Отвечаю: неустранимость греха покаянием возможна в двух случаях: во-первых, когда в грехе невозможно раскаяться; во-вторых, когда покаяние не может изгладить грех. В первом случае грехи демонов и погибших людей не могут быть изглажены покаянием постольку, поскольку воля их утвердилась во зле и грех уже не может вызывать у них неприятия со стороны вины, но – только со стороны наказания, от которого они страдают, вследствие чего некоторым образом раскаиваются, но это [их раскаянье] бесплодно, согласно сказанному [в Писании]: «Раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа» ( Прем. 5, 3 ). Поэтому такое покаяние не дает надежды на прощение и обусловливает отчаяние. Однако грех странствующего [в нынешней жизни] не может быть таким, поскольку его воля может склоняться как к доброму, так и к злому. Таким образом, утверждение о том, что в нынешней жизни может случиться такой грех, в котором нельзя раскаяться, является заблуждением: во-первых, потому, что оно означает отрицание свободы воли, во-вторых, потому, что оно умаляет силу благодати, посредством которой сердце любого грешника может быть подвигнуто к раскаянию, согласно сказанному [в Писании]: «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод; куда захочет, Он направляет его» ( Прит. 21, 1 ). Заблуждаются также и те, которые говорят, что истинное покаяние не может обусловить прощение любого греха. Во-первых, потому, что это противоречит божественному милосердию, а между тем [в Писании] сказано, что Бог «благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» ( Иоиль. 2, 13 ), так что если бы человек пожелал, чтобы был изглажен тот грех, который Бог не желает изгладить, то Бог в некотором смысле был бы преодолен человеком. Во-вторых, потому, что это умаляет силу страстей Христовых, через посредство которых покаяние, как и другие таинства, производит следствие, а между тем [в Писании] сказано, что «Он есть умилостивление за грехи наши (и не только за наши, но и за грехи всего мира)» ( 1Ин. 2, 2 ). Поэтому нам надлежит просто утверждать, что в нынешней жизни истинное покаяние может изгладить любой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Откуда это видно? Это видно из того, что только одним апостолам Господь даровал власть прощать грехи верующим, когда сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). И в другом месте: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18, 18 ). Что требуется от христианина, приступающего к таинству покаяния? От христианина, приступающего к таинству покаяния, требуется исповедания своих грехов перед пастырем церкви. Так, когда св. апостол Павел проповедовал в Эфесе, то «многие из уверовавших, по сказанию книги Деяний, приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19, 18 ). Тоже было и при крещении Иоанновом ( Мф. 3, 5–6 ). Может ли быть таинство покаяния у сектантов? Нет, потому что у сектантов не имеется Богопоставленных пастырей Церкви, которые одни только имеют власть прощать грехи верующим; без разрешения же грехов не может быть таинства покаяния, а без покаяния не может быть и спасения. VI. Таинство причащения. Как учит Слово Божие о таинстве причащения? Евангелист Лука повествует, что на Тайной Вечере Господь «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал ученикам говоря: «сие есть Тело Мое, которое за вас предается сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери говоря: «сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22, 19–20 ). В воспоминание какого события, из жизни Христа Спасителя должно совершаться таинство причащения? Св. ап. Павел пишет: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Чего сподобляются верующие, вкушая пречистые Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Они делаются причастниками Тела и Крови Спасителя и становятся достойными вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, – сказал Господь наш Иисус Христос , имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6, 54 ). «Мы, – писал св. ап. Павел, всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2Кор. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Покаяние или «разумное сотрудничество»? Покаяние представляет собой важнейшее понятие православного богословия, без покаяния, с точки зрения православного вероучения, невозможно спасение: «Рассмотри прошедших сию жизнь от начала мира, и найдешь, что в благоугодивших (Богу) таинство благочестия совершилось через покаяние. Никто не был осужден, если не презрел его, и никто не был оправдан, если не заботился о нем» 83 . Как же к покаянию относится учение агни-йоги? «Слово раскаяние отсутствует в словаре Сензара 84 . Оно заменено известным вам выражением «разумное сотрудничество» . … Для народа легче всего явить существо раскаяние на медицинском примере. По испорченности мышления человек наносит рану своему собрату, но ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придется рядом упорных действий соединить порванную ткань. Для восстановления целесообразности придется проявить разумное сотрудничество. Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Кто же познал свое неразумие, пусть покроет его действительным разумием. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством. Платное отпущение раскаявшегося грешника, не есть ли тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых времен фетишизма? Этот устрашающий вопрос надо освящать многосторонне, иначе белье человеческое очень грязно» 85 . Как видим, покаяние отвергается. Предлагается его заменить «разумным сотрудничеством». А далее следует классическое обвинение оккультизма: «Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения» 86 . Это типично, когда оккультисты приписывают Православию то, чего в нем нет. Что же такое покаяние с точки зрения Православия? Наиболее точно христианское понимание покаяния передает притча о блудном сыне: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, у меня пожилая бабушка, и я боюсь что она не попадет в рай, а сама она думает что не попадет, потому что все грешные, но считает что отпущение грехов можно получить лишь на исповеди. Есть ли возможность как-нибудь добиться прощения у Бога иными способами? Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте, Валерий! А почему бы бабушке не пригласить священника для исповеди? Свт. Иоанн Златоуст рассказывает о способах прощения грехов: Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: « говори ты беззакония твоя прежде, чтобы оправдаться » ( Uc. XLIII, 26 ). Поэтому и пророк говорил: « я сказал: исповедаю Господу преступление мое, и Ты снял с меня вину греха моего » ( Ncaл. XXXI, 5 ). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! « Ибо если вы будете прощать , – говорит Господь, – « должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный » ( Mф. VI, 14 ). Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию ( Лyk. XVIII, 3 )? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении. Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: « Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным » ( Дah. IV, 24 ). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам.

http://azbyka.ru/vopros/kak-poluchit-otp...

С чего начинается покаяние? Преподобный Пимен великий отвечает так: «Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях». Отсюда следует, что самоукорение - есть начало спасения христианина и восстановления его святости. Господь и ангелы на небе радуются воскресению пробудившейся от смертельной спячки души. А те, кто оправдывают себя, не видят своей скверны и падения, те отчуждают себя от покаяния. А так же вообще изгоняют из себя чувство раскаяния, если осуждают ближних. Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия, и заслуженных мук. Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие. Прибегая к Богу с покаянием и слезами, христианин не должен унывать больше и отчаиваться в своем спасении. Очищение от грехов есть источник здоровья и награда за покаяние. Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7.1), если хотим иметь общение с Ним. Цель нашего говения - приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Таин, к принятию самого Господа, Который говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 56). Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании Православной веры. А благодать Божия, осеняя кающегося, разрушает в нем царство греха, освобождает из темницы и водворяет в Царство Божие. Ибо истинное покаяние есть изменение сердца и злых нравов в добрые нравы, порождает стыд и сожаление от того, что бесстыдно и бесчинно поступал. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31,5). Признание в грехах весьма способствует их исправлению, и телесные вожделения увядают скорее, чем от поста и бдения; отрицание же греха, после его совершения, становится тягчайшим из грехов. Будем помнить, что велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души. Сердце нужно упражнять в незлобии, а тело в чистоте, и тогда соделаемся храмом Божиим.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/27/...

