4. Раскаяние, в частности его необходимость и действенность. Особенно важно четкое различие между совершенным раскаянием [contritio], которое само по себе вызывает прощение грехов, если оно соединено с намерением принять Таинство, и несовершенным раскаянием [atritio], которого достаточно для подлинного принятия этого Таинства. Лютер упорно нападал на это несовершенное раскаяние как на простое лицемерие [ХВ 823–824, 840]. 5. Исповедь и ее необходимость по Божественной заповеди. Этот пункт, о котором уже говорил IV Латеранский Собор [ХВ 797–798], Лютер оспаривал [ХВ 825–827, 841–843]. 6. Отпущение грехов, которое может дать только священник. Его подлинность не зависит от нравственной высоты служителей (против Виклефа). Оно – действенное оправдание, а не простая декларация, ибо оправдание производит не вера в прощение, как думает Лютер, но отпущение само по себе [ХВ 828–829, 844–845]. 7. Церковь имеет право оставить прощение некоторых тяжких грехов за папой или епископами [ХВ 830, 846]. 8. Удовлетворение за грехи, имеющее силу благодаря Христу Искупителю, тоже необходимо [ХВ 831–835, 847–850]. Преамбула (814, 1667) Хотя [мы] были уже вынуждены в Декрете об оправдании [ХВ 576–577, 611] неоднократно упоминать о Таинстве Покаяния в связи с другими темами, количество заблуждений в этих вопросах в наше время настолько велико, что Святой Тридентский Вселенский Собор, законно собравшийся в Святом Духе, под руководством легата и нунциев Святейшего Престола, рассудил, что было бы весьма полезно для общего блага дать более точное и более полное определение (этому Таинству). Таким образом, после того, как под защитой Святого Духа будут выявлены и отвергнуты заблуждения, апостольская истина явится в своей чистоте и сиянии. Именно ее Святой Собор предлагает всем христианам, с тем, чтобы вечно хранить. Глава 1: Необходимость и установление Таинства Покаяния (815, 1668) Если бы все возрожденные обладали достаточной благодарностью Богу, чтобы с постоянством хранить праведность, которую они получили при крещении благодаря Его милосердию и благодати, не было бы необходимости устанавливать Таинство для отпущения грехов, отличное от крещения [ХВ 837]. Но «Бог, богатый милостью» [ Еф 2, 4 ] «знает состав наш» [ Пс 103 (102), 14]. Он также даровал лекарство, возвращающее жизнь тем, кто попал затем в рабство греха и под власть диавола: Таинством Покаяния благодеяния Смерти Христовой даются тем, кто пал после крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В 815 г. открылся собор под председательством нового патриарха Феодота, родственника Копронима, полуграмотного военного. Собор восстановил определения собора 754 г. и отменил решения 787 г. Однако, собор этот отличался некоторой терпимостью к иконам. Признавалось их дидактическое значение. Иконы разрешалось иметь в храмах, но располагать их следовало как можно выше. Собор 754 г. на этот раз не признавался как вселенский собор. Против новых постановлений выступил Федор Студит. Его, как и прочих несогласных с решениями собора 815 г., сослали, предварительно подвергнув пыткам. Сосланные Феодор Студит и патриарх Никифор стали самыми яркими борцами за почитание икон. Лев Армянин был убит в 820 г. Заговорщики отрубили ему руку с крестом и голову прямо в церкви во время рождественского богослужения. Императором стал Михаил Второй Травл (Косноязычный). Не смотря на произведенную амнистию иконопочитателей, в результате которой из ссылки вернулись Феодор Студит и Никифор, новый император оказался также иконоборцем. Однако этот император отличался религиозной терпимостью. Михаил Второй подарил франкскому императору Людовику Благочестивому орган, который так понравился на Западе, что прочно вошел в богослужение. Этот же Константинопольский император подарил на Запад мощи Дионисия Ареопагита . Для хранения этих мощей был построен собор в Сан Дени под Парижем, который стал усыпальницей французских королей. Сын Михаила Второго Феофил (829–842) в