1276 Поликарп пишет к филиппийцам (гл. 13), что отправил им послания Игнатия (τς πιστολς Ιγντιου, τας πεμφθεσας μν π» αυτο κα λλας… πμψαμεν μιν). Цан и Функ полагают, что эта sylloge Polycarpiana состояла из шести посланий, исключая Послание к римлянам. (Ашер исключает Послание к Поликарпу). Ириней цитирует отрывок из Послания к римлянам, Adv. Haer. V. 28, §4. Ориген говорит о нескольких посланиях Игнатия и цитирует места из посланий римлянам и ефесянам, см. Prol. in Cant. Cantic. и Hom. VI. in Luc. (III. 30; 938, Delarue). Цан (p. 513) находит следы влияния Игнатия у Климента Александрийского и в книге Лукиана De Morte Peregrini, которая была написана вскоре после мученичества Поликарпа. 1280 Τας κακοτεχνας φεγε, согласно всем рукописям, даже сирийской. Бунсен предлагает читать κακτεχνους, в смысле женщин–обольстительниц, кокеток, а не κακοτεχνας. Но даже если забыть, что это лишь предположение, данное изменение, по сути, ничуть не смягчает назидающего тона письма. 1282 Такие римо–католические авторы, как Ниршль и Спринцл, находят у Игнатия обоснования всего богословия и церковной политики Рима. Епископалы восхищаются им как адвокатом епископата, но для них Игнатий доказывает и слишком мало, и слишком много: мало, потому что он не имел представления об епархиальных (окружных) епископах, а говорил только о главах поместных церквей; много – потому что он требует абсолютного повиновения епископу как представителю Самого Христа, в то время как пресвитеры у него представляют апостолов. Более того, епископат Игнатия свободен от идеи избранности и отделенности священства, которая возникла позже, у Киприана, но на которую намекает уже Климент Римский . 1283 Кальвин, который, однако, был знаком только с более длинным, искаженным и бесполезным вариантом посланий Игнатия, называет их отвратительным мусором (Inst. I. 1, с. 13, §29); доктор У. Д. Киллен, который должен был разбираться в этом лучше, из сильных антипрелатистских чувств говорит об Игнатии, даже на основании короткого сирийского варианта, как об «антиевангельском формалисте, инфантильном хвастуне, мистике–мечтателе и безумном фанатике» (Ancient Churchy 1859, p. 414). Неандер ведет себя гораздо умереннее, но не может представить себе, чтобы у мученика, жившего так близко к апостольскому веку, не было более важных мыслей для передачи другим верующим, чем «эти слова про послушание епископам» (Ch. H. I. 192, note, Bost. ed.). Баур и тюбингенские критики отвергают все произведения Игнатия как подделку. Рот, с другой стороны, говорит о благоприятном впечатлении, которое производит на него энтузиазм мученичества, отраженный в посланиях, а Цан (ортодоксальный лютеранин) считает послания Игнатия в более кратком греческом варианте достойными сравнения с посланиями Павла (р. 400).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Встречаем в летописи особый отдел новгородских купцов, производивших торг солью (прасолов); встречаем упоминовение о торговых дворах – Готском, Псковском. Наконец, от описываемого времени до нас дошли три договора новгородцев с Любеком, Готским берегом и Ригою: первый относится к 1270 году и немногим отличается от приведенного прежде договора; второй относится к концу XIII или началу XIV века, ко времени княжения Андрея Александровича: в нем новгородцы дают купцам латинского (немецкого) языка три сухих (горных) пути по своей волости и четвертый водяный (в речках) с условием, что если путь сделается нечист (опасен), то князь подаст об этом весть иностранным купцам и велит своим мужам проводить их. В другой грамоте, относящейся ко второй половине XIV века, новгородцы обязываются не поминать вперед вреда, причиненного их купцам немецкими разбойниками перед Невою; из этого договора узнаем, что новгородцы ездили торговать в Любек, на Готский берег и в Стокгольм. Любопытны некоторые подробности о немецкой торговле в Новгороде, заключающиеся в постановлениях, или так называемых скрах: например, запрещалось брать у русских товар в кредит, вступать с ними в торговую компанию и перевозить их товары; запрещалось вывозить поддельный воск, ввозить поддельные сукна; запрещалось продавать товары по мелочам; розничная продажа с ограничениями дозволялась