Мелетий, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Смотрицкий Максим Герасимович) Родился в 1577 году в семье Каменецкого писаря, позднее ректора Острожской коллегии, Герасима Даниловича Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для Острожской Библии 1581 года. Первоначальное образование получил под непосредственным руководством отца и грека Кирилла Лукариса, впоследствии Константинопольского патриарха. После смерти отца Мелетий был послан князем Константином Константиновичем Острожским для продолжения образования на философский факультет Виленской иезуитской академии, где учился с 1594 по 1600 год (по другим данным, в 1601–1604 годах). С 1601 года, после Лаврентия Зизания, становится духовным наставником молодого белорусского князя Богдана Богдановича Соломерецкого. Вместе с ним отправился в Западную Европу для усовершенствования в науках – в Лейпцигский и Виттенбергский университеты, где тогда господствовали идеи Лютера, Кальвина, Цвингли. Вернувшись в 1607 году на родину, Мелетий некоторое время провел в имении князя Соломерецкого около Минска, где, как свидетельствует Якоб Суша, пользовался огромным авторитетом у простого народа, который «стекался к нему как к оракулу». Около 1608 года Мелетий отправился в Виленское православное братство при монастыре Святой Троицы, где в то время находился один из центров православной оппозиции наступающей контрреформации. Здесь он познакомился с одним из выдающихся деятелей белорусской культуры – писателем-полемистом, позже архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем, † 1620), стал его верным соратником. В 1610 году издал талантливое полемическое сочинение против униатов и латинян, называемое «Фринос» («Лямент»), то есть «Плач Восточной Церкви». В этой книге Мелетий призывал к консолидации сил народов Белоруссии и Украины в борьбе с наступающим католицизмом. Около 1615 года Мелетий написал на польском языке «Трактат об исхождении Святого Духа», а также «Палинодию». Примерно с 1615 по 1617 годы Мелетий находился в Киеве; в 1617 году возвратился в Вильну, был учителем в местечке Евье (теперь Вевис) в 40 км от Вильны, преподавал там «свободные науки» и славянский язык. В 1617 году пострижен в монашество архимандритом Леонтием (Карповичем, † 1620).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симеон Полоцкий Полоцкий Симеон (в миру Петровский-Ситнянович Самуил Гаврилович) (1629–1680) – поэт, переводчик, драматург, богослов. Уроженец Полоцка. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк, преподавал в школе православного братства. В двадцать семь лет принял монашеский постриг под именем Симеон, получив известность как «дидаскал» – поучительный поэт. В 1656 году приветствовал в Полоцке своими панегирическими виршами царя Алексея Михайловича. В 1660 году, будучи в Москве, вновь преподнес царю свои вирши, что и сыграло едва ли не решающую роль в его судьбе. В 1664 году, после того как Полоцк отошел к Речи Посполитой, он переселился в Москву, где уже вскоре вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. С 1667 года Симеон Полоцкий – учитель наследника престола Алексея Алексеевича, после смерти которого в 1670 году – Федора Алексеевича, для царевны Софьи и малолетнего Петра он тоже был наставником. Так что Симеон Полоцкий на этой ниве – предшественник Василия Жуковского. Два поэта воспитали русских царей-реформаторов. Но воспитанники Симеона Полоцкого , введя крепостное право, закабалили русский народ, а воспитанник Жуковского Александр II стал царем-освободителем. Симеон Полоцкий , оказавшись в эпицентре русского раскола XVII века, сыграл немалую роль в низвержении «староверов», для которого они были «иже умом дети». Но и последователи Аввакума не остались в долгу. Эта полемика между «славянофилами» и «западниками» того времени не утратила своей остроты ни во времена Жуковского, ни в наши дни. Строки из знакового стихотворения «К ненашим» Николая Языкова «Не любо вам святое дело//И слава нашей старины...» можно с полным правом отнести к Симеону Полоцкому . Но среди славянофилов того времени еще не было своего Хомякова, который смог бы на равных противостоять ему в риторике, философии, «пиитике», поскольку таковые считались на Руси ересью. Это «окно в Европу» начал прорубать царь, прозванный Тишайшим, с помощью Симеона Полоцкого ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства, прежде всего для земель Речи Посполитой, вошедших в состав России в 1793-1795 и 1815 гг.: Виленская академия (1578-1842); С.