Мониторинг СМИ Краткая справка об истории Поместных Соборов Русской Православной Церкви 22.01.2009 12:52 Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Поместный Собор, в частности, утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания, определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством, выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору). Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне. Исходя из этого, более распространенного, значения, можно сказать, что в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. Все Соборы (за исключением Архиерейских Соборов), которые проводились прежде, были скорее прообразом этих Поместных Соборов. В то же время важно иметь в виду, что единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала. Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. Выборов на т.н. Поместные Соборы, которые проводятся в XX веке, до этого не проводилось. Существовала традиция (жесткой регламентации не было) приглашать на Собор видных московских священников (обычно их представляли настоятели кремлевских соборов и церквей), настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов. Великие князья и цари сами указывали предметы соборных рассуждений, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предисловие к первому изданию Признанные восточным и западным христианством, семь вселенских соборов обнимают период времени от 325 г. до 787 г. христианской эры; но в интересах исторического исследования по вопросу, составляющему предмет предлагаемой монографии, необходимо расширить этап период почти до начала X в. Во второй половине IX столетия составлялись церковные соборы на востоке при таком же участии запада в этих соборах, какое принимал этот последний в соборах вселенских 325–787 гг., хотя вторая половина IX в. является исследователю уже со всеми признаками разрыва и взаимного отчуждения между восточным и западным христианством. Соборы IX столетия сами называли себя вселенскими и были признаны таковыми, – собор 869 года на западе, где за ним и установилось навсегда это признание, – соборы 861 и 879 гг. на востоке, где им не удалось удержать за собою навсегда авторитет вселенских соборов. Однако, и по взгляду современных греков, собор 861 г. (двукратный) и собор 879 г. (собор в церкви св. Софии) стоят рядом с вселенскими соборами, не входя, правда, в седмеричное число их и не нарушая этого седмеричного числа, но в тоже время перевешивая своим авторитетом авторитет поместных соборов, хотя каноны этих последних утверждены соборами вселенскими и признаны были ими как бы за свои собственные каноны. Этот взгляд красноречиво высказался в афинском издании канонического сборника: Σνταγμα των θεων κα ερν καννων, " Ρλλ. κ. Πτλ., A­ θνησιν, 1854, издатели которого поместили каноны соборов IX в. в том же томе, в котором изложены каноны соборов вселенских, а не в конце следующего тома, где должна бы была отвести им место хронология. Взгляд издателей канонического сборника и даже взгляд современной греческой церкви, если бы первые были верными выразителями последнего, на соборы IX в. не должен быть, конечно, смешиваем с общеправославным взглядом. Но и в канонических сборниках других православных церквей постановления двух соборов IX в. заняли место в ряду канонов, которыми должна руководиться церковная жизнь, а с самым словом: «канон» в обыденном словоупотреблении соединяется понятие о церковном законодательстве, выработавшемся и установленном в период вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Священный Синод вынес предложения по проведению Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви Москва, 25 декабря 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании от 24 декабря 2008 года рассмотрел результаты работы первого пленарного заседания Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС .   Священный Синод, в частности, одобрил проекты документов, подготовленных Комиссией: повестки дня, программы, регламента Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви; процедуры избрания кандидатов на Патриарший Престол от Архиерейского Собора; процедуры избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Поместным Собором; проекты ряда рабочих документов Соборов. Окончательное утверждение эти документы получат на Архиерейском и Поместном Соборах.  Среди прочего, было предложено, чтобы Архиерейский Собор определил тайным голосованием трех кандидатов на Московский Патриарший Престол (из числа архиереев старше 40 лет, имеющих высшее богословское образование и опыт управления епархией). Кроме того, кандидаты на Патриарший Престол могут быть выдвинуты и на Поместном Соборе, причем кандидатуры также определяются посредством тайного голосования. Священный Синод предложил, чтобы выборы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе проводились тайным голосованием. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2008 года Журнал 101   СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о работе Комиссии с предложениями по регламенту, программе, повестке дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (25-26 января 2009 года) в городе Москве и по процедуре избрания Архиерейским Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол.  ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/28810.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Практика созыва Поместных и Архиерейских Соборов в современных славянских Православных Автокефальных Церквах 21.01.2009 421 Время на чтение 16 минут Сегодня, когда Русская Православная Церковь активно готовится к проведению Поместного Собора, в нашем церковном обществе ведется оживленная дискуссия о возможном порядке созыва подобных Соборов, регламенте их работы и круге вопросов, относящихся к их компетенции. Размышляя над этими вопросами, уместно обратиться к опыту других Поместных Церквей. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей обзор существующих в современных славянских Православных Церквах уставных положений, регулирующих порядок созыва и работы Поместных Соборов. Вселенское Православие являет собой подлинное единство в многообразии. Все Поместные Церкви совершают свое спасительное служение на основе Священного Писания и догматического и канонического предания Церкви, выраженного в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях отцов Церкви. При этом каждая из Церквей, реализуя общие канонические принципы в конкретных исторических условиях, выработала свое особое внутренне устройство, особые формы высшего и местного церковного управления. В православном мире никогда не существовало жесткой унификации канонического устройства отдельных Поместных Церквей. Потому и сегодня в действующих Уставах различных Поместных Церквей мы находим разные подходы к организации и порядку функционирования Соборных органов. В настоящем очерке нам хотелось бы обратить внимание на уставные положения, посвященные составу, порядку созыва и регламенту работы Соборов, существующие в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). В зависимости от исторической традиции, территориального церковного деления, количественного состава Церкви, характера ее взаимоотношений с государственной властью и ряда других факторов в указанных Церквах сложились разные практики созыва и работы Соборов. Анализ этих факторов мог бы стать предметом отдельного исследования. Здесь же мы постараемся лишь кратко описать действующие положения Уставов указанных Церквей, посвященные Церковным Соборам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Разделы портала «Азбука веры» Вселенские Соборы – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей ), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания . Решения Вселенских Соборов  по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви. Всего было семь Вселенских Соборов: На чём основана практика созыва Соборов? Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами ( Деян.15:6 ). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа. По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными. Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов. Чем отличались между собой Вселенские Соборы? На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция , т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквами. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства К оглавлению В то время, когда великий князь Владимир принял святую веру из Греции, там существовал уже полный свод церковного законоположения. Существовал и оставался еще в употреблении Номоканон, составленный в VI в. патриархом Цареградским Иоанном Схоластиком (565–578); существовал и находился уже во всей силе Номоканон и другого знаменитого Цареградского патриарха — Фотия, явившийся к концу IX в. (в 883 г.). Тот и другой Номоканоны состояли из двух частей: из свода законов собственно церковных, называвшихся правилами или канонами (первый содержал именно правила святых апостолов, четырех Вселенских и шести Поместных Соборов и святого Василия Великого; последний обнимал уже, вместе с правилами святых апостолов, правила всех седми Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, принятые Вселенскою Церковию), а во-вторых, из свода законов гражданских по делам церковным, дарованных православными греческими императорами, преимущественно великим Юстинианом, и называвшихся указами или узаконениями . Излишне было бы спрашивать, принял ли вместе со святою верою великий князь Владимир законы первого рода, вошедшие в состав Номоканонов, иначе Кормчей . Эти законы, завещанные Церкви святыми апостолами или составленные и одобренные самою Церковию по власти, данной ей от Господа Иисуса Христа, и касающиеся ее собственных дел, составляют неотъемлемое достояние Церкви. Проистекая из самой сущности ее, они всегда и везде необходимы для ее внутреннего управления, для ее благоустройства, для ее бытия. Утвержденные Соборами Вселенскими при соизволении Духа Святого, они запечатлены характером всеобщности и неизменяемости и обязательны для всех христиан. А потому, как скоро где-либо насаждаема была православная Церковь, она непременно приносила с собою и свои древневселенские правила. И великий князь Владимир, принимая святую веру для себя и для всей России, тем самым уже обязывался принять и существенные церковные каноны, даже не мог не принять их, потому что одно с другим связано нераздельно. Так смотрели на это и крестившие нашего князя пастыри Восточной Церкви; передавая и излагая ему для всегдашнего руководства Символ православной веры, они заповедали ему вместе: «Веруй же и семи Сбор святых отец», т. е. принимай постановления и седми Вселенских Соборов, и значит нераздельно — правила святых апостолов, святых девяти Поместных Соборов и святых отцов, утвержденные правилами Соборов Вселенских.