– 1905 г. – Легализация русского протестантизма и его становление в новых условиях: 19051929 гг. – Эпоха тотальных гонений: 1929 – середина 1940-х гг. – Возрождение русского протестантизма в послевоенные годы: середина 1940-х – конец 1950-х гг. – «Хрущевская» антирелигиозная кампания: конец 1950-х – 1964 г. – Период позднего социализма: середина 1960-х – 1991 гг. – Современный период: после 1991 г. В прошлом русского протестантизма самым благоприятным считается период 19051929 гг., когда общины получили возможность легализовать свое положение, а верующие пользовались относительной свободой по сравнению с предыдущим временем. 1920-е гг. даже получили в конфессиональной литературе название «золотое десятилетие», хотя современные историки применяют этот термин с существенными оговорками 423 . По сведениям Союза воинствующих безбожников, к 1929 г. в СССР насчитывалось 350400 тыс. взрослых евангельских христиан, столько же баптистов и 13 тыс. адвентистов седьмого дня 424 . Что же касается христиан евангельской веры (ХЕВ), или пятидесятников, то, по их собственным данным, к 1927 г. на Украине было 250 общин с общей численностью около 15 тыс. человек 425 . Следующее десятилетие однозначно не было «золотым» ни для кого из советских верующих. К 1935 г. ввиду ареста всех руководителей прекратили свое существование Союз ХЕВ и Союз баптистов, Союз евангельских христиан сохранил номинальное существование 426 , а единственным служителем Всесоюзного Совета АСД остался Г. А. Григорьев 427 . Государственные репрессии не только трагически отразились на судьбах миллионов верующих, но также привели к исчезновению многих общин и заметному снижению «качества» русского протестантизма, росту изоляционистских настроений, негативно повлияли на состав общин, где в послевоенные годы стали резко преобладать женщины и люди с низким образовательным уровнем. Советская вероисповедная политика изменилась в годы Великой Отечественной войны. С одной стороны, она сделалась значительно либеральнее (в стране стали открываться церкви, молитвенные дома, регистрироваться общины), с другой – государство контролировало внутреннюю жизнь религиозных организаций и общин через специально созданные структуры – Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов (СДРК).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

По окончании победоносной Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. деятельность МВД СССР, в том числе и ГУЛАГа, как и всего народного хозяйства страны, определялась указаниями вождя товарища Сталина, данными в его исторической речи 9 февраля 1946 года на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа гор. Москвы. В этой речи перед коммунистической партией и всем советским народом ставилась задача в ближайший период «...восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительном размере». Практическое выполнение указаний товарища Сталина ГУЛАГом, как одного из важнейших оперативных Главков, выразилось в предоставлении рабочей силы для восстановления промышленности, а также лагерей и колонии в районах, подвергавшихся временной оккупации. Другой важной задачей, возникшей перед ГУЛАГом, ИТЛ и колониями в послевоенный период, была задача превращения исправительно-трудовых лагерей и колоний в образцовые исправительно-трудовые учреждения. Деятельность, направленная на выполнение этой задачи, и составила содержание всей работы ГУЛАГа в послевоенный период Усилия ГУЛАГа в этот период были направлены к восстановлению соответствующего режима содержания заключенных в ИТЛ и колониях, значительно ослабленного в военные годы. По решению Правительства 21 февраля 1948 года были созданы лагери со строгим режимом для содержания в них особо опасных государственных преступников, осужденных за шпионаж, террор, диверсии, право-троцкистскую деятельность, участников других антисоветских организаций и групп и лиц представляющих опасность по своей вражеской деятельности и связям. Требовалось также безотлагательно провести мероприятия по улучшению физического состояния заключенных ГУЛАГом разрабатывается ряд инструкций, внесших четкую ясность в вопросы режима содержания и трудового использования заключенных К числу важнейших инструкций относилась «Инструкция по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД», утвержденная приказом МВД СССР 0190–1947 года. Установленные инструкцией нормы режима содержания заключенных значительно отличались от соответствующих предписаний Исправительно-трудового кодекса РСФСР – 1933 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В гос. церкви остался лишь 61 пастор, сохранивший лояльность к правительству. Из их числа были назначены новые епископы, которые не имели большого влияния. Ликование от победы 1945 г.