к Тимофею, в 1549 г. – к Титу, 154950 к Фессалоникийцам и на соборные послания, 1551 – на послания ап. Иакова; после того: в 1552 г. на книгу Деяний, 1553 – на три синоптические Евангелия и отдельно на Евангелие Иоанна. Из объяснений на В. Завет с 1551 по 1565 г. вышли толкования на Исаию, на 4-ре книги Моисея и малых пророков, Даниила, Иеремию, Иезикииля, Иисуса Навина, Второзаконие, Иова и кн. Царств (Самуила). Некоторые из толкований: на книги Моисея, Псалмов, Исаии, Навина изданы самим Кальвином; другие книги, истолкованные в академических лекциях и проповедях, записаны его слушателями. К экзегетическим же трудам Кальвина должно отнести и его труды по исправлению французского перевода Библии. 437 Totus homo non aliud ex se ipso est quam concupiscentia. Institut. 1. II, с. I. S. 8, p. 183. 439 Immo tota eorum natura quoddum est peccati semen: ideo non odiosa et abominabilis Deo esse non potest. Institut. 1. IV, с. XV, s. 10, p. 967; cf. Institut. 1. II, с. I, s. 8, p. 183. 440 Acta Synodi Tridentinae cum antidoto 1547 года Opp. Vol. VII, p. 443 ed. Br. Теже мысли Кальвин развивает в защиту Лютера против катол. теолога Пиггия: Defensio sanae et orthodoxae doctrinae et de servitute et liberatone humani arbitrii adversus calumnias Alb. Piggii. Campensis 1543. Opp. V. VI ed. Br. 441 Виттенбергский теолог говорил: Бог от вечности из поврежденной массы человеческого рода, который он мог без всякой несправедливости предать погибели, избрал часть людей к тому, чтобы чрез Христа привести к спасению, без всякой с их стороны заслуги, которой впрочем они и не имеют, другую же часть по вечному неизменяемому гневу Он предал осуждению. Поэтому первые грешат не как виновники, но как орудия, которые Бог употребляет свободно по Своей воле, подобно тому, как домохозяин пьет воду или выливает ее, след. Бог движет руку убийцы на убийство и т. д. Все совершается необходимо. Никакой человек, ни Ангел, никакая тварь не имеют совершенно свободной воли. Schweizer’s Central-dogmen I. S. 8190.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Об одном «великом старце в «Луге Духовном“ рассказывается, что он пятьдесят лет провел в своей пустыни, не пил вина, не ел хлеба, кроме отрубей, и три раза в неделю приобщался (tertio singulis hebdomadibus communicabat). 1546 Преподобная Мария Египетская, достигшая необычайного молитвенного совершенства, 1547 однако же просит Зосиму принести ей Св. Дары. 1548 По свидетельству Василия В., отшельники имели с собой запасные дары и сами себя приобщали: «все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, сами себя приобщают“. 1549 И такое отношение подвижников к причащению Св. Таин обусловливалось верой в необходимое спасительное значение этого причащения, особенно важного именно для пустынников, которые подвергаются особенно жестокому нападению демонов. 1550 Причащение Св. Таин считалось столь необходимым для спасения, что возникло верование о причащении живущих совершенно уединенно подвижников из рук ангелов. 1551 Вот, наконец, несколько фактов, свидетельствующих о почитании подвижниками достоинства священного сана и церковных праздников. Во дни общественных празднеств ( ν ταις δημοτελεσι πανηγρεσι) подвижник Симеон Столпник проявляет особый вид терпения. После заката солнца и до самого восхода его на восточном крае горизонта, он стоит всю ночь ( παννχων) с поднятыми к небу руками, препобеждая сон и усталость. 1552 При всех своих подвигах ( ταυτα παντα δρν) Симеон Столпник «не оставляет заботы и о святой Церкви ( ουδ τς τν γιων Εκκλησιν αμελε προμθειας), то сражаясь с языческим нечестием, то сокрушая дерзость иудеев, то рассеивая сборища еретиков, иногда посылая об этом письмо императору, иногда возбуждая в начальниках ревность к Богу, а иногда самих пастырей Церкви убеждая, чтобы они прилагали большее попечение о своих пасомых“. 1553 О подвижницах Марине и Кире блаж. Феодорит говорит, что они для него «приказывали отворять дверь, почитая достоинство священного сана“ ( τς ερωσνης τν προεδραν τμσαι). 1554 Иоанн Ликопольский, строгий отшельник и аскет, из толпы приходивших к нему выделял клириков, к которым относился с особым уважением, как к лицам особенно облагодатствованным (см. характерный разговор его с одним дьяконом, который скрывал свой сан). 1555

