинуются. Такое повиновение и послушание христиане обязуются оказывать Христу, Главе своей святой: не делать ничего, чего Он не хочет, и делать все, что Он хочет. Так покажут, что они подлинно верою и любовью с Ним соединены, как с главою члены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Авраам, благословляя Исаака, сказал ему: «Да укрепит тебя Бог исполнять волю Его». Равным образом и тот, кто будет во всем повиноваться духовным родителям своим, во всем будет исполнять волю Божию. Отец наш Иаков за послушание, которое он всегда оказывал родителям своим, получил благословение от отца своего Исаака. После сего он мог усовершаться в добродетелях, потому что повиновался отцу и матери своей и исполнял волю их. Когда он получил благословение от отца своего и когда мать сказала ему, чтобы он отправился в Месопотамию и жил там у дяди своего Лавана, чтобы таким образом удалиться от гнева брата своего Исава, который хотел убить его, то, хотя по любви к родителям своим и по взаимной любви их к нему, он сам собою и не хотел оставить их и отправиться в Месопотамию, – из повиновения к ним предпринял дальний путь: пошел в неизвестную для него землю, не противился воли матери своей, но, оставив собственную волю и желание, хотел послушанием утвердить на себе благословение родителей своих, потому что написано, что благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 3:9 ). Я слышал, что и из вас некоторые, подобно мне, говорят, что Иаков удалился в Месопотамию не по собственному своему желанию, но из послушания к родителям и что Бог за сие всегда вспомоществовал ему и открыто, и тайно и был всегда при нем. Итак, возлюбленные мои, воспоминайте непрестанно об Иакове и подобных ему и удалите из сердца вашего те намерения, которые, как я слышал, имеете вы. Бог не забудет трудов ваших. Он некогда наградит вас. Господь наш, Которому всегда должно воссылать славословие, не сказал, что награда за труды будет здесь, на земле, но что здесь должны быть – искушения, горесть, труды и печаль, а там – награда. Ибо настоящая жизнь есть путь, исполненный искушений и трудов. Если вы будете терпеливо переносить сии искушения и повиноваться своим отцам, то Господь щедро наградит вас в будущей жизни и вспомнит вам ваши труды. Я, отец ваш, скажу вам, возлюбленные мои, что я много трудился на горах и в пустынях и день и ночь просил Бога, чтобы Он открыл мне волю Свою, но Он не открыл ее; посему я во всем повиновался отцам своим и уже от них получил познание воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Апостол Павел, продолжая речь о повиновении предержащим властям пишет: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Находящимся в услужении св. ап. Павел дает наставление такое: слуги, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Указывая обязанности младших по отношению к старшим, Священное Писание не оставляет без наставления и старших в их отношениях к младшим. Так, родителям оно дает такой совет: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни( Еф.6:4 ).И пастырям оно предписывает: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:2–3 ). И господам в отношении их к слугам слово Божие говорит: господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех ( Кол. 4:1 ). Если родители от своих детей, или начальники от своих подчиненных потребуют того, что противно вере и закону Божию, дети и подчиненные не должны исполнять их требования. Святые апостолы дают нам пример непослушания начальникам иудейским, когда эти начальники потребовали, чтобы апостолы не проповедали о Христе. «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ), заявили они начальникам. Быть может за непослушание придется потерпеть неприятности. Будем готовы перенести их ради Господа. И апостолов били палками за неповиновение, а они только радовались тому, что безчестие это перенесли за Господа Иисуса Христа. Итак, пятая заповедь закона Божия учит послушанию, превеликой в очах Божиих добродетели. Шестая заповедь: не убий. Ей запрещается убийство или отнятие жизни у ближних и у себя самого каким бы то ни было образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостол с особенною нежностию предостерегает таких жен от подобного искушения, повелевает повиноваться своим собственным мужьям, хотя бы они были и неверующие, указывая далее и ближайшую цель такового повиновения. Само собою разумеется, что это же самое относится, и еще в высшей степени по духу христианства, и к женам, имеющим мужей — христиан. — Чтобы те (точнее — и те) из них (то есть мужей), которые и проч.: апостол очевидно предполагает, что между мужьями есть и христиане, и еще не уверовавшие во Христа, и, предполагая, что первые послушанием жен и, следовательно, тихою и мирною семейною жизнию утверждаются в своей христианской жизни и христианском образе деятельности, поставляет целию повиновения христианок мужьям неверующим приобретать сих последних к вере во Христа, то есть обращать в христианство именно этим повиновением их и богобоязненным житием. — Не покоряются слову: то есть проповеди евангельской, не веруют ей, не веруют во Христа. Таковые, по апостолу, могут быть приобретаемы, то есть обращаемы к вере, приобретаемы для Церкви, для Царствия Небесного, без слова, которому они не веруют, без новой им проповеди, без особых словесных убеждений, житием жен. Образ чистого христианского поведения, основой которого должна быть покорность мужьям, со стороны жен так сильно может воздействовать на природу мужей, что они как бы невольно могут убедиться, что вера тех жен, которые ведут такую прекрасную жизнь, есть вера правая, чистая, истинная, и могут обратиться к этой вере. «Без слова приобретаемы были: слова сии значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательства от дел сильнее слва и искусности, как и святой муж сказал: дело, не сопровождаемое словом, лучше слва, не сопровождаемого делом» (Феофилакт). Характеристическими чертами такого жития, кроме повиновения мужьям, апостол поставляет чистоту и богобоязненность — два качества, которые особенно привлекательны в женщинах.     