Как произошло его обращение? Ап. Павел говорит, что Сам Господь явился ему по воскресении ( 1Кор. 15:7 ). Затем, как ревностный служитель Господа и Его Церкви, состоявшей первое время главным образом из Иудео-христиан, он был избран епископом Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ; Гал. 2:9 ), председательствовал на Апостольском соборе (51 г. Деян. 15:13 ) и пользовался высоко-авторитетным положением в древней Церкви не только как апостол Господа в более обширном смысле, но и как апостол наравне с ап. Павлом и в ряду с верховными апостолами из 12 Петром и Иоанном ( Гал. 1:9; 2:9 ) 3 . Он умер мученической смертью в Иерусалиме при первосвященнике Анане в 63–64 г., когда после смерти проконсула Феста новый – Альбин ещё не прибыл сюда (Иосиф Флавий. Древн. XX, 9, § 1; Евсевий. II. 23). По преданию он был апостолом из 70, и память его чтится православной церковью 23 октября. Примечание. От Иакова, брата Господня, должно отличать Иакова, брата Иоанна Богослова, сына Зеведеева, и Иакова Алфеева, апостолов из 12 ( Мф. 10:2–4 ). – Некоторые западные учёные и толкователи, а также и русские (Филарет, митрополит Московский, Филарет, епископ Черниговский, протоиерей Богословский, профессор Чельцов, священник Кибальчич) отождествляют Иакова, брата Господня, и Иакова Алфеева. Одни полагают, что Алфей имел другое имя греческое Клеопа (Κλωπ, греческое имя, сокращение от Κλεοπτρος). И таким образом отожествляют Алфея и Клеопу ( Ин. 19:25 ), которого Егезипп называет братом Иосифа обручника и отцом Иакова праведного (кн. 4, 32). Другие – просто отожествляют имена: Алфей или Халпай и Клеопа, как одно еврейское имя в различной только транскрипции и произношении (филологически не оправдываемое допущение) 4 . Затем, находя, что Иаков и Иосия в других местах Евангелия называются детьми Марии Клеоповой ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40, 47; 16:1 ), или, следовательно, всё равно Алфеевой, т. е. жены Клеопы, или Алфея, они утверждают, что Иаков, Иуда, Иосия и Симон были детьми Марии Клеоповой, почитаемой за сестру Богоматери, и, таким образом, двоюродными братьями Иисуса Христа, и детьми Клеопы или Алфея; а отсюда далее, – что Иаков, брат Господа, потом епископ Иерусалима и писатель послания, был одним и тем же лицом с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, тем более что о личности Иакова Алфеева совершенно ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак 1. 2; 1. 12–13 ). Найти в тексте Иак все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (блж. Феофилакт, Лопухин и др.). Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак 3 ) (см. Приложение 5). План семинара Общие сведения о Соборных посланиях Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение З) 44 Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) Предание Церкви об авторстве Иак (см. основную литературу) Современные предположения об авторстве Иак (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47–48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык Повод написания Иак а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак как ответ на Послание к евреям (еп. Кассиан. С. 356–360) Учение Послания Иакова Смысл искушений по Посланию Иакова Что понимает апостол Иаков под искушениями в гл. 1? Для чего нужны искушения и откуда происходят? (см. Приложение) Какое неправильное понимание искушений обличает апостол Иаков (гл. 1)? Вера и дела в Послании Иакова; сопоставить с Евр, Рим, Гал Обсуждение терминологии апостолов Павла и Иакова; вера, дела, закон, виновность, оправдание

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

После вознесения Господа Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, св. апостол Иаков на 34-м году своей жизни был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви, по свидетельству предания избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни 29 . По словам древних христианских писателей, ближайших ко времени апостольскому ( Климент Александрийский ), по вознесении Спасителя, Петр, Иаков Заведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозванного за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви 30 . В этом случае они действовали, конечно, не без воли Господа. Отсюда можно видеть, как Христос любил праведного Иакова и как его уважали св. апостолы. И в последующей истории апостольской Церкви мы видим св. Иакова, брата Господня, во главе апостолов, несмотря на то, что он не принадлежал к числу двенадцати учеников Христовых. Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей Церкви св. Иаков, брат Господень, – можно видеть из свидетельств Нового завета. Ап. Павел называет его вместе с апостолами Петром и Иоанном «столпами Церкви» и между ними первым поставляет Иакова ( Гал.2:9 ). Именем Иакова отличен брат его, апостол Иуда, называвшийся «Иаковлевым» ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), который соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова ( Иуд.1:1 ), и тем показывает особенную важность апостола Иакова в Церкви апостольской. На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдениям ветхозаветного закона обрядового, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. После долгих споров и рассуждений, после речи ап. Петра и рассказа Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, св. Иаков заключил соборные рассуждения своей речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу: «Мужи братия! Послушайте меня, – сказал он собранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На соборе Апостольском, на котором решался весьма важный вопрос – о соблюдении обрядового Моисеева закона, святой Иаков, как председатель собора, после многих речей (Апостола Петра, Варнавы и других), подал решительное мнение, которое принято было всеми и послано в Антиохию с Апостолами Силою и Иудою, братом Иакова. В этом послании говорилось, что христиане, будучи свободны от соблюдения обрядового закона Моисеева, должны только воздерживаться от идоложертвенного, крови и тому подобных дел, запрещаемых как Ветхим, так и Новым Заветом. Святой Иаков пользовался великим уважением не только от христиан, но и от Евреев, из которых многие, слушая его проповедь о Христе, обратились к истинной вере. Думая устрашить Иакова, тогдашний Иудейский первосвященник Анан, сын первосвященника Анны, угрожая смертью, повелел Иакову возвестить, с вершины церковного крыла, что Иисус Христос не был истинный Мессия; но святой Иаков безбоязненно проповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Многие из Иудеев, услышав эту всенародную проповедь Иакова, уверовали в Иисуса Христа. Тогда раздраженный Анан велел низвергнуть Иакова с кровли храма и побить его камнями, что и было исполнено изуверами. Побиваемый камнями, праведник молился за врагов своих. Невинная, страдальческая смерть праведника так поразила многих, что некоторые разрушение Иерусалима, совершившееся вскоре (в 70 г. по Рождестве Христове), считали наказанием за смерть праведника. Память святого Апостола Иакова ублажается православной Церковью 23 октября. Повод к написанию послания Как епископ Иерусалимский, т. е. Церкви, состоявшей преимущественно из христиан Иудеев, Иаков был особенно близок к христианам из Евреев, а потому его сердце особенно участливо относилось к нравственно-религиозным нуждам их, преимущественно же тогда, когда эти нужды были столь важны, что грозили чистоте веры и жизни христиан. Это сердечное участие к христианам, искушаемым ропотом на Бога ( Иак.1:13 ), притеснениями богатых ( Иак.2:5 ), необузданностью языка ( Иак.3:8 ), взаимными ссорами ( Иак.4:1 ) и подвигло Апостола к написанию послания. Оно написано было, как полагают ученые, около 50 года по Рождестве Христовом. Содержание послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

После приветствия (1–2 ст.) апостол указывает цель своего послания: увещание читателей подвизаться за веру (3 ст.), и повод написания его: появление среди них нечестивых людей, прелагавших благодать Божью в распутство и отрицавшихся единого Владыки Бога и Господа Иисуса Христа (4 ст.). Далее апостол указывает на суд Божий, древле постигавший нечестивых (5–7) и в трёх отделах (8–11, 12–15 и 16–23 ст.) изображает современных нечестивцев, причём в заключении каждого из первых двух отделов возвещает суд им (в 11 ст. и 15 ст.), а в заключении последнего даёт наставление христианам, как они должны вести себя в отношении к ним (23 ст.). В 24 и 25 ст. апостол заканчивает послание славословием Богу. Время написания послания с точностью определить нельзя, вероятно оно было написано после смерти ап. Иакова (62 г.), несколько ранее 70 года или несколько позднее 422 , ибо по приведённому