В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В. Когда руковозложение заменено миропомазанием? О. Руковозложение заменено миропомазанием еще при Апостолах. Поэтому-то и пишет Ап. Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго» ( 1Ин.2:20 ) ( 2Кор.1:21–22 ).       В. Признают ли сектанты св. миропомазание? О. Нет, не признают. Только одни самочинники баптистов и адвентистов кладут руки на совращаемых из Православия, будто, Духа низводят на них, а того не понимают, что Св. Дух низводится только Апостолами и их преемниками, православными епископами, а не самочинниками. 16. О таинстве покаяния В. Какая благодать Божия дается в таинстве покаяния? О. В таинстве покаяния даруется христианам благодать прощения всех грехов, в которых христиане раскаиваются и обещают их не делать. В. Кто может прощать грехи? О. Прощал грехи сначала только один Бог , а потом Спаситель обещал даровать это право Апостолам и их преемникам, православным пастырям. Господь сказал: «истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). В. Даровал ли Господь это право? О. Господь Спаситель даровал право прощения грехов Апостолам и их преемникам, православным пастырям после своего воскресения. Господь «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся , на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). В. Совершается ли это таинство в Церкви Христовой? О. Да, совершается со дней св. Апостолов, как передается в Св. Писании, что «многие из уверовавших приходили (к Апостолам) исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). И теперь христиане приходят к пастырям «исповедуя и открывая дела свои», а пастыри, по благодати Христовой, прощают согрешения христиан. В. Признают ли сектанты таинство покаяния или исповеди? О. Нет, не признают, потому что сектанты считают себя безгрешными и спасенными. 17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь В. Как должно от Св. Писания обличать сектантов, когда они называют себя безгрешными? О. Нужно объяснять, что нет ни одного человека безгрешного, потому что Ап. Иаков говорит, что «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). И Ап. Иоанн говорит также: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» . ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26, 34; см.: Мр. 14, 27; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38); Опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф. 26, 23), Рука предающего Меня со Мною за столом (Лк. 22, 21). Тем не менее, анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26, 75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1, 29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне. Главный вопрос, который Он задает отрекшемуся Петру, – это вопрос о любви: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15, 16, 17). И Петр отвечает на это исповеданием своей полной и совершенной любви к Господу, включающей в себя и личную сердечную всецелую преданность, и привязанность (это выражается глаголом «филео»). А поскольку Господь уже свидетельствовал о покаявшейся грешнице: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47), особый смысл приобретает и Его вопрос Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Так возникает особая «диалектика» любви и Божиего прощения: чем более человек любит Бога, тем более он сокрушается о своих грехах и приносит свое покаяние в них, но чем более ему прощает Господь, тем сильнее он Его любит. Без исполнения самой первой заповеди этот непрестанный и подвижный путь к Богу «застопоривается»: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Таким образом, непреложным условием любви к Богу является покаяние в грехах, так же как условием покаяния становится любовь к Богу.