-Петербургская академия (1839-1918); Полоцкая академия (1812-1820); Варшавская академия (1835-1867). Виленская академия (В. а.). Привилеем польск. кор. Стефана Батория от 7 июня 1578 г. Виленская иезуитская коллегия, организованная в 1570 г., была преобразована в академию. Были учреждены 2 фак-та: философский, на к-ром преподавали 5 профессоров, и теологический, где преподавали 10 профессоров. По своему статусу В. а. была приравнена к др. европ. академиям. 5 февр. 1582 г. это было подтверждено буллой Григория XIII . В 1641 г. кор. Владислав IV издал привилей о создании в В. а. медицинского (к-рый, однако, так и не был открыт) и юридического фак-тов (1644). Как и большинство католич. академий того времени, В. а. находилась в ведении ордена иезуитов , ею управлял избиравшийся на 3 года ректор, подчинявшийся непосредственно генералу ордена. Первым ректором был назначен Петр Скарга . Хотя В. а. была основана «pro Ruthenis et Moscovitis» (лат.- для рутенов и московитов, т. е. для населения Речи Посполитой и Московского гос-ва), с самого начала ее существования как «рутены», так и «московиты» были практически лишены возможности обучаться в ней. Даже после заключения Брестской унии В. а. не сотрудничала с Киевской митрополией. В XVIII в. В. а. пережила период упадка и резкого падения уровня преподавания. Возрождение началось после того, как по указу Эдукационной комиссии от 1781 г. академия была преобразована в Главную школу Великого княжества Литовского . В 1803 г. указом имп. Александра I переименована в Императорский ун-т, к-рый был поделен на 4 фак-та: физико-математический (10 кафедр), медицинский (6 кафедр), моральных, политических и теологических наук (10 кафедр), лит-ры и свободных искусств (5 кафедр). Раз в месяц здесь проходили академические сессии, каждые полгода одна из них была публичной. Ун-т управлял всеми гос. и частными школами округа, осуществлял цензуру книг и имел собственную типографию.

http://pravenc.ru/text/63750.html

КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ПЕТР МОГИЛА Введение церковной унии было началом великого переворота в умственной и общественной жизни южной и западной Руси. Переворот этот имел важнейшее значение в нашей истории по силе того влияния, какое он последовательно оказал на умственное развитие всего русского мира. Униатское нововведение пользовалось особенною любовью и покровительством короля Сигизмунда; поддерживать его горячо принялись и иезуиты, захватившие в Польше воспитание и через то овладевшие всемогущею польскою аристократиею; - а потому было вполне естественно, что униатская сторона тотчас же взяла верх над православною. План римско-католической пропаганды состоял главным образом в том, чтобы отвратить от древней веры и обратить в католичество русский высший класс, так как в Польше единственно высший класс представлял собою силу. Орудием для этого должны были служить школы или коллегии, которые одни за другими заводились иезуитами на Руси. В Вильне иезуиты завели академию при Стефане Батории. Затем явилась иезуитская коллегия в Полоцке. В конце XVI века заведены были коллегии в Ярославле галицком и во Львове. В первой четверти XVII века возникли последовательно иезуитские коллегии в Луцке, Баре, Перемышле, во многих местах Белой Руси, в 1620 году - в Киеве, в 1624 - в Остроге. Позже они возникли и на левом берегу Днепра. Иезуиты с необыкновенным искусством умели подчинять своему влиянию юношество. Родители охотно отдавали своих детей в их школы, так как никто не мог сравниться с ними в скором обучении латинскому языку, считавшемся тогда признаком учености. Богатые паны жертвовали им фундуши на содержание их монастырей и школ; но зато иезуиты давали воспитание бедным безденежно и этим поддерживали в обществе высокое мнение о своем бескорыстии и христианской любви к ближнему. Они умели привязывать к себе детей, внушать им согласные со своими целями убеждения и чувствования и так глубоко укоренять их в своих питомцах, что к природе последних как будто прирастало навсегда то, что было приобретено в иезуитской школе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435648/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДЖОЛИНИ [итал. Angiolini], представители католич. ордена иезуитов , братья-итальянцы, работавшие в России на рубеже XVIII-XIX вв. Приехали из Пьяченцы для проповеднической и научной деятельности (1782), узнав о том, что Екатерина II не собирается обнародовать буллу папы Климента XIV о роспуске Об-ва Иисуса (1773). Джузеппе А. (1747-1814). Член ордена иезуитов с 1762 г., с 1773 г. священник. В Полоцке получил известность как проповедник, преподавал в Полоцкой иезуитской коллегии философию, математику, физику, с 1798 г.