Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь - «верх шатром», палата - «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами. Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные. Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата - щипцовые; западный - с полуциркульным верхом. Уникальная для XVI века черта архитектуры - аркасолий под западной стеной (возможно, захоронение кого-то из членов монаршей семьи). Согласно историко-архитектурным исследованиям Заграевского, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим Заграевский предполагает, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции - Александровской слободе.

http://sobory.ru/article/?object=02084

Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов. В XVI в. собор был расписан (предположительно 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым. Наиболее примечательной частью стенописи является " портретная " галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти " портретов " великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Один из наиболее почитаемых образов храма - " Христос в Темнице " , скульптурная композиция, датируемая XVIII столетием. В центре её - деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре XVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню " накрывает " открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях. Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют " хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной " . Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены " раструбом " , что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона " Рождество Пресвятой Богородицы " . В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

http://sobory.ru/article/?object=00850

В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно - пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, формы капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д. Восточные алтарные выступы (апсиды) - скруглённые, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объёмно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие ещё в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богодицы. С. С. Подъяпольский считает, что " найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот приём и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода " . Аркатурно-колончатый фриз московского собора восходит к аркатурно-колончатому фризу Успенского собора во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменённые лёгким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить приём перехвата колонок узкими поясками, широко распространённый в готической архитектуре - и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи. Стоит обратить внимание и на арочные перспективные порталы, которые окружают собор с трёх сторон. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII-XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетия. По мнению С. С. Подъяпольского, " их некоторая приземистость, отсутствия киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерного московского мотива, как " дыньки " на полуколонках обрамления " . Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.

http://sobory.ru/article/?object=03386

В 1528-1529 гг. в обители вел. кн. Василий III молился о даровании наследника (Дополнение к летописному своду 1497 г.//ПСРЛ. Т. 28. С. 161). С этого времени К. Б. м. становится «ружным княжеским богомолием» ( Никольский. 1897. Вып. 1. С. 26). Каменные храмы получали посвящения, связанные с патрональными святыми членов правящей семьи (подробнее о традиции царского обетного строительства в К. Б. м. в XVI в. см.: Баталов. 1996. С. 38; см. также: Мельник А. Г. Практика посвящений храмов во имя великокняжеских и царских святых в XVI в.//Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 38-41). После рождения вел. кн. Иоанна была возведена каменная 3-апсидная ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (Иоанновская или Ивановская, по имени небесного покровителя Иоанна IV) с приделом во имя прп. Кирилла (1531-1534) - 1-е посвящение престола святому - основателю обители. Так началось строительство «малого» мон-ря. Объем храма близок к кубу, увенчан первоначально ярусами килевидных кокошников и 2 главами: большой, световой - в центре и малой, глухой - над юго-зап. углом (над приделом). Такие детали убранства, как перспективные порталы, аркатура на апсидах, декор барабана большой главы, состоящий из пояса килевидных арочек, балясин, прямоугольных нишек и бегунца, объединяют данную церковь и храм во имя арх. Гавриила. Однако ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи завершена «пирамидой» из 3 рядов кокошников, ставшей примером для большинства позднейших кирилловских храмов. По предположению Г. Н. Бочарова и В. П. Выголова, в этом отношении образцами для нее послужили 2-главые соборы Спасо-Каменного и Ферапонтова мон-рей. Для храма «малого» мон-ря характерны итальянизмы, своеобразно переработанные элементы ордера (деление фасадов лопатками, профилированные цоколи, 3-частные антаблементы). Зального типа интерьер перекрыт равновысокими коробовыми и крестовыми сводами над зап. частью главного нефа. Вост. пара 4-гранных столбов, оформленных, по «фряжскому» обычаю, развитыми базами и профилированными тягами - капителями, придвинута к межапсидным стенкам, подкупольный квадрат находится в центре всего здания. Применены пониженные подпружные арки, характерные для новгородского, а не для раннемосковского зодчества.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1846 г., в ходе ремонта в соборе, под полом алтарной сев. арки были обнаружены серебряные богослужебные сосуды и предметы нач. XVII в. (потир, дискос, звездица, 3 блюда (2 из них - 1604), лжица, крест, кадило (1603)), а также 2 иконы в позолоченных окладах тонкой работы ( Коншин. 2017. С. 59-60; ныне в Тверском гос. объединенном музее) и 3 холщовых антиминса собора 1567, 1610 и 1613 гг. (ныне утрачены). В 1847 г. архиеп. Григорий (Постников) установил для О. В. м. особый чин поминовения усопших и устав чтения синодика, к-рые вместе представляли собой торжественную службу, без изменений сохранявшуюся до 1919 г. Некрополь обители практически утрачен. С XIX в. известна надгробная плита инока Феодосия († 1542) ( Зверинский. Т. 2. С. 101). В 2001 г. во время реставрационных работ обнаружены надгробные плиты архимандритов Иова († 1551) и Геронтия († 1563). Архитектурный ансамбль Вплоть до XVI в. все строения О. В. м. были деревянными, в сер. XVI в. в камне был перестроен монастырский собор, др. каменные строения появились лишь в сер. XIX - нач. XX в. I. Собор в честь Вознесения Господня, главный храм обители, в XV-XVI вв. был деревянным. В сер.- 2-й пол. 60-х гг. XVI в. возведен каменный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм ( Салимов. 2015. С. 382), к-рый был освящен 2 нояб. 1567 г. еп. Тверским свт. Варсонофием. Центральная глава собора была сдвинута от центра храма к востоку, зап. барабаны превышали по диаметру восточные (Там же. С. 368). Барабан центральной главы несколько расширяется кверху, украшен дополнительным декоративным городчатым поясом, сохранил 8 исходных щелевидных окон, над к-рыми расположен аркатурный пояс из арочек, опирающихся на полочки, а над поясом - профилированный карниз и пояс ступенчатых зубцов. У основания барабана сохранилось 2 ряда декоративных полукруглых кокошников (верхний ряд стесан при устройстве 4-скатной кровли). Зап. световые главы возвышались над хорами, восточные - над алтарной частью. Собор отличался скромной отделкой четверика (Там же. С. 380), от первоначального убранства сохранились круглые окошки в центральных закомарах на всех стенах, кроме восточной. Арочные входы в храм с западной, северной и юж. стороны оформляли перспективные порталы, располагавшиеся в центре средних прясел. Порталы состояли из 3 колонок с каждой стороны, разделенных уступами, имели белокаменные резные капители и «дыньки», завершались пологими архивольтами (в первоначальном виде сохр. только юж. портал; сев. портал восстановлен в ходе реставрации собора).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

