Мыслям – время! Этому рассказу-зарисовке шесть лет отроду, но как только заканчивается ноябрь я обязательно о нем вспоминаю, как будто это случилось вчера… На кухне, где-то за закрывающим всю стену гарнитуром перегорела проводка. Духовка, микроволновка, чайник и даже котел, обогревающий квартиру, отключились. Понимаю, что до вечера выживу, но к утру простуда будет обеспечена. Холодно все же. Ноябрь на дворе. Благо, что церковный сторож вкупе со старостой всего прихода и его окрестностей, в электрических схемах домов, в развитом социализме построенных, разбираются, молоток с отверткой и пассатижами в руках держать умеют и у них даже прибор есть, который во глубинах штукатурных провода видит. Взмолился я пред ними всей своей протоиерейской сущностью: - Братцы, выручайте, пропаду ведь в холоде и голоде, один кот живой останется, его рыба в холодильнике, он ее и мороженной сожрет. Откликнулась, братия. Пришли. Все обследовали. Аппарат свой провода ищущий применили, штук пять дырок в трех стенах проколотили. Бесполезно. Ни тебе провода сгоревшего, ни коробки распределительной. - Тайны мадридского двора, - сказал церковный сторож. - Мистика поповской квартиры, - отреагировал староста. Мне сказать было нечего. Я просто наблюдал за дырявыми стенами, развороченными панелями европейского ремонта, гипсовой пылью и песком на полу. В квартире воцарилась тишина, которую иногда называют мертвой. Вопросительно взглянул на своих помощников, чего делать то будем? - Погодь, батюшка, - ответил на мой немой вопрос церковный сторож, - я мыслям время дал. - Да, - подтвердил староста, - мыслям время нужно, - а затем добавил фразу, которую я до дня нынешнего истолковываю: «Если человек не хочет слышать шепот вечности он будет вынужден услышать её гром». Православная медитация молчанием и анализ мыслей временем был закончен ревом кота, который забрался в стенной шкаф, где мы его, отодвигая от стены, благополучно замуровали, то бишь закрыли. - Идея! – воскликнул церковный сторож. - Она! – вдохновенно ответил староста.

http://radonezh.ru/2023/12/06/protoierey...

Так возник институт поповских старост. Десятские священники и поповские старосты собирали пошлины по книгам епископа, осматривали представительные и увольнительные грамоты, понедельно присутствовали в суде епископских бояр и дестятинника; скрепляли в суде боярском и в суде десятинника следственные дела; в случае неправды судей после увещания сообщали о правде царю и святителю; в присутствии поповских старост разбирались боярами иски на духовных лиц, – особенно по землям; старостам поповским поручалось объявление предписаний начальства к исполнению; они имели надзор за благочинием священно-церковнослужителей, а в случае суда производили следствие; следили, чтобы в приходах не было притворно юродствующих и лжеучителей, чтобы в крестных ходах по нарядам были все священно – церковнослужители и ходили бы в них благоговейно. Должность поповских старост, как и должность земских старост и целовальников в гражданском ведомстве, всегда была выборною. Это видно из приведённого выше определения Стоглавого собора об их учреждении. В другом соборном 1551 г. приговоре об учреждении и обязанностях московских поповских старост устанавливается следующий порядок их избрания: «Стом священником, или как число вместить, изберёт себе священника, исполнена разума духовного и рачителя божественному писанию, иже всякими добродетелями украшена; он же изберёт себе десяцких, которые достойны и искусны, иже о Божьем попеченье имеют о духовных делах: и быть у того одного старосты тех священников храмом сряду, елико по чину согласно б им собраться им о церковных чинах и о духовных делах и о всяком благочестии сходятся: также и прочим старостам и десятком избранным быть и свидетельствованным в добродетелях, и елико вместимо их по чину во всем царствующем град Москва, аще по чину.... И тех избранных старост перед митрополита привести, и он, рассмотрит их, довольно наказав, и предаст им закон божественных писании соборного уложения, по правилам святых отец, и о церковном благочинии, и о священническом духовном попечении…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Что касается до причетников двоеженцев, то Стоглавный Собор не один раз в своих постановлениях повторяет, что причетники должны быть единобрачны; а второбрачными не быть. Это находим в главе 8-й, при указе о литургии, в гл. 12-й, при запрещении: не вносить в алтарь вещей неосвященных для священнослужебного употребления 137 . 