Тест: История русского церковного пения 1. Кто из указанных святых является гимнографом? 1 Преподобный Серафим Саровский 2 Преподобный Сергий Радонежский 3 Святитель Андрей Критский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Святитель Андрей Критский Комментарий: Одним из самых известных гимнографов является святитель Андрей Критский. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского... Тест: Благодарственные молитвы по Святом Причащении 1. Благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " . Правильный ответ: Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне. Ответил правильно Ответил неправильно Ответить... Тест: Три канона перед Причастием 1. Припев покаянного канона. 1 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. 2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя. 3 Господи, помилуй. 4 Боже, милостив буди мне грешному. Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Комментарий: Припев покаянного канона – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Ответить Пройти весь тест 2.... Тест: Таинство Миропомазания 1. Какие слова произносит священник или архиерей при помазании миром? 1 «Свет Христов просвещает всех» 2 «Святая святым» 3 «Господь воцарися, в лепоту облечеся» 4 «Печать дара Духа Святого. Аминь» Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Таинство Миропомазания Комментарий: Миропомазание совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, уст, ушей, груди, рук... Тест: Крещение Руси 1. Неоязычники уверены, что на Руси до 988 г. существовала руническая письменность. Кто являлся подлинным автором «письмен»? 1 Древнерусские волхвы 2 Ромейские русы-христиане 3 Германские купцы 4 Скандинавские мореходы Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Статьи о крещении Руси Комментарий: Появление немногих «русских письмен», напоминавших руны, связывают с христианской проповедью — «письмена» появились в...

http://azbyka.ru/test/page/13

Открывающее «Книгу о Св. Троице» «Слово о троичности и единстве» («Слово преболшее начинаем о превышнем пребезначалнем Божественем Живоначалнем существе пребезначалнаго Бога Отца, и сопребезначалнаго единороднаго Слова Сына Божия, и сприсносущнаго Пресвятаго Животворящаго Духа, о троичестве и о единьстве верующим убо и почитающим ко исправлению истинне, неверующим же и непослушающим к болшему погибелному осужению») посвящено критике основных положений совр. Е. еретических течений и изложению основ правосл. вероучения. Своих оппонентов Е. называет «иновернии... богоборнии... неверующии... бесерменстии еретики», «пребеззаконии и каменосердечнии жидове», «проклятии лютери». Исследователи видят в них не только иноверцев (магометан, иудеев, лютеран), но в большей степени представителей рус. реформационного течения сер. XVI в., особенно сильного на севере Руси, в частности Феодосия Косого (Зимин, А. И. Клибанов ). Еретики, по свидетельству Е., отрицали троичность Бога, говоря, что чтут «единого Бога», утверждали человеческую природу Иисуса Христа, признавали таинство Крещения только в случае совершения обряда обрезания, отрицали воскресение мертвых, выступали против иконопочитания. Примечательно, что один из списков «Слова о троичности и единстве» (РНБ. ОСРК. Q. I. 254. Л. 1-92 об.) назван в читающейся в нем вкладной записи Вятского еп. Александра , датированной 1674 г., «книгою Зиновиевою, ученика Максимова», т. е. авторство памятника приписано Зиновию Отенскому , главному оппоненту Феодосия Косого (см.: Попов. 1880. С. VII). Во 2-й ч. «Книги о Св. Троице» - «Слове о Божии сотворении тричастнем, яко да невернии, беседовав о твари, и уразумеют праве Творца всех тварей, и обратятся веровати истинному Богу, в Троицы славимому» - рассматриваются проявления принципа троичности в явлениях природы, событиях Священной истории, строении человеческого тела и др. По мнению автора, все явления тварного мира трехчастны, для подтверждения чего Е. выстраивает ряды триад (солнце-луна-звезды, ветер-гром-молния, корень-ствол-ветви, плоть-жилы-кости, сердце-желчь-печень, ум-слово-душа, начало-середина-конец и т. п.). Завершает «Книгу о Св. Троице» «Молитва к Господу Богу Пресвятей, пребезначалней, и неразделней, и неразлучней Троицы». Молитва по содержанию напоминает Покаянный канон прп. Андрея Критского . Она состоит из 100 стихов, каждый из которых обращен к Св. Троице или к одной из Ипостасей (большей частью к Иисусу Христу). «Большая трилогия» имела хождение в списках (целиком или в отдельных частях), иногда переписывалась вместе с др. совр. ей полемическими сочинениями, в частности с «Просветителем» прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/190205.html