отличие от отца проявил себя активным иконоборцем. В 833 г. он поставил патриархом Иоанна Грамматика. Иконы выносились из храмов, одновременно шла борьба с монашеством. В 831 г. император вторично женился. Его супругой стала Феодора, тайная иконопочитательница. В 842 г. император скончался. Торжество Православия После смерти Феофила престол перешел к его малолетнему сыну Михаилу Третьему. Регентшей при малолетнем императоре стала Феодора. Феодора сразу же после смерти мужа прекратила преследования икон и иконопочитателей. Монахи были возвращены из ссылок, Иоанн Грамматик был низложен, вместо него был поставлен Мефодий. По просьбе императрицы, епископы не стали анафематствовать ее мужа. Для утверждения иконопочитания было объявлено особое открытое торжество. В первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 г., иконопочитание было восстановлено. Впоследствии Торжество Православия станет воспоминанием о победе Церкви над всеми ересями. Иконоборчество на Западе

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Заметим, что литию, совершаемую ночью епархом города, видел посетивший Константинополь в последние годы XII или в первые XIII века архиепископ Новгородский Антоний. В своем «Путешествии в Царьград» он оставил заметку: «А оттоле святый Стефан Новый в монастыри лежит; и на память его главу приносят к погребу, идеже седел ввержен; главу же его носит епарх чрез всю нощь со множеством людей со свещами, зовуще: „Киролесу " " 294 . В данном случае носимой святыней являлся не крест, а голова преп. Стефана Нового. Преп. Стефан был уроженцем Константинополя, подвизался в пещере преп. Авксентия в Вифинии, мученически скончался в Константинополе за иконопочитание в царствование Константина Копронима 295 . Почитание его как мученика могло быть установлено вскоре после Собора 843 года, известного в истории как событие Торжества Православия. В эти годы в сознании православного населения Константинополя особенно оживилось почитание мужественных защитников иконопочитания – мучеников и исповедников. В 845 году в Константинополь были принесены мощи преп. Феодора Студита и брата его, епископа Солунского Иосифа, скончавшихся в изгнании 296 . В 846 году были принесены мощи Никифора, патриарха Константинопольского, скончавшегося в заточении 2 июня 829 года 297 . В Константинополе же был погребен патриарх Герман. После издания эдикта, запрещавшего иконопочитание (726 год), и кровавой расправы с иконопочитателями (727год) патриарх пытался удержать Льва Исавра от иконоборчества и, не достигнув желаемого, 22 января 730 года сложил с себя патриаршество вместе с омофором, за что был изгнан из патриаршего дома посланными императором солдатами 298 . В Константинополе в монастыре св. Дия лежала голова и мощи мученика Димитрия, осмелившегося низвергнуть с лестницы воина, который по приказу Льва Исавра пытался снять образ Спасителя, висевший над вратами храма в Халкопратии 299 , О нем архиепископ Антоний пишет: «А толе святый Димитрий лежит в теле белец» 300 , т. е. мирянин. Также в Константинополе в женском монастыре лежали мощи мученицы девицы Феодосии, вместе с другими женщинами и вышеназванным Димитрием препятствовавшей воину снять образ Спасителя и принявшей мученическую кончину. Об этой мученице архиепископ Алтоний пишет: «Святая Феодосия в женьском монастыри в теле лежит во сребряне гробе, и на перенос выносят ю, и на человеки поставляют, и больным исцеления от нея бывают». 301

