Е.В. Грудева Скачать epub pdf Введение Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом 1 . Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1.18 ); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1.21 ), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1.23 ), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор. 3.18 ). В кратком словаре агиографических терминов В.М. Живова «юродивый» толкуется следующим образом: «Разряд святых подвижников, избравших особый подвигюродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради «поругания миру», радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию» 2 . Как видим, в жизни святого юродивого центральной внешней чертой является облик безумия, который принимает на себя подвижник с целью «поругания миру». Юродство во Христе как особый путь достижения святости неоднократно являлось предметом богословского осмысления в специальной литературе. Так, в работе иером. Алексия (Кузнецова) «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование» 3 (впервые изданном в 1913 году) подробно рассмотрены такие аспекты проблемы, как причины юродства – в связи с вопросом о назначении человека; психологический смысл притворного безумия; вид физической жизни святых юродивых; аскетические подвиги юродивых; юродство как общественный деятельный тип; значение святых юродивых в обществе. Сочинение свящ. И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия» (первое издание – 1895) 4 представляет собой первый систематический труд, посвященный подвигу юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главный подвиг совершается в сердце Мученичество — то, к чему человек должен готовиться. 13 марта, 2015 Мученичество — то, к чему человек должен готовиться. Взирая на Крест Спасителя, мы вспоминаем о призвании христианина нести свой личный крест, о призвании каждого к подвигу. Однако объективно сегодня мало кто способен подражать подвижнической жизни наших благочестивых предков. Но христианство без подвижничества невозможно. Каким же тогда может быть подвиг современных христиан? Об этом в канун Крестопоклонной седмицы рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов). О листьях и плодах Обратившись к аскетической традиции Православной Церкви, мы увидим, что обычно под подвигом понимались, к примеру, проведение ночи в молитве, пост строже, чем обычно, столпничество, отшельничество, пребывание в безмолвии, в затворе, ношение вериг или власяницы, странничество или юродство Христа ради. Но все-таки, по слову одного святого отца, эти подвиги — лишь внешнее делание, и оно является листьями, а плодом становится то, что в результате этого подвига должно родиться в душе человека,— добродетель. Если же этого не происходит, то, значит, подвиг совершается неразумно и подлинного плода не приносит. А это в свою очередь приводит к мысли о том, что есть какой-то другой вид христианского подвига, более важный,— подвиг внутренний,— та борьба за верность Богу, которая происходит в сердце каждого из нас. Нигде в Евангелии не говорится о том, что совершенно неотъемлемой частью жизни христианина должны быть вот те внешние подвижнические делания, о которых я сказал выше. Есть такая общая беда — склонность вставать на путь формализации, потому что он более простой. Мы сегодня можем видеть, как человек, приходя в Церковь и прочитав или услышав о подвижнической жизни святых отцов древности, пытается на себя это примерить: строго поститься, молиться по ночам, молчать в какие-то дни. Но можно также наблюдать, что с такими современными подвижниками чаще всего происходит следующее: либо спустя какое-то время они убеждаются, что у них нет на это сил, и как-то надрываются, впадают в уныние, не зная, что им делать дальше, либо наоборот — начинают радоваться достигнутым «результатам», тщеславиться, гордиться, не понимая, что на самом деле подвиг должен вести к смирению. Но это реже, чаще все же человеку приходится просто сталкиваться со своей немощью.

http://pravmir.ru/glavnyiy-podvig-sovers...

