III, 1805; t. II, 564–668; Салгюе (J. B. Salgues), De la littérature des Hébreux ou des Livres Saints considérés sous le rapport des beautés littéraires, in-8°, Paris, 1825; R. Lowth, Praetectiones de sacra poesi Hebraeorum, in-8°, Оксфорд, 1753, переведены на французский язык Sicard’oм. (Leçons sur la poésie sacrée des Hébreux, 2 in-8°, Lyon, 1812) и Roger’oм (Cours de poésie sacrée, 2 in-8», Paris, 1813); Mgr Plantier, études sur les potes bibliques, in-8°, 1842, 1865, 1881; аббата A. Henry, Eloquence et poésie des Livres Saints, in-8°, 1849; аббата Vuillaume, études littéraires, l’Orient et la Bible, in-8°, Paris, 1855; его же Bible latine des étudiants, comprenant, outre les textes, des notices sur tous les écrivains sacrés, des apergus sur leur mission, des critiques sur leur manire d’écrire, des analyses littéraires de leurs meilleures morceaux historiques, poétiques, oratoires, in-12, Paris, 1861; H. Laurens, Morceaux choisis de la Bible, modles de littérature et de morale sacrée, traduits sur les textes originaux, accompagnés de notices, de jugements esthétiques et de notes, et précédés d’un discours préliminaire, in-8°, Toulouse, 1869; A. Ollivier, La littérature sacrée develloppée et comparée à la littérature profane, in-12, Nantes, 1881; ero же, L’Epopee biblique décrite, par les potes, etc., 2 in-8°, Lille, 1886; ero же, Le Génie d " Israel, histoire et législation, in-8°, Paris, 1891; poésie, in-8°, Paris, 1891; Eloquence, 2 in-8°, Paris, 1891–1892; J. Veniolles, études littéraires sur les récits bibliques, in-12, Paris, 1883; ero же, Les récits évangéliques et leur beautés littéraires, in-12, 1888, и др. 18 Аббата Vollot, Devoirs de la critique envers la Bible, в Correspondant, 25 fevr. 1869, p. 690–691. Читать далее Источник: Руководство к чтению и изучению Библии: Общедоступ. и излож. в связи с новейш. науч. изысканиями: Курс Свящ. писания: Ветхий завет/Пер. с послед. (12-го) фр. изд. с доп. прим. и указ. русской библейской лит. В.В. Воронцова. – 2-е изд. - Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1916./T. 1.: Общее введение; Пятокнижие: С ил. по памятникам. – 676 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

des Bibl. Altert Dr. E. C. Aug. Riehm’a (Bielefeld und Leipzig, 1894), у Herzog’a в его общеизвестной Realencyklop. für protest. Theol. und Kirche. Leipzig, 1901), особенно у Vigouroux в Dictionnaire de la Bible (Paris, см., напр., в 3 т., 1903). Вопроса о ветхозаветном храме касались, между прочим, проф. М. Д. Муретов (Ветхозаветный храм, ч. I. Москва. 1890) и проф. А. А. Олесницкий (Ветхозаветный храм в Иерусалиме. Прав. Палест. Сборник, 1889). Впрочем, в последних трудах говорится более о внешнем виде ветхозаветного храма. 2884 Электрон (ξ λκτρ) – смесь металла (по Плинию. См. Иуд. Древности, перев. Геккеля. Т. I. 1900. Петербург. Примеч. к русск. перев. на стр. 453) из четырех частей золота, и одной части серебра. 2885 Flavii Iosephi. Opera, ed. Niese, Berolini, MDCCCLXXXV и послед. годы. Vol II. Antiqu. Iud. VIII, 3, 7, 8. Иосифа Флавия мы будем цитировать далее по изд. Niese. 2889 Antiqu. Vol. IV. XVII, 10, 2. Ср. также упоминание Иосифа Флавия о сокровищах Иерусалимского храма во время Пилата и Флоруса Antiqu. Vol. IV. XVIII, 3, 2. De bello Judaico Vol. VI. Berolini. MDCCCXCIV. II, 14, 6. 2890 D. E. Schürer ord. prof. der Theol. zu Giessen Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Zweite neu bearb. Aufl. Th. II. Leipzig, 1886. S. 214–217. 