«И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин. 8, 11 ), – говорит Христос женщине, взятой в прелюбодеянии. Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» – оправдал Христос, и мытарь «пошел оправданным в дом свой» более, чем фарисей ( Лк. 18, 13–14 ). О плачущей блуднице Он говорит: «прощаются грехи ее многие» ( Лк. 7, 47 ). Разбойнику, покаявшемуся на кресте, говорит: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Царя Давида, покаявшегося в грехах своих, простил, и когда Давид сказал: «согрешил я пред Господом» ( 2Цар. 12, 13 ), Господь снял с него его грех. Манассию, беззаконновавшего и обратившегося, помиловал ( 2Пар. 33, 13 ). После всего этого читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как преблагой отец еще издали с радостью увидел его, и мил ему был возвратившийся сын... Так Бог, Отец Небесный, с любовью принимает кающегося грешника и Ангелам велит радоваться об обращении его. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 10 ). Четии Минеи преисполнены «образами» покаявшихся грешников, получивших Божие милосердие ( 104, 1438–1439 ). Дух Святой творит покаяние в душе через Свое святое слово ( 104, 1447 ). Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства. Все это познается и ощущается из Закона и законной клятвы (вины перед законом). Поэтому всякому, хотящему истинно каяться, нужно вникнуть в Закон и поставить свою совесть против Закона и рассмотреть, в чем закон ее обличает и стесняет; в такой стесненности, то есть чувствуя вину перед законом и гнев Божий против сделанных грехов, нужно верой прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божия и наказания, следующего за гневом ( 104, 1452 ). Покаяние невозможно без искоренения самолюбия ( 104, 1452 ). От истинного богопознания происходит истинное покаяние ( 104, 1454 ). Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7, 1 ), если хотим иметь общение с Ним. Ибо осквернившемуся греховными пороками невозможно иметь общение с Ним – самой чистейшей святостью: «Бог есть свет (по учению апостола), и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1, 5 ). Этим порождается истинное покаяние в грешнике, через которое он приходит к святейшему Богу и получает общение с Ним по вере, оправдание от греховных скверн и тщательное наставление в добродетельном христианском житии ( 104, 1454 ). Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию ( 104, 1460 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как средство к отвращению гнева Божия за грехи людей, покаяние было возвещаемо еще в Ветхом Завете. Так пророк Иона возвестил покаяние ниневитянам, и они раскаялись, и Господь помиловал их. Пророк Нафан возвестил покаяние Давиду, и Давид покаялся, и Господь помиловал его. Так же точно поступали и другие пророки. Последним пророком, возвещавшим покаяние в Ветхом Завете, был Иоанн Креститель. О нем евангелист Марк повествует: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои». Но покаяние, проповеданное в Ветхом Завете, только отклоняло гнев Божий от кающихся, но не могло вполне примирить их с Богом, ибо не могло вполне уничтожить грехов. Значит, оно не было таинством покаяния, а служило только приготовлением к этому таинству. Только Господь Иисус Христос установил таинство покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов и становиться такими же чистыми и невинными, какими мы вышли из благодатных вод крещения. Еще во время земной жизни Своей Он обещал даровать апостолам власть прощать грехи. Припомним, например, слова, сказанные Иисусом Христом апостолу Петру, когда последний исповедал Его Сыном Божиим. «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах», – так говорил тогда Господь. Равным образом в другой раз Он говорил всем апостолам Своим: «истинно, истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Но собственно Господь даровал эту власть апостолам и установил таинство покаяния после Своего воскресения, когда, явившись ученикам Своим, сказал: «примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Слова эти ясно показывают, что апостолы, а в лице их и все преемники их получили от Иисуса Христа власть прощать грехи именно Духом Святым, то есть невидимою силою Духа Святого, причем, без сомнения, они должны