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Вслед за городскими и пригородными монастырями начали вводить у себя общежитие и прочие монастыри епархии. Из слов летописи как будто следует, что эти прочие монастыри с такой же готовностью вняли увещанию архиепископа, как и монастыри городские-пригородные; однако, числовых данных о них она не сообщает 1550 . Вместе с реформой жизни монастырей Макарий уничтожил в них одно злоупотребление, уже запрещённое прежде, но продолжавшее оставаться в новгородской епархии. Собор 1503 года постановил, чтобы на будущее время монахини не жили в одних монастырях с монахами; но в Новгороде и до Макария оставалось так, как было прежде собора 1503 года. Он отвёл монахинь в особые монастыри и поставил над ними вместо игуменов игумений 1551 . Другим особым делом Макария, о котором мы знаем, было то, что он употребил старания утвердить христианство между инородцами епархии, которые, быв крещены давно, оставались более язычниками, чем христианами и до его времени. Инородцы эти были жители Водской пятины новгородской области, лежавшей от Новгорода на север (часть нынешней губернии санкт-петербургской от реки Луги на восток и некоторая часть губернии новгородской от Волхова на запад и потом восточная полоса Финляндии до 64 градуса на севере), состоявшие из финских народов – Води (от которого название пятины, в санкт-петербургской губернии), Карелов и других мелких. Большинство Карелов было крещено в 1227 году 1552 , а Водь крещена была, вероятно, ещё ранее; но и спустя три столетия после крещения ко времени Макария, живя изолированно от настоящих Русских, поселение которых между ними не было, и, пользуясь нерадением и потворством священников, а также незаботливостью и высшей церковной власти, те и другие со всеми вообще инородцами местности продолжали усердно держаться веры отцов. Макарию донесено было, что Водь и Карелы церквей для молитвы не посещают и к священникам на исповедь не ходят, а молятся по своим скверным мольбищам деревам и камням, – что они жрут жертвы и пиют пития мерзким бесам, призывая на свои скверные общественные моления чудских арбуев (жрецов, волхвов), – что постов христианских не соблюдают, – что мёртвых своих кладут со своими арбуями по курганам и по коломищам 1553 , а не на погостах у церквей, – что к новорождённым сначала призывают арбуев для наречения имён и потом уже священников, – что на свои кануны или домовые праздники призывают тех же арбуев, которые арбуят (колдуют, наговаривают) им над канонами (кутьями и сытами праздничными), – что многие люди живут у них брачной жизнью законопреступно, без церковного венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пример сканд. практики представлен в уставе 1531 г. О. Петри. Этот устав испытал сильное влияние «Формулы мессы» Лютера и Нюрнбергской мессы 1525 г. Уникальной чертой является то, что месса начинается исповедальным обращением и включает общее исповедание грехов, молитву о прощении и провозглашение благодати, возможно как подражание традиц. подготовительным молитвам священника перед мессой. Затем следует месса: интроит или целый псалом - «Kyrie» - «Gloria in excelsis» - приветствие и коллекта - Послание - градуал - Евангелие - Апостольский Символ веры (хотя можно использовать также Никейский) - префация - установительные слова - «Sanctus» - «Отче наш» - «Pax Domini» - «Agnus Dei» - наставление общине - преподание - приветствие - послепричастная коллекта - приветствие - «Benedicamus» - Аароново благословение с тринитарным призыванием. Эта месса публиковалась в 1535, 1541 и 1548 гг. В последнее издание (1557) были включены лат. интроиты и градуалы, а также дополнительные коллекты, переведенные с латыни. Первоначально эта месса использовалась в Швеции и Финляндии, а позднее также в Эстляндии и Ливонии. Уставы мессы можно разделить на типы. К 1-му типу относятся уставы, которые наиболее точно следуют литургическим работам Лютера. Сюда относятся мессы саксонских церквей и уставы, изданные виттенбергскими богословами, наиболее значительные среди них - уставы Бугенхагена, Прусский устав 1525 г. и саксонская агенда 1540 г. К этой же традиции принадлежат уставы городов Бранденбург-Нюрнберга (1533), Ганновера (1536), Наумбурга (1537/1538), Галле (1541), Мекленбурга (1552), а также рижский устав И. Брисмана 1530 г., швед. месса 1531 г. и мн. др. К этому центральному