По окончании 9 часа, священник, исшед из алтаря, возглашает: Благословен Бог. 17 Чтец: Аминь. Приидите поклонимся 3. Вечерний пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныие 18 . Поется Господи, воззвах 19 и стихиры воскресни гласа из Октоиха (из послед. малой вечерни) на 4 20 . Слава, и ныне, богородичен, напечатанный в Октоихе, в последовании малой вечерни, где он назван «богородичном догматиком» (см. напр., гл. 1-й). Иерей в алтаре возглашает: Премудрость, прости 21 . Лик поет (изд. Киево-П. лавры, л. 1): Свете тихий,.. 22 . Во время сего пения, как сказано в изд. Киево-Печерской лавры, л. 1, иерей исходит из алтаря и, став прямо царских врат, глоголет: Вонмем. Мир всем. Премудрость, и прокимен дне. В Типиконе не упоминается об исхождении священника из алтаря и после «Свете тихий» указывается прямо (без обозначения, кто произносит): «Прокимен: Господь воцарися... Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася. И снова: Господь воцарися» 23 . Тотчас после этого читается (изд. Киево-печ. лавры, л. 1 и на об.): Сподоби, Господи... Лик поет стихиры на стиховне из Октоиха: воскресну 1 без припева; Богородицы 3 с припевами, напечатанными в Октоихе: 1-й припев: Помяну имя твое во всяком роде и роде; 2-й: Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое; 3-й: Лицу твоему помолятся богатии людстии. Слава, и ныне, догматик, напечатанный в Октоихе наряду. Чтец (изд. Киевоп. лавры, л. 1 на об.): Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш ... Иерей – возглас: Яко твое есть царство. Чтец или лик: Аминь. Тропарь воскресный. Слава, и ныне, богородичен его 24 . Иерей пред царскими вратами 25 произносит малую ектению: Помилуй нас, Боже... напечатанную в Типиконе, гл. 1. После ектении – возглас: Яко милостив и человеколюбец... Лик: Аминь. Иерей: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст малый (Типик., гл. 1, а также изд. Киево-Печер. лавры, л. 1 на об.). Многолетие 26 ; и исхождение (в монастырях) в трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

198 Да будет вестно и сие, яко врат Царских алтаря, великих же и от стран малых, по всем церквам и во всю Светлую седмицу не затворяем и во время причащения (Тип., послед. дня Пасхи). Воскресением Своим Господь Бог приводе нас от земли к небеси (канон Пасх., песнь 1), отверзл нам райския двери (Там же, песнь 6). 199 При пении: «Да исправится» не положено открывать Царскик двери. В Триоди Постной указано открывать их после пения: «Да исправится», пред чтением апостола и Евангелия, именно: Аще (случится) праздник Обретения честные главы или святых 40-а мучеников, тогда по окончании «Да исправится»: абие Святым вратом отверстым поем прокимен, апостол и т. д. (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и др. Послед. среды 1-й седмицы «Зри»). При архиерейском служении на литургии преждеосвященных Даров открываются Царские двери в начале, при возгласе: «Благословенно царство» и затем при чтении 103-го псалма затворяются. После сего открываются Царские двери во время всех ектений, а после возгласов, делаемых в алтаре архимандритами или иереями, затворяются (Чиновн., лит. преждеосвящ. Даров). 201 Христос предал Себя за нас в приношение и жертву, в благоухание приятное (в воню благоухания – Еф.5:2 ). Каждение, соединенное с молитвою служило умилостивительною жертвою пред Богом. Так премудрый Соломон говорит, что молитву и умилостивление кадильное непорочный муж (т. е. Моисей) противостал гневу Божию и положил конец бедствию ( Прем.18:21 ), т. е., тогда когда Господь поражал смертью иудеев за то, что они возроптали на Моисея и Аарона, исполнителей воли Божией ( Чис.16:46–48 ). В христианской церкви исполнилось пророчество Господа, изреченное чрез пророка Малахию: от востока солнца до запада велико будет, имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву ( Мал.1:11 ). 