В связи с техническим прогрессом появления новых материалов в церковной ограде избежать трудно. Они вторгались и будут туда вторгаться. Нам же предстоит каждый раз, трезво рассудив, «в разум истины приити» и оценить возможность или, напротив, абсолютную невозможность их пребывания в православных храмах. Не зря же VII Вселенский Собор для всей полноты Церкви в «Определении…» перечисляет: «…Будут ли они сделаны из красок, или (мозаических) плиточек, или из какого либо другого вещества»! Иначе зачем перечисление? И если кто-либо вынужденно прибегает к использованию заменителей, то такие меры должны считаться не компромиссными, а временными. Самая большая опасность подделок состоит в том, что они исподволь расслабляют веру, вносят элемент несерьезности, театральной бутафории в ту область, где должны быть только благоговение и страх Божий.   Деяния Вселенских Соборов. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1873. С. 138–144, 319, 326, 409, 491, 593, 614, 664. Рабочая температура воска (60–80 градусов) поддерживалась на огне чернильных орешков. Каутерий – особый металлический инструмент, который использовался при окончательной отделке застывшего воска на поверхности картины или иконы. «Средневековые художники дорожили быстрым темпом работы, нередко переходя на скоропись. Действительно, темперные краски быстро сохнут, но, в отличие от восковых, время их “рабочего” состояния было более продолжительным и поддерживать его не представляло особых трудностей», – пишет А.И. Яковлева в своей работе: Метод средневековой живописи//Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 89. Успенский Л.А . Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 443. Прим. 78. Зинон, архимандрит. Беседы иконописца. СПб., 2003. С. 29–30. Шахбазян Киприан . Гносеологический аспект святоотеческого учения об иконе//Доклад на XIII Рождественских чтениях. Секция «Икона и иконичность». Курсив в тексте докладчика. Успенский Л.А . Богословие иконы Православной Церкви. С. 426. Успенская Л., Успенский Л. . О материалах в церковном искусстве//Журнал Московской Патриархии. М., 1988. 11. С. 20.

http://pravoslavie.ru/1264.html

Кто далек от Меня, далек от Царства». «Где есть хоть один человек, Я говорю, что Я с ним. Подними камень, и найдешь Меня. Разруби дерево – и Я там». Эти logia довольно созвучны тону Евангелий. Возможно, что Иисус произносил их. Но ничто этого не доказывает. В конечном счете, эти «речи» не дают нам ничего, чего бы уже не содержали канонические Евангелия. К апокрифической литературе относятся Acta Pilati, якобы официальный протокол суда над Иисусом, составленный Пилатом. Он упоминается в апологии Юстина Мученика (II в.) и у Тертуллиана (III в.) В действительности, это тенденциозный труд христианина, пытающегося представить Иисуса в наиболее выгодном свете. Кстати, имели хождение и другие Acta Pilati, тоже апокрифические, но языческого происхождения, и стремившиеся дискредитировать Иисуса. Поддельное письмо, составленное в XIII в. и приписываемое римскому магистрату Лентулу, с подробностями о личности Иисуса, тоже пользовалось странной и вовсе незаслуженной славой. Канонические христианские источники Помимо Евангелий, Новый Завет содержит еще некоторые свидетельства, относящиеся к истории Иисуса. Писания апостолов, конечно, полны рассуждений богословского, христологического порядка: темы воплощения, искупления, спасения преобладают в них. Но в писаниях апостольских, помимо Евангелий, можно отыскать некоторые указания и на земную жизнь и на историческую личность Иисуса. Ап. Павел писал свои послания до составления Евангелий; собственное его обращение произошло, может быть, год или два спустя после смерти Иисуса. Поэтому его историческое свидетельство о Иисусе представляется особенно интересным. Несомненно, он выдвигает на первый план «тайну Христа», а не жизнь Иисуса. Как волна, поднимающаяся со дна моря, покрывает берег и мешает различить детали его очертаний, так пламенная любовь Павла ко Христу, Который «живет в нем», мешает ему сосредоточить внимание на историческом Иисусе. Он резко возражает всем, упрекавшим его за то, что он не знал Иисуса при жизни. «Если мы и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестно, вернулся ли он в Александрию. Он умер до 220 г., примерно в то же время, что Тертуллиан . Ему, как и Оригену , не нашлось места среди святых Римской церкви, хотя в древние времена его часто называли этим почетным титулом. Его имя присутствует в древних западных мартирологах, но в мартирологе Климента VIII оно опущено, по предложению Барония. Бенедикт XIV подробно отстаивает правильность этого опущения (1748), ссылаясь на нездравомыслие его учения. III. Три ведущих произведения, написанных Климентом в период преподавания в Александрии, между 190 и 195 