только так называемым Kindern. Никому не позволялось ввозить товаров на сумму, превышавшую 1000 марок серебра. Право избирать олдерманов было впоследствии предоставлено только депутатам Любека и Висби, и притом из их же граждан; то же самое соблюдалось и при выборе священников. Запрещалось испрашивать привилегии для личных выгод или делать новые постановления без согласия Любека и Висби. Запрещалось привозить купцов иностранных, не принадлежавших к немецкому обществу, преимущественно ломбардских. Главный путь иностранных купцов шел по-прежнему – Невою, Ладожским озером, Волховом через Старую Ладогу, к волховским порогам, по которым за известную плату проводили их суда особенные лоцмана, далее к Taberna piscatorum (Рыбацкая слобода на 33 версте от Ладож.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но... пока Ватикан будет представлять для нас лишь убежище ненависти, мы не в состоянии присоединяться к концерту тех похвал, которые без сомнения прозвучат в Вашей, м. г., – так заканчивает смелый и благородный патриот-итальянец свое письмо к Боайе д’Ажапу, – книге“. Как много здесь, в этих единодушных жалобах итальянцев на ненормальность отношений к ним папы, трогательного и горького и, – что важнее, – как много здесь справедливого!.. И вот венок на голову юбиляра, сотканный из самых изысканных и красноречивых похвал, – венок красивый и нарядный теряет свою цену; в нем оказываются тернии; его блеск, когда мы рассматриваем его ближе, оказывается по местам мишурной и красота, в значительной мере, поддельною... Трагична история папства и на многие грустные размышления она наводит! Даже в наиболее светлые моменты своей истории, каков по справедливости момент, переживаемый им ныне, в дни юбилейных торжеств своего выдающегося представителя, оно не может вполне вкушать блаженство мира. Его самые высокие восторги и радости не лишены некоторой доли горечи, – не той благородной горечи, которая свидетельствует человеку, что он мужественно держит знамя долга и чести, но – низменной, унижающей человека, которую мы причиняем друг другу всякий раз, когда, с чисто животными инстинктами, за- —533— бывая свое высшее назначение и призвание, бросаемся к одной и той же раздражающей нашу зависть приманке. Для папства такого приманкой, – источником таких, «не возвышающих, но унижающих его, страданий служит светская власть: мы слышали, какие горькие жалобы исторгают у людей заинтересованных эти притязания, да и не у заинтересованных только (см. письмо Жюль Симона 1063 – в том же тоне)! А как эти жалобы должны отозваться в ушах папы? Какие движения души, какое настроение должны вызвать?! Лев XIII, по общим отзывам о нем, принадлежит к числу тех выдающихся личностей, которых „Провидение и его первый министр, время“ воздвигают в эпохи особенно трудные, для устроения особенно запутанных и обострившихся отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Paris, 1869. Перев. с французского J. Lockwood, N. York, 1869. Новаторская и очень любопытная работа, к сожалению, изобилующая домыслами и ошибками. Thomas Lewin (автор «Fasti Sacri»): The Life and Epistles of St. Paul, new ed. Lond. and N. York, 1875, 2 vols. Великолепная работа, итог многолетних трудов, 370 иллюстраций. F. W. Farrar: The Life and Work of St. Paul. Lond. and N. York, 1879, 2 vols. Очень глубокий труд, написанный живым языком. W. М. Taylor: Paul as a Missionary. N. York, 1881. W. H. Ramsey (профессор гуманитарных наук в Абердинском университете): The Church in the Roman Empire before A.D. 170. С картами и иллюстрациями. London and New York, 1893 (494 pp.). Ценный труд, за который папа Лев XIII наградил автора золотой медалью. Первая часть (pp. 3–168) посвящена миссионерским путешествиям Павла по Малой Азии и основана на тщательных топографических изысканиях и прекрасном знании этого периода Римской истории. Рэмси приходит к заключению, что почти все книги Нового Завета могут быть подделками II века не в большей степени, чем творения Горация и Вергилия — подделками времен Нерона. Данный исследователь выдвигает гипотезу о неких «путевых заметках», составленных при непосредственном участии Павла и легших в основу Деяний апостолов (Деян. 13 — 21), которые он называет «авторитетнейшим источником для специалиста по истории Малой Азии» (р. 168). Рэмси настаивает на подлинности пастырских посланий, которые вписываются в картину последних лет правления Нерона (246 sqq.), и возражает Хольцману. Он относит написание 2 Послания Петра к тому же периоду, что и написание «Пастыря Гермы», то есть не позднее 130 г. (р. 432). А 1 Послание Петра, по мнению Рэмси, было написано около 80 г., вскоре после того, как Веспасиан продолжил политику Нерона (279 sqq.). Если эти датировки верны, то либо автором этих посланий был не Петр, либо он прожил еще долго после гонений Нерона. Предание о том, что апостол умер мученической смертью в Риме, возникло очень рано и пользовалось всеобщим признанием, но точная дата его смерти неизвестна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

(Cod. 5), Евангелие XIII в. (Cod. 7) с толкованиями на полях, бумажный кодекс XIV в. (Cod. 268), включающий творения свт. Василия Великого, отрывки из «Этики» Плутарха, уникальные произведения древнегреч. писателя Лукиана и др. Из старопечатных изданий стоит отметить 5 книг 1498-1499 гг. и, в частности, «Этимологический словарь» - 1-ю книгу, напечатанную греками на Западе. 85 книг изданы в XVI в., 120 - в XVII в., 320 - в XVIII в. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Систематизация богатейшего хранилища архивных документов Д. проходила в неск. этапов: составление в 1920 г. Кодекса, состоящего из текстов 75 древних рукописей; систематизация в 1924 г. более чем 6 тыс. позднейших документов (XVIII - нач. XX в.) и, наконец, окончательный ее этап в 1960 г., после чего документы N 1-145 (1037-1496) были изданы Н. Икономидисом в серии «Archives de l " Athos» (Actes de Docheiariou. P., 1984. T. 13. P. 3-29). Одну из ранних попыток сохранения архива по просьбе отцов Д. предпринял в 1791 г. прп. Никодим Святогорец, точно переписавший 10 визант. документов, касающихся привилегий и владений обители. Наиболее древним визант. документом является грамота имп. нотария Иоанна Каматира 1037 г., определяющая границы Д. и подтверждающая его владения за пределами Афона. Есть и др. подлинные исторические документы, по большей части указы императоров, напр. Алексея I Комнина (1089), хрисовулы Михаила VIII Палеолога (1267 и 1280), Андроника III Палеолога (между 1325 и 1332), Иоанна V Палеолога (1343, 1351 и 1355), Иоанна VI Кантакузина (1349), Мануила II Палеолога (1409), серб. кор. Стефана Душана (1349) и др., а также 2 поддельных хрисовула Иоанна Палеолога (1355). Имеется немалое количество патриарших грамот, 4 из к-рых относятся к визант. эпохе (3 патриарха Каллиста I (1355) и 1 - Филофея Коккина (1375)). Кроме множества более поздних патриарших документов, среди к-рых можно отметить сигиллий патриарха Парфения IV об учреждении ставропигии (1660) и не имевшее результата синодальное послание Константина I о введении киновии (1834), в архиве хранится большое число распоряжений митрополитов, епископов и Протата, монастырские акты.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Такое количество исправлений в выходной записи настораживает. В остальном сборнике на страницу приходится самое большее три-четыре разновременных правки, а есть страницы вообще без них. О заказчике Сидоре Киприанове ничего не известно, а вот Матвей Михайлович Кусов знаменит как книжник, имевший отношение к ведению владычного летописания во времена составления Новгородской 4 летописи. Текст летописной записи, продолжающей приписку, рассказывает о двух событиях 1414 г.: пострижении в схиму владыки Иоанна (1386–1415) и смерти посадника Кирилла Дмитриевича. Именно она послужила источником статьи 6922 (1414) г. Н1 мл. и Новгородской 4 летописей. 345 На месте соскобленного восстанавливается слово «изысканиемь» по аналогии с другими записями на книгах, изготовленных «изысканиемь Матф я Кусова»: на Каннонике 1411 г. (РНБ, ОР, Соф. 399 ) и Паримийнике 1413 г. (РНБ, ОР, Соф. 53 ). Однако, все не так просто с последней рукописью: сам кодекс датируется XIII в., а запись сделана на отдельном листе, приклеенном изнутри к переплету. 346 Так как два сборника были изготовлены «повелением владыки Иоанна», был сделан вывод, что и в сборнике 1414 г. первоначально упоминался именно он. 347 А.