Во-вторых, это внутренняя мотивация. Конечно, о ней говорить сложнее, мы ведь не можем знать, что у человека происходит в душе, если он сам об этом не скажет. Но из церковного предания, из житийной литературы мы знаем, что на подвиг юродства люди чаще всего шли, движимые Святым Духом, а не из чисто рациональных, прагматических соображений. Поэтому если мы знаем, что кто-то начал вести себя подобно юродивым, исходя из трезвого расчета, ради " общественной пользы " – мы вправе усомниться в подлинности его юродства. В-третьих, это несомненная глубокая вера, характерная для настоящих юродивых. Вера, которая была им свойственна и до принятия на себя подвига юродства. Если же юродивым объявляют кого-то, кто ранее никак не проявлял свою веру, чей образ жизни никак не свидетельствовал о следовании за Христом – тут у нас есть все основания считать это подделкой. В-четвертых, настоящий юродивый готов смиренно сносить насмешки, возмущение, поношения. Такой человек потому ведь и решается на подвиг юродства, что главная его цель – сохранить себя от гордыни, смиренно принимая оскорбления, издевательства, преследования. В этом юродивый видит уподобление Христу, который добровольно принял терновый венец, избиения, плевки, насмешки и, главное, смерть на кресте – замечу, по тогдашним представлениям позорную смерть. Поэтому если человек, претендующий на звание юродивого, удивляется общественному осуждению, возмущается этим осуждением, кидается в контратаку, отстаивает свои права... словом, ведет себя как борец – это верный признак того, что никакого настоящего юродства и не было. Без смирения юродства не бывает. В-пятых, настоящие юродивые, прославленные Церковью, не просто возвещали правду Христову тем, кто от нее уклонялся, но и обладали пророческим даром, предрекали обществу какие-то события, которые и случались в скором времени. Поэтому никогда не надо торопиться зачислять кого-то в юродивые – нужно подождать, посмотреть, что из всего этого выйдет. А что выходит? Каковы последствия? Вот тут, пожалуй, самый очевидный критерий: если деятельность " юродивого " вносит раскол в общество, если в результате его эпатажных выходок нарастает взаимное озлобление, если люди не приближаются к Богу, а напротив, отдаляются от Него – значит, это изначально было не от Бога.

http://religare.ru/2_94995_1_21.html

Не надо искать необычного человека Был ли князь Мышкин настоящим юродивым? Как подлинное юродство соотносится с душевными недугами, разъясняет иерей Владимир НОВИЦКИЙ, врач-психиатр, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана 29 июня, 2010 Был ли князь Мышкин настоящим юродивым? Как подлинное юродство соотносится с душевными недугами, разъясняет иерей Владимир НОВИЦКИЙ, врач-психиатр, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана Был ли князь Мышкин настоящим юродивым? Как подлинное юродство соотносится с душевными недугами, можно ли быть одновременно юродивым и больным, разъясняет иерей Владимир НОВИЦКИЙ, врач-психиатр, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском (Москва), руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями : АЛЕКСЕЙ КОЛЕСОВ. Крестьянка, подающая солдату пить. 1859 — Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него — маска, под которой — целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство — не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

http://pravmir.ru/ne-nado-iskat-neobychn...