202 Кроме указанного общего значения, каждение имеет еще особые частные знаменования, сообразно с различными молитвословиями и священнодействиями, при которых оно бывает, о чем сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Верно то, что после битвы на Куликовом поле положено начало поминовению за умерших воинов; но нет доказательства, что в то время для поминовения был указан Дмитриев день, и даже суббота пред ним. Куликовская битва была 8-го сентября, в день праздника Рождества Богородицы (Полн. Собр. Русск. Лет., т. IV, стр. 79). Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21-го сентября, повелел по всем церквам ее отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русск. Лет. по Никон. списку, изд. Имп. Академ. Наук, т. IV, стр. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем. Нет основания полагать, чтобы он сам избрал для поминовения субботу пред днем его тезоименитства. Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Дмитриевым днем для поминовения усопших. И при этом назначении не имелось в виду совершать поминовение в самый Дмитриев день (26-го октября), если он случится в субботу. Праздник памяти св. великомученика Димитрия (26 окт.) был в глубоком уважении у славян (см. статью Филарета: Великомученик Дмитрий Солунский и солунские славяне, стр. 42 и 43). А потому службу праздничную не соединяли с заупокойной, так как служба за упокой и служба праздника по Церковному Уставу не совершаются вместе. В Типиконе ничего не сказано о поминовении в субботу пред Дмитриевым днем, ни в самый Дмитриев; но по смыслу Церковного Устава в Дмитриев день не следует быть поминальной службе, это видно из следующего: по Типикону день св. великомученика Димитрия принадлежит к праздникам средним со знаком крест. К такому разряду праздников относится 24 февраля, день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, и 9 марта – день памяти 40 мучеников. Если эти праздники случатся в поминальные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, то служба в эти праздники за упокой оставляется, и совершается служба празднику (Тип., послед. субб. 2-й седм. Вел. поста и послед. 24 февр., 9 марта, аще случится в субботу 2-й и 3-й седмицы Вел. поста. Подобным образом не должно совершаться службе заупокойной в день памяти св. великомученика Димитрия, а следует быть ей в субботу предыдущую. Из устава московских патриархов видно, что не в день памяти св. великом. Димитрия, а накануне этого дня в 1692 г. в пяток вечера была панихида архиереев по всех Православных христианех (Вифлиоф. ч. 10, стр. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отд. изд. СПб., 1895. 422, IV с.; 2 портр. Прил. 2. Жизнь о. Иеронима, духовника Русского Пантелеимоновского монастыря, им самим рассказанная: с. 409–422. 235 . – Русский самородок на Святой Афонской Горе. Незабвенной памяти схимонаха Матфея, библиотекаря Русского Пантелеимоновского монастыря. С портретом отца Матфея. – СППО, 1912, т. 23, вып. 1, с. 122–141. Отд. изд. СПб., 1912, 20 с. 236 . – Современное богослужение на Афоне и в Константинополе. I. Об истории Святогорского Афонского Устава. II. Богослужение на Афоне и в Константинополе. Святогорский (Афонский) Типикон. [Происхождение, историческая его судьба и краткая характеристика] – РСП, 1887, 1, с. 29–39; 3, с. 79–87; 4, с. 106–115; 5, с. 150–164. 237 . – Современное богослужение на Православном Востоке. Историко-археологическое исследование. Ч. 1. Вып. 1. Киев, 1891. 153 с. 238 . – Устройство храмов на Афоне и их украшение. – РСП, 1887, 12, с. 420–435. 