Поэтому не следует им говорить только то, что говорит Златоуст об определении божественными отцами сорока дней, в которые мы, постясь, причащаемся, но следует рассмотреть и то, что предшествует этим словам, и то, что следует за ними, и что приводит в том же самом слове этот божественный отец, и но какому поводу и к кому обращена его беседа. Возражающие нам утверждают и доказывают, что божественный Златоуст только днем Пасхи ограничил употребление Божественного Причащения. Если эти защитники сорокадневия хотят это обосновать, то должны, в согласии с их мнением, или причащаться только раз в году, то есть на праздник Пасхи, и уподобиться тем, к которым тогда говорил Златоуст, или должны совершать десять Великих постов в году — столько, сколько раз у них принято причащаться.    Если же им первое не нравится, а второго они выполнить не могут, пусть замолчат, и пусть не обвиняют других и божественного Златоуста и не представляют его в этом вопросе противником не только апостолов и Вселенских и Поместных Соборов и многих других богоносных отцов, высказывающихся о непрестанном Причащении, но и противником самого себя, поскольку сам он пишет больше других о постоянном Приобщении и во многих других своих беседах, и в этой же самой, говоря: «Не это мне предлагай, а докажи мне то, что так повелел творить Христос, ибо я тебе указываю, что Он повелел делать противоположное, что Он не только не повелел нам наблюдать дни, но и освободил нас от этой необходимости.    Послушай, что говорит Павел, — когда же я упоминаю Павла, то говорю о Самом Христе, ведь Христос был тем, Кто двигал Павловой душой. Итак, что он говорит? «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4:10—11) и проповедовал вам Евангелие».    И вновь говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1Кор.11:26). Сказав же «всякий раз», сделал господином того, кто хочет причаститься, освободив его от всякого наблюдения за днями. Потому что не одно и то же — Пасха и Четыредесятница, но Пасха — это одно, а Четыредесятница — другое. Ведь Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же — трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же — столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха — это не пост, но Приношение (Προσφορ?) и Жертва, бываемая на каждом собрании», то есть священная Литургия и Божественное Приобщение, которое совершается за ней. «А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

А смерть есть оброк греха, а грех от диавола. Вот куда привело двуперстие старообрядцев. Апостол Павел, избранный сосуд Божий, чтобы приобресть Христа, чтобы уверовать в Него как в пришедшего Мессию, чтобы соделаться членом созданной Им Церкви, все ветхозаветные обряды и обычаи почел за тщету ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа нашего. Обрезание, субботу, фарисейское учение в лучшем виде, непорочность по правде законной – одним словом, все преимущества избранного Божьего народа апостол Павел не предпочел вере во Христа, а все оставил, все сменил, все почел за тщету, чтобы быть только учеником Христа ( Флп.3:48 ). Апостол не говорил, что обрезание и суббота имеют происхождение божественное и, как таковые, сменить их не могу на веру во Христа, хотя бы как и в Бога. Поведение обрядоверов во всем противоположно поведению апостола Павла. Свое двуперстие, не имеющее ни божественного происхождения, не составляющее определения ни Вселенских, ни Поместных Соборов, а только когдато введшееся в Церкви, считают выше и крепче Христовой Церкви, спасительнее Тела и Крови Христа. Хотя они сего словами и не выражают, но без слов, крепче слов, делом то проповедуют и умирают вечною смертию. Неужели это не проповедь, не упорство, не гордость диавола? Господь устами пророка Исаии так обличал народ Израильский: «(Беззаконник же), заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – так и Я... наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что Неугодно Мне» ( Ис.66:34 ). Вот как у беззаконников, избравших свои собственные пути вместо путей Господних, не слушавших повелений Господних, избиравших что им угодно, а не Господу, вот как представлялись жертвы Богу, вот как они были угодны Ему! Кажется, без применения, без толкования, без приложения к обрядоверам все понятно теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серь­езные заблуждения! Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что Православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь  – та самая Церковь , о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чаро­действом довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» ( Деян.19:18–20 ). Так должны поступать с ерети­ческой литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души. В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?» Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех , в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги… И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих. Грех – не личное дело грешника

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Претыкание четвертое Во Втором Послании к Коринфянам, в главе пятой, Апостол Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор. 5, 16 ). Этими словами Павел учит, что по Воскресении Христовом Плотское Христово было в забвении, чтобы мы привыкали не по Плоти, но по Духу знать, искать и любить Христа. Если же Плотское Христово было в забвении и презрении, то тем более плотское Христовых святых, то есть, мощи святых. Так кривотолки искажают Священное Писание. Исправление претыкающимся Если Плотское Христово было в забвении, как учите вы, противники, то как же Апостол Павел рассказывает о том, что было установлено Таинство, в котором участвовали Тело и Кровь Христовы, в воспоминание Его страданий и смерти, говоря: Сие творите (...) в Мое воспоминание ( 1Кор. 11, 25 ). Если же едите сей хлеб и чашу сию пьете, то этим возвещаете Господню смерть, которая придет. Должны ли мы помнить Господни благодеяния или