2. О благочинии духовенства, и о церковном суде а. О благочинии белого духовенства Обращая внимание на благочиние духовенства и ближайшее управление его сословием, царь предлагал Собору учредить старост поповских над всеми священниками, «брежения ради церковнаго» (вопр. 1-й из перв.). При этом он указывал нравственные беспорядки в духовенстве, особенно – усилившуюся страсть к вину (вопр. 17-й из перв.); «Бога ради, говорил царь собору, о сем разсудите, чтоб в своих пороках пастыри не погибли, и другие, на них зря, такожде». Собор, по убеждению царя, приложил особенное старание о мерах к соблюдению благочиния в духовенстве, и сделал следующие распоряжения: а)   В Москве и по всем городам протоиереям избирать священников искусных, добрых, житием непорочных, для наблюдения за благочинием духовного сословия. В Москве должно быть семь старост поповских, и столько же соборов, и к ним избрать еще десятских священников, искусных, и непорочных житием. Также и по другим городам учредить старост и десятских священников, «где сколько пригоже». В селах и по погостам избрать также десятских священников. Все учрежденные старосты поповские и десятские священники, каждый в своем отделе, должны призирати по святым церквам священников и дьяконов, чтобы по всем церквям соблюдаемы были правила церковные, в богослужении был выполняем устав, – сполна, чинно, и безмятежно, чтобы священники и дьяконы предстояли алтарю всегда с великим тщанием, и благоверием, и воздержанием (гл. 6). б)   Протоиереи должны наблюдать таким образом за порядком в богослужении, – по соборным церквям, а старосты поповские и десятские – по всем прочим, приходским церквям; должны также протоиереи и старосты смотреть, есть ли у священников хиротонии (ставленые грамоты), читают ли они их, и следуют ли им. Те священники, у которых нет хиротоний, должны являться ко святителям, и получать от них хиротонии, постоянно должны читать их и следовать им неуклонно (гл. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Корчем десятильникам не держать, держать им питье про себя. Земские старосты, целовальники, поповские старосты и десятские священники должны наблюдать за поведением десятинников и в случае злоупотреблений писать к владыке, а если владыка не управит, писать царю; тогда десятиннику быть от царя в великой опале и взятое напрасно доправляется с него втрое. Десятинники могут давать обвиненного на поруку только тред поповскими старостами и десятскими священниками или перед земскими старостами и целовальниками, причем от поруки и поклонного не берут ничего; обыски пишут дьячки церковные или земские перед десятскими, старостами и целовальниками. Святительскую дань, десятильничьи пошлины, корм, заезд и венечную пошлину должны собирать и доставлять владыке старосты земские и поповские и десятские священники, по книгам, которые пришлет к ним владыка; венечной пошлины сбирать с первого брака алтын, со второго два, с третьего три (четыре). Относительно беспорядков в богадельных избах собор отвечал: да повелит благочестивый царь всех больных и престарелых описать по всем городам, отдельно от здоровых строев, и в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где больных, престарелых и не имущих куда голову подклонить, довольствовать пищею и одеждою, а боголюбцы пусть милостыню и все потребное им приносят, да приставить к ним здоровых строев и баб стряпчих, сколько будет пригоже; священникам добрым, целовальникам или городским людям добрым смотреть, чтоб им насильства и обиды от стряпчих не было; священники должны приходить к ним в богадельни, поучать их страху божию, чтоб жили в чистоте и покаянии, и совершать все требы. Чтоб здоровые строи с женами по богадельням не жили, а питались бы от боголюбцев, ходя по дворам; которые же могут работать, работали бы. О выкупе пленных собор отвечал: которых окупят царские послы в ордах, в Царе-граде, в Крыму, в Казани или Астрахани, или в Кафе, или сами откупятся, тех всех пленных окупать из царской казны. А которых пленных православных христиан окупят греки, турки, армяне или другие гости и приведут в Москву, а из Москвы захотят их опять с собою повести, то этого им не позволять, за то стоять крепко и пленных окупать из царской же казны, и сколько этого окупа из царской казны разойдется, и то раскинуть на сохи по всей земле, чей кто-нибудь-всем ровно, потому что такое искупление общею милостынею называется.