рассказу Егезиппа ко времени царствования Домифана оставались в живых только дети или внуки апостола. Если он писал к Малоазийским христианам, то очевидно он писал уже после смерти апостолов Петра и Павла, насадивших там христианство и писавшим к ним свои послания, т. е. после 67 года. Если он писал к христианам Палестины и отчасти Сирии, то – тогда, когда, по другому рассказу Егезиппа (Евсевий, Ц. Ист. IV, 22), там после смерти ап. Иакова появились развращённые люди с задатками в своём учении позднейшего гностицизма, на что содержится ясное указание в самом послании ап. Иуды, т. е. опять в конце 60-х или в 70-х годах. На основании предания, что ап. Иуда был после брата своего ап. Иакова епископом в Иерусалиме, можно предполагать, что и послание он написал также из Иерусалима. Характер послания хорошо определяет уже Ориген (в комментарии на ев. Мф.) „Иуда написал послание, – говорит он, – содержащее мало стихов (25 ст.), но исполненное речами, сильными небесной благодатью, во введении послания говоря: Иуда Иисуса Христа раб, но брат Иакова». Образ выражения мыслей в послании сильный, картинный, связь мыслей – глубокая и ясная. По резким краскам и полным силы чертам в изображении, по обилию сравнений и библейских изречений послание представляет вид пророческого словами, как и все апостольские произведения, полно указаний на ветхозаветные писания, как на откровение непреложной воли Божией о новозаветном царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

К такому заключению, впрочем, они приходят, главным образом, на том основании, что в книге Деяний после смерти Иакова Зеведеева говорится только об одном Иакове, как апостоле наравне с апостолами из 12 и что в послании к Галатам ( Гал. 1:19 ; ср. 2:9) ап. Павел, по-видимому, также причисляет Иакова, брата Господня, к апостолам из 12, упоминая о нём наряду с Петром и Иоанном. По их мнению, следовательно, Иаков, брат Господа, сначала не веровавший ( Ин. 7:5 ), вскоре затем уверовал в Него, или вместе со своим братом Иудой (см. введение к посланию ап. Иуды) представлял исключение из других братьев (что допустить трудно) и сделался даже апостолом из 12. Но это основание в пользу отождествления ап. Иакова с Иаковом Алфеевым, именно свидетельство о нём, как об апостоле наравне с апостолами из 12, мы видели, объясняется достаточно личностью его и его значением, какое он приобрёл в древнехристианской церкви. Православная церковь ап. Иакова Алфеева считает за особое лицо, и память его чтит 9 октября. 2. Читатели послания Своё послание ап. Иаков пишет: обеманадесяте коленома, иже в разсеянии (1:1... ср. Деян. 26:7 ; Мф. 19:18 : Лк. 22:30 ). Под „двенадцатью коленами» апостол разумеет, как двенадцатиколенный Израиль, новозаветный избранный народ Божий, истинный Израиль Божий ( Гал. 6:16 ), Израиль не по плоти, а по духу христиан. Выражение „иже в рассеянии» (ср. 1Пет. 1:1 ) ап. Иаков употребляет о христианах также в духовном смысле, указывая на жизнь их на земле в рассеянии, в противоположность их будущему соединению в царстве славы Христа. – Но из содержания послания (см. ниже) видно, что ап. Иаков пишет своё послание преимущественно к иудео-христианам, жившим в Палестине и вне её, которые поддерживали тесное общение с церковью-матерью и её представителем. Здесь должно особенно заметить, что апостол, давая в своём послании наставления по поводу различных отношений повседневной жизни первохристиан, однако, нигде не упоминает об отношениях между господами и рабами, каковые наставления в других посланиях, обращённых к христианским обществам из язычников (например, в посланиях ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057–1060. Краткий комментарий на 2 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1017–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253–1288 (2 Петр). PG 126. col. 85–104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222–238 (2 Петр); 276–284 (Иуд). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , авт. PG 9, col. 733–740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин, только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059–1062. Краткий комментарий на 1 Ин. Помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9–84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239–275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (еп. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное послание Иакова План Иак Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) Вера и дела по Посланию Иакова (2) Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) Проблема учителей. Два вида мудрости (3) О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак Домашнее задание Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). Сопоставить высказывания Иак и Евр о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М„ 2001. С. 355–356).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Климент Александрийский , свт. PG 9, col. 731 – 734. Очень краткий комментарий на Соборное послание Иуды, только на латинском языке. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057 – 1060. Краткий комментарий на 2 Петр. помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Сгатета. Кирилл Аександрийский, свт. PG 74, col. 1017 – 1024. Комментарий на избранные стихи из I Петр. и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253 – 1288 (2 Петр.). PG 126. col. 85 – 104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222 – 238 (2 Петр.); 276 – 284 (Иуд.). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , Свт. PG 9, col. 733 – 740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин., Только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059 – 1062. Краткий комментарий на 1 Ин. помещен Минем в Прибавлениях к Творенням свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Cramer " а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021 – 1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9 – 84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239 – 275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (en. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное Послание Иакова План Иак. 1. Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) 2. Вера и дела по Посланню Иакова (2) 3. Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) 4. Проблема учителей. Два вида мудрости (3) 5. О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мощей 1) Иакова Боровицкого; 2) для частиц Святителей всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и тогда же послал в Боровицкий Духов монастырь Макария, Митрополита Новгородского с освящённым собором для принесения Св. мощей Иакова Боровицкого в новостроящийся Иверский монастырь. А сам, вложив в ковчег Св. мощи всероссийских Митрополитов, в сопровождении своём отравил оные из Москвы в село Валдайское, что ныне уездный город. Посланные, не доезжая оного за 24 версты, в селе Едрове, встретились с мощами Св. Иакова Боровицкого, которые вместе с мощами Святителей всероссийских, по принесении оных в монастырь, поставлены в деревянной церкви на уготованных местах; а 26 Февраля мощи Св. Иакова переложены в новую серебряную позолоченную раку самим Патриархом Никоном, который вскоре после того возвратился в Москву, украсив церковь Св. иконами, Св. мощами и утварью, а братию снабдив Царским и своим жалованием достаточно. Архимандриту же тогда бывшему Дионисию повелел печься об устроении монастыря. При сем случае, как значится в Царской грамоте, данной этому монастырю в 7162/1654 году, Мая 6, село Валдай переименовано Богородицким, Валдайское озеро Святым озером и самый монастырь назван Святоозерским. Но сии наименования не были прочны, как ниже увидим. По прибытии своём в Москву Никон начал помышлять об избрании и определении достойнейшего Настоятеля этой обители, каковым и признал Иоиля, Строителя Оршанского Кутеинского Богоявленского и других многих монастырей создателя, находившихся в присоединённой тогда к России от Польши Смоленской, Белоруской и других областях, претерпевавших за православие гонения от Униатов. Государь Царь Алексей Михайлович, особенно почитавший тогда Патриарха, охотно согласился на переведение помянутого Иоиля в Иверскую обитель; но сей с некоторым числом братии, отправившись из Орши, на пути своём, в местечке Болдине скончался, завещав, по крайней мере, останки свои привести для погребения в предназначенную ему обитель. На место Иоиля по общему согласию Кутеенской братии избран в Игумены Наместник монастыря сего Дионисий, который по прибытии в Москву и утверждён в сем звании, а потом и отправлен в Иверский монастырь, куда вскоре и сам Патриарх прибыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010