- широкое празднование Дня независимости 17 мая и встреча короля 7 июня - сменилось тяжелыми буднями, связанными с восстановлением страны из руин. Наиболее пострадал север Н., где немцы использовали тактику выжженной земли. Период 1945-1973 гг. характеризовался мощным и стабильным экономическим подъемом. Население Н. выросло с 3,15 до 3,9 млн чел. В связи с развитием т. н. постиндустриального общества в Н. стремительно росла занятость в сфере услуг. Увеличилась доля городского населения, сконцентрированного вокруг 8 крупнейших норвеж. городов. Возросло количество молодых людей, стремившихся получить высшее образование. Безработица, имевшая место в межвоенный период, фактически исчезла еще в годы войны. Уровень благосостояния норвежцев существенно вырос: в 40-х гг. XX в. почти 40% расходов шло на питание, через 25 лет - менее 25%. К 70-м гг. XX в. была установлена 5-дневная рабочая неделя. В 50-60-х гг. XX в. норвеж. общество стало обществом всеобщего благосостояния, характерными чертами к-рого являлись обширный гос. сектор и активное участие гос-ва в развитии общества. Норвеж. модель отличалась обеспечением полной занятости, сильным эгалитаризмом и распространением гос. услуг на всех, не только нуждающихся. Стремительно росло число больниц и увеличивалось количество врачей, повышалось качество медицинских услуг. Наиболее острую послевоенную проблему нехватки жилья гос-во решало путем субсидирования жилищного сектора. Большую популярность приобрели строительные кооперативы, где жильцы становились коллективными собственниками домов; в крупных городах было распространено коммунальное строительство. Для обеспечения равенства регионов страны в 1960 г. был создан Фонд регионального развития. Впервые после 1837 г. была проведена реформа муниципального управления: с 1962 по 1965 г. количество коммун сократилось с 747 до 454. Послевоенный период отмечен «образовательным взрывом». С кон. 50-х гг. XX в. было введено обязательное 9-летнее обучение (вместо 7-летнего), после к-рого подростки вместо прежних гимназий и профессиональных уч-щ получали образование в т. н. единой школе дальнейшего обучения (videregående skole). (Согласно школьной реформе 1994-1997 гг., норвежские школьники обучаются с 6 лет; 10 лет в общеобразовательной школе, далее - 3 года в школе дальнейшего обучения.) В 1970 г. количество студентов достигало 30 тыс. чел. (перед второй мировой войной - 5 тыс. чел.). Появились новые ун-ты: в Бергене (1946), Тронхейме и Тромсё (1968). В 1969 г. открылись первые высшие школы в Кристиансанне, Молде и Ставангере, а также множество педагогических колледжей. Гос. расходы на образовательные нужды увеличивались: на 10% - в 1950 г. и на 17-18% - в 1970 г.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В военные и послевоенные годы Г. продолжал вести большую научно-организаторскую работу. Помимо руководства Ин-том истории в 1944-1945 гг. он также являлся директором Ин-та истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии) АН, в 1946-1951 гг.- директором Ин-та славяноведения АН (в создании к-рого принимал деятельное участие), в 1946-1953 гг. был академиком-секретарем Отд-ния истории и философии АН. В последние годы жизни Г. Ин-т истории подвергся критике со стороны партийных органов за недостаточное внимание к советскому периоду отечественной истории, за «засорение» ин-та идеологически неблагонадежными кадрами. Г. трижды присуждалась Сталинская премия: в 1947 г.- за кн. «Крестьяне на Руси», в 1948 г.- за выдающиеся работы в области исторических наук, в 1952 г.- за работу «Золотая Орда и ее падение» (совм. с А. Ю. Якубовским). С 20-х гг. Г. был членом Ленинградского, затем Московского городского совета, депутатом Верховных Советов РСФСР (с 1947) и СССР (с 1950), зам. председателя Славянского комитета защиты мира, председателем оргкомитета I Всесоюзной конференции сторонников мира. Г. похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Помимо вклада, внесенного Г. в науку как исследователем, его деятельность имела огромное значение для поддержания в сложных условиях 30-х - нач. 50-х гг. преемственности традиций отечественной исторической науки, сохранения кадров и подготовки квалифицированных специалистов по рус. средневек. истории. Соч.: Новгородский дом Св. Софии: Опыт изучения организации и внутренних отношений церк. вотчины. СПб., 1914. Ч. 1; Очерки по истории хозяйства новгородского Софийского дома XVI-XVII вв.//Летопись занятий Постоянной ист.-археогр. комис. за 1926 г. Л., 1927. Вып. 1 (84); Очерки по истории феодализма в России: Система господства и подчинения в феодальной деревне X-XVII вв.