К. Святослава II, по ветхости прежнего храма, соорудил новый, великолепнейший, который и освящен в 1115 году, при В. К. Владимире Мономахе , и существование его продолжалось 125 лет. При нападении на Киев хана Батыя, в 1240 году, церковь эта совершенно разрушена, и с тех пор мощи Страстотерпцев Бориса и Глеба сделались безвестными; осталось только свидетельство Ипатьевской летописи, что Владимир Мономах над гробницами этих князей – при внесении их, 2 мая 1115, в новую церковь – предполагал сделать серебряный терем, посреди церкви; а сыновья Святослава II, Олеге и Давиде, хотели поставить мощи в камеру храма, т. е. под свод; споры об этом решены жеребьем, по которому исполнено желание детей Святослава II. Другие летописцы добавляют, что Мономах раку этих угодников Божиих украсил золотом, хрусталем и резьбой, столь хитрой, что греки дивились ей. – Впоследствии времени церковь св. Василия была построена новая, каменная; но в 1622 году вторично разрушена татарами; при чем все утвари и иконы погибли; уцелели только два местные образа Спасителя и Божией Матери, как памятники варварства неверных: первая икона, находящаяся и теперь здесь, имеет на лице от копья глубокую язву, в которой запеклась кровь; другая икона положена была татарами вместо доски на мосте, ими устроенном чрез Днепр, брошена потом в воду и, принесенная волнами реки к берегу Подола, взята иноками Братского монастыря, где и теперь находится. – В 1669 году церковь св. Василия возобновлена киевским полковником Мокиевским, а чрез 30 лет после этого, за ветхостью, перестроена. Ныне существующая церковь заложена в 1744 году. В ней ежегодно, 24 июля, совершается особенное празднество св. князьям Борису и Глебу. ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ц. существовавшая в 10 верстах от Киева, в древнем Белгороде, что ныне Белгородка, на реке Ирпени; построена была в 996 году св. В. К. Владимиром и при нашествии неприятелей разрушена. Она была кафедральною древних Белгородских епископов. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Карачева, при реке Снежатье. О времени основания его сведений нет; известно только, что он построен иеромонахом Тихоном, уважаемым и поныне за благочестивую жизнь; он здесь и погребен. В 1764 году обитель эта упразднена. В ней каменная двухэтажная церковь , где престолы: вверху обновления храма Воскресения Христова, а внизу Одигитрии Смоленской Богоматери. Церковь эта сооружена иждивением царевны Татианы Михайловны, дочери царя Михаила Феодоровича. 16 июня, ежегодно, бывает при этой упраздненной обители ярмарка. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Карачеве. Здесь каменная церковь Введения Богородицы с приделом Апостолов Петра и Павла, построенная во второй половине XVII века иждивением царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Сотой Алексеевны. О времени основания этой обители неизвестно; уничтожена же она в 1764 году. ТРОИЦКИЙ, муж. в уездном городе Ельце, состоявший прежде в 3 классе. По некоторым известиям, основание этой обители относится к XII веку. В 1775 году она уничтожена и переведена в городе Лебедянь, Тамбовской губернии, с удержанием наименования Елецкого-Троицкого. ЦЕРКВИ: ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Брянске; существует с 1526 года, а в конце XVI века возобновлен Стольником Алымовым. – В ризнице сего собора хранится Евангелие, пожалованное сюда царем Михаилом Феодоровичем, 1637 окт. 20, с подписью – как полагают собственноручною. СПАСКИЙ, собор, в уездном городе Трубчевске, древнего построения. В нем погребены князья Трубчевскиие, предки нынешних Трубецких: князья Иван, Симеон, Феодор и Андрей Ивановичи, Михаил и Василий Андреевичи и Феодор Михайлович, жившие в XVI веке. СМОЛЕНСКИЕ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Ельце, также издавна существующий. Здесь находится явленная икона Божией Матери, называемая Елецкою, празднество которой совершается 11 января. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. Александр Ратшин Подольской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Каменец-Подольске, состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Подольской семинарии. Здесь соборная церковь Живоначальной Троицы. – О времени основания этого монастыря неизвестно. ШАРГОРОДСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 1 класса, Могилевского уезда, в местечке Шаргороде, с соб. церковью Николая Чудотворца. Когда основана эта обитель, сведения нет. – В 1836 году высочайше повелено быть священно-архимандритом сего монастыря викарию Подольской епархии, епископу Винницкому, и иметь здесь пребывание. ГОЛАВЧИНСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в местечке Головчицах. Основан в половине XVI века. Здесь церковь Преображения Господня, деревянная. ТРОИЦКИЙ-САТАН0ВСКИЙ, муж. заштатный, Проскуровского уезда, в 3 верстах от местечка Сатанова. В нем соб. церковь Живоначальной Троицы. – О времени основания его неизвестно. КОРЖЕВЕЦКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 35 верстах от уездного города Летичева, в селении Коржевцах. Основан в 1742 году. Здесь соб. церковь Рождества Богородицы, с приделами. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-ГРАНОВСКИЙ, муж. заштатный, Гайзинского уезда, в местечке Гранове, с церковью Преображения Господня. Когда основан неизвестно. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-БЕРШАДСКИЙ, муж. заштатный, в Ольгопольском уезде, при местечке Бершады. О времени основания его сведений нет; возобновлен же в 1794 году. Здесь две церкви: 1) соб. Преображения Господня и 2) Преподобного Онуфрия. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, женский 2 класса, в уездном городе Винницах; основан в 1635 году иждивением М. Кропивницкого. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы. НИКОЛАЕВСКИЙ, женский 2 класса, в Брацлавском уезде, близ местечка Неморова. Время основания его неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, и 2) Успения Богородицы, теплая. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отчасти биографические сведения о Русских святых, отчасти же очень важные для нас в нашем исследовании сведения о церквах и о приделах в церквах, посвященных Русским святым, находятся в Истории Российской иерархии, принадлежащей префекту и ректору Новгородской Семинарии, бывшему потом председательствующим Московской духовной цензуры и епископом Старорусским и Пензенским,  Амвросию Орнатскому (и на более или менее значительную часть негласному его сотруднику митрополиту Киевскому  Евгению Болховитинову . История иерархии состоит из шести частей. В 1-й части, напечатанной в первый раз в Московской Синодальной типографии в 1807-м году и буквально перепечатанной там же в 1822-м году, содержатся: общее обозрение начала, продолжения и настоящего (для автора) состояния иерархии Российской и частные сведения обо всех епархиях, наличных и прежде бывших, с каталогами архиереев; о соборах, относящихся к иерархии Российской церкви; о святых мужах, прославившихся в Российской церкви; о преимуществах в облачениях, священнодействии и других случаях духовных особ; о духовных Российских училищах. В частях 2-й-6-й, напечатанных в той же Московской Синодальной типографии, в продолжение 1810–1815 годов, содержится описание Русских монастырей, именно – во 2-й части: лавр и ставропигиальных монастырей; в остальных частях: всех прочих монастырей в алфавитном порядке). Для второй из сейчас указанных целей служит до некоторой степени книга Александра Ратшина: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва, 1852. Для общих справок по агиологии или науке, учению, о святых служит книга преосв. Сергия, архиепископа Владимирского: Полный месяцеслов Востока, состоящая из двух томов, из которых первый носит частнейшее название: Восточная агиология, а второй – Святой Восток. Первое издание: Москва, 1875–1876; второе издание: Владимир, 1901. Греческие книги, на которые мы нарочито ссылаемся в речах о канонизации святых в Греческой церкви, суть: Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο (Соборник житий святых двенадцати месяцев года), представляющий собою пролог, читаемый на всенощной, по 6-й песни канона, обработанный из древних прологов известным необыкновенным книготрудолюбцем, монахом одного из Афонских монастырей, или, как он обыкновенно называется, -святогорцем Никодимом (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

БОГОРОДИЦКАЯ-ЧЕРНООЗЕРСКАЯ-АНТОНИЕВА, пуст. муж., в Череповецком уезде, на берегу небольшего озера, именуемого Черным, в двух верстах от реки Шексны. Основателем ее был св. Антоний, которого мощи почивают, в часовне, под спудом; но время основания вовсе неизвестно; также нет сведений, когда эта обитель уничтожена. Здесь церковь Рождества Богородицы, которая была построена деревянная Преподобным Антонием. ШАЛИЦКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж., существовавший некогда в уездном городе Устюжне, на берегу реки Мологи. О времени основания сего монастыря, также и когда уничтожен, сведений нет; впрочем известно, что в начале XVII века он еще существовал. Из числа бывших здесь в