239 . – Фрески Георгиевского параклиса 1423 г. в Свято-Павловском монастыре на Афоне и их значение в истории афоно-византийской и русской иконописи. Реф., чит. на послед, заседании обл. Владимир, археол. съезда в 1906 г. – СППО, 1908, т. 29, вып. 4, с. 563–583 Отд. изд. СПб., 1908. 21 с. 240 . – Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Ч. 1. Очерки, заметки, наблюдения и впечатления, с 63 рисунками и планами. СПб., 1909. I, XII, 312 с. Ч. 2. С русскими паломниками на Святой Земле и на Афонской Горе. Пг., РПО, б. г. 192 с.; 44 илл. 241 . Днепров Р. Жребий Иуды. – ЖМП, 1953, 5, с. 55–61. 242 . Доброе слово со Святой Горы Афонской к православным соотечественникам в России. Благословение Святой Афонской Горы. Одесса, 1912, 16 с. 243 . Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею». Т. 12. СПб., 1872. Из содерж.: Царская жалованная грамота (от 16 марта 1688 года) Афонскому Ватопедскому монастырю на приезд в Москву, для милостыни, старцев в четыре года один раз, с выдачею им в то же время, в пользу монастыря, по пятисот рублей, вместо соболей деньгами, за уступленные России святыни: Животворящий Крест Господень и главу святого Иоанна Златоустог о. Примеч.: Списано с фотографического снимка подлинной грамоты, деланного на Афоне, по распоряжению П. И. Севастьянова, с. 338–340.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

373 Иерей во время чтения паремий сидит на ем месте одесную праву престола (Послед. утр., веч., Полун., изд. в Киеве, 1861 г., л. 3 и 66 на обор.). В уставе рукописном 1645 года Московской Троицкой лавры сказано о паремиях тех дней, в которые они читаются из нового завета (сент. 26, в день св. апост. и евангел. Иоанна и 29 июня, св. апост. Петра и Павла): на велицей вечерне на паремиях не сидят и Царских дверей не затворяют (Церковно-историч. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры, изд. 2, М., 1854 г., стр. 63 и 69). 374 Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» есть та же самая, которая читается и на утрени, на великом славословии, именно: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». На утрени эта молитва есть продолжение великого славословия. 375 На вечернях в Недели (воскресения) Великой Четыредесятницы 1, 2, 3, 4 и 5, в которые положен Вход, указано в чине вечерни, печатаемом в Киеве: «по Входе и великом прокимне абие чтется: Сподоби, Господи, диакон затворяет Царские врата и разоблачается. иерей же пред святыми дверьми глаголет ектению: Исполним вечернюю...» (Последование утрени, вечерни и полунощнипы, изд. в Киево-Печ. лавре, 1861 г., л. 5-й на обороте). В Петербурге, обыкновенно, эту ектению произносит диакон. 376 И на утрени непраздничной, после «Сподоби, Господи», следует ектения: «Исполним утреннюю молитву». 379 Стихи пред стихирами на стиховне, на дни будничные – в Часослове, на дни воскресные – в Типиконе (глава 2), на дни праздничные – в Минеях и Триодях. 380 Три тропаря назначено 1-е сентября (Тип. и в храмовой главе 16-й). Четыре тропаря поются в 7-ю неделю (воскресение) по Пасхе, если случится в эту неделю 8-е мая – тропари: воскресный, Св. отец, св. апостола Иоанна и Богородичен (Тип. 8 мая в 7-ю нед.). В неделю пред Рождеством Христовым, если случится 21 декабря – тропари поются: воскресный, Св. отец, св. Петра митрополита и предпразднства. 381 Типиконе в 52 главе находится устав, о тропарях и Богородичных, а в 53 и в 55 и самые эти молитвословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Треб, изд. в Киеве, 1863 г., л. 78 и Требн. в 2-х частях, изд. в Москве, 1870 г.). 