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Комментарии Глава II. Действующие лица Император Феофил Сын и наследник Михаила II, которому предстояло стать одной из самых ярких личностей на византийском престоле, родился, как уже упоминалось, в г. Амории около 812/813 г. и был провозглашен соправителем отца в 821 г. в возрасте восьми лет. После смерти Михаила 2 октября 829 г. Феофил по желанию покойного отца некоторое время правил вместе со своей мачехой Евфросиньей, хотя продолжительность этого периода историкам установить не удается. Во всяком случае, она не превышала нескольких месяцев. Затем Евфросинья, по своей инициативе или по принуждению, сложила с себя обязанности соправительницы и удалилась в ею же и основанный монастырь Гастрия в Константинополе. Феофил стал править единолично. Главное затруднение, связанное с фигурой Феофила, для историка состоит в том, что император стал превращаться в полулегендарный персонаж уже через три-четыре десятилетия после смерти, наверняка не без помощи тех достаточно необычных процедур, которые сопровождали его посмертную церковную реабилитацию в 843 г. и нашли отражение в «Повести о прощении Феофила». При этом для времени его правления в нашем распоряжении нет столь информативных и достойных доверия источников, как «Хронография» Феофана Исповедника или переписка Феодора Студита , интенсивно использовавшиеся в предыдущей главе. Поэтому главной задачей этого раздела будет не последовательный рассказ о жизни и деятельности императора, но попытка выявить основные факторы, обусловившие направление его религиозной политики, и причины того, что она в конечном счете потерпела крах, признаки которого появились еще при жизни Феофила. Выше уже говорилось о том, что первой же демонстративной акцией нового императора источники называют казнь убийц Льва V. Поскольку проверить достоверность этого сообщения нет никакой возможности и подвергать сомнению свидетельство Мефодия о наказании Михаилом своих «соучастников в убийстве» оснований тоже не имеется, довольно сложно понять, какое конкретное действие стоит за этим рассказом. Возможно, кого-то из непосредственных исполнителей убийства Михаил пощадил, потому что они были его друзьями или еще по какой-то причине, сделав вид, что не знает об их причастности. Такая версия находит подтверждение в самом тексте Продолжателя: из него ясно, что эти люди так и не дождались от Михаила наград за свой поступок и, более того, Феофилу пришлось устанавливать их личности с помощью хитрости 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отличался широтой знаний, прослышав о которых халиф Мамун просил у василевса Феофила (829–842 гг.) прислать Л. М. в Багдад, предлагая за это 2000 фунтов золота и договор о вечном мире. Л. М. особенно известен как искусный механик, изобретатель Соломонова трона, а также светового (огневого) телеграфа ромеев. Им также составлен «Краткий курс медицины». Преимущественно светские интересы Л. М. не помешали ему стать архиепископом Фессалоники, где он, будучи рукоположен Иоанном Грамматиком, выступал как сторонник иконоборства. В 843 г. был отрешен от кафедры. Преподавал в частной школе в Константинополе, а после – в государственной школе при монастыре Сорока Мучеников, куда был назначен василевсом Феофилом. Позже управлял высшей школой, открытой в константинопольской Магнавре кесарем Вардой, советником василевса Михаила III (842–867 гг.). Сам Л. М. вел здесь занятия философией, а его ученики – геометрией (Феодор), астрономией (Феодигий), грамматикой (Комит, комментатор и издатель поэм Гомера). В Магнаврской школе учились дети и родственники членов императорской семьи, а также представители гражданской знати. В этом учебном заведении не было кафедры богословия, что обусловило ту враждебность, которую питал к школе Патриарх Игнатий и его последователи. Лев Торник (Торникий) – выходец из старинной армянской семьи Торников, был владетелем в Армении (откуда его прозвище от армянской области Тарон). После прихода к власти Константина IX Мономаха (1042–1055 гг), с которым состоял в дальнем родстве, был вызван в Константинополь, получил титул патрикия, а затем веста. Кроме столицы, жил в Адрианополе, где был крупным землевладельцем, пользовавшимся большим влиянием. Служил стратигом пограничной области в Ивирии. Попав в опалу, был пострижен в монахи. Это обстоятельство поставило его во главе заговора против царя. Бежав из Константинополя в Адрианополь, поднял военный мятеж. К Л. Т. присоединились македонские фемные войска, собранные против болгар, тогда как императорские войска были отправлены против сельджуков, а сам Константин Мономах лежал, сраженный подагрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1361 ...