Скачать epub pdf Сентябрь Юродство Христа ради Юродство Христа ради – один из самых трудных и малопонятных подвигов. Слово “юродство” значит безумие. Некоторые праведники, будучи по природе вполне нормальными и даже очень умными, ради большего подвига притворялись безумными. На протяжении истории юродство вызывало двоякое отношение у людей. В одних оно вызывало злобу и отвращение, так что они гнали юродивых, били и смеялись над ними. Другие чувствовали к ним симпатию и невольное тяготение. Как объяснял преподобный Серафим Саровский , подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого Божьего призвания не должен брать его на себя – иначе можно “сорваться” и стать лже-юродивым. Современное западное христианство не может ни понять, ни оценить подвиг добровольного юродства. Выражение “юродивый Христа ради” впервые применил к себе апостол Павел, говоря: “Мы безумны Христа ради”. В послании к Коринфянам он объясняет, что сама проповедь о распятом Бого-человеке является безумием для людей мира сего: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божия … Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” ( 1Кор.1:18, 4:10 ). Христиане, в силу своей веры в распятого Бого-человека, в глазах неверующих являются “юродивыми” (Люди, ослепленные плотской мудростью, как, например, древние книжники, даже об Иисусе Христе дерзали утверждать, что “Он безумствует” ( Ин.10:20 )! На допросе у проконсула Феста тот прямо заявил великому апостолу: “Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия” ( Деян. 26:24 ). Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возникло в середине 4-го века в Египте, одновременно с монашеством. Юродство можно рассматривать с двух сторон. С объективной стороны – это Божие призвание. Юродивые несут особую миссию среди грешного мира. С субъективной стороны – это очень трудный подвиг: “узкий путь”, на который человек становится для достижения большого духовного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЧАЕВ Стефан Трофимович († 13.05.1667, г. Галич Мерский), Христа ради юродивый, автор послания и покаянных стихов. Источником биографических сведений о Н. является комплекс документов (сохр. в копии XVIII в. в составе сборника-конволюта XVII-XVIII вв.: РНБ. Q.I.401), который включает «Прощальное послание» Н. матери и жене, написанное до ухода из семьи, короткую записку своему дяде с просьбой позаботиться об оставляемой семье, текст надписи на «образе» Н. («А при погребении его по совету усердствующих списан со всего его подобия действительный образ. А на том святом образе надпись зделана сицева…»), краткое описание церемонии погребения Н.), а также Житие блж. Андрея Тотемского, Христа ради юродивого. Н. был уроженцем Галича Мерского, сыном купца Трофима Нечаева. В зрелом возрасте он оставил родных, мать, жену и малолетнего ребенка, посвятив себя подвигу юродства. Осуществить свое намерение ему удалось не сразу: в «Прощальном послании» Н. писал, что в 1-й раз он не смог выдержать крайнего отчаяния матери и вернулся в семью. Но тяга к юродству возобладала, и, уже женившись и родив сына, он все же порвал с миром, ушел из Галича и мн. годы, до конца жизни, подвизался в юродстве. Свой подвиг Н. совершал преимущественно вдали от галичских пределов, как того и требовал неписаный устав поведения юродивого. Но из документов ясно, что он сохранил связь с Галичем. Обещая в «Прощальном послании» дать о себе знать спустя годы, он, очевидно незадолго до кончины, вернулся в родной город, где приготовил себе место для погребения («…у церкви Богоявления Господня под трапезою на левой стране за печью… сам себе гроб ископа»). Из Жития Андрея Тотемского известно, что Н. был наставником блж. Андрея и благословил его на подвиг юродства («…бысть (Андрей Тотемский.- Н. П.) собеседник блаженному Стефану Галическому и по благословению его нача безмолствовати и бысть юрод Христа ради»). Галичане почитали Н., 14 мая 1667 г. на его погребении присутствовали архимандриты Авраамиева Новозаозерского в честь Успения Божией Матери мужского монастыря и Паисиева галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , священники и диаконы всех галичских церквей, оба городских воеводы, действующий и «преждебывший», галичские дворяне и дети боярские, а также «многия посацкия и уездныя люди з женами и детьми».