1033 Касательно как мяс, так и сыра и яиц находится в Типиконе такое внушение: «Вестно буди, яко сицевый принос мяс и на белу (т. е. сыра и яиц) не есть Пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу прпноситися имать, но токмо да будет, начинающым по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословенно. Пасха бо Сам Христос есть, и Агнец, вземляй грехи мира, на алтаре в безкровной жертве, в пречистых тайнах честного тела и животворящия крове Своея, от иерея Богу и Отцу приносимый, и тому достойно причащающийся истинную ядят Пасху. И сего ради оные приноси, яко не суть Пасха, во алтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити по 3-му правилу св. апостол и по 99-му правилу Собора, иже в Трулле» (Тип., послед. дня Пасхи – после литургии. Тут изложены указанные эти два правила). Мясо называется агнцем в униатских книгах, напр., в книге: Гебдомодарь прекрасного песнопения. Светоносное возстание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во славу победительные смерти провозвествующии. Супрасль, 1766 г. В книге на 46-й странице находится молитва на благословение Агнца пасхального и иных мяс. Подобное указано и на Берестевском Соборе 1590 г. (Чтен. в Общ. Ист. и Древн. 1159 г., кн. 3, стр. 44–46). 1034 Чтобы удобнее было держать в руке крест и пред ним свечу, свеча делается с несколькими изгибами. 1035 При архиерейском служении начало: «Христос воскресе», по чину архиерей поет трижды, со диаконы, а в алтаре первый архимандрит говорит стихи, держа свечу в руке и кадило без креста (Чин священ. и обр. наблюд. в Больш. Усп. соб., л. 15 на обор.). 1036 В Типиконе (изд. в Москве, в 1848 г.) в последовании понедельника Светлой седмицы на утрени в пасхальном каноне наряду вместе с тропарями указаны Богородичны Господина Феофана и Господина Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

89. Порфирий (Успенский),епископ. Восток христианский. Афон: История Афона. Киев, 1877. Ч. 3, отд. 1; СПб., 1892. Ч. 3, отд. 2. 90. Порфирий (Успенский),епископ. Отрывки из путешествий в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 году. Киев, 1866. 91. Прохоров Г. М.Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 3—17. 92. Прохоров Г. М.Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., 1978. 93. Прохоров Г. М.Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 32—54. 94. Прохоров Г. М.Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 253— 260. 95. Прохоров Г. М.Этническая интеграция в Восточной Европе bXIVbeke: (От исихастских споров до Куликовской битвы)//Докл. Отд. этнографии и Геогр. об-ва СССР. Л., 1966. Вып. 2. С. 81—110. 96. Путеводитель по Святой Афонской Горе. 8-е изд. М., 1903. 97. Paдojuчuч Б.. Cn.Гpuropuje из Горшака//Кньижевна збиванья и ствараньа код Срба у средньем и у турско доба. Матица Српска, 1967. С. 189—214. 98. Paдojuчuч Б.. Cn.Jakob Серский кньиголубац и песник cpnckuXIVbek//Творци и дела старе српски кнэижевности. Титоград, 1963. С. 125—130. 99. PaдocaльebuчJobah,npomocuhheл. Исихазам. Београд, 1985. 100. РадошевичС. M.MohaxJoacaф — послед и Неманьич//Православъе. 1978. 15 фебруара; 1 марта. 101. Радченко К.Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1897. 102. Резухин Н. А.Афон как центр духовно-культурного возрождения в славянских странах bXIVbeke. Загорск, 1984. Машинопись. 103. Розов В.Синайцы в Сербии bXIVbeke//Byzanminoslavica. 1929. Т. 1. С. 16—21. 104. Савва,архимандрит. Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы и библиотеки. 3-е изд. М., 1858. 105. Сергий (Спасский),архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. 106. Смирнов И.,священник. Значение Афона в истории Сербской Церкви//БВ. 1911. Т. 3. Ноябрь. С. 563—604. 107. Смирнов С. Н.Коллекция копий старых надписей в сербских церквах//Сборник Русского Археологического общества в Королевстве Югославия. Белград, 1936. С. 224—226.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

