RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_67030.html 29 июля 2009 Протоиерей Георгий Митрофанов За что канонизирован император Николай II? Источник:  http://www.foma.ru/article/index.php?news=3628 Фома История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко. Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. За что канонизировали царскую семью? Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России. Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников. В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное – положительное – решение Комиссии, стали шестой и седьмой: " Последние дни Царской семьи " и " Отношение Церкви к страстотерпчеству " . " Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, – подчеркивалось в докладе " Последние дни царской семьи " , – как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины " .

http://religare.ru/2_67030_1_21.html

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – ассириец Авдий Биджанов. Поиски смысла жизни привели его в несторианскую Ассирийскую церковь Востока, но Истину он обрел в Православной Церкви. О православных ассирийцах и Урмийской миссии, о том, почему так важно знать разницу между учением Нестория и святых отцов, кто помог ему разобраться в вопросах веры, почему ассирийцам, живущим в России, необходимо богослужение на их родном языке, как связаны вероисповедание и национальная идентификация и связаны ли вообще, – беседа с Авдием Биджановым. Священник Георгий Максимов: Здравствуйте. В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях – Авдий. Он представитель народа ассирийцев, которые входят в семью российских народов. Они начали переселяться на территорию Российской империи довольно давно, и это было связано с желанием сохранить свою жизнь, потому что ранее они жили в мусульманском окружении, и это было непросто, а подчас и небезопасно. Их приход в Россию связан также с деятельностью Урмийской православной миссии в Иране, о которой в наше время, к сожалению, мало кто знает, но которая дала много плодов. Авдий, поскольку у нас это малоизвестная страница истории, может быть, для начала вы рассказали бы вкратце о том, как произошло переселение на территорию Российской империи ассирийцев и о самой Урмийской миссии? Авдий Биджанов: Урмийская миссия находилась в городе Урмия. Это к западу от одноименного озера в Персии. Ассирийцы жили там издавна. Они принадлежали к церкви, которая, к сожалению, отделилась от единства с Православием. Но в конце XIX века одна епархия этой церкви вместе с епископом присоединилась к Русской Православной Церкви. После чего и была учреждена Урмийская миссия – в 1898 году. Когда русские православные миссионеры прибыли в Урмию, то ассирийцы находились под гнетом мусульман, они были очень унижены и обижены той жизнью, которую вели. Как подчеркивает Ольга Ходаковская в книге об отце Пимене (Белоликове), который позже стал начальником Урмийской миссии, ассирийцы очень были рады, что русские пришли к ним на землю. Потому что благодаря именно Русской Церкви они смогли обрести спасение, найти помощь.

http://pravoslavie.ru/90327.html

     Наш сегодняшний собеседник переживает пору сразу четырех значимых круглых дат. В прошлом году митрофорный протоиерей Георгий Бреев отпраздновал свое 80-летие, а также отметил полувековой юбилей пресвитерской хиротонии и «золотую свадьбу»; в этом году исполняется два десятка лет его служению на приходе крылатского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. «Православной Москве» он рассказывает, как заводской мастер помог ему покреститься, а органы – удержаться в семинарии, и вспоминает, как приходилось таранить шестиметровым бревном старинный храм в Царицыне. Бомж поневоле – Вы поступали в семинарию 21-летним юношей после демобилизации. Легко ли было сделать это в советской столице хрущевской поры? Когда и как зародилось такое желание у вас – выходца из обычной советской семьи? – Я родился в Люблине в первый год «Большого террора». Хорошо помню военную Москву – темную, колкую, напряженную. Отец работал на железной дороге, и жилище наше нельзя было назвать даже хорошим сараем: узкий чулан с щелями, из-за которых зимой вода в поставленном на подоконник стакане промерзала насквозь. Дрова для печки собирали по окрестным люблинским кварталам: где дерево упадет, где плетень завалится… Чтобы мы, младшеклассники, на уроках не падали в обморок, в школе нам выдавали кусочек черного хлеба с маленькой конфеточкой. Видя такие лишения, я рано задумался о смысле жизни: зачем мы пришли в мир, для чего это все? И когда кто-то из соседей или знакомых в разговорах упоминал Бога, сердце мое отзывалось неизъяснимой теплотой. Покреститься мне помогли, как ни странно, на заводе ГПЗ-1, куда я устроился перед армией. Мастер ОТК Николай Самохин поинтересовался, верующий ли я человек, и не только направил в Успенский храм Болгарского подворья в Гончарах, но и стал моим крестным отцом. Папа мой в юности пел на клиросе, но потом стал убежденным коммунистом, поэтому, узнав о моем решении, со мной полемизировал. Ну а уж когда я подал прошение о зачислении в семинарию, зачастили партинструкторы. Меня называли «нонсенсом»: мол, один из двух на всю Москву отщепенцев оказался на нашем заводе! Предлагали, если откажусь, устроить на хорошую работу, помочь поступить в вуз… Кульминацией стала… моя выписка из квартиры уже на каникулах. Дело в том, что москвичей в семинарию принимали сверх лимита: им не требовалось общежитие. А как лишить человека статуса москвича? Выписать из квартиры! Спасибо юристу Патриархии: рассказал, где принимают население по вопросам прописки. После того как тамошний офицер вмешался, прописку в паспортном столе быстро восстановили…

