митрополит Иоанн (Снычёв) ПОСЛУШАНИЕ ДУХОВНОМУ ОТЦУ В чем состоит важность сердечного подвига истинного послушника? Великой важности сердечный подвиг, состоящий в том, когда человек оставляет свою правду и волю, которые он признает благоугодными Богу, и исполняет слово наставника своего, которому он ради Бога предался в послушание. ( Авва Исаия ). Стр. 138(24). Какого подвига требует Господь от новоначальных в монашеском жительстве? Говорили старцы: Бог ничего так не требует от новоначальных в монашеском жительстве, как подвига послушания. Стр. 396 (118). К чему приводит инока послушание? Имей постоянный залог в сердце своем послушание отцу твоему, и будет обитать в тебе страх Божий. ( Антоний Великий ). Стр. 31 (158). Переходит ли благословение отцов на тех, кто оказывает им истинное повиновение по Боге? Будем оказывать повиновение отцам нашим по Богу, отсекая пред ними волю нашу, – и стяжем истинное послушание. Когда же стяжем его, то почиет над нами благословение отцов, как почило оно на Елисее. ( Авва Исаия ). Стр. 235 (583). Уничтожается ли у инока первоначальное направление, которое создается в нем при прохождении им подвига послушания духовному отцу? Авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: Краска, в которую первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы. ( Авва Исаия ). Стр. 151 (91). Это значит: первоначальное направление, которое получится иноком при вступлении его в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. Если кто-либо имеет доверенность к духовному отцу и вдаст себя ему в послушание, то взыскивается ли с него исполнение заповедей Божиих по его разумению и может ли таковой согрешить пред Богом? Говорили старцы: если брат имеет доверенность к старцу и вдаст себя ему в послушание, с такого брата уже не взыскивается исполнение заповедей Божиих по его разумению, но он должен отречься от всей воли своей пред своим духовным отцом: повинуясь во всем, он не может согрешить пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пюхтецкий монастырь ЖМП 7 июль 2015 /  24 августа 2015 г. 17:30 Испытание послушанием На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева). Отсечение воли «Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22). Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

http://e-vestnik.ru/church/_ispytanie_po...

Когда послушание спасительно? О ценности добродетели послушания. – Воля Божия открывается человеку в Священном Писании и Предании. – Чем христианское учение о послушании отличается от восточных практик повиновения гуру. – Послушание с рассуждением. – Каким должен быть духовный наставник. – О поисках духоносных старцев. – Если духовник кажется строгим. Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить добродетели послушания. Какое великое значение имеет для нас эта добродетель, можно понять из слов преподобного Григория Синаита : он говорит, что одной только ступенью послушания мы сразу восходим на небо. Кроме того, многие из вас слышали распространенное выражение: «Послушание выше поста и молитвы». На основании этого выражения также можно сделать вывод о том, как высоко ценится в среде православных христиан добродетель послушания. Но что под ней подразумевается, в какой степени каждому из нас, монаху, мирянину или священнослужителю, нужно ее исполнять, когда слушаться можно и когда нельзя, кого слушаться надо, а кого нет – все эти вопросы часто приводят нас в недоумение. Апостол Павел, а вслед за ним и святые отцы, видят образец послушания, конечно же, в Самом Господе Иисусе Христе, Который был послушлив Небесному Богу Отцу даже до смерти. А образцом преслушания, если можно здесь употребить слово «образец», считают наших прародителей, Адама и Еву. С их преслушания, собственно, и началось падение человеческого рода: они преступили Божественную заповедь и таким образом ввели грех в род человеческий. Сами отпали от Божественной благодати и явились виновниками многих бедствий своих потомков. Из всего сказанного становится ясно, что такое послушание в самом широком смысле. Это следование Божественным заповедям, следование воле Божией. Но каким образом человек может знать волю Божию? Адам и Ева , пребывая еще в раю, знали ее непосредственно от Самого Бога. После грехопадения люди стали удаляться от Бога и постепенно оказались настолько чужды