Пол претерпел одну реконструкцию: ныне существующий пол устроен общим для старых молитвенного помещения и притвора, настелен по старым полам и выполнен из тесин, соединенных " в стык " и уложенных перпендикулярно входу. Потолок также претерпел две реконструкции: первоначально горизонтальный, располагавшийся на девятом венце от пола, позднее был поднят на четыре венца и устроен из профилированных тесин " в разбежку " , уложенных перпендикулярно входу по двум прямоугольным балкам со снятыми фасками. В процессе одной из реконструкций были растесаны первоначальные окна (поскольку верх ныне существующих оконных проемов расположен выше следов от первоначального потолка). Ныне существующие окна - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в четверть " , а с вставным подоконником - " прямо " . Двери из главного помещения в притвор-сени трехкосящатые с соединением косяков между собой " в полуус " , а с вставным порогом - " прямо " . Дверное полотно - филенчатое, двухчастное, на кованных фигурных петлях и кованных гвоздях. Стены нового притвора-сеней рублены " в ласточкин хвост " и механически пристыкованы к старому притвору с устройством прямоугольной штрабы, изнутри отесаны полностью без скругления углов. Пол в часовне - из плах, уложенных перпендикулярно вхожу. Потолок - из профилированных тесин " в разбежку " , уложенных перпендикулярно входу. Двери в часовне - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в ус " , а с бревном порога - " прямо " (предположительно, они ранее размещались в стене между старым молитвенным помещением и притвором). Крыша на главном помещении - вальмовая, увенчана луковичной главой, покрытой остроугольным лемехом, а над притвором-сенями - двухскатная. Снаружи часовня обшивалась дважды. На главном помещении сохранилась часть старой обшивки, выполненной из калеванной доски на кованных гвоздях и устроенной до пристройки притвора-сеней. Более поздняя обшивка - также из калеванной доски, но на заводских гвоздях. Часовня из деревни Летняя Речка, построенная в 1850 году, представляет историко-архитектурную ценность, благодаря хорошей сохранности общего объемно-планировочного решения и следов нескольких реконструкций. Часовня требует дополнительного изучения.

http://sobory.ru/article/?object=50985

Между тем, некоторые протестантские исследователи полагали, что крест как почитаемый знак христианства появился позднее, после «реформ» императора Константина и, особенно, после обретения креста Христова его матерью императрицей Еленой в 326 году. А в первые три столетия христианской религии крест был малоизвестен и не почитался как общехристианский символ. Однако такое утверждение противоречит данным исторической науки. Напротив, в первые три века крест как «знак Мессии» претерпевает наиболее бурное развитие своей формы и образа. Исторические данные свидетельствуют о том, что первичным в этом развитии был не конкретный крест, который позднее обретёт императрица, а именно его сакрализованный библейский символ – «знак Мессии». То есть тот знак Тав-крест (печать), который ставился евреями на косяках дверей во время празднования первой Пасхи и которую ставили праведникам на чело в книге Иезекииля и Апокалипсиса. Среди иудеохристиан ранней Церкви он продолжал обозначать славу Божию, лицо Бога, печать Бога, знак Мессии, был символом духовного возрождения и свободы. Только этим можно объяснить возникновение почитания креста через образ, связанный с именем Мессии: христограммы, или хризмы. Христограмма (монограмма Христа) легко объясняется через образ знака Иезекииля и Мессии и только опосредственно имеет связь со знаком креста как орудия страданий. Археологические раскопки, осуществлённые императрицей Еленой в 326 году, отчасти унифицировали развитие формы и образа креста, пустив его в традиционное русло, соответствующее образу и форме самого обретённого орудия страданий. В то время как до его обретения его образ уже развился в трёх генеральных направлениях: как орудие страданий (победы), как знак имени Мессии и как символ (штантарт-знак) новой веры. Направления этой эволюции схематически можно обозначить тремя векторами развития: от исторической формы – тав – + (буквы тав) – в греческую Т (тау) и латинскую Т (те) (тип креста как печати Божьей и орудия казни); от тав –  – «андреевского креста» к монограмме Христа (знаку имени Его), то есть от знака «имени Божия» до «знака Боговоплощения – Богоявления»; и от тав – +–креста – к выносному кресту и хризме (штандарту-знамени христианства). Кроме знака, буква «тав» –образ креста – в ранней Церкви был почитаем и через другие завуалированные символы, такие как якорь, плотницкий топор-мастерок ascia и др. Однако, это тема других исследований. Мы же постараемся рассмотреть первое из означенных направлений: от Тав-печати к Тау и Те как типу креста (орудию страданий и знака принадлежности Богу). И хотя мы будем приводить слова отцов и современников Константина, тем не менее постараемся рассмотреть в них практику апостольской и послеапостольской «древней» традиции Церкви.