были употреблять при этом и известное видимое действие. Итак, верно то, что таинство Покаяния установлено Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Листьев не обожгло, Веток не обломало... День промыт, как стекло, Только этого мало. Так, человеческая душа, созданная по образу Бесконечности, не может насытиться вне Бога. В Псалтыри есть слова " бездна бездну призывает " . В христианской традиции эти слова понимаются как призыв бездны человеческой души к бездне Бога. Так, " младший сын " , уйдя от Отца, смог насытить свое тело пищей для свиней, но не смог насытить свою душу. Поэтому в конце концов он, как сказано в притче, " пришел в себя " , осознал свое бедственное положение и сказал себе: " сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом... встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я недостоин называться сыном твоим " , хотя бы " прими меня в число наемников твоих " (Лк. 15, 17-19). Отец не слушает извинений: он видит лицо, глаза сына, видит, что любовь не покинула сыновнее сердце. Он не дает сыну говорить, но сразу вводит его в дом. Так, Божественная любовь опережает наше покаяние. Так, в сердце светлеет просто от решимости пойти в храм еще до того, как человек ступит на порог храма. В конце концов, Богу нужно именно сердце, " Сын мой, отдай сердце твое мне " , - говорит Библия. В притче сын отличает своего земного отца от Отца Небесного: - " Отче! Я согрешил против неба и пред тобою " . Каяться надо не только перед Богом, но и перед людьми. И покаяние, которое человек приносит Богу, в православной традиции может принимать священнослужитель. Ведь блудного сына приглашают на " пир " . " Пир " Церкви есть Литургия, Причастие Агнцу Божию - Христу. Священник же есть служитель Литургии, которому поручено заботиться о том, чтобы как можно больше людей пришли на трапезу Отца - но пришли в качестве сыновей Божьих, а не в качестве сотрапезников свиней. И еще один важнейший смысл этой притчи: покаяние дарует радость. Оно вводит радость в сердце человека, которое раньше было помрачено грехом, и в сердца его близких. Покаяние это не мрачное самобичевание. По слову преподобного Исаака Сирина, " покаяние - это трепет души перед вратами рая " . И именно радостью венчается притча о блудном сыне: " А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал и нашелся " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Молитва и покаяние без трудов – это хлеб нечистый, полный плевелов. Он не вносится в небесную житницу, не входит в Царство Небесное, но выметается вон, выбрасывается и попирается ногами. Вот что мы читаем в книгах Царств. Некогда согрешили перед Господом Богом два израильских монарха: царь Саул и царь Давид, каждый в свое время, и оба покаялись. Саул возносит свою покаянную молитву к Богу пред лицом пророка Самуила, говоря: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. И отвечал Самуил Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15:24, 26 ). Кается и Давид, говоря пророку Нафану: «Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: «И Господь снял с тебя грех твой» ( 2Цар. 12:13 ). Рассмотрим же оба эти покаяния. Вот кается Саул: он совершает долгую молитву и умножает слова перед Самуилом, однако же не сподобляется прощения, но даже осуждается на уничтожение: «Господь отверг тебя». Кается же и Давид. Немного, только два слова произносит: «Согрешил пред Господом», – но тотчас Господь прощает его согрешение. Что это значит? Какова тайна этого? Оба согрешили, оба каются, но только у одного Давида покаяние принимается, Саулово же покаяние отвергается. Если желаем узнать причину этого, то прочтем в Писании о жизни обоих – Давида и Саула. Давид после грехопадения облекся во вретище, Саул же гордится мягкими царскими одеждами. Давид постом смиряет свою душу, ест пепел, как хлеб, и питье свое растворяет плачем ( Пс. 34:13, 101:10 ), а Саул ест от многоценных трапез, пьет и веселится. Давид в полночь встает для молитвы, а Саул, упившись, спит на мягкой постели. Давид рыдает о грехе своем, а Саул пренебрегает им. Давид трудится, а Саул ленится. Не дивись же ты, Саул, что твое покаяние неприятно Богу и молитва твоя отвергнута, ибо ты не проявил трудов и подвигов. Не дивись и ты, Давид, будучи прощенным, ибо