богообщения, что им понадобился письменный закон, который и был дан Богом через Моисея. Когда же человечество удалилось от Бога до такой степени, что этот закон уже ничего не мог сделать с человеческой греховностью, своеволием и непослушанием, тогда в мир был послан Сын Божий. Бог воспринял на себя человеческое естество и общался с людьми как человек: будучи Богом, открывал нам Свою Божественную волю при помощи обыкновенной человеческой речи. И поскольку нужно было донести это откровение до всех следующих поколений людей, то апостолы записали учение Спасителя и описали Его жизнь. Итак, нам, современным людям, воля Божия открыта в Священном Писании и Предании. Теперь никто не может сказать, что он не знает, как ему правильно жить и как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

иеромонах Митрофан (Волкодав) Скачать epub pdf Глава III. Руководство к духовной жизни 1. Послушание От несохранения заповедей послушания и поста произошли в человеческом роде все пороки, а соблюдением их возвращаются люди к изначальному достоинству. Как говорят святые отцы, противное исцеляется противным. От непокорения и кичливости происходит все печальное, и наоборот, повиновение и сокрушение суть причины радости. Желающий не напрасно подвизаться должен быть в повиновении у искусного духовника. Соблюдающие заповеди в послушании духовнику восходят к Богу быстрее, чем подвизающиеся в посте и молитве. Новоначальным более прилично послушание, а средним, вкусившим умозрения и мужественным, – пост. Но сохранить в отношении заповедей истинное послушание Богу свойственно весьма немногим, и самым мужественным крайне трудно. Человеческий ум без руководителя не может взойти на небо, поэтому в Священном Писании приводится много поучительных примеров необходимости послушания наставникам. Призывая Савла к апостольскому служению, Христос не сразу исцеляет его от слепоты и не показывает Сам путь к совершенству, но посылает его к святому апостолу Анании, от которого и повелевает научиться, что… подобает творити ( Деян. 9, 6 ). Желающий наставляться непосредственно Богом, а не духовным отцом должен вразумиться этим примером и учиться у преуспевших. И кто будет настолько горд или кичлив, чтобы следовать своему мнению и разумению, когда святой первоверховный апостол Павел, сосуд избранный, советовался с другими ( Гал. 1, 18; 2, 2 )! Священное Писание ясно учит, что путь совершенства открывается только наставляемому духовным отцом: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя и рекут тебе» ( Втор. 32, 7 ). О Господе Иисусе Христе написано: и бе повинуяся… отцу и Матери Своей по плоти ( Лк. 2, 51 ). И Сам Он говорит: «Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). Хотящие жить самовольно, без наставника, не могут шествовать богоугодно, но скачут словно по перекопанным местам. И святой Иоанн Лествичник говорит, что не имеющий наставника легко впадает в заблуждение и идущий самочинно может погибнуть, хотя бы он знал всю премудрость мира. Многие, если не все, непокоряющиеся и несоветующиеся с трудом и потом сеют много, а жнут очень мало. Некоторые же вместо пшеницы собирают плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf О деятельном чтении деятельных книг 184 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих наставлений говорит о том, что существенным деланием монаха является чтение и молитва. Он говорит об этом, имея в виду то, что в его время нередко пренебрегали и тем и другим. Возможно, именно тогда вошла в обиход поговорка, по сути верная, но неправильно интерпретируемая: «Послушание выше поста и молитвы». Молитва якобы не имеет никакого значения, а послушание при этом понимается в очень узком смысле – как монастырские труды. Конечно, если понимать под послушанием повиновение рассудительной старице, опытной игумении, рассудительному духовнику, то послушание действительно выше поста и молитвы, потому что в нем заключено все: и пост, и молитва, и различные подвиги, и вся внутренняя жизнь. Все можно получить из одного только послушания. Но если мы будем понимать это примитивно, как монастырские труды, то скорее запутаемся, чем получим пользу от этой монашеской поговорки. Святитель Игнатий, желая противостать такому неправильному настроению в монашеской среде, говорит, что существенным (то есть наиболее важным) делом монаха является