18. Плод правды (ср. Евр. 5:13 : слово правды), истинное семя небесной мудрости, заключает апостол, сеется там, где он сеется в мире, и приносит благо тем, которые хранят мир 95 . 7. Обличение любви к миру и наставление обращаться к Богу 4:1–10. В конце предшествующего отдела апостол изобразил состояние христианской общественной жизни, где мудрость свыше плод правды сеет в мире и приносит благо, потому что слушающие его сохраняют мир. Теперь он в противоположность этому изображает состояние жизни общества, где господствовала мудрость с завистью и рвением, где разрушался мир, низвергался порядок, и совершалось всякое худое дело. 1. Откуда у вас вражды и распри? 96  – спрашивает апостол. Не отсюда ли, не от вожделений ли ваших, воюющих в членах ваших против духа? 97 Апостол не желает сказать, что отсутствие мира, вражда и распри были в то время господствующим состоянием христианского общества, к которому он писал, но только объясняет христианам, откуда возникало такое состояние там, где оно встречалось. Далее апостол изображает, как это происходило. 2. Если вы страстно желаете (πιϑυμετε) и не имеете, то вы нападаете на ближнего, который имеет то, чего вы желаете и не имеете, и, стремясь удовлетворить своей похоти, преследуете его до смерти; или, не доходя до такой крайности, если вы завидуете и не можете получить желаемого, то вступаете в препирательства и вражды. Ср. Сир. 31, 21 и сл. 98 Вразумляя их, почему они не имеют то, чего желают и из-за чего поднимают вражды и распри, апостол говорит им: И не имеете, потому что не просите. 3. Если просите и не получаете, то потому что просите на зло, чтобы употребить для ваших вожделений, (прелюбодейцы! 99 ). Итак, где господствует мудрость земная, плотская, там вожделения, воюющие в членах тела, производят, по апостолу, разрушение мира, распри и вражды, препятствуют обращаться к Богу с молитвой и препятствуют молитвам доходить до Бога, так что они остаются неуслышанными и неисполненными. Далее, указывая источник такового состояния христиан в любви к миру и обращаясь к их самосознанию, апостол указывает им, что они в любви к миру делаются врагами Богу, Который любит их до ревности:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собою.    Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.26:17-35); от Марка (Мк.14:12-31); от Луки (Лк.22:7-39), от Иоанна (Ин.13:1-18:1). Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под с...    Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!»    Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».    Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши, молился, говоря те же слова.    Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.    Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.    Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».    В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   И чтоб я не превозносился чрезвычайными откровениями, дано мне жало в плоть, ангел сатаны мучит меня, чтобы я не превозносился.    Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.    Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершенна. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, дабы обитала во мне сила Христова.    Посему я нахожу удовольствие в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 11:23—30; 12, 2—10).    Все, что было для меня приобретением, я почел ради Христа потерею.    Вес почитаю потерею для познания Христа Иисуса, Господа моего, которое все превосходит. Для Него я от всего отказался и все почитаю пометом, чтобы приобресть Христа.    И найтись в Нем не с своею праведностию, которая от закона, но с праведностию, которая верою Христовою, которая от Бога по вере (Фил.3:7—9).    Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил.    Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7—8).    Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). Будьте, как я; ибо и я, как вы (Гал. 4:12) (Воскр. Чт., г. I, стр. 101). Сказание о св. апостоле Павле     Блаж. Иеронима    Павел (а прежде Савл), апостол не из числа двенадцати, происходил от колена Вениаминова. Родился в иудейском городе Гишалах, а по покорении сего города римлянами, с родителями, переселился в Тарс киликийский. Отсюда для образования послан в Иерусалим, где и учился у мужа ученейшего — Гамалиила, о коем упоминает Лука в книге Деяний. После того, как он присутствовал при убиении мученика Стефана, отправился с письмами от. первосвященника в Дамаск, чтобы преследовать веровавших во Христа; но на пути, посредством откровения, обращен и из гонителя претворен в избранный сосуд. Когда, вследствие проповеди его, уверовал проконсул кипрский Сергий Павел, он, по случаю этого торжества веры Христовой, принял имя Павла и с Варнавою обошел многие города; а по возвращении в Иерусалим, поставлен от Петра, Иакова и Иоанна апостолом язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Александр П. 28 февраля 2012, 10:58 А вот мне не совсем понятно, почему в этой статье занимаются уравниловкой? Когда три святителя были признаны равными, так тогда это Церковь решала, а не кто-нибудь. Что может быть плохого в том, что один святитель оказывается выше другого? Как говорит Писание: иная слава солнца и иная луны. Конечно, творения святителя Игнатия несравненно выше, святее и душеполезнее чем труды святителя Феофана, и ничего оскорбительного для последнего в этом нет. Об этом говорили очень многие духовные люди, оптинские старцы, к примеру и пр. Уж не проявляется ли у автора статьи чисто советский рефлекс - всех уравнять? Максим 30 января 2012, 17:37 Православному. //его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра. Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли? максим 30 января 2012, 14:53 Православному ///его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. 1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц " О кресте и разбойнике " . О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине. 2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме. Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно. диакон Павел Сержантов 30 января 2012, 00:31 К Православному (продолжение). В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.