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

В ряду поместных соборов, принятых VI вселенским собором в канон церковных правил, находятся правила собора карфагенского. При самом поверхностном взгляде на эти правила и при беглом знакомстве с их содержанием нельзя не заметить, что они не составляют произведения одного какого-либо собора, бывшего в известное время, а принадлежат многим различным соборам, следовавшим один за другим в разное время и по разным предметам. Осязательное подтверждение сей мысли находится в самих правилах, из коих в некоторых содержатся ясные указания на другие соборы, постановившие известные правила. Так в 3 правиле говорится о каком-то «прежде бывшем соборе», на котором было рассуждаемо об образе воздержания и чистоты необходимых для лиц священного сана; в 16 содержится ссылка «на определения древних соборов»; в 43 говорится о положениях иппонийского собора, не требующих исправления и об извлечении из деяний сего собора; в 59 предлагается определенное на соборе, бывшем в Капуе; в 63 делается ссылка на определение иппонийского собора; а в 68 упоминается об определении предшествовавшего собора относительно донатистов, крещенных в малолетстве; в 104 говорится о соборе карфагенском, в 123 указывается прямо собор против ереси Пелагия и Целестия. Все эти указания не оставляют ни малейшего сомнения в той мысли, что при образовании всего состава правил карфагенского собора не только были приняты в соображение, но и служили непосредственным источником другие соборы. Впрочем, если бы и не встречалось приведенных указаний в рассматриваемых правилах, самое богатство и разнообразие их содержания, касающегося разных предметов, обращавших на себя внимание карфагенской церкви в разное время, свидетельствуют, что эти правила не могут быть признаны произведением одного собора. Мысль о постепенном и последовательном составе правил карфагенского собора с ясностью выражена в нашей «Книге правил святых апостолов, соборов вселенских и поместных и святых отец», именно в приложенном к 121 правилу карфагенского собора примечании, в котором сказано, что «Карфагенский собор, которого правила здесь совокуплены, не есть единовременный собор, но цепь ежегодных соборов африканских епископов, держанных под председательством карфагенского епископа». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

поиск:   разделы   рассылка Беглов, Алексей Львович К обсуждению документа Межсоборного присутствия " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " Источник:  Богослов. ру Вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий " Поместный собор " и " Архиерейский собор " и о соотношении обозначаемых ими явлений был поднят на Поместном соборе РПЦ 2009 года. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия РПЦ. Результатом этого стал обсуждаемый сегодня документ " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " . Алексей Львович Беглов делится размышлениями на эту тему. В последний день памятного Поместного собора Русской Православной Церкви 2009 г. был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий " Поместный и Архиерейский собор " и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ " Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления " . По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями. 1. Понятия " Поместный собор " и " Архиерейский собор " как обозначение разных типов соборов Русской Православной Церкви появились вместе в Положении об управлении Русской Церкви 1945 г. При этом соположение этих наименований содержало в себе двусмысленность. Ведь получалось, что происходило сравнение явлений " по разным основаниям " . В первом случае понятие обозначало канонический статус собора, то, что он представляет Русскую Поместную Церковь. В другом случае наименование указывало прежде всего на состав собора, на то, что он состоит из архиереев, но при этом как бы подразумевалось, что у него есть особый, отличный от Поместного собора канонический статус. Между тем, канонический статус собора не связан с его составом. Коль скоро собор выражает мнение Поместной Церкви, он является Поместным собором вне зависимости от своего состава – епископского, смешанного, или какого-то другого. (Ниже будет показано, что варианты состава собора не исчерпываются двумя.)