http://pravoslavie.ru/113184.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Литургия в Чукотском море 17.08.2005 520 Время на чтение 12 минут Справка: Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) - первый священнослужитель РПЦ, который участвовал в подводном переходе (длительностью в один месяц) в 1998 г. на АПЛ " Томск " . Второй переход владыки Игнатия состоялся в 2003 г. на АПЛ " Святой Георгий Победоносец " ). Епископ так же нес служение на пограничном сторожевом корабле " Воровский " во время похода на боевые учения у берегов Аляски. Напомним, что учебно-боевом подводном походе в июле 2001 года на атомном ракетном крейсере " Смоленск " (аналог - АПЛ " Курск " ) так же участвовал православный священнослужитель. Это наместник Трифонов-Печенгского монастыря игумен Аристарх (Мурманская и Мончегорская епархия). Знакомство с экипажем - Владыка, почему все-таки вы решились отправиться в подводное путешествие на атомном ракетоносце? - В подводном переходе (на АПЛ " Томск " - прим. ред.) участвовала моя паства - служащие на Камчатке моряки. Господь дал их мне в окормление для Царства Небесного. Но если точнее, то я не принимал решение идти в этот поход. Мне предложили это сами моряки, члены экипажа, когда я проводил очередную беседу на военно-морской базе в пос. Рыбачий. Мы говорили о патриотизме, о жизни и служении священников в войсках царской армии, когда один моряк спросил: " А Вы, владыка, пошли бы в подводный поход? " . Я ответил, если было бы благословение Божие - то пошел бы. " Ну что ж, - сказал моряк,- у нас намечается переход из Западной Лицы (Кольский полуостров - прим. ред.) в Петропавловск-Камчатский, у Вас есть возможность участвовать в нем " . Накануне моего первого перехода мы встретились со Святейшим Патриархом и он помог мне во многих вопросах будущего служения на субмарине: как служить там литургию, как исповедовать, как соблюдать пост, как морякам готовиться к причастию. Его Святейшество подарил экипажу икону Николая Чудотворца. - Как моряки восприняли ваше присутствие на борту ракетоносца?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ [груз. ; польск. Grzegorz] (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 13.09.1899, дер. Бакурцихе Сигнахского у. Тифлисской губ.- 6.12.1942, концлагерь Освенцим, Польша), сщмч. Грузинской (ГПЦ) и Польской (ПАПЦ) Церквей (пам. груз. 23 нояб.), архим., ученый-теолог, проф. Боннского, Лувенского, Краковского, Оксфордского, Варшавского ун-тов. Сщмч. Григорий (Перадзе). Фотография. 30-е гг. XX в. Сщмч. Григорий (Перадзе). Фотография. 30-е гг. XX в. Род. в семье свящ. Романоза (Романа) Перадзе и Марии Самаладашвили. После смерти отца в 1905 г. мать с семьей переехала в Тифлис, и часть забот по воспитанию детей взял на себя брат свящ. Романа, свящ. церкви с. Кварели Телавского у. Георгий. В 1913 г., по окончании Тифлисского ДУ, Перадзе продолжил учебу в Тифлисской ДС, где познакомился с филологом, ректором ДС К. Кекелидзе , сформировавшим его научные взгляды. Григолу был поручен сбор средств на постройку ц. св. Або Тбилисского , покровителя города. В 1918 г. он окончил ДС и поступил за казенный счет (т. к. был лучшим учеником ДС) на философский фак-т Тифлисского гос. ун-та, одновременно работал учителем в с. Земо-Чандаки близ Гори. В 1919 г. Перадзе призвали в армию, и вместе с братьями Арчилом (погиб в период сталинских репрессий 22 нояб. 1937) и Василием он воевал против большевиков. 25 февр. 1921 г. отряды большевиков вошли в Тифлис, и Кекелидзе помог Григолу скрыться от преследований под видом сельского учителя в с. Манави (Кахети). Осенью 1921 г. на Гелатском Поместном Соборе ГПЦ было принято решение отправить Перадзе за границу. При поддержке груз. духовенства и ученых он выехал в Германию для занятий богословием. Под опекой нем. теолога, основателя Восточного миссионерского об-ва («Ориенталмиссион») И. Лепсиуса обосновался в Берлине и в мае 1922 г. сдал экзамены на теологический фак-т Берлинского ун-та. Помимо богословских дисциплин Перадзе изучал вост. (древнеевр., сир., араб., копт., арм., древнегреч.) и европ.

