Радуйся, денно и нощно в молитве пребывый; Радуйся, человече Божий, в мире сем ангельски поживый. Радуйся, чистоты и праведности благоуханный цвете; Радуйся, Божественно дарованное сокровище. Радуйся, девство свое непорочно соблюдый; Радуйся, плачем и слезами душу свою от греховныя скверны омывый. Радуйся, безмолвия твердаго хранителю; Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю. Радуйся, яко житием твоим ангелы возвеселил еси; Радуйся, яко подвиги твоими духов злобы посрамил еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 5 Боготечней звезде уподобился еси, досточудне Аркадие, всем хотящим о Господе подвизатися и спасения вечнаго ищущим: якоже бо солнце многосветное просветися житие твое светом твоих добродетелей и подвиг чудесных сияньми. Темже и мы, невечерним светом славы твоея озаряеми, просветившему тя Своею благодатию Богу согласно вопием: Аллилуия. Икос 5 Видев некия вдовицы сына, мала отрока, ядуща млеко, и из того же сосуда ядуща млеко гада, святе Аркадие, воздохнув рекл еси: в Троице славимый Боже, да не будет сего гада в граде Вязьме и за тридесять поприщ. И от того часа град сей и область его от змиев и гадов избавил еси даже до днесь. Таковому твоему чудодействию дивяшеся, со умилением взываем ти сице: Радуйся, дар чудес измлада от Господа восприявый; Радуйся, чистотою и смирением Богу угодивый. Радуйся, Духа Пресвятаго пресветлое озарение; Радуйся, града своего Божественное благословение. Радуйся, чудес предивных совершителю; Радуйся, у Престола Царя Небеснаго за нас теплый ходатаю. Радуйся, от десницы Вседержительныя увенчанный; Радуйся, от нас грешных на земли прославленный. Радуйся, яко крест свой взем, Христу Богу последовал еси; Радуйся, яко козни демонские крестом низложил еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 6 Проповедник евангельскаго терпения, кротости и смирения был еси, блаженне Аркадие, егда в подвизе юродства твоего глумления, поругания и презрение от людей злых претерпел еси, иже духовными очима ослеплени бывше, не мняху тя быти светильника Божия благодати и святых юродства подражателя и не ведяху укрепляющему тя Богу пети: Аллилуия. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Без всяких средств к жизни, не взявши ничего даже на дорогу, в бедной одежде Прокопий вышел из монастыря. Он спешил оставить Новгородские пределы и устремился в неизвестные ему восточные страны, тогда еще не густо населенные и покрытые дремучими лесами и болотами. Часто усталому страннику после длинного целодневного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых и от зимних вьюг и трескучих морозов. Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближают его к вечному покою и Небесной Отчизне. Юродствуя днем, он и ночью не давал себе покоя, проводил ее в коленопреклонении и молитвах, вспоминая слова апостола: Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22) и стараясь утешать себя тем, что все земные скорби, как бы они не казались нам велики и тяжки, ничто в сравнении с небесными за них наградами (Рим. 8, 18). Переходя таким образом из страны в страну, из города в город и все далее и далее углубляясь на восток, Прокопий дошел до Устюга. Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках — ибо блаженный Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки — и едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей. Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному и он решился навсегда остаться в нем. Так Устюг сделался местом, назначенным ему Промыслом, где он должен был проводить и кончить свой многотрудный подвиг. Представляясь безумным и юродствуя днем на улицах города, он каждую ночь обходил все городские церкви, припадал на колени и со слезами молился в открытых их папертях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вспомним блаженного Исидора Ростовского Твердислова, который отказался от своего положения в свете, богатства, иноземного гражданства, образования, приняв крещение и православное имя, а вместе с ним приняв бесславие, унижения и заушения от жителей Ростова Великого. Все это было необходимо его душе, чтобы ничто не мешало покаянию и молитве за больных, нуждающихся, находящихся в опасности и за весь православный мир.С точки зрения человека практического сознания это звучит непонятно, абсурдно, иррационально. Но, как пишет упоминавшийся нами писатель и знаток агиографии Евгений Водолазкин, «…можно полагать, что к иррациональному русское сознание имеет… открытое ухо. И, возможно, неслучайно то, что на главной площади страны в соборе Покрова на Рву покоятся мощи Василия Блаженного – самого известного русского юродивого. …Распространенное заблуждение связано с пониманием юродства только как эксцентрики и чудачества… Юродство – это святость, которая не желает быть узнанной и надевает на себя маску нелепости. В церковной традиции этот подвиг называется сверхзаконным, потому что он не основан ни на одном уставе. Здесь могут быть и эксцентрика, и чудачество, но все это лишь бурление на поверхности. Важно осознавать ту глубину, которая таится под ним. Внешнее «похабство» противопоставлено у юродивого внутреннему благочестию: днем юродивый «ругается миру», ночью же молится о его спасении. Об Исидоре Твердислове в его житии сказано, что он «в день убо яко юрод хождаше, в нощи же молитву непрестанно к Богу возсылаше». Юродивый «бежит славы от человек». Арсений Новгородский «тщашеся утаитися от человек добродеянии, благоволи на ся положити юродства, дабы не отщетился славы небесныя славы ради человеческия». Сходными словами описывается юродское поведение Исаакия Печерского, который, «не хотя славы человечьскиа, нача уродство творити и пакостити нача: ово игумену, ово же братии, ово мирьским человеком, друзии же раны ему даяху. И нача по миру ходити, и тако урод ся сътвори». Юродивый – человек, порвавший с обществом. Юродство сродни монашеству: это тоже уход от мира, только другими средствами. Это именно уход, потому что выбравший такую стезю обычно покидал родные края и юродствовал там, где его никто не знал.