И. Ермолаев полагал, что имя владыки переправлено «новейшею рукою», а название церкви было поправлено до этого. Антоний был Новгородским архиепископом в 1211–1219 и 1225–1228 гг. Надвратный храм св. Владимира в Новгородском кремле был поставлен архиепископом Давидом в 1311 г. Изменение даты сборника и отнесение текста ко временам владыки Антония могло быть связано с тем, что 20 января 1415 г. Иоанн окончательно оставил кафедру. В пользу такого предположения, казалось, говорит и то, что в записи о пострижении в схиму имя владыки тоже изменено на «Антонъ». Иоанн скончался в Деревяницком монастыре 24 июня 1417 г. Однако в 1413 г. к Паримийнику Соф. 53 конца XIII в. приделали новый переплет и написали, что вся книга была переписана дьяком Василием «повел ньемь владыц Иоана, а изисканьемь Матф я Кусова». В записи тоже есть летописное сообщение о современном событии: чуде от иконы Богородицы в Можайске. Сборник 1414 г. мог действительно происходить из XIII в., а запись подделываться дважды: когда Сидору Киприанову отдавали заказанную им книгу, и вторично, после ухода с кафедры Иоанна. Так как сам кодекс не сохранился, проверить это предположение невозможно. Правильнее говорить, что сборник Матвея Кусова был изготовлен не позже 1414 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ VI Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт VI, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († июль/авг. 974, Рим), папа Римский (19.01.973 - июль/авг. 974). Согласно Liber pontificalis , римлянин, его отец Хильдебранд принял монашество. Кардинал-диакон ц. св. Теодора, Б. был избран вскоре после смерти папы Иоанна XIII (6 сент. 972), но возведен на престол лишь 19 янв. 973 г., когда герм. имп. Оттон I утвердил его избрание. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) брат Иоанна XIII рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции ), воспользовавшись трудным положением нового имп. Оттона II , к-рому необходимо было сначала утвердить свою власть в Германии, организовал мятеж и овладел Римом. Б., поддерживавший партию Оттона II, был схвачен, низложен и заточен в замке св. Ангела (Сант-Анджело). Вместо Б. Кресценций поставил антипапу Бонифация VII . Оттон II, узнав об этом, направил в Рим послом гр. Сикко, однако тот не смог добиться освобождения Б. Вскоре Б. скончался в заточении; подозревали, что он был задушен пресв. Стефаном по поручению Бонифация VII (см., напр., в Хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon. ad annum 974//MGH. SS. Vol. 5. P. 116; PL. 143. Col. 223). Гр. Сикко с имп. сторонниками осадил замок св. Ангела и изгнал Бонифация VII, к-рый с приближением армии Оттона II к Риму бежал в К-поль. В начале своего понтификата Б. провел Собор в Риме, на к-ром по просьбе архиеп. Теодориха Трирского подтвердил привилегии Трирской церкви (24 янв. 973) (PL. 135. Col. 1083A - 1084C). Он также подтвердил привилегии мон-рей Субиако в Италии (26 нояб. 973) (PL. 135. Col. 1084D), Везле в Галлии (28 нояб. 973) (PL. 135. Col. 1085A - 1086C), Сан-Педро де Родас в Испании (апр. 974) (PL. 135. Col. 1086D - 1090A). Подлинность посланий Б. еп. Веронскому Милону ( Jaffé. RPR. n. 3772), еп. Тиволи Иоанну (PL. 137. Col. 350), архиеп. Зальцбургскому Фридриху (PL. 135. Col. 1081A - 1082C) вызывает сомнения. Имя Б. также связано с т. н. Лоршскими фальсификатами - поддельными посланиями пап Симмаха , Льва VII , Агапита II и имп. грамотами о правах и привилегиях Лоршской ц. Они были составлены по заказу еп. Пассау Пильгрима, стремившегося возродить древнее рим. архиеп-ство Лорш, охватывавшее территории Паннонии и Мёзии, и включить т. о. в свою юрисдикцию Венгрию и Моравию. В состав этих фальсификатов входят письмо Пильгрима к Б. с просьбой подтвердить восстановление Лоршского архиеп-ства для обращенных им в христианство венгров (неизвестно, было ли оно в действительности отправлено) и ответ Б. об отделении архиеп-ства Лорш от Зальцбургского архиеп-ства и восстановлении его в рим. границах. Пильгрим получил также паллий архиепископа, в сферу его пастырской юрисдикции были включены Бавария, Венгрия и Моравия (PL. 137. Col. 315A - 317D опубликован под именем Бенедикта VII ).

