824 В дошедшем до нас в отрывке памятнике II века Praedicatio Petri (У Климента Алекс. Stromata, VI, 5) христиане называются третьим родом (ττος γνος). В псевдокиприановом сочинении De pascha computus (c. 17). написанном около 242–243 г., христиане также именуются tertius genus. Подобные выражения у других писателей собраны Гарнаком, Mission, I, S. 212 и д. 829 Взгляд древних христиан на себя, как на новый народ, как на новое царство, впервые раскрыт со всею обстоятельностью Гарнаком (Mission und Ausbreitung d. Christentums, I, 206–227). Но он выясняет „политическое сознание“ церкви вне его влияния на церковное устройство. 839 В довольно обширной литературе, бывшей у нас под руками, мы не встретили ничего похожего на указанные нами параллели. 840 Иногда провинциальное собрание составляло лишь список кандидатов, избирал же римский правитель. Ср. Кюль, Провинциальные собрания у римлян 1898. Стр. 41–42. 843 Дежарден (Geographie historique et administrative de la Gaule romaine, III, 417–418), тщательно исследовавший географическую организацию императорского культа в древней Франции и сравнивший её с христианским церковным устройством, установившимся после обращения Константина, пришел к тому выводу, что языческая организация везде была предвозвестницей христианской. Дежарден утверждает, что почти каждый город, при котором находился жрец, руководивший служением во храме в честь Рима, Августа или гения царствующего императора и Divi Imperatoris, превратился в христианскую епископию, и каждый город, имевший своего областного жреца императорского культа, стал митрополией или архиепископией. Христианская иерархия, усвоив себе организацию иерархии языческой, заменила ее. Когда епископ римский потребовал себе наименования Pontifex Maximus и власти над христианскими митрополитами, тогда и те в свою очередь стали претендовать на управление епископами. Когда эти претензии получили широкое применение, тогда языческая иерархия императорского культа христианизировалась и послужила к объединению всей христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

959 Феофил, узнав о вторжении армии Афшина, оставил позицию в Каппадокии и с большей частью сил двинулся против него в Армениак. 960 Битва при Анзе на равнине Дазимон, в которой византийцы потерпели поражение, а сам Феофил едва не попал в плен, произошла 22 июля 838 г. Эпизод со спасением Феофила Мануилом описан в хронике выше. 961 Лев Философ – легендарный ученый, славившийся познаниями в геометрии, астрологии и медицине. Родился ок. 790 г. в Фессалии, был племянником Иоанна Грамматика. При Феофиле и Михаиле III руководил училищем в Магнавре. 962 Возможно, это прозвища одного человека, так как в других источниках фигурирует только один предатель. См.: Васильев. 1990. С. 150–152. 964 В числе захваченных арабами во время похода на Аморий находились 42 византийских военачальника. Отказываясь выдать их за выкуп, халиф пытался склонить их к переходу в ислам . Через 7 лет, в 845 г., сын и наследник аль-Мутасима халиф аль-Васик (842–847) предал пленников публичной казни, после чего тела их были брошены в Тигр. Память Аморийских мучеников Православная Церковь чтит 6 марта. 965 История о халифе и Льве Философе рассказана и у Продолжателя Феофана, однако совершенно в ином контексте, вне всякой связи с взятием Амория. Действие этого рассказа протекает еще при аль-Мамуне, т.е. в 829–833 гг. 968 Насколько известно из др. источников, Лев Философ был поставлен на кафедру около 840 г. при Иоанне Грамматике, который приходился ему родным дядей (PmbZ # 4440). При Мефодии (843–847) он, как ставленник иконоборцев, был низложен с кафедры. 