807 В Типиконе слово «происхождение» употребляется в этом значении, когда говорится: «По происхождении святых даров, исполняему «Ныне силы небесныя», творим поклоны три» (Тип., послед. 1 седм. Великого поста). 808 В Месяцеслове арх. Сергия читаем: «В России до конца XV в. и начала XVI в. в употреблявшихся с XI в. Минеях студийских ни 31-го июля, ни 1-го августа не было никакой службы Кресту, т. е. до введения Иерусалимского Устава (Т. 2, стр. 296). Но к этому заметим, что в России в XI веке было чествование Креста. В Остромировом Евангелии под 31-м июля указано поклонение Честному Древу (Остром. Еванг., изд. Востоковым, лист 283). 809 В день Воздвижения подобное величание: «Величаем тя, Живодавче Христе, и чтем крест Твой святый, имже нас спас от работы вражия». 811 В Московском Троицком рукописном уставе XVII века (1645 года оказано: «а под крестом васильки, а на блюдо пелены под крестом не постилают» (Церковно-Исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Изд. 2, М., 1851 г., стр. 59). 812 В последовании Типикона на 1-е августа сказано: «о кресте чин поношения на престол зри септемврия в 14-й день». 813 Иногда хранительница (или ковчег) креста бывает с богатыми украшениями (см., например, Извест. Импер. Археол. Общ., τ. I. 1857 г., стр. 6–9). 814 При архиерейском служении, напр., в Большом Успенском соборе в Москве, при выносе креста архиереем, несут около архиерея рипиды, диаконы кадят в два кадила, да пред архиереем несут два подсвечника, да две свечи. Диакон несет шапку пред архиереем, а посох несут за архиереем (Чин священносдуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенском соборе, см. сент. 14-го дня, стр. 1–2). 815 Замечательно, что когда после возвращения животворящего креста из рук персов, в 628 году, Греческий император Ираклий взял Животворящее Древо на свои рамена, чтобы нести его на лобное место, невидимая сила удерживала его с крестом. Бывший при этом Патриарх Зосима внушил Царю, что Господь Иисус нес крест не в царском величии, а как раб. Царь, сняв царские одежды и босой, решился нести крест, и тогда беспрепятственно внес его в храм на то место, откуда он был похищен персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

747 Впрочем, в Типик. об этой ектении умолчено и в ос…….. служб на кажд. день Страст. седм. она не указана. 748 В Типиконе изложено так: „Исполним утреннюю и прочее по обычаю, и по возгласе: Яко Бог милостив..., абие еванг. 11-е Иоан. зач. 62“. Это выражение можно и так понять, что Мир всем и т. д. до И о сподобитися не следует произносить; но в моск. изд. Служб на кажд. день Страстной седм. эти возглашения помещены, л. 38. 753 Каждение иерея на Славах указывается в 17 мр. гл. при изложении богослужебного устава на праздник Благовещения, если случится в Вел. субботу (Тип., л. 214); но по смыслу предписания, содержащегося в послед. св. и Вел. субботы в 1-й раз кадит настоятель и кадит он всю церковь и братию по чину; каждение же производит с того момента, как запоют первую похвалу; во 2-й раз он же кадит при начале 2-й статии, а иерей продолжает каждение, но кадит только первые иконы и лики; при начале 3-й статии настоятель кадит в 3 раз. 755 Отпуст после изобразительных в моск. изд. служб на каждый день Стр. седм. указан малый: Христос истинный Бог наш... (л. 51). 758 Т.-е. без всякого промежутка времени, хотя бы самого незначительного, такого, какой потребен для перехода из притвора во храм, или, иначе, если вечерня сливается с изобразительными в один состав. 