http://pravenc.ru/text/2565176.html

С. Девятова Скачать epub pdf Санкт–Петербургские подвижницы Блаженные старицы 20 столетия, жившие в Санкт – Петербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам, жившим в 18–19 веках, за свою подвижническую жизнь и великое терпение и смирение обрели дерзновение молитвенно предстоять за страждущих пред Господом. Приведем краткое жизнеописание наиболее известных Петербургских праведниц последних столетий. Ныне известная всему православному миру блаженная Ксения, потеряв в 26 лет любимого супруга, умершего без христианского приготовления, Андрея Феодоровича Петрова, (бывшего певчего придворного хора, служившего в звании полковника) начала подвиг юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Молодая вдова отказалась от всех благ мира, надев на себя одежду супруга, стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим ее: «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Долгие годы блаженная Ксения безропотно несла свой спасительный подвиг, непрестанно молясь, терпеливо переносила насмешки и побои, зной и стужу. За соё великое смирение и любовь к ближним, блаженная Ксения удостоилась великих даров Святого Духа: дара прозорливости и исцеления. По свидетельству современников – её предсказания сбывались, по её молитвам исцелялись больные люди, блаженная помогала в устройстве семейного быта бедных людей. Блаженная Ксения, подвизавшаяся 45 лет в подвиге юродства, отошла ко Господу в самом начале XIX века. Великая подвижница была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь . (Когда началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная тайно по ночам, поднимала кирпичи и складывала на лесах.) Чудеса исцелений по молитвам блаженной Ксении не прекратились и после ее смерти. В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году блаженная Ксения была причислена к лику святых. (День памяти блаженной Ксении – 24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным Источник:  Фома Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным В реальной жизни мы с юродивыми не сталкиваемся, знаем о них либо из житийной, либо из художественной литературы. Между тем в последнее время стало модным называть юродством всякий художественный или общественный эпатаж. Что же такое подвиг юродства в церковном понимании? Кого можно, а кого нельзя считать юродивым? Как относиться к современному " юродству " ? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным. Библейские корни – Владимир Михайлович, откуда вообще взялись понятия " юродство " , " юродивый " ? – Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания – это безумие, это отвержение привычной, " мирской " системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив – нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что " заземляет " христианина.

http://religare.ru/2_94995.html

Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Несмелов является автором учения, которое по существу, представляет первый систематический опыт философского обоснования православной антропологии. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И тем не менее, в силу исторических обстоятельств жизнь и антропология Несмелова остается мало известной. О профессоре Казанской Духовной Академии Викторе Ивановиче Несмелове История Православия знает подвиг мученичества и подвиг святительства, подвиг юродства и подвиг безмездничества. Но подвигом же всегда в нашей Церкви почиталось и исповедничество. Исповедники – это праведники, гонимые за мужественное исповедание веры, восстающие против воинствующего безбожия и обличающие погибельную суть оного, замыслом Божиим сами не увенчанные венцом мученическим, но свидетельствующие о стяжавших таковой. Так определяет Святая Церковь исповедников веры православной. Таковым исповедником является и Виктор Иванович Несмелов – профессор Казанской Духовной Академии, выдающийся русский философ, так и не оцененный в полной мере своими современниками. Несмелов родился в 1863 году в семье священника села Верутновка Сердобского уезда Саратовской губернии. Обычная семья сельского пастыря и столь же проторенная стезя, которой пошел Виктор: начальная школа в родном селе, духовное училище в городе Петровске, Саратовская Духовная Семинария, курс которой он завершил в 1883 году, и, наконец, Казанская Духовная Академия, с которой будет связана лучшая часть сознательной творческой жизни Виктора Ивановича. Незаурядное усердие, живой пытливый ум, Богом данный талант, и, вместе с тем, трезвенность, не позволяющая превозноситься и впадать в гордыню, – все это вкупе не только выдвинуло Несмелова среди выпускников богословского отделения Академии, но и уже при его ученичестве стяжало ему славу первого среди равных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской Кондак 1 Избранная угоднице Христова, святая блаженная Ксение, хвалебное пение ти приносим, чтуще терпение твое и злострадание вольное; ты же, имущи дерзновение ко Господу, во всяких бедах и напастех заступай нас, грешных, взывающих к тебе: Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Икос 1 Равноангельски на земли пожила еси, блаженная мати, по успении мужа твоего, без приуготовления христианскаго внезапу скончавшагося, отвергла еси жизнь мирскую, молящи Бога супруга твоего душу помиловати, подвиг юродства на себе приявши, стяжала еси совершенство духовное. Того ради услыши от нас похвалы сия, тебе возносимыя: Радуйся, Христова угодница, в мире надмирно пожившая; радуйся вся прилоги мира, плоти и диавола победившая. Радуйся, нищету вольную на всю жизнь избравшая; радуйся, сокровище на Небеси имети возжелавшая. Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому, равная; радуйся, от всех людей православных любимая и славимая. Радуйся, о часе смертнем помнити нас призывающая; радуйся, ближняго душу паче мира сего любити нас научающая. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Кондак 2 Видяще странное житие твое, блаженная, яко во цвете младости твоея во одежду мужа твоего усопшаго облеклася еси, именем его нареклася еси, себе умершую быти глаголющи, дом же твой и вся благая земная оставивши, скиталицу себе сотворила еси, сродницы твои безумную тя быти мняху, людие же боголюбивии воспеша: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога ти дарованный, в безумии мнимом сокрыла еси, блаженная Ксение; в суете же града великаго, аки пустынница, пребывала еси, молитвы своя к Богу возносящи непрестанно. Мы же, дивящеся житию твоему, воспеваем ти сице: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога ти данный, на рамо свое приявшая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая. Радуйся, именем мужеским нарекшися, немощи женския отрешившаяся; радуйся, печали и скорби кротце терпевшая. Радуйся, все имение твое бедным людем раздавшая; радуйся, жилище Духу Святому в сердце твоем уготовившая. Радуйся, всем прибегающим к тебе благое утешение; радуйся, от смерти внезапныя избавление. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших.

