Господь уподобляет иудеев детям, которые жалуются на своих товарищей за то, что те не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за это, – детям, седящим на торжищах. На торжищах, т. е. на улице, месте общих детских игр. Пискахом вам, и не плясасте (мы играли вам на свирели, и вы не плясали). Указывается на обычаи, когда, по случаю праздников или каких особенных торжеств, совершались у евреев пляски под звуки свирели или других музыкальных инструментов (См. 15:25). Рыдахом вам, и не плакасте (мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали). Известно, что похороны у иудеев сопровождались печальными причитаниями, и иногда под музыку ( Мф.9:23 ). Здесь представляется, что дети в играх своих подражали большим. Ни хлеба не яст, ни вина не пъет, т. е. воздерживается от известной пищи и от вина, как Назорей (посвященный Богу), ведет себя, как строгий подвижник. В нем бес, т. е. он одержим бесом, и потому отличается странностями – не ест и не пьет. Это значит, что Иоанн не соответствует народному веселому житейскому настроению. Сын Человеческий, т. е. Он, Христос. (чит. в объясн. 24 ст. 5 гл.) Ест и пьет (ядый и пияй), т. е. не воздерживается, подобно Иоанну, от употребления обычной пищи и не уклоняется от вина, как простой человек, а не Назорей, с любовию разделяет трапезу с мытарями и грешниками, только бы привлечь их к Себе и спасти. Вот человек, который любит ест и пить (ядца и винопийца) и пр., т. е. упрекают Иисуса Христа в том, что Он не соблюдает воздержания и, таким образом, не соответствует строгой жизни Иоанна Крестителя. Св. Златоуст так объясняет эти слова Спасителя о Себе и о Своем Предтече: «Иисус сказал: мы играли вам на свирели, и вы не плясали, т. е. Я вел не строгую жизнь, и вы не покорились Мне; мы пели вам печалъные песни, и вы не рыдали, т. е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, прибавляет Златоуст – ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Господь хочет, чтобы мы с вами были такими же добрыми и милосердными, такими надежными соседями, которым был святой Николай. Он понимал, что деньги - это не только повод для тщеславия, не только повод для гордости, и использование их для собственного удовольствия. Все мы, христиане, должны хорошо понимать, что деньги Господь дает нам только для того, чтобы мы имели удобный способ послужить ими своим ближним, окружающим нас. Святой Николай показал нам пример этого. Когда мы говорили, что это невозможно - любить кого-то так же, как самого себя, или более: жить так, чтобы все то, что я имею самого ценного, я мог отдать. Господь нам сегодня показывает, что это возможно на примере этого человека, который выполнил заповедь любви Божией до конца. И мы знаем, что Божий Промысел вел его на протяжении всей его жизни. Любя Церковь и Бога, он не представлял своей жизни какой-то иной, вне служения. И когда он пожелал быть священником (сначала был диаконом), то служил в родном городе Патара (ныне это территория Анталии - города в Турции). Что интересно, об этом месте, где он родился, сейчас люди знают из двух источников: одни едут туда отдыхать, а другие знают, что это великая святыня для всех православных. В жизни мы очень часто так раздваиваемся. Мы должны спрашивать себя каждый день: «Чем для нас является та или иная святыня? Чем для нас является тот город, где родился этот великий святой - возможность получить дополнительные искушения (потому что мы знаем, что часто делают люди, которые ездят на море), или это возможность стать великим подвижником при тех же самых условиях?» Потому что у всех людей одинаковые условия и чтобы спастись и чтобы погибнуть. И от того, что мы себе выберем, будет зависеть наше будущее. Святой Николай стал на путь великого святителя, уже начиная с семилетнего возраста. Чудесным образом он призван был на служение. Случилось так, что в городе том скончался архиерей (архиепископ). И люди не знали, кого выбрать, поскольку достойных было очень мало. И один старец ночью молился, чтобы Господь Бог помог им выйти из этого сложного положения. Тогда ему явился Господь наш Иисус Христос и сказал, что тот человек, который утром первым войдет в храм Божий, и должен быть рукоположен во епископы. И так случилось, что первым пришел святитель (тогда еще священник) Николай, потому что он имел обыкновение начинать свой день с молитвы в храме. И когда его взяли под руки, приветствуя его и говоря, что сегодня его избрал Господь, он начал отказываться от этого служения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

