15. Если брат 68 или сестра наги, едва прикрыты худой одеждой, и если они не имеют дневной пищи, необходимой, чтобы существовать, 16. А кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром 69 , грейтесь и питайтесь, а не дадите им необходимого для тела, то – что пользы? Безжизненность, мертвенность и бесполезность такого милосердия очевидна. 17. Так и вера, заключает апостол, если она не имеет мертва сама в себе 70 . И, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет, тот должен знать, что его вера, если ещё и имеет жизнь, то близка уже к смерти, чтобы сделаться совершенно бесполезной для спасения. Говорящий, что он имеет веру, а не делающий соответствующих ей дел, не может даже доказать того, что он имеет веру. В доказательство этого, апостол указывает на стороннее лицо, не христианина, скорее всего иудея, исповедующего единство Бога, который, однако, мог доказать свою веру делами и опровергнуть надежду на оправдание верой без дел (18–19 ст.) 71 . 18. Но кто-нибудь скажет: ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою в отдельности от дел 72 , а я тебе покажу веру из дел моих. Предполагается ответ: ты не можешь показать своей веры без дел. 19. Ты веруешь, что Бог один? Хорошо делаешь, но и бесы веруют и трепещут. Вера их, однако, мертва в себе и не соединяется с праведностью, но возбуждает только страх и ужас пред будущим судом Божьим. Далее апостол говорит опять от своего лица и доказывает примерами из священной истории, что вера, оправдывающая человека, и праведность его доказываются только делами его (20–26 ст.). 20. Хочешь ли знать, хочешь ли доказательства, пустой человек, – не знающий истины и не имеющий истинного благочестия (1:26–27), а надеющийся устоять на суде Божьем со своей верой, без дел, – что вера твоя мертва, бесплодна 73 . 21. Авраам, отец наш, отец верующих, не делами ли оправдался, вознесши Исаака, сына своего, на жертвенник? Вознесение им сына своего на жертвенник служит ясным доказательством, что он обнаруживал веру свою праведной жизнью и деятельностью по воле Божьей и таким образом сделался праведником пред Богом 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2. В сем узнавайте духа от Бога: всякий дух (Еп. Михаил: учитель), который исповедует (в своём учении) Иисуса Христа, пришедшего 592 во плоти (ср. 2:22; 4:15; 5:1,5), от Бога есть. 3. И всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти 593 , не есть от Бога: и это есть дух антихриста, о котором 594 вы слышали уже от апостолов, что он идёт, и теперь он уже есть в мире в лжеучителях. Апостол указывает христианам как на главный признак, по которому они могли бы отличать учителя истины от учителя лжи, на его учение об Иисусе Христе, пришедшем во плоти. Если учитель исповедует проповеданного апостолами Господа Иисуса Христа, как воплотившееся Слово и Жизнь и жившее во плоти для нашего спасения, то должно принимать его, как имеющего дарование (дух) от Бога, как просвещённого Духом Божиим. В противном же случае, если учитель отрицает засвидетельствованное апостолами, историческое Лицо Иисуса Христа, пришедшего и жившего во плоти, учитель духа антихриста. 4. Дети! Вы от Бога, вы имеете Дух Божий, уверяет апостол христиан (2:20–27; 3:23), и победили (2:14; Ин. 16:88 ) их 595 (лжеучителей, в которых живёт и действует дух антихриста); ибо Тот, Кто в вас (Бог), больше, нежели тот, кто в мире (дьявол ср. Ин. 10:29 ). 5. Они (лжеучители) от мира, посему от мира, их вдохновляющего, говорят, и мир слушает их (ср. 2:15, 16). 6. Мы, апостолы и проповедники Слова Божьего. Евангелия Господа, от Бога; (и) знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Из сего, кого Мир не слушает и кого он слушает, заключает апостол, мы (христиане) узнаём духа истины и духа заблуждения 596 . Бог пребывает в нас, ибо от Духа Его, пребывающего в нас, говорит далее апостол, во-вторых, мы имеем любовь к братьям. Дух Божий, дающий нам истинное познание Иисуса Христа (4:2), даёт и познание любви Божьей, открывшейся в послании Богом Сына в мир, чтобы мы получили жизнь (4:9), и таким образом изливает любовь и в сердца наши ( Рим. 5:5 ), что обнаруживается в нашей любви друг к другу. Любящий братьев, говорит апостол, рождён от Бога, знает Его, как Любовь , знает истинное существо любви; в таковом Бог пребывает, и его любовь к Богу достигает совершенства в дерзновении пред Ним в день суда. Любовь к братьям есть, таким образом, второй признак, что мы имеем Духа Божьего, что мы от Бога рождены и знаем Его, и Он в нас пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2Сол.2:7 .  Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. «Тайна беззакония» – это то же, что и αποστασα. Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла. 2Сол.2:8 .  