//ИзвГАИМК. М.; Л., 1934. Вып. 72. С. 25-159; Феодальные отношения в Киевском гос-ве. М.; Л., 1935, 19362; с 3-го изд.- Киевская Русь (М.; Л., 19393. М., 20047); Золотая Орда: (Очерк истории улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII-XIV в.). Л., 1937 (совм. с А. Ю. Якубовским; Л., 19412); Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.; Л., 1940; Крестьяне на Руси с древнейших времен до сер. XVII в. М.; Л., 1946; То же: В 2-х кн. М., 1952-19542; Винодольский статут об обществ. и полит. строе Винодола. М.; Л., 1948; Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950 (совм. с А. Ю. Якубовским); Полица: Опыт изучения обществ. отношений в Полице XV-XVII вв. М., 1951; Избр. тр.: В 4 т. М., 1957-1960.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Понимание разделения между Церковью в Отечестве и Церковью в эмиграции представляется весьма актуальным для оценки периода, который некоторыми авторами характеризуется как сталинский церковный ренессанс. Период, рассмотренный в настоящей работе, выбран неслучайно. 1939 г. был ознаменован началом Второй мировой войны, разделом Польши между Германией и СССР, включением в состав последнего территорий, ранее принадлежавших Российской империи, а также некоторым смягчением антицерковной политики. Последующие события этой войны, когда Советское государство сначала оказалось на грани катастрофы, а затем сумело утвердиться в Восточной Европе, стали основанием для нового этапа церковно-государственных отношений. Теперь власти старались не столько истребить духовенство, сколько поставить его на службу атеистическому государству. Хотя в послевоенные годы положение Церкви в СССР ухудшилось, власти все же отказались от ее физического уничтожения. Верхняя граница настоящего исследования (1964) обусловлена важным и ключевым событием истории РПЦЗ – уходом на покой митрополита Анастасия (Грибановского) . Это событие почти совпало с увольнением советского лидера Н.С. Хрущева, и прекращением гонений, вошедших в историю под названием «хрущевских». Взаимоотношения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью , процесс ее организации и ее идеологические ориентиры в полной мере еще не изучены. Если проблемам РПЦЗ в 192030-е гг. историки уделяют внимание, то последующий период остался на периферии исследований. Как правило, труды о послевоенной церковной жизни в эмиграции имеют лишь ознакомительный характер. Объясняется это тем, что разделение между Московской Патриархией и Зарубежным Синодом к 1940-м гг. оформилось окончательно. Стороны конфликта выразили отношение друг к другу и высказали свои аргументы еще в 192030-е гг. Основные документы, подтверждающие или опровергающие правоту сторон, были также изданы именно в эти годы. Тогда же были выработаны и сформулированы позиции московской церковной власти и РПЦЗ относительно коммунистического режима. Период 1939начала 1960-х гг., в принципе, не дал сторонам новых доводов. Хотя эти годы не были периодом полемического покоя, новых аргументов стороны практически не выдвигали. Можно сказать, что на смену борьбе канонических толкований пришла борьба компроматов. Заблуждения, грехи и ошибки сторон сразу же выносились на поверхность как очередное доказательство ущербности враждебного лагеря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сложившаяся в военные и послевоенные годы система государственно-церковных отношений безжалостно клеймилась как «пережиток периода культа личности», а кадры, проводившие политику нового курса, были обречены на списание 772 . В 1957–1960 гг. прошла настоящая чистка Совета по делам Русской Православной Церкви, закончившаяся отставкой его председателя Г. Г. Карпова. На смену выходцам из спецслужб, которые были исполнителями политики «нового курса» в отношении Церкви, в Совет пришли люди из партаппарата 773 . Их умонастроение достаточно точно сформулировал Патриарх Алексий I, после знакомства с новыми сотрудниками Совета в начале 1958 г. сказавший: «Новым товарищам, вероятно, будет трудно работать , так как они, наверное, были активны в антирелигиозной работе» 774 . С 1958 г. начинается новый период в истории Русской Православной Церкви, ознаменовавшийся организованным наступлением на нее, которое началось с подрыва ее материальной базы, продолжилось закрытием учебных заведений, монастырей и храмов и шло на фоне мощной пропагандистской кампании 775 . С 1958 г. перестают открываться новые храмы, легализация церковного подполья становится более невозможна 776 . Но главное – начинается массированная кампания по закрытию