http://ms.pravoslavie.ru/111396.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров и юродство 13.11.2019 825 Время на чтение 11 минут Юродивым, нагим и оплеванным, осмеянным и поношаемым, над кем последовательно и изощренно издевались, Пречистая являла Свой Покров. История первая. Константинопольская Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы». Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси. А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигуюродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец! С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Иеродиакон Ефрем – один из самых удивительных глинских старцев . В отличие от других подвижников этой замечательной духовной школы, старавшихся быть незаметными и во всем держаться золотой середины, он избрал скорбный и высокий путь юродства. К сожалению, известно об отце Ефреме совсем немного. Приснопоминаемый схиархимандрит Гавриил (Стародуб) видел рукописное жизнеописание старца, но найти его не смог. Предлагаемый вниманию читателей текст является компиляцией, составленной на основании следующих источников: Протоиерей Василий Серебренников. Духовные встречи//Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников. – М.: 1999; Сестры. – М.: Новоспасский монастырь, 2001 г. «Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1: 21) Мать отца Ефрема умерла, когда он был ребенком. Мачеха относилась к нему сурово, в детстве он часто забирался на чердак и подолгу молился. По окончании сельскохозяйственного техникума двадцать лет юродствовал. Жил отец Ефрем в Крыму, работал не по специальности и часто ходил в церковь. Однажды ему приснился знаменательный сон, как из храма выносили иконы. Храм вскоре закрыли. Некоторое время отец Ефрем подвизался в Таганроге. Затем пришел в Глинскую пустынь, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона. Нес послушание ночного сторожа. Изучал святых отцов и достиг преуспеяния в этом делании. В Глинской отец Ефрем прославился своими дарованиями от Бога. Был он прозорлив и имел благодатную непрестанную молитву, причем молился праведник всегда со слезами и умилением. При этом подвиг юродства старец не оставил. Чтобы проверить внутреннюю готовность братии к совместному служению Литургии, отец Ефрем придумывал самые непредсказуемые испытания. Если видел со стороны отцов отрицательную реакцию, то отказывался служить с ним Литургию и, наоборот, если не замечал ни малейшего возмущения, богослужение совершалось, да так благодатно и утешительно, что казалось, оно происходит не на земле, а на небе! Весь храм в это время наполнялся благодатью.

http://pravoslavie.ru/103190.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010