http://religare.ru/2_85065.html

26. 1660 г., июня 15. Сказка, поданная на собор старцем Епифанием Славинецким, в которой отрицается от данного им согласия на лишение Никона архиерейства, потому что он (Епифаний), рассмотрев подлинный греческий Номоканон, не нашёл в нём слов, составляющих якобы правило 16 первого и второго соборов: «Безумно бо есть епископства отрещися, держати же священства?» При чём Епифаний просит дать ему соборное деяние, для составления слова об избрании нового патриарха (сей акт, на обороте по склейкам, скреплён собственноручно старцем Епифанием). В конце перевод правила 16 первого и второго соборов и толкование на них 168 г., Июня в 15 день, сказал старец Епифаний. Матфей учит, яко детище в нужде, не сущу иерею, от мирского человека крещено быти не может и не твёрдо крещение таково. Сие его учение противное есть греческим творцам. Первое противно есть Гавриилу Филадельфийскому; второе Николаю Кавасилу ; третье Никифору во святых патриарху Константинопольскому, иже в правиле своём 16-м сице глаголет: не сущу иерею простой монах крестит; сему ж не сущу крестит отец своё детище. А про Матвееву книгу он Епифаний сказал, что приемлю я Матвееву книгу, что согласно с правилами святых отец (а что не по правилам святых отец, и того не приемлет) 27 и (с) святыми отцами с греческими то приемлю; а которое не согласно, того не приемлю. А что о возведении ново патриарха по деяниям соборов вселенских и поместных на престол отрёкшегося патриарха нового возводить, таж новый поставленный патриарх, яко престольный, имать власть совершенную бывшему патриарху, аще ему не покорится и без благословения его архиерейское дерзнёт действовать, запретить оного вязать и решать, по правилам святых отец. А о Евстафии правило прилично есть бывшему патриарху Никону. А будет бывшей Никон патриарх у новопоставленного патриарха начнёт просить благословения, на еже архиерейское действовать, и ему, яко Евстафию, дастся благословение; а будет непокорен, и ему запретить, по правилам святых отец, может. А правило 16-е первого и второго собора глаголет о епископе, иже во своей чести епископской состоя отходит и о пастве не печётся вящше шестимесячного времени, чести и сана отчуждается. Никон же, бывшей патриарх, в своей чести не состоит патриаршеской, ибо оную оставил, ниже должен есть пещся о стаде, еже оставил, и то правило не к тому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Согласно «апостольскому правилу»: «Дважды в году да бывает собор епископов» (37 апост. прав.), в христианской Церкви издревле (как полагают, с конца II-ro века) собирались дважды или, по крайней мере, однажды в году областные или поместные соборы епископов. В период отдельного существования церкви от государства (до IV в.) право и инициатива созвания соборов принадлежала епископам главных городов. (На основании апостольских правил: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них и признавати его яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения» 34 апост. прав.) Епископы таких, например, городов, как Антиохия, Александрия, Рим, Карфаген издревле пользовались преимуществами авторитета и власти над епископами соседних городов (I Всел. Ник. соб. пр. 6, также историч. свед. о жизни св. Киприана Карфагенского ). Епископы главных городов и созывали других епископов на соборы 13 . С IV века, когда Церковь вступила в «союз» с государством и когда императоры стали называть себя «епископами внешних дел Церкви» ( Константин Великий ) и «императорами и священниками» (Лев Исаврянин), право созвания соборов становится общим достоянием как духовной, так и светской власти и последней даже более, чем первой. Хотя церковная юрисдикция этого времени определила это право ясно и точно в пользу представителей главных городов (со времени I-ro всел. соб. 325 г. они назыв. митрополитами, 19 и 20 пр. Антиохийск., 19 пр. IV вс. соб. и 8 пр. VI вс. соб.), но в действительности это право принадлежало им в менее важных случаях – при созвании периодических областных соборов; во всех же важнейших случаях, когда церковная жизнь выдвигала на очередь обсуждение догматических основ христианского вероучения, устроения церковной жизни – избрания и поставления важнейших иерархических лиц, право созвания соборов – и поместных и вселенских – предоставляли себе христианские императоры. Они рассылали предстоятелям главнейших церквей грамоты с приглашением на собор, назначали место и время соборов, в потребных случаях переводили соборы из одного места в другое, временно прекращали заседания соборов, определяли иногда приблизительное число членов собора, делали ассигновки на расходы по съезду и содержанию членов собора, распускали соборы, утверждали, или не утверждали соборные постановления своими указами и силой своей власти приводили их в исполнение, или поручали вновь рассмотреть известные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010