Само же покаяние, как и многие другие основанные на естественном законе вещи, о которых мы говорили во второй части (ИИ-И, 91, 4; ИИ-И, 95, 2; ИИ-И, 99), было конкретно определено как установленное божественным законом. Ответ на возражение 2. Подпадающие под естественный закон вещи были определены в Старом и Новом Законах по-разному – согласно несовершенству Старого и совершенству Нового. Так и покаяние было по-своему установлено в Старом Законе, а именно в отношении печали, которой надлежит быть скорее в сердце, чем во внешних признаках, согласно сказанному в [книге пророка Иоиля]: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» ( Иоиль. 2, 13 ), а также в отношении стремления к средству от печали в том смысле, что нужно исповедать свои грехи, по крайней мере, в целом, перед служителями Бога. Поэтому было сказано Господом: «Если кто... по неведению... понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, – и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему» ( Лев. 5, 17, 18 ), поскольку человек исповедал свой грех священнику уже самим своим приношением за грех. Поэтому [в Писании] сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их – тот будет помилован» ( Прит. 28, 13 ). Однако тогда еще не была установлена власть ключей, которая зиждется на страстях Христовых, и потому еще не было определено, что человек должен печалиться о своем грехе ради того, чтобы, исповедавшись и воздав, покориться ключам Церкви в надежде на прощение посредством силы страстей Христа. Ответ на возражение 3. Если внимательно исследовать сказанное Господом о необходимости крещения ( Ин. 3, 3 – 21 ), то станет очевидным, что Он говорил это до того, как стал проповедовать необходимость покаяния ( Мф. 4, 17 ). В самом деле, Он беседовал с Никодимом о крещении до заключения Иоанна, о котором сказано, что он крестил, позже ( Ин. 3, 23, 24 ), тогда как Его слова о покаянии были сказаны после того, как Иоанн был заключен в темницу. Впрочем, если Он и наставлял людей приносить покаяние до того, как наставил их принять крещение, то это связано с тем, что перед крещением требуется некоторое покаяние, согласно сказанному Петром: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» ( Деян. 2, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Слово Божие говорит: " В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, - если и вошла, - в сердце, порабощенном греху " . Нужно было Иоанну Предтече силою духа воздействовать на людей, чтобы они очистили свое сердце от всяких страстей, от всяких греховных не только дел и слов, но и самого настроения, сделали бы его способным принять Спасителя. Этого можно было достичь только через покаяние. Слово Божие, святые отцы, называют покаяние вторым Крещением. В таинстве Крещения человек, с верою крестившийся, не только получает прощение всех своих грехов, но и облекается в Самого Господа. " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " . Как в храме пребывает Господь, благодать Божия, так и в крещаемого входит Господь с Отцем и Духом Святым. Если бы после крещения человек не грешил, то он был бы святым, подобным ангелам, даже выше их. В нем, как в храме, пребывал бы и действовал Господь, действовала сила Божия. Но мы и после крещения творим всевозможные грехи и ими удаляем от себя Господа. Очиститься от грехов, вернуть благодать Божию, умолить Господа, чтобы Он не отошел от нас, а пребывал с нами, можно лишь глубоким покаянием, сокрушением сердечным, слезами о том, что мы согрешаем все время, оскорбляем Господа, нарушаем Его Святую волю, губим свою душу. Только искренним покаянием можно очистить себя, ибо всякого искренне кающегося Господь прощает и очищает, а в очищенную душу, как в храм Божий, приходит Господь. Через покаяние нужно было и израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: " Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " . Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому и ныне, чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, от всякой нечистоты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово внутри понимай в смысле слов Песни Соломона: введе мя царь в ложницу свою ( Песн1:3 ), и сорок четвертого псалма, в котором написано: вся слава дщере царевы внутрь ( Пс44:14 ). Снаружи же находится все то, что читается буквально, что бывает видимо на коре и не заключается [так сказать] в сердцевине духа. Таким образом и буквально, и духовно во всех книгах пророков написаны: плач о тех, которые после грехопадений приносят покаяние; песнь относительно тех, которые, не будучи запятнаны никакой нечистотой греховной, достойны песнопения и хвалы, и горе в отношении к тем, кои не приносят покаяния, но по жестокосердию собирают себе гнев в день гнева ( Рим2:5 ). Но если плач относится, как мы сказали, к тем, которые приносят покаяние, и если покаяние приносит исцеление раненным, то каким образом говорится по переводу LXX: дом Израилев пал и не восстанет более; дева Израилева заблудилась в земле своей, и некому поднять ее? Это [затруднение) может быть разрешено следующим образом: после того, как дом Израилев пал по своей воле, он не получит прежнего достоинства; после того, как дева Израилева заблудилась в земле своей, она не найдет никого, кто мог бы поднять ее. Обрати внимание на особенности выражений. Кто