Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество? Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения. Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/99829.html

Скачать epub pdf ПАСХА – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Ни «камень велий зело», который был привален к двери гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейского, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христа, ни воинская стража, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, – ничто не удержало во гробе Пречистого Тела Господа. О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется во Святом Евангелии. Первыми весть о Воскресении услышали святые жены-мироносицы. Ее возвестил Ангел, седящий у гроба Господня. Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого очень испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о Воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. После этого Господь явился Своей Пречистой Матери (как об этом повествуют церковно-богослужебные книги и Синаксарь на Святую Пасху) и Марии Магдалине, а потом и прочим женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, двум апостолам, шедшим в Эммаус, и «дверем затворенныем» (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе «страха ради иудейска». В ряду подвижных Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников он есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник. «Праздников праздник» и «торжество из торжеств», как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Святой Григорий Богослов в своем слове 45 на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Митрополит Ювеналий: Святые Кирилл и Мефодий не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники Источник:  Благовест-инфо 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отметит праздник славянской письменности и культуры. Каждый год центром празднования выбираются разные российские города. В этом году средоточием торжеств станет подмосковная Коломна. Об истоках Дня славянской письменности и культуры и о том, как он будет проходить в этом году, рассказал в беседе с корреспондентом " Благовест-инфо " глава Московской епархии Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. – Как сегодня Православная Церковь оценивает деяния святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для современной русской культуры? Митрополит Ювеналий: – После завершения в прошлом веке богоборческой эпохи, в течение которой замалчивались православные духовные корни русской культуры, во весь рост встает подвиг святых Кирилла и Мефодия. Они не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники. Поэтому День славянской письменности и культуры празднуется в день памяти этих святых угодников. Дело святых братьев – просветителей славян – заложило основы для формирования как культуры нашей, так и самих основ общественной жизни в широком смысле этого слова. Ныне никто не станет спорить об определяющем значении православия для исторического развития нашей страны и нашего народа. В контексте происходящего в последние годы возвращения к отечественному традиционному наследию образ святых Кирилла и Мефодия безусловно служит символом духовного возрождения России. – Кто был инициатором учреждения Дня славянской письменности и культуры? – Празднование памяти святых братьев с древних времен имело место у всех славянских народов, но под влиянием различных исторических и политических обстоятельств забывалось. Так произошло и на Руси приблизительно с XVI века. Интерес к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия постепенно начинает возвращаться в XIX веке. Первым шагом к этому послужил в 1835 г. императорский указ, официально вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани. Официально на государственном уровне праздник был впервые торжественно отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. С тех пор в нашей стране стали возникать общественные организации, славянские общины, комитеты и братства. В XIX веке к этому дню приурочивали крестные ходы и большие благотворительные вечера.

