И это на самом деле так, хотя для каждого из них проблемы психологии религии были не самыми главными. Вундт занимался в первую очередь психофизикой и психофизиологией – все темы, которых подробно представлены в русском шестнадцатитомном переводе его «Основ физиологической психологии» (СПб., 1908–1914). И только последующий интерес Вундта к массовым проявлениям психики и сознания привёл его к психологии языка, этнической психологии и психологии религии, причем последняя обычно входила важной составляющей и в первую, и во вторую. В своих «Проблемах психологии народов» (М.: Космос, 1912) Вундт посвятил отдельную главу «Прагматической и генетической психологии религии». При этом саму психологию религии он считал частью психологии народов – науки изучающей все, а не только религиозные, особенности народной души. После появления социальной психологии, которая заменила собой народоведение Вундта, психологию религии стали включать в социальную психологию. В работе «Миф и религия» (СПб., 1910) Вундт останавливается на общей психологии мифообразования. Высказался он и на классическую в то время тему: «Гипнотизм и внушение» (СПб., 1893; СПб., 1898; СПб., 1909). У. Джемс – известный американский психолог и философ, основатель прагматизма (см. его: Прагматизм. СПб., 1910). Не все его произведения одинаково «прагматичны», даже наоборот, его религиозно-психологические работы скорее антипрагматичны. Таковы его работы: «Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии» (СПб., 1904), «О человеческом бессмертии» (М., 1901). Таков и основной его труд по психологии религии: «Многообразие религиозного опыта» (М., 1910; переизд.: СПб., 1992; СПб., 1993). Русские ученые со вниманием отнеслись к этой работе Джемса, впрочем, как и ко всему его творчеству в целом: Челпанов Г. «Джемс как психолог» (Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 4 ⁄ 104 ), Франк С. «Философия религии В. Джемса» (Русская мысль. 1910, 2), Бердяев Н. «О расширении опыта» (Вопросы философии и психологии. 1910, кн.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

См. статью «Что такое идеализм», §VII. 253 Это, по-видимому, то самое «вперед», которое иначе называется «назад к Гегелю и Фихте» и к «традициям бессмертного Платона». 254 «Параллели», сборник «Литературное дело» 255 «Литературное дело», «Параллели», с. 128. 256 «Капитализм и земледелие», последняя страница. 257 Если читатель найдет нужным проверить наше сжатое изложение взглядов г. Булгакова на предсказания, то пусть сравнит заключение упомянутой его диссертации со с. 11-15 разбираемой статьи. 258 «Борьба за идеализм»: «Мир Божий». 1901, с. 6. 259 Там же и в «Проблемах идеализма», с. 103, 108, 112. 260 «Борьба за идеализм», см. цит. выше. 261 «Проблемы идеализма», см. выше. 262 Прим. 1906 г. Из-за цензуры здесь мысль выражена неясно. Она такова: буржуазная интеллигенция в лице гг. «идеалистов» будет «ставить цели», а пролетариат и вообще народ послужит пригодным и даже необходимым средством для их достижения. 263 «Параллели» в сборнике «Литературное дело» и «Иван Карамазов» в «Вопр. философии и психологии» за 1903 г. Вообще же национализм г. Булгакова достаточно подчеркивается его преклонением перед Вл. Соловьевым. 264 Это было написано в 1902 году. С тех пор гг. ех-марксисты перестали злоупотреблять чужой фирмой. Дополнение 1906 г. г.Бердяев теперь пишет в журналах правого 265 Вопросы жизни. 1905, кн. 10-11, с. 358-376. 266 Вестник жизни. СПб., 1907. Апрель, 5, с. 63-75. 267 Josefs Dietzgens kleinere philosophische Sriften S. 25 268 Товарищ. 1907, 244, 17 апреля, с. 3; впоследствии: Философов Д. В. Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени (1901-1908 гг.). СПб., 1909, с. 199-206. 269 Sub specie aeternitatis, СПб. 1907. Изд. Пирожкова 270 Факелы. СПб., 1907, кн. 2, с. 139-161; впоследствии: Шестое Л. Начала и концы. Сборник статей. СПб., 1908. 271 См. недавно вышедшую книгу Булгакова «Краткий очерк политической В ней проводится очень либеральная точка зрения, нисколько не уступающая другим либеральным точкам зрения. В обыкновенных политических экономиях гуманные взгляды (о возмутительности крепостного права, гаремов, ростовщичества, эксплуатации рабочих и т. д.) обосновываются на морали, у Булгакова — на религии. В этом вся разница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=936...