на камне место, где прежде спал пророк Варух... и послал его в Вавилон к Даниилу пророку, известил, что оне в том году будут отпущены из плену. – См. коммент. 828. 1363 ...в нем росло древо на крест Господень на Адамове могиле. – Далее паломник приводит вариант легенды о Крестном древе. См. также коммент. 829. 1366 Егда же жидове, емше Христа и Пилату на распятие предавше, искаше древа тяжчайшаго на крест... И задеша Симону Киринейску понести крест Господень... – См. 802. 1368 На пути монастырь Илии пророка... иде в путь четыредесять дней и нощей, не взалка. – См. коммент. 831. 1369 ....есть монастырь на том месте, где Христос родился в вертепе... ход в вертеп, где Христос родился. – О Вифлеемской церкви Рождества Христова см. коммент. 834. 1371 И от того места на восток, с версту или болше, под гору есть долина... Идите в Вифлеем и поклонитеся рождшемуся Христу, в вертепе лежащему (во яслех)». – См. коммент. 843. 1373 ...монастырь на самом потоке, в горе, Саввы Освященнаго... выносили в ящиках мощей, главы Ксенофонта и супруги его Марии и детей их – Аркадия, Иоанна... – См. коммент. 845. 1376 ...гора Саранданская, на которой Христос после Крещения постился 40-к дней и 40-к нощей, и ту искушаем был от диавола. – См. коммент. 871. 1378 ...течет от ночи на полдень из двух озер Пора и Дана. – Паломник отсылает читателя к апокрифической легенде о происхождении имени реки Иордан от названий составляющих ее рек Иор и Дан. Впервые в русской паломнической литературе ее привел игумен Даниил (см. наст. изд. Т. 4.). 1381 Есть гора прекрутая, где Елисавет, жена Захариева, съпрятавшись в расьселину каменную... Ирод царь начал побивать младенцев. – См. коммент. 854. 1383 ...недели Православия. – Торжество Православия совершается в первую неделю (воскресенье) Великого поста. 1386 ...Великой четверток... – Четверг Страстной недели, в который вспоминается Тайная вечеря в установление Иисусом Христом таинства евхаристии. 1387 ...два листа печатные в лицах изображения Христа и апостолов... класть во гроб в руку тому человеку, кто сподобился принять. – См. коммент. 861.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

215 Св. патриарх Константинопольский Никифор I (806–815, ум. в 829 г., память 14 июня) сыграл выдающуюся роль в борьбе за укрепление позиций патриаршего престола и против второго иконоборчества. С самого начала своего патриаршества Никифор проводил политику централизации Церкви, с тем чтобы создать реальный противовес вмешательству государства в церковные дела. Его попытки ликвидировать внутрицерковную оппозицию не были вполне успешны, однако они заложили основание для возвышения патриаршей власти в будущем. Крупнейшим успехом патриарха можно считать то, что при возобновлении иконоборчества в 814–815 г. императору Льву V и его сторонникам не удалось внести раскол в православную оппозицию, а это в конечном счете и обрекло на неудачу все предприятие. До самого избрания Мефодия в 843 г. православные никогда не признавали иного законного патриарха, кроме Никифора, и после воцарения Михаила II в конце 820 г. возвращение Никифора на престол было одним из непременных условий церковного примирения, выдвинутых иконопочитателями. Такое же условие поставил перед Михаилом и папа Пасхалий. С политической точки зрения Никифор принадлежал к той же группировке, что и патриархи Тарасий (784–806), Мефодий и Фотий. В 847 г. Мефодий организовал торжественное перенесение мощей Никифора из места его ссылки в столицу, сознательно подчеркивая параллель между ним и свт. Иоанном Златоустом – также Константинопольским патриархом, пострадавшим от неправедных действий императоров. 