православных церквей, которая за 10 лет привела к сокращению их числа почти в два раза: в 1960 г. в СССР действовало 13008 православных храмов, а в 1970 г. – 7338 777 . Помимо наступления на легальные приходы и монастыри в ходе «хрущевских гонений» развернулось и наступление на некоторые виды церковного подполья. Так, уже 28 ноября 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам " ». Перед местными властями в директивном порядке была поставлена задача прекратить паломничества к неофициальным святыням. Через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о достигнутых результатах. Столь жесткие формулировки постановления дали сигнал местным властям начать настоящую войну с паломничествами и святынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается северной части острова Сахалин, то церковная жизнь здесь продолжалась до 1925 г. Именно в это время была окончательно установлена Советская власть в этих местах, тогда же Революционный Комитет постановил " провести в жизнь декрет Совнаркома об отделении школы от церкви " . Из церковных архивов изымаются метрические книги. Тогда же начинается активная компания по закрытию храмов, переделки их под клубы и другие учреждения. Наряду с православными церквями данная участь постигла и католический храм. За пять лет Советской власти к 1930 г. на острове не осталось ни одного официально действующего молитвенного здания. Местное партийное руководство обсуждало состояние дел в церковной сфере. В одном из докладов за 1926 г. отмечалось " На всем Сахалине два попа " . Вскоре положение изменилось. Один из священников был обвинен в " антисоветской агитации " по ст. 58 УК РСФСР и отправлен в концлагерь. Вслед за этим " врагами народа " объявляют не только верующих, священнослужителей, но и членов их семей. В 1932 г. в одном из донесений сотрудники ОГПУ докладывали в обком партии о неблагополучном положении дел с кадрами учителей, т.к. среди них были 4 дочери бывших священнослужителей. Отдельные попытки по возрождению веры в пределах Сахалинской области наблюдались в послевоенные годы, однако, ни одна из них не увенчалась успехом. Исключением было официальное существование общины евангельских христиан баптистов в период с 1937 по 1960 гг. И в заключение настоящей работы, на мой взгляд, следует привести слова современного церковного историка, которые объективным образом характеризуют истинное положение церковной жизни в след за окончанием Второй мировой войны: " Чем дальше на восток, тем церквей было меньше, а на Дальнем Востоке их почти не было. На Камчатке и на Сахалине, на Чукотке и Колыме не сохранилось ни одного храма. Этот регион целиком входил в империю ГУЛАГа, и новые церкви в послевоенные годы там не стоились " . ИСТОЧНИКИ Августинович Ф.М. Жизнь русских и инородцев на острове Сахалине -//Всемирное путешествие. - 1874, январь. – с.66-67.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Сложившаяся в военные и послевоенные годы система государственно-церковных отношений безжалостно клеймилась как “пережиток периода культа личности”, а кадры, проводившие политику нового курса, были обречены на списание 6 . В 1957–1960 гг. прошла настоящая чистка Совета по делам Русской Православной Церкви, закончившаяся отставкой его председателя Г. Г. Карпова. На смену выходцам из спецслужб, которые были исполнителями политики “нового курса” в отношении Церкви, в Совет пришли люди из партаппарата 7 . Их умонастроение достаточно точно сформулировал Патриарх Алексий I, после знакомства с новыми сотрудниками Совета в начале 1958 г. сказавший: “Новым товарищам, вероятно, будет трудно работать , так как они, наверное, были активны в антирелигиозной работе” 8 . С 1958 г. начинается новый период в истории Русской Православной Церкви, ознаменовавшийся организованным наступлением на неё, которое началось с подрыва её материальной базы, продолжилось закрытием учебных заведений, монастырей и храмов и шло на фоне мощной пропагандистской кампании 9 . C 1958 г. перестают открываться новые храмы, легализация церковного подполья становится более невозможна 10 . Но главное — начинается массированная кампания по закрытию православных церквей, которая за 10 лет привела к сокращению их числа почти в два раза: в 1960 г. в СССР действовало 13008 православных храмов, а в 1970 г. — 7338 11 . Помимо наступления на легальные приходы и монастыри в ходе “хрущёвских гонений” развернулось и наступление на некоторые виды церковного подполья. Так, уже 28 ноября 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”». Перед местными властями в директивном порядке была поставлена задача прекратить паломничества к неофициальным святыням. Через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о достигнутых результатах. Столь жёсткие формулировки постановления дали сигнал местным властям начать настоящую войну с паломничествами и святынями.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

