Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. в честь иконы Свенской Пресвятой Богородицы, которая тут и находится; празднество ей совершается 3 мая и 17 августа. 2) Соборная ж, Успения Богородицы, она построена первоначально деревянная Князем Романом в 1288 году, и потом воздвигнута по повелению царя Иоанна Васильевича, в 1567, каменная. В этом храме погребен и основатель обители, кн. Роман Михайлович. 2) Теплая, Сергия Радонежского. При этой обители бывает ежегодно значительная ярмарка, начинающаяся 15 августа и оканчивающаяся 15 сентября. ОДРИН-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 8 верстах от уездного города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Чудотворца Николая. О времени, когда последовало это явление, а с тем вместе и основание обители, сведений нет. Здесь ныне три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца; заложена 1707, а освящена 1710 года; в ней находится и означенная явленная икона. 2) Знамения Богородицы, построена в 1764 году. 3) Сергия Радонежского, над св. вратами; существует с 1700 года. При этих церквах пять приделов. В этот монастырь совершается ежегодно в четверток восьмой недели по Пасхе крестный ход из города Карачева; а 9 мая бывает ярмарка. БЕЛОБЕРЕЖСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, общежительный, в 15 верстах от уездного города Брянска, на урочище, издревле называемом Белые берега. Основан около 1661 года священником Симеоном, который принес сюда явившуюся 28 июня 1661 года, икону Божией Матери Троеручицы; потом возобновлен, 1721, Брянского Петропавловского монастыря архимандритом Питиримом. Число монашествующих здесь было сначала только 5 человек, а в 1817 году, по указу императора Александра I, штат увеличен до 30 иноков. В сей обители церковь Соб. Николая Чудотворца, в которой находится и вышеупомянутая явленная икона, празднество коей совершается 28 июня. ПОЛБИНСКАЯ-ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ пуст. муж. в 9 верстах от уездного города Брянска. О времени основания оной сведений нет; известно только, что построил оную бывшего Петропавловского Брянского монастыря игумен Даниил. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Иоанна Предтечи, внизу Владимирской Богородицы; 2) Праведных 3ахария и Елисаветы, над св. вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Калуге, с соб. церковью Казанской Божией Матери, которая построена каменная в 1726 году, вместо древней деревянной. О времени основания обители ничего не известно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ГРЕМЯЧЕВ-УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в Лихвинском (а ныне Перемышльском) уезде, на правом берегу Оки. О времени основания этой обители сведений нет; уничтожена она в 1764 году. Здесь каменные церкви: 1) Успения Богородицы и 2) Николая Чудотворца, обращенные в приходские села Гремячева. – Монастырь этот находился на высокой горе, из которой текущие с быстротой ручьи, производят журчание, издалека слышимое: что и подало повод к наименованию горы и монастыря Гремячими. ВЫСОЦКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Боровске. Здесь церковь Покрова Богородицы, обращенная в приходскую. Когда основана была эта обитель, неизвестно, а упразднена в 1764 году. – В начале XV века Препод. Пафнутий Боровский принял здесь иночество, а потом и игуменом был. ШАРОВКИН, муж. в Перемышльском уезде. Когда был основан сведений нет; уничтожен же в 1766 году, и иноки из него переведены в Белевскую Жабынскую пустынь. В 1697 году обитель эта была приписана к Московскому Донскому монастырю. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Перемышля Об этих обителях никаких подробностей неизвестно; также и о времени основания их сведений нет; уничтожены же они в 1764 году и все бывшие в них церкви обращены в приходские. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, в самом городе Перемышле НАСТАСОВ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Лихвина РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Боровске БОРОВЕНСКИЙ, муж. с церковью Успения Богородицы, в уездном городе Мосальске ДОРОГОШАНСКИЙ, муж. в Мещовском уезде, с церковью Живоначальной Троицы АФАНАСЬЕВСКИЙ, женский, в Мещовском уезде. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский в уездном городе Козельске, с тремя каменными церквами: 1) Вознесения Господня, существующею с 1600 года, 2) Николая Чудотворца, 3) Преображения Господня, из которых первая построена в 1741, а вторая в 1749 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В конце XIV века здесь был татарский городок Сараклыч, находившийся во владении Мурзы Бехана; вместе с упадком монгольского владычества, городок этот разорен русскими до основания и место его, оставшись вовсе необитаемым, получило название Старого городища, где и поныне видны кое-где остатки рвов и валов, а местами даже и развалины бывших строений. В последствии времени, и именно в конце XVII века, земли эти принадлежали к владению Кадомского помещика, князя Данилы Ивановича Кугушева. На этой уединенной горе, среди дремучего леса, поросшего в триста лет на месте Беханова жилища, поселялись в разное время три отшельника: сперва монах Феодор, потом Герасим, за ним Иларион; наконец водворился здесь Арзамасский уроженец, иеросхимонах Иоанн, к которому, после нескольких лет пустынной его жизни, присоединились подобные же труженики и тогда Иоанн испросил от владельца, кн. Кугушева, потребное число земли, выкопал пещеры (которые и ныне существуют); а в 1699 г. построил небольшие кельи и начал сооружать храмы Божии, из коих первый есть во имя Живоносного Источника. Прочное основание обители положено по утверждению Общежительного Устава Блюстителем Патриаршего Престола, Преосвященным, Стефаном Яворским , в 1711 году. С 1705 года, начаты строителем Иоанном и каменные церкви, число коих увеличено последующими по нем настоятелями также постепенно монастырь украшен многими зданиями и огражден каменными зданиями с башнями. Ныне здесь находится восемь церквей: 1) Соб. Успения Богородицы заложена каменная, в 1770, шестым Саровским Строителем Ефремом, а окончена и великолепно украшена в 1778 году и освящена Иеронимом, епископом Владимирским и Муромским; при ней два придела: Архистратига Михаила и Антония и Феодосия Печерских . В сем храме находится весьма древнего письма местная икона Божией Матери, пожалованная сюда в 1717 году царевною Марией Алексеевной, сестрой Петра Великого; в последствии икона сия украшена богатою ризою с жемчугом и драгоценными каменьями. Близ этого же храма погребен уважаемый по богоугодной жизни пустынник, схимонах Марко. – 2) Теплая, Живоносного Источника, построена в 1705 году первая каменная по основании монастыря. 3) Преображения Господня, существует также со времен Строителя Иоанна. 4 ) Больничная, Зосимы и Савватия Соловецких. 5) Николая Чудотворца, над св. вратами. 6) Иоанна Крестителя, с приделом Иакова Алфеова и Кирилла Иерусалимского ; начата строением в 1821 году по усердию астраханского дворянина Кирилла Федоровича Федорова, и освящена 1827 июня 24, Афонасием, епископом Тамбовским и Шацким, при Игумене Нифонте. 7) Всех чудотворцев Киево-Печерских, находится вне монастыря, в пещерах, и имеет иконостас железный. 8) Иоанна Крестителя, тоже вне монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отреченная грамота. Сборник актов, грамот и дарственных записей. Литература: Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. – М., 1881. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – СПб., 1818, ч. 1. – С. 114–115. Беляев А. А. Исторические чтения о языке и словесности//Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности. – СПб., 1856, т. 5. – С. 194–209. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 3, 237. – С. 147–164. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 168–207. Гинбов, священник. Даниил, митрополит Московский, как проповедник. Жмакин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М.. 1896. – С. 27. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 287. Геронтий (Кургановский) , архимандрит. Волоколамский Иосиф ов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. – СПб., 1903. – С. 47, 101. Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и о б разцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 138–151. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1653, 1657, 1660–1662, 1705, пр. 1, 1707, 1725, пр. 1, 1726; кн. 2. – С. 2, 8, 31, 415, 440. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 845. – С. 154. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 95, 439, 441, 467.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В XVI веке, когда обитель эта существовала еще на Пыскорском мысу, принял в ней иночество Преподобный Трифон, основатель Успенского Вятского монастыря. ВО3НЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший в уездном городе Соликамске, на берегу реки Усолки. Он основан был в конце XVI века, а в 1608 году перестроен; уничтожен же в 1764 году, и на его место переведен сперва, 1775, Пыскорский, а потом, 1781, Истобинский-Троицкий монастырь, из Вятской губернии. СПАСКИЙ, муж. бывший в древности в уездном городе Соликамске. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. Теперь на этом месте существуют две церкви: 1) Нерукотворенного Спасова образа, построенная в конце XVII века и имеющая весьма богатую ризницу, и 2) Архистратига Михаила, теплая, освященная в 1725 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Соликамске. Он был основан в начале XVII века , а уничтожен в 1764 году и инокини переведены в Уфу, в Крестовоздвиженский монастырь. Здесь две церкви, обращенные в приходские: 1) Преображения Господня, построенная в 1687 году иждивением вдовы Евдокии Никифоровны Щепоткиной; она сгорела, в 1689, и после вновь построена в 1692 году; 2) Покрова Богородицы, существующая с 1702 года. ВЕРХЪЯЗВЕНСКАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в Соликамском уезде, на берегу реки Язвы. Основана в 1686 году, а упразднена в 1764 году. Здесь церковь , ныне приходская, Успения Богородицы с приделом мученицы Параскевы. ПОКРОВСКИЙ, женский, в уездном городе Верхотурье. О времени основания и упразднения его сведений нет; известно только, что он в 1646 году был возобновлен постройкою, по воле царя Алексия Михайловича. ВВЕДЕНСКИЙ-ДАЛМАТОВ, или ДАЛМАЦКИЙ, женский, при реке Тече, на урочище, называемом Теченское Поселье. Эта обитель прежде находилась в 25 саженях от Успенского Далматова монастыря; но после пожара, перенесена была на нынешнее место, за 50 верст от оного. Время основания и уничтожения ее неизвестно. БОГОЯВЛЕНСКИЙ-НЕВЬЯНСКИЙ, муж. бывший 3 класса, в Екатеринбургском уезде, на берегу реки Нейвы, в 13 верстах от Невьянской слободы. Здесь церковь Богоявления Господня, с приделом Зосима и Савватия Соловецких. Когда эта обитель основана, неизвестно; упразднена же она в 1785 году и братия переведены в Абалацкий-Знаменский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ризница сего монастыря есть одна из богатейших. ЛЬГОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от Рязани, на крутом и высоком берегу реки Оки. Основан в конце XIV века славным рязанским князем Олегом Иоанновичем. В нем церковь Успения Богородицы, с приделами Чуда Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Церковь эта построена, вместо древней, в 1667 году, князем Михаилом Ивановичем Щетининым-Ярославским. – Монастырь сей был прежде приписным к Саввину-Сторожевскому монастырю. Эта обитель, как видно, была родовым кладбищем фамилии князей Щетининых-Ярославских, живших в XVI и XVII веках: между надгробных камней, уцелевших в осыпающейся в Оку земле видны еще теперь памятники: князя Ильи Семеновича, князя Ивана Ивановича и княгини Марьи Григорьевны, супруги его. Тут же погребены стольники XVII века Феодор и Дионисий Кобяковы. ДМИТРИЕВ, муж. заштатный, в Ряжском уезде с церковью Великомученика Димитрия Солунского. О времени основания сей обители сведений нет. ПОКРОВСКИЙ муж. заштатный близ уездного города Данкова. Здесь соб. церковь Покрова Богородицы, когда основан сей монастырь, неизвестно. ДУХОВ-СКОПИНСКИЙ муж. заштатный, близ уездного города Скопина, с церковью Сошествия св. Духа. Время построения сего монастыря неизвестно. СПАСКАЯ-ПРОНСКАЯ пуст. муж. близ уездного города Пронска. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Преображения Господня, построенная в 1765 году Г. Бурцовым; самая же пустынь, когда и кем основана сведений нет. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ пуст. муж. в Раненбургском уезде; основана в 1712 году по благословению митрополита Стефана Яворского , иждивением любимца Петра Великого, Светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, которому все эти места, как и самый нынешний город Раненбург, принадлежали. Здесь церковь Апостолов Петра и Павла. КАЗАНСКИЙ-ЯВЛЕНСКИЙ, женский 3 класса, в губернском городе Рязани. В нем две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделами Казанской Богородицы и св. Харлампия; 2) Великомученицы Варвары, над св. вратами. Обитель эта находилась прежде внутри самой крепости, где и была построена соборная церковь митрополитом Рязанским Аврамием, в 1690 году; а на нынешнее место переведена в 1787 году. О времени же первоначального основания сего монастыря неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ГУСТИНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ; муж. 3 класса, близ уездного города Прилук. О времени основания его неизвестно; он был упразднен в 1786 году; а ныне по высочайше-конфирмованному 18 декабря 1843 года положению Святейшего Синода, восстановлен. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Успения Божией Матери и 3) Апостолов Петра и Павла. При сей бывают ежегодно три ярмарки: в день пятидесятницы, 29 июня и 15 августа. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-ВЕЛИКОБУДИЩСКИЙ, женский, 2 класса, при местечке Великом Будище. Основан в 1689 году иждивением знаменитого страдальца за правду, Василья Леонтьевича Кочубея. Здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Благовещения Богородицы. ЛАДИНСКИЙ, или ЛОДИНСКИЙ-ПОКРОВСКИЙ, женский, 3 класса, в Троицком уезде, на берегу речки Ладинки. О времени основания его сведений нет. – В нем Соб. церковь Покрова Богородицы. Ежегодно, 1 октября, бывает при сей обители ярмарка. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Золотоноше, в предместии Зазуловке. Основан около 1720 года. В нем две церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, существующая с 1705 года; 2) теплая, Иоанна Златоустог о. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. в уездном городе Переяслове, при слиянии рек Трубежа и Альты. Он принадлежит к древнейшим монастырям в России и находился прежде в самом кремле города Переяслова, где был основан в XI веке и вероятно в то время, когда учреждена епархия Переясловская. Тут он разорен, при нашествии Батыя, в 1240 году. О времени переведения его на нынешнее место сведений нет; известно только, что в начале XVIII века он уже существовал здесь, и был по указу Петра Великого возобновлен в 1703 году. В это время обитель сия была кафедральною Переясловских архиереев; а по уничтожении этой епархии оставлен, в 1786, во 2 классе, под управлением архимандрита. Когда последовало упразднение монастыря, неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, построенная в 1700 году гетманом Мазепою; в ней почивают мощи Преподобномученика Макария, архимандрита Овруцкого, перенесенные сюда 4 августа 1786 года из упраздненного Переясловского-Михайловского монастыря; 2) Великомученицы Варвары.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

МИХАЙЛОВСКИЙ-ПЕРЕЯСЛОВСКИЙ, (см. Собор Михаила Архангела, в Переяслове). ИВАНОВСКИЙ, муж. существовавший в отдаленной древности в уездном городе Переяслове и давно уже уничтоженный. О времени основания его неизвестно. В XII веке содержался здесь под стражею и потом принял иночество св. в. к. Игорь II Олегович. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, муж. Обители эти находились некогда близ уездного города Переяслова; когда они были основаны, сведений нет; известно только, что в 1155 году сожгли их половцы, и вероятно они с тех пор уже не возникали. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. САВВИН, муж. КРАСНОГОРСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, муж. в уездном городе Золотоноше. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1786 году. До уничтожения управляли им игумены. УСПЕНСКИЙ-НЕХВОРОЩАНСКИЙ, муж. в Константиноградском уезде, в местечке Нехвороще; когда был основан, сведения нет; а уничтожен в 1786 году и до того времени находился под управлением игумена. МИХАЙЛОВСКИЙ-СОРОЧИНСКИЙ, муж. Миргородского уезда, в местечке Сорочинцы, уничтоженный в 1786 году. О времени основания его неизвестно. КРАСНОГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Гадяча, на горе, называемой Красною, у подошвы которой протекает река Псела. Он основан в XV веке; а когда уничтожен, неизвестно; в 1773 году, когда еще он существовал, управлял им игумен. Здесь церковь Николая Чудотворца. СКЕЛЬСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. с церковью Преображения Господня, в которой находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Сокольской, или Скельской; празднество ей совершается 23 февраля. Обитель упразднена в 1786 году и находилась тогда под начальством игумена; а когда и кем основана, неизвестно. ЛАВРЕНТИЕВ, муж. в Прилуцком уезде. Здесь церковь Покрова Богородицы, с приделом архидиакона Лаврентия. О начале сей обители, бывшей до уничтожения в 3 классе, ничего неизвестно. УСПЕНСКИЙ-НОВОМЛИНСКИЙ, женский, в местечке Новые Млины. Когда обитель эта была основана, сведений нет; а упразднена в 1786 году. ЦЕРКВИ: СПАСОВА НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА, древ. церковь , в губернском городе Полтаве, замечательна тем, что император Петр Великий, после блистательной победы над Карлом XII, принес в ней Господу Богу первую благодарственную молитву. – В 1838 году она назначена была к сломке по новому ресулированию улиц в Полтаве; но по желанию государя наследника, цесаревича, Александра Николаевича, изъявленному во время путешествия Его по России, не только оставлена в целости, но и высочайше повелено сделать на нее каменную одежду, по примеру домика Петра I, в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При общем формировании монастырских штатов, Покровский монастырь обращен в Архиерейский Дом, а церковь его в кафедральный соб. Этот храм – во имя Покрова Богородицы – в недавнем времени тщанием Преосвященного Иннокентия возобновлен изящно, и устроен в нем новый иконостас прекрасного рисунка, также и особое место, где пребывает в зимнее время явленная икона Озерянской Божией Матери. ЗМИЕВСКИЙ, муж., в уездном городе Змиеве. О времени основания и уничтожения его