216 Прп. Феодор Студит (759–826, память 11 ноября) происходил из знатного константинопольского рода. В 780 г. он принял монашество в семейном монастыре Саккудион, игуменом которого был его дядя Платон. В 794 г. он сменил Платона на посту игумена, а в 799 г. монахи под предводительством Феодора восстановили древний Студийский монастырь в Константинополе, который вскоре превратился в один из крупнейших центров византийского монашества. Феодор и его семейство были сторонниками императрицы Ирины (780–803), которую они поддерживали против ее сына Константина VI (правил самостоятельно в 790–797 г.), однако только игумен зашел настолько далеко, что разорвал общение с патриархом Тарасием под тем предлогом, что последний разрешил Константину развестись с женой Марией и обвенчаться с Феодотой (двоюродной сестрой Феодора и фрейлиной Ирины).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69. Лев V Армянин (813-820) - византийский император; тайный иконоборец, способствовавший быстрой реставрации этого учения. В 814 г. он поручил тогда малоизвестному клирику Иоанну, за учёность прозванному Грамматиком [Иоанн VII Морохарзаний (Ованнес Керакан), патриарх Константинопольский (837-843), родом армянин, ярый иконоборец; идеолог возрождения иконоборчества], ещё раз с богословской точки зрения рассмотреть вопрос об иконах; нечестивец подтвердил: иконам поклоняться нельзя. В 815 г. в Константинополе был созван новый иконоборческий собор, отменивший постановления VII Вселенского Собора (787), запретивший «несогласное с преданием, или, ещё вернее, бесполезное, производство икон и поклонение им» и провозгласивший возврат к постановлениям иконоборческого собора в Иерии (754). Возвращаясь к начинаниям Льва III (717-741), Лев Армянин заявил: «Вы видите, что все государи, которые признавали иконы и поклонялись им [имеются в виду правившие до него Константин VI (780-797), святой Ирина (797-802), Никифор I (802-811), Ставракий (811) и Михаил I (811-813)], умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие икон умерли своей смертью на престоле и, с почётом перенесённые в императорские усыпальницы, были погребены в храме Апостолов. Я тоже хочу подражать им и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше держалось до четвёртого и пятого поколения». 70. Михаил II (820-829) - император Византии, основатель Аморийской (Фригийской) династии, по прозвищу Травл (шепелявый). Плохо разбирался в богословских тонкостях и к вопросам веры был равнодушен. Сам он не был иконоборцем по убеждению, однако официальная религиозная доктрина государства продолжала оставаться иконоборческой - в храмах святые изображения, если они ещё существовали, помещались высоко, в школах внушалось презрение к иконопочитанию как следствию необразованности. Папского посла святителя Мефодия I (будущего Константинопольского патриарха, 842-846) Михаил за призывы восстановить иконопочитание наказал плетьми. Низложенный при Льве V (813-820) патриарх Никифор I (806-815) писал к Михаилу, прося возродить иконопочитание. Император отвечал ему: «Не вводить новшества в догматы веры пришёл я и не разрушать... установленное. Пусть каждый поступает по своей воле и желанию... Мы в каком положении нашли Церковь, в таком решаем и оставить её. Поэтому мы определяем, чтобы никто не дерзал поднимать слово ни против икон, ни за них... и да будет соблюдено глубокое молчание по отношению к иконам». Однако постепенно он отступился от своих первоначальных намерений, начав гонения на православных: одних проповедников иконопочитания он изгнал из города, других заключил в тюрьму.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