Срв. Μ. Γοрький, Воспоминания, Берлин, 1923, о Толстом, с. 42–78; цитата в тексте см. с. 69; срв. 45: «о буддизме и Христе он говорит всегда сентиментально, о Христе особенно плохо, – ни энтузиазма, ни пафоса нет в словах его и ни единой искры сердечного огня;» см. еще у В. Г. Короленко , Великий Пилигрим, Гол. Мин., 1922, окт., – у Толстого «тоска по непосредствен­ности» (срв. здесь и о Маликове). О Толстовских колониях см. С. Н. Кривенко , На распутьи, Культурные скиты и культурные одиночки, М. 1901; В. Р., Л. Н. Толстой и «Толстовство» в конце 80-х и начале 90-х годов, Мин. Годы, 1908, 9; П. И. Бирюков , Л. Н. Толстой и В. Фрей, там же; срв. еще у М. Тареева , Живые души, 1908 и «Осно­вы христианства», т. V. Очень характерны для психологии эпохи: Письма А. И. Эртеля , под ред. М. Гершензона, М. 1909 (см. предисловие Гершензона). О Н. И. Неплюеве см. у Тареева , Живые души, и у о. П. Светлова , Идея Царства Божия, 1903, гл. IX, и еще в журнале «Христианин», особ. за 1908 г. «Собрание Сочинений» Неплюева в 6 томах, 1901–1908. Неплюевское братство открыто в 1894 г. Устав был утвержден в декабре 1893 года. 10. Эпоха Победоносцева. О Победоносцеве см. Б. В. Никольский . Литературная деяятельность К. П. Победоносцева , П. Вестн. 1896, 9 и отд.; кн. В. П. Мещерский , Мои воспоминания, т. II, 1898, с. 470–471; Б. Глинский , К. П. Победоносцев , Материалы для биографии, Ист. В. 1907, апр.; А. Амфитеатров и Е. Аничков , Победоносцев, изд «Шиповник», 1907; В. Розанов , Скептический ум (1901), Около стен церковных, т. I; Н. А. Бердяев , Нигилизм на религиозной почве, 393. «Век», 6 мая 1907, и в сборн.: Духовный кризис интеллигенции. Статьи по об­ществ. и религиозной психологии (1907–1909), Спб. 1910, с. 201–208, – Победоносцев верил во вселенское могущество зла, но в Добро не верил; срв. Н. Н. Фирсов , Победоносцев, опыт характеристики, Былое. 25, 1924, с. 247–270. Об учреждении «Санкт-Петербургского отдела» Общества любителей дух. просвещения см. у И. Чистовича , СПб. Ду­ховная Академия за последние 30 лет, с. 164–168 «Сборник протоко­лов», выходил выпусками по-русски и по-французски, за 1873–1877 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Инкерман и Инкерманская священномученика Климента киновия в Крыму. Одесса, 19012. 28 с., илл. (18981. 24 с., илл.). Соболевский А.И. Чудо св. Климента, папы Римского (Древнерусское слово домонгольского периода). – Известия Отд. рус. яз. и словесности Имп. Ак. Наук, т. VI (1901 г.), кн. 1, 1–8 [церковно-слав. шрифтом]. Отд. оттиск: СПб., 1901. Жития святых по древнерусским спискам. Мучен, св. Клим. Римск.]. Труд А.И. Соболевского. – Пам-ки др. письм-ти и иск-ва CXLIX. СПб., 1903, 1–16. (Слав. текст [в начале – рус.-греч. словарь]=PG 2, 617–631). Соболевский А.И. Житие папы Климента в древнем церковнославянском переводе. (Оттиск из «Сб-ка в честь В.И. Ламанского»). СПб., 1905, 17 с. (предисл., церковнослав.-греч. словарь, указатель цитат из Священного Писания; текст по Четиям-Минеям Макария, 25 ноября, по списку Публ. 6-ки Погод. 657. Греч. текст: PG 2, 470 sq.=Пс.-Климентины, Посл. Климента к Иакову). Шестаков С. К истории текстов жития св. Климента, папы римского, пострадавшего в Херсоне. – Византийский временник 1907, т. XIV, вып. 4. СПб., 1908, 215–226. Рец. на изд. греч. текста «Жития Климента» до-Метафрастовской редакции, ср. PG 2, 617–631, у Ив. Франко, Сьвятий Климент у Kopcyhi, 1902–1905. Ср. с Метафрастовской ред. «Первой эпитомы» в PG 2, 580С-604А [CPG I, 1015 (7)=BHG 345–347], а также: Терновский, Херсонский святитель… Статья переиздана в кн.: Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. по Р. Хр. М., 1908 (Пам-ки христ-го Херсонеса 3), 142 с. См. Приложение 2, 105–114 (о св. Клименте в Корсуни на с. 14–16). Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности (Пам-ки христ-го Херсонеса, 2). М., 1911, 47–108. Др.-слав. перев. эпитомы (PG 2: Epit. de gestis S. Petri в Метафрастовской редакции) Пс.-Климентовых гомилий: CPG I, 1015(6)=BHG 342–343; в книге изданы также мученичество св. Климента по греч. и слав. текстам разных рукописей, Пс.-Климентины, прочие сказания и легенды о Клименте. NB. Частично Пс.