30. Автобиография «Этапы и даты моей жизни»: Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М.: ПСТБИ, 2000. С. 17–28. 31. Письма святителя Афанасия//Там же. С. 247–672. Неопубликованные труды епископа Афанасия 1. Проект постановления о наградах священно-церковно-служителей, о богослужебных отличиях и первенстве при священнослужении (написан для Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 26.08.18). ГАРФ. Ф. 3431. Оп. I. Д. 316. Л. 325–327. 2. Синодик храма Всех святых, в земле Российской просиявших: О упокоении: Ксерокопия авторизованной машинописи. АВЕ. Ф. ЕА(С). Оп III/1. Д. 6. 1. Ксерокопия рукописи. Там же, 2. 3. Последования молебных пений на дни года и на различные потребы: Ксерокопия авторизованной машинописи. АВЕ. Ф. ЕА (С). Оп. III/1. Д. 12. 4. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви (полный вариант). Машинопись библиотеки МДА. 5. Воспоминания святителя Афанасия об академике Б. А. Тураеве . АВЕ. Ф. ЕА(С). Оп. III/2. Д. 1. 7. 6. Последование молебного пения на Новый год. 7. Последование молебных пений на праздники. 8. Последование молебного пения на всякое прошение. 9. Последование молебного пения перед началом дела. 10. Последование молебного пения о недугующих. 11. Последование молебного пения о путешествующих по водам. 13. Последование молебного пения о путешествующих по воздуху. 14. Последование молебного пения перед началом учения в школах. 15. Последование молебного пения перед началом учения в высшей школе. 16. Последование молебного пения во время бездожди. 17. Последование молебного пения во время безведрия. 18. Последование молебного пения о ненавидящих и обидящих нас. 19. Последование молебного пения во время эпидемии. 20. Последование молебного пения в различныя литии и бдения молебнов. 21. Канон покаянный ко господу нашему Иисусу Христу. 22. Последование благодарственного молебного пения. Материалы о святителе Афанасии 1. Епископ Афанасий (некролог). ЖМП. 1962. 12. С. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О, человек! Куда ты пойдешь без Христа, кем ты станешь без Него? Знай это! Без Него ты причтешься ко множеству смертей и мучений. Но если это и случиться с тобой, ты должен знать, что опять Он, и только Он, подаст тебе руку помощи в любых твоих смертях и мучениях. Но необходимо, чтобы и ты принес Ему самого себя, исходящий от тебя сильный покаянный крик: Господи, помилуй! И Он тебя помилует, воскресит тебя от всех смертей, избавит тебя от всех мучений, поскольку Он безмерно милосерд и пришел к нам спасти всех нас, погрязших в грехе, в смерти и мучении. Он всегда собственным тщанием возвращает заблудшую овцу. И какая человеческая душа не погружена в грехи, частные и общие, неизвестные прелести и в тысячи смертей? А Он, воистину единый Человеколюбец, зовет каждого и всех к Себе. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11:28–29 ). Итак, Он зовет, а ты отзываешься. Ты отзываешься верой в Него и спасаешься от всех смертей, мучений и ужасов. Это самая определенная вещь в нашем земном мире. Ведь никто не любит людей так, как Он! Действительно, Он есть единственный Человеколюбец в человеческом роде! Почему? Поскольку Он, и только Он, спасает людей от смерти и мучения и дарует вечную жизнь и сладчайший рай! Поскольку Он единственный имеет и дает людям через любовь вечное благо, вечную истину, вечную правду, вечную радость! И кто иной может даровать это в человеческом роде? Никто из людей, никто из всех самозваных и ложных божеств. Ведь Богочеловек Христос воистину является единственным Человеколюбцем! Это дает лишь Ему право, по которому Ему принадлежит каждый из людей, и по этой причине каждый из нас должен любить Его больше отца, матери, брата и сестры, детей и всех людей, больше всего творения. 1Фес.2:8 . Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Такому богочеловеческому человеколюбию нас учит Сам единый Человеколюбец. В этом святом человеколюбии содержится все Евангелие Христово, все наше существование и все существование Апостолов. Ради Него мы предаемся на муки и смерти, ведь всю нашу бесконечную любовь ко Господу Иисусу Христу Сам Он чудным и чудотворным образом обратил во святое человеколюбие, чтобы через Него и ради Него мы любили людей безмерно, любили их и в их грехах, и в их смертях и мучениях! И это происходит только для того, чтобы спасти их от греха, смерти и мучения – спасти посредством единого Спасителя и единственного Евангелия спасения! Ведь наше святое призвание заключается в том, чтобы спасать грешников от грехов, а не убивать их за грехи! Чтобы избавлять грешников от смерти, а не осуждать их на смерть! Чтобы извлечь грешников из мучений, а не ввергнуть их в муку!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Песнь 9 Ирмос: Образ чистого рождения Тобою Христа/представил терновый куст, горевший не сгорая;/и ныне Тебя молим угасить/свирепствующую против нас искушений печь,/чтобы мы Тебя, Богородица/непрестанно величали. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Спаси, Спаситель всего творения,/постигаемого как чувством, так и умом,/Пресвятая Троица единосущная,/рабов Твоих от вражьего коварства и вреда/и всегда сохраняй стадо Твое от козней. (2) Слава: Чтобы показать беспредельную глубину/по естеству присущей Тебе благости,/дал Ты нам обетования, Трисолнечный/и единоначальный всесильный Боже,/спасительные для Твоих рабов;/их благоволи и исполнить. И ныне: Ответь на наши моления,/единый истинный Бог,/верою постигаемый, как Один в Трех Богоначальных Ипостасях,/и подай утешение Твоим рабам/по ходатайствам Пречистой и Всехвальной Богоматери. Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь. КАНОН ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

22. Стихи покаянные. Стихи патриарха Филофея Константинопольского («Странен трезвения явихся и чистоты бесмертия окааный...»). – ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл.40–42. 23. Полиелейные припевы. ГПБ, F. I. 738, Псалтирь с восследованием, XV в., лл. 102 об.–122; «припелы» патриарха Филофея приписаны на полях другою, чем у писца, рукою. Изданы: Труды Киевской духовной академии, Киев, 1863, т. I, стр. 40–42. «Припелы» см. также в Правиле молебном Иоанну Крестителю (ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 427–433) и в Согласии внегда исходити противу ратным (ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 627, Богослужебный сборник, 2-я пол. XVIII в., лл. 170 об.–171). II. Молитвы 1. В смертоносную язву. а) «μρτομεν, νομησαμην, διχσαμην νωπιν σου...». – Goar. Εχολγιον, sive rituale Graecorum. . ., Paris, 1647, pp. 797–799 67 ; П. С ы р к у. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. I. СПб., 1890, стр. 172–173 68 . В славянских рукописях часто встречается отдельно как «Молитва святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофеа молебна, съставлена при всякой печали» («Оьгрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 241–242 об.; 2) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., л. 280 (под названием: «Вь общенуждие о покаании»); 3) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., л. 291; 4) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 5) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., л. 211 (под названием: «Молитва в нашествие иноплеменных»); 6) ГПБ, Соловецк., 43 (61 – Анзерск. скита), Псалтирь, Апокалипсис и Канонник, XVIII в., лл. 141–143 (под названием: «Молитва ко господу нашему Иисусу Христу Филофеа архиепископа Константинаграда, исправленная к молению от единаго наедине, кроме собора»); Требник Петра Могилы , Киев, 1646, ч. III, стр. 229–231; б) «Δσποτα κριε, о θες μν, τν οικτριμν. . .». – Goar, pp. 796–797; Сырку Ι, стр. 174–175. Молитва, кир Филофеово творение, глаголемая в страшную и напрасную смерть («Владыко господи Боже наш, иже щедрот неисчерпаемый источниче...»). – 1) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я полов. XV в., л. 243 об.; 2) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., л. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 2. Последование Таинства Евхаристии: литургия св. Иоанна Златоуста Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. Во 2-ю книгу серии «Православное богослужение» вошел перевод с греческого языка на русский Литургии св. Иоанна Златоуста, а также её церковнославянский текст (сверенный по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006). Приложения включают русские переводы Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (с церковнославянского языка), Чина приготовления ко святому причащению, благодарственных молитв, Пасхальных часов, а также литургийных прокимнов, аллилуариев и причастных (с греческого языка). Особенности данного издания в сравнении с общеупотребительным текстом этой литургии касаются главным образом Литургии верных. Прежде всего, восстановлена древняя практика целования мира, следы которой присутствуют в современном чинопоследовании. Есть все основания считать, что этот элемент службы имел весьма существенное значение как приготовление к евхаристической жертве. Н.Д. Успенский в своей книге «Византийская литургия» даже указывает, что «это не обряд в современном смысле этого слова, вроде “молитвы жене родильнице по четыредесятих днех”, и не молебен или панихида. Это — сакраментальное чинопоследование...» (Успенский Н.Д. Византийская литургия: Историко-литургическое исследование. Анафора: Опыт историко-литургического анализа. М., 2006. С. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечательно, что его «покаянные» каноны на понедельник и вторник каждого гласа обозначаются то как канон покаянный, то как канон умилительный: Канон покаянен ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым Его мучеником 717 или Канон умиления ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым его мучеником 718 . Покаянные вздохи преподобного Иосифа всегда облечены в меняющуюся, отнюдь не стереотипную форму, так как они наполнены подлинным голосом сердца, в различные минуты бытия исповедующего свои различные состояния. Иногда преподобный Песнописец находит очень сильные и суровые выражения, обличающие внутреннее состояние кающегося, душа которого имеет костный, жестокий, твердый состав. Сокрушишася кости окаянныя моея души, – с тягостью вопиет Преподобный, – и тяготою слякохся многих сластей; но помози ми, Христе, едине всем Помогание 719 . Так сурово – о грешнике и так легко, почти радостно – ко Христу, единому всех Помоганию! И в том же каноне, в другой песни – уже легче о грехах, без того сурового исповедания, что приведено выше: Порабощаемь страстьми греха, припадаю Ти, Господи, яко да явиши мя от сих свободна 720 . Иногда исповедание злых дается Преподобным предельно кратко; здесь основное – предстояние Богу, обнажение язв и молитва: Обетшавшаго мя грехи многими, ныне обнови, Щедре 721 . Или еще более кратко и образно: Презри, Едине Спасе, многая моя злая 722 . В тех же покаянных канонах Октоиха у преподобного Иосифа есть и богословские утверждения о двух естествах Христовых, но и этот догмат Преподобный использует для призыва к спасительному самовоззрению и покаянию. Да обожиши нас, воплотился есиза милость, – исповедует святой отец в покаянном (умилительном) каноне 2-го гласа, -.. Твоею благостию обрати мя, Христе, всех Спасение 723 . Ранее Христос назван едине всех Помогание, а здесь Он – всех Спасение. Продолжая богословствовать о воплощении Христовом, в покаянном каноне 1-го гласа преподобный Иосиф вопиет: Виждь мою немощь, оболкийся в ню… и претвори сея [души] нелепоту во благообразие, Спасе 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Примечательно, что его «покаянные» каноны на понедельник и вторник каждого гласа обозначаются то как канон покаянный, то как канон умилительный: Канон покаянен ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым Его мучеником или Канон умиления ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым его мучеником . Покаянные вздохи преподобного Иосифа всегда облечены в меняющуюся, отнюдь не стереотипную форму, так как они наполнены подлинным голосом сердца, в различные минуты бытия исповедующего свои различные состояния. Иногда преподобный Песнописец находит очень сильные и суровые выражения, обличающие внутреннее состояние кающегося, душа которого имеет костный, жестокий, твердый состав. Сокрушишася кости окаянныя моея души, — с тягостью вопиет Преподобный, — и тяготою слякохся многих сластей; но помози ми, Христе, едине всем Помогание . Так сурово — о грешнике и так легко, почти радостно — ко Христу, единому всех Помоганию! И в том же каноне, в другой песни — уже легче о грехах, без того сурового исповедания, что