- теологию и каноническое право. В 1806-1809 гг. был ректором иезуитской коллегии в С.-Петербурге, после чего вернулся на кафедру теологии в Полоцк. В день открытия Полоцкой академии (см. Академии духовные католич. в России ), 10 июня 1812 г., получил степень д-ра теологии и канонического права и стал профессором Полоцкой академии, затем проректором и зав. канцелярией. Автор кн. «Institutiones philosophicae ad usum studiosorum Academiae Polocensis» (Философские наставления для учащихся Полоцкой Академии. Полоцк, 1819. 2 т.). Гаэтано А. (1748-1816). Член ордена иезуитов с 1765 г. Изучал лит-ру в Пьяченце, философию в Болонье, теологию в Вероне, где и получил сан священника. Изучал также живопись и архитектуру. Преподавал франц. язык, архитектуру и живопись в Полоцке и Витебске. В Витебске по его проекту был построен костел. Работал над историей ордена иезуитов. Занимался активной проповеднической деятельностью, с 1800 г. в С.-Петербурге. В 1803 г. вернулся в Италию, где был назначен генеральным прокуратором ордена, в 1805 г. занял пост провинциала на Сицилии, а затем стал советником конгрегации обрядов. Франческо А. (1750 - 12.02.1788, Полоцк). Член ордена иезуитов с 1765 г. В 18 лет уже владел 10 языками (древнеевр., халд., сир., греч., лат., нем., франц., англ., испан.). Изучал лит-ру в Пьяченце и философию в Болонье, затем переехал с братом Гаэтано в Верону, где изучал теологию и получил сан священника. Перевел на итал. язык труды Иосифа Флавия (опубл. в 1779/80), трагедии Софокла («Эдип», «Электра», «Антигона») и Еврипида (опубл. в 1782). В 1782 г. издал сборник своих стихотворений на итал., греч., лат. и древнеевр. языках. В Полоцке, Могилёве, Витебске и Москве в иезуитских учебных заведениях преподавал философию, Свящ. Писание, математику и языки. Быстро выучив польск. и рус., составил для итальянцев, живущих в России, русско-польско-итал. грамматику, а также перевел на польск. язык произведения Софокла и Фукидида. Начал писать на латыни историю ордена иезуитов в России. Продолжить ее написание он поручил отцу Пьетро Бони, к-рый начал ее издавать. В наст. время трудно определить, какие части были написаны Франческо А., т. к. рукопись не сохранилась. Луиджи А.

http://pravenc.ru/text/115144.html

Василий, архиепископ Полоцкий и Витебский (Лужинский Василий) Родился около 1788 года в семье греко-униатского священника в селе Старой Рудни Рогачевского уезда Могилевской губернии. Рано осиротел. Окончил Белорусскую (Полоцкую) униатскую семинарию. В 1816 году окончил курс Полоцкой иезуитской академии со степенью кандидата философии и поступил на богословский факультет Виленского университета. 6 августа 1819 года рукоположен во иеромонаха. 1 августа 1820 года окончил курс университета со степенью магистра богословия. Избран префектом Главной семинарии, но по настоянию Полоцкого архиепископа Иоанна (Красовского) перешел в Полоцкую духовную семинарию и принимал участие в епархиальном управлении. В 1824 году вторично избран префектом Виленской Главной семинарии и возведен в кафедральные каноники. В 1825 году получил степень доктора богословия. В 1828 году назначен асессором греко-униатской коллегии в Санкт-Петербурге. 6 декабря 1833 года униатский митрополит Иосафат (Булгак) поручил ему управлять Полоцкой епархией. 28 января 1834 года (по Н. Д. – 6 января 1839 года) хиротонисан во епископа Оршанского, викария Полоцкой епархии. 6 марта 1838 года ему повелено управлять Белорусской епархией. Принимал деятельное участие в деле воссоединения униатов. 6 марта 1838 года принят в общение с Православной Церковью. С 7 июля 1840 года – православный епископ Полоцкий. В 1840 году восстановил Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 27 марта 1866 года назначен членом Святейшего Синода с увольнением из епархии и переездом в Санкт-Петербург. С 1876 года – почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. Скончался в Санкт-Петербурге 26 января 1879 года. Погребен в своем имении в селе Любашково Витебской губернии. По отзыву доктора церковной истории С.