молитва и чтение. Как правильно к этому относиться? Наставление о чтении ни в коем случае не нужно воспринимать как призыв к самообразованию или развитию личности в смысле развития умственных способностей и приобретения всесторонних знаний. Увлечение чтением именно с такой целью, наоборот, отвлекает человека от молитвы, от внутренней жизни и становится для него препятствием к тому, чтобы прилежать внутреннему вниманию. Оно наполняет его память всевозможными сведениями, которые поневоле, в особенности если производят впечатление на человека – а без впечатлений человек ничего и не запомнит, – отвлекают его от молитвы и вообще от внимания к самому себе. И человек скорее предается всевозможным рассуждениям, чем борьбе со страстями. Давая такое наставление, святитель Игнатий имеет в виду прежде всего книги деятельные, как называли их святые отцы. В буквальном переводе этого названия с греческого языка – практические (хотя мы придаем этому слову другой смысл). А книги теоретические, если перевести это слово с греческого, иначе можно назвать созерцательными. Итак, если под теоретической литературой иметь в виду литературу догматического или исторического характера, а под практической – аскетические творения святых отцов, то наставление святителя Игнатия станет для нас понятно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Послушание См. также: Блудная брань . 61; Вера . 121; Обида . 678; Родители . 959; Самопожертвование . 970; Старец . 1086–1088. 830. Авва Иоанн Колов за послушание привел к своему старцу гиену В некотором расстоянии от келии было кладбище. Там жила лютая гиена, умерщвляющая людей и скот. Старец сказал Иоанну: “На кладбище я видел помет гиены, пойди принеси его сюда.” Иоанн сказал на это: “А что мне сделать, если гиена нападет на меня?” Старец, улыбнувшись, отвечал: “Если гиена нападет на тебя, то свяжи ее и приведи сюда.” Вечером Иоанн пошел на кладбище, гиена напала на него. Он, по велению старца, бросился, чтоб схватить ее, но она побежала от него. Иоанн погнался за ней, крича: “Остановись! Отец мой повелел связать тебя.” Она остановилась, Иоанн связал ее. Между тем старец сидел, ждал ученика. И вот идет Иоанн, ведет за собой связанную гиену. Старец, увидев это, удивился. Желая же смирить ученика и предохранить от превозношения, взял жезл и начал бить Иоанна, говоря: “Глупый, собаку ли ты привел сюда?” Старец развязал гиену и отпустил ее. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 286. 4). 831. Сухое дерево, поливаемое по послушанию в течение трех лет, дало плод Рассказывали об авве Иоанне Колове. Удалившись в скит к одному фивскому старцу, он жил в пустыне. Его авва (то есть фивский старец), взяв сухое дерево, посадил его и сказал: “Каждый день поливай это дерево кружкой воды, пока не принесет плода.” Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за ней с вечера и возвращался к утру. После трех лет дерево принесло плод. И старец, взяв этот плод, принес в собрание братии и сказал: “Возьмите, вкусите плод послушания.” (Древний патерик. 1914. С. 44. 1; Еп. Игнатий. Отечник. С. 286. 3). 832. Сухой жезл, поливаемый по послушанию в течение трех лет, возрос в зеленеющее дерево См. также: Вера . В монастырь к авве пришел брат, прося быть принятым, В качестве первого условия ему был предложен закон повиновения. Когда он обещал совершенную покорность во всем, авва, – у него случайно был в руках сухой жезл, – воткнул этот жезл в землю и приказал вновь пришедшему поливать его водой до, тех пор, пока жезл не зазеленеет, что противоестественно. Исполняя тяжелое законоположение настоятеля, брат приносил ежедневно на своих плечах воду, которую брал за две мили в реке Ниле. Прошел год, его труд не прекращался, пожать же плод труда не было и надежды, но добродетельный послушник продолжал свой подвиг. И следующий год протек в тщетных трудах брата. В продолжение третьего года, когда брат не переставал поливать, жезл зазеленел. Деревце, образовавшееся от этого жезла, стоит поныне у входа в монастырь, свидетельствуя зеленеющими ветвями о подвиге послушания и веры. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 535. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