759 Ср. устав 25 декабр., Типик., л. 134, в котором сказано: „Бывает благовест, и потом трезвон во вся кампаны; иерей же со диаконом оболкся творят начало, яко же во вся праздники владычни. Диакон глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш, и кадящу иерею, глаголем повечерие великое от начала: Слава тебе, Боже наш, слава тебе“. Каждение совершается в том же порядке, как на всенощном бдении. 760 Молитвословия: Ныне отпущаеши..., трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш... с возгласом, представляются излишними в те постные дни, в которые была одна вечерня без литургии преждеосв. даров, потому что чтение их на всенощном бдении было бы повторением прочитанного на вечерни. 761 Здесь кстати обратим внимание на то, что в храмовые праздники святых, бывающие в постные дни святой Четыредесятницы после 1 и 2-й ряд. кафизм Типикон назначает седальны Триоди, а после 3-й – празднуемого святаго; поэтому и ектению указывает только одну после 3-й кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1093 По мнению Калмета оба псалма представляют собою молитвы Иудеев в плену Вавилонском. Подобное же мнение и в Руков. к послед. чт. учит кн. В.З. Относительно Пс. 79 тоже мнение находим у бл. Феодорита в Толков Пс., Иринея Псковского) Т.2 стр. 56, Москва 1823 г.) и Обозр. Кн. Псалмов Павского (стр. 38). 1111 Vaihinger подобное положение Израиля думает видеть еще во время жестокого правления Гофолии, которое будто бы псалмопевец представляет под образом языческого нашествия: но тогда не было ничего подобного разграблению и разрушению Иерусалима и храма. И вообще в истории Иудейского царства до Седекии, если и говорится по времена о нашествиях языческих народов и разграблении Иерусалима и даже храма, как напр. при Ровоаме, или при Иораме, но во все это время никогда не было такого разрушения и опустошения Иерусалима, и тем более разрушения и сожжения храма, как это описывается в псалмах. Равным образом и осквернение храма персидским полководцем Вагозом (И. Флавий, Древ. Иудейск. 11, 7), к которому прежде Евальд относил эти псалмы, нейдет к описанному в них положению, потому что оно вовсе не было соединено с разрушением Иерусалима и сожжением храма. Ср Delitzsch s zu d Ps 74 S 470. 1112 См. об этой гипотезе у Calmet и Berthier – в Scr S curs compl T 15 p. 846–847 и 965, 855 и 967. На основании той же гипотезы в наше время Мандельштам, в своем так называемом буквальном переводе псалмов, слова: ( Пс.74:5 ) переводит: «секира в связке древесной», замечая в объяснении, что это – fasces, знак власти у римских начальников». 1113 См. Eichhorn s Einleit in die Bd des A T S 223 ff., Bertholdt s S 1048 ff: De Wette, Thl 1 S 411. Другие относят ее происхождение прямо ко времени Иоанна Гиркана и даже его самого считают писателем ее, как Hengstenberg, Преосв. Филарет М. Московский (Библ. Ист. стр. 659 по 2 изд.), П. Лебедев (Чт. об ист. кн. В. 3., стр. 91–92) и др. 1115 Каковы напр. Rudinger, Venema, Rosenmuller, Hitzig, Lengerke, Olshausen, Grimm, van der Palm, Ruenen, de Jong и др. К мнению о Маккавейском происхождении склоняются Bunsen и Delitzsch, а также наш отечественный толкователь псалмов Преосв. Ириней Псковский и автор объяснительных примечаний к стихотворным переложениям псалмов изд. 1869 г. Сиб. Ср. также Слово свящ. В. Нечаева на празд. в память освобождения Москвы от неприят. нашествия 1812 г., произв. в Моск. Усп. Соб. 11 Окт. 1864 г. – в Душ. Чт. 1864 г. Окт. Отд. 2 стр. 29. – Древние церковные толкователи: св. Афанасий, Евсевий, бл. Феодорит, также признавали отношение этих псалмов ко времени Антиоха Епифана, но только в смысле пророчества об этом времени, не касаясь при этом вопроса, когда они были написаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010