74. Принцевы острова - группа из девяти островов на северо-востоке Мраморного моря, близ Константинополя. В византийское время на некоторых из них были монастыри, служившие местом ссылки низложенных императоров и патриархов, а также опальных сановников и монахов. Халка - место ссылки преподобного Феодора Студита, пребывавшего там с 809 по 811 гг. На Оксии в первой ссылке находился святой Платон Исповедник (809-811). Принцип - самый большой из всех остров, византийцы называли его «островом принца». Принкип был местом изгнания значительного числа византийских церковных и светских сановников. К 821 г. на нём нашёл убежище с частью своих учеников преподобный Феодор Студит (759-826), там же он и скончался. 75. Праведная царица Феодора I († 867) - супруга императора Феофила-иконоборца (829-842), происходила из древнего знатного армянского рода Мамиконян. Не прошло и двух месяцев после смерти Феофила, как святая царица Феодора, став первым регентом (842-856) при малолетнем сыне, поставила точку в борьбе с иконоборчеством, вторая волна которого поднялась со времён правления Льва V (813-820). Для этого 11 марта 843 г. в первое воскресенье Великого поста в Константинополе был созван поместный Собор, который, утвердив догмат иконопочитания VII Вселенского Собора (787), восстановил почитание икон, а все иконоборцы были преданы анафеме и даже вынуждены были участвовать в общем крестном ходе с иконами, который проходил по улицам столицы. Акты Собора были вырезаны на трёх больших плитах, помещённых в храме святой Софии. В память об этом событии было установлено ежегодное празднование Торжества Православия, крестный ход и особый Чин Православия, на котором читается «Синодик в Неделю Православия», состоящий из актов Собора с некоторыми позднейшими дополнениями. Впоследствии этот праздник приобрел общий характер торжества Церкви над всеми ересями. По достижении совершеннолетия её сыном, императором Михаилом III Пьяницей (856-867), святая Феодора в результате интриг оставила Константинополь и с четырьмя незамужними дочерьми удалилась в монастырь, где и почила.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

800 г. Папа Лев III провозглашает франкского короля Карла Великого «императором Римской империи». Ноябрь 809 г. Карл Великий разделял мнение германских Епископов о filioque и в ноябре 809 г. созвал церковный собор Западной Церкви в гор. Аквизграна. Собор, однако, отверг filioque. 810 г. Тогда Карл Великий послал послов к папе Льву III, который их выслушал, порицал, одобрил веровать им как они мыслят(!) и повелел установить на могилах свв. Петра и Павла две серебряные таблички с Никео-Константинопольским Символом веры без filioque, с надписью: «Это поставил я, Лев, из любви к Православию и для предохранения его от повреждения.» 814 г. Церковный собор в гор. Аахене. 829–842 гг. Император Феофил. Иконоборец. Перед смертью покаялся и почтил св. иконы. †28. 10.IV.830 г. Св. благоверный князь (канартикин – престолонаследник) Боян-Енравота убит своим братом, болгарским Каном Маламиром. 835 г. Моравский князь Моймир I прогнал паннонского (блатненского) князя Прибыну из Паннонии, который бежал в Баварию. Баварский комит Ратбод представил его немецкому королю Людвигу, который повелел ознакомить Прибыну с христианской верой и чтобы он принял крещение в нее. Крещение состоялось в храме св. Мартина, близ нынешней Вены, в диоцезе Ювавенской (Зальцбургской) епархии. Вскоре после этого, из-за несогласий с Ратбодом, князь Прибына, отец паннонского (блатненского) князя Коцеля, вместе со своим сыном бежал в Болгарию. Однако из Болгарии, очевидно из-за враждебности в Болгарии тогда к христианству, он ушел в Хорватию к хорватскому князю Ратимиру. (Cornersio Bagoarium et Carantanorum, MGH, SS; ЛИБИ, т. II, c. 133–34.) 842–867 гг. Император Михаил III. До его полнолетия в 856 г. его мать св. Императрица Феодора была регенткой и правила вместо него. В 842/3 гг. она созвала церковный собор в Константинополе, который окончательно утвердил и восстановил иконопочитание. 843 г. Франкская империя распалась Верденским договором на три части – Германия, Франция и Италия. 845 г. Четырнадцать моравских вельмож приняли христианскую веру. Ирландская миссия в Моравии ирландского Епископа Виргилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010