http://bogoslov.ru/article/4460114

Неужели Бог не знал домов, где проживают евреи? Этот знак нужен был больше для них, они должны были принять его как знак Самого Бога, как знак спасения. Ведь в этом повелении Божьем прочитывается усвоение Им этого знака как собственного. По тексту всякий, имеющий этот установленный Богом знак, спасается от смерти. Бог даже два раза подробно упоминает места, где следует его ставить. На верхней перекладине двери (сверху от входящего – вертикаль) и по обеим сторонам её косяков (по сторонам от входящего – горизонталь) (Исход. 12. 7, 23). Согласно данным палеографии, последняя буква еврейского алфавита «Тав» в период с IX в Ниневии и с VII века повсеместно в древнееврейском языке (как и в некототых других древних семитских языках), вплоть до пришествия Христа, изображалась двумя способами: либо как крест « +», либо как «андреевский» крест «Х» . Более того, как и во многих древних языках, где каждая буква происходит от какого-то иероглифа-слова, например «алеф» (), от «бык», «бэт» (), от «дом», название буквы «тав» происходит от слова «крест». За четыре столетия до Рождества Христова в еврейском алфавите происходят видоизмения в образе написания букв. Так, у буквы тав параллельно с древним написанием « +» возник второй вариант – (). Однако появившийся задолго до изменения шрифта «знак пророка Иезекииля» (род. около 622 года) прочно вошёл в культуру евреев Ветхого Завета в форме своего древнего начертания ( +, Х) и имел большую семантическую нагрузку как знак Мессии. Такое начертание тав сохранялось ещё во времена Блаженного Иеронима Стридонского, который по этому поводу замечает: «буква тав последняя из древних еврейских букв, которыми доселе пользуются самаритяне, имеет подобие креста, который изображается на челах христиан и часто напечатлевается в надписаниях, делаемых рукою» . В этой связи закономерен вопрос, как же этот знак (да ещё в значении буквы) могли поставить в Египте на косяках дверей евреи-рабы, многие из которых не были даже грамотными? Лучше всего ответит на этот вопрос объяснение на пророчества Иезекииля (9.4.) из «Толковой Библии» (Лопухина) (стр.276), которая гласит: «“Знак”, по еврейски “тав”, может иметь и этот смысл, и означать последнюю букву еврейского алфавита; но так как эта буква в древних алфавитах (не только еврейском, но самаританском, финикийском, эфиопском, греческом и римском) имела форму креста, а крест был всегда самым удобным и принятым знаком (и заметнее чем черта или точка, и самый несложный и естественный после той и другой), почему и назван в алфавите «знаком» - «тав», то есть «тав» здесь имеет значение «знак», а не буква; подлежащие избавлению всё же были отмечены ничем иным, как крестами на челах – совпадение с христианским значением искупления едва ли намеренное, хотя в преобразовательное значение этого знака едва ли прозревал сам пророк».