составитель Терещенко Т. Н. ПОСЛУШАНИЕ Что вы с помощью Божией располагаетесь в совершенное повиновение, это для вас и вообще для всех, по свидетельству святых отцов, душеспасительно (прп. Лев, 20). Послушай, дочь Л., поскольку мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывшей ваши чувства душевные и телесные, но заблаговременно послушание оказывать маменьке и ни в чем не составлять по своей воле, но худо ли или хорошо, согласоваться, как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила, писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть хотя и очень не нравится какая вещь, и тебя побивают десять мыслей лучших), но ты должна с великим понуждением и пролитием крови внутри себя согласиться на вышеозначенное маменькой определение и малопомалу благостью Божией в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению сделать или что кому советовать. А во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей [маменьке], то бы и в таковое время могли бы ее увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, а к [маменьке] непокорливы, и по вашему высокомудрию кажется она вам недостаточной к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обрящешь в душе своей покой и мир Божий приобрящешь во утешение себе! (прп. Лев, 20). Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание, какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания, и даже до того помысел твой простирается, что готов… перейти в штатный монастырь, где надеешься от этого послушания избавиться. На это, возлюбленный наш брате, что имеем тебе сказать в утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем то, что вси есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжавается, и без скорбей спастись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Апология Христианского Поста В книге речь идет о православном посте и месте его в духовной жизни человека. Пост как послушание воле Божией, как победа духа над телом, как залог исполнения Заповедей Господних и продвижения к благочестию и добротолюбию. Читатель найдет здесь и глубокое обоснование духовного значения поста, и конкретные указания о всех постах годичного цикла, вплоть до состава постной пищи по выпискам из Уставов. Особый интерес представляет подробное изложение реальных случаев исцелений постом и молитвой от неизлечимых болезней. Автор – протоиерей Михаил (Труханов), кандидат богословия – обладает обширным жизненным опытом, включившим более 15-ти лет тюрем, лагерей и поселения. Духовный опыт его воспринял традиции русского старчества. О. Михаил утверждает: «Чем полнее осуществляет человек Слово Божие в своей жизни, тем более глубоким будет и постижение им этого Слова». Пост Впервые пост был установлен Богом для людей, живших в раю. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:16–17 ). Соблюдая сказанное Богом (то есть, воздерживаясь от вкушения запрещенного плода), человек жил в смиренном послушании Богу. Но, как только он по гордости нарушил повеление Божие – своевольным вкушением запрещенного плода, – так впал в грех (отсюда: грехопадение) и оказался, вследствие этого, в плачевном положении изгнанника из рая, не пожелавшего там жить по воле Божией. Послушание Богу есть смиренное повиновение человека воле Божией, – что практически может быть осуществляемо жизнью человека по слову Божию, по заповедям Его. Так как нами не постигается до конца смысл и ценность заповедей Божиих, равно как не постигается и глубочайшее содержание богодухновенного Писания, то все заповеди и слова Божии нами воспринимаются верою, – именно, как повеления любящего нас Бога. Передав народу Израильскому заповеди, постановления и слова Божии, Моисей затем говорит: «положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» ( Втор.32:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Грамоты Скачать epub pdf ГРАМОТА ПАТРИАРХА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ДИМИТРИЮ ИВАНОВИЧУ, ПОХВАЛЬНАЯ ЗА ДОБРЫЯ ОТНОШЕНИЯ К ЦЕРКВИ, С ИЗВЕСТИЕМ О ГРАМОТАХ, ПОСЛАННЫХ К ДРУГИМ КНЯЗЬЯМ И К МИТРОПОЛИТУ 1370 г. в июне. Из Acta Patriarchatus, t. I, p. 516–518. Благороднейший великий князь всея Руси, во Святом Духе дражайший и возлюбленный сын нашей мерности, кир Димитрий: молим Вседержителя Бога даровать твоему благородию здравие, душевное благорасположение, крепость и благосостояние телесное, жизнь мирную и многолетнюю, прибавление, приращение и продление твоих дней и власти, и все, что добро и спасительно. Грамота