Не всегда родители смогут сами предохранить детей от неподходящих или соблазнительных игр и развлечений. Ограничением детей в этих случаях может быть лишь правильное духовное воспитание, полученное в семье. Мы знаем многих детей, которые сами чуждались игр со сверстниками, не отвечающих их духовному устроению. Такими были в детстве многие из святых и подвижников благочестия. Благодать Господня, пребывающая с детьми, живущими с Богом, сама в таких случаях умудряет их и предохраняет от всего нечистого. Об этом так пишет Апостол Иоанн: «...помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает... самое сие помазание учит вас всему» ( 1Ин.2:27 ). Повиновение и наказание Повиновение Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе Еф.6:1 Жизнь Господа на земле можно разделить на два периода: до тридцати лет Он был в повиновении у Своей Матери и Святого Иосифа ( Лк.2:51 ); после тридцати лет Он стал, как говорил Сам, творить волю пославшего Его Отца ( Ин.6:38 ). Итак, Сам Господь Бог всю Свою жизнь не имел Своей воли и в этом оставил образец всем христианам. И отсюда весь строй Христовой Церкви зиждется на послушании. Апостолы единодушно призывают христиан быть в послушании поставленным от Бога пастырям, пресвитерам, царям, правителям и начальникам. Апостол Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). Наследники общинного строя первой Иерусалимской церкви – монастырские братства строят свою жизнь на всецелом и строгом послушании. Недаром сложилась известная монашеская поговорка: «Послушание паче (то есть важнее) поста и молитвы». Семья есть также маленькая Христова община, и по заповеди она также строится на послушании – жены мужу и детей родителям. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» ( Еф.6:1 ), – пишет Апостол Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Поэтому послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех других душевных достоинств. И отсюда первой задачей родителей в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренение самоволия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти (то есть не из-за личных выгод), но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим (то есть над паствой), но подавая пример стаду. Начальствующие и господа обязаны заботиться о благе своих подчиненных и слуг и оказывать им справедливость; у ап. Павла читаем: Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа, на небесех ( Кол.4:1 ). Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная что и вы имеете Господа на небесах 231 . Случаи, когда повиновение родителям или начальству теряет обязательную силу . Могут быть случаи в жизни, когда повиновение родителям или начальству теряет свою обязательную силу; так, если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере или закону Божьему, тогда мы не обязаны повиноваться им и должны поступить так, как поступали апостолы. Когда иудейские первосвященники и начальники запрещали апостолам Петру и Иоанну проповедывать об Иисусе Христе, то апостолы сказали им в ответ: Аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите ( Деян.4:19 ). Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас боле, нежели Бога? И апостолы продолжали безбоязненно проповедывать народу слово Божие, хотя иудейские начальники неоднократно и подвергали их за это преследованиям и гонениям. Подобным образом и мы в таких случаях должны быть готовы претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало. Добродетель, предписываемая пятой заповедью . Качество или добродетель, которой требует от нас пятая заповедь закона Божьего, называется послушанием. Послушание есть главная добродетель в христианине, но послушание христиан должно быть не принужденное, не рабское, но свободное, сознательное. Совершеннейший пример послушания представляет Господь наш Иисус Христос; Спаситель говорил, что Он сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Его Отца ( Ин.6:38 ), и был послушен Своему небесному Отцу до самой крестной смерти ( Флп.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

“ Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон ” (Рим. 13:8). О повиновении начальствующим “ Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся ” (ст.16). Апостол заповедует коринфским христианам повиноваться Стефану и домашним его, поскольку они — первые в Ахаии по вере и добродетели и посвятили себя на служение святым. Но, сказав в общем смысле, повинуйтесь таковым, апостол обязывает тем христиан оказывать послушание не одному только Стефану и домашним его, но вообще всем подобным им, “ ко всякому содействующему и трудящемуся ” в делах добродетели. Не обязывает ли и нас эта апостольская заповедь к послушанию тем, которые поставлены выше нас? 1. Мы должны всегда слушаться приказаний начальствующих. На каких основаниях по преимуществу? а) Послушание лучше жертвы . Сначала должно быть приказание, потом уже готовность. Многие делают это беспрекословно. Многие подают милостыню и не исполняют своих обязанностей послушания. б) Послушание — главная часть любви . Мы должны любить всех людей, но особенно поставленных над нами. Если только я люблю кого-нибудь, то с радостью исполняю его волю. Следовательно, мы должны слушаться. Дитя, ты тогда только любишь родителей, когда повинуешься им! Кто истинно любит царя? в) Послушание доставляет выгоду . Пользуются любовью начальствующих. При радостном послушании каждое дело легко. Охраняют себя от наказания, от греха и его последствий. Сравнение различного положения послушных детей, учеников, слуг, граждан и т. д. 2. Мы должны редко дожидаться приказаний начальствующих. Т. е. должны всегда исполнять свой долг, не нуждаясь в приказаниях за исключением редких случаев, где требуются особенные приказания. “ И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков ” (Колос. 3:23). Примеры лучше объяснят это: а) Если детям нужно всегда приказывать и только тогда они слушаются, то они — не добрые дети. Они должны делать свое дело, не дожидаясь повелений и понуждений отца и матери. Работать, посещать школу или церковь, возвращаться домой и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В жизни монаха мы обнаруживаем то, что говорится в Священном Писании об Иисусе Христе, когда Ему было 12 лет, а Его родители искали Его в храме. Богоматерь упрекнула Его, но Он ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2: 49). Тем самым Он показал, что всё должно быть направлено к Богу, всё нужно подчинять Его воле. Ничего без Бога и всё для Бога. А потом, как говорит Писание, «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2: 51). Христос оказывал послушание Богу Отцу, Богородице и праведному Иосифу – именно в таком порядке! По отношению к другим людям Он выказывал Свою любовь и готовность помочь, «уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9: 35). Этот эпизод наглядно показывает, как позиционирует себя монах в своем послушании по отношению к другим. Прежде всего он преподносит свою жизнь к ногам Христа Спасителя, положившего ему на сердце призвание к монашеской жизни. Отвечая на это призвание, в первую очередь он оказывает послушание воле Бога, Которому подчиняет всё. Своему старцу оказывает послушание, как Самой Богородице, повинуясь ему как человеку, знающему тайну его сердца и величие этого призвания. Своим братиям он подчиняется, как праведному Иосифу, как тем, которые являются его соработниками того же призвания. Он готов угождать всем людям «во благо, к назиданию» (Рим. 15: 2). Ни одной добродетели нельзя взрастить в душе монаха без послушания, без смирения. Нельзя говорить о терпении, любви, кротости, не имея в качестве основы духовной жизни тайну Христа – послушание. Для тех, кто хочет следовать за Ним, святитель Иоанн Златоуст вкладывает в уста Христа следующие слова: «“Хочешь ли ты украшаться – украшайся Моей красотой, или вооружаться – Моим оружием, или облечься – в Мою одежду, или питаться – вот тебе Моя трапеза, или идти – иди Моим путем, или наследовать – получи Мое наследие, или войти в отечество – войди в город, которого Я Художник и Строитель (см.: Евр. 11: 10), или построить дом – построй его в селениях Моих. Я не требую от тебя награды за то, что даю, но еще и должен наградить тебя за то самое, что ты пожелаешь воспользоваться всеми Моими благами. Что может сравняться с этой щедростью? Я отец, Я брат, Я жених, Я дом, Я питание, Я одежда, Я корень, Я основание, Я всё, чего бы ты ни захотел: ни в чем ты не будешь иметь нужды. Я и служить буду – потому что Я пришел для того, чтобы служить, а не для того, чтобы Мне служили (см.: Мф. 20: 28). Я и друг, и член, и глава, и брат, сестра, и мать – Я всё; только ты будь Мне другом. Для тебя Я беден, для тебя Я нищий, для тебя Я на кресте, для тебя в гробе, за тебя ходатайствую перед Отцом, на небесах, для тебя Я явился на земле посланником от Отца. Ты Мне всё: и брат, и сонаследник, и друг, и член”. Чего еще желаешь?» .