приведено выше: Порабощаемь страстьми греха, припадаю Ти, Господи, яко да явиши мя от сих свободна . Иногда исповедание злых дается Преподобным предельно кратко; здесь основное — предстояние Богу, обнажение язв и молитва: Обетшавшаго мя грехи многими, ныне обнови, Щедре . Или еще более кратко и образно: Презри, Едине Спасе, многая моя злая . В тех же покаянных канонах Октоиха у преподобного Иосифа есть и богословские утверждения о двух естествах Христовых, но и этот догмат Преподобный использует для призыва к спасительному самовоззрению и покаянию. Да обожиши нас, воплотился есиза милость, — исповедует святой отец в покаянном (умилительном) каноне 2–го гласа , —.. Твоею благостию обрати мя, Христе, всех Спасение . Ранее Христос назван едине всех Помогание, а здесь Он — всех Спасение. Продолжая богословствовать о воплощении Христовом, в покаянном каноне 1–го гласа преподобный Иосиф вопиет: Виждь мою немощь, оболкийся в ню… и претвори сея [души] нелепоту во благообразие, Спасе . Если взять отдельные тропари покаянных канонов различных гласов, то легко обнаружить, что обращения преподобного Песнописца никогда не повторяются, напротив, от опыта своей внутренней жизни и опытного знания человеческих душ он всегда находит новые и живые выражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Первый кондак акафиста Богородице ознаменован воспоминанием чуда – потопления скифских кораблей, осаждавших град Богоматери – Константинополь, – чуда, совершившегося по молитве патриарха Сергия, изнесшего из святилища Влахернского хранившуюся там ризу Пресвятой Девы и погрузившего Ее в воды Босфора с молитвенными слезами о спасении града. Последний кондак этого акафиста есть краткая, но глубоко трогательная ко всепетой Матери обращенная молитва умиленной души о спасении, о «изъятия ея от вечныя муки». Б. Акафист Иисусу Сладчайшему Поставляя первою и постоянною потребностию каждого боголюбца молитвенное воспоминание святейшего имени Иисусова и молитвенное общение сердца и всех сил душевных с Господом Иисусом Христом, св. отцы-подвижники назначают при этом в пособие и руководство известную, так называемую у них «молитву Иисусову»: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Предписываемая ими для постоянного и – так сказать – ежеминутного нашего употребления, эта священная молитва , очевидно, должна в сем случае служить общим, сокращенным изображением благочестивых стремлений души ко Христу Спасителю, и быть вместо опоры молитвеннику при его возношении ко Господу. Но что касается частнейших мыслей и чувствований, какими может и должно обозначаться в душе это святое общение ее с Господом Иисусом, при полнейшем своем раскрытии во глубине ее, – то лучший для этого образец и совершеннейшее руководство представляет нам Святая Церковь в акафистовом пении Иисусу Сладчайшему 22 . Акафист Иисусу Сладчайшему вообще представляет в себе тот же главный характер чувства и настроения, какой выражается в молитве Иисусовой: характер глубокого покаянного чувства, основанного на вере во Иисуса Сына Божия как Спасителя грешных. Ясно и представляет это собою каждая из отдельных частей акафиста, состоящего из двенадцати кондаков, соединенных со своими икосами, с прибавлением кондака 13-го, заключительного: ибо здесь, независимо от частных особенностей того или другого из них, песненное обращение христианина к Сыну Божию почти всюду прямо склоняется на тон умиленного прошения об оживлении души умерщвленной (кондак 2-й) и тела острупленного грехами (икос 11), о прикрытии духовной наготы нашей (кондак 3-й), о взыскании нас, погибших (икос 7-й), помиловании на суде (5-й), избавлении от муки вечной (4-й), и т. п. Ясно это выражается и в заключении начальной песни: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», – повторяемом и на конце каждого из икосов, в качестве общей главной мысли. Но этого мало: рассматривая в совокупности все черты, коими здесь обозначается это покаянное направление благочестивой души, мы найдем тут очень полное и выразительное представление мыслей, чувствований и желаний христианина в том состоянии духовной жизни его, которое обыкновенно у богословов называется обращением человека к Богу, к жизни Божией – от мертвой жизни греховной, чрез покаяние и веру, о имени Иисуса – Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010