г., представляют три этапа воспитания человеческой расы Божественным Логосом, соответствующие трем степеням познания, которых требовали древние мистагоги 1500 , и связанные друг с другом как апологетика, этика и догматика, или как вера, любовь и мистическое видение, или как этапы христианского поклонения, ведущие к отправлению священных таинств. «Увещание к эллинам» 1501 в трех книгах с почти избыточной ученостью указывает на неразумность и безнравственность язычества, но и на присутствие в нем более благородного пророческого элемента и пытается привести грешника к покаянию и вере. В «Педагоге» или «Наставнике» 1502 автор рассказывает о христианской морали, постоянно приводя в сравнение языческие практики, и призывает к святой жизни, задача которой – стать подобным Богу. Наставник – это Христос, а дети, которых Он обучает, – простые, искренние верующие. «Строматы», или «Узорчатые ковры» 1503 , в семи книгах (восьмая, представляющая собой несовершенный трактат по логике, поддельная), позволяет ближе познакомиться с христианством, но без какой бы то ни было системы (отсюда название книги): это разнородная смесь исторических курьезов, прекрасных поэтических фрагментов, философских отступлений, христианских истин и еретических заблуждений. Климент сравнивает эту книгу с лесистой горой или садом, в котором растут плодоносящие и бесплодные деревья всякого рода, кипарис, лавр, ива, яблоня, маслина, смоковница; они растут в беспорядочном смешении, чтобы многие из них оставались скрыты от глаз грабителя, но ничто не ускользнет от взгляда труженика, который пересадит их и расположит в нужном ему порядке. Возможно, этот труд был лишь предисловием к более всеобъемлющему богословскому произведению. В конце автор рисует образ подлинного гностика, то есть совершенного христианина, помимо прочих качеств, приписывая ему стоическое умение быть выше чувственных привязанностей. Климента вдохновляла мысль о том, что христианство удовлетворяет все интеллектуальные и моральные желания и потребности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

“ – Нет, я не хочу пить чистую воду. Я хочу попить этой воды, т. к. вместо жертвы жаждой смогу принести нашему Господу жертву пить грязную воду”. Вода в этом пруду была действительно чрезвычайно грязной. Многие стирали там белье, и различные животные пили и купались там. Поэтому моя мать предупреждала нас, своих детей, что эту воду пить нельзя” (МЛрФ, с. 89). И даже такое встретим: “я с Жасинтой побежали за бабочками, которых мы ловили, чтобы потом отпустить их в виде жертвы” (МЛрФ, с. 126). Заигрались? Попали в иной духовный “ряд”, напоминающий о “жертвах” в бхакти-йоге? А ведь выполняли “откровения” “ангела” и Дамы: превратите, все, что можете, в жертву. Может, речь идет о молитве, о “жертве хвалы” ( Евр. XIII, 15 )? Например, Тертуллиан совершенную молитву называет “наилучшей жертвой” .  Нет, дети ясно различают “жертву” от молитвы: “Однажды меня спросили, велела ли нам Богородица молиться за грешников. Я ответила отрицательно. Пока люди расспрашивали Жасинту, он (Франсишко) отозвал меня при первой возможности в сторону и сказал: – А вот теперь ты солгала! Как ты только смогла сказать, что Богородица не поручала нам молиться за грешников? Разве Она нам не поручала за них молиться? – За грешников – нет! Она хотела, чтобы мы молились за мир и окончание войны. За грешников мы должны приносить жертвы” (МЛрФ, с. 129). “Приносите жертвы за грешников, потому что много душ попадает в ад, так как никто за них не молится и не жертвует”, – поучает Дама. Но ведь это хула. Церковь Православная молится и Дух Святой молится в ней. Жертва Голгофская принесена однажды и навечно, и возобновляется в Таинстве Евхаристии. Все зависит от свободного принятия и усвоения человеком этой Жертвы, не только не недостаточной, но ради которой, по слову св. прав. Иоанна Кронштадтского , и существует до сих пор мир, не испепелен огнем Правды Божией. Люди попадают в ад не потому, что якобы за них никто не молится, что кто-то за них чего-то не сделал. Беда в том, что люди не слышат зова Божьего, заглушают чем попало совесть и жажду высшего оправдания, вложенные в каждого человека, не ищут Бога на своих путях, довольствуются подделками под духовность. “Кто примет христианство со всею искренностью сердца в лоне православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется. Все человеки искуплены одною ценою – Христом: и в деле искупления единственное значение имеет искупная цена. Дается она без различия и без лицеприятия за каждого, желающего быть искупленным, верующего в значение цены, и исповедующего это значение. Исповедание значения искупительной цены есть вместе и отвержение всякого собственного значения и достоинства. Дается искупительная цена при условии самоотвержения” .