http://sueverie.net/malysha-nazvali-kovi...

Говорили, что батюшка тайно пострижен в схиму с именем Николай, но в схиме его в то время никто не видел. Вероятно, зная, как наш народ любит схимников, он и здесь оставался верен себе – избегал ненужного внимания. Несмотря на возраст и болезни, отец Никон знал две дороги: в храм и на послушание. В 1998–2002 годах, когда я учился в Одессе, он не служил, не проповедовал, молился вместе с семинаристами. Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) В будние дни старца можно было найти на огороде или в трапезной. Удивительно, но при всем своем юродстве архимандрит Никон был замечательным хозяйственником. Священноначалие закрывало глаза на его чудачества: он был членом духовного собора обители, ему доверяли новопостриженных иноков. О юродстве . Очень скоро я на своем опыте понял, что читать о святых хорошо, но жить рядом с ними совсем не просто. Отличительной чертой многих Глинских подвижников было желание скрыть свой подвиг, свои дары и добродетели. Это сейчас снимают фильмы, публикуют статьи, в которых живые монахи рассказывают о своих трудах и подвигах и позволяют называть себя «старцами». Наставники, которых мне довелось узнать, как огня боялись газет, телевидения, интернета – словом, всего того, что вело к прославлению. Впоследствии я познакомился с учеником отца Виталия (Сидоренко) схиархимандритом Гавриилом (Стародубом). Избегая славы, он тоже юродствовал, но, если так можно сказать, интеллигентно, а отец Никон «хулиганил» напропалую. Свое духовное богатство он скрывал искусно, совсем не заботясь о том, что о нем подумают люди. То вполне убедительно изображал пьяного, то прятался от семинаристов за березками. Батюшка был талантливым актером. Однажды, когда я безуспешно боролся с помыслами, отец Никон неожиданно вызвал меня во двор семинарии Однажды, когда я безуспешно боролся с помыслами, отец Никон неожиданно вызвал меня во двор семинарии и при всем честном народе ударил в лоб с такой силой, что я действительно увидел искры. Мое воспитание сопровождалось словами не совсем печатными. При этом он произнес вслух всё, что я никому не открывал. Вначале я обиделся, потом, когда помыслы неожиданно отступили, удивился: откуда отец Никон узнал, что меня волнует, и как ему удалось избавить меня от мучительной душевной боли?