969 Триконх – большой зал с тремя конхами (апсидами). Продолжатель Феофана, посвятивший постройкам Феофила пространный экскурс (Theoph. Cont. III 42–44), так описывает его: «Рядом с Карианом – Триконх с золоченой крышей, получивший такое название из-за своего облика, ибо возносится тремя конхами: одной восточной (ее подпирают четыре римских колонны) и двумя боковыми, на север и юг. С запада здание поддерживается двумя колоннами, и войти в него можно через три двери: средняя – сделана из серебра, крайние – из полированной меди... Именно в Триконхе Феофил обычно занимался делами и совершал ежедневные выходы. А перед ним, над отлитыми из серебра воротами, возвышался навес, поддерживаемый четырьмя колоннами зеленого фессалийского камня».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжении всего иконоборческого периода Византия оставалась культурно отрезанной от Запада и плененной военным и интеллектуальным вызовом ислама. Когда же в 787 и в 843 гг. общение с Церковью Рима было, наконец, восстановлено, возникновение враждебной Византии империи Каролингов предотвратило возрождение старинного orbis Christianorum   . Более того, возобновление иконопочитания стало победой греческих традиций, не похожих на ориентальное, негреческое по культуре иконоборчество исавров. В результате этого исторического развития Византийская Церковь вышла из иконоборческого кризиса более «Греческой» Церковью, чем когда бы то ни было. Она, возможно, стала бы даже чисто национальной Церковью, наподобие Армянской, если бы империи не удалось вновь расширить свои пределы в IX— X вв. при великих императорах Македонской династии и если бы не произошла евангелизация славян и последующая экспансия византийского христианства в Восточную Европу, что стало одним из величайших событий в миссионерской деятельности христиан. В отличие от Запада, где папство «перешло к варварам» после обращения последних, Константинополь, «Новый Рим», оставался неоспоримым и единственным в своем роде интеллектуальным центром христианского Востока вплоть до 1453 г. Но этот «Рим» был культурно и интеллектуально настолько греческим, что император Михаил III в послании папе Николаю I мог даже отозваться о латыни как о «варварском» и «скифском» наречии. Эллинский характер Византийской цивилизации ставил перед богословием вечный вопрос о взаимоотношениях между древнегреческим «разумом» и христианским Благовествованием. Хотя этот вопрос в неявной форме присутствовал в богословской литературе VI, VII и VIII вв., ясно, что его никто не поднимал с тех пор, как Юстиниан закрыл языческие университеты. В IX в., вслед за интеллектуальным обновлением, случившимся в царствование Феофила (829—842), последнего императора–иконоборца, византийские ученые более ревностно взялись за изучение античных языческих писателей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

О том, как именно произойдет Воскресение мертвых, как они станут нетленными, как будет осуществлен Суд и т. п., мы расскажем в главах XXIV–XXVI (см. с. 440–508. — Ред.). 826 Если отпевание совершает архиерей, то он возносит Господу особую молитву об упокоении усопшего. 827 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 334. 828 Сегодня одиннадцать тропарей после первого «Приидите, дадим последнее целование…» точно так же, как и тропарь на «Славу» и Богородичен с нашим ответом на просьбу усопшего собрата, к сожалению, часто опускаются для краткости! 829 Свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7. § 3. СПб., 1855. С. 222. 830 Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 11. С. 18. 831 Житие св. Иоанна Постника//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Сентябрь. С. 60. 832 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 332. С. 533. 833 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. «Трисвятое» надлежит петь также и согласно Большому Требнику нашей Церкви. Малый Треб ник определяет петь также одну из самогласных стихир Иоанна Дамаскина «Плачу и рыдаю», которая поется и в Последовании погребения. 