Г. Рункевича , имя преосвященного Василия не может быть обойдено ни в одном сочинении, касающемся воссоединения униатов в 1839 году. Как член Святейшего Синода, архиепископ Василий подписал Устав церковных училищ. Он внес свой вклад на построение православной церкви в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, архиепископ Минский и Бобруйский (Зубко Антоний Григорьевич) Родился 2 июля 1797 года в селе Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника. С 1809 по 1816 год учился в Полоцкой униатской духовной семинарии. В 1816 году перешел в Полоцкую иезуитскую духовную академию. В 1818 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и сразу поступил в главную Виленскую духовную семинарию при Виленском университете. В 1822 году окончил курс главной Виленской духовной семинарии со степенью магистра богословия и назначен в Полоцкую духовную семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории и нравственного богословия. 30 марта 1824 года рукоположен целибатом во священника Полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории. В 1825 году возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. С 1828 года – ректор униатской духовной семинарии в Жировицах. С 18 апреля 1832 года – старший соборный протоиерей. 14 января 1834 года хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской епархии с оставлением в должности ректора. 12 февраля 1839 года подписал соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года принят в общение с Православной Церковью в сущем сане. 28 января 1840 года назначен епископом Минским и Бобруйским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 1 марта 1848 года вследствие болезни, по вторичному прошению, уволен на покой с местопребыванием, по его личному желанию, в небольшом фольварке (хуторе) Минского архиерейского дома. Вскоре переселился в Свято-Успенский Жировицкий монастырь. В 1864 году переехал в Пожайский Успенский монастырь Могилевской епархии, где оставался до самой своей кончины. В апреле 1865 года выбран в члены церковного братства при Петропавловском кафедральном соборе г. Минска. Скончался 15 февраля 1884 года. Погребен в Пожайском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ Василий (Лужинский) (1791–26.01.1879) Воспоминания Слова архиепископ Василий (Лужинский) Архипископ Полоцкий и Витебский, член Святейшего правительствующего синода. Ранее униатский клирик. Известен своей ролью в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края России с Православием. Биография Родился в семье униатского священника Стефана Лужина-Лужинского. Воспитывался у двоюродного дяди помещика Кельчевского. С 1807 года обучался в Полоцкой униатской духовной семинарии, с 1814 года — в Полоцкой иезуитской академии, с 1816 года — в Главной католической семинарии при Виленском университете. В 1819 году получил степень кандидата философии, в следующем году — степень магистра богословия, в 1825 году — степень доктора богословия. После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиепископа Иоанна Красовского, вводившего в униатские храмы православные обряды. 6 августа 1819 года Лужинский был рукоположён во священника целибатом, в следующем году назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. В 1820 году Красовский был отстранен от управления Полоцким униатским архиепископством, затем предан суду (1822—1823). В защиту Красовского выступило белое униатское духовенство во главе с Лужинским, который в наказание был отстранен от ведения духовных дел в Полоцке. В сентябре 1824 года советом Виленского университета Лужинский был избран префектом Главной католической семинарии и получил должность кафедрального каноника. В семинарии преподавал церковное пение, организовал хор. Лужинский состоял членом кружка любителей славянского языка и богослужения при семинарии (1826—1828), целью деятельности которого было восстановление православного богослужения в униатских храмах. В кружок входили профессора семинарии М. К. Бобровский и П. Сосновский, священник виленской Никольской церкви А. Ю. Сосновский. В 1829 году Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в Санкт-Петербурге, активно помогал униатскому Мстиславскому епископу Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа базилианских монастырей. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Лужинский Василий (Бенедикт) Стефанович; 1791, с. Ст. Рудня Рогачёвского у. Могилёвской губ.- 26.01.1879, С.-Петербург), архиеп. Полоцкий и Витебский. Род. в семье униатского свящ. из дворян Стефана Лужина-Лужинского. После смерти отца В. воспитывался у двоюродного дяди помещика Кельчевского, католика. С 1807 г. обучался в Полоцкой униатской семинарии, с 1814 г.