http://bogoslov.ru/article/4431673

27. Тихон (Шевкунов), Архимандрит. Гибель Империи. Византийский урок. М.: ЭКСМО, 2008. 28. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея Царской Власти. М., Русское Слово, 2002. 352 с. С момента знакомства с этой книгой в начале 2003 года мне стало понятно, что Александр Николаевич Боханов совершил принципиально новый шаг в русской науке и по исследованию этой темы, и в детальном формулировании многообразного содержания самого понятия «Самодержавия». Свой первоначальный восторг я выразил в несколько поспешно написанной рецензии, опубликованной сначала в газете «Десятина», а потом повторенной на сайте «Русская Линия» - «Чудо Русской Истории» . Через несколько лет у А.Н.Боханова вышла историческая монография «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (М.: ВЕЧЕ, 2008. 345 с.), в которой историсофские и идеологические теоретические разработки научного трактата «Самодержавие. Идея Царской Власти» были воплощены в историографическом труде о Первом Российском Царе. 29. Фроянов И.Я. Драма русской истории: на пути к Опричнине. М., 2007. 15 Июня 2011 года на историческом семинаре в Александро-Невской Лавре Игорь Яковлевич Фроянов прочитал интереснейший доклад об этапах развития идеи и практики Самодержавия на Руси от древнейших времен до начала ХХ столетия. 30. ААЭ. Т. II. С. 41. Выделено мною. - Л.Б. 31. А может быть, и требует. «Утверждение» этимологически восходит к понятию «твердь», имеющему космологическое значение в Книге Бытия. При этом там понятие «твердь» вовсе не означает что-то твёрдое, жёсткое, косное, а означает высшее установление, так, например, в Шестодневе о тверди говорится в связи с небесными водами. Древнерусская и церковнославянская буква «Т» называется «Твердо». Генетически она через греческий и коптский алфавиты восходит к 22-й последней букве древнееврейского алфавита «Тав». Есть и некое созвучие в именах букв «Тав» и «Твердо», хотя говорить об этимологической взаимосвязи имён этих букв пока преждевременно. В подлинной древнееврейской, Моисеевой, Синайской традиции, а не в современном халдейско-массаретском варианте начертания, буква «Тав» изображается как прямостоящий Крест - +. Глубокий духовный символизм буквы «Тав-Крест» раскрывается, когда мы обращаемся к Апокалиптическому свидетельству Иисуса Христа о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель... Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.. (Откр. 1, 8; 1, 10; 2, 8; 21, 6; 22, 13) ... В Греческом Языке буква «Омега» символизирует лишь конец - последнюю букву греческого алфавита. Но на Арамейском Языке Иисус Христос говорил бы: Я есмь Алеф и Тав, начало и конец ... То есть Крест! Поэтому определение «Утвержденная» по отношению к грамоте, кроме характеристики наивысшего Установления, несет в себе скрытый глубокий духовно-мистический смысл.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

В свою очередь разница в терминах, обозначающих крестное знамение при святителе Киприане, даёт возможность предполагать, что были варианты в его исполнении в частной (креститься) или общественной (благословлять) молитве. Святитель Киприан употребляет эти различные наименования, вторя своему старшему предшественнику Тертуллиану. Последний, по мнению Дольдера, имеет шесть признаков, касающихся видов совершения крестного знамения . В некоторых случаях у Тертуллиана трудно определить, является ли упомянутое действие крестным знамением, однако, безусловно, является доказательством почитания креста Господня, что мы и стремимся показать в исследовании. Так, в труде De oratione Тертуллиан говорит: «Мы не только возносим наши руки вверх, но также и распростираем их [крестообразно], таким образом мы представляем в наших действиях образ нашего Господа в Его страдании и исповедуем, когда мы молимся, нашу принадлежность Христу» . Осмысление креста-знака Мессии при крещении как знака духовного возрождения В известном высказывании Блаженного Иеронима Стридонского (342–419/420 гг.) следует обратить внимание на одну деталь. Знаменитый составитель Вульгаты, говоря об использовании христианами знака креста, напрямую связывает его с еврейской буквой Тав. «Буква тав последняя из древних еврейских букв, которыми доселе пользуются самаряне, имеет подобие креста, который изображается на челах христиан и часто напечатлевается в надписаниях, делаемых рукою» . Крест, как знак спасения и духовного возрождения, всё ещё прочитывается в контексте «знака Иезекииля». На лбах христиан он приобретает новый семантический оттенок. Если в контексте Ветхого Завета «Тав» обозначал славу Яхве и знак Его имени, то после повествования евангелиста Иоанна: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины», слава раскрыла своё значение в двух последних понятиях. Знак «Тав» стал знаком благодати Божией и истины о Его Мессии. Так, в Послании Варнавы, отражающем (александрийскую) антииудейскую полемику, автор говорит: «крест (σταυρος) в образе буквы тау (Т) должен был указывать на благодать искупления» .