834 В чинопоследовании Русской Православной Церкви в этом случае поется тропарь «Христос воскресе». (Прим. ред.). 835 Свт. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 6. Гл. 30//ΒΕΠΕΣ. 2, 116 (5–14). 836 См. описание процессии в Житии св. Макрины Григория Нисского//Творения св. отцов. Т. 45. 837 Житие свт. Петра, еп. Александрийского//Жития святых… Ноябрь, 25. 838 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 361. 839 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседы 4, 5//ПСТ. Т. 12. С. 46. 840 Он же. О Лазаре. Слово 5. Ст. 2//ПСТ. Т. 1. Кн. 2. С. 841. 841 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 333. 842 См.: Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7; также: свт. Симеон Солунский. Сочинения. M., 1994. С. 534. 843 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1–е Посл. к Кор. Беседа 9. Гл. 2//Т. 10. С. 556. 844 Преподобный Никодим Святогорец в толковании второго тропаря Рождественского канона пишет: «Праотец Адам, сотворенный из наитончайшего, наичистейшего, наиблагороднейшего праха земного […] получил духновение от Бога, и живая душа его была создана разумной и бессмертной. Дыхание Божие, как ясно сказано, не стало душой человека, но, по учению святителя Афанасия Великого, дыхание Божие создало душу человека. Ибо сказано, что Бог …вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Впоследствии он, получивший от Бога бессмертную душу, к несчастью, впал в тление и смерть через лукавство своей жены Евы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Сохраняя в существенном политику предшественника, он в то же время шел навстречу православным широкой терпимостью 257 . Последним гонителем иконопочитателей был сын Михаила II Феофил (829–842). Это был фанатик-иконоборец. Разумная терпимость к православным его отца выродилась в мрачное и жестокое притеснение духовенства. В 832 году он издает новый эдикт, в котором подчеркивает запрещение иконопочитания и пытается лишить святых Православной Церкви их почетных предикатов. Он сам выступает на диспутах с иконопочитателями и терпит от них поражение из-за своей неподготовленности в области диалектики, он же и казнит их за свое поражение 258 . По смерти Феофила правление государством взяла в свои руки вдова императора, так как наследник Михаил III, впоследствии за свою распутную жизнь получивший кличку «Пьяница», был еще несовершеннолетним. Последний император-иконоборец Феофил своими неразумными действиями в отношении иконопочитателей дискредитировал и себя, и само иконоборчество. Более чем столетняя борьба с иконопочитанием ничего не дала в области противоисламской политики. Она всем надоела, все устали от нее. С ведома императрицы ее правительство объявило об отказе от борьбы с религиозными убеждениями, как «свойственной низменным душам». После этого в 843 году состоялся собор, торжественно восстановивший иконопочитание 259 . Что же могли делать в условиях напряженности в отношениях между Церковью и государством константинопольцы? Заметим, что иконоборцы, как видно из самого слова «иконоборец», боролись с иконопочитанием и позволяли себе уничтожение икон, но на богослужение не посягали и храмы не закрывались. Это обстоятельство давало возможность православным укреплять свою веру таким же образом, каким укреплял ее Иоанн Златоуст в условиях распространения арианства, о чем писал Сократ Схоластик : «Ариане, как я сказал, делали свои собранья вне города. Для сего в праздничные дни каждой недели, т. е. в субботу и воскресенье, когда обыкновенно бывали церковные собрания, они сходились в городских воротах, около портиков, и на двух противоположных сторонах пели гимны, составленные применительно к учению арианскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Ср. выше мнение Епифания Кипрского. В сочинении III–IV в De pascha cimputus, приписывавшемся Св. Киприану, днем Рождества Христова считается 