http://pravenc.ru/text/166569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРЕЕВ Поликарп Миронович (ок. 1876, с. Ольховец Елецкого у. Орловской губ. (ныне Лебедянского р-на Липецкой обл.) - 10.04.1952, Ленинград), издатель духовно-музыкальных сочинений. Биографических сведений о К. сохранилось немного. С детских лет пел в сельском церковном хоре. Подростком отправился в С.-Петербург, надеясь приобрести к.-л. специальность. Летом 1907 г. опыт певчего помог ему поступить в С.-Петербургский митрополичий хор в партию басов (регент И. Я. Тёрнов ). К. занялся изучением хранившихся в б-ке хора рукописных партитур, партий и сборников церковной музыки - от произведений композиторов 2-й пол. XVIII в. до сочинений М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова . К. также заинтересовали местные напевы и мелодии, отражавшие певч. традиции разных регионов России. К. собирал материал в нотных б-ках мон-рей, соборов и церквей. Интерес К. к наследию прошлого определил содержание изданных им сборников. В 1911 г. вышла 1-я серия сборников К. в 4 выпусках, имевшая заголовок «Духовно-музыкальная хрестоматия». В 1912-1918 гг. была издана 2-я серия в 28 выпусках с названием «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов». К. составлял сборники, а в качестве редакторов и аранжировщиков приглашал опытных с.-петербургских духовных композиторов и регентов. Редактором 1-й серии был М. А. Лагунов , помощник регента С.-Петербургского митрополичьего хора, в работе над 2-й серией принимали участие Е. С. Азеев , Н. Д. Лебедев , прот. сщмч. Георгий Извеков , С. В. Панченко , В. А. Фатеев (см. в ст. Фатеевы ), И. Г. Ельцов , А. Е. Туренков . Партитуры гравировались и печатались акционерным об-вом «Самообразование» в нотопечатне «Энергия», большая часть выпусков была переиздана. Сборники были адресованы смешанным, 3- или 4-голосным муж., жен. или детским хорам. Певч. материал распределялся по литургическому принципу и в зависимости от состава хора. Основу сборников составили сочинения авторов XVIII-XIX вв., к ним были добавлены обиходные местные напевы и отдельные произведения совр. композиторов (в т. ч. редакторов).