3До будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Беседа 30 «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». ( Мф. 9:9 ) Изъяснение 9:9–17. Почему Матфей призывается после других. – Могущество Христа и послушание Матфея. – Достоверность евангелий. – Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. – Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. – Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями. – В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего. – Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться. 1. Сотворив чудо над расслабленным, Христос не остался в Капернауме, чтобы Своим присутствием не возжечь в книжниках еще большей зависти; но в угождение им, и для укрощения этой их страсти, удаляется. Так и нам не должно раздражать врагов своих своим пребыванием с ними, но чтобы смягчить гнев их, надобно уступать и удаляться от них. Но почему Спаситель не в одно время с Петром, Иоанном и другими призвал Матфея? Потому, что как к тем Иисус пришел в то время, когда они способны были послушать Его, так и Матфея призвал тогда, когда он готов был идти за Ним. По той же причине и апостола Павла призвал по воскресении. Знавший сердца и ведавший сокровенные мысли каждого человека знал, когда кто из них будет готов последовать Ему. Потому и Матфея призвал не в начале, когда он был еще мало восприимчив, но после того, как сотворил великое множество чудес, и когда слава о Нем распространилась всюду, и Матфей сделался способнее к повиновению. Достойно также удивления и любомудрие евангелиста Матфея. Он не только не скрывает прежней своей жизни, но и называет себя по имени, тогда как другие скрывали свое имя под другим наименованием. Для чего же евангелист сказал: «сидящего у сбора пошлин»? Для того, чтобы показать могущество Господа, Который призвал его не после того как он оставил свой бесчестный торг и перестал заниматься им, но исхитил его из среды зол, так же как и блаженного Павла обратил тогда, когда он неистовствовал, дышал яростью и злобою на церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Благообразие и красота жены его Сарры угрожали ему смертию. Поэтому, егда еще приближися внити во Египет, он говорит ей: вем, яко добролична еси (Быт. XII, 11), знаю красоту лица твоего и опасаюсь невоздержания египтян. Итак, если они увидят тебя и узнают, что я обращаюсь с тобою, как женою, тебя они оставят в живых, чтобы удовлетворить своей безумной страсти, меня же умертвят, чтобы без боязни совершить свое беззаконие, потому что тогда некому будет открыть его. Итак скажи, что я брат твой. Замечай адамантовую душу, замечай сердце, крепчайшее железа. Не поколебало его духа предстоящее несчастие; он и не подумал, и не сказал сам себе: для того ли я оставил свое отечество и, показав столь великое послушание, пришел в чуждую страну, чтобы подвергаться таким бедствиям? Не обещано ли было мне незадолго пред тем: семени твоему дам землю сию? Вот страх прелюбодеяния и смерти возмущает наши души. Но ничего такого он и помыслить себе не позволил. Одно только имел он в виду при таком опасном приключении, как бы из двух предстоящих ему опасностей избежать по крайней мере одной. Таким образом и сам он употребил все свое благоразумие и мужество, и жена, показывая любовь к мужу и повиновение, содействовала (ему), поступая так, как было придумано. Но когда они сделали уже все, от них зависящее, и тем не менее, по-человечески, могли потерять всякую надежду, так что беззаконное намерение (египтян) уже почти приведено было в исполнение, тогда показано великое о нем (Аврааме) промышление Божие. Бог не только жену его исхитил от поношения, явил гнев Свой на царя и на весь дом его, но и патриарху помог возвратиться из Египта в Палестину с великою славою. Смотри, как человеколюбивый Господь, подавая подвижнику среди искушений Свою помощь, соделывает его еще более крепким для дальнейших подвигов; никогда не оставляя его без Своей помощи, Он во всем ясно показывает такое промышление, что тот, перенося немногое, вознаграждается многим и весьма многим превосходящим человеческия силы. Видишь терпение праведника? Смотри теперь, по возвращении его из Египта, как велико было его смирение и как много было в нем кротости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Благообразие и красота жены его Сарры угрожали ему смертью. Поэтому, «егда еще приближися внити во Египет», он говорит ей: «вем, яко... добролична еси» ( Быт.12:11 ), знаю красоту лица твоего и опасаюсь невоздержания египтян. Итак, если они увидят тебя и узнают, что я обращаюсь с тобой, как женой, тебя они оставят в живых, чтобы удовлетворить своей безумной страсти, меня же умертвят, чтобы без боязни совершить свое беззаконие, потому что тогда некому будет открыть его. Итак, скажи, что я брат твой. Замечай адамантовую душу, замечай сердце, крепчайшее железа. Не поколебало его духа предстоящее несчастье; он и не подумал, и не сказал