28 марта, а в надписи на статуе св. Ипполита Римского — 25 марта. в недавно открытой Georgiades " ом (в Халки) части комментарии св. Ипполита на кн. пророка Даниила есть замечание: «первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 дек. в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.; а пострадал Он 25 марта в пятницу, в 18 году Тиверия в консульство Руфа и Рубелия»; но в других фрагментах того же комментария (например в древней рукописи библ. Chiggi) и в цитате этого места у армянского еп. Георгия от 714 г. не указано здесь число месяца, и оно не требуется контекстом комментария. (Kellner, Heortologie 98). Только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 дек. для Рождества Христова — св. Златоуст (см. ниже) и блж. Августин (сл. 190, 1; 192, 3; 196, 1). 820. Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm. 821. Григорий Богослов. Слово 38. 822. Kellner, Heortologie 84. 823. Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520. 824. Иоанн Златоуст. Бес. о Филог., 4. 825. Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила — жертвою для очищения. 826. Иоанн Златоуст. Бес. на Р. Х. 827. См. выше стр. 268. 828. Usener Weihn. 320 f. 829. Василий Великий. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469. 830. Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. прп. Р. Х. 81. 831. Лк. 3, 23. 832. Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51, 16. 833. Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24). 834. Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103. 835. Косма Индикоплевс. Христианская топография V, 3. (Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.) 836. Апостольские Постановления VII, 33. 837. Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim. 838. Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24) (Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366. 839. Паломн. § 26. 840. Евсевий. Жизнь Конст. III, 25–40. 841. Сократ. Церк. ист. I, 17. Созомен. Церк. ист. II, 1. 842. Павлин Ноланский. Пис. к Северу 21, гл. 5. 843. Kellner, Heortologie, 185–189. 844. Паломн. § 48–49. 845. Созомен. Церк. ист. II, 26. 846. По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском Соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери. 847. Keller, Heortol. 143. 848. См. выше, стр. 250. 849. Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38–144.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Ср. выше мнение Епифания Кипрского. В сочинении III–IV в De pascha cimputus, приписывавшемся Св. Киприану, днем Рождества Христова считается 28 марта, а в надписи на статуе св. Ипполита Римского — 25 марта. в недавно открытой Georgiades " ом (в Халки) части комментарии св. Ипполита на кн. пророка Даниила есть замечание: «первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 дек. в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.; а пострадал Он 25 марта в пятницу, в 18 году Тиверия в консульство Руфа и Рубелия»; но в других фрагментах того же комментария (например в древней рукописи библ. Chiggi) и в цитате этого места у армянского еп. Георгия от 714 г. не указано здесь число месяца, и оно не требуется контекстом комментария. ( Kellner, Heortologie 98). Только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 дек. для Рождества Христова — св. Златоуст (см. ниже) и блж. Августин (сл. 190, 1; 192, 3; 196, 1). 820.  Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm. 821.  Григорий Богослов. Слово 38. 822.  Kellner, Heortologie 84. 823. Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520. 824.  Иоанн Златоуст. Бес. о Филог., 4. 825. Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила — жертвою для очищения. 826.  Иоанн Златоуст. Бес. на Р. Х. 827. См. выше стр. 268. 828.  Usener Weihn. 320 f. 829.  Василий Великий. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469. 830. Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. прп. Р. Х. 81. 831. Лк. 3, 23. 832.  Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51, 16. 833.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24). 834.  Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103. 835.  Косма Индикоплевс. Христианская топография V, 3. ( Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.) 836. Апостольские Постановления VII, 33. 837.  Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim. 838.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24) ( Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366. 839. Паломн. § 26. 840.  Евсевий. Жизнь Конст. III, 25–40. 841.  Сократ. Церк. ист. I, 17. Созомен. Церк. ист. II, 1. 842.  Павлин Ноланский. Пис. к Северу 21, гл. 5. 843.  Kellner, Heortologie, 185–189. 844. Паломн. § 48–49. 845.  Созомен. Церк. ист. II, 26. 846. По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском Соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери. 847.  Keller, Heortol. 143. 848. См. выше, стр. 250. 849.  Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38–144.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

191-322). Англ. пер. с немецкого: Pfotenhauer Th. C. Islam in the Crucible: Can it Pass the Test? New Haven, 2002; Refutation of the Koran/Transl. L. Ensis. [S. l.], 2010. 5. Бернард Ги (Bernardus Guidonis [Gui], ум. 1331). «О рождении, жизни, кончине и деяниях св. Фомы Аквинского» (Legenda s. Thomae de Aquino de ortu, vita et obitu ac gestis eius). Издание лат. оригинала: Fontes vitae S. Thomae Aquinatis, notis historicis et criticis illustrati. Fasc. 3: Vita S. Thomae Aquinatis auctore Bernardo Guidonis/Ed. D. M. Prümmer. Tolosae, 1927. P. 216-222, 259-263. (Documents inédits publiés par la Revue Thomiste; 3). К. перевел лишь гл. 53-54 (De numero et nominibus librorum et tractatuum sancti Thomae doctoris; Τ συγγραφντα παντα πονματα παρ το σοφωττου Θωμ...), где содержится перечень сочинений Фомы Аквинского. По мнению Димитракопулоса, перевод выполнен, вероятно, в авг. 1365 г. ( Demetracopoulos J. A. Demetrius Cydones " Translation of Bernardus Guidonis " List of Thomas Aquinas " Writings and the Historical Roots of Byzantine Thomism//1308: Eine Topographie historischer Gleichzeitigkeit/Hrsg. v. A. Speer, D. Wirmer. B.; N. Y., 2010. P. 829-884; здесь: p. 847). Издание греч. пер. (по одной рукописи - автографу К. в Marc. gr. II, 2 (1012). Fol. 117v - 118v): Demetracopoulos. 2010. P. 851-858 (приложен греко-лат. индекс.: P. 858-881). 6. «Исповедание веры имп. Иоанна Палеолога» (Professio fidei catholicae ab Ioanne imperatore Graecorum Romae apud papam facta). Лат. текст и греч. пер. составлены К. (quam ipse dominus Demitrius ex ipsa scriptura latina in grecam litteram se asseruit transtulisse// Mercati. 1931. P. 147). Текст сохранился в 2 редакциях. 1) Редакция 10 окт. 1369 г.: Leonis Allatii De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres, ejusdem dissertationes De dominicis et hebdomadibus Graecorum, et De missa praesanctificatorum, cum Bartholdi Nihusii ad hanc annotationibus de communione orientalium sub specie unica. Coloniae Agrippinae, 1648. Col. 843-848 (греч.), 848-852 (лат.) (=PG. 154. Col. 1297-1308); Monumenta spectantia ad unionem Ecclesiarum Graecae et Romanae, maiorem partem e sanctioribus Vaticani tabulariis/Ed. A. Theiner, F. Miklosich. Vindobonae, 1872. P. 38-39 (лат.), 41-43 (греч.). 2) Редакция 18 окт. 1369 г.: изд. Ламброс (Νος Ελληνομνμων. 1914. Τ. 11. Σ. 241-254 (лат. и греч.: p. 241-249; после с. 240 на табл. 5 фотокопия греческого оригинала - автограф К.; собственноручная подпись императора воспроизведена на табл. 6 после с. 254); Vasiliev A. A. Il viaggio di Giovanni V Paleologo in Italia e l " unione di Roma//SBN. 1931. Vol. 3. P. 153-192 (лат. текст: P. 180-183).