ты явил многие подвиги в своем покаянии: «Господь снял с тебя грех твой». Итак, мы видим и понимаем теперь, что покаяние без трудов отвергается, как хлеб из плевелов, оно не принимается, но выметается вон на попрание (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Н а Страшном суде кающиеся грешники будут иметь жребий со святыми, а нераскаянные грешники будут осуждены на вечную муку. Увидит вор своего друга-вора, с которым вместе воровал, стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит разбойник-грабитель своего друга – разбойника-грабителя стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит блудник блудницу, с которой творил темные тайные дела, стоящей среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. За что эти грешники будут стоять среди праведников? За то, что они покаялись, исповедались во всех своих грехах, а Слово Божие говорит, что покаяние делает грешников чистыми и равняет их со святыми. Г осподь Бог говорит грешникам через пророка Исаию такие утешительные слова: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис.1:18 ) через искреннее покаяние. Г осподь знает, что человек окаянен, и потому даровал ему покаяние на все время земной жизни его. И действует на нас могущественно и спасительно покаяние до последнего издыхания нашего. П окаяние и смирение нужнее и выше всех добрых дел и до конца жизни не прекращаются. В о всякой погрешности твоей приноси покаяние – и не подвергнешься недоумению в час смерти. Господь приложил к дару крещения дар покаяния, действующий до последнего издыхания нашего; если бы не было покаяния, не было бы и спасающихся. Как надо каяться О днажды два инока, бывшие на исповеди у аввы Зенона, сошедшись вместе, спрашивали друг у друга, какое воздействие эта исповедь произвела на них. Первый сказал, что за молитвы старца Господь исцелил его и он чувствует облегчение от тяготы духовной. Другой сказал, что он хотя и исповедался, но не ощутил исцеления. Получивший пользу спросил: «Как ты исповедался старцу?» Тот ответил: «Я объяснил ему, что за мной такие-то грехи, просил молиться». Но получивший пользу сказал: «А я, исповедуя помыслы мои старцу, поливал слезами ноги его, и за его молитвы Бог исцелил меня». Ч то значит искренне исповедоваться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять (преподобный Амвросий Оптинский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Н ет греха непрощаемого, кроме того, в коем не каются. К то оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (авва Исаия). К то скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. П осмотри на себя: может, ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести? Может, ты исповедуешься без сокрушения и умиления, формально, холодно, механически и не имеешь намерения впредь исправиться? П окаяние не должно быть скорбью безнадежною. Оно должно быть одушевлено и оживлено глубокою верою в Искупителя и твердою надеждою на Его милосердие. Необходимые условия покаяния – вера и надежда. С ознание своих грехов и самоукорение в них – первые шаги на пути покаяния. Н икто никогда не должен приступать к исповеди, если предварительно не имеет твердой надежды, что при исповедании получит совершенное прощение. Ч астая исповедь истребляет неправду, отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, укрепляет против искушений, вливает в душу святой мир, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее. В сякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский ). С колько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили покаяния. Г оворящие: «Будем грешить в молодости, а покаемся в старости» – обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния (преподобный Ефрем Сирин ). П окаяние должно совершаться с удовлетворением обиженных: пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили ( Чис.5:7 ). П окаяние должно выражаться ненавистью ко греху: И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали ( Иез.20:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Но как можно радоваться всегда? Человек – существо падшее, избегающее благодати и прячущееся от Создателя. Человек болен. Как больной не может долго находиться на улице, хоть там свежий воздух и солнечный свет, так и поврежденный