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Да тем же священником, поповским старостам и священником десяцким избирали добрых священников, богорадных и искусных, которым те знамена о венечной пошлине давати, и писали бы к ним в тех знаменах именно: чтобы женилися ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племяни, да о том бы обыскивали накрепко, елико, их сила; а четвертый бы брак никогдаже не именовался, и молитвы не говорили. И о том бы им запрещали и наказывали накрепко, чтобы наложниц не держали и содомския скверныя дела нигде не именовалися, жили бы православные крестьяне с своими женами по закону хрестьянскому и по священным правилом, якоже подобает православным крестьянам жити и пребывати во всяком благочестии и чистоте. Да тем же священником, поповским старостам и священником десяцким и пятидесяцким по всем святым церквам во градех и по селом бречи и назирати о церковном пении у о священническом чину о всем по божественному уставу и по «душенным правилом, чтобы священники и дьяконы сами жили по священству, в чистоте и в покаянии, и во прочих добродетедех, и от пиянственнаго пития воздержалися, и в пьянство бы це упивалися; и церковное бы пение и правило по всем святым церквам было сполна по уставу, чинно и немятежно, о всем по преданию святых апостол и святых отец, и по священным правилом, ничтоже претворяюще. Да и детей бы своих духовных всех православных хрестьян поучали страху божию, чтобы к церквам Божиим ходили, и ко отцем своим духовным на покаяние приходили и с женами, и с детми, и на божественном бы пении стояли со страхом и трепетом, и со всяким духовным вниманием Богу моляся, кождо о своем согрешении, а повестей бы и излишних мирских бесед в церкви стоя не говорили. А которые священники и дьяконы учнут упиватися в пиянство и о церквах Божиих и о божественном пении учнут небречи: с тем священником, старостам, и священником десяцким, им говорити накрепко, чтобы покаялися и в пьянство не упивалися, и от своих злых обычай престали, да не соблазн мирским людем от них будет по реченному: «Горе миру от соблазн».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

служения. Даже в судебных, финансовых распоряжениях патр. Адриана по церковному ведомству, им руководило одно побуждение (которое отмечено в грамоте патр. Адриана Афанасию Холмогорскому) – «управляти люди свои правильно», то есть по правилам святых апостол и святых отец. Патриарх желает устранить произвол во всех сторонах обыденной жизни: произвол в поведении прихожан, обращая их к исполнению церковного устава; произвол пастырей и их руководителей – «управителя» и поповских старост в отправлении ими возложенных на них высшей церковной властью обязанностей по надзору за рядовым духовенством и прихожанами, обставляя выбор и прохождение должности поповского старосты условиями, гарантирующими их порядочность и добросовестность. Крайними мерами воздействия, на непослушных высшей епархиальной власти патриарха служат, по инструкции патр. Адриана, как угрозы суда и расправы центральных органов п. власти Разряда и Казенного Приказа, так и денежные штрафы, очень крупные потому времени, за все уклонения от точного исполнения патриарших предписаний. Упорядочение патр. Адрианом приказной системы управления Разработанная регламентация деятельности низшего, местного органа епархиального управления – института поповских старост с управителем, духовным судьею, во главе и с местными канцеляриями на десятильничьих дворах, появившаяся во второй половине патриаршества Адриана была завершением других мер патриарха, предпринятых к улучшению и более точному распределению дел в центральных органах епархиального управления – приказах. Патр. Адриан, как известно, внес в приказную систему нечто новое, правда несущественное, но свидетельствующее о желании патриарха дать всем приказам большую стройность и соответствие в распределении дел, как между отдельными приказами, так между столами каждого приказа. За отсутствием документов патр. Разряда не можем судить