Подвиг блаженных калек бывает достаточно трудно отделить от подвига юродства Христа ради. В то же время существует мнение, что блаженные калеки не могут быть признаны юродивыми. В полной мере мы с этим суждением не согласны. Слово «юродивый» сохраняет в своей семантике значение ущербности (в том числе и физической). Ср., например, в словаре Д.Н. Ушакова: ЮРОДИВЫЙ – «1. Глуповатый, чудаковатый, безумный»; «2. в знач. сущ. юродивый, ого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., религ.)» 64 . В современном обществе мы наблюдаем такие тенденции в моде, которые в прежние времена могли позволить себе только юродивые (прически с всклокоченными волосами, рваная одежда, металлические предметы, вставленные в разные части лица и тела). Поскольку подвиг юродства, как правило, связан в том числе и с нарушением общепринятых норм, то традиционный внешний вид юродивых Христа ради сегодня может и не иметь соответствующего воздействия. Еще один аргумент в пользу тесной связи подвига блаженных калек с подвигом юродства Христа ради заключается в том, что блаженные калеки поддерживали духовную связь с живыми и умершими юродивыми Христа ради (подробнее о чем см. далее, в разделе 2.6). Кроме того, если говорить непосредственно о подвиге св. блж. Матроны Анемнясевской, то в её житии мы находим поступки, которые никак нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла; например, она «сама себя знобила»: “мочила голову холодной водой, открывала плечи и шею, и так лежала, «пока вся не посинеет от холода " ” 65 . Объясняла свои действия св. Матрона таким образом: «Ведь другие страдают.., зябнут и мёрзнут на холоду, и мне тоже нужно мёрзнуть» 66 . В житии блаженной Матроны описывается и тот факт, что она держала на кровати мешок с камнями весом около пуда (16 кг), которые постоянно перебирала и перекладывала, объясняя при этом посетительнице: «Да надо ведь трудиться» 67 . Заметим, что это чуть ли не буквально повторяет поступки другой великой святой, прославленной в чине юродства Христа ради, – блж. Пелагеи Дивеевской, которая долгие годы во время церковной службы бросала кирпичи в холодную воду, находящуюся в яме, затем залезала в эту яму чуть ли не по пояс, доставала кирпичи и начинала всё сначала. На упреки своей келейницы Анны Герасимовны, однажды увидевшей это, святая Пелагия ответила: «Я.., батюшка, на работу тоже хожу; нельзя, надо работать, тоже работаю» 68 . (Более подробно аспект, связанный с аскетической стороной подвига юродства Христа ради, рассмотрен нами во второй главе в разделе 2.5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо Стефана — это как бы прощальный завет умирающего, он пишет это письмо и называет все время себя мертвецом, а мать при этом голосит над ним, как над покойником. Стефан заявляет о смерти мирянина и рождении юродивого. Вот как он пишет (и тут он пишет, кстати, совершенно так, как говорят уходящие в монашество): аще и телом отстаю от вас, но духом всегда с вами есмь, и попечение имея о вас, дабы избавил нас Бог от искушения люта. Аще и телом отстоя от вас, но духом с любовью касаяся ног ваших, прощения прошу от коеждого и до последнего. Он просит прощения у всех, и говорит о том, что он умирает для мира. Подведу краткие итоги — в чем был пафос моего сегодняшнего выступления о юродивых. В том что юродский подвиг — это подвиг своего рода монашеский, и это не размышления исследователей — цитируя многочисленные прекрасное древнерусские тексты, я вам показал, что древнерусский человек юродство воспринимал как род монашества, и поэтому мне иногда после лекции о юродивых говорили: А вот таки это перформанс — это юродство или нет? Там же есть элементы юродства. Я говорю: да, элементы юродства есть, но это самый незначительный элемент юродства, собственно говор эксцентрика. И в общем, это действительно можно уподобить пене над глубоководным каким-то движением. Если этого движения нет, то остается только пена, а пена может быть разного происхождения, и ничего в ней специфически юродского нет. Знаете, парадоксы юродства мнимые — всё что кажется странным, в юродстве оно легко объясняется, если войти в логику юродства. Например, юродивые целуют стены одних домов в которых живут неблагочестивые люди или развратные, гладят эти стены домов и бросают камнями в стены домов, где живут люди праведные, благочестивые. И выясняется, что это не случайно. Потому что юродивый целует и гладит тех ангелов, которые изгнаны из этих домов и не могут находиться в этих домах — юродивый с ними разговаривает и просит их всё-таки побыть здесь, не уходить и посмотреть за этими людьми, и, может быть, помочь им. А камнями он швыряет в бесов, которые не могут войти в дома людей благочестивых и живут возле дверей, потому что в доме человека благочестивого бес жить не может. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