грехом человек не способен постоянно пребывать в Боге и с Богом. Да, это горькая правда о нас. Но в то же время христиане не могут не радоваться тому, что после прихода на землю Христа для нас открыты двери Царствия Божьего. Присутствие этого Царства в грешном мире есть источник неиссякаемой и неувядаемой радости! Источник ликования и любви, о которой сказал апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35; 8:39). Познание Царства Божьего, соединяемое со зрением своей испорченности, порождает покаяние. Оно обязательно должно совмещать в себе две стороны – опыт радости о Господе и скорбь о своей греховности. «Плач грешника перед воротами рая», – так говорил о покаянии преподобный Ефрем Сирин. Если в сердце человека нет воспоминаний о потерянном рае, такое одностороннее покаяние может искалечить его. Хорошо, когда покаяние основывается на положительном опыте богопознания, а не только на отрицательном опыте раскаяния в своих грехах. Христианин плачет не столько о себе, сколько о Боге и о Его Царстве, от которого он отделен своими преступлениями. Поэтому-то настоящее покаяние не может быть без радости. Плач о себе и веселие сердца о Христе – таково нормальное состояние христианина, который всегда есть кающийся грешник. Никогда нельзя терять этих обоюдных сторон покаяния, двух великих истин: – человек испорчен и болен; – Бог любит человека и спасает его. Забвение первого ведет к односторонней протестантской легкомысленности («Я уже спасен! Аллилуйя!»), забвение второго – к развитию уродливой формы христианства как мрачной религии без света, без надежды, без радости. А значит, и без Господа, так как радость есть плод ощущения Божьего присутствия в жизни. Разве можно знать, что Бог есть, и не радоваться? И только этой радостью мы и спасаемся, а совсем не усугублением в себе чувства вины. Иначе познание Христа подменяется фанатичным отслеживанием в себе греховных мыслей, чувств и зацикливанием на своей якобы супергреховности. Такое «покаяние» может закончиться психическим расстройством или утратой веры.

http://pravoslavie.ru/111915.html

Но как различны слова кающегося и дары приемлющего покаяние! Пришедший от грехов в покаяние не мечтает о царстве небесном; не считает себя достойным жизни вечной, но одну только имеет мольбу – об избавлении от геенны. Он ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство благодеяния. Но вот чудо! Тот еще только думал о покаянии, а отец уже поспешил к нему со своим человеколюбием; не стал дожидаться слов исповедания, но предупредил его просьбу, согласно со сказанным: прежде чем ты призовешь Меня, я скажу: «вот Я!» ( Ис. 58:9 ). Издалека увидел он идущего сына и устремился навстречу ему. Видишь, насколько человеколюбие Его предупреждает покаяние? Потому-то и Давид, уврачевав недуг греха покаянием и зная, как Господь, по человеколюбию Своему, спешит встретить приближающихся к Нему, умоляет Бога, говоря: «подвигнись на помощь мне и воззри» ( Пс. 58:5 ), что я искренно приближаюсь к Тебе, что мое покаяние нелицемерно. Встретил отец сына, и тот говорит ему: «я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих». А отец ничего не говорит ему, не отвечает на его слова, но приказывает своим рабам: «принесите лучшую одежду и оденьте его» ( Лк.15:22 ). Не указывает ли это на то, что кающийся, усиленно умоляя Бога, не получает от него ответа на словах, а видит Его человеколюбие на деле? Ведь это так и бывает. Покаяние наше на словах, а человеколюбие Божие обнаруживается самым делом. «Принесите лучшую одежду, которую утратил он преслушанием, и дайте обувь на ноги» ( Лк.15:22 ). Почему же сапоги? Потому, очевидно, что согрешающие подвергаются нападениям змея, как сказано: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). И вот, чтобы обнаженная нога не подверглась гибельному уязвлению змия, чтобы освобожденного от греха не заразил он опять ядом греха, и покаявшийся грешник для безопасности обувается в сапоги. Ведь если бы не получил он сапог, не мог бы наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию ( Лк. 10:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но мы вполне можем говорить именно о внешней стороне призвания, о том, как оно происходит. Первый этап призвания – это всегда призыв Господа. В