твоего благородия дошла сюда, к нашей мерности, благополучно, вместе с твоим человеком Даниилом. Я узнал и известился о всем, что ты сообщаешь и пишешь, и возблагодарил Бога о твоем добром здравии и о том, что твои дела и правление идут хорошо. По долгу, лежащему на мне, как общем отце, свыше от Бога поставленном для всех повсюду находящихся христиан, я всегда пекусь, подвизаюсь и молю Бога о их спасении, но в особенности делаю это по отношению к вам, к находящемуся там святому народу Христову, зная, какой имеют они страх к Богу, любовь и веру. Да, я молюсь о вас и люблю вас всех предпочтительно пред другими; но всего более люблю твое благородие и молюсь о тебе, как о своем сыне, за твою любовь и дружбу к нашей мерности, за искреннюю преданность святой Божией Церкви, за благорасположение и повиновение к преосвященному митрополиту киевскому и всея Руси, во Святом Духе возлюбленному брату и сослужителю нашей мерности: ибо я узнал, что ты уважаешь и любишь его и оказываешь ему всякое послушание и благопокорение, как он сам писал ко мне, – и я весьма похвалил тебя и порадовался о тебе: так поступай, сын мой, чтобы и впредь иметь меня своим молитвенником, и ты не только в настоящей жизни будешь иметь еще большия блага – жизнь безпечальную и власть несокрушимую, но и в будущем веке [получишь] наслаждение вечными благами; я же усугублю мои молитвы и благословения. Митрополит, мною поставленный, носит [на себе] образ Божий и находится у вас вместо меня, так что всяк, повинующийся ему и желающий оказывать ему любовь, честь и послушание, повинуется Богу и нашей мерности, и честь, ему воздаваемая, переходит ко мне, а чрез меня – прямо к Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

133. Формы благословенных и ставленых грамот: архимандриту, духовнику, протопопу (с поучением), священнику, протодиакону и диакону 3416 Первая – из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 316: напечатана была два раза в Акт. отн. до юрид. быта древ. России, т. I 25 и т. II 166. Вторая – из августовской книги Макарьевских Миней-Четьих (синод. сп. л. 763 об. успен. сп. л. 1530): издана там же, т. I 24. Последняя четыре – из Требника XVI в. синод. библиот. 310, л. 283 об.: изданы не были. I. Как дать грамоту игумену в великий монастырь Се аз Иона, митрополит Киевский и всея Руси, пожаловал есми и благословил священноинока (имярек) на архимандритию в пречестную обитель в общий монастырь святого великого Константина и матери его Елены, в свой монастырь, во Владимир. И вы, священноиноки и иноцы и все православные христиане, приходящи к той пречестной обители, повиновение и благопокорение и послушание с духовной любовью имейте к нему, как и прежебывышим тут архимандритом; а он также должен есть, по благословению и по наказанию нашего смирения, к вам иметь свою духовную любовь и попечение о единородных душах ваших и о спасении. А дана грамота (где любо, и лето и число). II. Письмо датися священноиноку, когда поставят его отца духовного Смирение наше, ради своего письмени, благословляет честнейшего в священноиноках (имярек) в отца духовного, яко да приемлет исповеданием иже к нему приходящих христиан. Подобает убо сицевому не быть сластолюбезна, не сребролюбива, не трапезолюбива, не славолюбива, не гневлива, не тщеславна, не злопомнива, не зло за зло воздателя, но паче да будет кроток, смирен, не сребролюбив, ненавидяй все сладости мира сего, терпелив, постник, бодр, поучения божественныых писаний имея всегда, предания известо испытуя апостольских правил, догматом исправление, чистоту сердечную, милостиву и умилену, священничества таинство, откровение божественных таин, понеже тем дасться разуметь тайны небесного царствия, по слову Господню; сердца же приходящих к нему испытывать, и согрешения и помышления, ответы давать по правилам, овы обличать, ины молить, поучать же ко спасению приходящим к нему душам. Сего ради и будет вязать, яже суть по достоянию, и решать паки такожде достойная, прощая же и се, яко иже хотят и произволят еже быть иноцы в животе их, или паки к смерти, с блюдением сотворить их иноки, но евангельскому преданию. Сего ради бысть и се утвержденное письмо и подасться честнейшему в священноиноках (имярек) в лето… III. Письто датися священнику, когда поставить его протопопом

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010