http://bogoslov.ru/article/4460114

Добавим от себя, что этим самым несложным и естественным знаком, который рука «сама» по природе выводит, с древних времён да ещё и доныне подписываются неграмотные по всему лицу земли.   – употребление печати «тав» как знака мессианического ожидания во времена пришествия Христа Во времена римского владычества в Израиле «тав» (крест) использовался зилотами как знак национально-освободительной борьбы . К моменту пришествия Христа он также воспринимался и как символ мессианических ожиданий. Согласно Дамасской рукописи «знак Иезекииля» носили на своих лбах ессеи, считавшие себя «бедным стадом», которые демонстрировали этим своё эсхатологическое мироощущение. Ношение этого знака они объясняли следующим образом: «Те, которые внемлят Ему, это Бедное стадо. Эти будут спасены во время Пришествия, но другие будут преданы мечу, когда придёт Помазанник (Мессия) Аарона и Израиля, (…) как Он сказал через Иезекииля: «Наложат знак на чело тех, которые воздыхают и стонут». Всех других ожидает меч – мститель Завета» . И для зилотов (иметь это знаком победы над оккупантами), и для ессеев (носить на челе как знак спасения) «тав» (крест) обозначал избранничество и верность закону Яхве, промышляющего об Израиле и призывающего его к свободе и возрождению через Мессию. Не случайно, один из лучших экзегетов Ветхого завета преподобный Ефрем Сирин, сам будучи носителем одного из семитских языков, коротко и ясно комментирует указанные слова пророчества Иезекииля (9, 4): «поставь знак на лица людей». Зная, что печать в Писании – «тав», и это знак ожидаемого Мессии, он говорит: «Недостаточно было обрезание; Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста» . Для Ефрема понятно, – печать, о которой говорил Иезекииль, есть крест. Позднее это же повторит и преподобпый Иоанн Дамаскин: «Он, то есть крест, дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Чрез него мы, верные, различаемся от неверных и узнаёмся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он печать,для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание» (Исх. Х11, 12, 29) .

http://bogoslov.ru/article/4431673

- что обозначает печать (тав) Тайновидец зрит 144 тысячи человек, «у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах» (Ап. 14.1). В Вульгате с оттенком - 144 тысячи «имеют имя Агнца» «и имя Отца его написано на челах их» (et ecce Agnus (...) habentes nomen eius et nomen Patris eius scriptum in frontibus suis). Из контекста следует, что «печать Бога живого», Его «подпись» эквивалентна Его имени - общая традиция подписываться своим именем. Но согласно культуре Ветхого Завета имя Божие непроизносимо и непознаваемо. Поэтому «тав» только видимый символ непостижимого Божественного имени, образ Его присутствия. Но какого присутствия? Следуя за пророком Иезекиилем, мы видим, что, описывая присутствие Божие, пророк употребляет понятие славы Божией. «И слава Бога Израилева шла от востока... ( δξα θεο Ισραηλ ) ( gloria Dei Israhel) (Иез.43. 2, 5; 44. 4). Греческим «докса» и латинским «глория» здесь переведено еврейское слово ( kabôd ) [yhwh] «слава» Яхве. Эта Его слава, согласно псалмопевцу, будет явлена праведникам. «Многие говорят: " Кто покажет нам благо? " «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4.7). Праведникам, носящим на челах имя Его: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челахих» (Ап. 22. 4). Итак, для первых христиан знак «тав» обозначал славу Божию и изображал имя Яхве . По этой же причине во времена Климента Александрийского даже аналог еврейской «тав» греческая буква Τ (τα) обозначала «вид и символ знака Господа» [евр. Адонаи] . - цель постановки печати и её значение Посмотрим в тексты Библии, написанные ранее книги Иова, не найдём ли мы там следов спасительного знака Божия. Сравним условия, при которых происходит в Священном Писании постановка печатей. С одной стороны, «скорбящие» и «воздыхающие», «которые пришли от великой скорби» (Иез. 9. 4), (Ап. 7.14), и с другой, ангелы, которые не поражают людей, имеющих печать Бога, тех, которые «убелили одежды свои Кровию Агнца» (Ап. 7.14) и которая освобождает от смерти. И повествование Иоанна Богослова, и параллель с повествованием пророка Иезекииля раскрывают своё содержание в контексте Ветхого Завета только в свете приготовления пасхального агнца, кровь которого на перекладине и косяках дверей спасла евреев в Египте от смерти и дала им свободу от рабства. «И будет у вас кровь знамением на домах, ...и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной» (Исход. 12. 13). «Знамение» здесь в греческом и латинском те же σημε (σημεον) и signum, в еврейском ( " owth ), что имеет много оттенков и может быть переведено как «знамение или предзнаменование».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