2894 Римские победители взяли из Иерусалимского храма много списков священных книг, часть которых император Тит отдал Иосифу Флавию, о чём свидетельствует последний в своей автобиографии (Josephi vita. Vol. IV, 75), а часть уничтожил. Главный из этих свитков оставался при дворцовой библиотеке римских императоров с 70 по 220 г. См. краткую историческую справку об этом у А. А. Олесницкого , Ветхоз. храм в Иерусалиме, стр. 533, примеч. I. 2895 Капефиг. История иудеев со времени упадка Маккавеев до шестого века. Пер. с фр. К. Пуговива. Изд. 2-е. 1846. С.-Петербург, стр. 213. Следуя в большинстве случаев в изложении фактов Иосифу Флавию, Капефиг сообщает иногда по данному вопросу некоторые сведения, заимствованные им из первоисточников – как у древних и новых историков, так отчасти в раввинистической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предстоятель (по Типик.) или чтец (по особ. изд.) – трисвятое 698 . Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Чтец: Аминь. Господи, помилуй 12. Молитв.: Нескверная, неблазная... И даждь нам, Владыко... Преславная Приснодево... Упование мое... Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник: Владыко многомилостиве. В это время все присутствующие преклоняются до земли. По молитве священник: Благословите, отцы святии... (чит. в Тип., гл. 49, л. 314). Отвечают людие: Бог простит ти, отче святый. Священник произносит ектению: Помолимся о благочестивейшем... По окончании её предстоятель: Рцем и о них. Лик: Господи, помилуй 3. Предстоятель: Молитвами святых... Лик: Аминь. Братия испрашивают у предстоятеля прощение: Благослови, отче святый, и прости мя грешнаго и проч. После чего все расходятся с молитвою: Ненавидящих и обидящих нас... Примечание. Накануне субботних дней Господи сил не поется, а вместо того накануне субботы 1 седм. кондак мученику Феодору (Тип., л. 319), накануне субб. 2, 3 и 4 седм. кондак: Со святыми упокой... (Тип., л. 322), накануне субб. 6 недел. кондак Триоди: Всех радость Христос... (Тип., л. 331 на обор.): если в субб. 3 и 4 седм. случится предпразднство Благовещения, то кондак предпразднства (Тип., л. 200 на об.). О кануне 24 февр., если случится в один из постных дней, сказано: «по Достойно есть и трисвятом кондак Предтечи, а Господи сил с нами буди не поем» (Тип., л. 192 на обор.). Такой же устав накануне 9 марта. Накануне вторника и среды Страстной седмицы сначала кондак Триоди, потом Господи сил, с нами буди... (Тип., л. 337 и на обор.). Кроме того, накануне праздников, напр., 24 февр., великих поклонов бывает только 3, а не 16; конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не читаются; отпуст произносится малый (Тип , л. 192 на обор.); а накануне суббот и 3 поклона не полагаются; конечного трисвятаго и Господи, помилуй 12 нет; отпуст малый (послед. в пят. 1 седм., Тип., л. 319). Конечные молитвословия Великого повечерия накануне субботних дней св. Четыред. такие и в таком порядке: Достойно есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Кондак по указанию Типикона, напр., накануне субботы 1 седм. Феодора. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Молитвами святых отец... Аминь. Нескверная, неблазная... И даждь нам, Владыко... Преславная, Приснодево... Упование мое, Отец... Слава тебе, Хртисте Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст малый: Христос истинный Бог... Аминь. Обычное прощение: Благословите, отцы святии... Бог простит ти, отче святый. Ектения: Помолимся о благочестивейшем... Молитвами святых отец... Аминь (чит. в моск. изд. служб на каждый день 1 седм. св. Четыр. последов. велик. повечерия в пяток, л. 87 на обор.). О богослужении четверга седмицы..