http://pravenc.ru/text/1840159.html

Один моряк спросил: «А Вы, Владыка, пошли бы в подводный поход?». Я ответил, если было бы благословение Божие – то пошел бы. «Ну что ж, — сказал моряк,- у нас намечается переход из Западной Лицы в Петропавловск-Камчатский, у Вас есть возможность участвовать в нем». Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) – первый священнослужитель РПЦ, который участвовал в подводном переходе (длительностью в один месяц) в 1998 г. на АПЛ «Томск». Второй переход владыки Игнатия состоялся в 2003 г. на АПЛ «Святой Георгий Победоносец»). Епископ так же нес служение на пограничном сторожевом корабле «Воровский» во время похода на боевые учения у берегов Аляски. – Владыка, почему все-таки вы решились отправиться в подводное путешествие на атомном ракетоносце? – В подводном переходе (на АПЛ «Томск» – прим. ред.) участвовала моя паства – служащие на Камчатке моряки. Господь дал их мне в окормление для Царства Небесного. Но если точнее, то я не принимал решение идти в этот поход. Мне предложили это сами моряки, члены экипажа, когда я проводил очередную беседу на военно-морской базе в пос. Рыбачий. Мы говорили о патриотизме, о жизни и служении священников в войсках царской армии, когда один моряк спросил: «А Вы, владыка, пошли бы в подводный поход?». Я ответил, если было бы благословение Божие – то пошел бы. «Ну что ж, — сказал моряк,- у нас намечается переход из Западной Лицы (Кольский полуостров – прим. ред.) в Петропавловск-Камчатский, у Вас есть возможность участвовать в нем». Накануне моего первого перехода мы встретились со Святейшим Патриархом и он помог мне во многих вопросах будущего служения на субмарине: как служить там литургию, как исповедовать, как соблюдать пост, как морякам готовиться к причастию. Его Святейшество подарил экипажу икону Николая Чудотворца. – Как моряки восприняли ваше присутствие на борту ракетоносца? – Первая реакция — это удивление. Зачем с ними в поход идет священнослужитель? Мне это не высказывали, но между собой обсуждали, причем это обсуждение, как я сейчас знаю, не всегда носило дружелюбный характер. До моего

http://pravmir.ru/liturgiya-v-chukotskom...

Письма Алексия, Викария Московского, впоследствии Архиепископа Литовского Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейшая и Доспопочтеннейшая Матушка Игуменья! Примите мое искреннейшее приветствие со днем Ангела Вашего. Да хранить Вас Господь во здравии на многая лета! И да ниспошлет Вам все Свои милости! Приношу Вам мою глубокую благодарность за Ваше внимание ко мне во все время службы моей в Москве, и за все Ваши ко мне милости и дары. Да помилует и Вас Господь и да благопоспешит во всех Ваших благих делах! Благодарю Вас и за сочувствие, мне выраженное, по случаю моего удаления из Москвы. За молитвы Ваши и добрых московских людей я благополучно прибыл сначала в Петербург, а затем из Петербурга в Вильну 26 июня, в день Вашего праздника. Здесь встречен был торжественно и радушно на железной дороге архиереями, Генерал-губернатором и проследовал сначала в Свято-Духов монастырь и потом в кафедральный собор, рядом с которым и архиерейский дом. Служил в первый раз в соборе 29 июня; на другой день, т.е. 30, служил в Свято-Духове монастыре, а 2-го числа опять в том же монастыре, в пещерной церкви, где мощи Виленских мучеников и где погребены мои предшественники, Митрополит Иосиф и Архиепископ Александру служил заупокойную литургию по Митрополитах Иосифе и Макарие и Архиепископе Александре. Городской дом архиерейский здесь прекрасный; но особенно восхитителен и прекрасен загородный дом. Очаровательнее этого места мне еще не случалось видеть. Но и вообще окрестности Вильны прекрасны. Самый же город зданиями хорош, но улицы очень узки. Помолитесь, Достопочтеннейшая Матушка, чтобы Господь помог мне не быть бесполезным для церкви Литовской. Прошу Вас засвидетельствовать мое почитание тем Матушкам Игуменьям, которых изволите увидеть, а равно и Вашим сестрам и в особенности Матери Леониде. Призывая на Вас и обитель Вашу Божие благословение и милость, с глубочайшим почитанием и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем, Алексий, Епископ Литовский. Вильна, 8 июля 1885 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   6 (19) июля Преподобномученик Феодор (Богоявленский) Преподобномученик Феодор родился 27 декабря 1905 года в Тегеране в семье второго секретаря Русской дипломатической миссии, назначенного впоследствии консулом в город Исфагань, Павла Георгиевича Богоявленского, и в крещении был наречен Олегом. Павел Георгиевич был женат на дочери действительного статского советника Ольге Петровне Нечаевой, и у них родилось трое детей – Олег, как уже сказано, родившийся в 1905 году, Оль­га, 1907 года рождения, и Георгий, родившийся в 1910 году. В 1911 году Павел Георгиевич погиб в Персии. Ольга Петровна с тремя маленькими детьми переехала в Санкт-Петербург, где они стали жить на пенсию, получаемую ею от правительства за мужа. Олег со временем поступил учиться в ремесленное училище. По­сле большевистского переворота семья лишилась средств к суще­ствованию, и Ольга Петровна стала подрабатывать уроками музы­ки. В 1919 году в Петрограде начался голод, и у нее не стало и этого заработка. Выйти из бедственного положения им помог брат Ольги Петровны, профессор Александр Петрович Нечаев . В 1920 году его назначили на должность ректора института в Са­мару, и он предложил сестре поехать с ним вместе с детьми. Но в 1921 году еще худшее положение с продовольствием наступило и в Самаре, и им в значительной степени пришлось жить тем, что удавалось выменять из вещей на муку. Олег поступил на работу, что поначалу явилось существенной поддержкой для семьи, так как он стал получать паек, но вскоре он заболел суставным ревма­тизмом, и работу пришлось оставить. В это время голод в Самаре достиг уже таких масштабов, что трупы умерших от голода целы­ми днями непогребенными лежали на улицах. Вся семья суще­ствовала на скудный паек, получаемый Ольгой Петровной за пре­подавание музыки в школе: он состоял из небольшого количества растительного масла, конины и патоки. В 1922 году семья переехала вслед за Александром Петровичем в Москву; Ольга Петровна устроилась в школу учителем музыки и получила комнату. Жить им и здесь пришлось почти впроголодь и не на что было купить дров для отопления печки-времянки, ко­торую они поставили посреди комнаты. Белый хлеб был только по праздникам, до некоторой степени их выручали обеды у дяди-профессора.