И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 2Сол.2:9 .  того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 2Сол.2:10 .  и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Но раз «удерживающий» будет взят от среды, откроется «беззаконник» ( «человек греха» в 2Сол.2:3 ), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии – Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис 11:4 ); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. – «Истребит явлением пришествия Своего» – здесь соединены два термина вместе – επιφνεια и παρουσα. Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в 1Фес.1 и в 1Кор 15:23 . Помимо этого – он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Uoahha I . Выражение « парусия» – по-видимому, строго еврейский термин, тогда как « эпифания» – термин более понятный язычникам. – «Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» – первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). «Со всяким неправедным обольщением» – по слав.: « во всякой льсти неправды» – сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на «погибающих» – духовно сродных «сыну погибели«. «Любовь истины» – выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

67 . VI. Итак, вашей любви следует подумать, что согласие наших предшественников в этом предмете тем больше не было маловажным, чем больше прежде было положено тяжелых трудов в спорах. Но кроме того, пусть ваша братская любовь приведет на память поступок Петра, который превосходит и Павла. Он долго противился тому, чтобы Церковь принимала народы к вере без обрезания, долго удалялся от общения с обращенными, по свидетельству Павла, который говорит: Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. И немного после: Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? ( Галат. 2, 11 – 14 )? Он же, после этого приняв мысль Павла, когда замечал, что некоторые приходящих к Церкви язычников отягощали бременем сохранения обрезания, говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? ( Деян. 15, 10 ). Неужели же, почтеннейшие братья, так нужно было отвечать на эти слова Петру, первому из апостолов: «то, что ты говоришь, мы не можем слушать, потому что прежде ты иное проповедовал»? Таким образом, если по делу о трех главах иное было сказано, когла истина разыскивалась, и иное, когда она была найдена, то почему изменение мнения ставится в вину этому Престолу, который в лице его основателя смиренно почитается всею Церковью? Не изменение мнения, а непостоянство виновно. Итак, что касается до познания правильности, пусть пребывает неизменным намерение: что же за беда, если оставляющий свое незнание изменит слова? О Боге, создавшем все по свидетельству Писания, мы узнаем, что Он, не изменяя намерения, часто изменяет мысль; потому что для Него не было непредвиденным то, что Он сам говорит о том, кого Он сам повелел помазать на царство: раскаялся, что поставил Я Саула царем (1 Царст. 15, 11). Но что Он так сделает, Он предвидел еще тогда, когда предпочел его и как бы одобрил; и к раскаянию Он пришел не так, как бы неожиданно; а однако показывает раскаяние, потому что, не изменив намерения, изменяет слова, которые некогда сказал о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV:54). Так же точно боятся грешить, желают оставаться непоколебимыми; скорбят о грехах, радуются о делах добрых. Чтобы бояться грешить, они слышат слова: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. XXIV:12). Чтобы желать оставаться непоколебимыми, слышат изречение Писания: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. X:22). Чтобы скорбеть о грехах, слышат: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан. I:8). Чтобы радоваться при совершении добрых дел, слышат: «Доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. IX:7). Равным образом, смотря по нетвердости или твердости своей, они или боятся искушений, или желают искушений; скорбят в искушениях или радуются, подвергаясь искушениям. Чтобы бояться искушений, они слышат: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. VI:1). А чтобы желать искушений, они слышат некоего крепкого мужа града Божия, который говорит: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс. XXV:2). Чтобы скорбеть в искушениях, видят Петра плачущим (Мф. XXVI:75); чтобы в искушениях радоваться, слышат Иакова, который говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. I:2).    