саксон. типу примыкают уставы 2-го типа, в к-рых отмечена тенденция сократить средневек. церемониал при отказе от представлений о мессе как о жертве. Ко 2-му типу относятся Бранденбургский устав 1540 г., Пфальц-Нойбургский устав 1543 г. и Австрийский устав Д. Хитреуса. В «Красную книгу» 1576 г. (или Liturgia Svecanae) швед. кор. Юхан III включил мессу, к-рая обладала мн. чертами средневек. ритуала, но воспроизводила структуру, к-рую О. Петри позаимствовал у Лютера: префация - установительные слова - «Sanctus». В дополнительной молитве epiclesis к Богу обращено прошение о том, чтобы Он силой Св. Духа благословил тех, кто верно принимают Дары, Тело и Кровь Христа. В «Красной книге» ничего не говорится о жертве за живых и умерших, много примечаний с цитатами из творений отцов Церкви, но сочинения Лютера и Меланхтона не цитируются, за что короля неоднократно осуждали, однако отсутствие прямых цитат едва ли следует считать несогласием с их позицией. После смерти короля Шведская церковь вернулась к использованию устава 1531 (1557) г. К 3-му типу относятся уставы, которые тяготеют к традиции реформатов, не принимая при этом их богословие; такими являются уставы Швебиш-Халля 1526 г., Гессена-Касселя 1532 и 1539 гг., Вюртемберга 1536, 1553, 1559, 1565 и 1582 гг., Баденский устав 1556 г. и др.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН (Ангелов; † после 1563/64), келарь Троице-Сергиева мон-ря, сын Микулы Ангелова, печатника (хранителя печати) вел. кн. Василия III Иоаннович . О происхождении А. известно из рукописи с его распоряжением, хранящейся в ГММК, к-рая содержит записи о вкладах А. в костромской Ипатиевский во имя святой Троицы мужской монастырь (последний вклад был сделан в 1563/64). Принял монашество, возможно, в Троице-Сергиевом мон-ре, где в 1550-1560 гг. был келарем. В 1552 г. А. возил под Казань различные святыни, в частности складень, хранившийся у рус. государей, с частицами мощей многих святых, как молитвенное благословение войска царя Иоанна IV Васильевича Грозного, затем описал взятие Казани. В 1553 г. принимал участие в заседаниях Собора, на к-рых было осуждено лжеучение М. Башкина и Феодосия Косого ; кроме того, А. свидетельствовал на Соборе против бывш. троицкого игум. Артемия. Как келарь А. известен своей энергичной хозяйственной деятельностью. При нем в мон-ре были построены больничная и келарская палаты, устроен близ мон-ря Келарский пруд. А. много потрудился на подворье мон-ря в Кремле при строительстве храма в честь прп. Сергия Радонежского, к-рый в 1557 г. освятил свт. Макарий , митр. Московский. А. был посредником в отношениях свт. Макария и Троицкой обители. Очевидно, через него решался вопрос о переплете в мон-ре Макарьевских Великих Четьих-Миней (см. Минеи-Четьи ). А. сообщил свт. Макарию о чудесах, происшедших в мон-ре у мощей архиеп. Новгородского Серапиона († 1516; пам. 16 марта). В янв. 1561 г. настоятель Троицкого мон-ря был возведен в сан архимандрита, перед этим А. обращался с посланием к царю Иоанну Васильевичу, в к-ром испрашивал милости для «царской обители», являющейся его «славой и венцом». А. благословлял переписывать книги, к-рые затем давал вкладом в мон-рь и на Троицкое подворье в Москве. Точная дата кончины А. неизвестна, возможно, он был убит по приказу царя Иоанна Грозного после введения опричнины. Погребен А. в Троице-Сергиевом мон-ре. Ист.: Горский А. , прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1890. Ч. 2. С. 180 [челобитная А. царю Иоанну IV]; Насонов А. Новые источники по истории Казанского взятия//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 3-26. Лит.: Макарий [Веретенников], архим. Келарь Троице-Сергиевой обители - старец Адриан Ангелов//Альфа и Омега. М., 1995. 2 (5). C. 117-128. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря

http://pravenc.ru/text/63590.html