Грех сделал людей рабами, невольниками злых влечений злого сердца. Чтобы возвратить человеку утраченную свободу, земное царство в отличие от небесного должно действовать принудительно, связывать своих членов положительным законом, налагать долг, устанавливать права, держать порядок, вводить суд, утверждать власть, требовать, направлять и останавливать, одним словом: всех вести к истинно-свободному, царственному жительству, в подобие Царства Небесного. Оттого в человеческом царстве неизбежны подчинение многих и начальство единого. Но в обществе учеников Христовых, этом предначинательном Царстве Божием, и подчинение, и начальствование уравниваются на всех равно лежащим благим игом Христовым, под которым начальствующий мыслит: не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить ( Мк.10:45 ); а подчиненный, будучи свободен от всех, свободно всем себя порабощает ( 1Кор.9:19 ). В полном же откровении для нас Царства Божия, или в Царстве Небесном, не будет и этого различения свободы от рабства, а будет одно всеобщее царствование, всесвободное, вседовольное и всеблаженное; не столько действование, сколько покой, не труд мысли и не подвиг воли, а наслаждение сердца, упоевающая трапеза общения всеблаженного Бога, полная и преисполненная благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ).) Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство… и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:29-30 ). Вот второй ответ Господа на вопрос наш о Его Царствии. Ясти и пити на Трапезе Царской значит пользоваться благами царственного звания, но не значит еще пользоваться его правами и преимуществами. Господь, завещая нам Свое Царство, возводит нас и на эту безмерную высоту. И сядете на престолах судить двенадцать колен Изра-илевых, — говорит Он. И слишком высоко, и слишком чудно новое обетование. Зачем нам судить Израиля, у которого есть Судия Истинный и Праведный, Которому дан весь суд ( Ин.5:22 )? И как нам судить Израиля? И в чем нам судить его? И какое наше отношение к нему? Не к одним ли апостолам надобно поэтому относить слова царственного завещания? Нет, братия, нет! Несомненно, что вместе с апостолами разумеется и вся Церковь Христова. Ибо если бы слова Христовы относились к апостолам лично, то следовало бы, что и Иуда-предатель сядет на престоле и будет судить одному из колен Израилевых… И что дивного, что Церковь святых будет судить Израиля? Святые судят его уже и теперь своей верой и своей жизнью. И что странного, что святые будут судить Израиля? Израиль — не только народ израильский, Израиль есть совокупность всех людей богоотступных.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Грех человеческий всегда сопровождался раскаянием, хотя и бессильным, и потому требовал Божественного исправления — введения человека в прежний богоустанов-ленный порядок жизни. Для этого, прежде всего, надобно было возвратить человеку силу Божию, снова сделать его доступным для вседейственного соприсутствия с ним Все-святаго Духа, Который перестал пребывать в человеках с, тех пор, как они стали плоть ( Быт.6:3 ). Но прежде этого надобно было прославить естество человеческое, ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ). Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Яне пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Как же прославить? Во-первых, оправдать человечество перед Богом, доказав общему клеветнику Бога и людей, что человек не общник диавола, что всеянное им семя зла нам чуждо, что мы свободно отрекаемся от него и от всех его дел, только не имеем сил побороть его, насильно увлекаемые его лукавством к беззаконию, и делаем то, чего не хотим (Рим, 7, 20). Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5-6 ), укрепляемый Божеством, побеждает всю силу вражию, преодолевает все искушения и возвращает нашей природе ее первобытное достоинство, становится вторым Адамом — родоначальником нового возрождаемого человечества. Первый Адам перед лицом всего разумного и неразумного мира взыскал себя паче Бога, второй отрекается от Себя ради Бога. Первый возревновал об удовольствиях чувственных, второй обрекает себя на все возможные горести и мучения до самой последней горчайшей муки — насильственной смерти. Первый, возгордившись, преслушал заповедь Божию, второй смирил Себя, быв послушным заповеди Отца Своего ( Ин.10:18 ) даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:8 ). Преступлением первого одного всем человекам осуждение; правдой Последнего всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ), так что как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим.5:19 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Да, святой Иоанн Креститель был призван обличить мировую злобу и возвестить близкий конец ее владычества. «Порождения ехиднины», отродья диавольской лжи возненавидели пророка, ревнующего об утверждении правды Божией. Но совсем иначе восприняли проповедь Иоаннову смиренные грешники, сознающие свое ничтожество и нужду в исправлении. «Горький дикий мед» обличения, которым питал их Креститель, для их душ становился небесною сладостью, ибо в покаянии они черпали надежду на помилование от Правосудного Господа, на прощение своих грехов. Очистительное крещение покаяния выводило людей из суровых, подчас до беспощадности суровых к падшим пределов Ветхого Закона и ставило раскаявшихся перед вратами Царствия Божественной любви Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Предтече так: «Руководимый Духом Божиим, он посредствует между законом и благодатью», – и в строгости этого духоносного посредника между двумя Заветами явлено величайшее человеколюбие. Святой Иоанн Креститель уподобился доброму и мудрому врачу, огненным словом прижигавшему греховные язвы душ человеческих. Тот же очистительный и спасительный огонь нес миру Сын Человеческий, о Котором говорит Предтеча: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Святая душа Иоанна Крестителя, пламенеющая боголюбием, была устремлена навстречу Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). В подвижническом служении и несравненной любви ко Господу смиренный Предтеча не искал для себя ни славы, ни чести. Этот праведник, не имеющий себе равных из рожденных женами ( Мф.11:11 ), почитал за счастье свидетельствовать о Христе: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его ( Мк.1:7 ). И вот настал долгожданный миг, когда святой Иоанн Креститель увидел на берегу Иордана шедшего навстречу ему Спасителя мира и Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ). Ликующим торжеством переполнилась душа Предтечи, ибо он мог наконец въяве поклониться Агнцу Господню и воскликнуть: Сей Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:15 и 34).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Действительно, при самом основании апостольской церкви Христовой, в день сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме, на праздник Пятидесятницы, в числе прочих «людей набожных», находились «жители Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, – иудеи и прозелиты» или обращенные из язычников ( Деян.2:10 ). Истинное и совершеннейшее богопознание и богопочитание утвердилось в Египте с распространением учения Христова, в особенности когда здесь была основана Александрийская церковь , столь богатая достославными пастырями и подвижниками, и основано Александрийское училище, столь известное знаменитыми учителями. 22. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. (И поразит Господь Египтян язвою великою и исцелит их цельбою, и обратятся ко Господеви, и услышит их и исцелит их цельбою). Ряд грозных бедствий, как сильная буря, пронесется над Египтом и разрушит весь древний строй его жизни: но затем, как после бури, наступает тишина и все освежается, оздоровляется; так и после бедствий в Египте наступит снова совершеннейшее благополучие. Основа этого благополучия – «обращение к истинному Богу». 23. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассирийцами будут служить Господу. (В той день будет путь от Египта ко Ассирианом, и внидут Ассириане во Египет, и Египтяне пойдут ко Ассирианом, и поработают Египтяне Ассирианом). «В тот день», когда Господь явит Себя в Египте судьёй и поразит его оружием Ассирийского царя, а потом исцелит Египет, когда поразит Ассирийского царя под стенами Иерусалима: тогда и ассирийцы признают свою зависимость от единого верховного Бога – Иеговы, прекратят свои враждебные отношения к Египтянам и, объединенные под одной верховной властью истинного Бога, будут служить Ему – приносить жертвы, дары и исполнять обеты (ср.