http://pravmir.ru/monah-dar-bozhiy/

Возражение 2. Далее, дело представляется так, что повиноваться надлежит в первую очередь тем, кто руководствуется рассудительностью других, поскольку сами они не обладают должным различением. Но апостол сказал, что «“твёрдая” же “пища” свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:14 ). Следовательно, похоже, что послушание не свойственно состоянию совершенства. Возражение 3. Далее, если бы послушание было необходимо для монашеского совершенства, то из этого бы следовало, что оно приличествует всем монахам. Но это не так, поскольку некоторые монахи ведут уединённую жизнь, и над ними нет никого, кому бы они повиновались. К тому же старшие монахи явно не обязаны повиноваться. Следовательно, послушание, похоже, для монашеского совершенства не обязательно. Возражение 4. Далее, если бы обет послушания был для монашества необходим, то из этого бы следовало, что монахи обязаны повиноваться старшим во всём подобно тому, как обет безбрачия обязывает их воздерживаться от любого соития. Но они не обязаны повиноваться им во всём, о чём уже было сказано (104, 5) нами при рассмотрении добродетели повиновения. Следовательно, обет послушания не является необходимым для монашества. Возражение 5. Кроме того, Богу наиболее угодны те служения, которые исполняются свободно и без принуждения, согласно сказанному [в Писании]: «Не с огорчением и не с принуждением» ( 2Кор. 9:7 ). Но то, что делается из послушания, делается по требованию предписания. Поэтому большей похвалы заслуживают те добрые дела, которые делаются по собственному решению. Следовательно, монашеству, посредством которого люди стремятся достичь наилучшего, не приличествует обет послушания. Этому противоречит следующее: монашеское совершенство в первую очередь состоит в подражании Христу, согласно сказанному [в Писании]: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим... и следуй за Мною!» ( Мф. 19:21 ). Но повиновение Христа заслуживает особой похвалы, согласно сказанному о том, что Он был «послушным даже до смерти» ( Филип. 2:8 ). Следовательно, похоже, что для монашеского совершенства послушание необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Дети считают возмутительным послушание родителям, и граждане страны выступают против того, чтобы повиноваться законной власти, по той же причине: они думают, что это послушание подчеркивает их неполноценность. Но это не так.  Х ристос являлся и является равным Отцу во всем, но Христос подчинялся и даже сейчас подчиняется Отцу. Различие между исполняемыми ролями не является различием в достоинстве. «Немощь» послушания исходит не от неполноценности, но от равенства в достоинстве.  Д ети также должны подчиняться родителям. Тем не менее, ни морально, ни духовно дети не являются неполноценными по сравнению с родителями. Повеление подчиняться не унижает, но освобождает, если мы говорим о послушании «во Христе».  В  мире правит власть и сила, и сильные унижают слабых. Там послушание действительно является признаком неполноценности власти. Но не в церкви. Здесь все по-другому. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не пришел чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).  И исус был равен Отцу, но подчинялся Ему. Если бы мы поняли и оценили этот простой, но революционный факт, у нас был бы новый мир. Не тот древний мир, где господствовало рабство и угнетение, не современный западный мир, в котором царит разрушение и беспорядок, неестественное выравнивание и возмутительная конкуренция. Лучше бы мы  любили.  Л юбовь придает силы. «Немощь» Христа в повиновении Отцу делала Его сильным, потому что это было повиновение любви. Если бы Христос не подчинился воле Отца, поддавшись искушению сатаны в пустыне, он потерял бы Свою силу, как Самсон, и бессильно уступил бы врагу. Его послушание было знаком Его божественности.  Т ак же дело обстоит и с нами: если мы полностью послушны Отцу, то становимся участниками Божественной сущности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=991...

2. Другое искушение - славы: если, падши, поклонишься мне. Отойди от Меня, сатана, - с властью сказал Господь. - Одному Богу нужно покланяться (Втор. 6, 13)... И когда я читал сии громогласные слова, слезы веры остановили мое чтение. Да! Единому Богу подобает поклоняться! 3. Третье (а в порядке второе) искушение - желание чуда (поразить авторитетом, силою). Не искушай Господа Бога твоего (Втор. 6, 16). Не должно требовать знамений и чудес! А положиться на волю Божию. И успокоиться в сей вере в Промысл. Другое Св. Евангелие обычное преподобническое (в память преп. Киприана Отшельника... Житие его позабыл... Пустынник. А имя означает Послушник Божий). На сердце остановились слова: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22-23). Прощались с монахинями весьма хорошо... Редко бывало так... Просили еще приезжать... Это отрадно, хоть они знают, что я выразил послушание Митрополиту Сергию. Болящая София, прощаясь, сказала: Бог поможет Вам! 30 сентября/13 октября ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Ожидаемый собеседник не приехал, вчера ему послал еще телеграмму, что жду его в Шабаце три дня. На Литургии Апостол был о повиновении господам (Еф. 6, 5) не по человекородию, а в Господе. Божие Евангелие благовествовало (святому Григорию, просветителю Армении) о необходимости бодрствовать, ибо не знаем, когда Сын Человеческий придет. Господин, поставивший слугу управлять другими, приходит проверять неожиданно, и если застанет его на деле и бодрствующим, то над всем домом поставит его. Эти последние слова остались на сердце. А между тем они - не смиренны по моему недостоинству... Как же быть? После Литургии служил в соборе молебен Апостолам Петру и Павлу; ибо учили о повиновении рабов господам. И просил я их в сердце своем: Скажите мудрое слово! И пришли такие снова мысли: Ведь наше учение по этому вопросу так просто и ясно: нужно повиноваться. Не в этом спасение людей от греха, а во Христе Искупителе!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