об упорядочении дел в этом важном патриаршем учреждении, за то из документов патриаршего Казенного и патриаршего Дворцового приказов видны такие заботы патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понеже объявленной господин контр-адмирал Дмитриев Мамонов как об оном попе Дугине, так и о столнике Коровине в Липских заводех следствовал и по следствии те дела забрал с собою. И после объявленного его императорского величества указу и ордеру о порубленных помянутым старостою поповским Никитою Комягиным заповедных дубовых лесов следовано. И по следствии (Л. 200) из того дела учинена выписка. Сомнением для конфермацыи послано при доношении в государственную Адмиралтейств коллегию июля 4 дня прошлого 729 году. А ноября 17 дня того ж 729 году по присланному ж из оной государственной Адмиралтейской коллегии указу велено о порубленных старостою поповским заповедных лесов по доношению попа Саввы Дугина подлинное о том дело отослать в Тавров к Вашему превосходителству. А Вашему высокопревосходителству общее с воронежским вице-губернатором Пашковым и с капитаном Роселиусом то дело россмотреть и решение учинить. По указам и по силе оного указу объявленное дело послано того ж ноября 20 числа, а прошлого 730 году ноября 20 числа при указе ея императорского величества ис канторы Тавровского адмиралтейства прислан во оную кантору помянутой поп Дугин, которого велено по взятье с него иску попа Никиты Комягина и пошлин отослать ево, попа Дугина, из Липской завоцкой канторы в Резанскую епархию, в Духовной приказ при промемории под караулом. По посланному из Липской завоцкой канторы во оной Духовной приказ с поданного от него, попа Дугина, на попа Комягина о непотребствах с доношения копии для следствия и решения, как указы повелевают. И после оного указу с помянутого попа Дугина оной иск и пошлины доправлены. (Л. 200 об.) И оной поп Дугин в помянутой духовной приказ послан генваря 25 дня сего 731 году апреля 14. Сего ж 731-го году помянутой поп Дугин в канторе Липских заводов для отвозу на Воронеж в губернскую канцелярию данного от него в рекруты дворового ево человека Семена Посаткина явился. И для отвозу и отдачи в помянутой губернской канцелярии объявленного рекрута того ж апреля 29 дня и послан.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

Писал память староста поп Герасим своей рукой. – Подлинник шириной 3 3/8, длиною 1 5/8 вершка. «164 (1656) году мая в 4 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты, троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилию Евсегнееву. Женитца отрок Ияков Евдокимов, а понимает девицу Федору Калинину – оба первым браком, и ты б про них сыскал и будет в сыску скажут, что меж ими родства и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого прироку нет и ты б, их, по правилом святых апостол и святых отец, в указное время, венчал. А писал память Тимошка Герасимов попов». – На обороте припись самого старосты: «А взял бы поруку, что б жениху с невестой мая к пятому числу (вероятно было воскресенье или переходный праздник) вместе спать не велели, и мая ж в 5 день глины (бани?) не топили, в чистоте пребыли отнюд, – Корнилу священнику. Подписал староста поп Герасим своей рукой». Подробности приписки пресвитера Анфимова объясняются тем, что в прежнее время даже в самом г. Каргополе, – как теперь в его уезде, – «жен умыкаху». «Приведенная уводом» невеста иногда жила и живет в доме жениха до венчания не только по несколько суток, но даже по целой неделе. В таком положении совместное спанье жениха с невестой, до бракосочетания, – явление возможное и нередко случавшееся и случающееся даже в наши дни. Вот поэтому-то строгий блюститель народной нравственности, желая предупредить возможное падение, и прописал о нем. «166 (1657) г., ноября в 1 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилью Евсегниеву. Женится отрок Матфей Ермолин сын понимает девицу Марью Иванову дочерь и ты бы сыскал, что б промеж женихом и невестой родства, и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого б прироку не было. Да будет в сыску скажут меж ими родства и племяни и никакого прироку нет и ты бы их по правилом святых апостол и святых отец венчал в шестом часу дня, а в вечере б, и в ночь не венчал, по святительской грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не