http://fond.ru/kalendar/542/feodor/

Георгий Мирский — о детстве, фронтовиках и советской науке Если человек с детства воспитан на том, что все врут, почему он не может врать о том, как живут рабочие в Германии? 26 января, 2016 Если человек с детства воспитан на том, что все врут, почему он не может врать о том, как живут рабочие в Германии? Известный российский ученый Георгий Мирский скончался сегодня на 90-м году жизни. Предлагаем вашему вниманию текст его интервью для сайта ПОЛИТ.РУ . Продолжая цикл видеобесед «Взрослые люди» с классиками – учеными, деятелями культуры, общественными деятелями, ставшими национальным достоянием, – мы поговорили с известным востоковедом, главным научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктором исторических наук, профессором Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ Георгием Ильичом Мирским. Беседовала Любовь Борусяк. — Сегодня мы в гостях у Георгия Ильича Мирского, человека очень известного. Георгий Ильич много лет занимается Востоком, в том числе арабским миром и Израилем. Очень востребован как эксперт по восточной проблематике, особенно в последние годы, когда эти проблемы стали особенно актуальными. Георгий Ильич – преподаватель Высшей школы экономики, причем необычайно популярный. Его бывшие студенты говорили мне, что обязательно надо встретиться с ним, потому что в студенческие годы он был у них самым любимым лектором. — Приятно это слышать. — Доктор исторических наук, профессор, очень крупный ученый, недавно отметил свой 85-летний юбилей, с которым я вас, хотя и с некоторым опозданием, поздравляю. Необходимо отметить также, что Георгий Ильич много лет проработал и продолжает работать в Институте мировой экономики и международных отношений, а это было очень серьезное место. — Оно и сейчас серьезное. — В советское время сотрудники этого института были главными экспертами руководства страны по международной проблематике. Насколько я понимаю, вы писали для первых лиц государства разного рода бумаги, на основе которых принимались решения во внешней политике. Наверное, не всегда те, которые предлагались, но тем не менее. Георгий Ильич, детство и подростковая пора людей вашего поколения пришлись на трудное время – войну, когда люди взрослели гораздо быстрее, чем представители всех остальных поколений. Об этом говорили многие и многие участники нашего проекта «Взрослые люди» — ваши ровесники и на несколько лет моложе. И почти у всех, кто выдержал эти трудности, формировался очень сильный характер, который помог им многого добиться в жизни.

http://pravmir.ru/georgiy-mirskiy-o-dets...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010