В это время на Руси произошло важное событие: в 1552 году, во время третьего похода Ивана Грозного, была покорена Казань. Первоначально в сборе налогов и торговле участвовал Троице-Сергиев монастырь, заботившийся о насаждении русской государственности в новопросвещенном граде Казани 7 . В 1553 году в Москве были крещены Утемиш-Гирей и Едигер-Махмет. «Таким образом, создавались благоприятные условия для активной христианизации Казанского края: в глазах местного населения прежние “законные” властители ханства уже не могли служить знаменем борьбы за веру» 8 . Следующим шагом, спустя три года, явилось учреждение новой епархии Русской Церкви с кафедрой в покоренном граде. Для этого в Москве был созван Собор «о многоразличных чинех церковных и о многих делах ко утверждению вере христианской» 9 . Одновременно Собором было принято решение об открытии епархии в Казани, которой было установлено второе место после древнейшей Новгородской кафедры. Первым Казанским архиепископом был избран Селижаровский игумен Гурий. Никоновская летопись подробно повествует о создании Казанской кафедры: «И царь и великий князь и митрополит Макарей со всеми архиепископи и епископи и со всем священным Собором Русскым по священным правилом изобрали в Казаньское царьство на утверждение вере и приговорили быти архиепископу... под его областию город Казань со окрестными улусы, город Свиага з Горною стороною, Василь-город, Вятцкая земля вся. И уложил благочестивый царь и великий князь Иван архиепископу и всем церквам обещанное Богу изо всех доходов Казаньскому земли десятое, а сперва митрополит и все владыки и монастыри пособьствуют Казаньскому архиепископу денгами и хлебом» 10 . Таким образом, в новоучрежденной Казанской епархии была возрождена такая форма содержания Церкви, как десятина, существовавшая при князе Владимире после Крещения Руси. Промыслительным образом первым архипастырем града Казани был поставлен святой муж. Летопись рассказывает о том, с каким торжеством совершалась хиротония святителя Гурия в Успенском соборе Московского Кремля. Это была несомненно самая торжественная хиротония, совершенная святителем Макарием. «И всех, – подчеркивает летописец, – было с митрополитом в Пречистой и со архиепископом Казаньскым архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидиаконов и протодиаконов и диаконов 76, опричь подьяков» 11 . Настольная грамота, данная святителем Макарием архиепископу Гурию, хранилась затем в царском архиве 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Свадьба состоялась в Успенском соборе всего несколько дней спустя после венчания Ивана Грозного на царство. Венчал их святитель митрополит Макарий, напутствовавший молодых хранить верность Православной Церкви, быть милостивыми, не слушать клеветников. Анастасия была любимой женой Ивана Грозного, и, если бы ее не отравили приближенные, русская история, возможно, пошла бы по другому пути. Она имела на царя влияние и наставляла его «на всякие добродетели». Она одна своим умом, тактом и кротостью умела успокоить его гнев, смягчить его суровое сердце, при этом нисколько не стремясь к власти и не вмешиваясь в государственные дела. Анастасия подарила мужу шестерых детей, из которых три сына поочередно были наследниками престола. Первый, Дмитрий, которому в 1553 году опасно заболевший царь велел присягать своим боярам (когда и выявилась первая измена) в младенчестве утонул по оплошности няньки, уронившей его в воду. Второго наследника, царевича Ивана, убил сам отец много лет спустя после смерти жены. Лишь третий сын, Федор, вступил на престол. В честь его рождения царица Анастасия обустроила московский Рождественский монастырь. Царица вообще благодетельствовала храмам. Она же основала в Замоскворечье деревянную церковь во имя святой Екатерины при белильной слободе, устроила в Москве первую златошвейную мастерскую, где рукодельничали знатные женщины, а изделия свои – вышитые пелены и покровы – они преподносили в дар храмам. Царица не забыла о пророчестве и много помогала монастырю святого Геннадия в костромской земле. Но более всего пеклась она о московском Георгиевском монастыре, который уже прочно вступил в права владения на бывшем романовском дворе, ибо в 1552 году младший брат царицы Никита Романович купил себе двор на Варварке. Анастасия очень любила Георгиевский монастырь, часто посещала его с венценосным мужем, много жертвовала на его устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Она построила рядом с ним церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы, разобранную только в 1793 году: из ее камня построили знаменитую церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

http://pravoslavie.ru/3821.html