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

Украинской Церкви передадут древнюю икону, принадлежавшую Владимиру Мономаху 4 марта, 2013. Новостная служба Ученые называют находку уникальной, ведь икон этого времени на камне нет вообще. Материал, из которого изготовлена икона — природный гипс. 4 марта. ПРАВМИР. В рамках празднования 1025-й годовщины Крещения Руси в собственность Украинской Православной Церкви из частной коллекции будет передана икона Божией Матери «Умиление», датируемая домонгольским периодом. Об этом сообщается на сайте УПЦ . Икона была найдена во время раскопок на Княжеской горе под Каневом в 1930-х годах. Ученые предполагают, что образ принадлежал князю Владимиру Мономаху (в крещении Василий). Об этом свидетельствует надпись на обороте: «Господи, помози рабу Твоему Василию на многая лета стола его». По данным экспертов, икона изготовлена византийскими мастерами не позднее XIII века. Подделать ее в современных условиях невозможно. Ученые называют находку уникальной, ведь икон этого времени на камне нет вообще. Материал, из которого изготовлена икона — природный гипс. 18 августа 2012 года группа православных меценатов презентовала уникальную каменную резную икону Божьей Матери времен Киевской Руси Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 мая, 2022 29 марта, 2022 7 июня, 2022 3 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 28 мая, 2022 28 мая, 2022 27 мая, 2022 23 мая, 2022 29 марта, 2022 7 июня, 2022 3 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ukrainskoj-cerkvi-pere...

А. герц. Берри, который до этого безуспешно пытался получить частицу мощей святого у монахов Сен-Дени. По распоряжению короля монахи Сен-Дени устроили процессии с подлинной главой Д. А. по всему Парижскому еп-ству, чтобы показать всем, что подлинная святыня хранится в Сен-Дени. Парижский парламент начал разбирать тяжбу между монахами Сен-Дени и канониками собора Парижской Богоматери. 19 апр. 1410 г. было вынесено окончательное решение о том, что глава Д. А., еп. Афинского, находится в Сен-Дени, а в соборе Парижской Богоматери хранится глава сщмч. Дионисия, еп. Коринфского. Это решение не имело ничего общего с действительностью, однако еще в XVIII в. оно зачитывалось во всех церквах Парижского еп-ства в октаву после дня памяти Д. А. По свидетельству иезуита Аллуа, в XVII в. часть главы Д. А. хранилась также в сел. Эгель в герц-стве Люксембург. Происхождение реликвии неизвестно. Местные жители освящали у части главы Д. А. воду и вино, к-рые считались целебными, избавляя от головной боли. На макушке главы был изображен белый крест, по преданию начертанный ап. Павлом при рукоположении Д. А. во епископа. Часть мощей Д. А. якобы имелась также в сел. Ридрефельд (совр. Ротерфилд, графство Вост. Суссекс, Великобритания). Однако сведения о ней основаны на подложном дипломе герц. Оффы Бертуальда (подделка, возможно, XIII в.). В нем рассказывается о том, как Бертуальд долго не мог излечиться от тяжелой болезни и, узнав, что в Паризиях есть целительные мощи Д. А., отправился туда на поклонение. Получив исцеление, Бертуальд выпросил у настоятеля Фульрада частицы мощей, к-рые поместил в ц. св. Дионисия, построенную им в имении Ридрефельд. С именем Бертуальда действительно связано начало почитания Д. А. в Англии. Основой подложной грамоты Бертуальда стал подлинный диплом кор. Мерсии Оффы (790), в к-ром также сообщается о болезни и исцелении Бертуальда, однако сведения о храме и мощах Д. А. в Ридрефельде отсутствуют (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 939, 945-946). В 1059 г. англ. кор. Эдуард Исповедник упоминал о «славной у нас» (т.