http://religare.ru/2_41170.html

Г.С. Битбунов Список использованной литературы Источники 1 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство РБО, 1997. – 166o с. 2 . Минея. 24 тома. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 3 . Минея праздничная. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 199З. – 457 л. 4 . Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – 222 с. 5 . Типикон, сиесть Устав. – М.: Талан, 1997. – 583 л. 6 . Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная. – М.: Правило веры, 2000. – 556 л. 7 . Триодь цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 672 с. Научно-богословская литература 8 . Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 9 . Бернацкий М.М. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 10 . Ванюков С.А., Желтов М. С., Квливидзе Н.В., Фелми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2002. – С. 254–268. 11 . Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvizhenie.paskha.ru). 12 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения. – М.: Правило веры, 2008. – 576 с. 13 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. – М.: Правило веры, 2008. – 480 с. 14 . Дионисий (Шленов) , игум. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов (www.bogoslov.ru). 15 . Дионисий (Шленов) , игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru). 16 . Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на Иордане и в Иерусалиме (www.rusdm.ru). 17 . Дмитриевский А.А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе (www.rusdm.ru). 18 . Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе (www.rusdm.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти подвижника православной трезвости В Петербурге почтили память основателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского братства «Трезвение» Владимира Михайлова 10.04.2012 1643 Время на чтение 6 минут 8 апреля, в праздник входа Господня в Иерусалим, в Петербурге православные трезвенники почтили память основателя клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимира Алексеевича Михайлова (1939-2006). В 14.00 на могиле В.А.Михайлова на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры была отслужена заупокойная лития. Затем в помещении православного драматического театра «Странник» состоялся вечер памяти подвижника трезвости. Вечер вели руководитель клуба «Бодрствование» Юрий Кладиков и настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев при Санкт-Петербургской Педиатрической Медицинской Академии священник Евфимий Добрянский. Открывая вечер, Юрий Кладиков отметил, что Владимир Алексеевич, который 13 лет, с 1993 по 2006 гг. руководил клубом «Бодрствование», всегда личным примером показывал, как нужно бороться с пороком пьянства. Он четко осознавал цель православного трезвеннического движения – спасаться самим и помогать спастись другим. Как отметил Кладиков, В.А.Михайлов часто в своей речи употреблял фразу: «Поверьте мне на слово». И ему действительно верили, хотя в наше непростое время, чувствуя повсюду обман, уже мало кто кому вообще верят. «Мы должны возрождать традиции, установленные Владимиром Алексеевичем», - отметил в заключение Кладиков и сравнил понятие «традиция» с огнем, который надо нести другим людям. Выступая перед собравшимися, заместитель руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии священник Евфимий Добрянский рассказал о плане мероприятий, который разрабатывается епархиальным отделом. Напомнив, что В.А.Михайлов был пионером православного трезвеннического движения, отец Евфимий подчеркнул, что очень важно хотя бы раз в год, в день памяти, вспоминать о Владимире Алексеевиче. Также священник поделился личными воспоминаниями о Михайлове. В частности, он напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что если в трезвенническое движение придет кто-то лучше его, то он готов отойти в сторону. Это говорит о личной скромности и смирении основателя трезвеннического движения. Также отец Евфимий рассказал, что В.А.Михайлов относился всегда ко всем окружающим с неподдельным уважением и любовью. В этой связи священник напомнил слова Владимира Алексеевича о том, что нас, православных трезвенников, очень мало, и мы должны ценить каждого приходящего в ряды трезвенников.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/10/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображение Господне и неделя соловецких праздников 19-23 августа 18.08.2021 1092 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором 19 августа - главный престольный праздник Соловецкого монастыря Преображение Господне. В Спасо-Преображенском соборе он открывает неделю Соловецких праздников, во время которой в монастыре проводятся особые праздничные службы. 21 августа - Перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, основателей Соловецкого монастыря, вывезенных с острова в советское время. Этот праздник был установлен в 1993 году в честь возвращения на Соловки мощей преподобных. 22 августа - Собор Соловецких святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых православных подвижников Соловецкого монастыря. Суровый архипелаг стал местом подвижнической жизни для целого сонма русских святых. 23 августа - Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких. Праздник в честь местночтимых святых Соловецкого монастыря и заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, причисленных к лику Святых. Соловецкий архипелаг - поистине удивительное место. Суровый край, можно сказать «край земли», так как Соловецкие острова относятся к районам Крайнего Севера. Несмотря на необыкновенную красоту и уникальность этого места, условия для проживания здесь, мягко говоря, не из лучших. Суровая зима, холодное лето, бесконечные ветра, вечно «студеное» Белое море… Как известно, первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобный Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви - Преображения Господня и Николая Чудотворца. К 1459 году на островах была построена еще одна деревянная церковь - Успенская. Примерно через двадцать лет, была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году Иваном III.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/18/...

сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Памяти богослова и праведника протоиерея Сергия Булгакова Отец Сергий Булгаков – святой человек, настоящий праведник и молитвенник. Это ощущали даже его непримиримые критики. 13 июля, 2014 Отец Сергий Булгаков – святой человек, настоящий праведник и молитвенник. Это ощущали даже его непримиримые критики. 13 июля 2014 года исполняется 70 лет со дня кончины великого человека, богослова и подвижника – протоиерея Сергия Булгакова. Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Наталья Емчицкая Святые люди подобны цветам. Здесь, в этом земном и земляном мире мы можем наблюдать лишь зерно и корень, основание и начаток их жизни; в мир иной, в Царство Небесное их святость прорывается, как цветок, стремящийся от земли к солнечному свету, и только в лучах Солнца Правды раскрывающийся во всей своей красоте. Поэтому дни кончины святых вспоминаются Церковью как праздник и торжество, как важное событие в жизни нашей семьи – день рождения в жизнь вечную – праздник всей Церкви, благодарность церковной памяти. 13 июля 2014 года исполняется 70 лет со дня кончины великого человека, богослова и подвижника – протоиерея Сергия Булгакова. Он ушёл в лучшую жизнь так давно, но его тексты звучат так современно и своевременно. Даже его биография, этот трудный путь от светлого и чистого церковного детства, через подростковый атеизм, марксистскую юность и философское взросление к служению священника и богослова – это так близко многим нашим современникам, пришедшим к Богу через терние всевозможных увлечений, соблазнов и побед. Первое впечатление от его текстов: о. Сергий Булгаков – апологет, но апологет особого рода. Обычно мы называем этим именем защитников Церкви. Отец Сергий тоже был защитником Церкви, но его апология простиралась дальше – для него весь мир был Церковью, и именно как Церковь он нуждался в защите и оправдании. Отец Сергий – апологет мира и человека. Наши творческие усилия – в искусстве, в хозяйстве, в политике и даже в кулинарии – это священнодействие, к которому призван каждый из нас как дитя Божие, которому Творец доверил этот мир.

http://pravmir.ru/pamyati-bogoslova-i-pr...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 270. 1) Опять укор разгулу масличному, и вообще мipckoй жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих. – 2) Скорбеть надо о мipяhax, по духу мipa живущих, подражая Апостолам, Пророкам и всем святым. 52] 1. Часто ублажаю жизнь вашу; но делаю это не из лести, а по истине, жаление о живущих по мipcku выразить желая, а вас сделать еще более ревностными в виду имея. Что там ныне деется, вы и сами знаете: пиры и пьянства, песни и пляски и все другие такие изобретения вражьего в мipe действа, – «ихже суд праведен,» как написано. Наше же жительство не таково: день и ночь хвалим мы Господа, по преданному нам от святых отцов законоположению; псалмопение сдедует у нас за псалмопением, чтение за чтением, молитва за молитвою; затем – в мыслях бдение над помыслами, в сердце поучение в божественных словесах, также безмолвие благовременное, беседа приличная; еще – друг другу служение, все у нас весом и мерою узаконивается, хотя в праздник обычно некое предлагается утешение. Ибо послушай, что говорит Господь к Иуде: «еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищим да нечто даст». Видишь, что у них и о празднике, и о нищих была забота? Что и мы смиренные, как видите, стараемся исполнять. Но благословен Бог, сподобивший нас приобщиться такой жизни; «не от дел праведных, ихже сотворихом мы,» – ибо мы ничего доброго не сотворили на земле, – «но по своей милости» ( Тит. 3, 5 ), призвал Он нас к ней. Почему каждый из нас с сокрушенным сердцем должен всегда говорить: «что есть аз, Господи, Господи, и что дом отца моего, что Ты так возлюбил меня». 2. И наше дело таково; в мipe же редко найдешь ты что такое. Ибо там за ночью день следует в заботах и делах века сего, в самообольщении богатством и в других хлопотах; так что человеку и вздохнуть некогда: то сговариваются один с другим, то сталкиваются неприязненно; «клятва и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разлиясь по земле», говоря пророческим словом (Осии – 4, 2), и многое другое, что и пересказать нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Архив Пн В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 21 сентября 2016 г. 16:03 21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского. Накануне сюда  был принесен  ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Астраханский и Камызякский Никон ;  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря ( Болгарская Православная Церковь );  епископ Видновский Тихон ;  епископ Штутгартский Агапит ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Колыванский Павел ;  епископ Вилючинский Феодор . Также среди сослужащих были:  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010