В результате проведенного исследования выявлены следующие характерные черты женского юродства: • Святые подвижницы, как правило, особым образом были призваны Господом к труднейшему подвигу юродства Христа ради. Это призвание нередко проявлялось уже в детстве будущей подвижницы и бросалось в глаза окружающим. В зрелом возрасте подвижница, как правило, получала благословение на подвиг юродства от своего духовника или старца. Поводом к всецелому покаянию и принятию креста юродства иногда служили тяжелые жизненные обстоятельства. • Святые Христа ради юродивые жены отличались своим внешним видом, что, как правило, находит отражение в иконописном изображении святой. Отличались они и своим речевым поведением. Речь святых подвижниц, обращенная к внешнему адресату, как правило, носила иносказательный характер. Целью такого якобы «бессмысленного» говорения всегда являлось либо прикрытое пророчество-предупреждение, либо вразумление и обличение, либо утешение. «Дурили» святые юродивые в дневное время суток, по ночам же пребывали в беспрерывной молитве. • Святые жёны, юродивые Христа ради, вели аскетический образ жизни: творили Иисусову молитву, соблюдали строгий пост, спали мало и в неудобной позе, терпели поношения, побои от людей с целью борьбы со своей гордостью и самомнением, которые не перестают преследовать подвижника даже до смерти. • Все святые юродивые Христа ради подвижницы были наделены богатыми дарами от Господа – даром пророчества, даром исцеления, даром чудотворения. При любой возможности святые юродивые жёны творили милостыню, стараясь делать это тайно. Наше исследование показало, что основные черты протекания подвига юродства Христа ради у святых жён и мужей совпадают. Имеющиеся различия касаются внешней стороны протекания подвига. В жизнеописаниях святых юродивых жён практически не встречается случаев хождения в голом виде в общественных местах, тогда как в жизнеописаниях святых юродивых мужей хождение в нагом виде в общественных местах – обычное явление. Вторая отличительная особенность связана с проявлениями буйства: в жизнеописаниях святых юродивых жён факты буйства являются исключительными случаями и свойственны лишь отдельным подвижницам. В мужском юродстве буйство является едва ли не важнейшей чертой подвига. Однако в жизнеописаниях отдельных подвижниц можно наблюдать настоящее буйство, «ругание миру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Юродство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека , лишенного рассудка , в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений. К.В. Лебедев. “Христа ради юродивый” . 1902. Духовный смысл юродства Христа ради Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » ( 1Кор.3:19 ). Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения . Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость . Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле. Всякое ли ненормальное поведение православного человека является юродством? Священник Владимир Новицкий: – Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него – маска, под которой – целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство – не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