древности игуменов, уважается и поныне память Гурия, как мужа святой жизни; он здесь и погребен. КРУПЕЦКИЙ, муж., в Боровичском уезде, с двумя церквами: 1) Николая Чудотворца и 2) Пророка Илии, с приделом Флора и Лавра. Монастырь этот когда был основан, сведений нет; а уничтожен в 1764 году, и церкви обращены в приходские. До упразднения этой обители, была к ней приписана Городноезерская Никандрова пустынь. ГОРОДНОЕЗЕРСКАЯ-НИКАНДРОВА пуст., муж., в Боровичском уезде, на берегу озера Городна, называемого также и Городолюбским. Основана Препод. Никандром, но в котором веке, неизвестно. Теперь здесь находится одна только церковь (обращенная в 1764 году из монастырской в приходскую) Воскресения Христова, с приделом Никандра Городноезерского, которого и мощи здесь почивают под спудом. Обитель эта, до уничтожения, была приписана к Крупецкому монастырю. СИНОЗЕРСКАЯ пуст, муж., в 60 верстах от уездного города Устюжны, на берегу Синичьего озера, при впадении речек Чагадощи и Гвозденки; основана в 1603 году Преподобным Евфросином. Здесь церковь Благовещения Богородицы, построенная тогда же, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Евфросина. Пустынь эта уничтожена в 1764 году и приписана к Духову-Боровицкому монастырю. НИКОЛАЕВСКИЙ-ВЫДРОПУСКИЙ, муж., существовавшей некогда на границе Новгородской губернии, между селом Выдропуском и уездным городом Вышним Волочком. Об основании его неизвестно; уничтожен же он, кажется, в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Обители эти существовали в глубокой древности и теперь следов от них никаких не осталось. О времени основания их сведений нет; уничтожены ж весьма давно. ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ, муж. в Пскове, на устье реки Черехи. СТАРОВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший 2 класса, в Пскове, с церковью Вознесения Господня, при которой придел Рождества Богородицы. Когда эта обитель основана, неизвестно. ПОКРОВСКИЙ В УГЛЕ, муж. бывший в древности в Пскове; о начале и уничтожении его сведений нет; известно только, что во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием, в 1581 году, обитель эта существовала. Теперь на этом месте находится приходская церковь Покрова Богородицы, где есть чудотворная икона Божией Матери, известная под названием Псково-Покровской, коей празднество, совершаемое 1 октября, установлено в воспоминание чудеса, бывших от нее дважды: в 1352 году, во время свирепствовавшего в Пскове морового поветрия, и в 1581 году, при осаде Стефана Батория. – Церковь эта построена каменная в 1399 году. ИЛЬИНСКИЙ, муж. в Пскове. О сей обители все сведения ограничиваются одним только известием, что она сгорела в 1465 году; но о времени основания и уничтожения не упомянуто. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ на ПЕСКАХ, женский, в Пскове. Основан в 1421 году чернецом Перхурием, который для обители дал землю и построил церковь Благовещения Богородицы. Дальнейших известий никаких нет. СИРОТКИН, муж. в двух верстах от Пскова, на правом берегу реки Великой, с каменною церковью Петра и Павла. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1764 году. ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ, муж. бывший в древности в 66 верстах от Пскова. О нем известно только, что он существовал в начале XV века; но когда именно был основан, сведений нет; уничтожен же в 1766 году, и иноки переведены отсюда в Трехсвятительский Елеазаровский монастырь. – Здесь в 1417 году погребен князь Псковский, Григорий, принявший в этой обители иночество в 1405 г. КОПЕРСКИЙ, муж., о котором упоминается в 1572 г.; дальнейших же сведений о сей обители нет. МАЛЬСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ-ОНУФРИЕВ, муж. от Пскова в 56, а от бывшего города Изборска (что ныне слобода) в 4 верстах. Основан в XV веке Преподобным Онуфрием. Упразднен в 1764 году. Здесь церковь Рождества Богородицы, с приделом Преподобного Онуфрия, которого и мощи тут почивают под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь было две церкви: 1) первоначально построенная Преподобными основателями, во имя Живоначальной Троицы, с приделом св. Сергия и Никона Радонежских, и 2) Воскресения Христова, которая в нашествие Литвы сожжена. Тут почивают под спудом мощи Преподобных Феодосия и Афанасия. По возобновлении монастыря, в XVII веке, когда миновалось смутное время, он состоял в ведении митрополитов и патриархов всероссийских, потом Святейшего Синода, а наконец вологодских архиереев. В 1764 году обитель Воскресенская упразднена и храм Воскресения Христова