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Двенадцатый век — это золотой век рыцарства: крестовые походы заполняют его своими движениями и одушевляют героической эпопеей Chansons de gestes 565 . Но уже монархия — во Франции — делает первые успехи на пути к национальному единству. Но в городах молодая буржуазия строит свое хозяйство, свои цехи, свое самоуправление, явно перетягивая в город центр социальной жизни, к богатым рынкам, к новым соборам и к будущим университетам. Окрепшие торговые и культурные связи с Востоком необычайно расширяют географический и культурный кругозор. Еще сложнее то, что происходит в творчестве духа. Достигшее зрелости романское искусство начинает свой перелом в готику. Народные языки всюду пробуждаются к литературной жизни. Новая лирическая поэзия, родившаяся в Ю[жной] Франции (трубадуры) в конце прошлого века, постепенно завоевывает Север, неся с собою совершенно новое жизнеощущение и новую оценку любви. Но рядом с нею звучит объединяющая весь Западный мир торжественная латынь, не только в храмах и в школах, но и в обиходе «интеллигенции». Латынь очищается и утончается на изучении древних образцов. Некоторые филологи считают возможным говорить о «возрождении» XII века именно в смысле возрождения классического стиля. Поэму «Лигурина» о Фридрихе Барбароссе 566 долго считали подделкой гуманиста за ее классический язык. В XIII веке пишут уже небрежней, проще, «вульгарней». Начитанность Иоанна Солсберийского 567 в древних авторах немногим уступает эрудиции Кватроченто. Аскетическая идея не утратила своей власти над умами. Создаются новые монашеские ордена, реформируются старые. Но «клирик» теперь влечется не только в аскетические центры, но и в новые школы ради чистого знания. Ломают головы над проблемами логики и метафизики, не связывая их непременно с вопросами спасения. Еще глубже к истокам религии — и противоречия все углубляются. Бурная реформа Гильдебранда 568 , революционизировавшая Церковь, не прошла бесследно. Стремятся к возрождению и очищению Церкви, бичуя ее упадок, пороки ее иерархии.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Д. упоминается под 7 авг. в Мартирологе блж. Иеронима, где именуется епископом и исповедником (confessor), т. е. святым (немучеником). Память Д. и 4 формы величания святого содержатся в Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.). В списке Аррецийских епископов (XI в.), составленном на основе древних диптихов, имя Д. находится на 2-м месте и следует за именем свт. Сатира. Однако о последующих епископах Арреция, вплоть до 20-го по имени Майориан, присутствовавшего на Римском Соборе 680 г., сведений нет, поэтому с точностью установить время пребывания Д. на кафедре невозможно. Вероятно, Д. занимал кафедру ок. сер. IV в. и был преемником свт. Сатира, основавшего Аррецийское еп-ство при имп. Константине I Великом (правил в Италии в 312-337). Д. мог быть рукоположен во епископский сан Римским папой Юлием I (337-352). Однако Д. не был мучеником, хотя, возможно, сталкивался с сопротивлением язычников во время проповеди христианства. О чуде восстановления Д. разбитого потира упоминает свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. Dial. I 7), вероятно почерпнувший сведения из преданий. К кон. VIII в. в Риме на Авентинском холме существовал мон-рь, посвященный Д. (LP. Vol. 2. P. 24). К IX в. житийные сведения о мученической кончине Д. получили всеобщее распространение. Как мученик Д. упоминается в мраморном неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.) и в Мартирологе Флора Лионского . Св. Адон , архиеп. Вьеннский, подробно пересказывает в Мартирологе Мученичество Д. Кард. Цезарь Бароний также включил Д. в Римский Мартиролог как мученика. В XI в. Петр Дамиани составил проповедь о жизни Д. и 2 гимна в честь святителя. Сохранилась поддельная грамота, датированная 370 г. (составлена в 1275), в к-рой сообщается о дарении рим. трибуном Зиновием Д. и его преемникам обширных земельных угодий в Тусции. Упоминание имени Д. в грамоте свидетельствует о его широком почитании в Италии в XIII в. Первоначально захоронение Д. находилось к западу от города, впосл. над могилой святителя был построен храм, ставший кафедральным собором Арреция. В 1203 г. Римский папа Иннокентий III повелел перенести епископскую кафедру внутрь городских стен. Во исполнение папского указа в 1278 г. началось строительство нового собора, куда были перенесены мощи Д. В наст. время мощи святителя хранятся за главным алтарем собора в Ареццо в скульптурной мраморной гробнице работы Джованни Фетти и Бетто ди Франческо (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/178914.html