http://azbyka.ru/yurodstvo

Многие из людей истинно верующих и по-христиански рассуждающих почитали Филиппа за его подвиг юродства и прозорливость, давали ему приют и питали его в страннической жизни, встречая его всегда радушно, как «человека Божьего»; и замечали, что у кого Филипп бывал, то приносил с собой счастье и удачу в делах и семейной жизни. Так награждал Бог почитателей кроткого и смиренного юродивого. Филипп, бывая в домах, не делал различая, православное ли семейство или раскольничье, повсюду обличал неправду и, будучи православным, смело и открыто укорял раскольников за их уклонение от истинной церкви, не боясь никаких неприятностей от них. Будучи высокого роста (более 2 арш. 6 верш.), он имел лице чистое, с длинной окладистой бородой темно-русого цвета, такие же волоса были длинно отпущены; добрый, кроткий, терпеливый, незлобивый взгляд его глаз производил какое-то особое, влекущее к себе, чувство. Во все время своего юродства, Филипп носил одного вида одежду, не изменяя ее, несмотря ни на какие перемены погоды, по временам года, – холодный тонкий, непременно ветхий, подрясник, надетый на ветхое белье и открытый; застегивал его Филипп редко, пояса не носил, а если когда и опоясывался, то веревкой. Обуви на ногах не носил и ходил всегда с открытой головой. На теле носил вериги, – весом в 21 фунт, в руках же равного веса посох. Посох этот был отделан под дуб, хотя был весь железный; на верху его был прикреплен литой из меди голубь; сделан был, по рассказам, ему этот посох в Туле, при посещении ее в начале юродства. Никогда, ни на одну минуту не выпускал из рук этот посох Филипп: на ходу всегда опирался на него правою рукою; делая что-либо или вкушая пищу, держал его левой рукой, пока правая была занята; ложась, клал его под бок, придерживая все-таки одной рукой. Замечательно, что никогда никому юродивый не давал не только подержать посох, но даже коснуться, всегда отвечая просившим: – Это вес грехов моих! Что чужую тяготу греховную пытать?.. Голубь же был для Филиппа символом добра и кротости: от него-то и звали в годы юродства подвижника «Божиим человеком, Филиппушкой блаженненьким с голубком».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В богослужебных книгах, наконец, мы нашли много материала для того, чтобы нарисовать себе яркую картину нравственного восхождения св. юродивых и св. столпников на высоту добродетелей и объяснить себе смысл всех тех аскетических лишений, каким подвергались св. юродивые и св. столпники. Из этого перечня пособий и источников, какими мы пользовались при изучении данного вопроса, можно видеть всю ту трудность работы, с какою сопровождалось выяснение нравственного смысла подвигов «юродства» и «столпничества». Пришлось, с одной стороны, проверить весь исторический материал, необходимый для фактического» освещения известных нравственных выводов и положений и с другой – совсем почти не воспользоваться теми мелкими журнальными статьями, которые выше указаны; все они трактуют об одном и том же и новых освещений в выяснении нравственного смысла «юродства» и «столпничества» не вносят. Далее, раскрытие смысла самих подвигов: «юродства» и «столпничества» представляет затруднение и само по себе, особенно защита бессоблазненности подвигов, так что справедливо и теперь замечание преосв. Филарета, митроп. Московского о том, что много нужно еще работать для того, чтобы удовлетворительно выяснить оригинальные виды подвижничества, писанное 30-го Мая 1838 г. по поводу просмотра преосв. Филаретом сочинения студента Московской Духовной Академии М. С.: «О высоком достоинстве жизни юродивых Христа ради» (Чтен. в имп. ист. и древн. росс. 1880 г. кн. 2. Москва. 1882 г., стр. 3-я). Из стремления восполнить пробелы, допущенные о. Ковалевским в изучении им подвига «юродства», с одной стороны, и из желания обследовать самостоятельно подвиг «столпничества» – с другой, и определить их нравственное достоинство, мы решились идти следующим путем: 1 «Современный материализм в Германии», перев. с французского. СПБ. 1868 г. и «материалы для разоблачения материалистического нигилизма; собраны из немецких источников. СПБ. 1864 г. 2 Апология христианства. Геттингера ч. I, отд. I, перев. с немецк. языка свящ. Г. Чельцова. СПБ. 1873 г. стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предметом Ш-й главы служат рассуждения о том, – ведет ли и каким образом ведет «юродство» человека к нравственному совершенству и сообразно ли оно с любовью христианина к ближним (стр. 62–72). Путь «юродства» – путь смирения, сознания своей нравственной беспомощности; к приобретению смирения, закрепляемого благоразумными телесными подвигами и направлена была вся жизнь св. юродивых. Что же касается служения ближним, то на это была посвящена вся их жизнь. Мысль эта подтверждается фактами из жизни святых юродивых. В IV-й главе разбираются возражения: а) не может ли «юродство» служить для других соблазном? Так как «юродство» принимали на себя уже утвердившиеся в духовной жизни иноки, – но ведь юродивые не все были иноками! – и по непосредственному призванию свыше и, так как, притом, не всякий соблазнительный поступок, по словам преп. Исаака Сирина , должно ставить в вину тому, кто допускает его, то и находить соблазн в «юродстве» – немыслимо; б) не лишне ли вести такой образ жизни для спасения, когда и без него много путей ко спасению? Ответом на этот вопрос служит раскрытие образа жизни ветхозаветных пророков и в) не погрешали ли «юродивые» против обязанности относительно развития и образования умственных своих сил. Ответ заимствован у Сладкопевцева (Духовн. беседа. 1860 г., стр. 437). V-я глава книги содержит рассуждение о времени появления «юродства» в христианской церкви; слишком, кажется, рано признает автор право на существование в обществе христиан подвига «юродства» в том виде в каком он стал известен; он говорит, пользуясь статьей «Душеполезного чтения» за 1873 г., что одновременно почти с умирением церкви Константином является ряд особых, доселе небывалых и совершенно неизвестных подвижников христианства, которые для того, чтобы спасаться в мире и среди оного, должны были принять на себя тяжелый подвиг «юродства» и только при исключительных его условиях могли подвизаться среди бурных волн житейского моря, жертвуя для этого всеми требованиями и, так называемыми, приличиями и принятыми обычаями мирской жизни» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике (см. патерик ) рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλη позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше. Евагрий (ум. 600 г.) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (απαθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI–VII вв. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д. Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V–VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010