составляет дом и причисляется к общей массе, о том говорится, что он пал; но кто находится в числе дев, тот, если заблудится, то даже после легкого грехопадения не будет в состоянии восстать, – не в том смысле, что он не восстанет, а в том, что он не восстанет девой Израилевой и не восстановит его Господь Израилев [девой]. Ибо не одну и ту же славу имеет тот, кто всегда следовал за Господом, и тот, кто блуждал вдали от стада и после того был принесен на плечах доброго Пастыря ( Лк15:5 ). Поэтому и чрез другого пророка Господь говорит: «покаяние грешника Я предпочитаю смерти» ( Иез18:23 ). Покаяние предпочитается сравнительно не с самой чистой святостью и не с церковью, (которая не имеет пятна или порока), но с смертью и адом. Это мы говорим не в тех видах, чтобы, подобно Новату, уничтожить надежду на покаяние, но для того, чтобы сделать менее смелыми и более осторожными тех, которые, надеясь, по причине открытой двери покаяния, на будущее, утрачивают настоящее и, имея возможность оставаться без раны, получают по неосторожности рану, от которой впоследствии будут испытывать боль и мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стало ясно, что до окончательного торжества Божьего во всем творении, которое произойдет только после Второго пришествия Христова, даже у верных христиан осталась частица греха, и даже они согрешают, хотя эти их грехи совсем иного рода: не лишая верующих благодати Божией полностью, эти грехи, названные апостолом «грехами не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), напоминают о немощи человеческого естества и греховности всего мира. Апостол Павел так говорил об этом: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. … Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:19–20, 22–23 ). Апостол Иаков кратко охарактеризовал данное явление: «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). В связи с этим возникла необходимость покаяния для верных христиан, которые желают очиститься даже от повседневных мелких прегрешений, и вновь предстать пред Богом чистой душой и трезвенным сердцем. Например, св. ап. Павел ожидает покаяния от коринфских христиан, которые были замечены в «нечистоте, блудодеянии и непотребстве» ( 2Кор.12:21 ). Апостол Петр предлагает покаяться Симону, пожелавшему за деньги получить рукоположение: «покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» ( Деян.8:22 ). Отсюда начальное учение о Таинстве покаяния у святых апостолов в практическом плане, при котором имеет место сожаление о своих грехах. Нет возможности утверждать, какая использовалась при этом внешняя форма в ранней Церкви — ведь крещение не могло быть совершено второй раз. На мысль о том, внешняя форма должна была быстро возникнуть, наводят слова ап. Иоанна Богослова о связи покаяния с исповеданием грехов: «Если говорим, что не имеем греха, — пишет он, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши (то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Так что же означает покаяние? Припоминаю слова святого Иоанна Лествичника, который говорит, что то, что ты всё время не успеваешь сделать, то, на что у тебя всегда нет времени, — это и есть то единственное, о чем Христос спросит тебя, сделал ли ты это; единственное, за что ты будешь отвечать пред Богом; единственное, чего Христос взыщет у твоей души в Судный день. Вместе с любовью, вместе со всем хорошим, чего Господь хочет от нас: смирением, добротой, милостыней, всеми добродетелями, которые украшают душу и оживотворяют наше бытие, — вместе со всем этим Он взыщет, имели ли мы покаяние. Это после того, как ты наделал ошибок, после того, как потерпел неудачу во всем, чего хотел достичь (а мы, конечно, все терпим неудачи, никто в совершенстве не достигает того, что хотел, никто не достигает вершины, на которую хотел взойти. Никто не может иметь совершенной любви, совершенного смирения, полной и бескорыстной самоотдачи, чистоты сердца, никто не может иметь этого в совершенной степени, как этого хочет Бог), Господь говорит: «Если ты не мог достигнуть всех этих благ, которых хотел в жизни, поскольку был бессилен; а если и достиг чего, то сам же проваливал это своей злобой и эгоизмом, так хотя бы раскаяние во всем этом у тебя имеется? Обагрило ли покаяние все стороны твоей жизни, все моменты твоей жизни? Украсило ли их покаяние , исправило ли их? Ты был грешен? Я не буду тебя судить за то, что ты был грешен, потому что знаю, как Бог, что ты грешен. Я знаю, что ты глина, знаю, что ты пыль, и не жду от тебя ничего больше — Я знаю, что сам ты ничего не можешь сделать! Ведь без Меня вы не можете сделать ничего (См.: Ин. 15: 5)! Ты не можешь сделать ничего, Я знаю это и не вознегодую, когда увижу твои немощи, потому что знаю, что ты весь — одно сплошное бессилие, одна язва». Человек — великая язва вселенной. Бог знает это и поэтому не будет судить нас, не будет ругать за то, что мы грешны, не заругает и за то, что мы не достигли великих целей в жизни. А мы и не можем достигнуть великих целей, потому что мы люди — маленькие и бессильные. Всё великое, чего можно достигнуть, принадлежит Ему, как и всё великое, происходящее через нас, тоже принадлежит Ему. Он дает нам силу, благодать, крепость и действует через нас.

http://pravoslavie.ru/88739.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010