http://pravoslavie.ru/51123.html

Вызывая ее на открытое исповедание своей веры и совершившегося с ней чуда, Господь говорит: « кто есть прикоснувшийся ко Мне?». Вошедши в дом Иаира, Иисус Христос сказал: не умре девица, но спит. Этим Он, с одной стороны, показывает, что умершая воскреснет, с другой, – что смерть не есть уничтожение жизни, что, по смерти тела, продолжает человек жить духом. Что с дочерью Иаира произошло действительно воскрешение, а не восстание только от летаргического сна, что хотят некоторые видеть, это очевидно в особенности из повествования ев. Луки: по его сказанию, бывшие в доме смеялись над Иисусом по поводу его слов, что девица не умерла, а спит. В комнату, в которой находилась покойница, Иисус Христос берет с Собой родителей ее и Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Но и этим очевидцам воскрешения Господь запрещает рассказывать кому-либо о происшедшем. Это, вероятно, потому что в народе могло произойти сильное возбуждение в плотском направлении, a в книжниках и фарисеях возбудить против Него злобу. Несмотря на это запрещение, «слух об этом разнесся по всей той земле», что само собой понятно, потому что после того, как Иисус вышел из дома Иаира, все увидели бывшую покойницу живой. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Из дома Иаира Иисус Христос пошел в тот дом в Капернауме, в котором Он имел постоянное пребывание. За ним шли двое слепых и кричали: «Иисус, Сын Давидов, помилуй нас!» Испытывая их веру, Господь шел, как бы не слыша их голосов. Когда Он пришел в дом, слепцы с той же мольбой приступили к Нему н здесь. Тогда Господь сказал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?». «Ей, Господи!», – сказали они. Господь коснулся их глаз и сказал: «по вере вашей да будет вам». Глаза слепцов тотчас же открылись. После слепцов к Господу Привели бесноватого немого. Господ исцелил и этого. Послание 12 апостолов на проповедь ( Лук.9:1–6 ; Мр. 6:7–13 ; Мф.9:35–38; 10:1–42 ). Ев. Матфей рассказ о послании 12 апостолов на проповедь ставит в связь со всей общественной деятельностью Иисуса Христа и показывает, что эта Его деятельность собрала около него множество народа, так что одному было невозможно удовлетворить духовным потребностям последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

День православной книги отметили в Военной академии связи апреля 2021 XIII Межвузовская научно-практическая конференция " Патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих " , посвященная Дню православной книги, прошла 9 апреля в Военной академии связи. Открывая ее, заместитель председателя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями , помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими иеромонах Леонид (Маньков) посвятил выступление " Апостолу " - богослужебной книге Нового Завета, включающей написанные евангелистом Лукой Деяния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис. Эта книга стала первым точно датированным печатным изданием Руси: 1/14 марта 1564 года она вышла в свет в типографии диакона Ивана Федорова (День православной книги, приуроченный к этой дате, проводится Русской Православной Церковью с 2010 года). Отец Леонид процитировал знаменитые слова о любви апостола Павла из 1-го Послания к коринфянам: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1Кор. 14:4-8). Временно исполняющий обязанности начальник академии генерал-майор Владислав Харченко отметил, что не случайно генерал и военный теоретик Михаил Драгомиров говорил: " Где больше читают, там больше и думают, масса же сильная в мыслительной работе всегда будет бить ту, которая в этой работе слаба " . При этом военному человеку нужны книги разных жанров и направлений: и художественная литература, которая будет учить понимать мотивы и чувства людей, чтобы успешнее общаться с сослуживцами и воспитывать подчиненных, и специальная, развивающая профессионала. Необходима и духовная литература, отвечающая на вопросы жизни каждого человека и оказывающая поддержку в сложные моменты.