…По всей вероятности, именно двойной характер образов и символов романской скульптуры вызывал возмущение Бернарда Клервоского, которое он так красноречиво высказал в своей знаменитой «Апологии к Гвиллельму, аббату монастыря св. Теодориха»: «…Но для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы – голова четвероногого. Здесь зверь спереди конь, а сзади – половина козы, там – рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе Божьем, поучаясь. О Господи! – если они не стыдятся своей глупости, то ужель о расходах не сокрушатся?» Декор готического храма Е.П. Ювалова. Королевский портал 68 Основная тема шартрского скульптурного декора (собор Нотр Дам в Шартре. – Прим. ред.) – это заимствованная из Сен-Дени тема преемственной связи Ветхого и Нового заветов. Ветхозаветная эпоха представлена в нижней части портального ансамбля проходящими через все три портала рядами статуй. Все выше расположенные скульптурные циклы иллюстрируют новозаветную, притом одну, христологическую тему. Как и порталы церкви Сен-Дени, шартрские порталы делятся нижней границей архитравов на две равные части. Эта четкая сквозная черта наглядно показывает, что ветхозаветная и новозаветная эпохи составляют две половины всемирной истории, что Новый Завет возник на фундаменте Ветхого и что приход в мир Христа подвел итог ветхозаветному периоду и возвестил человечеству начало нового, принципиально иного этапа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Храм завершается спокойным позакомарным покрытием. Западный и восточный фасады имеют центральную симметрию, апсиды почти той же высоты, что и храм. С запада, севера и юга по оси подкупольного пространства расположены перспективные порталы с резными архивольтами и капителями колонн, с востока главная ось храма подчёркнута более высоким окном центральной апсиды. Для того, чтобы уравновесить несимметричные северный и южный фасады, зодчий уменьшил выступ округлых апсид и сделал восточные прясла гораздо уже, чем центральные и западные. Значительный вынос угловых лопаток, с диагонально поставленными колонками, визуально скрадывает выступы апсид и объёдиняет их с восточными пряслами основного объёма храма. Иллюзорно это создаёт эффект центричной композиции. Резные перспективные порталы входов занимают всю ширину среднего прясла. Мощные лопатки, со сложным профилем и сильно выступающими полуколонками, поднимаются от цоколя до закомар. Примерно посредине прясел идёт ажурный аркатурно-колончатый пояс, толщина стены над ним уменьшается, это подчеркивается профилировкой лопаток, получивших два дополнительных уступа. Из-за этого прясла в нижней части получились шире, чем в верхней. Возникает ощущение, что стены имеют небольшой наклон и визуально храм кажется более высоким. Это подчёркивают и щелевидные окна, которые расположены в глубоких уступчатых арочных нишах и начинаются прямо от аркатурного пояса. В верхней зоне прясел, в тимпанах закомар, расположены немногочисленные рельефы. Стройный световой барабан имеет узкие щелевидные окна, его высота подчёркнута аркатурой с декоративными полуколонками. Ещё один аркатурно-колончатый пояс завершает верх апсид. Часть его полуколонок идёт на всю высоту, до цоколя. Все декоративные элементы фасадов храма имеют ясно выраженную вертикальную устремлённость. Хотя церковь Покрова на Нерли не имеет ярусного завершения, как смоленский и черниговский храмы, в ней есть то же стремительное движение ввысь. Оно создаётся нарастающим ритмом арок, который начинается с мощных порталов входов, подхватывается изящным аркатурным поясом, затем продолжается уступчатыми арками оконных ниш, переходит в повторяющиеся профили упругих полуциркульных закомар и завершается вверху стройной аркадой барабана.

http://sobory.ru/lib/3_drevnerusskie.htm...