ст.21). 24–25. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирийцы, и наследие Мое – Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Долго избранный народ приготовляем был к этому. Сам он многократно ходом обстоятельств своих приводим был к необходимости избрать из среды себя Единовластителя — с правом судить всего Израиля. Но ни в одном из судей Господь не нашел Себе мужа по сердцу ( 1Цар.13:14 . Деян.13:22 ), достойного представителя Себя Самого и верховного покровителя Своей Церкви. А вот на кого Я призрю, — глаголет Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:3 ). И этого кроткого узрел Он в сыне Иессея ( 1Цар.16:1 ). То был Давид. Только он мог быть истинным царем народа Божия, сочетать и Церковь и государство в одно Царство Божие. (Предшественник его был поставлен Промыслом на царство только для воспитания этого Царя.) Давид был царь в богонамеренном смысле этого слова. Он был посредник между Богом и народом, правитель во имя и от имени Бога. Он был образ не зримого, но вездесущего Царя Небесного, собравшего и совокупившего все судьбы человеческие в одно домостроительство спасения человеческого; он был живой и поразительный образ грядущего Искупителя, отобразил на себе почти всю земную судьбу Его; и малое царство его было не только прообразом, но и началом величайшего Царства Христова. Род Давида должен был царствовать вечно на престоле Израильском, царство — продолжаться до века ( 2Цар.7:16 ). Мы не поняли бы обетовании Господа, если бы на царство Давидово стали смотреть как на государство и на дом Давида как на род царей иудейских. Уже внуку Давида из всего его государства досталась только шестая часть. Потом не стало и самого царства Иудейского. Между тем, на богодухновенном языке пророков всё было одно и то же имя Давида. Один говорит, что таинственный Сын… дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века ( Ис.9:6-7 ). Дам вам завет вечный, - говорит Господь через того же пророка, — неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:3-4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Долго после этого знаменательнейшего откровения Божия не слышно было имени Сына человеческого. Необыкновенно было потому услышать его от Лица, Которое Само Себя называет Сыном Человеческим; и когда стали слышать, то многим показалось уместным спросить: кто сей Сын человеческий? ( Ин.12:34 .) Несмысленным вопрошателям дан был ответ, который заставлял их наперед просветить свое мысленное око. Сын Человеческий был Человек — истинный и совершенный, безгрешный и вземлющий грехи мира ( Ин.1:29 ), а потому Ходатай Бога и человеков, примиривший нас с Богом в Своем Теле, посредством Креста убив вражду на нем ( Еф.2:16 ), и в этом самом Теле открывший нам источник жизни и бессмертия. Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр.2:17 ); должен был стать примирительной Жертвой за нас — Агнцем человечества непорочным и пречистым, закланным за грехи людей, пострадавшим, и искушенным, и могущим помогать искушаемым ( Евр.2:18 ), приемлющим книгу судеб человеческих, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями, и разверзающим их одну за другой ( Откр.5:1 ) до скончания времен. Под звуки торжественных приветствий вступал Он некогда в этот день в Иерусалим обреченной на заклание Жертвой и плакал над несчастным городом, убившим уже столько пророков — Его слуг, друзей и собратий по человечеству. Вскоре и Сам Сын Человеческий будет отвержен людьми, предан, поруган и осужден, испиет чашу бедствий человеческих всю до последней капли. Должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин.12:34 ), — говорил Он в этот же самый день. Но вместе с бесчестием начиналась и слава Сына Человеческого. В тот же день Он говорил: Пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12, 23). Лишь только предатель выйдет с Тайной вечери приготовить Ему величайший и последний позор, первые слова Его будут: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 )… Среди позора заплеваний и заушений Он скажет нечто еще — самое высшее, что только может быть сказано в похвалу и славу Сына Человеческого: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:64 ). Эти слова в то время слепоты и оглушения произвели всеобщее неудовольствие и ускорили смертный приговор Ему.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