5 . Итак, это расположение мира Бог установил впоследствии; но уже от начала мира Он провидел намерения и дела – и тех, которые вследствие падения ума заслуживали идти в тела, и тех, которые увлекались страстью к видимому, и тех, которые принуждались волей или неволей служить ниспадшим в это состояние, принуждались Тем, Кто покорил (их) в надежде. Некоторые же, не разумея и не понимая, что разнообразие этого порядка установлено Богом на основании предшествующих действий свободной воли, думают, что все, происходящее в этом мире, совершается или случайно, или по роковой необходимости, и что ничего не зависит от нашей воли. Поэтому они и не могут признать промысл невиновным. 6 . Мы сказали, что все души, находящиеся в этом мире, нуждаются во многих служителях, или правителях, или помощниках. Но в последние времена миру угрожал уже ближайший конец, и весь человеческий род склонился к окончательной погибели, потому что ослабели не только управляемые, но и те, кому была поручена забота об управлении. Тогда мир нуждался уже не в такой помощи и не в подобных защитниках, но требовал помощи Самого Виновника и Творца Своего, чтобы Он восстановил утраченное и оставленное в пренебрежении искусство повиновения для одних и искусство управления для других. Поэтому единородный Сын Божий, бывший Словом и Премудростью Отца, хотя был у Отца в той славе, какую имел прежде бытия мира, смирил Себя и, приняв образ раба, сделался послушным даже до смерти, дабы научить послушанию тех, которые могли наследовать спасение не иначе, как через послушание; Он также восстановил нарушенные законы царствования и управления, когда всех врагов покорил под ноги Свои, дабы и самих правителей научить правилам управления именно через то, что Он необходимо должен царствовать, доколе положит врагов под ноги Свои и уничтожит последнего врага – смерть. Но Он пришёл, как мы сказали, восстановить искусство не только управления, или царствования, но и повиновения, Сам прежде исполняя то, исполнения чего желал от других; поэтому он не только сделался послушным Отцу даже до крестной смерти, но в совершении века, обнимая в Себе всех, покоренных Им Отцу и чрез Него приходящих ко спасению, Он и Сам вместе с ними и в них, говорят, покорился Отцу: так как все существует в Нем, и Он есть глава всего, и в Нем – спасение и полнота наследующих спасение. Именно это говорит о Нем апостол: «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог во всем» ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» 641 . Повиновение христианским родителям должно быть полное – по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей. В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? ( Сир.7:29–30 ). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ( Сир.3:7 ). Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» 642 . Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость ( 1Тим.5:4 ; Еф.6:1–2 ; Кол.3:20 ). Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием 643 . Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх.20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В свою очередь, и проповедь апостола Павла исполнена Святым Духом. Она не только сопровождается «знамениями и чудесами и силою Святого Духа» ( Рим.15:19 ), но она сама есть приношение, совершаемое в Духе Святом, Который освящает и приносящего, то есть апостола, и приносимое, то есть язычников ( Рим.15:16 ). Итак, апостол послушен Духу. В книге Деяний очень конкретно и реалистично описывается послушание апостола Павла Духу перед его заключением в узы. Прощаясь с Ефеской Церковью, он говорит о своем пути в Иерусалим. Конечная развязка пути ему еще не открыта, но он знает, что его ожидают испытания: «И вот ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною, только Дух Святой по всем городам свидетельствует, что узы и скорби ждут меня» ( Деян.20:22–23 ; ср. 21:10–11). Таково дело Духа Святого, Которого преподобный Симеон Новый Богослов называл «порфирой Великого Бога и Спасителя», имея в виду Его хитон до распятия, Которого священномученик Климент Римский назвал «Свидетелем страстей Господа Иисуса». В связи с этим, следовало бы глубже развить богословскую мысль апостола Павла об утешении, которое, как и в первом послании апостола Петра, является заметной деталью всех его писаниях. Обращаясь к христианам во время их испытаний, апостол Павел благословляет их именем «Отца Господа нашего Иисуса Христа, Отца милосердия и Бога всякого утешения, утешающего нас во всякой скорби... Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:3–5 ). «И надежда наша о вас тверда... Зная что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» ( 2Кор.1:7 ). 2 . Повиновение Духу. Постоянное повиновение Духу Христову составляет отправную точку и конечную цель апостольского служения и евангельского благовестия. Оно является также критерием новой жизни в созданных апостольских общинах. «В Нем и вы, – пишет апостол Павел Ефесянам, – услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего...» ( Еф.1:13–14 ). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ). Бог запечатлел нас и вложил в сердца наши залог Духа. Мы часто встречаем у апостола Павла напоминание об излиянии Духа в жизни общин или на новокрещенных, но эти напоминания носят всегда эсхатологический характер, они являются предвкушением полноты Царства, «Дня Искупления», который может быть понят одновременно как день первоначального крещального дара Духа и как день окончательного исполнения. В Церкви оба «пришествия» Духа совпадают, так как мы живём в «последнее время» ( 1Ин.2:18 ; ср. Деян.2:17 ; Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010