http://pravoslavie.ru/79557.html

Ибо если человек не будет пренебрегать и почестями и бесчестиями, – пишет Исаак, – и ради безмолвия терпеть поношение, поругание, вред, даже побои, не сделается посмешищем, и видящие его не станут почитать его юродивым и глупцом, то не сможет он пребыть в благом намерении безмолвия… 522 Исаак приводит в пример древних святых, взявших на себя подвиг юродства ради того, чтобы избежать человеческой славы: Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клевету, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо некоторые добровольно навлекали на себя название блудников, не будучи таковыми; другие же терпели наименование прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния… и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали… Иные же, чтобы не прославляли их люди за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими втайне, представлялись в образе юродивых, будучи растворены божественной солью и непоколебимы в тишине своей, так что на высоте совершенства своего имели провозвестниками своих добродетелей святых ангелов 523 . Исаак делится своими личными воспоминаниями о собеседованиях на тему юродства со знаменитыми старцами в пору своей монашеской юности. Он рассказывает о том, как однажды он пришел к некоему «ветхому, прекрасному и добродетельному старцу» и сказал ему: «Приходит мне, отец, помысел пойти в воскресный день на церковную паперть, сесть там и рано утром есть, чтобы всякий входящий и выходящий, увидев меня, уничижил». На это старец ответил Исааку: «Написано, что всякий делающий соблазн мирянам не узрит света. А ты никому не известен в этой стране 524 , жизни твоей не знают, будут же говорить, что монахи с утра едят… Древние отцы делали так по причине многих совершенных ими чудотворений и по причине оказываемой им чести и прославления их имени, и делали это, чтобы подвергнуть себя бесчестию, скрыть славу жизни своей и удалить от себя причины к гордыне. А тебя что заставляет поступать подобным образом?.. Ты не имеешь такого отличного жития и такого имени, а живешь, как и прочие братья. Ты себе не принесешь пользы, а другому повредишь. Притом, такой образ действий приличен не всем, но одним совершенным и великим…» 525

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем более что известны (но мало освещены) факты юродства Екатерины Михайловны. А ведь подвиг юродства Христа ради понятен далеко не всем. Человек, являющий его, может выглядеть, мягко сказать, неприглядно. По имени-отчеству к сапожковской старице обращались не только простые крестьяне, но и люди образованные, ученые и даже обладавшие властью. Например, Алексей Андреевич Стольников, редактор газеты «Сапожковские вести», являлся искренним почитателем «религиозной мракобески» Екатерины Михайловны Хлуденевой и бывал у нее не один раз. Как в жизнеописании, так и в воспоминаниях людей, лично знавших Екатерину Михайловну Хлуденеву, есть свидетельства, которые подтверждают, что к ней за советом постоянно приходили облеченные властью коммунисты из села Березники, где она жила, а также из Сапожка, из Рязани, и даже из Москвы и Петербурга ( Ленинг рада) и из других городов. Она не делила людей на верующих и неверующих. При этом кого-то даже из верующих могла не принять, а, скажем так, условно неверующих принимала и обращала в веру. Одна из почитательниц Екатерины Михайловны сказала об этом так: «Я на протяжении долгих лет знала Екатерину Михайловну. Что сказать про коммунистов, приходивших к ней? Значит, они верили в душе. А еще могу сказать, что многие из них молились. И молились искренне. А Екатерина утверждала их в вере». Людей из интеллигенции, образованных она привлекала, в том числе, и своим кругозором, глубокими знаниями во многих областях. На Бестужевских курсах, где училась Екатерина Михайловна, в разное время преподавали люди, без которых ныне нельзя даже представить отечественную историю. К ним относятся ученые с мировым именем – Д.И.Менделеев, знаменитые религиозные философы Н.О.Лосский, С.Ф.Платонов, Л.П.Карсавин, а еще композитор мирового уровня А.П.Бородин и другие известные во всем мире люди. Поступить сюда было не так просто, необходимы были и способности, и хорошая подготовка, что у Екатерины Михайловны, несомненно, было. И уж в любом случае надо было обладать личной любовью к знаниям, а вернее, к почти забытому ныне слову – к просвещению, которое подразумевает не только научные знания, а прежде всего просвещение Свыше. Да и само слово «образование» соответствовало его содержанию – то есть образ Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/24/k_...