http://pravoslavie.ru/3083.html

Возлюбленные о Господе братья и сестры! По грехам нашим все мы давно заслужили тяжкое наказание. Но Бог любит нас, грешных и неразумных чад Своих, и терпит наши согрешения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то человеческий род уже не существовал бы». Господь, призывая к вере, к познанию Божественной истины, к наследованию блаженной вечности в Царствии Небесном, милостиво ждет нашего обращения, малого, но пламенного, от всего сердца, молитвенного воздыхания, пусть одной лишь, но горячей и искренней покаянной слезы! На суде Божием, который сотворит Господь во втором Своем пришествии, каждый получит заслуженное. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец, – свидетельствует Святое Евангелие ( Мк.13:32 ). Никто не ведает временных сроков нашего окончательного ответа перед Господом. Отсюда столь дерзновенны и ложны утешения: мол, это еще не скоро, поживем, погрешим, покаяться-то всегда успеем. Только вот сподобимся ли успеть? Нам так легко успокаивать себя мыслью о Божией милости и долготерпении. Но вспомните, как апостол Петр писал: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго-терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2 Пет.3:9 ). Именно покаянием Бог врачует наши уязвленные грехом души. Нам кажется, что это мы приносим покаяние Господу, а на самом деле – Он дарует покаяние нам. Всякий, кто просит о помощи и заступлении, особенно в таком важном деле как покаяние, обязательно получает от Бога святые блага. Потому что, как говорит Святитель Иоанн Златоуст : «Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние». Будем же всегда помнить о том, что покаяние помогает нам в достижении Царства Небесного, потому что восстанавливает падшую душу, очищает ее от скверны греха и поднимает в беспредельную небесную высоту. Сподобимся же утреневать ко храму святому, дабы Жизнодавец Господь, по неизреченной любви Своей, всегда держал для нас открытыми двери покаяния . Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Вот и второе средство очиститься от грехов! « Ибо если вы будете прощать людям, — говорит Господь, — согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный » (Мф. 6:14). Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лк. 18:3–5)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении. Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: « Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным » (Дан. 4:24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим со-рабам. Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение — и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лк. 18:13). Вот мы показали пять путей покаяния: первый — осуждение грехов, второй — отпущение грехов ближним, третий — состоящий в молитве, четвертый — в милостыне, пятый — в смиренномудрии. Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, — словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Мк. 12:42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и сретить с великою славою Царя славы — Христа, и получить вечные блага, благодатью, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

... Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы. «Если кто, – говорит преподобный Григорий Синаит (Добротолюбие, т. 1)... с самонадеянностью, основанной на самомнении (В подлиннике сказано: «аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова «мнение»), Мечтает достичь высоких молитвенных состояний и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол легко опутывает своими сетями как своего служителя». Всякий, усиливающийся войти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах покаяния, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную, в бесовскую прелесть ( Мф. 22, 11–13 ). «Советую тебе, – говорит Спаситель призванному к таинственному жречеству, – купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью слез помажь глаза твои (и очи ума), чтобы видеть, Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Апок. 3, 18–19 ). Покаяние и все, из чего оно составляется: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти. Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий, суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их – подаяние последующих даров невозможно. «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник , – но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны» (Лествица, Слово 7). Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельство правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвой, а неправильное упражнение молитвой неразлучно с самообольщением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все люди грешны. Грех вошел в мир по вине прародителей ( Рим. 5:12 ), но и каждый человек, имея падшую природу, неизбежно согрешает. Первородный грех врачуется в таинстве крещения. Для освобождения же от ига личных грехов необходимо покаяние. К этому призывает Божественное откровение: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? ( Иез. 18:31 ). В ветхозаветных библейских текстах используются еврейские глаголы: шув (обратиться, возвратиться) и нахам (сожалеть, раскаиваться в чем-либо). В новозаветных священных книгах понятие покаяние выражается греческим словом метаноэйн (изменять образ мыслей). При некоторых смысловых различиях все три слова выражают сущность покаяния – отказ человека от самооправдания и перемену прежней жизни. При этом святые пророки решительно выступали против внешнего покаяния. Пророк Иоиль призывает раздирать не одежды, а сердца (2:13), а великий Предтеча Господень Иоанн предостерегает от притворного и внешнего покаяния: сотворите же достойный плод покаяния ( Мф. 3:8 ). Для покаяния нужна вера: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ). Глубина и полнота покаяния зависят от степени устремления человека к Богу. Человек не только хочет получить от Бога прощение греховных поступков, но ищет живого реального общения с Ним, как источником всего благого. Покаяние новообращенных отличается от духовно опытных тем, что у первых главным движущим мотивом является страх наказания, а у совершенных – любовь к Богу. Совершенному мучительно и тяжело, когда неверным своим поступком он оскорбил святость Божию. О значении любви к Богу для совершенного покаяния и полного прощения грехов говорит Сам Господь Спаситель: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много ( Лк. 7:47 ). Сущность нравственного переворота, совершающегося через покаяние, заключается в том, что кающийся человек центр тяжести своего бытия переносит с себя на Бога и ближних, ибо в основе любых нравственных пороков (как чувственно грубых, так и утонченных) лежит эгоистическая воля, стремящаяся к самоугождению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вячеслав Пономарев Таинство покаяния В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника ( Иез. 33; 11 ). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1; 15 ). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15; 10 ). В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения : если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13; 3 ). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15; 7 ). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