И эти душевные движения испытывают они не только из-за самих себя, но и из-за тех, которым желают спасения, за которых боятся, чтобы они не погибли, о которых скорбят, если они погибают, и радуются, если те спасаются. Очами веры и с полным сочувствием взирают они на того превосходного и в высшей степени твердого мужа (нам, пришедшим в Церковь Христову из язычников, приличнее всего помнить о нем, учителе язычников в вере и истине), который хвалится о немощах своих (II Кор. XII:5), который и более всех апостолов потрудился (I Кор. XV:10), и очень многими посланиями наставил не только те народы Божии, которые видел перед собою, но и те, которые предвидел в будущем, — взирают, говорю, на этого мужа, борца Христова, от Него научившегося (Гал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собою. Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 26, 17-35; от Марка, гл. 14, 12-31; от Луки, гл. 22, 7-39; от Иоанна, гл. 13; гл. 14; гл. 15; гл. 16; гл. 17; гл. 18, 1. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: " посидите здесь, пока Я помолюсь! " Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: " душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною " . И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: " Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты " . Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: " так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение " . И отошедши, молился, говоря те же слова. Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: " Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня " . В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: " Кого я поцелую, Того и берите " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Благодарим Тебя, Отче наш , о жизни и знании, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!.. Благодарим Тебя, Отче святый, о святом имени Твоем, которое Ты вселил в сердца наши, и о знании и вере и бессмертии, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, создал все имени Твоего ради, пищу и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, нам же Ты даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего 195 . Наименование «Отрок» в данном тексте, содержащем самую раннюю дошедшую до нас евхаристическую молитву, применяется по отношению к Иисусу с очевидной регулярностью. Между тем «Дидахи» относят к рубежу I и II веков 196 , тогда как книга Деяний была, вероятно, написана несколькими десятилетиями раньше. Это входит в противоречие с представлением о том, что данное наименование является отголоском некоей архаичной, быстро исчезнувшей христологии. Термин «Святой» (γιος) применительно к Иисусу зафиксирован в Евангелии от Луки – в словах ангела, обращенных к Богородице: «посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). В Евангелии от Марка бес говорит Иисусу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк. 1:24 ). В Евангелии от Иоанна Петр обращается к Иисусу со словами: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос – Святый Божий ( γιος το θεο)» ( Ин. 6:67–69 ) 197 . Термин «Святой» применительно к Иисусу встречается и в позднейшей литературе. Так, например, в III веке Иустин Философ говорит об «откровении Иисуса Христа Святого» 198 , а в IV веке Афанасий Александрийский подчеркивает, что Христос – «не просто человек, но Святой святых» 199 . Термин «Праведник» (δκαιος) по отношению к Иисусу встречается в соборных посланиях Иакова, Петра и Иоанна: Вы осудили, убили Праведника ( Иак. 5:6 ); ...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ( 1Пет. 3:18 ); Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Ин. 2:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видя такую веру в апостолах. Господь начал открывать им, что Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитому и в третий день воскреснуть. Тот же апостол Петр, который за свое исповедание удостоился от Господа такой похвалы и обетований, стал прекословить Ему. Отозвав Господа в сторону, он сказал Ему: „будь милостив к Себе, Господи; да не будет этого с Тобою“. Тогда Господь обратился к ученикам (потому что и они так же думали) и сказал Петру: „отойди от Меня, сатана 50 (противник, злой советник); ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое“ (т. е. не согласно с волею Божией, а только по человеческому рассуждению). После сего, подозвав к себе учеников, сказал: „если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною 51 . Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее 52 . Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а; душе своей повредить? Ибо какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его“. § 47. Преображение Господне. (Мф. 17, 1–9; Марк. 9, 2–9; Лук. 9, 28–36.) Из беседы Господа с учениками открылось, что они веруют в Него; но в то же время ужасаются предстоящих Его страданий. Посему Он восхотел хотя некоторых из них особенным образом удостоверить как в истине Своего божественного посланничества, так и в необходимости Ему пострадать для спасения человеческого рода. Господь взял с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна и взошел на гору помолиться 53 . Господь предался весь молитве, а апостолы скоро утомились и заснули. Вдруг разбудил их сильный свет, и они увидели Господа Иисуса Христа в необыкновенной славе. Лице Его сияло, как солнце. Одежды его стали белы, как снег. Близь Него стояли пророки Моисей и Илия в небесной славе и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые предстоять Ему в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Все, что было для меня приобретением, я почел ради Христа потерею. Все почитаю потерею для познания Христа Иисуса, Господа моего, которое все превосходит. Для Него я от всего отказался и все почитаю пометом, чтобы приобресть Христа. И найтись в Нем не с своею праведностию, которая от закона, но с праведностию, которая верою Христовою, которая от Бога по вере (Фил.3, 7-9). Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил. Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7-8). Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1). Будьте, как я; ибо и я, как вы (Гал. 4, 12) (Воскр. Чт., г. I, стр. 101). Сказание о св. апостоле Павле Блаж. Иеронима.   Павел (а прежде Савл), апостол не из числа двенадцати, происходил от колена Вениаминова. Родился в иудейском городе Гишалах, а по покорении сего города римлянами, с родителями, переселился в Тарс киликийский. Отсюда для образования послан в Иерусалим, где и учился у мужа ученейшего — Гамалиила, о коем упоминает Лука в книге Деяний. После того, как он присутствовал при убиении мученика Стефана, отправился с письмами от первосвященника в Дамаск, чтобы преследовать веровавших во Христа; но на пути, посредством откровения, обращен и из гонителя претворен в избранный сосуд. Когда, вследствие проповеди его, уверовал проконсул кипрский Сергий Павел, он, по случаю этого торжества веры Христовой, принял имя Павла и с Варнавою обошел многие города; а по возвращении в Иерусалим, поставлен от Петра, Иакова и Иоанна апостолом язычников. В двадцать пятом году по страдании Господа, а царствования Нерона на втором году, когда иудейский прокуратор Фест заступил место Феликса, он в узах был препровожден в Рим и здесь, находясь под стражею, целые два года ежедневно доказывал иудеям, что Мессия уже пришел. По первом ответе, когда Нерон еще не вдавался в те злодеяния, о которых говорит история, был отпущен Нероном, для проповеди Евангелия, на запад, как об этом он сам засвидетельствовал во втором послании к Тимофею, которое писано в узах: В первый мой ответ никто же бысть со мною, но вси мя оставиша: да не вменится им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И Господь не оставил людей, не отвратился до конца и с первого дня грехопадения вел их к будущему спасению. 1 . – Прекратив преступность первобытного человечества потопом, Господь избрал из потомства спасшегося Ноя сначала один род для хранения благочестия и веры в единого истинного Бога, а также веры в грядущего Спасителя, именно, род Авраама, Исаака и Иакова, а затем целый народ иудейский. В попечении о Своем избранном народе, Бог вывел его из рабства, сохранил в пустыне, поселил на земле, текущей молоком и медом; заключал заветы: завет обрезания и завет Синайского законодательства; посылал ему судей, пророков, предостерегал, наказывал и снова миловал, возвратил из плена Вавилонского и, наконец, приуготовил из его среды Избранницу, ставшей Матерью Сына Божия. Избранность иудейского народа подтверждает Господь Иисус Христос, указывая в беседе с самарянкой, что «спасение от иудеев» ( Иоан. 4:22 ). О том же многократно свидетельствуют Писания апостолов: речи св. первомученика Стефана и ап. Петра в книге Деяний, послания ап. Павла к Римлянам и Галатам и другие места Священного Писания. 2 . – Далее, приготовление к принятию Спасителя состояло в а) утешительных обетования Божиих и б) предсказаниях пророков о Его пришествии. а) Обетования Божии начинаются еще в раю. Таинственный смысл уже имели слова Господа змею о «Семени жены: «вражду положу между тобой и между женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:15 ). Данное здесь обетование о Семени жены становилось все более ясным для избранников веры по мере умножения дальнейших пророчеств о Спасителе, Который Сам испытает страдания от насилия дьявола ( Пс. 21 ), но поразит его самого ( Откр. 12 " И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной»). Далее идет обетование Аврааму – благословятся в семени твоем всем земные народы ( Быт. 22:18 ), – повторенное потом Исааку и Иакову ( Быт. 26:4; 28:14 ); оно также постепенно раскрывалось в своем подлинном значении для иудеев – как обетование о Спасителе мира – в периоды пленений и других бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010