По мысли Довлатова, хамство берет врасплох именно безнаказанностью. С хамством как таковым  бороться  вряд ли возможно. «Десять лет я живу… в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Всё, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут», – написал Сергей Довлатов. Интересно, что слово при всей своей негативной окраске тоже берет начало из мира церковного, а точнее, из Ветхого Завета и известной истории о Хаме, посмеявшемся над наготой своего отца. Обозначая духовную проблему, оно прочно вошло в сознание и в нашу речь. Юродивый и юродство Этимология слова вроде бы проста, но не только иностранцу, но и современному русскому человеку малопонятна. «Юрод» – это по-церковнославянски «урод», человек убогий. Убогий – тот, который у Бога.  Телесные болезни и убожества вкупе с духовными дарами не только вызывали сочувствие, но и привлекали внимание наших предков. К юродивым приглядывались: ждали от них пророчеств и предзнаменований. Но юродство не объяснить одним только убожеством. Юродивыми на Руси называли  тех, кто добровольно отказывался от мирского во имя Бога и этим смирял свою гордыню. Вот что пишет о подвиге юродства любимый христианским читателем современный автор романов, специалист по древнерусской литературе Евгений Водолазкин: «Юродство нередко связывается исключительно с Россией (Русью), но это неверно. Так, юродивые были в Византии (например, Андрей Юродивый), принесшей на Русь христианство. Но в наибольшей степени юродство как явление раскрылось именно здесь. К иррациональному русское сознание имеет открытое ухо. Другое распространенное заблуждение связано с пониманием юродства только как эксцентрики и чудачества. В высшем проявлении юродство – вид святости. Юродство – это святость, которая не желает быть узнанной и надевает на себя маску нелепости.  В церковной традиции этот подвиг называется сверхзаконным, потому что он не основан ни на одном уставе. Здесь могут быть и эксцентрика, и чудачество, но все это лишь бурление на поверхности.

http://azbyka.ru/deti/bez-perevoda-desja...

Симон родился в селе Оделеве Нерехтского уезда Костромской губернии, верстах в двадцати от заштатного города Плеса. Но оделевцы говорят, что родиною блаженного было не самое село Оделево, а Братское 467 . Отца блаженного звали Родионом, а матерь – Мариею; они были простые земледельцы, но люди благочестивые. Желая всецело посвятить жизнь на служение Богу и чтобы беспрепятственнее совершать свое «добродетельное» житие, он еще в молодых годах принял труднейший подвигюродство о Христе. Блаженному Симону не угодно было оставаться на родине, и он тайно удалился от родных и знакомых и поселился в безлюдных местах: с начала весны до времени жатвы он скитался по полям, а остальные времена года – в непроходимом лесу и по оврагам. Ближе других селений к тому месту, где чаще находился Симон, было село Елнать (верстах двадцати от Юрьевца). Несколько крестьян этого села, занимавшихся изделиями из дерева, пошли в лес, за материалом для своего мастерства. В лесу встретили они блуждавшего юродивого Симона в изодранной рубашке. Увидев людей, юродивый в испуге начал укрываться; но они догнали его и на вопрос: кто он и откуда пришел сюда? – скиталец ничего им не отвечал, как бы действительно был безумный, – только часто произносил свое имя: Симон, Симон, как обыкновенно делают безумные. Нашедшие крестьяне сжалились над этим несчастным человеком и отдали его на попечение своего села священнику Николаевской церкви 468 , при реке Елнати, Иосифу. Священник взял к себе юродивого и, видя, что он во всем послушен и ни в чем не прекословит, стал заставлять его работать и отправлять разные домашние служения. Юродивый со всяким усердием и немедленно исполнял все дела, какие ему поручали. Так он беспрекословно молол хлеб в ручных жерновах, рубил дрова в лесу и носил их на себе, каждый день много воды таскал на своих плечах. И не только много он работал в доме священника, но сам ходил к другим жителям Елнати, услуживая каждому. Все тяжелые работы у крестьян исправлял он как бы по найму и всегда являлся за получением платы, но платы никогда не брал, как неразумный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но действительно, слово " юродивый " в современном сознании синонимично " психически больному " . Мы ведь уже говорили, что смысл слов с течением времени меняется, и на то есть разные причины – и законы развития языка, и, что в данном случае важнее, социокультурные изменения в обществе. Тут, конечно, очень повлиял процесс секуляризации. Ведь секуляризация – это не просто вытеснение Церкви из политической и общественной жизни. Не менее важно, что христианская система ценностей – по крайней мере, в рамках европейской культуры – стала попираться иными ценностями. А слова остались – но в новой системе координат приобрели уже новые смысловые оттенки. Именно потому современные люди и считают юродство синонимом психических отклонений. Не они лично привнесли этот смысл – они впитали его с детства. Не скоморохи, не шуты, не реформаторы – Вернемся в Средневековье. Как известно, вызывающее, эпатажное поведение тогда было свойственно не только юродивым. Были и шуты, и скоморохи, и попросту хулиганы. В чем же разница между ними – если говорить не о глубинной мотивации, а о внешних проявлениях? – В средние века шутовство было профессией. Задачей шута было развлечь господина, удовлетворить его потребности, вполне земные, мирские. Скоморошество было примерно тем же, различалась лишь целевая аудитория – не боярин, не князь, а простонародье. Шуты и скоморохи извлекали доход из своего ремесла, их экстравагантное поведение было работой, а не образом жизни. Когда они были " не при исполнении " , то вели себя точно так же, как и все остальные. Разница была и в содержательном отношении: шуты и скоморохи в основном веселили публику, иногда обличали социальные язвы – но не возвещали правду Христову, не призывали народ к покаянию. Излишне говорить, что они, то есть шуты и скоморохи, не снискали, в отличие от юродивых, никакого народного почитания. Их не воспринимали всерьез. – Но почему если юродивых воспринимали всерьез, то не преследовали за обличения и царской, и церковной власти? Мы же привыкли считать, что тех, кто стоит за правду, всегда гонят...