" Для Царствия Небесного нужны покаяние и вера " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе В канун праздника Богоявления , 18 января, митрополит Санкт-Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер , настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением, - сказал владыка. - Мы - люди воцерковленные, читали Евангелие, многие бывали на Святой земле, в том числе на Иордане, где происходили евангельские события, которым посвящен нынешний праздник. Мы знаем, что Господь по достижении 30-летия явил Себя народу как Мессия, Спаситель рода человеческого. В те времена Иоанн Предтеча недалеко от местечка Вифавара совершал крещение покаяния. К нему приходили люди, он заводил их в Иордан, они стояли в воде по шею, исповедовали грехи, и он окунал каждого в воду с головой. И вот, незаметно подошел к этой толпе плотник из Назарета. Иоанн Предтеча узнал в Нем Того, Кого долго ждал и о Ком говорил: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Подошел Иисус, и Иоанн Предтеча спрашивает: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф. 3:14). Иисус же Своим ответом дает понять, что не нужно упражняться в смирении, а нужно исполнить волю Божию. Господь принял Крещение от Иоанна, тотчас вышел из реки, совершил молитву Отцу Небесному, испросив помощи и благословения. И тут небеса открылись, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос с небес возвестил: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). " Господь тотчас ушел оттуда в Иудейскую пустыню, на гору, которая именуется теперь Горой Искушений, и там провел сорок дней и ночей, ничего не вкушая, в молитвах и беседах со Своим Отцом, - продолжил архипастырь. - Спаситель отверг все искушения диавола, а затем, по прошествии сорока дней, вновь пришел на Иордан. И здесь уже Иоанн принародно засвидетельствовал: " Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и Господь тоже говорил: " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " (Мф. 4:17).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Дорогие братия и сестры! «Смотрите же за собою, — призывает Спаситель, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Бодрствуйте, молитесь и будьте готовы, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», чтобы наследовать нам жизнь вечную. Ибо кто (тесным путем) идет, тот несомненно наследует вечную жизнь, говорит святой Ефрем Сирин, «потому что самый путь есть жизнь… Скорбно шествование по этому пути, но блаженно упокоение». Путь этот — покаяние, пост, молитва, смиренномудрие, духовная нищета, милостыня, слезы. Идти узким путем — значит терпеливо переносить укоризны, бесчестья, «злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей и, наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства» . Итак, дорогие братия и сестры, не будем отчаиваться в своем спасении. Смотрите, пусть никто не говорит: «Много нагрешил я, нет мне прощения». Кто это говорит, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, злостраждущих. Согрешили мы — покаемся, тысячекратно согрешили — тысячекратно принесем покаяние. Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его. «Бог радуется о всяком добром деле, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — преимущественно же о душе кающейся, ибо Весь приклоняется к ней… и призывает, говоря: “Приидите ко Мне вси труждающиися потому что грядущаго ко Мне не изжену вон. Приидите ко Мне, вси тру ж дающийся и обремененный, и Аз упокою вы в горнем граде, где все святые Мои упокоиваются… упокою вас там, где все тихо и безмятежно… где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния… Плачьте… обратитесь ко Мне и принесите покаяние, и Аз упокою вы там, где нет ни труда, ни слез, ни забот, ни попечения… ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали”… но жизнь вечная, “радость и мир, упокоение и восторг”». Аминь. Перед Великим постом Что требуется для кающегося

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010