не должны? Если да, то как забыть Плотское Христово, то есть Воплощение Его, страдание и смерть? Если же Плотское Христово будет у нас в забвении, то откуда у нас будет благодарность за Его благодеяния к нам? Как же мы отвергнем увещание Павла, который говорит: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников ( Евр. 12, 3 ). Эти кривотолки безответны. Но мы, не слушая вашего лживого толкования, перейдем к истиннейшим толкователям, святым Отцам, светилам и столпам Святой Церкви. Златоуст, Феофилакт, Амвросий и другие, упоминая о Христе во Плоти, говорят о Его страданиях и смерти, а не упоминая о Плотском, говорят о Его бесстрастии и бессмертии. Когда же Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор. 5, 16 ), святые Отцы толкуют, что, словами Павла, если мы и знали некогда Христа страдавшим и смертным, то ныне таким Его не знаем, а знаем бесстрастным и бессмертным. Восставший из мертвых уже не умирает, и смерть им не обладает. Подобным образом Павел говорит: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия ( 1Кор. 15, 50 ), то есть: страдающая и смертная плоть Царствия Божия не наследует, а только бесстрастная и бессмертная. Такое толкование дают святые Отцы, в отличие от кривотолков Кальвина и Лютера. Глава 2. Претыкание о камень собственного суемудрия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Претыкание первое В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших ( Мф. 23, 29–32 ). Исправление претыкающимся В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых – это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта ( Исх. 13 ), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили ( Быт. 35 ). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие. Претыкание второе В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение ( Иуд. 1 ). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство. Исправление претыкающымся Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Любые сектанты и еретики стремятся к расточению Самой Церкви. Своими энергиями распада они тщатся противодействовать объединяющему Церковь Святому Духу: Кто не собирает со Мною, тот расточает . Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 30-32). Кроме борьбы с сектантством, ересями и расколами, что давала Христианам соборная методика? В экстремальных условиях первых трех веков по Рождестве Христовом перед Христианскими общинами стояли задачи не только собственного выживания, но задачи постоянного взаимодействия с ближними и дальними сообществами единоверцев, задачи апостольского, миссионерского служения - обращения к Истине и спасению язычников, иноверцев практически из всех социальных слоев тогдашнего общества - от рабов до патрициев, от рыбаков до членов императорских семейств. Если отпадение в сектантство и уклонения в ереси в ряде случаев и происходили у Христиан, то сама обширнейшая распространенность правоверного Христианства в ту пору в Азии, Африке и Европе, его дальнейшая триумфальная судьба, его общая для древней Вселенской Церкви догматическая неповреждённость на протяжении первых трех веков по Воскресении Спасителя свидетельствуют о том, что промыслительное содержание Веры на протяжении нескольких поколений осуществлялось не одной только строгостью общинных уставов и уставов поместных Церквей, но и свободным, совершенно добровольным единством членов Церкви - единством в исповедании веры, в Богослужении, в гражданском бытии, в быту; единством, осуществляемым через соборное согласие и взаимопонимание (5). Конечно, многие проблемы, связанные с единогласием, единодушием членов Церкви разрешались на обычных духовных собеседованиях пастырей с пасомыми (6). Чем же эти собеседования отличались от Соборов? Целью таких собеседований было пастырское рассуждение на спасительные темы и научение навыкам рассуждения рядовых членов Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

«Вы нашли яркие пророческие слова, описывая то, что происходит сегодня с родом человеческим, отметил Предстоятель Русской Церкви по завершении выступления Блаженнейшего Архиепископа Хризостома. Я думаю, что эти слова, обращенные ко всем нам, являются призывом к тому, чтобы вместе трудиться как одна семья, как единая Церковь, чтобы нести миру свидетельство, расходящееся с «широким путем», который поглощает практически все человеческое сообщество. Идти против течения всегда тяжело. Но Господь нам сказал, что только узкий путь ведет в Царствие Небесное. Очень важно, чтобы мы не потеряли силы свидетельствовать миру об этом узком пути. И я думаю, что такие слова, которые мы сейчас услышали, помогают всем нам осознать нашу общую ответственность не только за нашу Единую Святую Соборную Апостольскую Православную Церковь, но и за род человеческий». Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, выступая перед участниками заседания, проходившего в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, засвидетельствовал: «Мы прославляем Бога, воздвигшего в Православной Церкви таких светлых вождей, равно как и многие мириады клириков и мирян, которые во время этой «долгой ночи» гонений, как предсказывал Патриарх Тихон, остались непреклонными в вере, при многих скорбях с радостью Духа Святаго (1 Фес. 1:6). Личность Патриарха Московского Тихона, о которой мы особенно размышляем в эти дни, напоминает православным об их всегдашнем долге. На первом этапе своей жизни он нес миссионерские труды по распространению Православия на Аляске, а позднее в российских епархиях. Наконец, став Предстоятелем Русской Церкви, подвизался ради единства в противостоянии разнообразным раскольническим устремлениям, скрепив свою любовь ко Христу печатью мученичества. Таким образом, святитель подлинным образом выполнил апостольский и пастырский долг, определенный Самим Иисусом Христом прежде Своего Вознесения: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). Святитель Тихон словом, делом и кровью пронес свое свидетельство и внутри, и вне страны».