Ветхом завете этот призыв происходит разнообразно. Это может быть зовущий человека голос Божий, как это случилось с Ионой ( Ион.1:1 ), Амосом, Иеремией ( Иер.1:4–5 ), Самуилом и другими пророками. Но нередко этот призыв можно трактовать как видение, которое Бог открывает своему избраннику. Так было с Исайей, который видел образ славы Божьей, наполнившей храм ( Ис.6:1–4 ), с Иезекиилем, которому слава Божия была явлена в образе невиданной огненной колесницы, ободья которой были полны глаз ( Иез.1:4–28 ). Отметим, что иногда это призвание является полной неожиданностью для человека, как это было для Савла ( Деян.9:3–6 ), или для отрока Самуила, не знавшего, как ответить на призыв ( 1Цар.3:3–10 ), или же для пророка Амоса, который сам пишет, что он «не пророк и не сын пророка… но Господь взял меня от овец» ( Ам.7:14–15 ). Нередко призыв обращен к человеку, подготовленному своей жизнью и научением к этому. Так произошло, по-видимому, с пророком Аввакумом ( Ав.2:1 ), с пророком Ионой ( Ион.1:1 ), с пророком Даниилом или с Елисеем ( 3Цар.19:19–20 ). То, что видит или слышит человек, настолько превосходит его личный и церковный опыт, что нередко возникает мысль о неизбежной смерти: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6:5 ). Или же человек падает на землю, будучи потрясен этим призывом, как это было с Иезекиилем. В любом случае, призыв рождает в нем покаяние – это является вторым этапом призвания. Покаяние в текстах пророческих книг обычно выражается очень кратко и эмоционально. Слова, которыми выражается покаяние, часто настолько непривычны, что узнать в них покаяние бывает довольно сложно. Это могут быть слова «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…», как это мы видим у Исаии (6.5), или еще более странные слова Иеремии «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» ( Иер.1:6 ), которыми также обозначено покаяние. Оно может быть даже безмолвным, т. е. твориться в глубине сердца – как это было у Иезекииля, который, увидев видение славы Божьей, «пал на лицо свое» ( Иез.2:1 ).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Ответ на возражение 3. Три предшествующие покаянию таинства относятся к целому кораблю, то есть к целостному состоянию человека, и в сопоставлении с ними покаяние называют второй доской. Раздел 7. БЫЛО ЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ ЭТОГО ТАИНСТВА В НОВОМ ЗАКОНЕ НАДЛЕЖАЩИМ? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что установление этого таинства в Новом Законе не было надлежащим. В самом деле, все, что принадлежит естественному закону, не нуждается в установлении. Но сожаление о содеянном зле принадлежит естественному закону поскольку невозможно любить благо, не печалясь о противоположном. Следовательно, установление покаяния в Новом Законе не было надлежащим. Возражение 2. Далее, то, что наличествовало в Старом Законе, не нужно было устанавливать в Новом. Но в Старом Законе наличествовало покаяние, о чем свидетельствуют слова Господа, сказавшего: «Никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «Что я сделал?» ( Иер. 8, 6 ). Следовательно, установление покаяния в Новом Законе было ненужным. Возражение 3. Далее, покаяние, как мы уже показали (6), будучи второй доской, последует крещению. Но Господь, похоже, учредил покаяние прежде крещения, поскольку в начале Своего проповедования он сказал: «Покайтесь – ибо приблизилось царство небесное!» ( Мф. 4, 17 ). Следовательно, установление этого таинства в Новом Законе не было надлежащим. Возражение 4. Кроме того, таинства Нового Закона были учреждены Христом и, как мы уже говорили (62, 5; 64, 1), действуют посредством Его силы. Но Христос, похоже, не учреждал это таинство, поскольку, в отличие от других установленных Им таинств, Он его не использовал. Следовательно, это таинство не было установлено в Новом Законе надлежащим образом. Этому противоречат следующие слова Господа: «Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк. 24, 46, 47 ). Отвечаю: как уже было сказано (1), в этом таинстве место материи занимают акты кающихся, в то время как делаемое священником, который действует как служитель Христа, является формальной и завершительной частью таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010