е. отлучает, явных противников установленных ей постов. 8) В воспоминание чего мы содержим посты в известные дни и в определенное время? 8) Успенский пост установлен св. Церковью в память о смерти Пресвятой Богородицы, постившейся перед Своей кончиной; Рождественский пост установлен для приготовления христиан к достойной встрече великого праздника Рождества Христова; Великий пост соблюдаем в подражание Христу, постившемуся в пустыне 40 дней и ночей; Петров пост установлен в память поста новозаветных св. пророков, учителей и Апостолов перед их выступлением на проповедь ( Деян. 13:1–3 ). Однодневные посты установлены в память следующих событий: пост 14 сентября – в память обретения и воздвижения св. Креста Христова; пост 29 августа – в знак печали о мученической смерти св. Иоанна Крестителя, пост накануне Богоявления содержим для приготовления себя к великому празднику Крещения Господня, посты в среду и пятницу установлены для воспоминания о том, что Христос в среду был предан на мучения, а в пятницу распят и умер на кресте за нас и за грехи всего мира. 9) Какая конечная цель соблюдения христианами постов? 9) Получения венца нетленного: «все подвижники, говорит св. Апостол о борцах и состязающихся в бегах, а также и о христианах, стремящихся к царству небесному, воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы –нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:24–27 ). Учение о христианских постах мы находим в творениях многих св. отцов и учителей Церкви, начиная с первых веков ее существования. Приведем свидетельство об этом некоторых из них. В Правилах Апостольских читаем о постах в среду и пятницу, а также и о Великом посте следующее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Откр.14:13 ). Простите слепому, так сказать, отелесненному взору души нашей, когда мы, живые, смотря на разрушающийся образ ваш, плачем и рыдаем. Нам не дано зреть и разуметь того дивного, нового состояния вашего, в которое живодательный Первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ) ввел теперь вас, верных слуг своих ( Ин.12:26 ). Мы плачем и тужим о вашем прежнем образе, потому что не можем не любить его, не I заниматься им, не жалеть о нем. Ибо его единственно мы знаем, его сами на себе носим, его считаем вещественным изображением невещественной мысли Творца, им и через него учимся тайнам своего собственного бытия и бытия всего мира, перед ним изумеваем, как перед нерукотворенной храминой нетленного духа, и перед ним благоговеем, как перед храмом Духа Святаго. Но вы, скинувшие с очей своих повязку телесного зрения, ясно видите теперь, сколько в вашем прежнем образе было некоего непонятного, ничем не устранимого расстройства и всестороннего несовершенства. Дух ваш тайно или явно, но неизменно жаждал жизни полной, свободной, мирной и вседовольной, а в теле скрывались скудость, худость, тревога и немощь. Дух порывался в небо, тело влекло и клонило к земле. Дух горел, и тело тлело! Может быть, большая часть вас не видела конца своему душевному терзанию. Повелением Бога на помощь вам поспешило, наконец, таинство смерти. Дух воспарил в горняя, в отчизну верную и вечно радостную. Братия! Оставим беседу с мертвыми и поговорим с самими собой: все мы некогда умрем, умрем неминуемо. Знаем, - говорит апостол, — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2 Кор. 5; 1-2, 4 ). Чьи это — столь отрадные — речи? Какой неложный христианин, исполнитель слова Христова, а не слышатель только ( Иак.1:22 ), говорит подобным образом? И что располагает его иметь такой светлый, радостный взгляд на смерть? Ничто, как любовь Божия, его объемлющая ( 2Кор.5:14 ), перед которой ничего не значат ни настоящее, ни будущее ( Рим.8:38 ). О, если бы всякий христианин был и христолюбец, подобный апостолу; тогда этот успокоительный взгляд на смерть был бы всеобщим, полным и живым убеждением верующих во Христа, всех и, следовательно, нас с вами, оплакивающих в этот печальный день памяти от века почивших отцов и братий наших свое тление и исчезновение из среды живых как величайшее несчастье, как конечное зло! Тогда каждый воздыхал бы о смерти, отягчаемый в теле сем, и, приближаясь к ней, веселился бы и торжествовал, предвидя в ней начало совлечения образа перстного и облечения в образ небесного ( 1Кор.15:49 ), Христа, восставшего от мертвых!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010