http://patriarchia.ru/db/text/5076449.ht...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Рождественском действе речь шла о трех отроках, которых за их поклонение Богу царь Навуходоносор хотел сжечь в печи, но ангел оросил их водой, и, в пламени горя, они не сгорали. Действо воспроизводило образ беспорочного рождения Христа, воплощения на земле Сына Божия, и разыгрывалось в Успенском соборе. Или на Вербное воскресенье ставили так называемое «Шествие на осляти». Патриарха усаживали на коня, царь брал коня под уздцы и выводил из соборов Кремля к храму Василия Блаженного. Их, как это описано в Евангелии, песнопениями встречали отроки, державшие пальмовые ветви в руках. И в «главных ролях» выступали самые настоящие царь и патриарх. «Отроков» собирали по знатным семействам, наряжали, специально выстраивали, объясняли, что и как делать, и разыгрывали сцену вхождения Иисуса Христа в Иерусалим. Кроме того, были действа на церковный Новый год, библейский Новый год, особое действо приурочивалось к первому сентября. Собственно говоря, одно из таких театральных постановочных действ до сих пор происходит в Великий четверг. Не только в русской церкви, но и в Иерусалиме, и во многих других поместных церквях. Это чин омовения ног, когда вспоминают, как Христос на Тайной вечери перед Своим страданием омыл ноги Своим ученикам. И этот чин омовения ног исполняется сейчас как настоящее церковное действие. В наше время в Великий четверг после литургии патриарх омывает ноги священникам с теми же словами, которые Христос произносит в Евангелии. Так же поступает Иерусалимский патриарх в Великий четверг в Иерусалиме и т. д. «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?” Иисус сказал ему в ответ: “Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.” Петр говорит Ему: “Не умоешь ног моих вовек”. Иисус отвечал ему: “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Ответьте же нам, противники, что же это за жертва, благодаря которой Христос называется первосвященником вовеки? Вы не сможете сказать, что это Кровная Жер­тва, принесенная на Кресте, потому что она свершилась только один раз, и из этого не следует, что Христос Первосвященник вовеки, К тому же Апостол Павел хорошо знал об этой Кровной Жертве, для него не было тайной, что Христос, Который должен был принести жертву, принес в Жертву Самого Себя на Кресте. Однако при этом он говорит, что, несмотря на это, Первосвященнику Христу, Который воссел одесную престола величия на небесах (...) нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Как Пер­восвященник, Он уже после этой Крестной Жертвы воссел одесную Бога Отца. Однако, как следует из слов Павла, помимо однократного принесения себя в Жертву на Кресте необходимы и другие жертвы: нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Иначе бы после смерти Христос не оставался первосвященником, поскольку, по словам Павла, каждый первосвященник потому только таковым является, что приносит дары и жертвы. Добавлю под конец и эти слова Апостола, которые он говорит в Послании к Евре­ям: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии ( Евр. 13, 10 ). Поскольку наш Новый Завет и Евангелский закон имеют свой жертвенник, то они имеют и свою Жертву, причащаться которой не имеют права ветхозаветные свя­щенники, служащие ветхозаветной сени. Не могу умолчать и о том, что в Деяниях Апостольских написано, как сами Апостолы приносили эту Святейшую Жертву, ибо там сказано: на дело, к которому Я призвал их ( Деян. 13, 2 ). Это слово, дело, имеет греческое происхождение и означает Литургию, или принесение Жертвы. Под этим словом, дело, подразумевается Литур­гия, или совершение Службы Богу и принесение Богу Бескровной Жертвы. В гречес­кой Библии написано: λειτουργα, что означает истинную службу Божию, действую­щую и совершаемую Богу всем народом. Это не проповедь Слова Божия, как толкуют противники, не раздача Таинств, ибо мы проповедуем и учим не Господа и раздаем Таинства не Господу, а людям. Господу же Богу приносим Службу, то есть Жертву, ко­торую больше никому нельзя приносить, поэтому Служба Божия по-гречески называ­ется Литургия. Глава 6. Твердость камня веры от Святых Вселенских и Поместных Соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010