  – что обозначает печать (тав) Тайновидец зрит 144 тысячи человек, «у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах» (Ап. 14.1). В Вульгате с оттенком – 144 тысячи «имеют имя Агнца» « и имя Отца его написано на челах их» (et ecce Agnus (…) habentes nomen eius et nomen Patris eius scriptum in frontibus suis). Из контекста следует, что «печать Бога живого», Его «подпись» эквивалентна Его имени – общая традиция подписываться своим именем. Но согласно культуре Ветхого Завета имя Божие непроизносимо и непознаваемо. Поэтому «тав» только видимый символ непостижимого Божественного имени, образ Его присутствия. Но какого присутствия? Следуя за пророком Иезекиилем, мы видим, что, описывая присутствие Божие, пророк употребляет понятие славы Божией. «И слава Бога Израилева шла от востока… ( δξα θεο Ισραηλ ) ( gloria Dei Israhel) (Иез.43. 2, 5; 44. 4). Греческим «докса» и латинским «глория» здесь переведено еврейское слово ( kabôd ) [yhwh] «слава» Яхве. Эта Его слава, согласно псалмопевцу, будет явлена праведникам. «Многие говорят: " Кто покажет нам благо? " «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4.7). Праведникам, носящим на челах имя Его: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челахих» (Ап. 22. 4). Итак, для первых христиан знак «тав» обозначал славу Божию и изображал имя Яхве . По этой же причине во времена Климента Александрийского даже аналог еврейской «тав» греческая буква Τ ( τα) обозначала «вид и символ знака Господа» [евр. Адонаи] .   – цель постановки печати и её значение Посмотрим в тексты Библии, написанные ранее книги Иова, не найдём ли мы там следов спасительного знака Божия. Сравним условия, при которых происходит в Священном Писании постановка печатей. С одной стороны, «скорбящие» и «воздыхающие», «которые пришли от великой скорби» (Иез. 9. 4), (Ап. 7.14), и с другой, ангелы, которые не поражают людей, имеющих печать Бога, тех, которые «убелили одежды свои Кровию Агнца» (Ап. 7.14) и которая освобождает от смерти. И повествование Иоанна Богослова, и параллель с повествованием пророка Иезекииля раскрывают своё содержание в контексте Ветхого Завета только в свете приготовления пасхального агнца, кровь которого на перекладине и косяках дверей спасла евреев в Египте от смерти и дала им свободу от рабства. «И будет у вас кровь знамением на домах, …и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной» (Исход. 12. 13). «Знамение» здесь в греческом и латинском те же σημε (σημεον) и signum, в еврейском ( " owth ), что имеет много оттенков и может быть переведено как «знамение или предзнаменование».