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

679 Рус. Ист. Библ. Том VI, стр. 50, вопр. 99. Срав. у нас выше стр. 189 ответ Константинопольского хиртофилакса Петра. 681 Правило надписывается: Νικολου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως·τ χρ προσκομζειν τν ερα. На поле киноварью написаны еще какие-то трудно разбираемые слова, – кажется: «ρτησις» и «πκρισις». 682 См. Analecta sasra et classica Spicilegio Solesmensi papata edidit Ioannes Baptista cardinalis Pitra, Episcopus Portuensis et. s. Rufinae S. R. E. Bibliothecarius. (Iuris ecclesiastici Graecorum selecta paralipomena). Romae. 1891. p. 687–688. P. Π. E. ρτησις В.–Сравн. Гласник српског ученог друштва. Книга XXXIII, 1872 г. стр. 6–8. 683 В ркп. библ. Москов. Духов. Акад. 53 (XVII в.) находим следующие вопросы и ответы на них: 1) «может ли священник едину токмо имети просфору и во ином простом хлебе сътворити кресты и изображениа, и от тех приносити? Ответ: «сие ниже правилно есть, ниже написан обычай церковный, тем же и сътворивый то священник врзброняется свяшенства в унаречено время» (л. 286 об.). 2) «От укруха хлеба может ли кто литургисати? Ответ: «тожде речеся и оттворящиих агньца с укрухом хлеба, сиречь взимающих печать с малостию хлеба, за скудость человек еже снести, не укрух хлеба приим Христос, рече: приимете и ядите се есть тело мое, но съвершен хлеб, яко бо съвершен есть Бог, и съвершен человек, и съвершенная плоть его, ибо и древний обычай закон есть, сего ради и хощет совершеннаго всецелаго и чистаго хлеба, аще ли есть скудость человек, сотвори малу печать, или просфурицу, и довлеет» (ibid.). 3) «Может ли священник литоргисати с хлебы благословенными на велицей вечерни? Ответ: «ниже сие есть церковный обычай, ниже обретеся кто когда сотвор сие, сего ради и вы да не творите», (ibid. л. 287). В теперешнем служебнике: «литургисати же сими (благословенными) хлебами, или вином да не дерзнеши, по правилу номоканному о священнодействии». (См. Служебник, Москва, 1887 г. л. 17. Послед. вечерни). – Арсений Суханов , командированный нарочито на Восток для изучения тамошних чинов и обрядов, предлагал александрийскому патриарху Иоанникию (в 1652 году) разные вопросы «о некоих недоуметельных вещах» и, между прочим, такой: «аще в пустыни просфиры не будет, мощно ли изрезав простой хлеб в части и над тем служити? И патриах рек: мощно, вырезав из хлеба часть и назнаменовав крест, и подписав ХС, и над тем служить». Проскинитарий, изд. Прав. Палестин. Общ. СПБ. 1889 г. стр. 43, по Казан. изд. стр. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

1  Насколько нам известно, из исследователей только Абарбанель и Р. Гедалия не признавали происхождение кн. Паралипоменон от одного автора. Первый из них в предисловии к комментарию на кн. И. Навина говорит: Librum Paralipomenon ab Esdra et Nehemia compositum est s. col. 3). В этом же смысле высказывается и Р. Гедалия: Esdras genealogias scripsit usque ad 2 Paral. 21, 2 inde reliqua ad finem usque Paralipomenon Nehemias absoluit. (Shahalschlet Hakkab. fol. m. 66. col. 2). Но мнение это как ни на чём не основанное давно уже оставлено всеми, тем более, что сам Абарбанель впоследствии отказался от него, признав в комментарии на 1 и 2 кн. Царств (fol. 74. col. 3), что книги наши в целом их теперешнем виде написаны одним Ездрой. См. Pars III, 250 стр. 2  В. D. S. Орега posmhuma, quorum series post praefationem exhibetur. Tractatus theologico-politici. C. X. 127, стр. (См. 9 стр.). 5  Die Chronik nach ihrem geschichtlichen Charakter und ihrer Glaubwürdigkeit. Hall. 1823 г. § 12. 21 стр. Смотри также 1832 г. 31 стр. 8 Char. § 9. De-Wette. Historisch kritische Untersuchung die Bücher der Chronik в его Beiträgen zur Einleitung in. d. А. Т. m. I. 1806 г. 191 стр. 15 III 985 стр. 276 стр. и 46 стр. Char. § 8. 64 стр. 367 стр. 15 т. XLV стр. 31 стр. I т. 248–249. 34  Все они собраны в сочинении Гирцеля: De Chaldeismi biblichi originale et auctoriate critica 1830 г. 5–10 pag. Учёный этот приписывает евреям даже общее им знание арамейского языка. Ср., напротив, 4Цар. 18:26 . 