иначе, как постепенным и терпеливым действованием можно было обеспечить успех сделанного патриархом распоряжения. Беспорядки так уже укоренились, что меры патриарха Иова к улучшению нравственности и благочиния церковного подвергались той же печальной участи, какая постигла прежние распоряжения. Лет через 10 после соборного определения об учреждении поповских старост в Москве, патриарший тиун (1 окт. 1604 г.), доносил Иову, что старосты и десяцкие в поповскую избу не ходят, и попов и дьяконов от бесчинства не унимают. Безместные попы и дьяконы в избу также не ходят, пред божественной литургией правила не совершают, а садятся у Флоровского моста и делают многие бесчинства, бранятся между собой, а иные даже дерутся и борются. Приезжие попы служат обедни по церквам не во время, рано. Нанимаясь служить, попы своих ставленых грамот тиуну не являют, не слушают его, но даже позорят и ругают 45 . Тогда патриарх потребовал к себе на лицо всех поповских старост. Когда они явились к нему, Иов напомнил им все прежние обязанности и строго наказывал быть внимательными к исполнению их. Не ограничившись одним устным наставлением, и по соображению с некоторыми новыми обстоятельствами, патриарх нашёл нужным сделать некоторые прибавления к прежнему определению. Они состояли в следующем: поскольку священнослужители бедных приходов, или вовсе бесприходные, оправдывали себя, в нарушении постановлений, своей бедностью, которая вынуждала их вместо своих приходов служить по найму у других, то патриарх нашёлся вынужденным ослабить для них силу прежнего определения, с тем, однако же, чтобы по субботам, воскресным и праздничным дням, они непременно служили у своих церквей. Для определения времени совершения литургии, Иов предписывал, не совершать обеден до восхода солнечного, а служить оные в третьем часу дня. Только в случае крестных ходов и соборных молебнов дозволялось совершать литургию во втором часу дня. Наблюдение над всем этим поручено было поповским старостам, и для предотвращения всяких отговорок, или незнания, патриарх велел списать это уложение слово в слово и отдать список за своей печатью всем поповским старостам 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

С XVI в. в этой сфере церковной администрации большое значение получило выборное начало в лице поповских старост и десятских попов, избиравшихся самим окружным духовенством. Но иерархия видимо не доверяла этим выборным лицам, сделала их только ответственными сборщиками церковных пошлин и блюстителями церковного благочиния, а все судебные дела по округам поручала своим приказным органам, кроме того, самих поповских старост подчиняла надзору монашествующих властей, настоятелей важнейших в каждом округе монастырей. Такой порядок окружного епархиального управления неизменно хранился от времени Стоглава в течение всей древнерусской истории 740 . Каждая епархия разделялась обыкновенно на несколько десятин, во главе которых по суду и управлению духовными делами стояли духовные управители – архимандриты или игумены, а по гражданским делам епархиального ведомства – светские десятильники 741 ; десятины в свою очередь делились на меньшие округи, которые подведомы были, за исключением судных дел, поповским старостам и десятским. В юго-западной России непосредственными органами архиерея по окружному управлению были наместники тоже из монашествующих властей, которым были поручены целые округи с правом суда над монастырями и церквами; затем ближайшее управление приходским духовенством с XVII в. разделено было на протопопии, в которых главными правителями и судиями были подчиненные наместникам протопопы, соответствовавшие поповским старостам и имевшие своих собственных наместников или помощников, соответствовавших великорусским десятским попам; – и те и другие были выборные лица 742 . Это протопопское управление хранилось здесь почти до конца XVIII в., не испытывая никакого влияния от тех перемен, какие после реформы происходили в окружном управлении по епархиям Великороссии. Подчинение приходских причтов монастырским властям всего сильнее проявлялось в том случае, когда сюда примешивались еще вотчинные отношения. Старинная власть вотчинников простиралась на все, что находилось в вотчинном округе, и на самые церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010