сам себе: для того ли я оставил свое отечество и, показав столь великое послушание, пришел в чуждую страну, чтобы подвергаться таким бедствиям? Не обещано ли было мне незадолго перед тем: «Семени твоему дам землю сию?» Вот страх прелюбодеяния и смерти возмущает наши души. Но ничего такого он и помыслить себе не позволил. Одно только имел он в виду при таком опасном приключении, как бы из двух предстоящих ему опасностей избежать по крайней мере одной. Таким образом, и сам он употребил все свое благоразумие и мужество, и жена, показывая любовь к мужу и повиновение, содействовала (ему), поступая так, как было придумано. Но когда они сделали уже все, от них зависящее, и тем не менее, по-человечески, могли потерять всякую надежду, так что беззаконное намерение (египтян) уже почти приведено было в исполнение, тогда показано великое о нем (Аврааме) промышление Божие, Бог не только жену его исхитил от поношения, явил гнев Свой на царя и на весь дом его, но и патриарху помог возвратиться из Египта в Палестину с великой славой. Смотри, как человеколюбивый Господь, подавая подвижнику среди искушений Свою помощь, соделывает его еще более крепким для дальнейших подвигов; никогда не оставляя его без Своей помощи, Он во всем ясно показывает такое промышление, что тот, перенося немногое, вознаграждается многим и весьма многим превосходящим человеческие силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых ( Пс. 1:1 ), но и не менее важно: Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий . Обрати внимание, как ты это делаешь! Раши так толкует слова Соломона: « береги ноги твои, когда пойдёшь в дом Божий. Как ты пойдёшь? Если принести жертву благодарственную или доброхотную, мирную жертву – это хорошо. И береги себя, чтоб не пришлось тебе приносить жертвы очистительные или повинные за совершённые грехи» 4, 17]. Похоже, великий учитель иудейства не слышит Екклесиаста. Это ещё догадаться надо, так истолковать его слова. Действительно, нелегко быть готовым более к слушанию, нежели к жертвоприношению . Хотя далее равви выправляет свою речь в направлении мыслей Екклесиаста. Блж. Иероним тонко чувствует мысль Екклесиаста: «А неразумные, не зная, что это [слушание Бога. – Г. Ф.] есть врачевство против греха, думают, что они могут удовлетворить Богу принесением даров, и не понимают, что это зло и грех – хотеть исправить сделанное не послушанием и добрыми делами, а дарами и жертвами» 4, 17]. Екклесиастова мысль прозвучала ещё ранее в укоризне пророка Самуила самооправдывающемуся царю Саулу: Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар. 15:22 ). Саул не уничтожил заклятый Господом скот амаликитян и оправдывался, что сохранил лучшее для жертвоприношения Ягве Богу. Бог хотел послушания Своему слову, а не жертвы и всесожжения. Не только Богу, но и философу-страннику неприятны воскурения жертв людей, не готовых к слушанию. Он спешит подальше от таких алтарей. Но если бы от этого стало легче! Повсюду он слышит множество слов и речей. Люди любят поговорить, а слушать им тоже не обязательно, как и тем жертвоприносителям. Пустые речи, так похожие на пустые сновидения. Екклесиаст остановился у очередной многословящей толпы и гневно говорит, обращаясь к каждому лично: Еккл. 5:1 Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Будучи столь горькою в самой себе, она, по словам св. Василия Великого , «менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее». Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой живет она... Движения зависти, не делая вреда предмету зависти, наносят удары завистнику. Кто, огорчаясь совершенствами ближнего, уменьшил их через это? Между тем, снедаемый скорбью, он изнуряет сам себя» 1120 . Трудно и представить себе другую страсть, более пагубную, чем зависть. «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем. 2:24 ). По зависти первосвященники и фарисеи желали погубить Самого Спасителя мира ( Ин. 11:47–48 ). «Где зависть, там неустройство и все худое», – говорит ап. Иаков ( Иак. 3:16 ). Зависть есть недруг дружбы человеческой, как свидетельствует Премудрый: «Ревность мужа от подруга своего» ( Еккл. 4:4 ). Поэтому совершенно правильно поступает тот же мудрец, когда запрещает и «вкушать пищу у человека завистливого; потому что каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», – говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова ты потратишь напрасно« ( Притч. 23:6–8 ). Если же из зависти проистекает для нас столько зла, то нельзя не последовать наставлению ап. Павла: «Не будем друг другу завидовать» ( Гал. 5:26 ). Итак, право жизни, право чести и право собственности – вот те существенные права, к которым обязывает нас долг уважения нашего к ближним. Но с этим долгом тесно связан другой весьма важный долг послушания в отношении к тем из наших ближних, которым принадлежит по особенному их естественному или общественному положению в жизни тот или иной законный авторитет над нами (например, родителям, наставникам, хозяевам, начальникам и т.п.). Подробная речь об этом последнем долге и вытекающих из него частных нравственных обязанностях будет в своем месте. Здесь же скажем о послушании вообще как еще об одном из обнаружений христианской справедливости к ближним. Долг справедливости именно требует уважать и права тех или других авторитетных лиц на наше повиновение им, тем более что эти права не только создаются природой или общественным устройством, но и освящаются самим христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010