40 «замеченных по отсутствию необходимых типографских знаков представлено неточно начертание некоторых еврейских букв в древнем шрифте; точное начертание их смотр. в таблице семитических шрифтов при das Alme Tesmamenm. II т. Эйхгорна и при Grammamica Vol. 1. Гупфельда. 78  См. «Библейский канон» Арх. Михаила, – в чтениях Общ. люб. дух. просв. 1872 г. кн. III 125–153 стр. «Из чтений по В. Завету» – С. М. Сольского. Труды КДА. 1871 г. т. стр. 79–80. Руководство к послед. чтению пророч. книг B. 3. 1873 г. Х. Орды. 3-е изд., стр. 190–193. – Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Окончательное собрание священных книг в один состав, их последняя редакция принадлежит представителям еврейского народа после Ездры и Неемии. Это – лучшие авторитеты израиля после плена до Симона Праведнаго, на обязанности которых лежало хранение отеческой веры и священных книг; из них, по преданию Талмуда (Pirke Aboth. I,1), состояла великая синагога. Эти последние редакторы ветхозаветного канона вопрос о богодухновенности и каноническом достоинстве священных книг решали на основании предания об авторах их – пророках. Что же касается Ездры и Неемии, то они лишь сделали значительные подготовительные работы для завершения канона. Правда, представители нашей богословской литературы: пр. Макарий в своем Введении в пр. богословие (Спб. 1847, стр. 476), арх. Михаил в статье «Библейский канон» (Чтения в общ. любит. дух. просв. 1872. III, стр. 133 и 138) и профес. Сольский, в «Чтениях по ветх. Завету» (Труд. к. д. акад. 1871. III, стр. 80 и 79), а равно и наши учебники по св. Писаню (Х. Орда, Руководство к послед. чтению прор. книг В. 3. 1873. 3-е изд. стр. 190–193), ссылаясь на свидетельство 2Мак.2:13 , окончательное завершение канона приписывают Ездре и Неемии. Но в указанном свидетельстве говорится о собрании не всех священных книг, а только некоторых. Притом не понятно, почему самаряне, отделившиеся от иудеев в 410 г. до Р. Хр. ( Неем.13:28 ) или в 330 (Флав. Археол. XI, 7. 2. VIII, 2. XIII, 9. 1), признают канонической книгой только Пятикнижие, если в самом деле все другие книги В. Завета были окончательно собраны и канонизированы еще Ездрою и Неемиею. Особенного внимания заслуживает воззрение, хотя и одиночное в нашей богословской литературе, зато принадлежащее высокому авторитету, – воззрение покойного митрополита Филарета. «Ездре, говорит он, можно приписать только совокупление некоторых принадлежащих к св. Писанию книг... В соединении частей св. Писания вероятно участвовал и Неемия, который также построил книгохранилище ( 2Мак.2:13 ). Во времена сына Сирахова они составляли уже одну книгу» 5 . Из этих слов видно, что автор не находил данных ни к утверждению того, что канон завершен во времена Ездры и Неемии, ни вообще к точному определению времени завершения канона. По его мнению, возможно, при существующих данных лишь указать время, в которое ветхозаветный канон, несомненно, существовал, и приписать Ездре и Неемии только подготовительные работы – собрание некоторых священных книг в один состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

п. 2 К частному Богослужению относятся: совершение таинство – крещения, миропомазания, покаяния, брака, елеосвящения; последования погребений; пострижения в чин монашествующих; молитвы, читаемые при разных случаях, например – по рождении младенца, при основании дома, при копании колодца и тому подобное. Устав для частного Богослужения, большей частью, находится в Требнике. 3 А не так, как в книге для частного Богослужения – в Требнике, в котором подряд излагается почти все, что на службе произносит иерей, диакон и чтец. Они при частном Богослужении могут довольствоваться одной книгой. 5 Название: «изменяемое» заимствовано из богослужебных книг (Триодь Постная, изд. 1777 г. в Москве, последование вечерни сырной недели; Цветн. Триодь и Типик. послед. Понедел. 2-й седмицы по Пасхе). Изменяемым в составе Богослужения называется то, что в известной Божественной службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым называется то, что бывает неизменно по отношению к одной и той же божественной службе. Например, в утрени ектенья великая принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры принадлежат к молитвословиям изменяемым. 