http://pravenc.ru/text/78036.html

Об умышленной порче книг монахами находим известие в «Беседе валаамских чудотворцев» (иначе «о неприличии монастырям владеть вотчинами»). Автор говорит – «А то цари не ведают и не внимают, что многие книжники из иноков, по дьявольскому лестному умышлению, из святых божественных книг и из житий выписывают и из книг преподобных и святых отцов выкрадывают, а на место их в те же книги приписывают лучшее и полезное себе в свидетельство того, что подлинное святых писание " 160 . Мы не говорим уже здесь о подделке грамот и документов в тех или других интересах 161 . Только совокупностью разнообразных причин можно объяснить то положение, в каком оказалась русская церковь во время Максима Грека : когда после Стоглавого собора, стали пересматривать книги, чтобы неисправные заменить исправными, то »мало книг оказалось потребных, прочие же все были растлены или переписчиками ненаученными и неискусными в разуме, или неисправлением пишущих» 162 . § VII Исправления книг в XI-XIII в, как у южных славян, так и русских не видно. Впервые сознание неисправности списков (преимущественно богослужебных книг) и первые попытки исправления их по греческим оригиналам, появились в Болгарии в конце XIII в. Хотя о первых попытках этих исправлений мало сведений, но до нас дошли в значительном числе тексты, исправленные здесь в ХШ и XIV вв. Во второй половине XIV в. болгарский патр. Евфимий (живший в Тернове), заботясь об исправности книг священного писания и богослужебных книг, упорядочил среднеболгарскую орфографию и сделал ее однообразной. В Сербии были также попытки исправления в нач. XIV в. и слышались такие же жалобы на порчу текстов. По исправлении книг в Болгарии, Сербия получила исправленные тексты и многие сербские книги XIV и XV в.в. отличаются исправностью последних 163 . Можно думать, что разнообразие списков было первой побудительной причиной поверки и исправления текста священного писания. Мы видим, что способы приобретения книг в России были весьма различны, и потому неудивительно, что получаемые списки не могли быть одинакового качества, а при существовании кратких и полных текстов священного писания, дело еще более усложнялось под влиянием писцов, и потому выходило, что полные списки, как реже переписываемые, отличались большим достоинством, а краткие, то пополняемые, то сокращаемые – подвергались большему искажению. Таким образом, когда переписчику случалось списывать с нескольких списков, а он не отличался знанием своего дела, то руководствовался при своих поправках личным взглядом: делал так, как ему казалось лучше. Напротив, если он был подготовлен и приучен к книжному делу, или был знаком с греческим языком, то он сличал рукописи между собою, или даже с греческим текстом. О первом, как о деле обыкновенном мы не станем распространяться здесь, притом оно очевидно из того, что мы говорили выше; относительно же второго обстоятельства мы коснемся настолько, насколько это необходимо для нас, не вдаваясь в подробности 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

время, т. I, стр. 36). А. Э. II, стр. 25. 41 В грамоте об избрании Бориса мы читаем: вместо печерскаго игумена Псковскаго Иоакима Генадья епископа Псковскаго. Тоже за игумена Новгородскаго Антониева монастыря Вежицкий игумен Закхей. (А. Э. II, стр. 47). 42 Агитаторы Бориса могли и на Иова оказать давление. Так, по словам дьяка Тимофеева, „рачители Годунова ускориша самаго Архиереа во дворъ“ т. е. побуждали Иова идти процессией к Годунову (Р. И. Б. XIII, стр. 528). 