-Климентины в перев. на слав. есть в «Четиях-Минеях» Макария под 25 ноября. Поскольку последние выпуски издавались на высоком уровне с использованием славянского шрифта, указанием разночтений, в т.ч., и сравнительно с греческим оригиналом (по PG), целесообразно привести содержание Климентии у святителя Макария (издание Четиих-Миней не закончено).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 3 Имеются в виду студенческие волнения последних лет XIX – начала XX века, скверно сказывавшиеся на состоянии университетской жизни. 1454 Существенный вклад в науку внес также старший брат Юлиана Андреевича, Платон Андреевич Кулаковский (1848–1913) – известный русский славист. 1456 Публиковались они в основном либо в изданиях Университета святого Владимира, либо в Византийском временнике, либо в Журнале Министерства народного просвещения (далее: ЖМНП). 1457 Записка готского топарха (Рецензия на: Westberg F. Die Fragmente des Toparcha Gothicus aus dem X Jahrhundert. СПб., 1901)//ЖМНП. 1902. 4. Отд. 2. С. 449–459. 1459 Аммиан Марцеллин.История. Вып. 1–3. Киев, 1906–1908. Новое издание: СПб., Издательство «Алетейя». 1463 Вып. 1: Предисловие В. Н. Бенешевича. Очерк политической истории Византии профессора Г. Гельцера. СПб., 1912. вып. 2: Государственный строй Византийской Империи. Историко-юридический этюд Дж. Б. Бьюри. Очерк культурной истории Византии Г. Гельцера. СПб., 1912; вып. 3: Византийские историки и хронисты К. Крумбахера. СПб., 1913; вып. 4 (дополнительный): Таблицы–библиография– указатели. СПб., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В дальнейшем Лашкарёв пытался защитить эту работу как докторскую в КазДА, однако и 2-я попытка оказалась безуспешной. После смерти Лашкарёва (28 авг. 1899) временное чтение лекций по каноническому праву было поручено доценту КДА свящ. Ф. Титову. Для приготовления к занятию вакантной кафедры в качестве профессорского стипендиата был оставлен в КДА выпускник 1899/1900 уч. г. Ф. И. Мищенко, к-рый в 1901 г. стал последним профессором церковного права на этой кафедре в дореволюционной КДА. С янв. 1908 по май 1910 г. лекции по церковному праву читал также ректор КДА еп. Феодосий (Олтаржевский), хотя кафедру по-прежнему возглавлял Мищенко. С 1911/12 уч. г. в связи с введением в действие нового академического устава церковное право преподавалось в течение года на 3-м курсе. Программа лекций Мищенко кроме введения в науку включала разделы: «Об источниках церковного права (до разделения Церкви и по разделении - в Церкви восточной и, в частности, в Русской Церкви)»; «Внутреннее право Церкви (церковное устройство и управление)», «Внешнее право Церкви (отношение между Церковью и государством и отношение Церкви к неправославным христианам и иноверцам)». В 1906 г. Мищенко принял участие в дискуссии о возможном созыве Всероссийского Церковного Собора. В 1908 г. он опубликовал исследование, посвященное церковному устройству доникейского периода (Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III в.//ТКДА. 1908. 12. С. 525-574). В 1917 г. Мищенко участвовал в работе Предсоборного Совета в С.-Петербурге, а с июля 1918 г.- в работе Ученого Комитета и Законодательной комиссии при Мин-ве исповеданий Украины. В течение дореволюционного периода в КДА были присуждены лишь 1 докторская и 2 магистерские степени за исследования в области церковного права - авторы этих исследований не были профессорами КДА. Так, в 1881 г. проф. С.-Петербургского ун-та прот. Михаил Горчаков защитил докт. дис. «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880). Магистерская степень без публичной защиты была присуждена известному серб. канонисту еп. Никодиму (Милашу) за соч. «Историко-канонический взгляд на учреждение новой сербско-румынской митрополии» (Белград, 1873). В 1913 г. С. В. Троицкий защитил в КДА магист. дис. «Второбрачие клириков: Историко-каноническое исследование» (СПб., 1912).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Римский С.В. Церковная реформа 60–70-х гг. XIX века//Отечественная история. 1995. 2. С. 166–175. Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб: Лики России, 2008. – 224 с. Рождественский А. К. Улучшение положения пастыря как одно из главнейших средств к оживлению приходской жизни. Сергиев Посад, 1908. – 217 с. Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2004. – 560 с. Розанов А.И. Заметки сельского священника. СПб., 1882. URL: http://rusbook. (22.02.2013). Розанов А.И. Из записок сельского священника//Православное обозрение, 1881. Розанов Н.П. Второе сословие. Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее пятидесятилетие перед революцией/Подготовка текста и публикация М.И. Одинцова//Ученые записки. Вып. 6. М.: Индрик, 2000. С. 120–176. Розанов Н.П. Московское духовенство на рубеже веков (Из воспоминаний Н.П. Розанова «Второе сословие»). Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Отечественные архивы. 1996. 5. С. 58–93. Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб.: Алетейя, 2003. – 255 с. Розов А.Н. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860–1917 гг.). Аннотированный тематико-библиографический указатель//Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. XXXI. СПб.: Наука, 2001. С. 334–400. Романова С.Н. Персональная информация о духовенстве в государственных архивах//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: материалы. М., 1999. С. 363–366. Ропакова Е.В. Проблема управления денежными средствами и имуществом приходских храмов в XIX веке//История православия в России: люди, храмы, источники: материалы научн. конф. 28 апр. 1995 г. СПб., 1995. С. 81–87. Ростиславов Д.И. Записки [о духовенстве]//Русская старина. 1880. Т. 17. С. 1–38, 545–572, 681–704. Т. 28. С. 35–68, 179–218, 385–408. 1882. Т. 33. С. 67–86, 657–672. Т. 34. С. 585–614. Февраль. С. 263–290. 1884. Т. 42. С. 495–518. Т. 43. С. 87–104, 289–312. 1887. Т. 56. С. 445–470. 1892. Т. 76. С. 528–562. 1893. Январь. С. 121–151. Февраль. С. 448–480. Март. С. 657–666. Т. 79. С. 590–609. Т. 80. С. 144–161. Т. 78. С. 61–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что такое Библия?/Религиозно-философская библиотека: вып. XII. – М., 1915. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. – Казань, 1910. – 524†III с. 3. Ветхий Завет: Толкования Виссарион (Нечаев) , еп. Толкования на паремии из книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии, Малахии. – М., 1892. – 202 с. Властов Г. Священная летопись: т. 1–15. – СПб., 1878–1893–1898. Корсунский И. Новозаветные толкования Ветхого Завета. – М., 1885. – 327†Х с. Его же. Иудейское толкование Ветхого Завета. – М., 1882. – 259†XI с. Лопухин А.П. (ред.). Толкования Библии или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (в семи томах). – СПб., т. 1. Пятикнижие Моисееве. – 1904. – XVI†672 с. Его же. Толковая Библия: т. 2. Иисус Навин, Судьи, Руфь, Царства. – 1905. – VIII†585 с. Его же. Толковая Библия: т. 3. Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Есфирь. – 1906. – 442 с. Его же. Толковая Библия: т. 4. Иов, Псалтирь, Притчи. – 1907. – 502 с. Его же. Толковая Библия: т. 5. Екклезиаст, Песнь Песней. Премудрость, Сирах, пр. Исайя. – 1908. – 548 с. Его же. Толковая Библия: т. 6. Иеремия, Плач, Иезе-кииль, Варух. – 1909. – 544 с. Его же. Толковая Библия: т. 7. Даниил и Малые пророки. – 1910. – 445 с. Ружемонт Ф. Краткое изъяснение двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета/Пер. с франц. – СПб., 1880. – 535 с. (автор – католич. богослов). Спасский П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета. – СПб., 1912. – 628 с. (автор – правосл. богослов, преподавал в Новгородской семинарии). Толковая библия: т. 1. Изд. Правосл. Миссии. – Пекин, 1911. – 349 с. 4. Библейская Археология. Библия и Вавилон Амусин И.Д., Гельшер М.Л. Надпись из Мецад Хаша-вяху/ВДИ.–1963: 13: с. 118–125. Ассиро вавилонские клинообразные надписи и Ветхий Завет/Яросл. Епарх. Ведомости. – 1879: 2–4:7. Барт. И. Вавилон и еврейская религия/Библия и Вавилон. – СПб., 1904. Гулатов С.А. Древне-еврейские моменты. – Киев, 1886. – 193 с. Владимирский А.П., прот. Клинообразные надписи в отношении к библейской ветхозаветной истории/ПС, 9: с. 10–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