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Когда мы признаём в себе грех и исповедуем свои согрешения пред Богом, в этом случае мы отрицаемся греха и Бог во Христе прощает нас, успокаивает совесть нашу в её мучениях о том, что мы своими грехами оскорбили Его, примиряет нас с Собой, и очищает нас от всякой неправды, изглаживает грехи наши. И посему мы опять пребываем в общении с Ним. 10. Если мы говорим, что мы не грешим 492 , – наконец предполагает апостол возможное со стороны читателей оправдание себя даже отрицанием не только греха в себе, но и отдельных своих согрешений (в противоположность только что сказанному об истинных христианах: если исповедуем грехи наши...), – то мы делаем Его лжецом и слова Его нет в нас. Бог всем делом искупления рода человеческого, всем откровением (Иудеям в особенности законом) и посланием Сына Своего на землю и словом Его приводил и приводит людей к сознанию, что все они грешники. Признавая себя безгрешными в своём поведении, и продолжая ходить во тьме, мы, христиане, в таком случае не только считаем и представляем Бога лжецом, но и делаем Его в нас таковым, поскольку попираем то, что Он даровал нам во Христе, для того чтобы мы жили по истине и правде, и „отвергаем Его слова, (содержащиеся в Евангелии), которые суть дух и жизнь» (блаж. Феофилакт; Еп. Михаил: „Слово здесь то же, что истина в 8 ст.»). 2 гл. 1 ст. Дети мои! 493 сие 494 пишу вам, – выставляет апостол третье противоположение и вместе заключает первую половину первой части наставлений, чтобы вы не согрешали 495  – (ср. 7 ст.: но ходили во свете); и если кто из вас согрешит (ср. 9 ст. и исповедует грехи свои), то мы имеем 496 Ходатая 497  – Утешителя пред Отцом нашим Иисуса Христа Праведника (ср. 1:7, 9; Рим. 8:34 ; Евр. 7:25; 9:24 ; Иак. 5:16 ): 2 ст. а) И 498 Он Сам (не в своём только деле, но в Своём Лице) есть умилостивление 499 за грехи наши 500 , есть очищение грехов наших, и не наших только, но и (Рус: грехов) всего мира. Иисус Христос, как воплотившийся, во исполнение предвечной воли Божьей, Сын Божий, как праведник, как жертва, невинно пострадавший для нашего спасения, проливший святую кровь свою для очищения нас от грехов, и Сам, как Богочеловек и Спаситель мира, в Своей личности сделался для нас и для всего мира источником милости, став его и нашими праведностью и святостью, которые мы теперь усваиваем себе в единении с Ним. Посему Он и теперь ходатайствует пред Отцом Своим о милости к нам, согрешающим. Блаж. Феофилакт: „Это сказано человекообразно и с особенной целью, как и слова: Сын не может ничего творить Сам от Себя ( Ин. 5:19 )... что и Сын имеет власть отпускать грехи, это Он показал на расслабленном ( Мф. 9:16 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Почему Павел проповедовал в дамасских синагогах, а не в языческой среде? Здесь мы впервые встречаемся с тем миссионерским принципом, который Павел впоследствии сформулирует в Послании к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 1:16 ). Призыв проповедовать язычникам, который Павел услышал при первом же явлении ему Христа, не означал, что он должен был ограничиться исключительно ими. Проповедь среди сынов Израилевых он считал не менее важной и именно с нее начал свою миссионерскую деятельность. Иерусалимская община Что представляла собой иерусалимская община на тот момент, когда Павлу предстояло встретиться с ней лицом к лицу? Чтобы ответить па этот вопрос, нам надлежит вернуться к началу книги Деяний и кратко обозреть первые восемь глав этой книги. Лука написал ее как прямое продолжение своего Евангелия ( Деян. 1:1 3) и начал с того, на чем это Евангелие закончилось: с рассказа о вознесении Иисуса Христа ( Деян. 1:4–11 ). Членов иерусалимской общины он перечисляет поименно, начиная список с Петра: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима. в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–11 ). Собрание этой общины, на которой на место выбывшего из числа апостолов Иуды избирается новый ученик, включало около ста двадцати человек ( Деян. 1:15–26 ). Очевидно, именно эту цифру следует считать указанием на количество учеников, оставшихся после Иисуса в качестве членов Его общины. Несмотря на Его популярность при жизни, несмотря на то, что за Ним следовали толпы народа, Его страшная смерть на кресте должна была отпугнуть от Его общины основную массу людей. Остались только самые верные и преданные: одиннадцать ближайших апостолов и, вероятно, другие семьдесят апостолов, упоминаемые Лукой в Евангелии ( Лк. 10:1 ), а также родственники Иисуса по плоти и некоторые женщины из числа Его последовательниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сколь там были предызображены образы, здесь же — истина: там мрак, здесь — Солнце; там тьма, здесь — облако света; там десятисловный закон, здесь — предвечное Слово, превысшее всяких слов; там плотские гадания, здесь — Божественные вещи; там на горе были начертаны скрижали по причине нечестия, здесь — сердца умудряются во спасение. Тогда проистекла вода из камня неверия, ныне же явился Источник жизни и бессмертия; там прозяб жезл, здесь процвёл Крест; там перепел был послан в наказание, здесь — голубь свыше во спасение; там Мариам по-еврейски воспевала и тимпанствовала, здесь Мария владычественно родила Бога; там Моисей развязал обувь на ногах, предуказывая прекращение законного служения, здесь Иоанн не развязывает нерасторжимую обувь Иисуса, ясно утверждая единение Бога Слова с нашим смертным и кожаным естеством; там Илия от лица Иезавели скрывается, здесь Илия Бога лицом к лицу созерцает. Гора Синай не открыла Моисею земли обетованной, а гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю, поскольку примирение и прощение грехов благодаря Иисусу привлекли Бога к человеческому естеству. Восхотев явить оное естество очищенным от излитого на него змиева яда, собезначальное Слово Бога Отца показывает Своим ученикам таинство на горе Фавор. Ибо, доведя их до середины [Своего пути], Он предвозвестил им о Царствии и о славном Своём Втором пришествии, — и поскольку они, будучи несовершенными по отношению к прежде сказанному им о Царствии, несомненно были склонны к пустым разговорам в соответствии с их тог­дашним душевным состоянием, — желая, дабы они поверили будущему от настоящего, словно в некоем образе преславно соделал Богоявление на горе Фавор провозвестием Небесного Царствия, как бы говоря им: дабы временной разрыв не произвёл в вас неверия, истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь и внимающих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во славе Отца Своего (Мф 16:28, ср. Мк 9:1, Лк 9:27). И показывая совпадение хотения и действия, Евангелист говорит, что по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф 17:1–3).

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

«Таким образом, если, — говорит, — больше меня знают, то больше и их (высших апостолов)». Смотри, какая и здесь скромность. Не сказал: «апостолы не больше сказали, чем я», — но как? « Непщую », т. е., «я так думаю, что я ни в чем не отстал от высших апостолов». Так как, вероятно, в унижение (Павлу) обращали и то, что предшествовавшие ему по времени (апостолы) имели пред ним более громкое имя и большую славу, и (коринфские лжеучители) вздумали равнять себя с ними, то и сравнивает себя (с апостолами) приличным ему образом; потому и отзывается о них с похвалою, не просто называя апостолами, но «высшими» ( предними ), имея в виду Петра, Иакова и Иоанна. « Хотя я и невежда в слове, но не в познании » ( Аще бо и невежда словом, но не разумом ) (ст. 6). Так как развратители коринфян гордились тем, что они не неученые люди, то он упоминает и об этом, показывая, что он не только не стыдится своей неучености, но еще и хвалится ею. Не сказал, однако: «если я невежда словом, то и другие (апостолы) также», потому что это показалось бы порицанием апостолам и похвалою лжеучителям. Напротив, он уничтожает самое преимущество — т. е. внешнюю мудрость. Точно так же и в первом послании он сильно нападет на нее, говоря, что она не только не содействует (евангельской) проповеди, но еще и помрачает славу креста. « Я приходил … братия , — говорит он, — … не в превосходстве слова или мудрости ( Приидохом не по превосходному словеси, или премудрости ), к вам, чтобы не упразднить креста Христова » ( да не испразднится крест Христов ), и многое другое тому подобное (1 Кор. 2:1 и 1:17), чем показывается, что (лжеучители) были невежды познанием, и что это есть крайняя степень невежества. Итак, когда надлежало сравнивать в важном, он сравнивает себя с апостолами; а когда (нужно было) показать, что недостаток только мнимый — не делает сравнения, но обращает внимание на самое дело, и показывает его превосходство. И когда не было никакой нужды хвалить себя, он называет себя меньшим из апостолов, и даже недостойным имени (апостольского) (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010