После взятия Казани во время торжественной встречи государя в Москве у Сретенского мон-ря царь обратился к митрополиту со словами благодарности за усиленные молитвы. В ответном слове, приводя исторические примеры помощи Божией русским князьям, М. сказал: «...на тобе же, благочестивом царе, превзыде свыше Божиа благодать: царствующий град Казанский со всеми окрестъными тебе дарова» (ПСРЛ. Т. 13. С. 226). В Успенском соборе в присутствии царя М. отслужил торжественный молебен. Есть основания полагать, что во время Казанского похода, как и в XIV в. во время борьбы с Мамаем, в рус. храмах «творились каноны и молитвы» К-польского патриарха Филофея Коккина (1354-1355, 1364-1376) «на поганыя» ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 145-146). Имена погибших под Казанью воинов были внесены в синодики. 8 янв. и 26 февр. 1553 г. М. в Чудовом монастыре крестил приведенных в Москву казанских ханов 5-летнего Утемиш-Гирея (формально правил в Казани в 1549-1551) и Едигера-Магмета (Ядыгар-Мухаммед, хан в 1552). Тема Казанских походов отразилась в сюжете самой известной русской иконы эпохи М.- «Благословенно воинство Небесного Царя» (см. также: Кочетков И. А. К полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Иконогр. новации и традиции в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. пам. В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 329-338; Евсеева Л. М. Еще раз к полемике об иконе «Благословенно воинство небесного царя…»//Там же. С. 339-346). В 1555 г. в Москве состоялся Собор «о многоразличных чинех» (ПСРЛ. Т. 13. С. 259), на котором была учреждена Казанская епархия, включившая территорию Казанского, а с 1556 г.- и покоренного Астраханского ханства. Новая епархия (см. в ст. Казанская и Татарстанская епархия ) получила статус архиепископии, ей было определено место по старшинству после Новгородской. 3(7) февр. архиепископом Казанским и Свияжским был поставлен свт. Гурий (Руготин), бывш. игумен Иосифова Волоколамского и селижаровского Свято-Троицкого мон-рей. Поставление 1-го Казанского иерарха носило особо торжественный характер: помимо 10 архиереев в летописи поименно указан ряд архимандритов, игуменов и протопопов, отмечается, что всего служивших в Успенском соборе было 76 чел., «опричь подьяков» (Там же. С. 250).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Необходимо помнить, что за всякий непочтительный отзыв о коллегиях грозило тяжкое наказание всякому, «яко помешателю добрых порядков и общаго покоя, такожде яко противнику и неприятелю его величества воли и учреждения» 1552 . Сама «духовная коллегия» еще до дня своего открытия, следовательно до того дня, когда будто бы она получила уравнение с Сенатом и вышла из ряда коллегий, сносится с Сенатом, 9 февраля 1721 года, не «доношением», а «мемориалом», как равный с равным, и именует себя «Правительствующим Духовным Собранием» в точное соответствие «Правительствующему Сенату» 1553 . И после открытия Синода, но еще до объявления указа о порядке сношений с Синодом, военная коллегия спрашивает у Сената, как ей сноситься с духовною коллегией 1554 , очевидно, будучи уверена, что духовная коллегия ей не равна. Что, в самом деле, произошло на первом заседании Синода такое, что могло бы изменить бывшие уже налицо отношения? Синод, еще до своего открытия вошедший в сношение с Сенатом и получивший от него, на имя своего президента «указ» 1555 , озаботился установлением формы сношений с Сенатом, какую признавал соответственной. Доклад Синода буквально гласит следующее: «о прилучающихся требованиях из Правительствующаго Духовнаго Собрания в Правительствующий Сенат, такожде и в коллегии и от них в Духовное Собрание каковым образом письменное обхождение иметь? А на патриаршее имя указов ниоткуда не присылалось, духовная же коллегия имеет, честь, силу и власть патриаршескую, или едва и не большую, понеже собор». И государь, написав: «в Сенат ведением и за подписанием всех, а в коллегии так, как из Сенату пишут, и за подписанием только секретарским» 1556 , – оформил только существующие отношения, в которых никто не сомневался. Синод ведь прямо говорит: «а на патриаршее имя указов ниоткуда не присылалось», «духовная же коллегия имеет честь, силу и власть патриаршескую». Имеет, а не желает только иметь. Затем, и в журнале синодском совершившееся 14 февраля озаглавлено только: «о письменном до Сената и до коллегий отправлении» 1557 , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010