обращен в приходскую церковь ; а когда из подмонастырской слободки и села Феодосиева, вблизи находящегося, учрежден, 1780, уездный город Череповец, тогда церковь эта сделана городским собором. В Воскресенском монастыре, в начале XVII века, принял иночество Преподобный Сергий Шухтовский. ПОКРОВСКИЙ-ШУХТОВСКИЙ, муж., в 50 верстах от Череповца, в Белозерском уезде, в селе Шухтове. Основан в начале XVII века Преподобным Сергием Шухтовским, которого и мощи здесь в Покровской церкви, бывшей монастырской, а ныне приходской, почивают под спудом. При этом храме придел во имя Живоначальной Троицы. О времени уничтожения обители сведений нет. НИКОЛАЕВСКИЙ-ВЫКСИНСКИЙ, женский, в 25 верстах от уездного города Череповца, на берегу озера Выксина, с церковью Николая Чудотворца, при которой есть придел во имя Димитрия Царевича. Когда эта обитель была основана – неизвестно; а упразднена в 1764 году. – В конце XVI века здесь пострижена в иночество седьмая супруга царя Иоанна Грозного, Мария Феодоровна Нагих, мать св. Димитрия Царевича. ВОРОНИНСКАЯ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ, пуст. муж., существовавшая в 17 верстах от уездного города Череповца; она была управляема игуменами. О времени основания ее неизвестно; а уничтожена в 1792 году. В здешней церкви, обращенной в приходскую, находится чудотворный образ Божией Матери Одигитрии-Смоленской. АНДОГСКАЯ-УСПЕНСКАЯ, пуст. муж. в Череповецком уезде, с церковью Успения Богородицы. Когда основана и упразднена эта обитель, сведений нет; известно только, что она находилась некогда в числе приписных к Кириллову Новоезерскому монастырю. Из бывших здесь настоятелей XVII века известен Евфросим, пустынник и благочестивой жизни инок который здесь и погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Неизвестно время учреждения сего хода; уничтожен же он в 1678 году при царе Феодоре Алексиевиче и Патриархе Иоакиме. Ныне в Покровском соборе существует 8 престолов (из которых, впрочем, освящены не все: 1) настоящий Покрова Богородицы, и придельные; 2) Василия Блаженного, где и мощи сего угодника почивают под спудом; 3) Александра Свирского ; 4) Рождества Богородицы; тут почивают под спудом мощи Блаженного Иоанна, Христа-ради юродивого; 5) Николая Чудотворца; 6) Входа во Иерусалим; 7) Живоначальной Троицы, и 8) Адриана и Наталии. Из прежних приделов, теперь не существующих, известны: Александра, Иоанна и Павла Нового; Григория и Киприана; Мученицы Иустинии; Варлаама Хутынского, освященный 26 сентября 1696; Феодосии девицы; Великомученицы Параскевы; Василия Великого ; Иоанна Предтечи; Всех Святых; Богоявления Господня; Сергия Чудотворца; Апостола Андроника, и Марии Египетской. Большая часть этих приделов были устроены вместо уничтоженных церквей, бывших некогда на Красной или Троицкой площади. В 1784 году, но повелению императрицы Екатерины II, собор возобновлен и росписан на высочайше пожалованную сумму 10 т. руб. В настоящее время эта знаменитая церковь стоит совершенно отдельно от всех других зданий и окружена проездами; холм, на котором она построена обложен с двух низменных сторон диким камнем и обнесен железной решеткой, а со стороны Спаских ворот и частью Лобного места, почва уровнена с основанием храма. КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ, собор, в Москве, в Китае-городе, на углу Никольской улицы и Красной площади; построен в 1630 году собственными иждивением доблестного князя Димитрия Михайловича Пожарского, в благодарность Богу за избавление Москвы и Русского Царства от поляков. Здесь находится Чудотворная икона Казанской Божией Матери, принадлежавшая прежде князю Пожарскому, который, по устроении этого Собора, перенес ее сюда на своих руках (1633) с Лубянки, где был его дом, против церкви Введения Богородицы (на том месте, где ныне дом Бородиной). С 1633 года совершаются в Казанский собор из Успенского два крестные хода в праздники Казанской иконе: 8 июля и 22 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