Как «викарий Христа» папа обладал неограниченной властью над всей Церковью. Примат папы в католич. Церкви И. обосновывал преемственностью от ап. Петра. Только ап. Петр, по мнению папы, получил всю полноту власти (plenitudo potestatis) в Церкви, тогда как др. апостолы имели лишь власть над отдельными провинциями (in partem sollicitudinis). Последовательное утверждение идеи преемства от «князя апостолов» проводилось во мн. областях церковной политики - дипломатической переписке (см., напр.: Regest. 2. 209), градостроительной деятельности (при И. началось обустройство папской резиденции близ Ватиканской базилики, а собор св. Петра в одной из выложенных там по приказу папы мозаик был назван «Матерью всех Церквей» - «Mater cunctarum decor et decus ecclesiarum»), новшествах в церемониале и литургии (интронизация И. состоялась 22 февр., в день праздника кафедры св. ап. Петра). У И. можно встретить идею о папской безошибочности в делах веры: он толкует Лк 22. 32 в том смысле, что Сам Христос молится о твердости и неизменности веры (constantia fidei) наместника ап. Петра. Притязания И. распространялись также на верховную судебную и законодательную власть. И. провел реформу папской канцелярии, усилив контроль над работой нотариев и защищенность грамот от подделки. Результатом стал первый сохранившийся более или менее полный папский регистр. И. был первым из пап, кто издал свод декреталий, включивший послания как И. (Compilatio III, 1209-1210), так и Климента III и Целестина III (Compilatio II, 1210-1212). И. ввел в практику инквизиционный процесс (inquisitio) как инструмент расследования преступлений клириков. Расследование могло начинаться на основании слухов или по письменным жалобам; суд получал возможность использовать материальные доказательства, собранные ex officio (в силу занимаемой должности), т. е. на судью возлагались расследование, поиск доказательств и вынесение приговора. Отдельные моменты инквизиционного процесса уточнялись в ряде папских декреталий 1198-1213 гг. (Liber Extra. III 12. 1; V 1. 17; 3. 31-32; 34. 10); полностью он был утвержден в 1215 г. 8-м каноном IV Латеранского Собора ( Mansi. T. 22. Col. 994-995). Начало активной деятельности инквизиционных трибуналов датируется 30-ми гг. XIII в. (подробнее см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/468777.html

В нашем случае нет в этом и надобности, ибо речь идет не о точном имени, а только о численном достоинстве его. Хотя нашему толкованию не противоречит и 616, но для меня более вероятно 666. В нем все цифры одинаковы и тем самым предполагают субъекта равномерных качеств во всех отношениях, где ничто не хуже и не лучше другого. А в рассматриваемом примере ни одна из цифр не знаменует ни полноты, ни совершенства, а, напротив, каждая свидетельствует об эссенциональной недостаточности, приближающейся, но не достигающей совершенства 7-ми, являясь в целом составе сплошным testimonium paupertatis. Это лишь напрасное и бесплодное стремление к седмичной полноте, свидетельствующее о безумном и злостном притязании на то, чего нет реально и быть не может идеально. И поскольку в анализируемом месте трактуется о мудрости, то тут нельзя разуметь несмысленного дурака, а необходимо предполагает сознательного подлеца и коварного нахала, который намеренно подделывается под неоспоримого авторитета и обманно украшает себя его ярким ореолом, чтобы успешно достигать своих злокозненных целей. И мы видели, что зверь отличался великими знамениями и чудесами и поражал народное воображение до того, что прямо обоготворялся как властитель всего мира. Все совершалось по эсхатологическим предречениям Спасителя о лжепророках и лжехристах (Мф. XXIV:11, 24; Мк. XIII:22), а о главнейшем из них Апостол Павел предсказал, что это – «сын погибели, противящийся и превозносящийся» до того, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. II:3—4). Но он не просто человек, а наихудший из людей, и «которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего», именно того беззаконника, «которого пришествие, по действию сатаны... со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. II:8—10). Разве все это не подходит точно к начертанной Апокалипсисом картине? В ней мы видим не только самообожение, но прямое обожествление и воплощение мирового зла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010