44 В качестве новинки, говорит проф. Дмитревский, нельзя не отметить у Арсения, архиеп. Елассонского, упоминания о многих представителях восточной православной церкви при коронации сего государя. Так,например, от Константинопольского патриарха был епископ Ериссо и святой горы кир Игнатий, который вскоре после того был назначен архиепископом Рязанским, а при Лжедимитрии избран патриархом Москвы и всея России, – архиепископ Охридский кир Нектарий, – митрополит Видинский Феофан, великий архимандрит Иерусалимский кир Дамаскин, по происхождению из Эллады, – великий старец великой лавры св. Саввы освященного в Иерусалиме Дамаскин и многие другие иеромонахи и монахи св. Горы Афонской и из других различных монастырей (Дмитревский – Арсений Елассонский – стр. 94). 45 А. Э., II, 8. К. Аксаков так говорит об этих грамотах: при официальных актах или лучше при официальном изложении дел вступала в свои права византийская риторика, к которой считало как-бы обязанностью прибегать в известных случаях наше высшее духовенство, и от которой столько отличается старинное летописное изложение, составленное, однако – духовными же лицами, но при других условиях. Эту официальную реторику встречаем мы в актах, относящихся к избранию Годунова. Это не официальная ложь, это просто высокопарный слог, цветы красноречия, сочувствия к которым не имеем, ибо это все-таки ложь, хотя и риторическая, ибо это цветы поддельные ради красоты слога. (Сочинения, – т. I, стр. 263). 51 Р. И. Б., т. XIII, стр. 930. Исследователь сказаний о смутном времени, Платонов говорит: очевидно, что здесь под словами – та вся новотворимая Борисом – нельзя разуметь культурных новшеств Бориса, о которых автор истории о патриархе Иове не говорил ни слова, а следует понимать событие политическое – узурпацию Борисом престола путем преступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1952 K. Хазе (§102) так кратко и точно характеризует его: «Поклонник Либания и святого Антония, ревностно относящийся к науке и к монашеству, величайший из руководителей церкви». 1953 Первый в tom, i, второй в tom. iii, ed. Garnier. Оба включены в Thilo, Bibliotheca Patr. Graec. dog т., tom. ii. 1954 ξαμ€ρον, или Homiliae ix in Hexaëmeron. Opera, i, pp. 1–125, ed. Garnier (new ed.). Подробный анализ этих проповедей дан в Schröckh, xiii, pp. 168–181. 1956 В том числе некоторые поддельные, некоторые с сомнительным авторством и некоторые, принадлежащие другим лицам. Tom. iii, pp. 97–681. Нумерация у Гарньера отличается от нумерации предыдущих издателей. 1957 То, что он был женат, видно из его собственной оговорки в De virginitate, с. 3, где под Феосебией он понимает свою жену (а не сестру, как думали некоторые из ранних римских ученых и как считает Rupp, l. с, р. 25), и из послания Григория Назианзина с соболезнованиями, Ер. 95. Он жалуется, что его прославление παρθενα больше не может принести желанных плодов. Похоже, Феосебия была еще жива в 384 г. Григорий Назианзин в своем кратком панегирике ей говорит, что она соперничала со своими шуринами (Василием и Петром), которые были священниками. 1958 В своем диалоге De anima et resurrectione (Περ ψυχς κα αναστσεως μετ της δας αδελφς Μακρνης διλογος), Ορρ. iii, 181 sqq. (ed. Morell., 1638), издано отдельно – J. G. Krabinger, Lips., 1837, и в недавнее время, вместе с биографией его сестры, Franc. Oehler, с переводом на немецкий, Leipz., 1858. Последнее издание является в то же время первым томом проекта «Избранной библиотеки отцов церкви», где текст оригинала представлен вместе с новым немецким переводом. Диалог был написан после смерти его брата Василия и в связи с ней. 1960 Никифор Каллист, H. Е., xiii, 13. Эти дополнения использовались за несколько лет до 381 г., они есть у Епифания, Anchorate, п. 120 (tom, ii, p. 122). 1962 Нехаётегоп Григория дополняет Нехаётегоп его брата Василия и рассматривает наиболее туманные метафизические вопросы, связанные с этой темой. Его книга о «Творении человека», хотя она и была написана раньше, может рассматриваться как продолжение «Гексамерона»; в ней прекрасно освещены духовное царское достоинство и назначение человека, для которого мир был сотворен и украшен, словно дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010