сведений нет; известно только что в начале XVIII в., он еще существовал и в это время управляли им игумены. В последствии он приписан был к Киевопечерской Лавре. КРАСНОКУТСКИЙ-ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж., в Богодуховском уезде. О времени основания и уничтожения его неизвестно. Здесь две церкви: Апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. ГОРОХОВЕЦКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., на берегу реки Оскола. Подробных сведений о сей обители никаких нет. ПОКРОВСКИЙ, муж. в уездном городе Ахтырке. Когда он был основан, неизвестно; а упразднен, вероятно, в 1764 году. В этой обители жил некоторое время, и скончался епископ Белгородский Иоасаф (Миткевич) ; тело его перенесено в Троицкий Белгородский собор. ОЗАРЕНСКАЯ, или ОЗЕРЯНСКАЯ, пуст., муж., в 30 верстах от Харькова, с двумя деревянными церквами: Рождества Богородицы и Иоанна Предтечи; она упразднена в 1764 г. и обращена в приход, находящегося тут селения Озерянки; о времени основания пустыни неизвестно. На источнике, текущем в глубоком овраге, подле сей обители, явилась некогда икона Богоматери, называемая Озерянскою, которая, по закрытии сего монастыря, перенесена в Куриж, к коему прежде эта пустынь была приписана; но самый источник – первоначальное место явления – посещается и доныне усердствующими богомольцами. ЦЕРКВИ: ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор (см. Покровский училищный монастырь). УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в губернском городе Харькове. При сем храме колокольня, с церковью во имя Александра Невского, замечательна тем, что имеет вышины с крестом и куполом 42 саж.; она заложена 2 августа 1821 года. На постройку ее пожертвовано жителями Харькова более 350 т. рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ТРОИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Белгороде, при реках Донце и Везелке; находится под управлением архимандрита. Основан в 1599 году, по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, воеводою кн. Григорьем Константиновичем Волконским, а совершенно кончен, по грамоте Патриарха Филарета, воеводою ж Амвросием Иванович ем Лодыженским. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, в которой погребено тело епископа Белградского Иоасафа (Горленко), известного по своему благочестию 2) Живоначальной Троицы, теплая. МОЛЧАНСКИЙ-ПЕЧЕРСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Путивле, при реках Семе и Крынке; состоит под управлением архимандрита; а прежде сего начальство было здесь игуменское. О времени основания этого монастыря точных сведений нет; и известно только, что он в конце XVI века уже существовал; что доказывается хранящеюся здесь панагией, устроенною в царствование Бориса Годунова; название ж Молчанского получил он от иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в 1635 году, в 20 верстах от Путивля, на болоте, именуемом Молче, и тогда ж перенесенной сюда. В 1731 году обитель эта возобновлена игуменом Моисеем. – Здесь ныне соб. церковь Смоленской Божией Матери, с приделами, в которой находятся две явленные и чудотворные иконы Богородицы: вышеписанная Молчанская и другая Путивльская, явившаяся в 1238 году, которым празднества совершаются, первой 24 апреля, а второй 2 мая. – Вблизи от обители видны развалины древней каменной крепости, где укрывался самозванец, а в Архимандричьих кельях есть кресло Лжедимитрия. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Рыльска; находится под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет. Здесь три каменные церкви; из коих соб. Николая Чудотворца, построена разными вкладчиками в 1753 году. БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Обояни; находится под управлением архимандрита. В нем соб. церковь Знамения Божией Матери. Когда и кем основана эта обитель, неизвестно. КОРЕННАЯ пуст. муж. общежительная, в 27 верст. от губернского города Курска; состоит под управлением архимандрита. Основана в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, на том месте, где явилась чудотворная икона Знамения Богородицы, именуемая ныне Корсунскою-Коренскою, или Курскою. Икона эта обретена жителями города Рыльска 8 сентября 1295 года, в лесу, при реке Тускаре, на корне дерева – ее тщетно переносили с этого места в Рыльск: она каждый раз являлась здесь снова, и таким образом оставалась в часовне, для того устроенной, 302 года; а потом, по основании монастыря, находилась 18 лет в соборном храме оного, откуда (1615) перенесена в Курск, в Воскресенскую соборную церковь , а оттуда, чрез три года, в Богородицкий Знаменский монастырь, к которому была и самая эта пустынь приписана с 1718 по 1764 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010