http://pravenc.ru/text/1684325.html

…на барабашке. — Барабаном в часах называется плоский цилиндр, заключающий в себе пружину. 824 Пуня — чулан, клеть, сеновал. 825 Того бо вси повинни есьми (старослав.) — этому все мы повинны. 826 …по вся дни (старослав.) — всегда. 827 …поча (старослав.) — начал. 828 …во еже отвратити его очеса (старослав.) — чтобы отвести его глаза. 829 …кийждо поревноваша коемужде, даже аще мнилось быть и благочествии и боголюбивии, и невозглагола правды даже и той же бе первый по фараоне…— каждый соревновался с каждым, даже те, кто считались благочестивыми и боголюбивыми, и не сказал правды даже и тот, кто был первым после фараона. 830 Связень Пентифаров — узник Пентефрия. По библейскому сказанию, Иосиф, проданный своими братьями в рабство египтянину Пентефрию, впоследствии прославился как толкователь снов, правильно истолковал сон фараона, предсказав голод, после чего фараон, уверившись в его мудрости, поставил его правителем над всем Египтом. 831 …в животе (старослав.) — в жизни. 832 …пета бяху…(старослав.) — пета была. 833 …в сем веце…(старослав.) — в этой жизни. 834 …в полноте священной власти твоей над рабами твоими могут сделать тебе умаление — то есть могут взять имение в опеку. 835 …изойду на вольное поветрие…— выйду на вольный воздух. 836 Блазень — неопытный, несмышленый. 837 борзяся — второпях. 838 …я тебе уготовился яко же конь добр в дань брани…— Имеется в виду следующее место из библии: «Конь уготовляется на день брани: от господа же помощь» (Книга притчей Соломоновых, XXI, 31). 839 Престрашка — страх. 840 Обыскная книга — церковная книга для записи браков. 841 Консисторский приказный — мелкий чиновник консистории. 842 «Род сей ничем же изимается» — неточная цитата ил евангелия (от Марка, IX, 29). 843 Вронченко, Федор Павлович (1780–1852) — министр финансов в годы с 1844 по 1852. 844 …жизнь играла у гробового входа. — Имеются в виду строки Пушкина: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть… («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») 845 Вье-гарсон (франц. vieux garçon) — старый шалун. 846

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

396 Mateos J. Célébration. P. 49–56; Ср. также праздничные антифоны в любом издании византийского Апостола. 397 Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 55. Parenti S. Storia regionale delle preghiere eucaristiche: Costantinopoli в составе сопутствующею тома в вы- ходящем 2-м изданием Hänggi-Pahl; Паренти полагает, что вытеснение ВАС литургией Иоанна Златоуста было вызвано студитской тенденцией к совершению евхаристии ежедневно, что было частью литургической реформы после окончательной победы над иконоборчеством в 843 г. Об этой реформе см. также Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 52ff. 399 Taft R.F. Pontifical liturgy. I, 284–290; II, 106–115=id. Liturgy in Byzantium. II, 284–290; III, 106–115. 401 Taft. Great Entrance 291–306; id. Pontifical Liturgy I, 296–97; II, 117=id. Lit¬urgy in Byzantium II, 296–97; III, 117. 404 В добавление к исследованиям, привиденным в прим. 399–43, я делаю обзор некоторых работ в: Taft R.F. Quaestiones disputatae. The Skeuophylakion of Hagia Sophia and the Entrances of the Liturgy Revisited//Part I: OC. 1997. 81. P. 1–35; Part II: OC 82. 1998. P. 53–87. 405 Taft R.F. Great Entrance. P.396; Majeska G. The Emperor in His Church: Imperial Ritual in the Church of St. Sophia/Maguire H. (ed.)//Byzantine Court Culture from 829 to 1204. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection/Harvard University Press, 1997. P. 1–11, здесь 7–8. 406 См. Taft R.F. Spoons. P. 209–238, здесь 231 и более полно id. The Byzantine Imperial Communion Ritual//Festschrift for Christopher Walter AA. Oxford, 1999 (in press); id. The Emperor " s Communion. EXCURSUS к главе I id. Communion; также Majeska G. The Emperor (предшествующее примечание). P. 4, 8. 407 В Эдессе произошел инцидент с участием претендента на трон Тиверия, который в действительности был самозванцем по имени Бесер (или Бешер), выдававшим себя за сына императора; Chronique de Michel le syrien, patriarche jacobite d " Antioche (1166–1199)/Chabot J.-B. (trans.) Vol. 2. Paris, 1901. P. 504: «Lorsqúil entra à Edesse, il eut l " audace de pénétrer dans le sanctuaire et de prendre la communion de ses mains sur la table de vie, selon le coutume de l " empereur des Romains»; Chabot J.-B.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010