1655 Der naturalistische Monismus der Neuzeit oder Haeckels Weltanschauung systematisch dargelegt und kritisch beleuchtet von Dr. Vitus Brander. Gekrönte Preisschrift Paderborn 1907. Vorwort. 1656 Васман – иезуит и биолог в феврале 1907 года прочитал в Берлине три реферата о проблеме развития. (Эти рефераты переведены на русский язык из Kath. Kirchenzeitung в брошюре Эр. Васман Неодарвинизм и христианство Спб. 1907. С Троицким Переведена также на русский язык В. Караваевым книга Васмана Итоги сравнительной психологии Киев. 1906 г.). Чтобы придать значительность своему выступлению, он пригласил ученых публично высказаться по вопросам его рефератов. Обо всём этом можно читать в книге Ultramontane Weltanschauung und moderne Lebenskunde – Orthodoxie und Monismus. Die Anschauungen des Jesuitenpaters Erich Wasmann und die gegen ihn in Berlin gehaltenen Reden Herausgegeben von Prof. Dr. L. Plate Jena 1907. 1657 Так в самое последнее время, кроме только что названных, вышли Die Weltanschauung des modernen Naturforschers von Dr. phil. E. Dennert. Stuttg. 1907 (Его же Bibel und Naturwissenschaft, – Vom Sterbelager des Darwinismus), Der naturalistische Monismus Haeckels auf seine wissenschaftliche Haltbarkeit geprüft von Dr. J. Engert Von der theologischen Fakultät der Universität Würzburg gekrönte Preisschrift Wien 1907, Hegel, Haeckel, Kossuth und das zwölfte Gebot – eine kritische Studie von O D Chwolson 2 Aufl. Braunschweig 1908. (Ему Геккель ответил в Monismus und Naturgesetz – 2 Aufl. Berlin 1907). На русском языке имеются: Прот Т. А. Буткевича Философия монизма. (Критический разбор сочинения Геккеля Die Welträthsel) Харьк. 1900, – Ол. Лодж Жизнь и материя (Критика «Мировых загадок» проф. Геккеля; перев. с англ. С. С. Розанова. Москва. 1908. 1658 В главе «Эволюция души» Геккель дает более конкретное развитие этих мыслей. Он здесь говорит о психологическом единстве всего органического мира. Сравнительная психология, в союзе с учением об онтогении и филогении духовной жизни, привела нас к убеждению, что все фазисы этой последней, начиная от простейших, одноклеточных протистов и кончая человеком, вытекают из одних и тех же элементарных сил природы, построены на физиологических функциях ощущения и движения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чувствуя доброжелательность нового архипастыря, груз. духовенство отменило бойкот и вступило с ним в административно-церковные отношения. 29 апр. 1908 г. экзархом было издано распоряжение «О распределении дел грузинскаго епархиальнаго управления между викарными Грузинской епархии», согласно к-рому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии, в комиссии по ремонту Мцхетского собора. Викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с груз.- викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22686. Л. 1). Архиеп. Никон оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский ( Никон (Софийский), архиеп. [Речи, слова и поучения]// Софийский Л. И. Высокопреосвященный Никон. СПб., 1909. С. 255-440). Экзарх предчувствовал свою трагическую кончину. В последний приезд в С.-Петербург (1907) он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время» ( Софийский. 1909. С. 129). 28 мая 1908 г. перед отъездом в С.-Петербург на заседание Святейшего Синода экзарх Никон зашел в здание Грузино-Имеретинской синодальной конторы, в вестибюле к-рой по обыкновению было многолюдно, и был убит 2 выстрелами. Убийцы так и не были найдены (Некролог. 1908. С. 1028-1032; К-в. 1908. С. 693-696). Убийство экзарха Никона вызвало волну возмущения. Находившийся в ссылке еп. Кирион (Садзаглишвили) писал, что «убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» ( Дурново. 1909. С. 28). Трагическая кончина экзарха еще более противопоставила российское и груз. духовенство в пределах Г. Э.: по инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву ; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояло 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством (Обзор. 1910. С. 10). Г. Э. в предвоенные годы и в годы первой мировой войны (1909-1917)

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010