http://religare.ru/2_94995_1_21.html

Что касается святых жен, юродивых Христа ради, то мы не обнаруживаем в их жизнеописаниях фактов хождения в общественных местах в обнаженном виде. Св. блж. Паша Саровская во время 30-летнего обитания в саровских лесах ходила с обнаженными руками и в полурасстегнутой на груди монашеской рубашке-свитке. Полунагой, как свидетельствует тропарь блаженной, в любое время года ходила и св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. блж. Пелагея Дивеевская до старости в любое время года ходила без чулок и босиком. Довольно распространенным в подвиге святых юродивых жен является босоножие в любое время года. Таким образом, несклонность святых Христа ради юродивых жен к хождению в обнаженном виде в общественных местах может рассматриваться как одно из внешних отличий в протекании подвига юродства у святых жен по сравнению со св. мужами, юродивыми Христа ради. Второе отличие касается асоциальных поступков, собственно буйства. Такого рода поведение является типичным для святых юродивых мужей, по крайней мере об этом мы можем судить по их жизнеописаниям. Что же касается святых юродивых жен, то в целом жития об этом, как правило, умалчивают. Исключением являются великие дивеевские святые – блж. Пелагея и блж. Параскева. В остальном, как представляется, внешние проявления юродства у святых мужей и святых жен совпадают: и те и другие пребывают в непрестанной молитве (особенно по ночам), носят на теле вериги, одеваются в рубище, в грязную и рваную одежду, постятся, питаются скудно самой простой пищей, изнуряют своё тело физической работой (иногда со стороны кажущейся бессмысленной), спят мало, на полу в неудобной позе, на улице; терпят стужу и жару; речь святых юродивых иносказательна; они тайно творят милостыню; обладают пророческим даром и даром чудотворения. Что касается внутренней стороны подвига, то здесь мы не обнаруживаем никаких различий: святые юродивые (и мужи, и жены) совершали свой подвиг, во-первых, с целью личного спасения, а во-вторых, исполняя две главнейшие заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22.37–39 ). Святые юродивые были призваны своим буйством, своими странными поступками привлекать к себе внимание и будить в людях совесть, призывать и приводить их к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010