- в Полоцкой иезуитской академии , с 1816 г.- в Главной католич. семинарии при Виленском ун-те. В 1819 г. получил степень канд. философии, в следующем году - степень магистра богословия, в 1825 г.- степень д-ра богословия за соч. «Commentatio inauguralis exegetico critica de origine Evangelium Mattaei, Marci et Lucae» (Критические комментарии источника синоптических Евангелий). Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра. 2-я пол. XIX в. Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра. 2-я пол. XIX в. После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиеп. Иоанна Красовского, стремившегося к очищению униатской Церкви от католич. влияния и вводившего в униатские храмы правосл. обряды. 6 авг. 1819 г. Лужинский был рукоположен во священника целибатом, в следующем году назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. За сопротивление католикам в деле перевода униатов в латинство Красовский в 1820 г. был отстранен от управления Полоцким униатским архиеп-ством, затем предан суду (1822-1823). В защиту Красовского выступило белое униатское духовенство во главе с Лужинским, к-рый в наказание был отстранен от ведения духовных дел в Полоцке. В сент. 1824 г. советом Виленского ун-та Лужинский был избран префектом Главной католич. семинарии и получил должность кафедрального каноника. В семинарии преподавал церковное пение, организовал хор. Лужинский состоял членом кружка любителей слав. языка и богослужения при семинарии (1826-1828), основной целью деятельности к-рого было восстановление правосл. богослужения в униатских храмах; в кружок также входили профессора семинарии М. К. Бобровский и П. Сосновский, свящ. виленской Никольской ц. А. Ю. Сосновский . В 1829 г. Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в С.-Петербурге, активно помогал униатскому Мстиславскому еп. Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа василианских (см. ст. Василиане ) мон-рей, часть из к-рых закрылась, а др. была передана для размещения в них духовных уч-щ или приходских храмов. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.

http://pravenc.ru/text/150721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЖОЗОВСКИЙ [польск. Brzozowski] Тадеуш (Фаддей) (21.10. 1749, Кёнигсберг (совр. Калининград) - 20.01.1820, Полоцк), ген. ордена иезуитов. В 1765 г. в Несвиже вступил в орден. Окончил духовную семинарию в Вильно и был рукоположен во пресвитера (1775). Служил гувернером, преподавал франц. язык в школах Народной эдукационной комиссии в Минске (до 1782), затем в Орше (1784-1785) и Полоцке (1785-1789); префект школ в Витебске (1789-1791), проповедник в Полоцке (1791-1797). В 1797-1805 гг. секретарь ордена иезуитов, действовавшего после запрета папой Климентом XIV в 1773 г. только в России, и ассистент генерала ордена (1802-1805). В 1805 г. избран генералом ордена после гибели Габриеля Грубера, в 1805-1815 гг. жил в резиденции ордена в С.-Петербурге. При Б. были открыты новые иезуитские миссии в Моздоке (1806), Иркутске (1810) и Томске (1814). Он добился от имп. Александра I преобразования в 1812 г. Полоцкой иезуитской коллегии в Полоцкую академию, приравненную по статусу к ун-ту и получившую привилегии и руководство всеми иезуитскими школами в Российской империи (см. ст. Академии духовные католические в России ). Однако после обнародования в 1814 г. папской буллы о восстановлении об-ва Иисуса с его прежними правами между имп. Александром I и иезуитами , находившимися в России, произошел конфликт, в основе к-рого лежало недовольство правосл. духовенства деятельностью иезуитов и увеличением числа обращенных в католичество. Кроме того, Б. отклонил предложение обер-прокурора Свящ. Синода А. Н. Голицына присоединиться к Российскому библейскому обществу , созданному при поддержке императора. Указом Александра I от 20 дек. 1815 г. члены ордена иезуитов, и Б. в т. ч., были высланы из С.-Петербурга. В 1820 г. (уже после смерти Б.) орден был изгнан из России, иезуитские коллегии и академии упразднены, имущество, земельные владения и б-ки ордена конфискованы и переданы в гос. казну. Лит.: Brzozowski Tadeusz//Encyklopedia wiedzy o jezuitach na ziemiach Polski i Litwy, 1564-1995. Kraków, 1996. Col. 73-74; Андреев А. Р. История ордена иезуитов: Иезуиты в Российской империи: XVI - нач. XIX в. М., 1998. С. 100-102. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010