6 Неподвижными днями и праздниками называются те, которые бывают во все года в одни числа, а подвижными именуются такие, которые приходятся в разные года не в одни числа. Подвижные дни и праздники бывают круга седмичного и круга годового. Последние отстоят от дня Пасхи всегда на одно известное число дней, и с днем Пасхи переходят на те или другие числа. 7 Последованием в книгах для общественного Богослужения называется или изложение, или указание молитв только одного рода, т.е. изменяемых, или неизменяемых, так что отсюда двоякого рода последования: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия, таковы в Служебнике и Часослове последования утрени и вечерни; другие же последования содержат одни изменяемые молитвословия, таковы последования Триодей, Минеи, Типикона. Само название «последование» (κολουθα – следование) произошло от того, что молитвы и песни, которые находятся в последовании, всегда поют, последуя уставу, вслед за другими молитвами, которых нет в последовании, и которые находятся в другой богослужебной книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

их Comm zu d Ps) и особенно у Делича в его Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae (2 стр. 40). 893 См. напр. толкование на 104-й псалом св. Афанасия и бл. Феодорита. Согласно с отцами церкви и наш отечественный толкователь псалмов Преосв. Ириней (см. его Толков. на 104-й Пс.). В нашем церковном уставе 103-й Пс. также не входит в число 20 хвалитных псалмов, которыми считаются имеющие в себе в начале, или в конце «аллилуиа» (ср. о псалмах хвалитных в Воскр. Чт. 1833/2 51); да и у самих Евреев, не смотря на свое окончание в еврейском тексте словом он не входит в число соответствующих нашим хвалитным псалмов, называемых (см Tractat Sofrim, c 18, параграф 2). 895 Из анонимных по евр. тексту псалмов, кроме тех, которые мы приписали Давиду, у 70-ти и в нашем славянском надписываются его именем еще следующие 12-ть: 42, 66, 90, 92–99 и 136; кроме того из надписанных в евр. тексте именами других писателей усвояются ему же четыре псалма: 41 (в одном слав.) и 45 (только у 70-ти) – сынов Кореевых; 71–Соломонов и 77–Асафов (только в греч). Те же псалмы, за исключением 99, 41, 45 и 77 приписываются Давиду и в Вульгате, и почти те же, с исключением некоторых и частью с прибавлением других, и в переводах сирском, арабском и халдейском (см. Herbst Einleitung in d Ps 2. 2 S. 202 и Biblia Polyglotta, ed Walton Lond 1657). 896 Тому же мнению большинства следуют и наши русские богословы. См. русск. пер. Пс. Митр. Амвросия, Библ. Общ. и Синод. изд. 1871 г., Толк. Преосв. Иринея Псковского и Палладия Еп. Сарапульского, Обозр. Пс. Павского (стр. 32), Предизображение И. Хр. в В. З. – Смирнова (М. 1852 г стр. 122). Руковод к послед. чт. уч. кн. В.З. – 10 Орды (Киев 1871 г.) и др. 902 Мы не беремся с точностью определить подлинный смысл замечания: «окончились молитвы Давида…»; да такое определение в настоящее время и невозможно, также как невозможно решить, кому принадлежит такое замечание, собирателю ли оканчиваемой им части Псалтири, который, быть может, хотел чрез то означить только конец составленного им сборника песней, известных вообще под именем Давида, как преимущественного их писателя и отца псалмопения, или же собирателю следующих за тем псалмов, поставившему себе задачею пополнить прежние собрания по преимуществу Давидовых песней песнями других певцов и, может быть, действительно не имевшему у себя под руками псалмов Давидовых; так как единственный в 3 части Псалтири ( Пс. 72–88 ) Давидов псалом 85-й мог быть внесен в него при позднейшей редакции Псалтири на основании упомянутого выше закона сродства в содержании его с предшествующим ему и последующим за ним псалмами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Зак. т. XIV Уст. о пред. прес. прест. прил. к ст. 78 пун. 4, по изд. 1876 г.) 49 · 4) При крещении как младенцев так и возрастных должны быть восприемники. При крещении возрастных, восприемники служат поручителями и свидетелями веры и обетов крещаемого и таким образом устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр., и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые, по болезни, не могут давать ответов сами за себя. При крещении детей, восприемники произносят за них исповедание веры и необходимые ответы, и впоследствии обязаны принять на себя попечение об их духовном воспитании, т. е. утверждении их в вере и благочестии (Кн. о должн. пресв. приход. §§ 80 и 87; Сн. Ук. Син. 1863 г. 25 мая). Восприемников бывает два: мужчина и женщина. Впрочем, их может быть и больше, но все другие лица, кроме первой пары, считаются уже не восприемниками, а свидетелями крещения (Ук. Син. 1834 г. июня 18 дня). В случае нужды при младенце мужеского пола довольно одного восприемника и при младенце женского пола одной только восприемницы 50 , наконец в нужде смертной крещение может быть совершено даже и без восприемников (Ук. пред послед. св. Крещ. в Больш. Требн.). Соответственно своему назначению быть поручителями за веру крещаемого, давать за них ответы при крещении и впоследствии утверждать их в вере и благочестии – восприемники сами должны быть: 1) по вероисповеданию православные и сведущие в вере, по крайней мере знающие Символ веры (Кн. о долж. пресв. прих. § 80), 2) по жизни и поведению не упавшие низко в общественном мнении и 3) по возрасту достигшие по крайней мере церковного совершеннолетия, положенного для мужчин 15 лет, для женщин 13 лет (Ук. Син. 1837 г. авг. 27; Ук. Син. 1863 г. мая 25; Полн. соб. зак. т. XII 10:250). Поэтому, наоборот, восприемниками у православных не могут быть: 1) иноверные – римляне, протестанты и проч., потому что «у них Символ веры испорченный и потому что если будут наставлять воспринятых ими детей, то в свою веру отведут последних» (Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Когда же несомненно, что природа повреждена в своем основании то послед. свободы, как поврежденной силы природы, человек сам собою ни коим образом не может исправить повреждение всей своей природы. Замеч. Но не предназначено ли человеку силою естественного добра побеждать в себе прирожденное зло, или исправлять худшее лучшим? но кроме того, что нельзя врачевать больное больным, допустить в человеке естественную силу и действие добра, необходимо нужно рассмотреть, в равной ли мере находится в человеке добро со злом, или мера добра превосходит меру зла? Если в человеке меньше добра: то меньшая естественная сила не может преодолеть большей. Если в одинаковой мере добро со злом: то при равной силе сопротивления они будут одно другое останавливать и ослаблять, но решительно одно другое преодолеть не возмогут. Если же в человеке больше добра, нежели зла: то по моему меньшая сила зла есть сила той же природы, она другою превосходнейшею силою естественною, ложь может быть на время преодолена и ослаблена, но никогда не может быть искоренена и исторгнута. Истребить зло, зачинающееся вместе с зачатием, рождающееся вместе с рождением, возрастающее вместе с возрастом, есть то же, что даровать себе новое бытие. Но как Един Бог , силою своего всемогущества мог произвести в совершенстве природу из ничтожества, так Он же Един может и привести ее в первое совершенство из растления ( Иез. 11:19 ). b .) Помощь других в исправлении человека не более может быть успешною: ибо самое усердное... и дух нов дает нам ( Иез. 11:19 ) и пр. по Ави. 2 стр. 29. Познание духовного бессилия из Слова Божия Сии свидетельства разума о духовном бессилии человека естественного, во всех помянутых отношениях, подтверждаются и еще более объясняются свидетельствами Слова Божия и проч. по Кочетову стр. 37 (изд. 2–е, 1825, стр. 30–37). Познание духовного бессилия из опыта Ясные свидетельства и разума и Св. Писания о духовном бессилии естественного человека в исправлении нравственного повреждения опровергает, по видимому, опыт, примерами самоисправления, по которому некоторые на пути естественной нравственности посредством непрерывных усилий достигали, по видимому, до такого степени нравственного совершенства, что показывали в себе опыт самоотвержения и владычества над страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010