27 Этот Симеоновский Берестейский или Берестицкий, также Брест­ский монастырь упразднен в 1824 г., а в 1833 г. даже и самая ме­стность его отдана под укрепление города Брест-Литовска. См. † В.В. Зверинский, Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. I: Преобразо­вания старых и учреждение новых монастырей с 1764–95 по 1 июля 1890 г., Спб. 1890, стр. 226, 429; А. Рапишин, Полное собрание истори­ческих сведений о всех бывших и доныне существующих мона­стырях и примечательных церквах в России, Москва 1852, стр. 94; ср. у П.О. Бобровского, Гродненская губерния, ч. II, стр. 840. 28 Тогда это был Свято-Николаевский мужской монастырь, который в 1824 г. упразднен с обращением в приходскую церковь , а 1842 г. сделан собором. См. В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях, т. 1, стр. 187, 308; .1. Рапигиино, Полное собрание исторических сведений о всех бывших и доныне существующих монастырях, стр. 94–95.том Аркадием лично». 29 Только в «Ведомости о находившихся в Минской Семинарии учениках за 1809 г.» (в Архиве Минской Духовной Консистории 5.435 за 1810 г.) под 144 значится: «Дворянский сын. Михаил Горбачевич. 9 л., поступил 26 декабря 1809 г., понятен, прилежен, успеха изрядного», но это сведение о родопроисхождении есть несомненная ошибка. 31 См. в Архив Минской Дух. Консистории дело 5.435 за 1810 г.: Ведомость о находящихся в Минской Семинарии учениках за 1809 г. 32 Так пишет сам Мих. Горбачевич в прошении о выдаче ему певческого жалованья от 25 июля 1819 г. (в Архиве Минской Дух. Консистории дело 9.806 за 1819 г.). 34 Так сказано в ведомостях об учениках Минской Духовной Семинарии за 1821 и 1822 гг. (в семинарском архиве дела 33 и 53). Ср. и на стр. 1174, 18 . 37 См. о сем длинную официальную переписку за 1815–1818 гг. в Архиве Минской Дух. Консистории 7.513. 38 Так, правление Слуцкого Троицкого монастыря 25 августа 1822 г. (за 311) обвиняло пред Семинарией Михаила Горбачевича в составлении от имени игумена того монастыря Ионы «ябеднических записок», навлекавших отдачу под суд, а оказалось, что он делал это в качестве писца, каким был при игумене по «словесному соизволению» архиепископа Анатолия (Максимовича). См. в Архиве Минской Дух. Семинарии за 1822 г. дело 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: СРЕТЕНСКИЙ, муж., существовавший в глубокой древности в Твери, которого следы уже исчезли; нет сведений, когда он был основан и уничтожен. Между игуменами, некогда управлявшими сею обителью, известен Савва, как муж благочестивый. АФАНАСЬЕВСКИЙ, муж., бывший некогда в Твери. О времени основания и уничтожения этого монастыря, находившегося близ Спаского кафедрального собора, никаких сведений нет; известно только, что он в XIV веке существовал; здесь в 1399 году принял иночество, с именем Матфия, не задолго до своей кончины, князь Михаил Александрович Микулинский, сын в. к. Александра II, Тверского; обряд пострижения совершал Епископ св. Арсений. В это время Афанасьевская обитель носила название Лавры. СОФИЙСКИЙ, женский, существовавший некогда в Твери, о котором известно только, что в нем, в начале XIV века, приняла иночество св. Анна, супруга св. в. к. Михаила III Тверского; о времени основания и уничтожения его, сведений нет. ВЫДОГОЖСКИЙ, муж., в Тверском уезде, о котором никаких подробных сведений нет, кроме того, что он в 1697 году был приписным к Московскому Донскому монастырю. ШЕРЕНСКИЙ, муж., в Кашинском уезде, на берегу реки Медведицы, близ Шеренского леса, в котором убит татарами, в 1238 году, св. Василий (Василько) Константинович, князь Ростовский. Эта обитель давно уже не существует; о времени основания ее неизвестно. РЯБОВ, пуст. муж., в 40 верстах от уездного города Кашина. Основана была в XV веке Преподобным Вассианом Углицким; а упразднена в 1764 году, и церковь Живоначальной Троицы, существующая доныне, обращена в приходскую. ЛУЦКИЙ, муж., бывший в древности в Тверской или Кашинской округе, при озере, которое называлось Лукое, или Луское. О времени основания его, также и о других подробностях, никаких сведений нет; впрочем известно, что в 1613 году обитель эта еще существовала и управляема была тогда архимандритом. НИКОЛЫ ЛАПОТНИКА, муж., существовавший некогда от Твери в 30, а от Микулинского городища (нынешнего села, а прежде, как известно, особого удела Микулинских князей) в 18 верстах, на возвышенном берегу реки Десны, которая по межевым книгам старинного времени, называется скорбью. О времени основания обители ничего утвердительного неизвестно; но, судя по могильным памятникам, открываемым на монастырском кладбище, и по надписям на них, в половину объясненным, можно отнести обитель эту к древнейшим в здешнем крае. Есть предание, что она уничтожилась в Ляхолетье т. е. в начале XVII века, быть может, в следствие частых нападений врагов на эти места, чрез которые пролегают дороги Смоленская и Волоколамская. Рассыпанные по окрестности курганы, где находят кости погребенных, оружие, посуду и странной формы монеты, дают повод к догадке, что тут в прежнее время сходились рати Московская, Тверская, Литовская и Татарская.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010