47 давно известно, что «вместе с веком» идти легче и проще, чем –наперекор веку или, тем более, впереди его. 48 в сферах политической, хозяйственной, художественной можно «найти тьму примеров, когда «внедрение нового» сопровождалось, как и в психиатрии, прежде всего «сменой руководства» – как будто возможно какое-либо руководство идеями... 49 Чего стоит, например, очень модное в 50 годы «доказательство», что шизофрения была впервые описана не Крепилином и не Блейлером, а «предвидена» не только Корсаковым и Кадинским (вторая половина XIX века), но и жившими в первой половине минувшего столетия Дядьковским и Малиновским... 51 В 1939 г. в СССР оставалось открытыми всего лишь около 100 церквей. К началу войны Число открытых храмов увеличилось до 4425 за счёт церквей, находившихся на присоединённых в 1939–40 гг. территориях Праблтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. Во время войны и в особенности в послевоенный период в СССР открылось много храмов и к 1957 г. их число достигло 22 000. 52 В 1950 г. число членов общества «Знание» составляло всего лишь 130 000 чел., а к 1960 г. поднялось до 900 000 чел. (Ежегодник БСЭ). 53 Так, например, в 1954 г. в СССР было прочитано 120 679 лекций на атеистические темы («Наука и религия» 5/1957, стр.10). 54 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов», часть IV, стр. 46. Москва, 1960, издание 7. 58 «Вопросы философии» 3/62 – Л. М. Митрохин. «Атеистическое воспитание и методология исследования религиозных пережитков». 74 Так например, выступая на Всесоюзной научно-теоретической конференций «Социализм и молодежь», состоявшейся 16–18 мая 1967 г. секретарь ЦК ВЛКСМ Торсуев открыто признал, что современную советскую молодежь «характеризует возросший интерес к мировоззренческим вопросам», причём особое внимание советских педагогов следует обратить «на два философских течения, которые у определённой части нашей молодёжи в последние годы вызывали, особый интерес: неопозитивизм и экзистенциализм» («Комсомольская правда», 17.5.1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Учителя, сколь бы многими знаниями они ни обладали, не могли передать их своим ученикам. С другой стороны, еще находились люди старой выучки, изучившие языки до революции. Более молодым оставалось терпеливо изучать древние языки, прилагая к тому ряд дополнительных, порой совершенно самостоятельных усилий. Конечно, в те годы были не только внешние причины, препятствовавшие изучению древних языков, но и внутренние, поскольку в условиях тотального уничтожения Церкви приходилось думать не столько о решении научно-богословских задач, сколько о необходимости спасти малое стадо Церкви. Данная непростая картина подтверждается как расписанием занятий, так и учебными программами того времени. 2. Расписания занятий и преподавательские штаты При более детальном изучении в преподавании классических языков в данную эпоху были свои маленькие взлеты и падения. Поскольку профессорско-преподавательскую корпорацию новооткрытых духовных школ составили люди, прошедшие дореволюционную богословскую школу, первоначально ни у кого из них не возникало даже вопросов о целесообразности изучения языков. Так, например, в 1959 г. в своем вступительном слове перед защитой магистерской диссертации преподаватель латинского языка Н. М. Лебедев произнес проникновенные слова, которые не вызвали ни у кого возражения: «Латинский язык, можно сказать, сродни духовной школе. Нельзя ее представить без изучения латинского языка – иначе будет лишь пастырская школа, готовящая только требоисполнителей» 131 . Но с учетом неизбежного разрыва в духовном образовании между дореволюционной и послевоенной духовной школой и нулевого языкового уровня абитуриентов требовалась огромная коррекция при разработке учебного плана по языкам. Вплоть до начала 1960-х гг. еще ощущался определенный подъем и действительное стремление всей корпорации к правильной постановке преподавания классических языков. Однако после того как в Семинарии были сведены к минимуму сначала часы, отводившиеся на преподавание латинского языка (1961 г.), а потом и греческого (1967 г.), наступил наиболее трудный и малорезультативный период 132 – вплоть до конца 1990-х гг., когда была постепенно начата языковая реформа при участии новооткрытого при МДАиС Греческого кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010