http://bogoslov.ru/article/4431673

Тем не менее “алеф” получает первое место в алфавите “за скромность, смирение”. Бог говорит ей: “Алеф, Алеф, ты будешь первая из всех букв и Я буду иметь единство лишь в тебе, ты будешь основой всех исчислений и всех действий в мире и нигде невозможно будет достичь единства иначе, как только через тебя” 11 (здесь следует помнить, что “алеф” в еврейском языке ещё и обозначает цифру один). Но начинает Бог выбирать буквы с конца алфавита, с эсхатологической Тав, в которую Он закладывает завершение всего мироздания (в тексте она беременна завершением всего). То есть, по контексту повествования через тав раскроется завершение Божьего смотрения над всей тварью. Иначе говоря, через раскрытие последней буквы можно постичь первую или проникнуть в дотварное смотрение Божие 12 . Однако написание буквы тав (+) и её значение “крест” связывались с новым учением — христианством, поэтому реформированный иудаизм стал употреблять другой вариант написания буквы (), которое появилось примерно за четыре столетия до Рождества Христова, с попыткой при этом сохранить за ним значение “знака Иезекииля”. То же случилось и с предохранительным знаком на косяках дверей “мезуза”. В неё стали помещать кредо иудаизма “Шма Исраэль” ‘Слушай, Израиль’, при этом прикрепляли текст так, чтобы на внешней стороне можно было читать одно из “имён” Божиих: Шаддай — Всемогущий. Попытка осмысления Алеф и Тав как криптографических прочтений для посвящённых ясно выявлен в апокрифических евангелиях. Здесь можно увидеть прямые заимствования из реформированного иудаизма. Так, в “Евангелии Младенчества” повествуется о том, как младенец Иисус был приведён на учение. Учитель написал буквы и велел Иисусу произнести “алеф”. «И когда Он сделал это, тот велел Ему сказать “бет”, на что Иисус ответил: “Скажи мне прежде, какое значение имеет буква алеф, и тогда я скажу бет”». Далее Иисус Сам “начал ему объяснять значение букв алеф и бет. И какие буквы, начертания которых прямые, какие имеют очертания косые, какие двойные, какие сопровождаются точками, а у каких их нет, и почему такая буква предшествует другой.

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Всё это было глубоко чуждо иудейскому закону о казни, по которому повинного смерти побивали камнями (Исх. 21. 28-29; Лев. 20.27).На основании этого Даниэлу считает, что в понимании между «знаком Иезекииля – Тав» и крестом для распятия «крест – σταυρς – crux» среди иудео-христиан первых нескольких лет существовало полное различие . Для них «крест-распятие» – это прежде всего орудие пыток, казни, позорной смерти, применяемое римскими узурпаторами. В свою очередь знак Иезекииля «Тав-крест» – знак победы над смертью, знак славы Яхве. Осмысление этой славы и победы на кресте, озвученное апостолом Павлом в послании к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1.23-24), – позволило начать отождествлять знак креста-распятия как знак славы Яхве и победы Его Мессии над смертью. (Традиция Западной Церкви, передающая распятие как образ страдания и казни, не соответствует его пониманию ранней иудео-христианской традиции. Для неё распятие – это прежде всего символ славы и победы, так оно и осталось в Православной Церкви, где Христос «парит» на кресте; но не изображен образ мучения, где Он конвульсивно висит и агонизирующе страдает, как Его привык изображать Запад). В первой иудео-христианской колонии происходит бурное формирование новых христианских терминов, некоторые из которых не будут повсеместно приняты Церковью. Так, к примеру, первые последователи Христа сами себя называли «святыми», но вскоре в Антиохии сформировалось понятие «христиане» (Χριστιανο). То же можно с уверенностью сказать и относительно формирования термина «крест». Позднее, в эпоху развитой богословской терминолонии, Церковь, в лице преподобного Ефрема Сирина, напрямую свяжет крест (ставрос) и крещение (погружение): «Два крещения оказались у Господа, Очистителя всех, одно крещение воды и другое крещение креста, дабы крещением страдания научились крещению воды» . Христиане из иудеев видели в кресте – тав – знак духовного возрождения, чем, собственно, и было крещение. Однако отождествить эти два образа «capitata crux – immissa crux» и «тав» было весьма сложно, поэтому в древней иудео-христианской традиции слово «крест» ещё нередко заменяется словами « имя, след, знак, печать или лицо». Эти термины становятся неотъемлемой частью крещальной традиции. «Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся» . В этом смысле слова из молитвы Господней «да святится имя Твое» понимаются ещё и как желание распространения Церкви как славы Божией.

http://bogoslov.ru/article/4431673

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010