Исследователи отмечали необычайную красоту западного портала собора Вот его описание: «Особенно роскошен портал, ведущий из паперти в церковь. Состоящий из пяти полуколонок, украшенных жгутами, бусинами, балясинками и стянутых такими же арками, он представляет верх искусства резного каменного дела» Многие храмы второй половины XVII века имели пышно украшенные белокаменные порталы. Определенное сходство в рисунке резьбы с порталом Троицкого собора обнаруживают порталы храмов святителя Николая в Пыжах (1670-е годы) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1660-е годы). Однако наибольшее родство в данном случае можно отметить с ярославским искусством. Василий Георгиевский считал, что орнамент портала Троицкого собора «взят из серебряного дела» Более точным будет сопоставление с белокаменным и кирпичным декором. В частности, практически идентичен мотивам резьбы портала суздальского храма рисунок жгутиков и бусин в обрамлении портала храма Илии Пророка в Ярославле (1647-1650 годы). Очень много общего можно обнаружить и при сравнении столбиков портала с балясинами из лекального кирпича, украшающими крыльцо церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 годы). Здесь будет уместным отметить и некоторые общие мотивы изразцов, использованных зодчими Троицкого собора и мастерами, строившими ярославские храмы. Таким образом, участие ярославских мастеров в оформлении Троицкого собора представляется очень вероятным. Одна из отличительных особенностей облика Троицкого собора – это гармоничное сочетание разнообразных декоративных деталей и архитектурных приемов. Зодчие не копировали слепо какой-либо определенный храм, а использовали некоторые мотивы, творчески их перерабатывали и дополняли собственными конструктивными решениями. Именно они и могут помочь в определении и обосновании. Для окончательного решения вопроса об именах зодчих, строивших Троицкий собор и дате строительства, следует обратить внимание на своеобразную конструкцию барабанов под всеми пятью главами собора. Световым сделан только один из них - центральный, остальные четыре – глухие. Каждый барабан составлен как бы из двух небольших, тщательно украшенных восьмигранников. Их грани оформлены глубокими филенками. В основании барабанов на фотографиях видны полукруглые кокошники, а верх нижних восьмигранников красиво обрамляли заостренные фронтоны. Внутреннее поле фронтонов тоже было орнаментировано, но рассмотреть орнамент сейчас не представляется возможным. Эти фронтоны отделяют нижнюю часть от верхних восьмигранников, которые значительно уже нижних и представляли собой граненые шейки под главами.

http://sobory.ru/article/?object=39840

Звенигород. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Звенигородский Успенский собор на Городке Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Раннемосковский Год постройки:Между 1396 и 1399. Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, Городок Координаты: 55.733089, 36.840226 Проезд:электричкой с Белорусского вокзала до станции Звенигород (конечная), далее до города ходят автобус, но можно и дойти пешком около 3-4 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенский собор на Городке построен около 1400г. князем Юрием Звенигородским на своем дворе внутри крепости. Городище, стоящее на высоком холме, над Москвой-рекой, в начале XVb. было обнесено мощными земляными валами. Четырехстолпный одноглавый собор сложен из белого камня. Своды собора коробовые. В западной части расположены хоры, на которые ведет внутристенная лестница. Фасады по середине высоты, верх барабана и апсид украшены белокаменными поясами орнаментальной резьбы. Собор завершается рядом закомар. Диагональные кокошники и кокошники верхнего яруса утрачены при замене покрытия четырехскатной кровлей. Декоративные формы подчеркивают стройность и вертикальную направленность объема храма. Этому же служит сужение кверху четверика, апсид, барабана и оконных проемов. Каждая стена разделена на три прясла лопатками, к которым приставлены декоративные колонки с капителями, украшенными орнаментальной резьбой. На углах четверика колонки собраны в пучки. В центрах трех фасадов расположены перспективные порталы. По архитектурному мастерству и изысканности форм собор принадлежит к лучшим памятникам своего времени. В интерьере на стенах, столбах и барабанах фрагментарно сохранились фрески XVb., приписываемые кисти Андрея Рублева. Облик памятника в XIXb. искажен растеской окон, переделкой покрытия. Трехпролетная двухъярусная звонница перед западным фасадом, воспроизводящая тип древнерусских звонниц, выстроена в начале XIXb. При недавнем ремонте продолжилось искажение памятника, упрощены основания лопаток и порталы, установлены двери, не гармонирующие с обликом здания. У востоку от собора в 2000-х гг. построена новая церковь в эклектичных формах.

http://sobory.ru/article/?object=00389

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010